Каждая встреча учителя с новыми учениками – экзамен для преподавателя и проверка его профессиональной зрелости. Ведь, ему предстоит вести к знаниям будущее страны, найти «заветный ключик» к каждому ученику.
Сегодня повсеместно отмечается всеобщее внимание к личной жизни педагогов – общество активно реагирует на персональные страницы учителей в соцсетях, их видеоролики, фотографии, публикации и комментарии.
Интерес родителей и администрации школы к личности учителя вне рабочего времени не случаен.
Это позволяет оценить его поведение с целью понять, насколько педагог готов к работе с детьми, и чему он будет учить школьников, кроме базовых предметов.
Ведь школьные годы – главный период в жизни каждого ребенка, поскольку именно в это время происходит взросление и формирование мировоззрения.
Педагог, который встречает первоклассника на пороге школы, учит его не только читать, писать и считать, но и дружить, любить, мечтать, добиваться целей. То есть, фактически он открывает перед учеником школы все дороги во взрослую жизнь.
Поэтому роль учителя в становление личности каждого члена общества невозможно переоценить.
Чем больше знаний и сил отдает учитель детям, тем заметнее прогресс во всех сферах жизнедеятельности человека.
Но и каждый первоклассник – личность, со своим, пусть небольшим пока опытом общения и «домашними» представлениями об окружающем мире.
И чтобы школьник услышал все, что ему говорит педагог, учителю нужно найти подход к каждому ребенку. Сделать это преподавателю помогают знания и навыки, о которых мы сегодня и поговорим.
Итак, какими компетенциями должен обладать современный педагог?
Создавать комфортную рабочую атмосферу урока
Каждый день, входя в класс, учитель не знает, как пройдет урок. Невозможно подготовиться ко всем непредвиденным ситуациям: один ученик не выучил урок, у другого – проблемы в семье, третий робеет, отвечая у доски и т.
д. Сколько учеников – столько вариантов развития событий. Поскольку время урока слишком ограничено, у преподавателя есть всего несколько минут на то, чтобы сосредоточить внимание детей и заинтересовать их рабочим процессом.
Учитель должен владеть не только знанием предмета, методикой преподавания, но и быть идеальным психологом, чтобы безошибочно определять эмоциональную атмосферу на уроке. Он – режиссер и актер, который за считанные минуты может выйти за рамки написанного ранее «сценария» урока и экспромтом вести занятия, стремясь достичь поставленных целей незапланированными методами.
Естественно, в педагогических ВУЗах не учат актерскому мастерству и не развивают способность видеть, чем занимаются ученики, когда учитель пишет тему урока на доске, стоя спиной к классу. Эти таланты, необходимые для создания психологической атмосферы урока, педагогу приходится развивать самостоятельно, желательно – в кратчайшие сроки, или еще до начала обучения профессии.
Педагог должен проявлять изобретательность в организации образовательного пространства
Учитель обязан доступно излагать материал не только в классе, ученикам, сидящим за партой, но и, при необходимости, во время экскурсии на природу, в музей – везде и в любых условиях, где нет возможности использовать привычные инструменты.
Иногда неформальная обстановка и креативный подход учителя к организации учебного пространства дают больше шансов для достижения цели урока, чем классические формы подачи материала. Дополнительный эффект при таком подходе – установление межличностных отношений между учениками, и их доверительное отношение к учителю.
Стратегия планирования – обязательный навык для учителя
Поход на природу или в технопарк для проведения урока должен быть тщательно спланированным еще на этапе составления учебного плана.
Подобные внеклассные формы уроков используют, как правило, для изучения новой темы – они позволяют расширить кругозор учеников и понять практическое значение изучаемого вопроса.
Для закрепления полученных вне стен класса знаний рекомендуется проведение итогового занятия.
Чтобы заранее знать, будет ли интересна экскурсия абсолютно всем детям, или лучше, во избежание проблем, провести урок в классической форме, учитель должен обладать некоторым даром предвидения.
