Прекращение правоспособности юридического лица

Прекращение правоспособности юридического лица

Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с моментом его возникновения.

Правоспособность и дееспособность юридических лиц возникают одновременно в момент его регистрации и прекращаются в момент завершения его ликвидации.

Правоспособность организаций может быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

Правоспособность юридических лиц ( ЮЛ )предполагается ограниченной (целевой), ибо ЮЛ по общему правилу может иметь только такие гражданские права, которые соответствуют определенным законом и (или) учредительными документами целям его деятельности, и соответственно может нести лишь связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Такие ограничения вызваны тем, что сами организации обычно создаются для достижения вполне конкретных целей, определенных их учредителями, а потому не могут использовать свою самостоятельную правосубъектность в противоречии с этими целями.

По видам деятельности различаются две категории юридических лиц. Одни из них вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законом, и, соответственно, иметь все гражданские права и нести обязанности, предусмотренные законом и иными нормативными актами. Такие организации обладают общей правоспособностью.

Другие ЮЛ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в их учредительных документах и соответствуют целям их создания. Гражданские права и обязанности таких юридических лиц должны соответствовать их уставной деятельности, а их правоспособность — иметь специальный характер (специальную правоспособность).

В первую категорию входят все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и других видов организаций, предусмотренных законом. К числу таких организаций относятся, например, банки и организации, занимающиеся страхованием.

Во вторую категорию входят все некоммерческие организации, а также коммерческие организации, исключенные из числа организаций, имеющих общую правоспособность.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии — специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Действие данной правовой нормы распространяется на ЮЛ общей и специальной правоспособности.

Дееспособность юридических лиц — это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы.

Органы юридических лиц

Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы организаций могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание).

Орган ЮЛ не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени ЮЛ и представляет его интересы в целом.

Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.

Филиалы и представительства юридического лица

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы ЮЛ и осуществляет их защиту.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их ЮЛ и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Филиалы и представительства указываются в учредительных документах организации.

Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Понятие и основные признаки юридического лица. Субъектами гражданского права наряду с гражданами являются юридические лица. Согласно п. 1 ст.

48 Гражданского кодексаюридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В данной статье указано четыре основных признака юридического лица:

1) организационная упорядоченность (или единство). Это означает, что создание юридического лица должно быть организационно оформлено в соответствии с требованиями закона, причем в качестве юридического лица могут выступать не только коллективы граждан. Например, хозяйственное общество может быть создано и одним физическим лицом.

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется ст. 51 Гражданского кодекса и Федеральным законом от 08.08.

2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации);

2) имущественная обособленность. Это означает, что имущество юридического лица, независимо от его правового режима (собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление) должно быть обособлено, т. е.

отделено от имущества учредителей (участников) юридического лица, других физических и юридических лиц Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и лиц, являющихся работниками юридического лица.

Формами обособления могут быть самостоятельный баланс, а также банковский счет (для денежных средств);

3) возможность выступать в гражданском обороте и в суде от своего имени. Данный признак означает, что собственным именем юридического лица, от которого оно может приобретать и осуществлять свои права и нести обязанности (т. е.

выступать в гражданском обороте, а также быть истцом и ответчиком в суде), является его наименование, а для коммерческих организаций – фирменное наименование, указываемое в учредительных документах и содержащее сведения об организационно-правовой форме.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами (п. 1 ст.

53 Гражданского кодекса). В качестве органов юридического лица выступают лицо (единоличный орган) или группа лиц (коллегиальный орган), представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверенности).

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, правление и т. п.), так и несколько (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут также быть и единоличными, и коллегиальными;

4) самостоятельная имущественная ответственность. Этот признак юридического лица выражается в том, что, имея обособленное имущество, данное лицо отвечает по своим обязательствам этим имуществом.

Пределы использования имущества для погашения требований кредиторов, а также условия и порядок субсидиарной (дополнительной) ответственности иных лиц по обязательствам отдельных юридических лиц устанавливаются законом.

Правоспособность юридического лица. Юридическое лицо обладает правоспособностью, т. е. может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В науке гражданского права принято различать общую и специальную правоспособность.

Общая (универсальная) правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью прежде всего обладают граждане Российской Федерации.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Анализ ст.

