Предоставление жилья военнослужащим при увольнении в запас — одна из существенных преференций вооруженных сил. Такая привилегия предоставляется военным, имеющим выслугу более 20 лет, а также в ряде иных случаев.
Положено ли жилье при увольнении с военной службы?
Государством, проблема обеспечения жильем военнослужащих после ухода из армии, решается на основании таких законодательных актов:
Чтобы разобраться, положена ли квартира военнослужащему по контракту при увольнении, следует изучить эти нормативные документы.
Право на получение жилья зависит от ситуации, повлекшей увольнение. Право на обеспечение жильем зависит от причины увольнения, стажа службы и некоторых иных обстоятельств. Но еще немаловажно то, что необходимо получить статус признания нуждающимся в жилплощади еще в период службы, иначе гражданин после увольнения будет получать квартиру на общих основаниях.
Как гласит п. 2.1 ст. 15 Закона № 76-ФЗ, жилье положено предоставлять за счет федерального бюджета таким категориям военнослужащих, уволенных по следующим причинам:
Состояние здоровья может ухудшиться из-за болезни, но причиной может стать и боевое ранение.
Нужно, чтобы семья прекратившего службу была признана нуждающейся в жилье и поставлена на учет до 1 января 2005 г., а продолжительность нахождения в статусе военнослужащего составляла не менее 10 лет. При таких обстоятельствах допустим вариант получения квартиры бесплатно.
Возможна также аренда жилья или получение единовременной помощи на приобретение собственных квадратных метров. Наем осуществляется за счет выплачиваемой государством компенсации.
Так как безвозмездное получение жилья в собственность, реализовать проблематично из-за невысоких объемов строительства по социальным мероприятиям, участник программы НИС вправе воспользоваться своими накоплениями и приобрести квартиру.
Порядок получения жилплощади
Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении осуществляется местными органами власти в пункте, где проживал до увольнения военнослужащий, или в любом ином избранном месте.
Порядок таков:
- подготовить весь пакет своих документов и нанести визит в местную администрацию;
- узнать, какие есть варианты и какими возможностями обладает местная власть;
- выбрать наиболее оптимальный вариант;
- встать на учет и воспользоваться своими привилегиями.
Если свободное жилье есть, то не стоит отказываться. Когда доступна аренда с постановкой на учет по льготной очереди, также можно подождать, при желании.
Если иных вариантов нет, тогда логично воспользоваться правом на единовременную денежную компенсацию, размер которой составляет около 3 млн руб., и оформить ипотеку на новостройку, вторичное жилье или же решить данный вопрос по-другому.
Готовиться к обеспечению семьи жилищем нужно заблаговременно. Рапорт подается не более чем за 3 года до наступления предельного возраста или в год, когда военнослужащий покидает воинское подразделение по состоянию здоровья или в результате штатных организационных перетрубаций.
Рапорт, к которому прилагаются бумаги о составе семьи, наличии или отсутствии жилья, рассматривается начальством и принимается решение написать ходатайство об улучшении жилищных условий или о предоставлении жилища.
Документы и ходатайство не выдаются на руки, а направляются в военкомат того населенного пункта, который избран военнослужащим. Получив бумаги, военкомат ставит увольняющегося военнослужащего на жилищный учет и направляет копии и оригиналы бумаг в органы местного самоуправления.
В течение 3 мес. бумаги должны быть рассмотрены и принято решение, о чем информируется руководство воинской части, направившее ходатайство. В личном деле служивого проставляется соответствующая отметка о принятом в отношении него решения.
Предоставление жилплощади уволенным в запас
Уволенные в запас военнослужащие признаются нуждающимися по таким основаниям (ПП РФ №1054):
- полное отсутствие жилплощади;
- наличие жилплощади менее нормативной на 1 чел.;
- имеющее жилище не отвечает нормам санитарии и гигиены;
- жилье находится в закрытых пунктах;
- проживание в общежитиях, в неизолированных блоках, а также в жилищах, где есть больные с инфекционными болезнями типа туберкулеза;
- выбрано новое постоянное место жительства.
Чтобы уволенный в запас мог реализовать свое право на получение квартиры, должна быть соблюден определенный порядок для избрания места жительства.