Но даже урок за партой нужно построить таким образом, чтобы вовлечь в работу каждого ученика.
Для этого учителю необходимы уже перечисленные навыки в пунктах 1 и 2, а также – личностные качества, о которых мы расскажем – в следующем пункте.
Ответственность, справедливость и самокритичность – основные инструменты учителя
В любой сфере специалист оценивает результаты своего труда и работает над ошибками, чтобы в будущем их устранить и добиться больших успехов.
Учитель чаще всего не имеет возможности увидеть плоды своего труда, потому что он работает с душами и сознанием детей на отдаленную перспективу.
Настоящий преподаватель должен, как никто, осознавать степень своей ответственности за дальнейшую судьбу каждого своего ученика, уметь критически анализировать каждое свое действие, чтобы избежать ошибок, которые он в будущем никогда не сможет исправить.
Учитель оценивает работу ученика. Это – один из самых сложных этапов в работе.
Оценка любого вида работы – это и зримый результат усвоения материала, и тонкий психологический инструмент воздействия на ученика: поощрение «авансом», стимулирование внимания, наказание за нерадивость и т.д.
Учитель ни на секунду не должен забывать, что несправедливая оценка, из-за упущенных скрытых и явных деталей, способна навсегда изменить судьбу ребенка, его отношение к себе и к окружающим. При этом не имеет значения, была ли оценка завышенной или заниженной.
Взаимоотношения с родителями, коллегами и руководством школы
Будущий учитель, сидя на студенческой скамье, зачастую не задумывается, что находить «ключики взаимопонимания» ему придется не только с учениками, но и с его родителями, бабушками и дедушками, а также с коллегами по работе.
К тому же в этом процессе существует определенный психологический барьер для самого учителя: возраст выпускника педагогического ВУЗа иногда существенно меньше, чем возраст родителей ученика, которых ему предстоит тоже учить и воспитывать, находить к ним правильный подход.
Здесь понадобится и невероятное чувство такта, понимание скрытых мотивов, умение анализировать каждую семейную ситуацию. При обсуждении острых проблем учитель должен проявлять сдержанность, не идти на поводу в случаях провокаций, отстаивать свои убеждения и всегда находить конструктивное решение. Учитель должен быть другом семьи, но, при этом, уметь «держать дистанцию».
Обсуждение общих и частных вопросов с коллегами и администрацией школы существенно приближают учителя к намеченным целям в воспитании и обучении своих подопечных.
Профессиональная этика учителя
Педагоги больше, чем представители других профессий (за исключением «звезд» кино и эстрады) ощущают на себе пристальные взгляды общественности. Стиль одежды, манеры поведения, речь, круг знакомых и близких не должны ставить под сомнение репутацию учителя. Эти правила давно регламентированы обществом, приняты, как аксиома, и распространяются на учителя даже за пределами школы.
Чтобы не прослыть среди учеников «синим чулком», или не получить какое-то другое неприятное прозвище, допустимо использование современного молодежного сленга, в виде цитат или с юмористическим оттенком.
Сдержанное и уместное употребление таких приемов общения помогает в построении диалога с современными учениками.
Но, одновременно, учитель должен продвигать свое видение речевых форм, прививать культуру речи и поведения ученикам.
Самообразование
«Крылатое» высказывание о том, что учитель остается учителем до тех пор, пока сам учится – не философия, а руководство к действию. Саморазвитие и постоянное повышение квалификации необходимо каждому учителю, чтобы быть в курсе последних достижений науки и техники, понимания психологии современных детей, знания их мира увлечений.
Педагог – «ведущий ребенка» — значение слова в Древней Греции, не теряющее актуальности и в наши дни. Учитель, чтобы вести, должен быть на шаг впереди учеников, всегда, пока остается в профессии.