49 Гражданского кодекса показывает, что общей для всех юридических лиц является специальная правоспособность, при этом универсальная правоспособность носит характер исключения из правила и действует лишь в отношении коммерческих негосударственных юридических лиц.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 Гражданского кодекса).

Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не только правоспособность, но и дееспособность.

В отличие от граждан, у юридических лиц право– и дееспособность возникают и прекращаются одновременно.

Наличие у юридического лица дееспособности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Лицензирование деятельности юридического лица. Как правило, коммерческие организации могут заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Однако на некоторые виды деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Порядок лицензирования установлен Федеральным законом от 08.08.

2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) и постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Согласно норме ст.

2 Закона о лицензировании лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности — это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Законом о лицензировании.

Лицензирование — это мероприятия, связанные, в частности, с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Читайте также:  Может ли пенсионер получить ведомственную награду?

Возникновение юридического лица

Наука гражданского права традиционно выделяет четыре способа (порядка) образования юридических лиц:

1) распорядительный порядок. В соответствии с ним юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется.

В таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Однако, исходя из правил ст.

51 Гражданского кодекса, в современной России такой порядок возникновения юридических лиц не применим;

2) нормативно-явочный порядок. В данном случае для образования юридического лица не требуется согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы: организации создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица.

При этом регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо.

Подобный порядок образования юридических лиц является наиболее распространенным как в России, так и за рубежом;

3) разрешительный порядок. Он предполагает, что создание организации должно быть разрешено тем или иным компетентным органом. В таком порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала;

4) договорно-правовой порядок. Его выделяет цивилистическая школа МГУ им. М. В. Ломоносова. Для него характерны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования юридических лиц, и заключение учредителями специального договора гражданско-правого характера.

Правовой основой деятельности юридического лица в России являются как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и локальные акты юридического лица (учредительные документы, в которых учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам).

Так, юридическое лицо может действовать на основании устава (например, акционерное общество), либо учредительного договора и устава (общество с ограниченной ответственностью), либо только учредительного договора (полное товарищество). Учредительный договор — это гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица.

Он заключается только в письменной форме (простой или нотариальной) и, как правило, вступает в силу с момента его заключения. Нужно отличать учредительный договор от устава организации. Так, последний не заключается, а утверждается учредителями.

К тому же устав подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей). Однако, как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом.

Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Содержание учредительных документов в общем виде определяется в ст. 52 Гражданского кодекса, а для отдельных видов юридических лиц – в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных правовых актах.

Порядок государственной регистрации юридического лица. Важным этапом образования юридического лица является его государственная регистрация, при которой компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания юридического лица, и принимает соответствующее решение.

После чего основные данные об организации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что в Российской Федерации статусом юридического лица может обладать не только организация, состоящая из коллектива граждан, но и из одного физического лица. Важно лишь, чтобы создание было должным образом организационно оформлено (упорядочено).

Формальным подтверждением организационной упорядоченности является факт государственной регистрации юридического лица. Порядок государственной регистрации юридических лиц регулируется нормами ГК (ст. 51) и Закона о государственной регистрации.

Возникновение и прекращение правоспособности юридического лица

В соответсвии с п 2 ст 35: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке» [74].

  • На основании этого правоспособность юридического лица нами условно будет разделена на:
  • 1) Основную, которая возникает в момент создания юридического лица, и прекращается в момент завершения его ликвидации.
  • 2) Дополнительную, которая возникает на основании лицензии, и прекращается при её изъятии, истечении срока действия, признания недействительной.

Основная правоспособность возникает на основании акта, подтверждающего получение организацией статуса юридического лица. Таким актом является свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое органами юстиции[75].

Сходный порядок действует в Российской Федерации, где организация обретает статус юридического лица с даты ее государственной регистрации. Основным законодательным актом в РК, регулирующим эти вопросы является Указ о государственной регистрации юридических лиц.

В ч1 ст 18 закреплено «недопускается деятельность в качестве юридического лица без государственной регистрации, а доходы, полученные от деятельности без госрегистрации. Изымаются в доход государства».

Таким образом доходы от деятельности не правоспособной организации получает государство, что заставляет более серьёзно относится к приобретению правоспособности.

Способы возникновения юридического лица традиционно подразделяются на три типа: нормативно-явочный, разреши­тельный и распорядительный.