В муниципалитет избранного пункта уволившийся в запас должен предоставить, кроме личных документов:
- заявление;
- ходатайство начальника воинского подразделения на имя руководителя местной власти;
- приказ об увольнении в запас;
- свидетельство о наличии права на льготное обеспечение квартирой.
Если гражданин участвовал в боевых действиях, а особенно при наличии ранений,наград все бумаги об этом также следует предоставить.
Право на льготное получение жилья предоставляется уволенным в запас только 1 раз. В муниципалитете военнослужащий должен быть поставлен в общую очередь, с правом на имеющиеся льготы.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию — обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!
На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?
Военнослужащего могут лишить права на жилье за счет средств федерального бюджета в таких случаях:
- после увольнения в запас подписан новый контракт на службу в федеральных органах власти;
- по прошествии 6 месяцев после указанного в ходатайстве срока увольнения, не последовало нового представления;
- произошло снятие с воинского учета в данном населенном пункте в связи с переездом в другую местность;
- ситуация с жильем разрешилась;
- в документах выявлены нестыковки, несоответствия, говорящие о фальсификации.
Также не дадут квартиру, если один из членов семьи имеет недвижимость в собственности или строит дом.
Судебная практика показывает, что в отношении военнослужащих, уволившихся по всем правилам и с соблюдением действующего законодательства, требования по обеспечению жильем при наличии возможностей удовлетворяются. Если свободного жилья в распоряжении местных властей нет, тогда выплачивают компенсацию.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38, Регионы 8800-350-97-52
Могут ли уволить без предоставления жилья, субсидии?, Краснодар | вопрос №15227222 от 18.07.2022
поскольку Вы увольняетесь с военной службы не по одному из льготных оснований, то командование воинской части вправе Вас уволить с военной службы с оставлением в списках нуждающихся и без выплаты жилищной субсидии, которой Вы будете обеспечены за рамками военной службы.
Также, Вам полезно будет ознакомиться с выводами ВС РФ, изложенными в решении от 14 сентября 2016 г. № ВКАПИ 16-44, апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. № АПДЛ 16-513, который приходят к следующему:
Законодательством предусмотрены различные формы и порядок предоставления военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений с установлением дифференцированных гарантий в зависимости от категорий военнослужащих и выбора ими конкретного способа реализации жилищных прав. Такое правовое регулирование не является нарушением их конституционных прав при условии соблюдения права на жилище, гарантированного статьей 40 Конституции Российской Федерации. Указанная позиция изложена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1046-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.Е. на нарушение ее конституционных прав абзацем первым пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы» и в ряде других определений (от 25 сентября 2014 г. N 2271-О, от 27 октября 2015 г. N 2527-О и других).
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г.
N 97-ФЗ военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим названного пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого федерального закона.
Таким образом, законодатель, выделяя в данной норме военнослужащих, пожелавших получить жилые помещения не по месту увольнения, фактически установил, что гарантия в виде запрета на увольнение соответствующих категорий военнослужащих, нуждающихся в особой защите, без их согласия до предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии предусмотрена для лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях обеспечения жильем по месту службы. Вместе с тем в целях обеспечения конституционного права на жилище данная гарантия может быть распространена на указанных военнослужащих, не обеспеченных к моменту увольнения никаким жильем и возражающих против увольнения без предоставления жилья тем способом, который они избрали.
Такое толкование закона согласуется с позицией Европейского Суда по правам человека, высказанной в постановлении по делу «Сладков против России» от 18 декабря 2008 г.
(жалоба N 13979/03), который констатировал, что данная норма защищает военнослужащих от бездомности тем самым, что связывает возможность их увольнения с предоставлением жилья.
Закон не запрещает военнослужащим покинуть службу, если они согласны выйти в отставку, не получив жилого помещения.
Что касается военнослужащих, пожелавших реализовать свое право на получение жилых помещений по избранному после увольнения месту жительства, не совпадающему с последним местом службы, то в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» для них установлен особый порядок предоставления жилых помещений, который направлен, в первую очередь, на реализацию конституционного права на выбор места жительства, гарантированного статьей 27 Конституции Российской Федерации.
При этом в пункте 3 статье 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности осуществления данного права законодатель, как указано выше, в пункте 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установил, что обеспечение жилым помещением военнослужащих — граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
- В данной норме закона не содержится запрета на увольнение военнослужащих до предоставления им жилых помещений по избранному месту жительства.
