Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия

Бизнес-омбудсмен Мурат Хаматханов провел выездную встречу с предпринимателями

Атм

 Бизнес-омбудсмен Мурат Хаматханов совместно с исполнительным директором Торгово-промышленной палаты Республики Ингушетия Мусой Гадиевым посетили ряд местных предприятий, среди которых ООО «АТМ», ТПК «Строймаркет», «Колбасный цех Олиговский», ООО «Молоко Ингушетия», предприятие по производству и реализации кондитерской и кулинарной продукции - «Для Гурманов», а также специальный салон для обслуживания людей с ограниченными возможностями – салон красоты «Амина».

 

Встречи с представителями бизнеса в Ингушетии были организованы с целью контроля за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей, а также с целью их правового просвещения о важных изменениях, происходящих в законодательстве Российской Федерации.

Мурат Хаматханов напомнил предпринимателям о целях и задачах Омбудсмена, о том, что эта должность создана специально для защиты их прав и законных интересов. И если их права нарушаются, они не должны опускать руки, когда не удается защитить свой бизнес самостоятельно, а должны обращаться в Аппарат Уполномоченного. Однако многие представители бизнеса Ингушетии не используют предоставленную им возможность. Главным образом, это следствие не информированности субъектов предпринимательства о существовании такого органа, а также их неуверенность в том, что им помогут безвозмездно получить любую юридическую помощь и решить, ставшие на пути развития их бизнеса, проблемы.

Предприниматели вкладывают огромные усилия, тяжело трудятся, создавая и развивая успешный бизнес, они поддерживают экономику своей родного региона и создают рабочие места, поэтому бизнес-омбудсмен делает все возможное для их поддержки. Также, М. Хаматханов обратил внимание слушателей на возможности участия Уполномоченного в судебных процессах на стороне предпринимателей и привлечения Уполномоченного для участия в проверках, проводимых органами государственного контроля и надзора. Предприниматели узнали о нововведениях в законодательстве и обсуждаемых законодательных инициативах.

Первым было посещено предприятие, наладившее производство алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления мощностью более 3 млн секций в год – завод ООО «АТМ». Завод был открыт в промышленной зоне города Карабулак и введен в эксплуатацию совсем недавно. Благодаря открытию нового промышленного предприятия было создано почти сотня рабочих мест. В виду сложившейся в последние годы политики по замещению импортной продукции – продукцией местного производства, а также дефициту качественных биметаллических радиаторов на российском рынке и высокой стоимостью импорта, открытие завода, выпускающего конкурентоспособную продукцию, имеет огромное значение для развития республики.

Затем был посещено предприятие, ТПК «Строймаркет», которое занимает в регионе лидирующие позиции по производству и реализации строительных и отделочных материалов. Это развитая сеть инфраструктуры с производственными, складскими и торговыми площадями. Общая численность предприятия, которое функционирует с 2004 года, около 100 человек

Далее делегация направилась на комплекс по производству и реализации молока и молочной продукции – ООО «Молоко Ингушетия». Завод по переработке молока, входящий в молочный и мясной комплекс, обеспечивает население республики высококачественной молочной продукцией. Проектная мощность завода – 30 тонн молока в сутки. Продукция этого производства благодаря своему высокому качеству, а также превосходному вкусу очень востребована как в самой республике, так и за её пределами.

Торгово-производственное предприятие "Для Гурманов" стало следующим по очереди, которое посетил Бизнес-омбудсмен совместно с исполнительным директором ТПП РИ. Предприятие ориентировано на производство высококачественных продуктов питания и кондитерских изделий ручной работы из натуральных продуктов без применения синтетического сырья и заменителей. Предприятие функционирует с 2003 года. С момента запуска производства было открыто несколько фирменных магазинов, где реализуется собственная продукция предприятия

Еще одним предприятием, посещенным Уполномоченным, стал «Колбасный цех Олиговский», руководителем и основателем которого является Олигов Алихан Хаматханович. «Колбасный цех Олиговский» - это семейный бизнес по производству и реализации копченой и полукопчённой продукции. Цех успешно функционирует с 2004 года. За годы работы, благодаря высокому качеству, продукция цеха прославилась на всю республику, заняв устойчивое место в своей нише. Этот бизнес имеет огромные перспективы развития и расширения, не только за счет увеличения объема выпускаемой продукции, но и за счет расширения ассортиментной линии продуктов.

