Трудовое право
Работа большинства хозяйствующих субъектов требует приема на предприятие трудовым соглашениям наемных сотрудников.
Заключая данные договора, каждая из сторон этих взаимоотношений должна назвать себя путем фиксации своего наименования, месторасположения и основных реквизитов.
Однако у кадровика порой возникает вопрос, можно ли принять на работу сотрудника без прописки и регистрации.
- 1 Особенности устройства на работу без прописки
- 2 Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов
- 3 Когда наличие прописки – обязательное условие?
- 4 Трудоустройство с временной регистрацией по месту жительства
- 5 Может ли работодатель отказать в трудоустройстве сотруднику?
-
- 6.1 Для работника
- 6.2 Для работодателя
- 7 Выводы
Особенности устройства на работу без прописки
Рассмотрим подробнее можно ли принять на работу без прописки и регистрации сотрудников.
Что говорит закон
Положения нормативных актов устанавливает, что у человека существует право на труд. При этом применение каких либо ограничений, в том числе и наличие регистрации по строго установленному месту, в отношении данного права ведет к дискриминации данного человека. А трудовое законодательство определяет запрет на установление каких либо видов дискриминации при приеме на работу сотрудников.
В связи с этим работодатель может принять на работу сотрудника даже если у него отсутствует постоянная или временная прописка. Нормы права на вопрос можно ли работать без регистрации гражданину рф не запрещают это делать.
Работодатели часто отказываются от такого приема из-за того, что с таким человеком при необходимости будет очень трудно связаться. Ему нельзя будет как в обычных ситуациях отправить письмо на домашний адрес. Поэтому в отношении данного работника процедура уведомления усложняется.
Важно! Однако, если руководство компании откажет кандидату на вакансию по причине отсутствия у него регистрации, оно может быть привлечено к соответствующей ответственности.
Данное правило действует и в ситуации, когда у работника закончилась регистрация, а он ее не спешит продлевать. Работодатель не имеет право требовать этого, а тем более расторгнуть трудовое соглашение по причине окончания прописки.
Обязательность регистрации для граждан России и трудовых мигрантов
Нормы предусматривают обязанность граждан России проходить процедуру регистрации, если они проживают по данному месту более 90 дней.
Постановка на регистрационный учет не требует затрат. Однако, она влечет сообщение контролирующим органам, где этот человек проживает, а это может привести к огласке договоров найма помещения.
Многие лица, которые сдают в настоящее время жилье другим, пытаются утаить данный доход от налогообложения, поэтому они предпочитают официально не показывать. Поэтому и работники остаются часто без временной регистрации.
Внимание! Тем не менее нормы права требуют от этих лиц, чтобы они проходили хотя бы процедуру временной регистрации. В противном случае к данным лицам могут применяться меры административного воздействия в виде штрафа. Данное правило распространяется на трудовых мигрантов.
До июля 2018 года такие лица могли проходить регистрацию по месту нахождения своего работодателя. Однако, новые нормы, вступившие в силу в прошлом году, требуют, чтобы мигранты проходили постановку на учет по месту своего фактического проживания. Это они должны сделать, как только старая их регистрация закончиться.
Когда наличие прописки – обязательное условие?
Закон определяет, что на некоторые должности можно трудоустроиться только при наличии постоянной регистрации в месте работы. Речь идет о государственной службе в фискальных органах, таможне, органах обеспечения правопорядка. Если трудоустройство осуществляется туда, то о наличии прописки необходимо позаботиться заранее.
Также требование об обязательном наличии прописки действует на иностранных граждан. Если он хочет осуществлять трудовую деятельность на территории России, он обязан получить разрешающий документ на это. Если такое разрешение не оформлено, то работодатель имеет право отказать в приеме на работу.
Не требуется проверять прописку иностранца в следующих случаях:
- Если на работу устраивается иностранец, у которого оформлен вид на жительство;
- При приеме на работу граждан из ЕАЭС.