Нормативно-явочный порядок предусматривает наделение организации правами юридического лица на основании зако­на специальным государственным (или международным) органом путем явочной регистрации и занесения в особый ре­гистр (реестр).

При этом регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации создаваемой ороганизации при отсутсвии нарушений установленных требований.В настоящее время нормативно-явочный способ является базисным.

Именно так возникает большинство коммерческих организаций, в частности в Казахстане, России и других странах СНГ и Балтии, а в некоторых странах, на­пример в Швейцарской Конфедерации, этот способ применя­ется даже для регистрации учреждений.

Исторически, еще до появления нормативно-явочного по­рядка, публичные организации, например благотворительные общества (фонды), образовательные и им подобные учрежде­ния, возникали на основе специального акта органов власти. Впоследствии этот порядок был назван распорядительным.

Данным порядком юридическое лицо может возникать и на основании распоряжения учредителя.

«Так создаются, например, государственные учрежедения и государственные предприятия»[76]Однако в отношении способа создания государственных учреждений и предприятий у Климкина есть своё мнение: «Юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредитля, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Но в силу статьи 42 ГК, любое юридическое лицо(как негосударственное, так и государственное) считается созданным с момента его государственной регистрации. Поэтому распорядительный порядок создания юридических лиц сейчас может рассматриваться лишь в историческом аспекте»[77]

Для регистрации банков, финансовых компаний (кредит­ных товариществ), страховых, медицинских и многих других специализированных организаций, помимо пакета учредитель­ных документов, требуется разрешение государственного (кон­тролирующего) органа или лицензия. Этот порядок регистра­ции называется разрешительным.

Так например, для создания юридического лица, предметом которого является банковская или страховая деятельность, требуется разрешение Национального банка РК на его открытие.

Антимонопольный кометет в пределах своих полномочий вправе давать заключение на создание субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствующих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%[78] .

Прекращение юридического лица, как в России, так и в Казахстане закон связывает с его исключением из единого государственного регистра (реестра в РФ).

Но права совершать действия, требующие лицензирования, в содержание основной правоспособности не входят. Лишь после получения лицензии указанные права вводятся в содержание правоспособности, расширяя ее границы.

При истечении срока действия лицензии, признании ее недействительной, ее досрочном прекращении, отзыве либо приостановлении ее действия содержание правоспособности юридического лица возвращается в его прежние общие границы.

  1. Под лицензией[79] понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу  заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия.[80]
  2. По объему деятельности законном «О лицензировании» они подразделяются на:
  3. 1) генеральные — на занятие определенным видом деятельности, выдаваемые без ограничения срока, допускается выдача генеральной лицензии на несколько видов деятельности, если они входят в единый технологический комплекс;
  4. 2) разовые — на совершение определенной хозяйственной операции в пределах разрешенного объема, веса или количества (в натуральном либо денежном выражении);
  5. 3) операционные — на совершение определенной операции в банковской деятельности и операций, связанных с использованием валютных ценностей, определенных валютным законодательством.
  6. Важно заметить, что лицензии различаются и по территориальной сфере действия:
  7. 1) действие которых ограничивается определенной территорией Республики Казахстан;
  8. 2) действие которых распространяется на всю территорию Республики Казахстан;
  9. 3) действие которых распространяется за пределы Республики Казахстан.

Лицензия выдается уполномоченным государственным органом, что в соответсвии с п 2.ст 35 ГКРК является моментом возникновения правоспособности у юридического лица.

Государственный орган, выдающий лицензию, называется ли­цензиаром, а лицо, получающее лицензию, — лицензиатом (от лат. licentiatus — «допущенный к осуществлению какой-либо деятельности»).

Выдача лицензий на весь период занятия соответствующим видом

деятельности осуществляется с разовой уплатой лицензионного сбора на момент выдачи лицензии[81]

Лицензирование практикуется в той или иной мере во многих государствах.

Оно предусматривает выдачу предпринимателям специальных разрешений на занятие некоторыми (отдельными) видами деятельности — например, по производству и сбыту машин, приборов, точной техники, медицинских препаратов, химических изделий (т.е.

товаров так называ­емого «контролируемого списка») — или на оказание ряда услуг. Всем этим могут заниматься только предприниматели, соответствующие определенным квалификационным требованиям. Они обычно определяются и закрепляются законодательно.