Для Ингушетии, как и для любого другого региона, имеет огромное значение развитие социально значимого бизнеса. В этом направлении два года назад Ахильгова Мадина решила вести свою предпринимательскую деятельность, открыв  салон красоты «Амина». Мадина пережила страшную аварию, из-за которой лишилось возможности передвигаться самостоятельно. Но она не утратила силы духа и разработала проект этого салона. Помощь запуску проекта оказали предприниматели – члены ТПП РИ, без которой воплотить в жизнь такую прекрасную идею не было бы возможности. Салон был создан с благородной для общественности целью – обслуживание людей с ограниченными возможностями. Салон ведет свою деятельность с 2015 года, в нем созданы все необходимые условия для обслуживания инвалидов.

Встречаясь с предпринимателями, Мурат Хаматханов у каждого интересовался, не создаются ли какие-либо помехи работе их бизнеса, попросил их в случае возникновения проблем или при необходимости оказания им помощи, обращаться в Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РИ. Ведь главная задача М. Хаматханова, как Бизнес-омбудсмена – проследить, чтобы не создавались административные барьеры, препятствующие успешному развитию бизнеса, не проводились излишние проверки контрольно-надзорными органами и недобросовестные чиновники не злоупотребляли своими служебными полномочиями.

Уполномоченный заверил предпринимателей, что заявление любого из обратившихся, будет рассмотрено в максимально короткие сроки и будет сделано все возможное для разрешения проблем, мешающих нормальному функционированию предприятия. Владельцы бизнесов поблагодарили Уполномоченного за оказываемую им поддержку и пообещали, в случае возникновения проблем, обращаться к Бизнес-омбудсмену, а директор  предприятия «Для Гурманов» Хутиева Аза Борисовна выразила желание в ближайшие дни прийти в Аппарат Уполномоченного для получения помощи в решении возникших у ее бизнеса проблем.

Путин дал поручения по госзакупкам

на сайт 05 05 Президент поручил правительству обеспечить принятие Госдумой в весеннюю сессию поправок к закону "О контрактной системе в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

  В частности, нужно предусмотреть с 1 июля 2018 года право заказчиков на проведение процедур определения поставщиков (подрядчиков,  исполнителей) в электронной форме, а с 1 января 2019 года - соответствующую обязанность заказчиков, следует из опубликованного на  сайте Кремля документа.

Кроме того, глава государства поручил завершить работу по созданию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Доклад нужно подготовить к декабрю.

К этому же сроку правительство должно представить предложения о возможности распространения принципа сопоставимости цен лекарств, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на иные группы товаров, работ, услуг.

Кабмину со Счетной палатой поручено рассмотреть вопрос о целесообразности установления единого срока вступления в силу поправок в законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Источник: https://rg.ru/2017/05/05/putin-dal-porucheniia-po-goszakupkam.html 

