Порядок организации аукциона

Официальный сайт торгов – сайт torgi.gov.ru, где публикуются информация о сдаче государственного имущества в аренду.

Муниципальному предприятию или иному государственному учреждению рано или поздно придется столкнутся с потребностью сдачи государственного имущества в аренду. Правила сдачи в аренду государственного имущества, закреплены Правилами.

Настоящая статья расскажет о том, как правильно сдать в аренду государственное имущество, какие этапы организатору аукциона необходимо пройти прежде чем заключить договор аренды под средством торгов в форме аукциона.

Заранее оговоримся что процедура проведения аукциона предусмотрена только для имущества, не включенное в перечень, утвержденный Правилами.

Торги по имуществу, включенному в указанный перечень, следует проводить путем проведения конкурса. Существуют случаи, когда аукцион проводить не нужно вообще, согласно части 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ и разъяснением в письме ФАС России от 17 марта 2010 г. № АЦ/7021.

  • Рассмотрим самый типичный случай сдачи в аренду государственного имущества под средством торгов в форме аукциона.
  • Для тех, кто не знает аукцион — это процедура, при помощи которой организатор аукциона выявляет победителя аукциона, победителем становится участник, который предложил лучшую цену.
  • Организатор аукциона – это собственник государственного, муниципального имущества либо, учреждение которое владеет данным имуществом.
  • Участник аукциона – это претендент на заключения договора аренд на имущество, которое выставляет на торги организатор аукциона.
  • Таким образом между двумя фигурантами аукциона Организатором торгов и участником завязываются взаимоотношения, правила которых прописаны Правилами.
  • Процедура проведения аукциона делится на следующие этапы
Этапы аукциона Документы, необходимые для организации аукциона
1. Подготовка к проведению аукциона Приказ о проведении аукциона Приказ о создании аукционной комиссии Положение об аукционной комиссии Извещение об аукционе Аукционная документация Договор аренды Отчет об оценке (техническое описание лота) Оформление электронной подписи при проведении аукциона Договор со специализированной организацией
2.Рассмотрение заявок Расписка в получении заявки Уведомления претендентам о поступлении заявки, рассмотрении заявки и ее допуске Журнал регистрации поступления заявки Протокол рассмотрения заявок Сведения членов комиссии
3.Проведение аукциона Протокол проведения аукциона Журнал регистрации участников  
4.Подписание договора Заключение договора с победителем  
5.Иные события в ходе проведения аукциона Внесение изменений в аукционную документацию (извещение о проведении аукциона) Разъяснение документации Отмена аукциона Отказ от заключения аукциона  

Создание приказа о проведении аукциона важный документ для организатора аукциона, так как этим документом организатор аукциона волеизъявляет потребность в проведении аукциона, определяет сроки его проведения, назначает ответственных лиц и тд. Однако на законодательном уровне организатора аукциона не обязан создавать приказ о проведнии аукциона.

Рекомендация: Приказ составляется в свободной форме, подписывается руководителем или уполномоченным представителем. Дата приказа о проведении аукциона должна быть ранее чем, даты публикации извещения о проведении аукциона.

Приказ о создании аукционной комиссии

Обязанность создания аукционной комиссии предусмотрена ст. 8 Правил. Для создания аукционной комиссии организатор аукциона издает и утверждает приказ о создании аукционной комиссии, в котором назначают не менее 5 членов комиссии и председателя комиссии. В данном приказе организатор аукциона может сослаться на утверждение положения об аукционной комиссии.

Рекомендация: Приказ о создании аукционной комиссии подписывается руководителем или уполномоченным лицом. Дата приказа о создании аукционной комиссии должна быть не позднее даты размещения извещения о проведении аукциона.

Положение об аукционной комиссии

Положение об аукционной комиссии нужно для правильной организации работы комиссии при проведении аукциона. Положение определяет задачи, цели, порядок проведения аукциона и работу комиссии непосредственно на аукционе и на этапе подготовке. Положение об аукционной комиссии не является обязательным, поскольку в Правилах такое требование отсутствует.

Рекомендация: Положение должно быть сформировано до начала даты публикации извещения об аукционе утверждено и подписано руководителем.

Извещение об аукционе

Извещение об аукционе публикуется вместе с аукционной документацией на сайте торгов не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

Извещение об аукционе должно содержать информацию, прописанную (ст.105 Правил), обычно это информация об организаторе аукциона, адресе его места нахождения и тд.

