Коллективный (общедомовой) прибор учета – это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Общедомовые нужды (ОДН) – это разница между показаниями объемов общедомового прибора учета и объемов, рассчитанных из показаний индивидуальных приборов учета.
В общедомовые нужды включается освещение лестничных площадок, обеспечение работы лифта, антенных усилителей, домофонов и прочего оборудования, а также отопление подъездов.
По водоснабжению и водоотведению общедомовые нужды включают уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества.
Кроме того, это технически неизбежные и обоснованные потери коммунальных ресурсов во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома. В них входят гидравлическое испытание системы водоснабжения, промывка канализации, заполнение внутридомовой системы водоснабжения после ремонтов, потери при аварийных ситуациях и другое.
Плата за водопользование и за электроэнергию на общедомовые нужды определяется в целом по многоквартирному дому как произведение площади мест общего пользования на норматив потребления энергоресурса на общедомовые нужды и на действующий тариф.
Затем полученная сумма затрат делится на суммарную площадь жилых (квартир) и нежилых помещений. Таким образом определяются затраты на общедомовые нужды, приходящиеся на 1 кв. м жилых и нежилых помещений.
Для определения какую же сумму необходимо заплатить каждому собственнику, необходимо стоимость затрат на общедомовые нужды, приходящуюся на 1 кв. м, умножить на общую площадь квартиры или нежилого помещения.
Размер платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды (ОДН), определяется для всех потребителей независимо от того, есть в помещении индивидуальные счетчики или их нет.
Объем ОДН рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади (жилого или нежилого помещения), находящейся в пользовании каждою потребителя в многоквартирном доме.
Все собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании.
Установка общедомового прибора учета является обязательной
Считаете, что в вашем доме завышены общедомовые нужды по электроэнергии? Узнайте, как можно повлиять на размер ОДН
11.12.2013
Свет / Тарифы на электроэнергию
Почему в этом месяце начисления за ОДН больше, чем в предыдущем? Почему величина ОДН не постоянна? Таковы наиболее частно встречающие вопросы относительно начислений платы за электроэнергию. Почитайте, что рекомендуют в таких случаях делать специалисты Нижегородской сбытовой компании (Энергосбыта). Эти разъяснения пригодятся и для жителей других регионов РФ.
Некоторые ообщают, что величина платы за электроэнергию на ОДН у них превышает начисления за электроэнергию, потреблённую в квартире.
Они просят разъяснить, откуда берутся такие цифры, как проверить правильность начислений и можно ли что-то предпринять, чтобы суммы в платёжках уменьшились.
Именно этим вопросам и уделила внимание редакция издания «Жилищный вопрос», обратившись за разъясненениями в Нижегородскую сбытову компанию.
Прочем, есть и письма с прямыми требованиями «разобраться с этим беспределом», «заставить убрать ОДН» или «выяснить, почему соседка платит за ОДН меньше, чем я».
В таких сообщениях явно ощущается нехватка так называемой базовой информации.
Поэтому разговор об ОДН вновь начнём с азов, без которых нельзя понять, что происходит, как действовать в конкретной ситуации, кого и о чём спросить так, чтобы получить нужный ответ.
Общедомовые нуждны по электроэнергии: Принцип пропорциональности
Напомним, что электроэнергия, расходуемая на ОДН, в общем случае определяется как разница между всем количеством электроэнергии, вошедшей в многоквартирный дом, и объёмом электроэнергии, потреблённой непосредственно в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общим имуществом.
Платить за содержание внутридомовой инфраструктуры обязаны все собственники помещений в доме, потому что они, согласно Жилищному кодексу РФ, являются её коллективным собственником. То есть, грубо говоря, каждому из них принадлежат часть лифта, часть подвала, часть лестничной площади и т. п.
Величина этой доли пропорциональна площади помещения (квартиры) собственника: чем она больше, тем больше его доля в общем имуществе дома.
Однако это не означает, что собственник может эту свою долю кому-то продать, подарить или завещать. Такого права у него нет.