Оперативные штабы будут решать проблемы с внедрением онлайн касс

 на сайт 25 04 кктИнститут уполномоченных по защите прав предпринимателей и налоговые органы будут  контролировать и решать вопросы, связанные с внедрением онлайн касс в режиме работы  оперативных штабов. Об этом на конференции "Онлайн кассы: новые возможности ритейла"  объявил глава ФНС Михаил Мишустин. По его словам, необходим оперативный контроль за тем,  как внедряется закон.
 Как пояснил Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов,  штабы будут созданы на базе офисов уполномоченных по защите прав предпринимателей в    субъектах РФ. Они будут принимать, рассматривать и с максимально возможной быстротой все  вопросы, возникающие у предпринимателей в связи с внедрением онлайн касс. Работа будет    вестись во взаимодействии с налоговыми органами и региональными властями.
«Это действительно технология прорыва. Мы очень часто используем это понятие «Big Data» – большие данные. Это как раз то, что будет нас двигать вперед в новой экономике. Во-первых, анализ такого количества чисел огромное подспорье для государства – оно видит свою экономику. Во-вторых, это очень важно и для бизнеса – видеть где, когда, почем, в каких объемах, через какие торговые точки, в каких регионах продается товар, причем, не только свой, но и конкурентов. Вся эта информация должна быть открыта», - заметил Борис Титов, говоря о необходимости внедрения онлайн касс.
Вместе с тем, Титов коснулся вопроса дополнительных издержек, которые ложатся на предпринимателей в связи с внедрением онлайн касс. В частности, речь идет о высокой стоимости самих аппаратов (сейчас удалось добиться ее снижения в два раза) и фискальных накопителей – обязательные устройства для шифрования и защиты данных. Бизнес-омбудсмен призвал рассмотреть возможность использовать альтернативные технологии.
Титов добавил, что бизнес не заинтересован в конкуренции с нелегальным предпринимательством. И для максимальной эффективности просто необходима поддержка со стороны государства: реальные изменения делового климата, реальные изменения налоговой системы, реальные изменения в системе административного регулирования и снятие излишней отчетности.

Экономические санкции: как вести бизнес в условиях кризиса

санкции В условиях кризиса организации стараются сокращать расходы и снижать налоговую нагрузку. К примеру, развивают новые  виды деятельности, а первые убытки переносят на будущее, тем самым снижая налогооблагаемую прибыль. Или часть  помещений в собственном офисе сдают в аренду, чтобы получить дополнительный доход.

 Но даже когда дополнительных возможностей «вытянуть» бизнес нет, есть универсальные методы для любой организации:

  •   оцените своих поставщиков;
  •   пересмотрите покупателей;
  •   проверьте условия договоров;
  •   проведите инвентаризацию заемных средств.

   Как работать в условиях санкций и кризиса.

 Для российских организаций, которые ввозили товары, попавшие под санкции, мало что меняется, если найти аналоги. Если нет возможности найти отечественный аналог, тогда стоит проанализировать международный рынок. Из всех производителей, на кого не распространяется запрет, выберите подходящий по качеству и цене.

Советуем разработать несколько моделей развития бизнеса, учитывая возможные события:

  •  Разработать отмену санкций,
  • Разработать их продление или усиление.

Это будет конкретный план действий, который сократит негативные последствия для организации.

Чтобы минимизировать риски, стоит начать с проверки контрагентов. То есть выяснить, есть ли среди них те, которые попали в санкционный список или которые могут позже там оказаться.

 

 

Советы

1

Отфильтруйте поставщиков.

 

·        Из-за роста цен не каждая организация может продолжить сотрудничать с прежними поставщиками. Пересмотрите своих поставщиков. Возможно, Вы найдете кого-то, чьи цены выгоднее.

·        Проблемных поставщиков исключите из контрагентов. К ним относятся те, кто нарушает срок поставки, отгружает некачественный товар.

·        Стоит пересмотреть и положения об ответственности за подобные нарушения и установить штраф.

·        При заключении новых договоров есть возможность снизить договорные санкции в случае просрочки платежа.

·        Поставщик требует повышения цены? Можно ответить отказом и настоять, чтобы цены остались прежними. Сделать это точно удастся, если договор заключен в твердой цене и не предусматривает ее изменение. В противном случае можно просто не подписывать дополнительное соглашение по увеличению цены.

Если условие о повышении цены в договоре все же есть, проверьте:

ü  есть ли основания для увеличения цены;

ü  наступили ли обстоятельства увеличения цены;

ü  обоснована ли сумма, на которую увеличена цена товара (статьи 450–451 ГК РФ).

·        Можно застраховать себя от риска роста цены, если полностью заплатить контрагенту до того, как он отгрузит товар. В таком случае обязательство будет исполнено (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Однако из этого правила есть исключение – это случай, когда договор предусматривает, что поставщик может повысить цену товара в случае роста себестоимости.

·        Способ пересмотра цены следует также прописать в договоре. Например, так: «Стороны пересматривают цену договора при изменении стоимости сырья более чем на 10 процентов». Если этого не сделать, то цену по умолчанию определят исходя из соотношения себестоимости на момент заключения договора и на момент передачи товара (п. 3 ст. 485 ГК РФ).