Вместо заключения
Профессия учителя благородна и уважаема. Да, уровень зарплаты пока не демонстрирует степени уважения и значимости профессии, поэтому современных педагогов можно смело назвать альтруистами. Если человек не обладает всеми перечисленными качествами, то, вероятнее всего, ему стоит задуматься о более легкой профессии, не требующей полной самоотдачи.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Права родителей в школе по новому закону об образовании
Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.
Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.
Права и обязанности родителей в школе
Родители имеют такие права:
- Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
- Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
- Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
- Знакомиться с учебными программами.
- Узнавать оценки ребёнка.
- Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
- Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
- Принимать участие в управлении школой.
Обязанности родителей:
- Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
- Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
- Уважительно относиться к педагогам.
Право родителей на присутствие на уроках
Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.
Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.
О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.
Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.
Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.
Право на выбор учителя (отказ от него)
При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.
Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.
Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.
Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.
Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.
Полномочия родительского собрания (родительского комитета)
Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.
На уровне классов родительские комитеты:
- Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
- Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
- Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
- Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.
Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:
- Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
- Вносит предложение о работе школы.
- Следит за качеством питания в столовой.
- Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.
Что делать в случае нарушения прав
Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.
Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.
Есть ли изменения в правах родителей в 2020 году
Нововведений в 2020 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.
Можно ли уволить учителя и на каких основаниях? Причины увольнения учителя
Нередко родители детей пишут жалобы на учителей в вышестоящие инстанции. Чтобы удостовериться в описанном факте нарушения, необходимо провести тщательную служебную проверку.
Можно ли уволить учителя за жалобы родителей? Но есть и другие основания, которые, при определенных обстоятельствах и выполнении ряда условий, могут стать основанием для увольнения учителя (ст.
336 ТК РФ):
- нарушение устава образовательного учреждения;
- применение насильственных действий к учащимся;
- достижение педагогом определенного возраста;
- неизбрание педагога на должность по конкурсу.
Рассмотрим каждое нарушение отдельно.
Нарушение положений устава
Чтобы уволить учителя по этому основанию. Необходимо соблюдение следующих условий:
- совершение грубого нарушения;
- несколько нарушений в течение учебного года.
Типовой устав образовательного учреждения включает в себя следующие положения:
- соблюдение локальных актов;
- добросовестное исполнение своих должностных обязанностей;
- корректное поведение педагога по отношению к ученикам.
Если педагог не соблюдает эти положения, он нарушает устав. А понятия «грубого нарушения» в законе не определено. Это определяет руководитель образовательного учреждения. Но, чтобы не было разногласий, перечень таких нарушений нужно прописать в уставе учреждения. Это позволит избежать судебных заседаний и разбирательств.
Данные действия педагога попадают под понятие дисциплинарных нарушений, поэтому увольнение нужно производить с учетом ст. 192 и 193 ТК РФ.
Расследование нарушений положений устава можно быть проведено только по письменной жалобе. Копия жалобы вручается самому учителю. Руководитель должен потребовать от нарушителя письменных объяснений.
Увольнение возможно только в случае грубейших нарушений, при рядовых нарушениях трудовой дисциплины объявляется замечание, выговор.
Причем, если нарушена процедура объявления дисциплинарного взыскания, оно считается не имеющим юридической силы.
Обратите внимание, что предъявить дисциплинарное взыскание можно только за конкретные, документально зафиксированные нарушения трудовой дисциплины, нельзя уволить учителя за то, что он не обязан делать согласно трудовому договору, должностным обязанностям, приказам и документации ОУ, с которой он официально ознакомлен. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, то есть наказание должно быть соразмерно проступку.
Читайте вопрос и ответ Сделали выговор, лишили оплаты за классное руководство. Правомерно ли это?
Применение учителем к учащимся насильственных действий
В данном случае насильственными действиями учителя по отношению к ученикам, нужно считать:
- Преднамеренное нанесение телесных травм и повреждений. Такие действия педагога должны вызвать необходимость обращения за помощью как врача, так и психолога.
- Систематическое психическое насилие в форме угроз, оскорблений, унижения достоинства ребенка.
