Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Общественная приемная УПП РФ

Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия расположилась в офисе Уполноченного по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия по адресу: г. Магас, ул. К. Кулиева, 15.

График работы: с 9:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00, выходные - суббота, воскресенье.

Телефон: 8(8734)55-05-34

Выдержка из ФЗ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в РФ»

Глава 3. Организация деятельности Уполномоченного

Статья 8

2. Уполномоченный вправе создавать на территории Российской Федерации общественные приемные.

Общественные приемные Уполномоченного осуществляют консультативное информирование заявителей по вопросам оспаривания ненормативных правовых актов, решений или действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

 

 


 Рекомендации

по организации работы «Общественных приемных института Уполномоченного при

Президенте РФ по защите прав предпринимателей» в субъектах РФ

 В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 

«О долгосрочной государственной экономической политике»  до 1 декабря 2012 г. должен быть создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей, осуществляющий свою деятельность на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с указаниями, данными Президентом РФ на Государственном совете 27 декабря 2012 г., «следует обеспечить быстрое, беспрепятственное и, главное, открытое рассмотрение жалоб предпринимателей на необоснованные действия органов власти.

Субъекты Федерации со своей стороны призваны обеспечить всё необходимое содействие в организации региональных общественных приёмных Уполномоченного по защите прав предпринимателей».

Пункт 6. подпункт к) Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета 27 декабря 2012 года: «оказать содействие Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в создании общественных приёмных. Срок – IV квартал 2013 г. Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.»

 Общие положения

Общественная приемная института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей создаётся в регионе с целью содействия Уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее – Уполномоченный) в деятельности по защите прав и законных интересов малого и среднего бизнеса.

Общественная приемная Института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в регионе (далее – общественная приемная) является экспертно-аналитическим и консультационным элементом Института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Общественная приемная может являться самостоятельным юридическим лицом, входить в состав аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе или осуществлять свою деятельность на общественных началах под руководством Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе. Общественная приемная может иметь иные организационно-правовые формы, не противоречащие законодательству.

Методическое обеспечение деятельности общественной приемной осуществляется Аппаратом Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе при поддержке Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

 Цели и задачи Общественной приемной

Общественная приемная создается с целью защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса путем преодоления административных барьеров на пути развития предпринимательства,  ликвидации нарушений прав предпринимателей, повышения правовой грамотности субъектов малого и среднего бизнеса, расширение информирования бизнеса о возможностях государственной поддержки.

Общественная приемная решает следующие задачи:

  • Организация консультаций предпринимателей по вопросам обращения к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • Организация первичной экспертизы по материалам обращения предпринимателей;
  • Организация краткосрочных программ обучения в рамках вопросов защиты прав субъектов малого и среднего бизнеса;
  • Организация распространения информации о типичных случаях нарушения прав субъектов малого и среднего бизнеса и способах их решения;
  • Фиксация отчетности по обращениям субъектов малого и среднего бизнеса для целей дальнейшей аналитической обработки и разработки предложений по корректировке в сфере нормативного регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства.
  • Подготовка материалов (резюме конфликта, экспертное заключение и др.) для последующего направления Уполномоченному по защите прав предпринимателей в регионе. 

 Для осуществления своих полномочий Общественная приемная имеет право:

  • Принимать заявления, жалобы и ходатайства, поступающие в адрес Института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, другую информацию, материалы и документы для рассмотрения и ответа заявителю.
  • Разъяснить заявителю способ и порядок защиты нарушенных прав.
  • Запрашивать и использовать в своей работе необходимую информацию от органов власти региона.
  • Вносить предложения по организации и проведению семинаров, круглых столов и иных мероприятий по вопросам защиты прав и законных интересов малого и среднего бизнеса.
  • Оказать обратившемуся субъекту предпринимательской деятельности иную помощь в соответствии с целями и задачами общественной приемной.

 Организация приема и рассмотрение обращений граждан

Субъекты предпринимательской деятельности направляют свои устные или письменные обращения в установленной форме в общественную приемную по специальному электронному адресу, почте или факсу.

Личный приём предпринимателей ведётся в офисах общественной приёмной. Адрес, телефон и график работы общественной приемной публикуются на Интернет-сайте Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Персональный состав Общественной приемной (консультанты, эксперты) работает на возмездной или безвозмездной основе и формируется с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Если во время приема предпринимателей или рассмотрения их обращений выясняется, что в общественной приёмной невозможно решить поставленные вопросы, предпринимателю разъясняется порядок письменного обращения в структуры, компетентные по данному вопросу.

