Оказание мер социальной поддержки в субъектах рф

Социальной поддержкой можно назвать меры, которые предпринимаются, чтобы удовлетворить социальные потребности человека. В перечень лиц, которые могут получить подобную поддержку, входит достаточно много людей, рассчитывающих на помощь со стороны государства.

Оказание мер социальной поддержки в субъектах РФ

Но, социальная защита предусматривается для лиц, не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно, у которых возникли временные жизненные трудности и т.д. Рассмотрим подробнее само понятие социальной поддержки, а также категории людей, рассчитывающие на её получение.

Что такое социальная поддержка?

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан – гарантия, предоставляемая государством, что лица, оказавшиеся в затруднительном положении или относящиеся к особым категориям, получат помощь в материальном или натуральном виде. Гражданам, относящимся к особой группе, начисляют ежемесячные выплаты, предлагают пособия или предоставляют гуманитарную помощь.

Оказание мер социальной поддержки в субъектах РФ

Социальная поддержка может быть как на бессрочной, так и срочной основе, на протяжении определенного промежутка времени. Этот момент заранее оговаривается. По окончанию срока, если состояние гражданина не улучшилось или его социальный статус по-прежнему подразумевает необходимость в помощи, то срок поддержки продлят.

Какие категории граждан могут получить социальную поддержку?

Соответственно, не каждый человек может претендовать на социальную поддержку. Преимущественно к группам, которым предоставляется помощь со стороны государства, относятся малоимущие лица, инвалиды, федеральные и региональные льготники. В зависимости от их социального статуса, а также жизненной ситуации, предоставляется разная поддержка, как материальная, так и натуральная.

Малоимущие

Количество людей с финансовыми проблемами существенно возросло за последние пять лет. Это связано со многими аспектами: трудности в поиске работы, сокращение, отсутствие постоянного заработка или отсутствие физической возможности.

Но уклон особенно делается на следующие категории граждан:

  • Лица, имеющие детей. Малоимущие граждане с детьми представляют для государства особый интерес, поэтому их поддержка является приоритетным направлением. При рождении ребенка предоставляется материнский капитал, а также присутствуют ежемесячные пособия на содержание малыша. В дополнение можно получить льготы на медицинское обслуживание и бесплатный проезд в общественном транспорте.
  • Лица, оставшиеся без места жительства. К этой категории относятся военные, принимающие участие в боевых действиях, люди с ограниченными физическими возможностями, а также престарелые лица. С помощью государства они могут получить средства на приобретение жилища или же саму жилплощадь.
  • Осиротевшие дети. Сюда относятся отказники, дети, проживающие в приютах. По достижению 18-ти лет они могут рассчитывать на получение жилплощади в установленном порядке.

Преимущественно помощь малоимущим лицам осуществляется натуральная, но и предусмотрен целый ряд пособий.

Инвалиды

Лица с ограниченными физическими или умственными способностями (инвалиды) могут рассчитывать на различную социальную поддержку: бесплатную медицинскую помощь, реабилитацию, производство средств, которые облегчают ведение быта, получение жилплощади и, конечно же, пособия и денежные выплаты.

В зависимости от категории инвалидности будет происходить расчет оказываемой социальной поддержки.

Федеральные льготники

К федеральным льготникам относится группа лиц, которым предоставляется социальная помощь по разным причинам. Рассчитывать на этот вид помощи могут такие категории граждан:

Оказание мер социальной поддержки в субъектах РФ

  • герои СССР;
  • почетные обладатели ордена Славы;
  • лица, находящиеся в плену во время войны;
  • родственники или члены семьи участников боевых действий;
  • лица с ограниченными физическими или умственными способностями;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • лица, ставшие донорами (не все).

Преимущественным видом помощи является пособие, выплаты, в нередких случаях – обеспечение жилплощадью или улучшение жилищных условий.

Региональные льготники

Второй группой, которой положена социальная поддержка, являются региональные льготники. К ним относятся ветераны труда, ликвидаторы последствий катастрофы в ЧАЭС и труженики тыла.