- Согласно абзацам третьему и двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» выплата жилищной субсидии является одной из форм реализации прав военнослужащих на жилище, в том числе в порядке, установленном в пункте 14 статьи 15 названного закона, равнозначной по правовым последствиям иным способам предоставления жилых помещений — в виде жилых помещений в натуре в собственность или по договору социального найма.
- Анализируя приведенные выше нормы во взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что военнослужащие, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пожелавшие воспользоваться правом на выбор постоянного места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением их жилыми помещениями, вне зависимости от формы такого обеспечения при перемене места жительства не могут претендовать на социальную гарантию в виде запрета на увольнение без их согласия до получения жилых помещений при условии, что они до этого обеспечены жилым помещением, в том числе служебным, из которого не подлежат выселению до предоставления жилья для постоянного проживания.
Такое толкование закона основано на указании в абзаце первом пункта 14 статьи 15 названного закона на то, что обеспечение жильем в данном порядке осуществляется «при перемене места жительства».
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно абзацу восьмому статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г.
N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 2 июня 2016 г.
) местом жительства являются жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, военнослужащие, имеющие по последнему перед увольнением месту службы место жительства, в том числе в виде специализированного жилого помещения, не признанные согласно собственному волеизъявлению нуждающимися в жилом помещении по последнему месту службы, а пожелавшие изменить место жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», не входят в перечень лиц, указанных в первом предложении абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение до получения жилого помещения, поскольку данная группа, по смыслу закона, выделена в отдельную категорию граждан в целях реализации их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы с обеспечением возможности реализовать это право путем предоставления жилых помещений в избранном месте жительства взамен сдаваемых по последнему месту службы.
Таким военнослужащим предоставлены иные гарантии реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации — запрет на выселение из служебного жилья до получения жилого помещения для постоянного проживания в избранном месте жительства в соответствии с пунктом 5 Положения об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, или выплата ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» (в редакции от 18 сентября 2015 г.), в том числе в случаях, когда уволенные военнослужащие пожелают выехать в населенный пункт, в котором ими избрано место жительства, до получения там жилого помещения.
Предоставление жилья военнослужащим при увольнении — права и нормы
Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим.
Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости.
Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.
Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.
Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.
Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.
Права военного на жилплощадь
Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.
Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.
Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:
- в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
- они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.
Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.
Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.
Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:
- Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
- Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.
Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.
Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.
Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.
Обеспечение жилой площадью
Доступные госгарантии военнослужащим в виде обеспечения жильем при увольнении
При завершении военной карьеры военнослужащие имеют право на различные льготы.
Самой существенной из них является получение жилья. Обеспечение жильем происходит только в том случае, если служащий будет признан нуждающимся в жилом помещении. Какие для этого должны быть основания, и как подать документы на получение жилья, рассмотрим ниже.
Показать содержание
Какими законодательными актами регулируется?
У кого есть право на такую поддержку?
Право на жилье получают военнослужащие, которые:
- Подписали первый контакт до 1998 года вне зависимости от выслуги лет.
- Подписали первый контракт после 1 января 1998 года и имеют от 20 лет выслуги.
- Имеют выслугу от 10 лет и уволены по состоянию здоровья, по причине достижения предельного возраста нахождения на службе или по сокращению штата.
Условия признания военнослужащего нуждающимся в жилье:
- Военнослужащий и члены его семьи не имеют жилья в собственности.
- Жилье в собственности имеется, но обеспеченность на одного человека меньше, чем определено учетной нормой. Понятие учетной нормы рассматривается в статье 50 ЖК РФ. Она определяется органом местного самоуправления и обычно составляет 8-12 кв. метров на одного человека.
- В составе семьи есть больной, страдающий тяжелым хроническим заболеванием, исключающим совместное проживание.
- Проживание на одной жилплощади с людьми, с которыми нет родственных отношений.
- Проживание в аварийном доме, не соответствующим требованиям безопасности.
Эти условия отражены в 51 статье ЖК РФ.
В каких случаях можно завершить службу без предоставления квартиры?
Первая группа оснований связана с причиной увольнения. К таковым относятся:
- Увольнение по собственному желанию.