  1. Рекомендация: К извещению об аукционе прикрепляется аукционная документация, проект договора аренды и публикуется все в один день на сайте торгов.
  2. Организатор аукциона может предусмотреть дополнительные публикации извещения об аукционе в иных источниках массовой информации, кроме сайта торгов, однако публикация на сайте торгов является обязательной, а публикация извещений о прведении аукциона в других источниках массовой информации не является обязательной.
  3. Обратите внимание что нарушение сроков публикации извещения является грубым нарушением антимонопольного законодательства.

Аукционная документация

Необходимость разработки аукционной документации вытекает из ст. 108 Правил, которая должна размещаться на официальном сайте торгов. Законодателем установлен ряд требований, который в обязательном порядке должен отображаться в документации об аукционе (ст.

114 Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Формальных требований к аукционной документации нет, но как правило она состоит из общего положения, формы заявки на участие в аукционе, инструкции к заполнению заявки, проекта договор и форм иных документов, необходимых для организатора аукциона.

Рекомендация: Аукционная документация утверждается и подписывается руководителем либо уполномоченным представителем. Дата утверждения документации об аукционе должна быть не позднее даты размещения извещения о проведении аукциона.

Проект Договор аренды

Проект договора является частью аукционной документации. Он публикуется вместе с извещением и аукционной документацией на сайт. Проект договора аренды утверждается в составе аукционной документации.

Отчет об оценке (техническое описание лота)

Стоимость лота или начальная (минимальная) цена устанавливается организатором аукциона. Организатору аукциона необходимо привлечь независимого оценщика для определения рыночной стоимости лота.

Обязательного требования к определению цены под средством независимой оценки нет, однако законодатель отсылает к нормам, регулирующим оценочную деятельность.

Если, по каким-то причинам, у организатора аукциона нет отчета об оценке, то рекомендуем самостоятельно оценить стоимость лота, не искажая при этом рыночную стоимость объекта.

Определить начальную (минимальную) цену лота, организатор аукциона может в размере ежемесячного (ежегодного) платежа, те в размере арендной платы. Техническое описание предмета лота, его характеристики и показатели имеют большое значение. Чем подробнее оно будет, тем лучше.

Оформление электронной подписи при проведении аукциона

Организатору торгов необходимо зарегистрироваться на официальном сайте торгов, для чего, ему необходимо получить электронную цифровую подпись для прохождения аккредитации на сайте.

Договор со специализированной организацией

Договор со специализированной организацией нужен только в случаях, когда организатор аукциона не сможет своими силами организовать работу комиссии и проведение аукциона.

Правила закреплено право организатора аукциона привлечь организацию для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов — разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций (ст. 5 Правил).

Расписка в получении заявки

Расписка в получении заявки выдается по требованию претендента. Форма расписки свободная. Это право организатора аукциона, а не обязанность. Согласно ст. 126 Приказу ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67), организатор аукциона выдают расписку в получении такой заявки с указанием даты и времени ее получения.

Уведомления претендентам о поступлении заявки, рассмотрении заявки и ее допуске

Уведомления претендентам обязательны в следующих случаях:

1. В случае, когда организатор аукциона отказывается от проведения аукциона, по своей инициативе.

2. После проведения процедуры рассмотрения заявок претендентов, Заявителям направляются уведомления о принятых аукционной комиссией решениях (о допуске либо отказе к участию в аукционе) не позднее дня, следующего за днем подписания протокола рассмотрения заявок (ст. 133 Правил)

Журнал регистрации поступления заявки

Журнал регистрации поступления заявок — обязательный документ. В журнале поступления заявок отображаются сведения участников (претендентов) подавшие свои заявки на участие в аукционе.

В журнале указывается время поступления заявки и лицо подавшее заявку.

Каждая заявка на участие в аукционе, поступившая в срок, указанный в извещении о проведении аукциона, регистрируется организатором аукциона (ст. 126 Правил).

Протокол рассмотрения заявок

Протокол рассмотрения заявок составляется по итогу рассмотрения заявок, которые поступили от претендентов, на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 Правил. В протоколе фиксируются решение членов комиссий о допуске либо отказе претендентов в участии в аукционе с обоснованием такого решения (ст. 133 Правил).