Но вкладывать свои деньги в содержание общей собственности (то есть на ОДН) он обязан, потому что по законодательству право собственности несёт за собой бремя ответственности.
Принцип пропорциональности, на первый взгляд, кажется несправедливым, потому что в трёхкомнатной квартире может жить одинокая женщина с минимумом потребностей, а в соседней однокомнатной – семья из четырёх человек, в которой трое неплохо зарабатывают.
Но платить за ОДН этой женщине приходится втрое больше. Однако так принято во всём мире: чем больше у тебя собственности, тем больше расходов на её содержание.
Посчитать разницу между общим потреблением и суммой потребления в квартирах можно только в том случае, если в доме установлены коллективный прибор учёта и в квартирах – индивидуальные счётчики. Допустим, весь дом потребил за месяц 1000 кВт.
ч, а собственники в своих помещениях (квартирах) – 800 кВт.ч. Значит, на ОДН придётся 200 кВт.ч. Плата за эти 200 кВт.ч будет распределена между собственниками пропорционально площади их помещений.
Если же общедомового прибора нет, то величина потребления на ОДН определяется по нормативам, утверждённым постановлением правительства Нижегородской области № 594 от 30 августа 2012 года.
Общедомовые нужды по электроэнергии: факторы влияния
Другой частый вопрос: почему, когда у нас не было общего счётчика, мы в большинстве своем за ОДН платили меньше, а сейчас, когда его поставили, платим больше?
Дело в том, говорят в Энергосбыте, что нормативы потребления электроэнергии в Нижегородской области довольно низки. Поэтому не исключено, что до установки счётчика вы платили меньше, чем дом потреблял на самом деле. Общедомовой счётчик выявил сей прискорбный для жильцов факт.
Сам по себе коллективный прибор учёта электроэнергии является лишь средством, которое фиксирует энергопотребление всего дома. А уж что там происходит внутри, зачастую зависит от сознательности самих граждан. Не секрет, что не все из жильцов после установки общедомового счётчика вмиг стали дисциплинированными.
Кто-то так и продолжает потреблять электричество без счётчика, у кого-то устаревший счётчик фиксирует неверные, заниженные показания. Другие жильцы занижают цифры либо не передают показания вовсе. Или же передают, но в удобное для них время. А показания с коллективного электросчётчика снимаются, как и прежде – ежемесячно с 23-го по 26-е числа.
Надо понимать, что любая разновременность в передаче данных тут же влияет на ОДН.
Это мы ещё не говорим о несанкционированных присоединениях к общедомовым сетям бездоговорных ларьков-стоянок и о ветхости электросетей. С этими вопросами надо немедля обращаться в организацию, управляющую домом, и действовать с её помощью.
Общедомовые нужды по электроэнергии: если камень не лежачий
А теперь поговорим о том, как жители могут повлиять на величину платежа за электроэнергию на ОДН. Что, например, делать, когда цифры в строке «ОДН» в платёжке кажутся несоразмерно большими и при этом нет понимания, за что эта сумма начислена.
При наличии коллективного прибора учёта в первую очередь нужно посмотреть на его показания и убедиться, что цифры указаны правильно. Жители могут узнать, кто и когда снимает показания.
В большинстве случаев это делает управляющая компания, поэтому любой житель дома при этом может присутствовать. Если счётчик стоит в ТП сетевой компании, то и съём производят их специалисты.
Информацию о сетевой организации также можно получить в управляющей компании: там скажут, кто осуществляет съём показаний.
Чтобы проконтролировать, правильные ли показания поступили в Энергосбыт, достаточно уточнить данные через «Личный кабинет» на сайте Нижегородской сбытовой компании либо обратиться к специалисту на абонентский пункт.
Кроме того, жильцам нужно направить в управляющую компанию заявку на проведение хотя бы элементарного энергоаудита (выявить случаи незаконных присоединений к сетям, воровства электроэнергии и т. д.).
Ведь именно управляющие компании если не сами, то путём привлечения специализированной организации, имеющей аттестованный для работы в электрических сетях персонал, должны все эти работы произвести.