Трудоустройство с временной регистрацией по месту жительства
Когда гражданин приезжает в другой регион для заработка, он обычно меньше всего задумывается о необходимости иметь временную регистрацию. Однако работодатели очень часто предъявляют такое требование к своим соискателям. И не все понимают законность данного требования.
На самом деле предъявлять такое требование к работнику уже незаконно. В ТК РФ указан перечень документов, которые необходимо предоставить при оформлении на работу. Этот перечень является закрытым — работодатели могут его сократить, но не имеют права расширять собственными документами. В текущий вариант этого списка не входит документов, подтверждающих временную регистрацию.
Точно такой же позиции придерживается и Верховный суд, который указал судам иных видов обратить внимание на то, что отказ работодателя трудоустроить из-за отсутствия регистрации является незаконным. Такое требование со стороны работодателя нарушает право на свободу передвижения и выбор места проживания.
Внимание! При этом самим работникам необходимо помнить, что закон требует проводить временную регистрацию в случае, если пребывание в другом городе либо регионе превышает 90 дней. Зауказанного пункта может накладываться административная ответственность.
Информация о том, что нельзя устроиться на работу в случае отсутствия регистрации в регионе работы, основывается на трудовом законодательстве СССР. Там действительно было такое ограничение.
В настоящее время законодательство СССР не действует, а в ТК РФ и иных нормативных документах не содержится данного требования. Поэтому можно ли принять на работу в организацию человека без прописки, руководство не должно устанавливать данное ограничение.
При этом законодательство запрещает устанавливать какие-либо ограничения исходя из места жительства работника.
Так, администрация обязана заключить трудовое соглашение с любым желающим, если он соответствует предъявляемым деловым качествам, не учитывая сведения о прописке либо регистрации.
Также нет никаких штрафов за то, что на работу будет принят сотрудник без местной прописки либо регистрации.
Важно! Если работодатель отказывает в оформлении по данной причине, то он нарушает Конституцию РФ, ТК Российской Федерации, и федеральные законы. Если такой факт будет выявлен, то компания может быть привлечена к ответственности.
Негативные моменты, которые могут возникнуть при трудоустройстве без временной или постоянной регистрации:
Для работника
При вопросе как устроиться на работу без прописки это лицо должно понимать, что сделать это можно, но у него могут возникнуть проблемы с административным законодательством.
КОАП предусматривает наказание в случае, если гражданин игнорирует требование закона о наличии в любом месте постоянной либо временной регистрации. Если страница паспорта, где должен стоять соответствующий штамп пуста, то на нарушителя может накладываться штраф до 5000 рублей.
Работодатель не имеет право отказать соискателю в приеме на работу по причине того, что у него нет прописки. Однако, поскольку у работника отсутствует один из обязательных «реквизитов» — адрес, он должен сообщить об этом факте в УФМС. Работники данной службы в этой ситуации найдут нарушителя и наложат штраф.
Закон запрещает работодателю отказывать в заключении трудового соглашения с соискателем, если последний удовлетворяет предъявляемым к должности требованиям, но у него нет местной прописки либо регистрации. Поэтому, в случае отказа к нему может быть применено административное наказание.
Также в законе нет каких-либо запретов на оформление работника, у которого нет прописки. Работодатель не несет какой-либо ответственности, поскольку на него не возлагается обязанность следить — есть ли у работника временная регистрация.
Однако, если у сотрудника нет какого-либо постоянного адреса, организация может столкнуться с невозможностью отравить ему какой-либо письменный запрос или уведомление — к примеру, о сокращении, либо о необходимости получить трудовую книжку и т. д.
Данное правило не касается трудоустройства иностранцев. Работодатель при приеме на работу такого лица обязан требовать предоставления документа, подтверждающего легальность нахождения данного человека на территории России.
Внимание! В случае, если будет допущен прием на работу иностранца без обязательной регистрации, то на такого работодателя будет наложен административный штраф согласно КОАП размером до 1 млн. рублей.
При этом если иностранец не предоставляет документ, то ему можно легально отказать в оформлении на работу по причине непредоставления обязательного пакета документов.