На особом положении находятся ликвидаторы последствий катастрофы ЧАЭС. Они или члены их семьи могут претендовать на несколько ежемесячных выплат. Родственники пострадавших ликвидаторов могут рассчитывать только на одну ежемесячную выплату на бессрочной основе.

Социальная поддержка, предоставляемая федеральным и региональным льготникам, преимущественно осуществляется на бессрочной основе. Сроки устанавливаются только в исключительных случаях, когда состояние человека, требующего помощь, может улучшиться.

Какие есть дополнительные виды социальной поддержки

Дополнительная социальная помощь оказывается преимущественно не государством, а частными фондами, которые устраивают общественные сборы и после распределяют полученные средства между нуждающимися людьми в финансовом или гуманитарном виде.

Деятельность подобных фондов является исключительно добровольной, они не обязуются помочь каждому нуждающемуся, а делают это исходя из собственных соображений.

Со стороны государства также присутствует несколько дополнительных видов социальной поддержки. К примеру, осиротевшим детям и попавшим в приют, по достижению совершеннолетия предоставляется квартира или небольшой частный дом. Соответственно, процесс происходит в порядке живой очереди, ждать свою жилплощадь сиротам придется от 2-х месяцев до нескольких лет.

Еще один вид дополнительной помощи – льготная ипотека. Понижается процентная ставка, меньше сумма выплат, предоставление на более длительный срок. Поддержка предусмотрена молодым семьям.

Многодетные семьи могут получить небольшой земельный участок для дальнейшего строительства на нём. Более того, земля переходит к ним во владение на бессрочный период и будет передана по наследству их детям.

Существует особое пособие на погребение, которое также считается дополнительным видом социальной поддержки. Пособие является компенсацией расходов на похороны почивших родственников.

Финансовая поддержка осуществляется при поддержке Фонда социального страхования РФ или других компетентных организаций. Для получения выплаты необходимо подать некоторые документы и прошение на получение пособия.

Оказание мер социальной поддержки в субъектах РФ

Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах в 2022 году

Социальная поддержка в регионахЛьготные категории гражданМеры социальной поддержки

Меры социальной поддержки граждан и льготы в регионах предоставляются как в рамках переданных федеральным центром полномочий, так в рамках регионального законодательства.

Действующая система социальной защиты населения в регионах носит преимущественно категорийный характер. На региональном уровне оказывается социальная поддержка таким категориям граждан, как:

  1. ветераны труда;
  2. труженики тыла;
  3. ветераны военной службы;
  4. участники вооруженных конфликтов в мирное время;
  5. члены семей погибших;
  6. лица, удостоенные региональных почетных званий, и имеющие особые заслуги;
  7. реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  8. доноры (кроме граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР»);
  9. пенсионеры, не относящиеся к льготным категориям;
  10. лица пожилого возраста старше 80-ти лет;
  11. граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
  12. граждане, страдающие социально-значимыми, хроническими и тяжелыми заболеваниями;
  13. дети из отдельных категорий семей (многодетные семьи, одинокие матери, студенческие семьи, семьи с родителями-инвалидами и т.п.);
  14. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством);
  15. беременные женщины и кормящие матери;
  16. малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане;
  17. обучающиеся лица, студенты и некоторые другие категории граждан.

В последнее время усиливается адресный принцип оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам страны.

Усиление адресности в условиях финансового дефицита и в целях повышения эффективности использования имеющихся средств предполагает, с одной стороны, сокращение количества людей, имеющих право на получение социальной помощи, а с другой стороны, оказание действенной, реальной поддержки наиболее бедным семьям. Адресный подход подразумевает направление социальных пособий и льгот группам лиц, пользующихся приоритетом с точки зрения социальной политики.

В настоящее время в субъектах РФ действует система социальной помощи, основанная на региональных программах социальной защиты населения, методология которых была разработана в начале 90-х годов.

Содержание региональных программ социальной защиты населения, их структура и основные направления оказания помощи во многом определяются состоянием социально-экономической ситуации в конкретном регионе.