А вообще самое простое и эффективное, что жители дома могут сделать сами, — создать совет дома и наделить его полномочиями сбора показаний с квартирных счётчиков. В идеале все должны сообщать показания в один и тот же день, когда фиксируются показания общедомового счётчика.
Каждое показание надо подтвердить подписью собственника квартиры, а весь список заверить подписями членов совета дома и передать его до 26-го числа в Энергосбыт.
Важно, что совет дома, состоящий из жильцов, может гораздо чаще снимать показания с квартирных счётчиков, чем исполнители коммунальных услуг, ограниченные в этом праве по законодательству.
Нужно, чтобы все жители дома соблюдали законодательство: у всех должны быть исправные индивидуальные счётчики с неистекшим сроком межповерочного интервала, показания должны передаваться всеми в один и тот же день, в который происходит фиксирование показаний общедомового счётчика. Именно в этом случае плата за ОДН будет определена более точно. И, разумеется, можно «трясти» свою управляющую компанию на предмет замены ветхих сетей, установки энергосберегающих ламп, датчиков движения и т. д.
Если же общедомового счётчика нет, то жители дома за ОДН платят по нормативам, и плата также напрямую зависит от площади помещений, входящих в состав общего имущества дома. Она указывается в счетах на оплату электроэнергии. В ресурсоснабжающую организацию эти данные переданы из компании, управляющей вашим домом.
Если у вас появились сомнения в том, что данные о площади помещений, входящих в состав общего имущества дома, не соответствуют действительности, то лучше всего сделать соответствующий запрос в районное отделение «БТИ-Ростехинвентаризации».
А потом сравнить полученные данные с теми, что значатся в квитанции. Важно учитывать один нюанс: запрашивайте площади, входящие в общее имущество многоквартирного дома (ни площади МОП, ни что-то иное в справке БТИ не должно быть указано).
При обнаружении расхождений в справке и счёте надо представить в ресурсоснабжающую организацию полученный в БТИ документ.
Собственникам помещений в домах, как оборудованных общими счётчиками, так и не имеющих оных, следует знать, что любой из них может получить в Энергосбыте информацию об объёме общедомового потребления, о суммарном потреблении, рассчитанном по индивидуальным приборам учёта в жилых и нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, о суммарном электропотреблении в жилых помещениях, рассчитанном по нормативам потребления, а в нежилых помещениях, не являющихся общедомовой собственностью, рассчитанном по мощности, о количестве лицевых счетов, об объёме потребления электроэнергии на общедомовые нужды всего многоквартирного дома, о количестве абонентов многоквартирного дома, рассчитывающихся по индивидуальным приборам учёта и по нормативам. Внимательное изучение этих данных поможет понять, сколько электроэнергии потребляется на ОДН и кто является главным её «растратчиком».
Если сделать это будет сложно, рекомендуем обратиться в управляющую организацию. Там обязаны помочь жильцам в поисках способов экономии потребляемой электроэнергии.
Источник: Жилищный вопрос
Новости
Вопрос о порядке начисления платы за электроэнергию на общедомовые нужды (далее — ОДН) является одной из основных причин обращения жителей многоквартирных домов в ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт». Попробуем разобраться, что же такое ОДН и как проводятся расчёты за них.
ЧТО ТАКОЕ ОДН?
Зачастую жильцы считают, что ОДН – это плата за «две лампочки в подъезде», что по сути своей является мифом. Не стоит забывать, что каждый дом — это сложная инженерная система.
Подъездное освещение, лифты, домофоны, оборудование интернет-провайдеров, усилители антенн, системы видеонаблюдения, сигнализации, автоматика систем водо- и теплоснабжения – всё вышеперечисленное потребляет электричество, за которое необходимо платить.
ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ И РАСЧЕТА ОДН
С момента введения платежей за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, порядок их начисления и расчета менялся неоднократно. С апреля 2014 года квитанции на оплату электроэнергии, потребленной на ОДН, выставлялись жителям Верхневолжья обособленным подразделением «ТверьАтомЭнергоСбыт».