Читайте также:  Регистрация ип иностранным гражданином: достаточно ли рвп, процедура оформления

К примеру, в Чехии различают заявительное и разре-шительное предпринимательство. Лицо, намеревающееся заняться предпринимательством, подает заявление, и если заявитель соответствует всем предъявляемым законом квалификационным и иным требованиям, то получает предпринимательское свидетельство (лицензию на осу­ществление заявленного предпринимательства).

Лицо, намеривающееся заняться разрешительным предпринимательством, обязано просить соответствую­щее предпринимательское управление, расположенное по юридическому адресу лица, выдать концессию. Для по­лучения концессии квалификационные требования еще более жестки.

Предварительный контроль, осуществляемый до выдачи лицензии, необходим прежде всего там, где речь идет о безо­пасности и здоровье общества, отдельных граждан.

Так, пункт 4 статьи 10 ГК РК, а также пункт 6 статьи 3 Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года «О лицензировании» устанавливают общие прави­ла, принципы лицензирования, согласно которым получение государственной лицензии обязательно, если производство и продажа некоторых видов товаров, работ или услуг угрожают национальной безопасности, установленному правопорядку, окружающей среде, собственности, жизни и здоровью граж­дан. Однако сам перечень видов деятельности, требующих обязательного лицензирования в Казахстане, включает мно­гие виды, которые не отвечают перечисленным признакам. К таким видам деятельности можно отвенсти: лицензированияе юридических услуг, не связан­ных с адвокатской деятельностью (консультирование и т.п.), деятельности в сфере почтовой связи и.т.п. Но дело не только в этом. Сам процесс лицензирования сугубо формален и носит, скорее, фискальный и учетный характер.

По общему правилу, отечественные, иностранные организа­ции и организации с иностранным участием обладают равной правосубъектностью, хотя и отнесены в соответствии со ст. 4. Закона «О лицензировании» к разным группам субъектов.

Как было указано выше в связи с изъятием, истечением срока действия или признания лицензии недействительной, правоспособность в сфере лицензируемой деятельности прекращается.

В связи с чем за занятие предпринимательской или иной деятельностью без соответствующей лицензии предусматривается штраф до 500МРП, а за те же действия, совершённые повторно в течение года – 700МРП с конфискацией товаров[82].

В заключение важно отметить, что как отмечено Ю.Г. Басиным «Лицензии непередаваемы и неотчуждаемы, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами»[83]

Важным моментом в рассмотрении темы правосубъектности юридического лица, является вопрос её осуществления.

В соответствии со статьей 37 ГК дееспособность юридического лица (т. е. способность осуществлять свои права и обя-шнности) реализуется действиями органов юридических лиц, а в предусмотренных законодательными актами случаях также через своих участников и представителей.

К органам юридического лица относятся должностные лица и коллективные звенья юридического лица, уполномоченные законодательством или учредительными документами решать вопросы, определяющие правовое положение юридического лица, а также выступать от имени юридического лица перед другими субъектами и органами государства.

Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом права. Поэтому он лично (если это физическое лицо), действуя в качестве органа, не приобретает для себя ника­ких прав и обязанностей. Таковые непосредственно приобретает юридическое лицо.

В связи с чем, смена конкретных физических лиц, осуществляющих функции органа юридического лица, а также реорганизация самих органов не влекут за собой изменения или прекращения тех прав и обязанностей, которые уже приобретены юридическим лицом через действия органов

Органы юридического лица могут быть индивидуальными (директор, президент, управляющий) либо коллективными (коллегиальными).

Как можно было видеть из вышеописанного органы юридического лица играют решающую роль в вопросах его дееспособности. Хотя по общему правилу закреплённому в п 4 ст 44 ГКРК.

«Юридическое лицо несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, принятым органом юридического лица с превышением его полномочий, установленных учредительными документами…»,важным моментом является определение компетенции[84] органа юридического лица.

Даная дефиниция подкрепляется тем оргументом, что указанное общее правило имеет исключения одно из которых закреплено в п11 ст159: «Сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными настоящим Кодексом, иными законодательными актами или учредительными документами, либо с нарушением уставной компетенции его органа, может быть признана недействительной по иску собственника имущества юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о таких нарушениях». Вторым исключением из общего правила является случай, когда физического лица (лицо) которые (рое) хотя и являются (ется) сотрудниками (ком), органа юридического лица но в свободное от своих функциональных обязанностей время могут (жет) приобретать для себя лично права и обязанности.