Основными блоками региональных программ являются меры по социальной защите:

  • всего населения в регионе;
  • трудоспособного населения;
  • нетрудоспособного населения;
  • граждан, попавших в сложные жизненные ситуации.

Меры, рассчитанные на защиту всего населения, направлены на обеспечение важнейших социальных гарантий в области здравоохранения, образования, жилья и культуры, а специальные меры по защите трудоспособного населения обеспечивают, прежде всего, защиту от массовой безработицы.

  • «Единая Россия» выполнила половину показателей народной программы на 2022 годИтоги реализации народной программы «Единой России» за первое полугодие 2022 года представили на заседании Программной комиссии партии под председательством Дмитрия Медведева. В рамках ее реализации уже построено и модернизировано более 1100 социальных объектов: школы, детские сады, медучреждения,…
  • Меры социальной поддержки должны стать доступнееПарламентарии от фракции ЛДПР выступили с заявлением о необходимости упрощения в стране процедуры получения социальных льгот. Руководитель фракции ЛДПР в Магаданской областной Думе Роман Исаев считает, что сегодня в России есть техническая и правовая возможность организовать процесс без сбора пакета документов, а только на основании заявления или даже без него.
  • Индексация детских пособий с июля 2022 года: новое решение ПрезидентаВладимир Путин объявил решение о повышении МРОТ и прожиточного минимума. От этих показателей зависит и размер пособий. Какие пособия увеличат и насколько, читайте в нашей статье. Увеличение детских пособий в 2022 году С 1 июня прожиточный минимум равен 13 919 рублей. При этом МРОТ равен 15 279 рублей.

все новости по соцподдержке

Сегодня в продаже:

  • Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. ФГОСИздательство: Учитель. Год: 2019. Серия: Управление современной школой. Проблема «трудных» учащихся — одна из психолого-педагогических проблем современного образования, требующая решения и построения воспитательной системы в соответствии с ФГОС. Материал пособия раскрывает это важное направление деятельности педагогического коллектива — работу с детьми группы риска: дается характеристика понятий «группа риска» и «зона риска»; предлагаются инструментарий диагностики проблем детей, относящихся…
  • Практические основы социальной защиты населения. Учебное пособие. СПОИздательство: Лань. Год: 2020. Серия: Социология.Статистика.Демография. Учебное пособие содержит изложение основных теоретико-методологических вопросов социальной работы, раскрывает содержание социальной политики государства, социальной поддержки населения, ориентировано на совершенствование системы профессиональной подготовки и развитие инновационной компетентности работников социальной сферы. Содержание…
Читайте также:  Налогообложение хозяйственных построек на дачном участке

Предоставление мер социальной поддержки по-новому: проактивный форма

По данным Минтруда России, в настоящее время в нашей стране существует 387 видов мер социальной поддержки, которые с учетом региональных и муниципальных особенностей предоставления превращаются в примерно 30 тыс. вариаций этих мер.

Максимально упростить пользовательский путь, то есть процесс получения гражданами положенной им помощи, призван проект «Социальное казначейство».

Главная его цель согласно Общенациональному плану действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике заключается в создании условий для предоставления мер социальной поддержки за счет бюджетных средств при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств – без истребования у них документов, что должно повысить адресность и эффективность поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Таким образом, при полноценной реализации «Социального казначейства» меры поддержки будут предоставляться гражданам по одному заявлению, поданному ими в электронном виде, или в беззаявительном (проактивном) порядке – вся необходимая информация о получателе поддержки будет получаться из государственных информационных систем. Именно так, как портал ГАРАНТ.РУ писал ранее, осуществлялись единовременные выплаты семьям с детьми как дополнительные меры поддержки во время пандемии COVID-19.

На такой формат оказания постепенно переводятся и «постоянные» меры поддержки: в проактивном режиме сейчас, например, оформляются сертификаты на материнский капитал – ПФР формирует сертификат для конкретного лица на основе данных о рождении ребенка, которые получает из единого государственного реестра ЗАГС, назначаются пенсии по инвалидности – со дня признания лица инвалидом на основании данных из федерального реестра инвалидов в том числе.