2

Пересмотрите покупателей.

 

В кризис спрос на продукцию падает. Поэтому важно иметь стабильных покупателей.

·        Пересмотрите договоры с теми, кто задерживает платежи. Если суммы долга существенны для Вашей организации, обсудите с руководством, стоит ли сотрудничать с теми, кто нарушает договор. Лучше сконцентрироваться на крупных и платежеспособных покупателях.

·        При этом не повышайте цены резко и часто, покупатели могут найти альтернативные товары.

·        Даже в условиях кризиса можно привлекать покупателей скидками и бонусами. Они будут видеть Ваше преимущество. Но само собой, от снижения цены не должно страдать качество.

·        Пересмотрите в договоре ответственность на тот случай, если покупатель не исполняет свои обязанности. Покупатель вовремя не оплатил товар? С него можно взыскать санкции. Даже если договор не предусматривает ответственность, с покупателя можно потребовать проценты за пользование чужими денежными средствами.

3

Застрахуйте договоры или расторгните их.

 

·        Проверьте договоры на импорт. Рост цен на импортную продукцию – это сигнал к тому, чтобы поискать отечественные аналоги.

·        Если это невозможно, застрахуйте договор. Например, с помощью фьючерсов. Такие договоры позволяют фиксировать курс валюты. В результате чего стороны выполнят свои обязательства по заранее установленному курсу, даже если он будет невыгодный. В противном случае курс определяют на дату фактического платежа (п. 2 ст. 317 ГК РФ).

·        Если Вы не успели застраховать договор, а цена негативно сказывается на финансовых возможностях, тогда попробуйте расторгнуть договор с контрагентом, сославшись на существенное изменение обстоятельств. То есть если бы Вы знали о курсе, то такой договор бы не заключили (ст. 451 ГК РФ). Как правило, контрагент находится в той же кризисной ситуации и подобная сделка ему невыгодна. А вот оспаривать такой договор в суде, смысла нет. Судьи не считают, что рост курса валют дает основания расторгать договор. Поэтому лучше, конечно, договориться с контрагентом.

·        Чтобы убедить контрагента, что работать с Вашей организацией сейчас не выгодно, можно представить ему документы из органов статистики о повышении цен. А также бухгалтерскую отчетность, показатели которой свидетельствуют об ухудшении финансового положения организации.

4

По максимуму закройте кредиты.

 

·        Вы можете повысить финансовую устойчивость организации, сократив заемные средства.

·        Если все же без них невозможно, выберите банк, который не завышает процентные ставки.

·        От валютных кредитов лучше отказаться, погасите их досрочно.

·        Если Вы не сможете выполнить свои обязательства, сообщите об этом банку. Не исключено, что Вы найдете компромисс, так как в сложной экономической ситуации банк также заинтересован в сотрудничестве с Вами.

Помните, что банк вправе повысить проценты в одностороннем порядке, только если такое условие предусмотрено в договоре (п. 1 ст. 819 ГК РФ).

 

Ø  Какие экономические санкции сейчас введены.

Экономические санкции введены против некоторых: российских организаций; российских банков; российских граждан; товаров, которые ввозили в Россию ранее. Перечень основных санкций отражен в таблице:

Страна

Санкции, введенные этой страной для России

США

§  Запрет на поставки:

ü  продукции двойного назначения. Это товары и технологии, которые можно использовать в военных целях;

ü  космических аппаратов;

ü  пищевых товаров сельскохозяйственного производства.

§  Есть санкционные списки российских граждан, кому откажут в визе и чье имущество заморожено.

§  А также списки организаций, с кем прекратили сотрудничество. Официально они размещены на сайтах иностранных ведомств.

Канада

§  Прекратила сотрудничество с Россией в военной сфере.

§  Запрет на поставки пищевых товаров сельскохозяйственного производства.

§  Санкционные списки российских:

ü  граждан, кому откажут в визе и чье имущество заморожено;

ü  организаций, с кем прекратили сотрудничество.

Евросоюз

§  Приостановил сотрудничество с Россией:

ü  в военной сфере;

ü  по вопросу облегчения визового режима.