- Увольнение по негативным основаниям. При таком увольнении собираются доказательства виновных действий, проводится служебное расследование, составляется заключение комиссии и издается соответствующий приказ.
- Сокращение штата, если нет требуемой выслуги лет.
Вторая группа оснований связана с отсутствием нахождения в реестре жилплощади. Причины этого могут быть следующие:
- Документы не были поданы вовремя.
- Военный был исключен из реестра по причине специального ухудшения собственных жилищных условий. Например, была осуществлена сделка купли-продажи квартиры. В соответствии со статьей 53 ЖК РФ снова встать на учет можно не ранее, чем через 5 лет после совершения этих намеренных действий.
- Служащий нарушил порядок нахождения на учете и не пришел за получением жилья. Если в течение 30 дней с момента получения извещения служащий не подал документы в ДЖО (Департамент жилищного обеспечения), он может быть уволен без обеспечения жилым помещением. (Кроме случаев, когда срок был нарушен по уважительной причине.) При неоднократном отказе от квартиры военный может быть уволен без ее предоставления.Это правило не действует, если отказ был единичным или если отказы были обоснованными (жилье не соответствовало нормам).
- Жилье от государства уже получено.
- Военнослужащий не был признан нуждающимся в жилье.
Порядок получения
Документы
В период прохождения службы военный подает документы для включения в реестр нуждающихся в жилье. Документы подаются в Региональное управление жилого обеспечения или его территориальные отделы лично или по почте. Перечень требуемых документов следующий:
- Заявление.
- Копии документов, удостоверяющих личность претендента на квартиру и членов его семьи, которые живут вместе с ним. Это паспорт либо свидетельство о рождении, если гражданин не достиг 14 лет.
- Свидетельство о заключении (расторжении) брака, если оно есть.
- Справка о прохождении военной службы и послужной список.
- Данные из домовых книг, копии финансовых и лицевых счетов претендента и членов его семьи. Данные подаются за последние 5 лет.
- Копии документов, доказывающих право на жилищное обеспечение.
- Сведения о наличии жилых помещений, используемых по договору найма или принадлежащих заявителю и членам его семьи.
- При уходе по состоянию здоровья или в связи с реорганизацией нужны справки с предполагаемой датой ухода со службы.
Информацию о прохождении военной службы предоставляют кадровые органы вооруженных сил РФ.
Что должно включать в себя заявление:
- В шапке указывается наименование органа, куда оно подается, воинское звание и ФИО заявителя, адрес его регистрации и контактные данные.
- В самом тексте заявления должна быть просьба принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и основание для этого (статья 52 ЖК РФ).
- Паспортные данные заявителя.
- Удостоверение личности военнослужащего.
- Личный номер заявителя.
- Дата подписания первого контракта о прохождении военной службы.
- Место прохождения военной службы.
- Данные о составе семьи (ФИО, дата рождения, степень родства).
- Сведение о жилплощади, имеющейся в собственности.
- Согласие с обработкой персональных данных. Согласие заверяется подписью заявителя и совершеннолетних членов его семьи.
- Дополнительные сведения (основание увольнения, предполагаемый срок увольнения и др.).
- Перечень приложенных документов.
- Дата и подпись заявителя.
Скачать бланк заявления на включение в реестр обеспечения жильем военнослужащего
Последующие шаги
- Получить решение о постановке на учет. Дата постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях определяется днем подачи заявления и документов. Решение о постановке на учет или отказе в этом принимается в течение 30 дней со дня подачи заявления.
В случае увольнения решение должно быть принято до момента исключения военнослужащего из списка личного состава части, в которой он проходит службу.
- При получении информации о жилых помещениях, которые могут быть распределены, претенденту под расписку выдается извещение.
В извещении указывается характеристика жилья, его адрес и дальнейшие действия, которые должен совершить служащий. В пятидневный срок необходимо отправить копию извещения и корешок с согласием или отказом.
- Если жилье подходит, в 30-дневный срок нужно подать в ДЖО необходимый пакет документов.
Он соответствует уже указанному выше. Только данные должны быть достоверны на момент получения извещения.
Если до момента получения жилья военный пользовался служебным помещением, он должен подать согласие, что готов освободить его в двухмесячный срок.