Новые меры поддержки, в том числе требующие проверки уровня доходов граждан, также предоставляются в соответствии с принципами «Социального казначейства», – первой такой мерой стала ежемесячная выплата на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно (назначается и осуществляется по определенным Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 384 правилам). Заявление на выплату можно подать в электронном виде – через портал госуслуг, форма заявления предполагает уточнение жизненной ситуации подающего его лица, большинство необходимых для принятия решения о выплате сведений автоматически подгружается из государственных информационных систем.

При этом изменился и подход к определению того, какие семьи являются нуждающими в поддержке. Лица, претендующие на указанную выплату, проверяются по новым критериям. Во-первых, проводится комплексная оценка нуждаемости.

Помимо доходов семьи – установлено, что среднедушевой доход не должен превышать величину прожиточного минимума на душу населения в соответствующем регионе на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, оцениваются ее имущественная обеспеченность. Так, определен четкий перечень имущества, владение которым лишает семью права на получение выплаты.

В нем, в частности, – два и более жилых помещений, суммарная площадь которых превышает региональные нормативы площади для семьи, два и более нежилых помещений (хозяйственные постройки на землях для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садовых землях таковыми не считаются), земельные участки общей площадью более 0,25 га или 1 га для сельских территорий, два и более авто- или мототранспортных средств, два и более маломерных судов, самоходных машин и других видов техники, с момента выпуска которых прошло не больше 5 лет. Для некоторых категорий, в том числе многодетных семьей, семей, члены которых страдают тяжелой формой хронического заболевания, исключающей совместное проживание граждан в одной квартире, семей, имеющих в составе лиц с инвалидностью, установлены послабления в этих количественных показателях имущественной обеспеченности, поэтому рекомендуем внимательно ознакомиться с указанным перечнем.

Во-вторых, обязательно исследуется использование трудового потенциала, то есть применяется так называемое правило нулевого дохода.

«Принцип простой: если человек находится в трудоспособном возрасте и у него нет никаких ограничений к труду в виде заболеваний, например, он должен трудиться», – пояснила суть данного правила первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина в ходе тематической секции в рамках Гайдаровского форума – 2022. То есть в течение 12 месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, семья должна иметь любой официальный доход: в виде зарплаты, пенсий, доходов от предпринимательской деятельности или деятельности в качестве самозанятых, пособий или иных выплат, стипендий, доходов от отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, доходов, полученных за пределами России, и т. д. (подп. «ж» п. 16 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно). Однако этим же пунктом установлен и перечень обстоятельств, при наличии которых отсутствие у семьи доходов не является основанием для отказа в назначении выплаты. К ним относятся:

  • уход за ребенком (детьми) единственным родителем или любым из родителей в многодетной семье (при этом второй родитель должен иметь доход);
  • уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • нахождение в статусе безработного и поиск работы в течение не более шести месяцев;
  • получение образования (при очной форме обучения) членами семьи младше 23 лет, не получающими стипендию;
  • уход за ребенком или взрослым с инвалидностью либо пожилым человеком (старше 80 лет или не достигшим этого возраста, но нуждающимся в соответствии с заключением лечебного учреждения в постоянном уходе);
  • лечение продолжительностью более трех месяцев, препятствующее осуществлению трудовой деятельности;
  • прохождение военной службы, включая три месяца со дня демобилизации;
  • лишение свободы, включая три месяца со дня освобождения.

Важно отметить, что находиться в одной из перечисленных ситуаций может как сам заявитель, так и кто-либо из членов его семьи. При этом периоды отсутствия доходов по разным основаниям оцениваются в совокупности. Региональными нормативными актами могут быть предусмотрены и иные причины отсутствия дохода, позволяющие получать ежемесячные выплаты на детей от 3 до 7 лет.

Аналогичным образом комплексная оценка нуждаемости проводится и в отношении лиц, претендующих на такие новые – появившиеся в 2021 году – меры социальной поддержки, как ежемесячное пособие находящейся в трудной жизненной ситуации беременной женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие одинокому родителю, воспитывающему ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (выплачиваются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 июня 2021 г. № 1037). Учитывается среднедушевой доход, имущественная обеспеченность (также определены конкретные перечни имущества, которым может владеть семья) и подтвержденный доход или уважительная причина его отсутствия (п. 13 Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Таким образом, очевидны две тенденции.