- Систематическое предъявление к ребенку завышенных требований, необоснованной критики.
- Других действий, которые могут привести к нарушению психологического и психического здоровья ребенка.
Данное нарушение также является дисциплинарным, и увольнение является следствием совершения педагогом противоправных действий.
Причиной увольнения не может быть применение таких действий по неосторожности или случайно. Увольнение по этому основанию может быть применено к учителю также и по решению суда.
Суд выносит свое решение после проведения следственных действий, и наличия доказательств вины педагога.
Если процедура увольнения не будет соблюдена, учитель имеет право подать иск в районный суд по месту своего жительства, согласно ст. 24 ГПК РФ. Суть иска — восстановление на рабочем месте и оплата вынужденного прогула. Иск можно подать в течение трех месяцев после увольнения.
Достижение учителем определенного возраста
Достижение пенсионного возраста еще не является основанием для расторжения трудового договора с педагогом. Но это основание применимо к руководителям образовательных учреждений.
По достижении ими 65-летнего возраста эти работники могут быть переведены на другое рабочее место, которое соответствует их квалификации и опыту работы.
Но перевод не может быть осуществлен без письменного согласия руководителя.
Если такой должности нет, то договор с педагогическим работником прекращается. Уточняйте законодательство РФ на текущий момент, это положение может быть изменено.
Педагога не избрали на конкурсную должность
Это основание также применяется к директорам школ и их заместителям. Если директор школы не был выбран на эту должность или сам отказался участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается.
Другие снования увольнения учителя
В ст. 77 ТК РФ приведены общие основания для прекращения трудового договора с любым работником, в том числе и с учителем. Это:
- инициатива самого работника;
- соглашение обеих сторон;
- инициатива работодателя.
Уволить учителя по последнему основанию довольно сложно, только при наличии следующих причин, которые перечислены в ст. 81 ТК РФ:
- прогул;
- сокращение численности штата школы или должностей;
- ликвидация школы или ее реорганизация;
- несоответствие занимаемой должности. Несоответствие может быть установлено только по итогам аттестации. В ст. 49 Федерального Закона от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что аттестация проводится для подтверждения квалификации педработника. Но руководитель образовательного учреждения не обязан увольнять учителя. Он может направить его на курсы повышения квалификации, либо перевести на иную должность. Если учителя не устраивает ни один из вариантов, то трудовой договор с ним расторгается на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ;
- появление учителя на рабочем месте в состоянии алкогольного или другого вида опьянения. Этот факт должен быть зафиксирован медиком. Директор школы имеет право применить к учителю такой вид дисциплинарного взыскания как увольнение;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;
- совершения хищения на рабочем месте. Вина учителя должна быть доказана в судебном порядке. Поэтому директор должен вызвать сотрудников полиции. После проведения следственных мероприятий, дело будет передано в суд. Если суд докажет вину учителя, директор увольняет последнего в течение месяца после вынесения решения.
Советы учителю
В школах встречаются не только неадекватные ученики, но и неадекватные родители, которые постоянно пишут жалобы на педагога в вышестоящие инстанции. Чтобы не стать жертвой незаконного увольнения, учитель должен:
- корректно вести себя как с учениками, так и с их родителями;
- не допускать обсуждения личности ученика среди других детей или их родителей;
- при возникновении проблем у ребенка провести беседу с его родителями;
- если в классе разгорается конфликт ученика и учителя, то поведение учителя не должно выходить за рамки. То есть он не должен допустить применения к нему оснований по применению насильственных действий.
Если дело дойдет до судебного разбирательства, учитель, также как и родитель, должны представить суду доказательства совершения или несовершения педагогом виновных действий.
Это могут быть показания других учителей, показания учеников и их родителей, сотрудников школы. Можно также представить суду записи с диктофона или камеры телефона.
Особенную роль для учителя играет характеристика учителя с места работы, награды.