Выводы
В настоящее время регистрация (постоянная либо временная) имеет большое значение. Работники, переезжая в другую местность, должны понимать, что за ними закрепляется обязанность при длительном пребывании на данной территории встать на регистрационный учет.
Администрация должна положительно отвечать на вопрос можно ли работать в компании без прописки, поскольку трудовое законодательство не предусматривает данного требования. Если работодатель попытается применить к работнику административные меры из-за отсутствия прописки, он понесет наказание в соответствии с законом.
Еще раз о месте жительства подопечных
- В Благотворительный центр «Соучастие в судьбе» поступает большое количество обращений от опекунов и попечителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с вопросами об отказе в предоставлении подопечным различных социальных гарантий, установленных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в связи с отсутствием, по мнению уполномоченных органов и должностных лиц, у таких подопечных места жительства в соответствующем регионе.
- Отказывая во включении подопечных в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в предоставлении подопечным социальных карт для обеспечения бесплатного проезда на общественном транспорте, в предоставлении различных выплат и льгот, в том числе, в предоставлении денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, должностные лица органов опеки и попечительства, социальной защиты населения, местных администраций, указывают, что такой-то подопечный (подопечная) не имеет места жительства в соответствующем населенном пункте или соответствующем субъекте Российской Федерации.
- При этом, по мнению вышеназванных должностных лиц, место жительства подопечных должно определяться исключительно регистрацией по месту жительства (в быту ее называют — «постоянной регистрацией»), а учитывая, что подопечный в соответствующем городе или субъекте Российской Федерации имеет регистрацию по месту пребывания (в быту – «временную регистрацию»), то, по их мнению, он не имеет места жительства в этом городе или субъекте Российской Федерации.
Часто отказы в предоставлении тех или иных социальных гарантий подопечным из-за того, что соответствующий регион не является их местом жительства, мотивируется ссылками на определение понятия «место жительства», указанное в статье 2 Закона Российской Федерации Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Органы опеки и попечительства Московской области любят указывать, что Московская область не является местом жительства подопечных, принятых на воспитание в семью из других регионов, так как «устройство несовершеннолетних детей-сирот под опеку (попечительство) изначально носит временный характер. При прекращении опеки (попечительства) отношения между опекунами (попечителями) и подопечными прекращаются, в том числе подопечный утрачивает право и основание совместного проживания с опекуном».
Что в этой связи важно знать законным представителям подопечных детей?
1. Все социальные гарантии, предоставляемые подопечным, вне зависимости от того, установлены они федеральным законодательством или нормативными правовыми актами регионов, предоставляются не по регистрации подопечных по месту жительства, а по их месту жительства.
При этом подопечный может быть зарегистрирован по месту жительства в одном субъекте Российской Федерации, а иметь место жительства в другом субъекте Российской Федерации.
То есть, «регистрация по месту жительства» и «место жительства» — понятия не тождественные.
2. Базовое определение того, что является местом жительства гражданина, установлено в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.
Исходя из положений ст. 20 ГК РФ у гражданина не может быть более одного места жительства.
При этом «место преимущественного проживания» к подопечным не относится и не понимается как длительность, продолжительность проживания.
Местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.
Это следует из пункта 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, в котором установлено, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В пункте 1 статьи 34 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.
При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
В соответствии п.3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Таким образом, место жительства подопечных детей определяется и тем обстоятельством, какой орган опеки и попечительства осуществляет свои полномочия в отношении этих детей.
Полномочия, возлагаемые на орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного, установлены в пункте 3 статьи 34 ГК РФ, части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.
№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.
2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».
- К указанным полномочиям органа опеки и попечительства, в частности, относится: ведение личных дел подопечных, проверка условий жизни несовершеннолетних подопечных, надзор за деятельностью их опекунов и попечителей, заключение договоров о приемной семье.
- Распределение полномочий между органами опеки и попечительства в отношении одного подопечного федеральным законодательством не предусмотрено.
- Из вышеизложенного следует, что с момента принятия органом опеки и попечительства распорядительного акта о постановке подопечного (личного дела) подопечного на учет, местом жительства подопечного становится адрес жилого помещения, расположенного на территории этого органа опеки и попечительства, поставившего подопечного (или его личное дело) на учет.