С одной стороны, процесс получения указанных выплат довольно прост – заявление и необходимые для подтверждения имущественного состояния документы (они потребуются, если соответствующие данные отсутствуют в государственных информационных системах) можно подать через портал госуслуг. С другой – государство меняет подход к оценке нуждаемости семей, с тем чтобы стимулировать их трудовую и предпринимательскую активность.

Поэтому большое внимание сейчас уделяется именно таким мерам социальной поддержки, использование которых действительно может помочь их получателю и его семье преодолеть трудную жизненную ситуацию и начать себя обеспечивать. Одна из них – социальный контракт.

Несмотря на то что возможность предоставления социальной помощи на основании социальных контрактов появилась еще в 2013 году (в соответствии со ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), активное ее использование, по сути, только начинается.

Как отметил, выступая в рамках правительственного часа на пленарном заседании Госдумы 7 декабря 2021 года Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков, в прошлом году впервые все регионы получили cубсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по оказанию социальной помощи на основании социальных контрактов – в течение трех лет (начиная с прошлого) предполагается охватить этой мерой поддержки не менее 3 миллионов человек. 

Средства по социальному контракту, напомним, предоставляются семьям или одиноким гражданам с доходами ниже прожиточного минимума по региону при условии выполнения ими программы социальной адаптации – перечня мероприятий по поиску работы, осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, ведению личного подсобного хозяйства или иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации (в данном случае полученные средства используются на приобретение товаров первой необходимости, одежды, лекарств, товаров для детей и т. д.). Срок реализации контракта – от трех месяцев до года. 

В прошлом году Минтруд России утвердил методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г.

№ 536), на которые регионам следует ориентироваться, определяя порядок осуществления такой поддержки, – предусмотрены в том числе перечни типовых трудных жизненных ситуаций, возможных мероприятий программ социальной адаптации, уважительных причин невыполнения этих мероприятий, документов, подтверждающих целевое использование выплаченных гражданину по социальному контракту средств. Также предложен пошаговый алгоритм оценки эффективности оказания данного вида социальной помощи.

Читайте также:  Возврат денег, вложенных в пирамиду

Разумеется, для повышения популярности этой меры поддержки необходимо довести информацию о ней до максимального количества потенциальных получателей. В связи с этим органам социальной защиты рекомендовано, в частности:

  • предлагать малоимущим гражданам заключение социального контракта при обращении за назначением других мер социальной поддержки (уточним: предлагать, но не настаивать, так как добровольность – один из главных принципов оказания помощи на основании социального контракта);
  • организовывать встречи сотрудников органов соцзащиты с гражданами в медицинских и образовательных организациях;
  • публиковать сведения о возможности заключения социальных контрактов на официальных информационных ресурсах субъектов РФ;
  • информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации. 

Надо полагать, в ближайшем будущем такой формат, когда гражданин не ищет самостоятельно информацию о тех мерах социальной поддержки, на которые имеет право, а получает ее от уполномоченного органа власти, в принципе будет превалировать. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2020 г.

№ 1994, напомним, утверждены правила так называемого проактивного информирования граждан о праве на получение мер социальной поддержки в связи с наступлением определенного жизненного события – оно осуществляется через единый портал госуслуг при условии предоставления гражданами согласия на такое информирование.

Начиная с прошлого года в проактивном режиме рассылаются уведомления о мерах поддержки, положенных в трех жизненных ситуациях: при рождении ребенка, установлении инвалидности и достижении пенсионного возраста – по словам Ольги Баталиной, на текущий момент 19 млн граждан дали согласие на получение соответствующей информации при наступлении перечисленных событий.

В этому году к этим событиям, по словам замминистра, добавятся еще два: беременность женщины и достижение ребенком определенного возраста.