Об авторе: Елена Михайлова, юрист.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
С таким отношением к учителям, вы скоро сами будете учить своих детей. с чем вас и поздравляю
Отработала учителем два года и унесла ноги со школы, потому что девять кругов ада по сравнению с этим — просто легкая прогулка. Основная проблема была в неадекватных родителях, а дети и бюрократия дело десятое.
У меня бабушка была учителем, отработала в школе сорок лет. Ни разу не было такого, чтобы на нее посмели поднять голос родители или дети. Ни разу. Я же огребла от какой-то мамули уже на второй неделе работы. Ей не понравилось, что я неправильно поставила ударение в фамилии ее дочери. Девочка очень огорчилась, у нее депрессия, нужен психолог.
Тут не девочке нужен психолог, а родителям психиатр. Перед школой хорошо бы проверять все семейство на вменяемость. Потому что попадаются такие кадры, что реально начинаешь бояться за свое здоровье. За два года я наслушалась о себе такого, что хоть стой, хоть падай. Не от детей, хотя среди них уникумов тоже хватало, а от родителей.
В оценках детей почему-то сейчас винят именно учителей. Не нашли подход, плохо объяснили, не прониклись к ребенку. Вы школа, вы педагог, вы должны, вы обязаны. У меня таких детей несколько десятков только в одном классе. О каком индивидуальном подходе идет речь? Я обязана дать школьную программу, все. Если ребенок не хочет учиться, это не моя головная боль.
Но на меня писали жалобы директору, мне высказывали в лицо свое недовольство, могли ночью написать какой-то вопрос по урокам. Когда я поняла, что начинаю просто ненавидеть людей в целом и детей в частности, я просто уволилась со школы. Потому что достали.
Сейчас я работаю репетитором и просто поражена, как меняется отношение. В школе ты пыль на сапогах, а когда приходишь и занимаешься за деньги, то к тебе уважительно на вы и по имени-отчеству. Очень странная тенденция.
С нашего выпуска из тридцати человек в школе работают трое, остальные либо даже не совались туда, либо попробовали и сбежали через какое-то время. Потому что никому не хочется, чтобы об него ежедневно вытирали ноги низводили до презреннейшего бессловесного существа.
Поэтому мне очень смешно читать вопросы, а почему у нас все педагоги такие возрастные, где молодежь. Молодежь себя не на помойке нашла, чтобы терпеть ежедневные нервотрепки за копейки. Сами довели до такого плачевного итога. дорогие родители. Скоро сами будете своих чад обучать. Это как на удаленке, только в разы хуже. Но, повторюсь, сами виноваты.
В рубрике «Мнение читателей» публикуются материалы от читателей.
Сельским учителям приходится преподавать несколько предметов из-за нехватки кадров | Новости | ОТР
В большинстве сельских школ Забайкалья не хватает
преподавателей. А больше половины учителей пенсионного возраста. Зачастую
сельскому педагогу приходится вести и физику, и химию, и даже литературу. Павел Волков в школе на станции
Яблоновая Забайкальского края преподает сразу шесть предметов.
Физика, математика, история, черчение, технология и музыка.
Выбирая 40 лет назад профессию учителя, Павел Волков и не думал, что будет
преподавать сразу шесть предметов.
Павел Волков, учитель
яблоновской средней школы: «Ушел
учитель истории, мне сказали — ну возьми историю, пожалуйста, ты же много
читаешь. Не было учителя информатики, ну ты же заканчивал, ну возьми
информатику. Но музыка! А музыка это особый разговор».
Основная специализация Павла
Юрьевича — физика и математика. Чтобы занятия по другим предметам тоже были
интересными и продуктивными, он самостоятельно осваивает всё то, чему его не
учили в ВУЗе.
Если в школе не будут преподавать хотя бы один предмет из
обязательной программы, директору, и по совместительству жене Павла Волкова,
Ирине после каждой проверки придется платить штраф в 50 тысяч рублей.
А
зарплата у нее сорок тысяч.