Протокол публикуется на официальном сайте торгов в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Читайте также:  Закрытие кредита

Протокол подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии в день окончания рассмотрения заявок. Срок рассмотрения заявок не может быть более 10 дней с даты окончания срока подачи заявок.

Сведения членов комиссии

Сведения членов комиссии — это документ в котором фиксируется решение членов комиссии. Документ не обязательный, так как эта информация может содержаться внутри протокола рассмотрения заявок.

Протокол проведения аукциона

Итоги проведения аукциона фиксируются протоколом аукциона (ст.143 Правил).

Протокол должен содержать информацию о месте, дате и времени проведения аукциона, об участниках аукциона, о начальной (минимальной) цене договора (цене лота), последнем и предпоследнем предложениях о цене договора, наименовании и месте нахождения (для юридического лица), фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства (для физического лица) победителя аукциона и участника, который сделал предпоследнее предложение о цене договора.

Протокол аукциона подписывается всеми присутствующими членами аукционной комиссии в день проведения аукциона и публикуется на официальном сайте торгов в течение дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

Протокол аукциона составляется в 2 экз. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола передает победителю аукциона один экземпляр протокола и проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной победителем аукциона, в проект договора, прилагаемый к документации об аукционе.

Сам аукцион может провести квалифицированный аукционист. Требования к аукционисту законодатель не предусмотрел.

Организатор аукциона наглядно может изучить правила аукциона, в этом ему поможет мобильное приложение «Аукцион 67». При его помощи ваш аукционист не только проведет успешно аукцион, но и избежит риск арифметической ошибки в ходе проведения аукциона.

Журнал регистрации участников (лист регистрации участников)

Ст. 141 Правил обязывает организатора аукциона перед проведением аукциона регистрировать прибывших на аукцион участников, после регистрации участников организатор аукциона обязан выдать участнику пронумерованную карточку.

Внесение изменений в аукционную документацию (извещение о проведении аукциона)

Часто встречается, когда организатор аукциона уже объявил и опубликовал извещение и аукционную документацию на сайте торгов, после чего возникает потребность в корректировки той или иной информации в извещении (аукционной документации).

В этом случает организатор аукциона издает приказ о внесении изменений в извещение или аукционную документацию.

Организатор аукциона должен принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.

В этом случае, срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения на официальном сайте торгов изменений, внесенных в документацию об аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе он составлял не менее пятнадцати дней.

  • Организатор аукциона обязан уведомить заявителей, которым была предоставлена документация об аукционе о соответствующих изменениях заказным письмом или в форме электронных документов.
  • В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте торгов.
  • Рекомендация: Форма извещения об изменении аукционной документации (извещения) произвольная, главное она должна отображать суть всех изменений.

Разъяснение документации

Организатор аукциона должен дать разъяснение аукционной документации любому заинтересованному лицу, если такой запрос поступил к нему не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса организатор аукциона обязан направить в письменной форме разъяснения положений аукционной документации заинтересованному лицу и опубликовать данное разъяснение на официальном сайте торгов с указанием предмета запроса, но без указания заинтересованного лица, от которого поступил запрос.

Рекомендация: Ответ на запрос организатором аукциона размещает в тот же день после подписания.

Отказ от проведения аукциона

Право организатора аукциона об отказе от проведения аукциона закреплен (ст. 107 Правил). Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В этом случае он создает приказ об отмене аукциона и публикует извещение на сайте торгов в течение одного дня с даты принятия решения об отказе от проведения аукциона.

Всем заявителям организатор аукциона направляет уведомление об отказе от проведения аукциона в течение двух рабочих дней с даты принятия указанного решения и возвращает задатки в течении 5 рабочих дней с даты принятия решения.

Отказ от заключения договора

Протокол об отказе от заключения договора составляется в случаях, строго регламентированных Правилами (ст.93 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Указанный протокол размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов в течение дня, следующего после дня подписания указанного протокола.

Организатор аукциона в течение двух рабочих дней с даты подписания протокола передает один экземпляр протокола лицу, с которым отказывается заключить договор.

Отстранение заявителя от участия в аукционе

Протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе организатор аукциона (аукционная комиссия) обязан разместить на официальном сайте торгов в случае установления факта недостоверных сведений в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений (ст. 26 Приказа ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67).

Порядок проведения аукционов

Управление проведением аукциона осуществляется аукционным комитетом. В его состав включается председатель (директор аукциона) коммерсант, юрисконсульт, эксперт аукционист, бухгалтер.