В дальнейших планах – включение в этот список таких ситуаций, как получение статуса многодетной семьи, создание молодой семьи, присвоение звания ветерана и приравненных к нему званий, получение статуса лица, подвергшегося воздействию радиации, установление опеки и потери кормильца – таким образом, почти по всем по основным блокам соцподдержки будет осуществляться проактивное информирование.

Источник:  информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

Подписаться на журнал

Социальная защита

Социальная защита — это система мер, направленных на соблюдение прав человека и на удовлетворение его социальных потребностей.

Объекты социальной защиты

Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие:

  • пенсионеры, в том числе одинокие;
  • инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
  • безработные;
  • чернобыльцы;
  • инвалиды;
  • дети сироты;
  • многодетные семьи;
  • малообеспеченные граждане;
  • матери-одиночки;
  • граждане, не имеющие постоянного места проживания;
  • инфицированные ВИЧ.

Формы социальной защиты

Социальная защита включает три основные формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Таким образом, к формам социальной защиты относятся:

  • проведение мероприятий по социальному обеспечению;
  • предоставление услуг по социальному страхованию;
  • оказание социальной помощи.

Рассмотрим эти формы социальной защиты.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальное страхование

  • Социальное страхование — это система компенсации населению последствий социальных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов.
  • Она основана на страховых начислениях работодателей, работников и распространяется только на лиц, осуществлявших выплату страховых взносов.
  • Социальное страхование может быть обязательным (при страховой поддержке государства) и добровольным (построенным на принципах коллективной взаимопомощи).
  • При этом фонды добровольного социального страхования рассматриваются как дополнение к обязательному страхованию.

Социальная помощь

Социальная помощь  представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

  1. Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
  2. Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
  3. В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
  4. Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
  5. Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
  6. Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
  7. Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
  8. Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
  9. Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Основные принципы социальной защиты

Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:

  • партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
  • экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
  • адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
  • приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
  • превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.

Меры социальной защиты

К мерам социальной защиты относятся следующие мероприятия:

  • Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий;
  • Меры по преодолению безработицы;
  • Поддержка многодетных семей;
  • Выплата пособий на детей;
  • Контроль за соблюдением прав детей.

Виды социальной защиты

Социальная защита осуществляется на государственном уровне и в частном порядке.

К государственным формам социальной защиты относятся:

  • Доступное здравоохранение и образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Предоставление льгот;
  • Меры социальной поддержки.

Негосударственные формы социальной защиты – это:

  • Благотворительность;
  • Добровольное социальное страхование;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Основные виды социальной защиты – это:

  • обеспечение пенсиями;
  • обеспечение пособиями;
  • бесплатное медицинское обслуживание;
  • предоставление санаторно-курортного лечения;
  • социальная помощь семьям, имеющим детей;
  • обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Система социальной защиты в Российской Федерации

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Средства социальной защиты

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести:

  • нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
  • социальные стимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
  • анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
  • существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях;
  • создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
  • организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.

Выводы

Социальная защита — это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни.

Читайте также:  Подоходный налог при продаже земельного участка

Социальная защита — это помощь, предоставляемая государством, а так же частными организациями всему населению или, что чаще, нуждающимся в помощи категориям: одиноким матерям, многодетным семьям, семьям социального риска, пенсионерам, инвалидам и т. д.

В более широком смысле социальная защита предоставляется и частными организациями, например, страховыми компаниями.

Льготные категории граждан

Ответ: Право на льготу, т.е. получение государственной социальной помощи (ГСП) отдельным категориям граждан определено Федеральным Законом Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи».

Льгота — это что? Государственная социальная помощь (ГСП) — это только бесплатные лекарства?

Ответ: Не только. Государственная социальная помощь (льгота) — это «предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров». Виды государственной социальной помощи поделены на:

  • Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Субсидия — это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
  • Набор социальных услуг — это перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  • Социальная доплата к пенсии — это предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  • Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
  • Социальный контракт — это соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин — реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
  • Программа социальной адаптации — это разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и включают в себя виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Кто может стать льготником? Какие категории граждан могут рассчитывать на государственную социальную помощь?