К первому исключению, закреплённому в ст 159 п 11, отношение Казахстанских учёных не однозначно. Так например С.И.Климкин пишет «Существующее положение не может быть признано обоснованным и целесообразным», более того автор данную норму называет небрежностью и предлагает толковать её расширительно[85].

Идея в автора в необходимости при нарушении органом юридического лица своей компетенции, защищать не контрагента с которым данное лицо вступило в правовые отношения, а участников самого юридического лица (акционеров, членов). Такое предложение имеет не безосновательно.

Второму контрагенту легче защитить свои интересы, чем акционерам, в силу своих прав и профессионализма. Однако с этим можно поспорить, как и с необходимостью вносить изменения.

Первое, участники той или иной организации, уже в силу своего участия в ней несут риск, который может быть оправдан доходами, и если они считают свой риск неоправданным, могут выйти из организации.

Второе, если юридическое лицо не будет нести ответственность за превышение компетенции своих органов, его органы будут этим пользоваться в ущерб интереса контрагентов. Последнее в силу особенности большинства казахстанских фирм, которые не дорожат своим имиджем и гудвилом, может перерасти в хаос. Третье, слабая юридическая грамотность, а также боязнь выразить недоверие контрагенту требованием подтверждения компетенций, приведёт опять же к злобоупотреблению со стороны более сильного партнёра.

Орган юридического лица не является его представителем, поэтому выполнение функций органа не требует ка­кой-либо доверенности. Достаточно предъявления служебного документа, подтверждающего должностное положение.

Хотя в ст 37 ГКРК и закреплено, что права и обязанности юридическое лицо приобретает только через свои органы, на практике и из этого правила есть два исключения которые замечены Ю. Г.Басиным:

Во-первых,  юридическое лицо может приобретать гражданские права и обязанности через представителей. Границы уполномочия представителей определяются обычно доверенностью (ст. 163-171 ГК). Но полномочия представителей могут также явство­вать из обстановки, в которой действует представитель (напри­мер, кассир или продавец в магазине).

Во-вторых, обязанности юридического лица могут также вытекать из действий его работников, которых нельзя считать ни органами юридического лица, ни его представителями. Так, юридичес­кое лицо обязано возместить вред, причиненный действиями его работников при исполнении ими своих трудовых (служеб­ных) обязанностей (п. 1 ст. 921 ГК).

При анализе этих двух положений С.И.Климкин провёл исследования данной ситуации. Первое ,что он отметил в статье 37КГ содержится предложение только через свои органы. Второе,что можно добавить к его замечанию: в данной статье нет отсылочных норм, к указанным Ю.Г.Басиным исключениям из общего правила. В результате своего анализа, С.И.

Климкин пришёл к обоснованному заключению: «Считаем, всё же, что законодателю следовало отказаться от столь категоричного подхода к этому вопросу, предусмотрев, что Кодексом и иными законодательным актами могут быть установлены иные основания и порядок приобретения гражданских прав и возникновения гражданских обязанностей у юридического лица»

Вс разобрался, когда возможна повторная процедура исключения из егрюл общества-залогодателя

Верховный Суд в Определении № 305-ЭС21-26568 от 11 апреля разобрался в том, законно ли налоговая инспекция инициировала повторную процедуру внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица, лишив тем самым банк залогового имущества.

В обеспечение исполнения обязательств ООО «ТЕРРАМАГИКА» по заключенным с ООО «Коммерческий межрегиональный трастовый банк» кредитным договорам между банком и ООО «Базальт» был заключен договор залога недвижимого имущества. В соответствии с ним «Базальт» передал в залог (ипотеку) двухэтажное нежилое здание и земельный участок общей залоговой стоимостью около 50 млн руб.

В последующем банк обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском о взыскании задолженности по кредитным договорам. 26 мая 2017 г. суд удовлетворил требования и обратил взыскание на заложенное имущество общества «Базальт».

25 сентября 2017 г. МИФНС № 46 по г. Москве внесла запись о недостоверности сведений об обществе «Базальт», поскольку установила недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе общества, а также о личности генерального директора и единственного учредителя.