- Подтверждением нового места жительства подопечного являются распорядительный акт о постановке на учет, акты проверки условий жизни подопечного, а, в случае заключения с законным представителем договора о приемной семье, — непосредственно договор о приемной семье в отношении подопечного.
3. Дополнительными доказательствами места жительства подопечного могут являться справки из образовательных учреждений, которые он посещал или посещает (детский сад, школа, колледж, ВУЗ), справки поликлиник, где подопечный наблюдался (наблюдается) и т.д.
4.
Отказывая в предоставлении социальных гарантий подопечным, ссылаясь на их регистрацию по месту жительства в другом регионе и на понятие «места жительства», определенное в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», уполномоченные органы и должностные лица осуществляют подмену понятия «место жительства гражданина», определенного в статье 20 ГК РФ, которое подлежит применению в сфере гражданских, семейных и жилищных правоотношений, на понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1.
Кроме того, эти органы и должностные лица не учитывают особенности определения места жительства подопечных, тем обстоятельством какой орган опеки и попечительства осуществляет в отношении них свои полномочия.
Закон Российской Федерации от 25.06.
1993 № 5242-1 регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вводит регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, устанавливает ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
В статье 2 указанного Закона особо оговорено, что определенные в данной статье понятия используются в целях настоящего Закона. Из этого следует, что понятия «место пребывания» и «место жительства», определенные в Законе Российской Федерации от 25.07.
1993 № 5242-1, не могут применяться в качестве универсальных для любых правоотношений и жизненных ситуаций, без учета базового определения института места жительства, установленного в статье 20 ГК РФ, а в отношении несовершеннолетних подопечных еще и п. 1 ст. 34 ГК РФ, п.2 ст. 36 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 24 апреля 2008 г.
№ 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также без обязательного учета в правоприменительной практике правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 г. № 9-П и от 2 февраля 1998 г.
№ 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
5. Вместе с тем, постановка подопечного на учет в органе опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя, не означает, что место жительство подопечного раз и навсегда определено в том городе (субъекте Российской Федерации), где проживает его законный представитель.
Где надлежит проживать подопечному, до достижения им возраста 18 лет, решают его законный представитель и органы опеки и попечительства. При этом место жительства подопечного определяется по месту жительства законного представителя.
По достижении подопечным совершеннолетия и, соответственно, приобретения им дееспособности в полном объеме, он уже сам определяет, где он будет проживать в дальнейшем.
Если бывший подопечный, достигнувший возраста 18 лет, продолжает проживать в городе (субъекте Российской Федерации) по месту жительства бывшего попечителя, то правоотношения по его месту жительства в соответствующем городе (субъекте Российской Федерации) сохраняются. И соответствующий город (субъекте Российской Федерации), где подопечный до достижения 18 лет проживал с попечителем, будет считаться его местом жительства.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что бывший подопечный может уже проживать не по адресу бывшего попечителя в этом городе (субъекте Российской Федерации), а по другому адресу в этом городе (субъекте Российской Федерации). Именно в этом городе (субъекте Российской Федерации) подлежит реализации право бывшего подопечного на социальные гарантии: обеспечение жильем, выплаты и т.д.
Также не имеет правового значения в этом случае то, что бывший подопечный зарегистрирован по месту жительства в другом регионе, а в городе (субъекте Российской Федерации), где он находился под опекой и попечительством у него оформлена регистрация по месту пребывания.
Если же бывший подопечный, после достижения 18 лет, принимает решение вернуться в субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя), то его местом жительства будет уже не субъект Российской Федерации, где он проживал с попечителем, а субъект Российской Федерации, где он проживал до устройства в семью опекуна (попечителя) и куда вернулся по окончании пребывания под попечительством.
6.
определение постоянного места жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях».
В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее).
Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе.
Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки.
Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время.
Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней.
Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Значение словосочетания "иметь место жительства" — Юридическая консультация
Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ).
Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это место, где гражданин проживает всегда. Сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).