ü  Запрет на поставки:

ü  предметов военного назначения;

ü  пищевых товаров сельскохозяйственного производства.

§  Санкционные списки российских:

ü  граждан, кому откажут в визе и чье имущество заморожено;

ü  организаций, с кем прекратили сотрудничество.

Япония

§  Приостановила переговоры по вопросу:

ü  упрощения визового режима;

ü  инвестиций.

§  Санкционные списки российских граждан, кому откажут в визе.

Австралия

§  Санкционные списки российских граждан, кому откажут в визе и чье имущество заморожено.

Норвегия, Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн.

§  Присоединились к санкциям Евросоюза

 

Ø  Ответные меры России.

В отношении ряда стран в России приняли следующие меры:

 

 

Комментарии

1

Евросоюз

 

§  Указом Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 запретили ввозить из вышеперечисленных стран сельскохозяйственную продукцию и отдельные виды другой продукции. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778.
В частности, это мясо крупного рогатого скота, свинина, рыба, молоко и молочная продукция, овощи, фрукты, орехи, сыры, творог, соль и морская вода.
§  Сейчас ограничение действует до 31 декабря 2017 года. Это связано с аналогичными действиями Совета Евросоюза.
§  Продукцию из запрещенного списка нельзя ввозить не только из стран-санкционеров, перечисленных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778. Но и из тех стран, которые введут свои санкции против России в дальнейшем или присоединятся к уже действующим. Такая мера действует с 6 августа 2015 года по Указу Президента РФ от 29 июля 2015 г. № 391. Если запрещенный товар из этих стран ввезти в Россию, его нужно будет уничтожить. Запрет не распространяется:
ü  на граждан, которые ввозят продукцию для личных нужд;
ü  на продукцию, которая проходит через Россию транзитом для третьих стран.
Но если у таможенников нет оснований, что страной конечного потребления будет третье государство, а не Россия, товар могут и не пропустить;
ü  на товары для детского питания и для его производства. Это указано в примечании к перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778.

2

Турция

 

§  Для защиты интересов России Указом Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 санкции ввели против Турции. В результате с 1 января 2016 года:
ü  запретили ввозить в Россию турецкую сельскохозяйственную продукцию. В частности, это фрукты, овощи, мясо птицы. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. №1296;
ü  ограничили деятельность турецких организаций в России. Под запрет, в частности, попала деятельность турагентств, гостиниц, а также деятельность в сфере строительства, архитектуры и инженерно-технического проектирования. Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457.
§  Санкции затронули и трудовые отношения. С 2016 года запрещено принимать на работу граждан Турции. Из этого правила есть исключения. Это работодатели, которые могут нанимать граждан Турции. Они есть в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1458. В этом постановлении два списка организаций:
ü  в первом указаны те, которые обязаны соблюдать ограничения по численности сотрудников – граждан Турции.
Например, если на 31 декабря 2015 года в организации работали граждане Турции – 50 человек, то и в 2016 году количество таких сотрудников – максимум 50 человек;
ü  во втором – организации, которые могут заключить трудовой договор с гражданами Турции без ограничений по численности.
Источник: "Навигатор успеха" ТПП РФ

 

Банкротство компании и ответственность руководителя

 Сделаем обзор изменений внесенных в Закон о банкротстве, которые вступают в силу летом 2017 года и касаются ответственности собственников и руководителей компаний.
  •   Компанию с долгами бросить нельзя.
Одно из важных изменений: руководитель не сможет бросить компанию с долгами без последствий.
·        С 28 июня 2017 года начнет действовать п. 3.1 статьи 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Эта норма позволит привлечь к субсидиарной ответственности лиц, контролировавших компанию, исключенную из ЕГРЮЛ.
·        Заявителям при этом придется доказать, что компания не исполняла обязательства из-за недобросовестных или неразумных действий контролирующих лиц.
·        Какие вопросы остаются нерешенными:
  •   идет ли речь об «обычной» (ст. 399 ГК РФ) или банкротной субсидиарной ответственности;
  •  множество процедурных вопросов применения этой новой нормы, начиная от вопроса подведомственности споров, заканчивая порядком определения сроков давности.
 