Директор аукциона непосредственно подчинен ряд исполнительных служб, в то числе: финансовая , правовая, экспертная, коммерческая, транспортная, общего хозяйство и д. р.

Аукционный комитет разрабатывает и утверждает Правело аукционных торгов с графиком их проведения и назначения ведущего торгов- аукциониста.

Для приема товаров на аукцион продавцы должны оформить так называемое предложение по выдвижению товара на аукцион. В предложении указывается полное наименование товара, его краткое описание, характеристика потребительских свойств и качества, данные о количестве экземпляров, а также сведения о владельце.

Товары (имущество), продаваемые на аукционе, подлежат экспертной оценке с привлечением необходимых специалистов, которая завершается установлением стартовой цены.

В некоторых случаях продавец и работники аукционного комитета могут договариваться о «резервной» цене, ниже которой товар не может быть передан.

Все условия аукционной продажи товара фиксируется в аукционном соглашении, подписываемом заинтересованными сторонами.

Принятые от продавцов товары сортируются в зависимости от качества и вида по лотам (стандартная партия или единица товара) и от каждой партии отбирается образец.

Каждому лоту присваивают номер, по которому он будет продаваться с аукциона.

По завершении сортировки аукцион составляется аукционную ведомость, выпускает каталог с указанием номеров лотов, который рассылается возможным покупателям с приложением правил аукционного торга.

Обязательное условие организации аукционазаблаговременное предоставление потенциальным покупателям возможность ознакомится с товарами.

Все товары, заявленные для продажи и внесенные в аукционную ведомость, должны быть предварительно выставлены для осмотра, с тем, чтобы потенциальные покупатели имели возможность до аукциона ознакомится с подлинными экземплярами товаров, так как после продажи товара на аукционе никакие претензии к качеству не принимаются (кроме скрытых дефектов).

Аукционы заблаговременно оповещают продавцов (поставщиков) о сроках проведения торгов.

Для этого до начала аукциона, как правило, за 1,5-2 месяца, в процессе помещаются рекламные объявления с указанием условий, места и времени проведения торгов, количества и ассортимента предлагаемых к продаже товаров.

Весьма эффективным средством информирования служат красочно оформленные рекламные щиты и транспаранты, располагаемые в местах проведения аукциона, на территории торговых предприятий, фасадах зданий, где проводятся аукционы.

На транспарантах, рекламных афишах указывают режим работы аукциона, дату и время проведения торгов, перечень принимаемых к продаже товаров, имущества и др. Наряду с этим может применятся радио и телевизионная реклама, рассылка возможным покупателям рекламных брошюр – проспектов, рекламных листков и т.д.

Торги начинаются в заранее определенный день и час и проводятся в основном в специальном аукционном зале.

При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему, назвавшему наивысшую цену.

Покупатель, желающий приобрести товар, поднимает сигнальную табличку, лицевая сторона которой обращена к аукционисту, и объявляет цену, превышающую стартовую. Аукционист повторяет каждую предложенную покупателями цену и называет место, откуда поступила цена.

Читайте также:  Регистрация права собственности на земельный участок - пошаговая инструкция

В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине сговора покупателей не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право без объяснений снять лот с торга и выставить его позже снова. После окончания торгов по данному лоту покупатель оформляет аукционную сделку.

Для оплаты купленного на аукционе товара бухгалтер выписывает товарный чек в двух экземплярах, в котором указывает наименование товара, номер информационной карты, номер лота, окончательную аукционную цену, сведения о покупателе, дату продажи.

На основании оплаченного товарного чека бухгалтер регистрирует продажу товаров в аукционной ведомости для последующего распределения аукционной выручки (разницы между стартовой и продажной ценами) между владельцем товара и организаторами аукциона.

Порядок распределения аукционной выручки предусматривается в аукционном соглашении.

В некоторых еврейских странах применяются автоматизированные способы проведения торгов. Изменения цены в сторону повышения или понижения фиксируются покупателями с помощью электрических кнопок, подсоединенных к циферблатам, на которых отражается цена. Лот покупает тот, кто первый нажмет электрическую кнопку, останавливающую стрелку циферблата.

Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке. Применении такого устройство значительно ускоряет темп аукционного торга и дает возможность продать в час до 600 лотов.

Такая система провидения аукционного торга широко применяться в Голландии, Дании, Бельгии, ФРГ, Франции, Италии и Канаде при провидении аукционов по продаже овощей, фруктов рыбы, цветов.