Определение понятия «место жительства» приведено также в Законе РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-1).
Под местом жительства в целях Закона № 5242-1 понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8 ст. 2).
- Таким образом, в понятие места жительства входят такие признаки, как:
- 1) период проживания (постоянный или преимущественный);
- 2) основания для проживания — в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды и иные законные основания;
- 3) объект для проживания — жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение.
- Относительно значения регистрации по месту жительства необходимо отметить следующее.
Как указано в абз. 1 ст. 3 Закона № 5242-1, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2 Закона № 5242-1).
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (абз. 2 ст. 3 Закона № 5242-1).
Таким образом, из анализа положений ст. 2 и 3 Закона № 5242-1 следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства», не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Однако в большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации, что вызывает споры.
Например, в одном из дел суд отклонил доводы истца, что он проживает в г.
Москве по месту жительства на законных основаниях не менее 10 лет, что дает ему право на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку на момент обращения с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, истец постоянной регистрации по месту жительства в г. Москве не имел (апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2016 по делу № 33-5720/2016).
По другому делу судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда обратила внимание суда первой инстанции на то, что регистрация истца по месту жительства по адресу в г. Москве не была связана с предоставлением ему конкретного жилого помещения, регистрация была произведена при воинской части.
Как указал истец, он и его семья, будучи зарегистрированы по месту жительства в Москве, фактически проживали в г. Серпухов-4 в квартире, предоставленной по месту службы.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом представлены доказательства того, что фактически он и его дети проживали на территории Московской области (апелляционное определение Московского областного суда от 26.05.2014 по делу № 33-11141/2014).
Таким образом, место регистрации, как правило, свидетельствует и о месте жительства, если не будет установлено иное.
Усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми
Институт усыновления (удочерения) является одним из самых древних правовых институтов (известен со времен Древнего мира). Усыновление представляет собой сложную правовую и этическую проблему, поскольку необходима твердая уверенность в соблюдении интересов ребенка.
При усыновлении правоотношения между людьми, не состоящими в кровном родстве, аналогичны правоотношениям между родителями и детьми. В результате усыновления одни лица теряют права и обязанности родителей, другие их приобретают.
В большинстве государств предусмотрен судебный порядок усыновления (в России это дела особого производства).
В международном праве установлен высокий стандарт требований к усыновлению. Система усыновления, закрепленная в Конвенции о правах ребенка (1989), обеспечивает гарантии прав и интересов ребенка в случае усыновления. Правовому регулированию этих вопросов посвящены рекомендация Комитета министров ЕС «О воспитывающих семьях» (1987).
На универсальном уровне основные вопросы усыновления разрешаются в Гаагских конвенциях о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении (1965) и о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления (1993).
В рамках Совета Европы приняты Европейская конвенция об усыновлении детей (ETS № 58) (1967) и Страсбургская конвенция об усыновлении детей (2008).
Гаагская конвенция 1993 г. применяется, когда ребенок, постоянно проживающий в «государстве происхождения» переезжает в другое государство («принимающее государство»). Конвенция распространяется только на те усыновления, которые создают постоянную связь между родителями и детьми (ст. 2).
Гаагская конвенция 1993 г. не затрагивает любого закона государства происхождения, который требует, чтобы усыновление ребенка, постоянно проживающего в этом государстве, имело место в этом государстве, или который запрещает размещение ребенка или передачу его в принимающее государство до усыновления (ст.
28). Никто не должен получать неоправданную финансовую или другую выгоду от деятельности, относящейся к иностранному усыновлению.
Руководители, администраторы и служащие органов, вовлеченных в процесс усыновления, не получают вознаграждения, которое необоснованно выше, чем качество оказанных услуг.
Страсбургская конвенция 2008 г. применяется к усыновлению ребенка, который на момент подачи потенциальным усыновителем ходатайства об усыновлении не достиг возраста 18 лет, не состоит в браке, не состоит в каких-либо иных зарегистрированных отношениях и не достиг совершеннолетия (ст. 1).