На работу супруги Волковы каждый день ездят на электричке,
сорок минут в одну сторону. Обоим уже под 60. Но выйти на пенсию не могут —
оставить учеников некому. Молодежь в сельскую школу не идет.
Ирина Волкова,
директор яблоновской средней школы: «Мы
не можем привлечь сюда специалиста, потому что первый вопрос, жилье какое,
квартира в бараке? Трубки бросают».
Жалко бросать и саму школу, говорят Волковы. Они работают
здесь уже четверть века, оба имеют высшую педагогическую категорию. А Ирина
Геннадьевна отучилась еще и на специалиста по работе с умственно отсталыми
детьми — в Яблоновской школе есть и такие. Павел Юрьевич, правда, пару раз
увольнялся, но оба раза возвращался обратно. Говорит, тянет.
Павел Волков, учитель
яблоновской средней школы: «Я уходил
на производство, много лет отработал на производстве. Но тот микроб, который
туда попадает, не дает оставаться за воротами школы, приходится возвращаться».
Всего в школе 83 ученика. Для сельского учебного заведения
даже много. Поэтому Ирина Волкова не может оформить статус малокомплектной
школы.
В этом случае, говорит она, можно было бы получать из бюджета региона
субсидии и приобретать на них учебные пособия и оборудование.
Закрытия школы
Волковы не боятся — для этого нужно согласие общего сельского схода, а жители
Яблоновой такого согласия никогда не дадут, иначе им придется возить детей в
школу на соседнюю станцию.
Учитель плохо учит и не объясняет материал. Что делать родителям?
Реальные знания ребенка по предмету низкие. Их явно не хватит для того, чтобы хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Как понять, что проблема именно в учителе, и что делать: помочь учителю, самостоятельно повысить знания или сменить учителя.
Родители начинают подозревать, что учитель плохо работает по предмету, когда ребенок не может ответить на вопрос или плохо пишет диагностику. Если при этом по предмету у ребенка пятерка, становится очевидно, что учитель не дает знаний по предмету.
Возможно, он плохо объясняет материал или не требует от детей отработок и выполнения домашних заданий — отсюда и пробелы. Либо учитель просто ленится на работе.
Как понять, что проблема именно в учителе и принять меры: помочь учителю, сменить его или проверить и подтянуть знания ребенка?
Как понять, что учитель совсем не учит
Уровень знаний ребенка не всегда говорит о том, что педагог не работает с классом. Возможно, пробелы накопились за предыдущие годы и ребенок не может нагнать материал. Или же ребенок действительно не справляется с предметом. Вот признаки того, что педагог не очень профессионален.
Учитель плохо дает материал
Такое может случаться с теми преподавателями, которые очень хорошо знают предмет сами, но просто не умеют преподнести свои знания детям.
Возможно, вашему ребенку попался неопытный учитель, который недавно отучился в вузе, но обучение там было оторванным от реальной практики.
Или же учитель в школу пришел из другой специальности и просто не владеет методикой — ему кажется, что достаточно прочесть книгу, чтобы усвоить, например, физику.
Как понять, что учитель не владеет методикой.
- Учитель не дает отработок
- Он не идет от простого к сложному
- Педагог не занимается регулярным повторением
- Учитель не применяет разные формы подачи, чтобы усвоили разные типы учеников
Что делать родителям, если учитель методически не справляется?
- Проверьте знания ребенка. Часто учитель дает материал с опорой на предыдущие знания или на знания по другому предмету. Например, физика опирается на математику. Ребенку может быть нужно подтянуть знания по другому предмету.
- Попробуйте нанять репетитора на короткий срок. Возможно, взяв базу по предмету, ребенок сможет и у этого учителя учиться и получать знания.
Так вы сможете компенсировать методические недоработки учителя.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УРОКИэксперты ОГЭ и ЕГЭ
ДОСТУПНЫЕ ЦЕНЫ
Преподаватель не стремится понятно объяснять
Есть учителя, которые считаются сильными, но по факту они только требуют. Дети тянут предмет сами или с репетиторами.