В отсутствие заключенного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией ресурсоснабжающая компания вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
С января 2016 года сбор платежей за ОДН стал обязанностью управляющих компаний, которые должны были заключить договор на поставку электроэнергии с ресурсоснабжающей организацией. Согласно последним нововведениям, вступившим в силу с января 2017 г.
, плата за общедомовые нужды в многоквартирных домах перешла из разряда коммунальных услуг в жилищные.
Если ранее все расходы на ОДН распределялись пропорционально между жителями домов, то теперь для жителей на уровне регионов установлен четкий норматив, а все, что израсходовано свыше -должны оплачивать управляющие компании.
Если дом находится в непосредственном управлении, либо форма управления не выбрана, то ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по-прежнему в квитанциях за электроэнергию выставляет абонентам к оплате услугу электроснабжения на ОДН, но не более утвержденных нормативов.
КАК СНИЗИТЬ СВЕРХНОРМАТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА ОДН?
Так как теперь размер платы граждан за ОДН не должен превышать нормативного значения, весь сверхнормативный объем теперь является зоной ответственности управляющих компаний, которые должны быть заинтересованы в проведении мероприятий по энергосбережению.
Однако навести порядок во внутридомовых электрических сетях многоквартирных домов в одиночку для исполнителей коммунальных услуг – задача порой неподъемная, и решить ее можно только совместными действиями участников энергорынка.
И сбытовые компании, и органы власти и, конечно, потребители, заинтересованы как в снижении потерь электроэнергии, так и в более эффективном её использовании. Оплачивая электроэнергию, потребленную на ОДН, жильцы платят за работу оборудования, благодаря которому обеспечиваются комфортные условия жизни людей.
Будучи ответственными за энергосбережение в своем доме, потребители будут четко знать слагаемые своих платежей. И как бы ни трансформировался порядок начисления и расчета ОДН, залог успеха неизменен – он состоит в повышении энергоэффективности и снижении сверхнормативного потребления электроэнергии на ОДН!
Стремясь оказать помощь управляющим компания в вопросе снижения сверхнормативного потребления электроэнергии, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» приступил к реализации пилотного проекта, в рамках которого проводится целый комплекс мероприятий по сокращению расходов на коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды. Энергетики проводят аудит внутридомового электросетевого хозяйства, выявляют несанкционированные подключения, пресекают безучетное потребление электроэнергии, контролируют наличие/отсутствие приборов учета, инициируют замену приборов учета старого образца на новые — более высокого класса точности, единовременно снимают показания индивидуальных и общедомовых счетчиков и т.д. Первые результаты впечатляют: в домах, попавших под комплексное обследование, сверхнормативное потребление на общедомовые нужды удалось снизить более чем в два раза!
НУЖНО ЛИ ОПЛАЧИВАТЬ ДОЛГИ ПО ОДН?
В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.
2011 N 354, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, т.е. ОДН.
ВАЖНО: начисления за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды в период с апреля 2014 до января 2016 года, не всегда оплачивались потребителями в полном объеме, таким образом суммы непогашенных долгов переходят из счета в счет и подлежат незамедлительной оплате.
За отказ оплачивать ОДН жилищным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты потреблённой в квартире электроэнергии.
И оплата ОДН, и оплата энергии, потреблённой в квартире, относятся в равной степени к услуге энергоснабжения, поэтому Гарантирующий поставщик вправе обратиться с иском в суд, либо ограничить потребление электроэнергии должникам до полного погашения задолженности за общедомовые нужды.
Кроме того, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» напоминает, что при задержке платежа более чем на 30 дней за каждый день просрочки начисляются пени. Данная мера предусмотрена Федеральным законом N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».
ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» всегда заинтересовано в конструктивном диалоге со своими клиентами. Сотрудники компании готовы дать исчерпывающие ответы на все вопросы, касающиеся деятельности Гарантирующего поставщика, разъяснить непонятные моменты в начислениях, проконсультировать о способах оплаты и передачи данных, принять заявку на установку индивидуальных и общедомовых приборов учета.