Усыновление является юридически действительным только в том случае, когда оно состоялось по решению суда или иного компетентного органа. Усыновителями могут быть гетеросексуальные пары, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, либо одинокие лица.
Государства — участники Конвенции вправе распространить ее действие на гомосексуальные пары, состоящие в браке или зарегистрированном партнерстве, на гетеросексуальные и гомосексуальные пары, состоящие в прочных отношениях (ст. 7).
После усыновления ребенок становится полноправным членом семьи усыновителя и обладает равными правами наряду с собственными детьми усыновителя, а также с иными усыновленными им детьми.
Усыновление прекращает юридические отношения между ребенком и его биологическим родителями, а также с семьей, в которой он родился (ст. 11). Усыновленный ребенок имеет право доступа к информации о своем происхождении, находящейся у компетентных органов.
В национальном законодательстве отношения усыновления считаются отношениями родства. Как правило, общим статутом усыновления является либо личный закон усыновителя, либо личный закон усыновляемого (возможно и кумулятивное их применение).
Для определения перечня требований, предъявляемых к выражению согласия ребенка и его родственников (опекунов или попечителей), по всему комплексу вопросов усыновления необходимо учитывать и закон гражданства ребенка.
Субсидиарно применяется закон суда, особенно в тех случаях, когда требования к выражению согласия по закону гражданства невыполнимы или их выполнение затруднено. Форма усыновления (удочерения) подчиняется праву того государства, на территории которого оно совершается.
Отношения по усыновлению регулируются посредством «цепочки» коллизионных норм: «Условия усыновления и прекращения отношений по усыновлению определяются согласно личному закону каждого из усыновителей.
Если согласно личному закону ребенка является необходимым согласие ребенка или какого-либо третьего лица, с которым ребенок находится в какой-либо семейно-правовой связи… является определяющим также это право.
Последствия усыновления определяются согласно личному закону усыновителя, а при усыновлении супругами — согласно праву, являющемуся определяющим в отношении личных правовых последствий брака, а после смерти одного из супругов — согласно личному закону другого супруга» (ст. 26 Закона о МЧП Австрии).
Закон места жительства усыновителя (удочерителя) определяет:
- 1) способность к усыновлению (удочерению);
- 2) возраст и гражданское состояние усыновителя (удочерителя);
- 3) возможное согласие супруга усыновителя (удочерителя);
- 4) другие требования, которым должен отвечать усыновитель (удочеритель).
Закон места жительства усыновляемого (удочеряемой) регулирует:
- 1) способность быть усыновляемым (удочеряемой);
- 2) возраст и гражданское состояние усыновляемого (удочеряемой);
- 3) согласие родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- 4) возможный разрыв родственных связей усыновляемого (удочеряемой) с кровной семьей;
- 5) разрешение несовершеннолетнему покидать страну.
Существенные условия, соблюдение которых требуется от супругов, совместно усыновляющих ребенка, устанавливаются правом, которое регулирует общие последствия брака.
Статут общих последствий брака применяется, если один из супругов усыновляет (удочеряет) ребенка другого супруга.
Недействительность усыновления подчиняется в отношении существенных условий личному закону усыновителя и личному закону усыновляемого (ст. 30, 33 Закона о МЧП Румынии).
В Англии усыновление подчиняется только английскому праву; здесь основной проблемой является вопрос о пределах юрисдикции суда.
Господствующее правило (допускающее исключения): усыновитель должен иметь британский домицилий; и усыновитель, и усыновленный должны иметь место жительства в Англии.
Иностранные акты усыновления признаются, если усыновитель домицилирован в соответствующем иностранном государстве.
В современных кодификациях МЧП вопросы усыновления регламентируются подробно, с учетом применения права, наиболее благоприятного для усыновляемого.
Например, в Бельгии установление отношений родства путем усыновления регулируется правом государства, чьим гражданином в это время был усыновитель или оба усыновителя.