Документы подаются в структурное подразделение уполномоченного органа по месту занимаемого жилого помещения. На основании этого служащему выдается справка. До сдачи жилого помещения военнослужащий не может получить новое.
В согласии указывается обязательство:
- в течение 2 месяцев освободить жилое помещение (указать адрес);
- сняться с регистрационного учета;
- закрыть финансовый лицевой счет.
Критерии к предлагаемым квадратным метрам
Жилье, предоставляемое при увольнении должно соответствовать следующим требованиям:
- Стандартная норма для военных составляет 18 кв. метров на человека. Сюда входят жилые и нежилые помещения квартиры (дома). Если нет подходящего жилья, норма может быть превышена, но не более чем на 18 кв. метров.
- Жилье должно соответствовать установленным санитарно-техническим нормам.
Если после подачи заявления жилищные условия военного изменяются, он имеет право претендовать на дополнительные квадратные метры. Но при этом нужно вовремя подать соответствующие документы в учетный реестр на жилье.
Могут ли выдать компенсацию?
Вместо получения жилплощади в собственность военнослужащий может получить субсидию.
Условия предоставления компенсации:
- Признание нуждающимся в жилом помещении.
- Нахождение в реестре на жилье.
- Открытие счета в банке, куда будут переведены денежные средства.
- Подача заявления о получении субсидии вместо квартиры в ДЖО.
Сумму субсидии ДЖО рассчитывает самостоятельно. Расчет компенсации зависит от:
- Числа членов семьи. От этого зависит количество предоставляемой жилплощади. На одного предоставляется 33 кв. метра, на двоих – 42 кв. метра. На каждого следующего человека добавляется еще 18 кв. метров.
- Стоимости квадратного метра жилья. Цена квадратного метра определяется на федеральном уровне.
- Срока службы. От нее зависит поправочный коэффициент.
ДЖО сообщает о размере субсидии и сроке ее выплаты. Когда деньги будут переведены на расчетный счет, заявитель снимается с жилищного учета.
Что делать, если отказали в обеспечении?
При незаконном отказе в выдаче квартиры, служащему необходимо подать иск в военный суд по месту нахождения воинской части. В случае положительного решения суд может:
- Признать увольнение незаконным.
- Постановить выделить квартиру военнослужащему.
- Обязать выплатить истцу моральный вред и судебные издержки, если имеются такие требования.
Хотя сейчас возможность увольнения без жилья и предусмотрена законодательством, для этого необходимо соблюсти ряд условий. Если же они не соблюдены, военный может обратиться в суд для защиты своих прав.
О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья
О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья
По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г.
До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п.
18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства.
Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.
) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: «Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас.»
Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия.
Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.
№ 1237» в соответствии с которым «Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.».
Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г.
№ 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).
Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного.
Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.
- Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?
- Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?
- Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?
Заходите: https://www.voensud-mo.ru/
- Пишите: [email protected]
- Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)
- Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:
— разместив ссылки на наш сайт https://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.
- — оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.
- СПАСИБО!
- С уважением,
- команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»
Увольнение военнослужащего до обеспечения жильем | без предоставления жилья
В настоящей статье разбираются ситуации, при которых возможно увольнение военнослужащих, признанных нуждающимися в постоянном жилье, до обеспечения жильем.
1. Отказ от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Согласно абзаца третьего указанного пункта, в случаях, если военнослужащие — граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили в срок документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, согласия таких военнослужащих — граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Указанные военнослужащие — граждане в случае их увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии обеспечиваются жилыми помещениями в форме и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом».
Если коротко, то суть данной нормы гласит, что если военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения либо от жилищной субсидии, при этом достаточно только одного такого отказа, и командование вправе уволить такого военнослужащего без жилья.
Также военнослужащего можно будет уволить с военной службы, если он не успел представить документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты его уведомления командованием о готовности предоставить ему жилое помещение или жилищную субсидию.
Целью этой нормы, в первую очередь, является недопущение необоснованного затягивания процесса увольнения военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров, т.к.
их не могут уволить с военной службы до обеспечения жильем.
Ранее Закон не предусматривал последствия неоднократного отказа военнослужащего от предлагаемых квартир, что зачастую приводило к злоупотреблением правом со стороны военнослужащих, целью которых было затянуть процесс увольнения.