Покупка фиксируется и оформляется компьютером за 10- 15мин – от нажатия кнопки до выдачи счета. По этому же конвейеру цветы попадают в следующий зал, где их быстро упаковывают и немедленно доставляют в холодильниках по месту назначения — в аэропорт или в магазин. Не проданные цветы идут в компост.

Таким образом, можно сделать вывод, что международные торговые аукционы занимают важное место в мире. Значительную долю в этом направлении сегодня занимает и Россия. Проводимые товарные аукционы способствуют развитию коммерческих отношений между крупными странами Запада и Востока, а также СНГ.

Они по существу являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами.

  • 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСОВ (ТЕНДЕРОВ)
  • Одним из методов размещения (выдачи) заказов на поставку товаров и порядков на выполнение определенных работ является проведением конкурса или тренда (международного торга).
  • Конкурс (тендер) – особая форма выдачи заказов на поставку товаров или подрядов на выполнение работ, которая предполагает привлечение предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков с целью обеспечения наиболее выгодных коммерческих и других условий сделки для организаторов торгов.
  • Суть конкурсных торгов кратко можно охарактеризовать следующим образом: покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений подписывает договор (контракт) с тем продавцом (поставщиком) или подрядчиком, который предложил наиболее выгодные покупателя (заказчика) условия.

В современных условиях конкурсные торги являются распространенным способом размещения государственными организациями, а также предприятиями частного сектора заказов на поставку машин, оборудования военной техники, выполнение научных, проектных и изыскательных работ, сооружения промышленных и социальных объектов. Кроме заключения договоров купли-продажи и подряда конкурсы могут применяться при заключении арендных и лизинговых соглашений, осуществлении инвестиционных и других проектов.

В наше стране в период массовой приватизации государственной собственности конкурсные торги широко применялись государственными органами при продаже объектов государственной собственности, имущества и акций в частную собственность. В частности, одним из методов приватизации являлась продажа по инвестиционному конкурсу и продажа по коммерческому конкурсу.

  1. При продаже по инвестиционному конкурсу право приобретения акций по номинальной стоимости получает лицо, предложившее за это право максимальные инвестиции в развитие данного акционерного общества на наиболее благоприятных для последнего условиях.
  2. При продаже по коммерческому конкурсу право приобретения акций получает лицо, предложившее за них максимальную цену и согласившееся выполнить определенные условия, установленные перед проведением конкурса.
  3. Конкурсные торги подразделяются на внутренние и международные.
  4. Международные торги — Способ закупки товаров, размещение заказов и выдачи подрядов, предполагающий привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организатором торгов (по цене и другим, коммерческим и техническим условиям).
  5. Тендеры в современных условиях получили довольно широкое распространение, Они играют важную роль в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, строительство объектов « под ключ ».

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами. На их долю приходится до 80 % общего числа проводимых в зарубежных странах тендеров на машины и оборудование.

В зависимости от способа проведения различают торги открытые (публичные) и закрытые (ограниченные или не гласные).

К участию в открытых торгах привлекаются все желающие фирмы и организации: как местные, так и иностранные. Путем открытых торгов в основном размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование, а так же на наибольшее по объему подрядные работы.

К участию в закрытых торгахприглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения.

В основном это престижные известные в данной области производства фирмы, имеющие большой опыт и хорошо технически вооруженные. Через закрытые торги размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование, комплектные изделия и пр.

Организаторы торгов, принявшие решение о размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав которых входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации. Председателями тендерных комитетов, как правило, назначаются руководители организаций, производящих закупки.

Тендерные комитеты осуществляют всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные предложения и выносят решения о победителе конкурсного торга, которому и передается заказ.

Условия включают технические и коммерческие условия контрактов, которые будут подписаны между заказчиками выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а также перечни специальных гарантий, которые должны представить участники торгов.

Информация о предстоящих торгах представляется по разному, в зависимости от вида торгов. При проведении открытых торгов в официальных, в основном в правительственных органах печати (газетах, экономических журналах, специальных бюллетенях по торгам) помещаются объявления.

Такие объявления публикуются за один или полтора месяца до дня проведения торгов. Крупные торги объявляются за два-три месяца.

Информация в иностранных источниках, как правило, дается заблаговременно, что позволяет фирмам-экспортерам своевременно подготовить необходимые предложения.