Если усыновители не имеют гражданства одного государства, то установление отношений родства путем усыновления регулируется правом государства, на территории которого они оба в это время имели свое постоянное место жительства; при отсутствии постоянного места жительства в одном и том же государстве — бельгийским правом. Если судья полагает, что применение иностранного права наносит вред высшим интересам усыновляемого и если усыновляемый или усыновители имеют очевидно тесную связь с Бельгией, то применяется бельгийское право.
Согласие усыновляемого и его родителей или законных представителей, способ выражения такого согласия регулируются правом государства, на территории которого усыновляемый имеет постоянное место жительства. Однако бельгийское право регулирует согласие усыновляемого, если право постоянного местожительства усыновляемого не предусматривает необходимость такого согласия или не знает института усыновления.
Бельгийское право регулирует осуществление усыновления в Бельгии. Если решение об усыновлении принято за границей в соответствии с правом государства, в котором было принято решение, и это право предписывает судебное разбирательство, то такое разбирательство может быть начато в Бельгии в соответствии с процедурой, предусмотренной бельгийским правом.
Природа связи, созданной усыновлением, и вопрос о том, прекращает ли усыновляемый быть частью его первоначальной семьи, регулируются личным законом усыновителя.
Преобразование и отмена усыновления регулируются общим статутом усыновления. Контактные связи оцениваются, принимая во внимание степень, которую они имели во время установления усыновления.
Изменение усыновления регулируется бельгийским правом (ст. 67-71 Кодекса МЧП Бельгии).
При решении вопроса, соответствует ли усыновление праву того государства, суд которого рассматривает спор, связанный с усыновлением, возникает вопрос «подстановки». Этот вопрос прежде всего возникает в плане наследственно-правовых последствий.
Если статут усыновления предусматривает меньшие, чем статут наследования, наследственные права усыновленного («слабое усыновление» — в английском праве), то в интересах ребенка подстановка не должна производиться даже в случае наличия «эквивалентности законов».
Как правило, национальный законодатель признает усыновления, состоявшиеся в иностранном государстве или подчиненные иностранному закону: «Если к усыновлению применяется право иностранного государства, или если усыновление было осуществлено на основании решения суда иностранного государства, то такое усыновление имеет в Эстонии такое же значение, какое оно имеет согласно праву, на основании которого усыновление было осуществлено» (ст. 64 Закона о МЧП Эстонии).
В Испании не признается усыновление, произведенное за границей испанским усыновителем, если его последствия не соответствуют тем, которые предусмотрены испанским законодательством. Такое усыновление не признается, пока компетентное учреждение не объявит о «пригодности» усыновителя, если он являлся испанцем и имел место жительства в Испании во время усыновления (ст. 9 ГК Испании).
Коллизионные вопросы усыновления (удочерения) в российском законодательстве разрешаются на основе «цепочки» коллизионных норм.
Основной коллизионной привязкой выступает личный закон усыновителя (гражданства или домицилия) при усыновлении (удочерении) на территории РФ ребенка, являющегося ее гражданином.
Закреплена необходимость соблюдения семейного законодательства и международных договоров РФ (абз. 2 п. 1 ст. 165 СК РФ).
Усыновление (удочерение) иностранцами, состоящими в браке с российскими гражданами, детей — российских граждан на территории РФ презюмирует применение российского права с учетом международных обязательств Российской Федерации.
Законодатель установил также применение закона компетентного учреждения в случае усыновления (удочерения) на территории РФ иностранного гражданина.
Установлен перечень случаев, когда для усыновления необходимо согласие компетентного учреждения РФ, законных представителей ребенка и самого ребенка.
В случае возможного нарушения прав ребенка необходимо отказать в усыновлении (удочерении) или отменить произведенное усыновление в судебном порядке. На консульские учреждения РФ возложена обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей — граждан России, усыновленных (удочеренных) иностранными гражданами, за ее пределами.
При усыновлении (удочерении) детей — граждан России за ее пределами применяется закон компетентного учреждения того государства, гражданином которого является усыновитель. Для производства такого усыновления необходимо получить предварительное разрешение компетентного органа РФ.
В СК РФ имеется серьезный пробел — полное отсутствие регулирования усыновления (удочерения) российскими гражданами за пределами России.