30 июня 2020 г. инспекция приняла решение о предстоящем исключении общества «Базальт» из ЕГРЮЛ, а 2 июля эта информация была опубликована в «Вестнике государственной регистрации». 15 октября 2020 г. инспекция внесла запись о прекращении деятельности юрлица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись о недостоверности.

В это же время в отношении банка была введена процедура банкротства.

Агентство по страхованию вкладов, полагая, что в результате действий налоговой инспекции было нарушено право банка на получение исполнения кредитных обязательств, а также законные интересы кредиторов банка в связи с уменьшением его конкурсной массы, а банк был лишен возможности реализовать свое право на судебную защиту, обратилось в суд.

Госкорпорация требовала признания недействительным решения МИФНС № 46 по г. Москве о предстоящем исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ, аннулирования записи от 15 октября 2020 г. о прекращении юрлица и восстановления ООО «Базальт» в ЕГРЮЛ как действующего юридического лица.

Читайте также:  Купля-продажа иностранной валюты

Суд со ссылкой на ст. 64.2 ГК, ст. 21.

1, 22 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установил, что на момент принятия инспекцией решения «Базальт» отвечал критериям недействующего юрлица, при этом информация о предстоящем исключении общества была опубликована в «Вестнике государственной регистрации» и мотивированных возражений относительно исключения общества из ЕГРЮЛ в инспекцию не поступило. Суд учел, что банк вправе воспользоваться дополнительными гарантиями кредиторов юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в административном порядке, которые предусмотрены законодательством, и отказал в удовлетворении заявления. Апелляция и кассация оставили решение в силе.

АСВ подало кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС заметил, что в Постановлении от 18 мая 2015 г. № 10-П Конституционный Суд указал, что решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных п. 3 и 4 ст. 21.

1 Закона о госрегистрации гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.

Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения – на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда. В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона о госрегистрации юрлиц исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются данными действиями, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Конституционный Суд далее отметил, что наличие предусмотренных в ст. 21.1 Закона о госрегистрации условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

О правовых позициях Экономколлегии из Обзора ВС № 2 за 2021 г.Эксперты посчитали значимыми 7 определений по арбитражным делам из 18 вошедших в обобщение практики Верховного Суда

ВС указал, что соответствующая правовая позиция изложена в его Определении от 23 марта 2021 г. № 305-ЭС20-16189, и заметил, что судебными инстанциями не учтено, что на момент принятия инспекцией оспоренного решения у общества «Базальт» имелись неисполненные обязательства перед банком, подтвержденные вступившим в законную силу судебным актом по делу № А54-6522/2016.

Верховный Суд отметил, что прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке делает невозможным обращение к «Базальту» с требованием об исполнении обязательств перед банком за счет нереализованного имущества в целях увеличения конкурсной массы и удовлетворения требований кредиторов банка в деле о банкротстве.

Он также обратил внимание, что наличие совокупности признаков, изложенных в подп. «б» п. 5 ст. 21.

1 Закона о госрегистрации, не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах.

Суд указал, что, согласно сведениям ЕГРЮЛ, инспекцией неоднократно принимались решения о предстоящем исключении общества «Базальт», а банком регулярно направлялись возражения на данные решения, последние возражения на решение от 20 апреля 2020 г. направлены 18 мая 2020 г.

«В рассматриваемом случае на момент принятия оспоренного решения инспекции было достоверно известно о наличии возражений кредитора общества “Базальт” на совершение регистрационных действий, направленных неоднократно и ранее последнего возражения от 18.05.2020.

Таким образом, банк систематически возражал относительно исключения общества “Базальт” из ЕГРЮЛ, о чем инспекции было известно на момент принятия оспоренного решения, но это не было учтено судами при принятии судебных актов», – указано в определении.

Срок, по истечении которого инспекцией принято решение, заметил ВС, не может быть признан разумным, позволяющим возложить на банк обязанность проверять наличие в отношении «Базальта» возбужденных процедур об исключении из ЕГРЮЛ в административном (внесудебном порядке).

Такой незначительный срок с момента прекращения процедуры исключения и до момента ее возобновления фактически привел к необоснованному преодолению возражений банка, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением из ЕГРЮЛ общества, что не отвечает принципу соблюдения баланса частноправовых и публичных интересов.