Как понять, что сам педагог не объясняет ничего?
- Ребенок делает огромную домашку.
- Почти весь урок дети ее и отвечают.
- После контрольной или теста учитель просто говорит, какие темы повторить, а не объясняет их сам.
- Учитель много говорит о том, что дети «не те», не хотят учиться и т.п.
Что делать, если учитель не объясняет материал?
- Дать ребенку возможность позаниматься пару уроков с хорошим и доброжелательным учителем один-на-один. Очень важно, чтобы ребенок получил положительный опыт изучения предмета и психологическую поддержку.
- Поискать в своем кругу старших ребят, которым будет полезно объяснить материал вашему ребенку — заодно сами вспомнят к ЕГЭ.
- Помочь ребенку организоваться с одноклассниками и объяснять разные предметы друг другу. Часто дети так хотят быть круче плохого учителя, что из принципа научат одноклассника.
Учитель не заинтересовал предметом
Многие учителя обижаются, когда их в этом обвиняют. Мол, я вам не цирк шапито, чтобы развлекать. Но заинтересовать ребенка предметом, увлечь класс наукой, с которым он связан — это не просто развлечение.
Это большая работа ума и сейчас ее делать намного проще — так много полезных сайтов и видео в интернете с отличными идеями по любому предмету.
Если учитель не хочет учиться сам, если у него у самого мотивации делать работу хорошо нет, этот настрой передается детям.
Что делать, если ребенку на уроках скучно?
- Попросите помощи знакомых или сами найдите увлекательный материал по предмету. Это видео по увлекательной науке, например.
- Поищите интересные мероприятия или мастер-классы по предмету. Музеи занимательной науки или исторический квест — в зависимости от предмета.
- Познакомьте ребенка с живым крутым человеком, которому предмет нужен для работы и пусть он расскажет ребенку о том, как это может быть интересно и где используется.
Не факт, что от этого ребенок полюбит уроки конкретного учителя. Но если он полюбит предмет и начнет сам им интересоваться или запишется на курсы или в кружок — это уже отличный результат.
Как поступить на бюджет? Бесплатная консультация
Учитель не проверяет уровень знаний
Педагоги, которые только и делают, что дают тесты — плохо. Но учитель, который не проверяет знания — это тоже проблема. Нетребовательный учитель может быть любимцем детей, особенно если он интересно рассказывает истории по предмету. Но на экзаменах-то требуется результат.
Как понять, что учитель не проводит системные проверки?
Обратите внимание на такие особенности поведения ребенка:
- Ребенок никогда не напрягается с домашним заданием и не готовится к контрольным.
- Оценки в журнале стоят не пойми за что.
- Ребенок рассказывает занимательные факты по предмету, а знаний программы у него нет.
- Системы тестов и контрольных у учителя нет, итоги четверти не подводятся при помощи опроса, контрольной работы.
Что делать, если на уроках не проверяют работы?
Система проверки знаний задает учебный ритм, символизирует дробление большой задачи на этапы и помогает ребенку понять, он вообще продвигается по предмету или нет. Если оценочной обратной связи от учителя нет, ребенок меньше переживает, но и хуже понимает, в каком состоянии его знания. Соответственно, ему сложнее прилагать усилия. Что в этой ситуации делать.
- Опять же репетитор или курсы. Онлайн-курсы — вполне подойдут.
- Автоматизированная проверка знаний — надежные проверочные работы, которые нужно просить ребенка пройти регулярно.
- В 10 или 11 классе имеет пройти бесплатный пробный ЕГЭ.
Можно ли заставить учителя работать
Заставить работать сложно даже рабов. У учителя есть свои причины, по которым он не дает знаний. Исходя из этого можно ему помочь или решать проблемы самостоятельно.
Неопытный учитель или выгоревший?