v  Как происходит эта процедура сейчас? 
·        До настоящего времени предприниматель избавлялся с минимальными затратами от компании с долгами, оставляя от нее лишь пустую юридическую оболочку. Компания:
  •   переводится на «номиналов»;
  •   возможно, меняет регион «прописки»;
  •   полностью прекращает деятельность, в том числе перестает сдавать отчетность.
·        Компания, по сути, ликвидировалась без процедуры ликвидации (без прохождения налоговой проверки, извещения кредиторов и т. д.), т.к. по общим правилам, если юридическое лицо не сдавало отчетность более одного года, то оно может быть исключено из ЕГРЮЛ. В итоге:
  •  С такой компании невозможно взыскать долги;
  • Вне банкротства невозможно привлечь руководителей и собственников к субсидиарной ответственности;
  •  Банкротить брошенные компании – затея крайне невыгодная.
 
  •   Новые возможности кредиторов для привлечения к субсидиарной ответственности. 
·        С 28 июня 2017 новая норма позволит подавать заявления о привлечении к субсидиарной ответственности даже если:
  •   Банкротство завершено;
  •   Банкротство прекращено из-за отсутствия средств на оплату расходов,
  •   Суд возвратил заявление о признании должника банкротом.
Фактически законодатель закрепил и ввел в русло закона практику, которую пыталась в последние годы сформировать ФНС. Налоговая служба привлекала к субсидиарной ответственности руководителей компаний, в отношении которых процедура банкротства или уже завершилась, или была прекращена.
 
v  А как сейчас? 
Согласно п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве, привлечь к субсидиарной ответственности возможно только в рамках процедуры банкротства. Поэтому, если кредиторы не успели инициировать рассмотрение вопроса о субсидиарной ответственности до завершения банкротства, если суд возвратил заявление о банкротстве или прекратил производство по делу, поскольку нечем оплатить судебные расходы, то потенциальные ответчики могут не беспокоиться за свое имущество.
 
  •   Взыскание убытков без банкротства. 
·        Новая норма касается возможности вернуть долги без процедуры банкротства. Речь идет об убытках, которые неправомерно причинили должнику контролирующие лица (п. 5.8 ст. 10 Закона о банкротстве).
·        Если процедура банкротства не завершилась (из-за нехватки средств или возврата заявления о признании банкротом), то сумма убытков, причиненных должнику неправомерными действиями контролирующих лиц, может быть взыскана в пользу кредитора. Для этого кредитору достаточно:
  •   заявить соответствующее требование;
  •   доказать причинно-следственную связь между «неправомерными действиями руководителя» и «возникновением убытков у должника».
·        В результате кредитор:
  •   сможет получить сумму, которая, возможно, целиком покроет долг;
  •   не обязан делиться с другими кредиторами;
  •   не будет ограничен суммой долгов, которые образовались с момента, когда истек срок на подачу обязательного заявления о банкротстве должника (ст. 9 Закона о банкротстве).
·        Новая норма не обязывает доказывать связь между неправомерными действиями руководства компании-должника и образованием долга кредитора. Однако не исключено, что суды будут требовать доказать эту связь.
v  А как сейчас? 
Сейчас взыскать долги и вернуть их в конкурсную массу может арбитражный управляющий (п. 1, абз. 3, подп. 5, 7 и 8 статьи 10 Закона о банкротстве).
  •   Вывод. 
·        Очевидно, с помощью Закона № 488-ФЗ законодатель хотел упростить порядок взыскания долгов «несостоятельных» компаний. Кредиторам (главным образом, конечно, в лице ФНС) дали возможность взыскивать долги сразу с контролирующих лиц вне продолжительной и затратной процедуры банкротства.
·        Кроме того, кредиторы смогут заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства, если в рамках процесса о несостоятельности такое заявление подано не было.
Оценить эти изменения можно по-разному. С одной стороны, у кредиторов появилось больше возможностей получить причитающиеся им средства. С другой стороны, собственники и руководители (даже добросовестные) теперь еще больше рискуют своим имуществом. Ответственность в бизнесе становится все более жесткой и неотвратимой.
 Источник: "Навигатор успеха" ТПП РФ