Эксперты – об экономических спорах из Обзора ВС № 3 (2021 г.)Они обратили внимание на определение, согласно которому отказ от иска, совершенный должником в преддверии банкротства, может быть оспорен по банкротным правилам посредством обжалования судебного акта, которым он утвержден  

Кроме того, указал Суд, из положений п. 4 ст. 21.1 Закона о госрегистрации следует запрет на исключение недействующего юридического лица из реестра в случае направления (представления) в установленном п. 3 данной статьи порядке заявления кредитора.

При этом повторная процедура не может быть инициирована регистрирующим органом в соответствии с п. 1 той же статьи до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры. Соответствующая правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда от 1 июля 2021 г.

№ 305-ЭС21-2734.

ВС подчеркнул, что повторная процедура исключения из ЕГРЮЛ общества была инициирована инспекцией до истечения года со дня прекращения предыдущей процедуры: 30 июня 2020 г. инспекцией принимается решение о предстоящем исключении, а 15 октября 2020 г. вносится в ЕГРЮЛ запись о прекращении юридического лица.

«Прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке ранее истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры на основании статьи 21.

1 Закона № 129-ФЗ при наличии неисполненных обществом “Базальт” обязательств нарушает права банка, поскольку не позволяет взыскать задолженность, а также применить в должной мере альтернативные механизмы удовлетворения требований кредитора», – указал ВС, вернув дело в Арбитражный суд г. Москвы на новое рассмотрение.

В комментарии «АГ» руководитель практики разрешения судебных споров и банкротства КПМГ в России и СНГ Лидия Солодовникова отметила, что определение ВС исправляет безусловные ошибки нижестоящих инстанций, не допуская формального подхода при рассмотрении дела.

По ее мнению, ключевое нарушение налоговой инспекции было в том, что до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры регистрирующий орган не был вправе инициировать повторную процедуру.

Позиция ВС РФ сводится к тому, что 12 месяцев – срок, необходимый для взыскания задолженности или инициации альтернативного механизма удовлетворения требований кредитора. Маловероятно, что обстоятельства возражений кредитора отпадут через месяц после их заявления в регистрирующий орган, указала она.

Эксперт добавила, что фактически налоговый орган нарушил нормы законодательства и более раннюю позицию ВС, изложенную в Определении от 20 сентября 2021 г. № 305-ЭС21-7837.

ВС разъяснил порядок исключения из ЕГРЮЛ при наличии у юрлица неисполненных обязательствСуд указал, что повторная процедура исключения из реестра не может быть инициирована до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры

По ее словам, суды в основном не допускают формальный подход к исключению из ЕГРЮЛ юридического лица при нарушении кредитором требований законодательства. «В Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 августа 2020 г. по делу № А03-19458/2019 от кредитора не поступили возражения на исключение общества.

Налоговая инспекция указывала на данное обстоятельство, однако суд указал, что регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ по одним лишь формальным основаниям, не учитывая права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ведь в таком случае исключение компании из ЕГРЮЛ препятствует кредитору реализовать свои права на взыскание задолженности», – отметила Лидия Солодовникова.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев указал, что ВС сделал вывод, что наличие предусмотренных в ст. 21.

1 Закона о госрегистрации условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта.

Данный вывод представляется основным, который следует учитывать судам в рамках рассмотрения дел данной категории, посчитал он.

Верховный Суд утвердил второй в 2021 г. обзор своей практикиВ документ вошли 53 позиции по делам различных категорий, а также ответы на 13 вопросов судов

Антон Алексеев указал, что настоящим определением ВС продолжает формировать судебную практику по данной категории споров. Еще в 2021 г.

вышеуказанный вывод нашел свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда 30 июня 2021 г.

, а также в Письме ФНС России от 29 апреля 2021 № КВ-4-14/5987@ «О направлении Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 1 (2021)». В настоящее время суды также ссылаются на этот вывод в своих актах, продолжая тем самым формировать единообразие правоприменения, отметил он.

«Еще один момент, на который ВС РФ справедливо обратил внимание в комментируемом определении, – это соблюдение налоговым органом установленной законом процедуры принятия решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, что в рамках данного дела было нарушено», – указал эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]