Гражданско-правовой институт опеки и попечительства представляет собой комплекс мер, направленных на охрану личных и имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.
Для семейного права эти институты имеют значение, если опека устанавливается над малолетним или попечительство — над несовершеннолетним.
В семейном праве опека и попечительство представляют собой совокупность отдельных норм, направленных на охрану личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних.
Основная коллизионная привязка — закон компетентного учреждения (ст. 38 Закона о МЧП Румынии). Не менее распространенное коллизионное начало — личный закон несовершеннолетнего: «Надзор над совершеннолетними и опека над несовершеннолетними регулируются правом домицилия лица, в отношении которого установлен надзор или опека» (ст.
3085 ГК Квебека). В исключительных случаях, если этого требуют интересы несовершеннолетнего или охраны его имущества, применяется право страны, с которой отношение опеки наиболее тесно связано (§ 65 проекта Закона о МЧП Чехии). В любой ситуации судье надлежит применить закон, наиболее благоприятный для ребенка (Венгрия, Тунис).
В Китае при установлении опеки над совершеннолетним стороны могут выбрать применимое к опеке право.
В отсутствие выбора права применяется право места, в котором находится имущество опекаемого или в котором возникло отношение опеки (§17 Закона о МЧП).
Однако к опеке, устанавливаемой над несовершеннолетним, применяется наиболее благоприятное для защиты интересов подопечного право его обычного места пребывания или государства, гражданство которого он имеет (§ 30).
Отдельные вопросы опеки и попечительства над несовершеннолетними решаются в Гаагских конвенциях об урегулировании опеки над несовершеннолетними (1902) и обеспечении дееспособности совершеннолетних и попечительстве над ними (1905), которые содержат унифицированные коллизионные нормы. Учреждение опеки и попечительства определяются в соответствии с национальным законом подопечного.
Опека или попечительство в отношении иностранца, находящегося на территории данного государства, может быть учреждена, только если закон страны, гражданство которой имеет несовершеннолетний иностранец, не сохраняет за собой исключительное право учреждения опеки и попечительства над своими гражданами.
Правоотношения между опекуном и попечителем регулируются национальным законом подопечного.
В настоящее время действует Гаагская конвенция о компетентных органах и праве, применяемом по делам о защите несовершеннолетних (1961).
В вопросах опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним компетентны в основном органы государства обычного места жительства несовершеннолетнего, которые при разрешении соответствующих дел применяют свое собственное право.
В итальянском, голландском и литовском законодательстве о МЧП установлено, что защита несовершеннолетних во всех случаях регулируется Гаагской конвенцией 1961 г.
В Швейцарии положения Конвенции применяются также к лицам, считающимся несовершеннолетними только в соответствии с их национальным законом, и к лицам, обычное место жительства которых находится за пределами территории договаривающихся государств.
Компетенция швейцарских судебных и административных органов, применимое право, вопросы признания иностранных решений и мер регулируются в части защиты несовершеннолетних Гаагской конвенцией 1961 г.
Конвенция применяется по аналогии к лицам, являющимся несовершеннолетними только по швейцарскому праву, и к лицам, не имеющим места обычного пребывания ни в одном из участвующих в Конвенции государств (ст. 85 Закона о МЧП Швейцарии).
В Европе действует Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки (1980).
Отсылка к этому документу закреплена в современном национальном законодательстве о МЧП: «К вопросам международного похищения детей применяется Европейская конвенция о признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки над детьми 1980 г.» (ст. 114.а кн. 10 ГК Нидерландов).
В российском праве данная проблема решается в гражданско-правовом порядке при помощи «цепочки» коллизионных норм (ст. 1199 ГК РФ). Основная коллизионная привязка — личный закон опекаемого и подопечного. Законодатель предусмотрел сочетание нескольких видов коллизионных привязок (принцип расщепления коллизионной привязки):
- — закон страны компетентности учреждения;
- — личный закон опекуна (попечителя);
- — закон страны места регистрации акта;
- — российское право, если оно наиболее благоприятно для подопечного (опекаемого).