- Получить консультацию по вопросам начисления платы за ОДН, информацию об имеющейся у вас задолженности и другим вопросам, которые касаются электроснабжения на территории Тверской области, вы можете по телефонам call-центра 8-800-550-30-69, (4822) 48-30-13.
- Пресс-служба ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт»
- Татьяна Богданова
Оплата общедомовых расходов на электроэнергию — Юридическая консультация
Согласно ч. 2 ст.
154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо взноса на капитальный ремонт и платы за потребленные коммунальные услуги, плату за содержание жилого помещения, в том числе за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в доме, за холодную, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме.
В силу п. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.
2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 г. Для первоначального включения расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги, потребленные в связи с содержанием общего имущества, должна выставляться в платежном документе отдельно по каждой услуге в размере норматива или в соответствии с решением общего собрания собственников с учетом сверхнормативного потребления.
Исключение составляет тепловая энергия, плата за которую, потребленную при содержании общего имущества, как и ранее, уплачивается потребителем в составе платы за отопление.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 кв. м площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
Стоит обратить внимание, что нормативный объем потребления обосновывается минимальным перечнем работ и услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290. Возможность принятия решения о распределении сверхнормативных объемов предоставлена в случае, если перечень работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает минимальный перечень.
Для собственников помещений в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, доступна возможность расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в связи с содержанием общего имущества, исходя из показаний общедомовых приборов учета с ограничением размера платы нормативом потребления.
В письме Минстроя России от 14.02.2017 №4275-АЧ/04 дано разъяснение следующего содержания:
«По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды. В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным».
Одновременно подчеркнуто, что с введением новых нормативов плата за спорные ресурсы будет начисляться исходя из установленных величин нормативов.
Кроме этого, согласно п. 9 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.
2006 № 306, установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов.
По инициативе управляющих и ресурсоснабжающих организаций нормативы могут быть пересмотрены не для конкретных домов индивидуально, а для группы домов.
Собственникам самостоятельное право инициировать процесс изменения нормативов потребления не предоставлено.
Одновременно рекомендуем ознакомиться с письмом Минстроя России от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2017 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения».
За Москвой закрепили особый порядок начисления платы за «ОДН»
Опубликован Федеральный закон от 28.06.2021 № 229-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Изменения коснулись закона «О статусе столицы РФ» и Жилищного кодекса РФ. Закон позволяет сохранить в Москве сложившийся порядок оплаты содержания жилья, а именно не выделять отдельно плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества.
«Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, будут оплачиваться управляющей организацией или товариществом собственников жилья, а также жилищным кооперативом при расчете с организациями ‑ поставщиками данных услуг из денежных средств, внесенных в качестве платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме», – поясняется на сайте Совета Федерации.
Чем авторы проекта объяснили необходимость «подогнать» законодательство под Москву вместо того, чтобы добиваться соблюдения в столице требований жилищного законодательства:
- законопроект направлен на сохранение в городе Москве существующей системы расчетов и внесения платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, имеющей отличия от системы, введенной Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса РФ»;
- в Москве плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включена в состав платы за содержание жилого помещения, никогда не выделялась отдельной строкой и жителями отдельно не оплачивалась, перерасчет размера расходов за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при ежегодной корректировке ставки за содержание и ремонт жилого помещения.Оплата электрической энергии, потребляемой при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, производится по фактическим показаниям приборов учета, установленных на потребляющих устройствах (силовое оборудование, освещение мест общего пользования, пожарная автоматика и дымоудаление);
- в настоящее время в Москве собственники оплачивают коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, за счет платы за содержание жилого помещения. При этом управляющая организация или товарищество собственников жилья либо кооператив оплачивают коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за счет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
- такая сложившаяся система является понятной и привычной жителям Москвы и обеспечивает высокую собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Законопроект еще при рассмотрении в Госдуме вызвал неоднозначную реакцию, поэтому для полноты картины можем рекомендовать почитать стенограмму обсуждения на странице законопроекта.