Ответ: «Льготники» бывают двух видов: «Федеральные» и «Региональные». Чем они отличаются:

«Федеральные льготники» — к ним относятся согласно статье 6.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи»:

  1. Инвалиды войны;
  2. Участники Великой Отечественной войны;
  3. Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ);
  4. Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  5. Лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  8. Инвалиды;
  9. Дети-инвалиды.

«Региональные льготники» — перечень категорий граждан определяется каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно (статья 5.1 Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.

1999 года «О государственной социальной помощи»), которая гласит: «органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.»

Чем отличаются «федеральные» льготники от «региональных»?

Ответ: Отличий несколько:

  1. Перечень категорий граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе является «закрытым», а перечень категорий граждан по региональной льготе может изменяться.
  2. Федеральные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из «федерального бюджета». Это значит что приобретенный для федеральных льготников «анальгин» (условно) будет распределяться только среди федеральных льготников. Отпуск «анальгина» (условно), приобретенного для федеральных льготников, распределению среди региональных льготников запрещен.
  3. Региональные льготники, имеющие право на получение государственной социальной помощи, получают ее за счет средств, выделяемых для этих целей непосредственно из «регионального бюджета». Это значит что приобретенный для региональных льготников «аспирин» (условно) будет распределяться только среди региональных льготников. Отпуск «аспирина» (условно), приобретенного для региональных льготников, распределению среди федеральных льготников запрещен.
  4. Денежные средства, направляемые для обеспечения необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан по «федеральной льготе» и «региональной льготе» отличаются.

Как узнать, являетесь ли Вы «федеральным льготником»?

Ответ: Чтобы узнать, являетесь ли Вы «федеральным льготником», Вам необходимо:

  1. Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос «Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?»
  2. Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой «виду льготников» Вы будете относиться?
  3. Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по федеральной льготе, то Вам придется еще сходить в территориальное отделение Пенсионного Фонда. В Пенсионном Фонде Вы должны будете написать заявление установленного образца с предоставлением копий следующих документов: паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионное удостоверение), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи. Пенсионный Фонд после рассмотрения Вашего заявления (в случае положительного ответа) должен выдать Вам справку о том, что Вы начиная с определенной даты имеете право на получение государственной социальной помощи. Это будет Вашим основным документом с которым Вам будет необходимо являться ежемесячно в свою поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) для получения «льготных рецептов», дающих право после их выдачи получить в аптечной организации лекарственного препарата или изделия медицинского назначения (ИМН).
  4. Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей «амбулаторной карте».

Как стать «региональным льготником»?

Ответ: Чтобы стать «региональным льготником» Вам необходимо:

  1. Сходить в Вашу поликлинику (лечебно-профилактическое учреждение) и задать своему лечащему врачу вопрос «Могу ли я рассчитывать на получение государственной социальной помощи, согласно Федерального Закона Российской Федерации № 178-ФЗ от 17.07.1999 г.?»
  2. Если врач Вам даст положительный ответ, то Вам придется уточнить к какой «виду льготников» Вы будете относиться?
  3. Если Вы имеете право на получение государственной социальной помощи по региональной льготе, то «поход в Пенсионный фонд» не требуется. По предъявлению паспорта (или свидетельства о рождении ребенка), СНИЛС (пенсионного удостоверения), справки об инвалидности (при наличии) или другого документа, подтверждающего Ваше право на получение государственной социальной помощи, Вам оформят это право в Вашей поликлинике.
  4. Финалом оформления Вашего права на получение государственной социальной помощи должно стать внесение соответствующей записи в Вашей «амбулаторной карте».

Можно ли одновременно и «федеральным льготником» и «региональным льготником»?

Ответ: Прямого запрета получать государственную социальную помощь по «федеральной льготе» и по «региональной льготе» в законодательстве РФ не существует. А все, что не запрещено законом, то…

На какой срок распространяется право на льготу (получение государственной социальной помощи)?

Ответ: Право на получение государственной социальной помощи дается до конца календарного года.

Ссылка на основную публикацию