В Общественной приемной обязательно ведется учет и регистрация личного приема граждан.

В рамках работы по приему обращений целесообразно предусмотреть 2 этапа:

1. Формальный фильтр по приему обращения в работу – проверка обращений на соответствие следующим критериям:

  • соответствие установленной регламентом форме обращения,
  • наличие контактного телефона и координат электронной почты (за исключением лиц, обращающихся из мест лишения свободы);
  • надлежащий заявитель: не физическое лицо в личном статусе (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, либо лица, связанные с юридическим лицом, собственником юридического лица илииндивидуальным предпринимателем);
  • одной из сторон конфликта является орган государственной власти (орган местного самоуправления)
  • существование заявителя;
  • в случае если рассматривается жалоба исключительно на административные дела, наличие решения, действия ОГВ, с которым заявитель не согласен и ранее обжаловал в суде первой инстанции, в досудебном порядке.

Специалист, ответственный за регистрацию входящих документов (секретарь), осуществляет проверку представленных документов на их соответствие требованиям первого формального фильтра. В случае если документы не соответствуют требованиям формального фильтра, специалист, ответственный за регистрацию входящих документов (секретарь), подготавливает письмо о возврате документов заявителю с рекомендацией подготовить обращение в соответствии с установленным порядком по форме жалобы.

В случае если жалоба предпринимателя не содержит информации, достаточной для начала рассмотрения по существу, но содержит контактный почтовый адрес, специалист, ответственный за регистрацию входящих документов (секретарь), подготавливает письмо предпринимателю с рекомендацией подготовить обращение в соответствии с установленным порядком, о чем извещается государственный орган, из которого поступило обращение.

 2. Первичный содержательный фильтр по приему обращения к рассмотрению по существу

Данный фильтр организован в форме первичной правовой экспертизы представляемых документов на:

  • комплектность (наличие решения органа власти или судебного решения для административных дел, наличие документов, подтверждающих позицию заявителя)
  • юридическую грамотность,
  • соответствие профилю работы регионального уполномоченного, в том числе проверка на то, что спор не является частным (корпоративным) спором между предпринимателями;
  • наличие / отсутствие решений Федерального Уполномоченного и регионального уполномоченного по данному заявителю, другим участникам конфликта, по данному обращению,
  • истечение срока давности обращения (3 года),
  • исчерпание заявителем возможности судебного оспаривания решений (в случаеотказа суда третьей инстанции Федеральный Уполномоченный дело к рассмотрению непринимает).

 На этапе первичной правовой экспертизы целесообразно предусмотреть проверку субъекта жалобы:

  • по базе деловой репутации (например, СПАРК Интерфакс),
  • по банку данных исполнительных производств на официальном сайте ФСППРоссии.

 

По результатам первичной правовой экспертизы принимается либо решение об отказе в принятии к рассмотрению дела по существу, либо о принятии дела к рассмотрению по существу. В случае принятия решения об отказе в рассмотрении направляется письмо заявителю. Целесообразно разработать несколько стандартных форм отказа.

Процедура осуществляется Общественной приемной в течение 5 рабочих дней. Результатом этого этапа должна быть подготовка первичного правового заключения, составленного по стандартизированной форме, которое докладывается Региональному  Уполномоченному и после принятия им решения о рассмотрении дела сообщается заявителю.

В случае принятия дела к рассмотрению по существу на этапе первичной правовой экспертизы осуществляется диспетчеризация, которая заключается в осуществлении следующих действий:

  • классификация жалобы,
  • оценке характера преследования предпринимателя (уголовное/административное, до судебного решения / после судебного решения),
  • определение тематического направления (направлений) рассмотрения дела,
  • определение степени «важности» (срочности) рассмотрения дела,
  • переадресация (при необходимости) дела на уровень региональных уполномоченных,
  • переадресация в общественный совет при органах исполнительной власти (далее ОИВ),
  • переадресация в другой орган власти.

 С целью эффективной диспетчеризации поступающих жалоб их целесообразноклассифицировать следующим образом:

1. Уголовные преследования

2. Административное преследование:

2.1. Нарушения при проведении проверок

2.2. Нарушения при оказании государственных услуг

2.3. Нарушения при размещении государственных и муниципальных заказов (федеральная контрактная система)

2.4. Жалобы на рейдерство и коррупцию в органах власти

2.5. Жалобы на действия субъектов естественных монополий

2.6. Жалобы на действия органов власти при распоряжении имуществом

3. Несовершенство законодательства:

3.1. Пробелы правового регулирования

3.2. Неэффективное регулирование

3.3. Противозаконные акты Собственно для рассмотрения жалобы по существу, материалы обращения направляются в Аппарат регионального Уполномоченного.