Тем, кто живёт в остальной России, рекомендуем другие материалы по теме:
✔ Мифы о плате за содержание жилья
Мифы о плате за содержание жилья
✔ Экономия электроэнергии на ОДН в многоквартирном доме
Экономия электроэнергии на ОДН в многоквартирном доме
Чтобы не пропустить ничего важного в сфере ЖКХ, выберите, где вам удобнее следить за обновлениями: ➜ в Telegram или во ВКонтакте.А самые полезные и популярные материалы можно найти в виде карточек на нашем канале в Дзен.
Оплата за общедомовые нужды в 2020 году
Общедомовые нужды с недавнего времени числятся не коммунальными, а жилищными услугами. Такая смена статуса привела к изменениям в оплате услуг ЖКХ. Каковы в 2020 году особенности ОДН?
В 2020 году началась реализация законопроекта, касающегося платежей за общедомовые нужды.
В квитанциях плата за ОДН отныне указывается в строчке о содержании жилья, а не в строчке о коммуслугах, как это было ранее. Какими особенностями в 2020 году отличаются общедомовые нужды?
Основные моменты
Начиная с 2020 года, оплата за общедомовые нужды рассчитывается по новым правилам. Такое нововведение обусловлено необходимостью расчетов с учетом реального потребления.
По мнению законодателя, смена статуса услуги позволит начислять оплату только за действительно израсходованные ресурсы.
Новый алгоритм расчетов вводился постепенно. За время подготовки к переходу собственники и обслуживающие компании должны были подготовиться к изменениям в оплате.
- В частности УК должны были провести проверку каждого дома, обнаружить случаи нецелевого употребления коммунальных ресурсов, выполнить работы по повышению энергоэффективности.
- С 2020 года в квитанциях общедомовые нужды включаются в плату за содержание общего имущества.
- Что это такое
- Платеж ОДН рассчитывается на основании показаний общедомовых приборов учета, установленных в большинстве МКД, в сравнении с показаниями индивидуальных счетчиков.
- ОДН представляет собой разницу меж показаниями личных счетчиков, установленных в квартирах жильцов, и общедомовых приборов учета в МКД.
- Когда в квартире не установлен счетчик, то объем расходованных ресурсов рассчитывается как соотношение квартирной площади к сумме всех площадей общего имущества.
- Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома.
- Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.
- Из чего состоят
Большая часть собственников недостаточно понимает, что входит в общедомовые нужды. Общее представление таково, что ОДН это только освещение и отопление подъезда.
- На самом деле кроме перечисленных затрат в РДН включаются расходы:
- По электроснабжению Общедомового оборудования и помещений общего пользования
- По водоснабжению на обслуживание и работу отопительной системы Мойку и уборку общих помещений, уход за придомовой территорией
Включать в состав ОДН прочие расходы ресурсов категорически запрещено. Жильцы не должны платить за общедомовые нужды сверх нормы.
На практике это выглядит так, что если часть энергоресурсов теряется в процессе доставки к конечному потребителю по вине УК, то затраты оплачивает управляющая организация.
Правовое регулирование
ФЗ № 176 был принят Госдумой РФ еще летом 2015 года. Цель закона позиционирована как создание условий для более эффективной работы в отрасли ЖКХ и улучшение платежной дисциплины.
- Следствие закона должно было стать начисление платы за пользование коммуслуг, используемых для общего имущества МКД, исходя из реальной величины потребления, рассчитанной по специально определенным нормативам.
- В настоящее время для взимания платы за ОДН применяются следующие нормативные акты:
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении»;
- Постановления Правительства РФ № 344 и №354, включая приложения к ним, касающиеся предоставления коммуслуг жителям МКД;
ФЗ №176 от 29.06.2015.
Нововведения обусловили исчезновение строки об ОДН из платежных квитанций. Причина была в росте социальной напряженности среди населения и отказе многих собственников от оплаты непонятных расходов.