Не всегда можно понять, просто исходя из возраста учителя. Мол, в возрасте — выгорел. Молодой — просто без опыта пришел в школу. Выгорают молодые учителя, когда понимают, что не справляются, и не получают помощи.
А люди в возрасте запросто могут не научиться преподавать или не желать подстраиваться под детей. Скажем, пришел вузовский преподаватель в школу — а объяснять материал детям не умеет.
Иногда учителю можно помочь и получить замечательного педагога для класса.
Как поддержать молодого и неопытного учителя
Молодой учитель часто испытывает стресс от того, что все, чему его учили в вузе, вообще не имеет ничего общего с реальной работой. Его не учили справляться с подростками и давали готовые планы урока, которые не работают с классом. И вот он чувствует свою беспомощность и не знает, как справиться с проблемами.
- Если вы сами владеете методикой и педагогическими компетенциями, можете поговорить с учителем и поделиться. Но делать это нужно деликатно, не критикуя человека, а показывая, что вы хотите сотрудничать.
- Можно вовлечь учителя в профессиональное креативное сообщество, где собираются люди, которым интересно учить и делать это увлекательно. Если он хочет работать хорошо, он быстро обучится.
Учитель тоже человек и так же, как и ребенок, нуждается в положительной мотивации и лучше работает, когда попадает в ситуацию успеха. Поэтому помощь неопытному учителю — это сделать так, чтобы он мог добиваться результата.
Как сменить слабого учителя
К сожалению, не всем учителям можно помочь и получить в итоге хорошего педагога. Иногда приходится бороться за то, чтобы ребенок получил в школе образование. Если учитель в ответ на ваше предложении помощи говорит, что он хорошо работает, просто дети не хотят учиться, имеет смысл подумать о смене учителя.
- Обсудите ваши претензии с другими родителями. Лучше делать это не в чате, а при личной встрече, чтобы не раздувать конфликт.
- Если большинство родителей согласны, обратитесь к администрации школы с просьбой сменить учителя. Ее лучше оформить письменно, со списком конкретных претензий и подписями родителей. Если у вас в классе активный родительский комитет, то обращения от него достаточно, потому что он представляет интересы родителей по Положению о родительском комитете. И очень важно указать, что вы требуете личной встречи с директором.
- Обычно в ответ на письменные обращения администрация дает отписки с перечислением курсов повышения квалификации, которые прошел учитель. Это норма для официальной переписки. Цель администрации снять с себя вину и ответственность по формальным критериям. Поэтому необходимо и получить ответ на письмо, и добиться встречи с директором.
- Встретьтесь с администрацией. С одной стороны, у школы есть задачи обеспечить ставки и свести расписание. С другой, родители — это полноправные участники образовательного процесса и имеют право голоса.
- Договоритесь с группой родителей заранее, кто будет озвучивать ваши претензии на встрече с администрацией или конфликтной комиссией. Это не обязательно должен быть активный родитель. Скорее человек, который по работе или жизненному опыту умеет проводить переговоры грамотно и добиваться результата.
- Скажите, что вы настаиваете на смене учителя и готовы подождать до каникул, если нагрузка перейдет к другому учителю, который уже занят в школе. Вы понимаете, что ломать расписание — это стресс для всей школы и для учеников. Но перед каникулами еще раз напомните о себе и своем требовании с формулировкой: Прошу сообщить ФИО учителя, который будет вести предмет такой-то в таком-то классе с такого-то числа.
Если к вам не прислушаются или попытаются оказать давление, можно напомнить администрации школы, что у вас есть право обращаться в вышестоящие инстанции.
Когда знания ребенка волнуют и его самого, и родителя, и учителя — можно наладить обучение. Примите решение о том, по какому пути вы пойдете: помощь учителю или проверка знаний и ликвидация пробелов собственными силами. И не забудьте обсудить ситуацию с ребенком и выслушать его мнение. Это сделать необходимо, когда вы знаете, как установить доверительные отношения с ребенком