 Обеспечение деятельности общественной приемной

Общественная приемная может финансироваться за счет привлечения средств выделяемых субъектам РФ для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в рамках Приказа Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются для финансирования мероприятий, осуществляемых в государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» (далее - конкурс).

В рамках данной работы можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Участие Субъекта РФ в конкурсе на общих основаниях, согласно порядку и материалам конкурсной документации, публикуемым Минэкономразвития России

Задачи региональных Уполномоченных:

Включить в программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъекта РФ мероприятия направление на консультационную поддержку субъектов МСП в рамках работы института Уполномоченного

Возможные формулировки представлены ниже:

  • Оказание неотложной консультационной поддержки субъектам МСП по вопросам преодоления административных барьеров, в том числе по вопросам контрольно-надзорных мероприятий, досудебной и судебной защиты, представления интересов в государственных и муниципальных органах;
  • Расширение доступа субъектов МСП к консультационным услугам, оказание им правовой и другой консультационной помощи;
  • Консультирование субъектов МСП, в том числе посредством создания и организации работы «общественных приемных» Уполномоченных по защите прав предпринимателей в части оказания помощи МСП;
  • Содействие развитию организаций инфраструктуры поддержки субъектов МСП, консультационное обеспечение субъектов МСП

Порядок действий:

  • Определение мероприятия, в рамках которого возможно организовать работу в субъекте РФ в рамках программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе;
  • Проработка ответственным органом региональной власти и региональным Уполномоченным перечня типовых услуг, плана работ по разворачиванию «общественной приемной», требований к подрядчику и персоналу, определение планового объема работ и бюджета по данной программе;
  • Внесение изменений в программу государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе;
  • Подготовка пакета документов для получения средств из федерального бюджета в рамках утвержденного Приказа Минэкономразвития России № ____ от _____. «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются для финансирования мероприятий, осуществляемых в государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации»;

Этап 2.Организация проведения государственного и (или) муниципального заказов на оказание консультационной поддержки МСП, в том числе по вопросам правовой защиты законных прав и интересов СМП.

Заказ размещает (в зависимости от конкретного региона):

  • ОИВ региона, ответственный за исполнение программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъекта Российской Федерации

Подрядчиками могут выступать:

  • Объекты инфраструктуры поддержки МСП (например, региональный многофункциональный центр по поддержке МСП);
  • Общественные объединения предпринимателей (ПТТ, Деловая Россия, ОПОРА, РСПП, др.);
  • Региональные центры общественных процедур «Бизнес против коррупции»;
  • Иные уполномоченные организации (имеющие право оказывать/организовывать оказание консультационных услуг в сфере защиты прав предпринимателей).

Задачи региональныхУполномоченных:

  • Оценить объем работ по данной программе и бюджет;
  • Оказать методическую, информационную, организационную и иную поддержкупрофильным РОИВ на этапе разработки, запуска и реализации программы;
  • Проводить контроль работы по данной программе;
  • Совместно с аппаратом Уполномоченного и общественными омбудсменами по направлениям и Департаментом развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России, осуществлять аналитическую обработку результатов деятельности в рамках программы по итогам года.

Порядок действий:

  • Содействовать профильным ОИВ в подготовке ТЗ и документации для проведения государственного и (или) муниципального заказов на оказание консультационной поддержки МСП, в том числе,  по вопросам правовой защиты законных прав и интересов СМП;
  • Разворачивание работы по консультированию и экспертизе обращений МСП в рамках программы «Общественная приемная»;
  • Разработка и запуск краткосрочных программ обучения предпринимателей в рамках программы;
  • Осуществление методической, информационной и организационной помощи профильным РОИВ и региональным Уполномоченным со стороны Института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
  • Размещение информации о текущей деятельности в рамках программы на сайтах;
  • Сбор данных о деятельности в рамках программы;
  • Составление аналитического отчета по итогам года;
  • Предоставление информации для целей разработки Ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

В точки зрения кадрового обеспечения работы общественной приемной целесообразно предусмотреть не менее 3 специалистов: секретаря для приема обращений и реализации задач первого фильтра и 2 юристов для реализации задач содержательной работы с обращениями (второй фильтр).