Иностранные источники не только перепечатывают объявления о торгах из национальных бюллетеней, газет и журналов, но и публикуют информацию, которую они получают от торговых палат стран, проводящих торги, или от своих торговых миссий, представителей или консульств, а также от филиалов или агентств фирм, находящихся в странах, объявляющих торги.

При проведении закрытых торгов порядок информации другой. Извещения о предстоящих торгах получают лишь отдельные фирмы, которые либо хорошо известны организаторам торгов по ранее выполнявшимся заказам, либо являются широко известными и солидными фирмами в данной отрасли.

К установленному тендерным комитетом сроку закрытия торгов их участники готовят комиссионные, технические и коммерческие предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов.

После закрытия торгов участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными предложениями.

Чтобы исключить возможность отказа участников от своих предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1-3% общей суммы предложения.

В день закрытия торгов тендерные комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями, называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложений, а также объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными.

При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий.

Выбор поставщика и присуждение заказа могут последовать непосредственно после вскрытия и оглашения поступивших тендеров в тех случаях, когда речь идет о выборе предложения с самими низкими ценами при аналогичных других условиях конкурентных предложений.

Однако чаще всего, в особенности при поставках оборудования, принятие окончательного решения о выборе поставщика и передача заказа производится выше стоящей организацией через определенный период времени (иногда через несколько недель или месяцев).

Читайте также:  Льготная пенсия для нормировщика леса

Это объясняется тем, что сравнение предложений, определение выгодности каждого из них требует известного времени: необходимо сравнить большое число технических показателей и учесть разнообразные коммерческие условия, охватывающие не только цену и срок поставки, но и длительности кредита, форму расчета, условия поставки приемки товаров и др. В конкурсном отборе решающую роль могут играть не только цена и другие коммерческие условия, но и высокое качество производимой фирмой изделий (работ), наиболее приемлемые для заказчика сроки исполнения контракта, порядок выполнения работ, возможности привлечения в случае необходимости квалифицированных субпоставщиков или субподрядчиков.

Оферент (участник торгов), предложение которого принято, получает об этом соответствующее извещение. Остальные же оференты, как правело , не оповещаются о результатах торгов , но , направив соответствующий запрос в тендерный комитет , они могут получить интересующую их информацию. В некоторых странах результаты торгов публикуются в специально выпускаемых бюллетенях или газетах.

В соответствии с условиями торгов во всех странах оферент, выигравший торги на оборудование, обязан внести залог в качестве гарантии выполнения заказа и всех условий поставки.

После выполнения заказа гарантийный залог возвращения поставщику, причем способ этого возврата также может быть различным.

Организаторы торгов, выступающие после проведения торгов уже в роли заказчиков, имеют право использовать этот залог для покрытия отдельных претензий, возникающих в ходе выполнения заказа (в случае поставки некачественного оборудования, нарушения сроков поставки и т.п.).

Завершающим этапом проведения конкурсных торгов являются подписание контракта с фирмой, выигравшей торги. Содержание такого контракта в основном аналогично обычному контракту купли-продажи. Однако иногда он может содержать некоторые специфические условия, касающиеся способов перевозки или использования торгового флота своей страны и др.

Заключение сделки по результатам торгов может производится также путем принятия (акцепта) предложения оферента без последующего подписания обеими сторонами контракта.

Размещение заказов через торги дает значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на уровень состязания союзов крупнейших компаний.

В результате такого обострения конкурентной борьбы заказы получают компании или консорциумы фирм, нередко пользующиеся экономической поддержкой своих правительств и имеющие возможность при участии в торгах предлагать на свои товары и услуги более низкие цены, обеспечивая тем самым получение прибыли за счет государственного стимулирования экспорта.

  • Несмотря на все сложности, связанные с учетом в международных торгах, российские внешнеторговые компании накопили значительный опыт участия в таких торгах и используют этот метод работы на внешнем рынке при борьбе за получение заказов на машины и оборудование из промышленно развитых и развивающихся стран.
  • ТЕМА «Товарные биржы»
  • Товарные биржи— это организации, созданные для гласных публичных торгов, которые проходят по специально установленным правилам в заранее определенном месте и в определенное время.

Порядок организации и проведения аукционов

Организация и проведение аукциона осуществляется Организатором аукциона.

После принятия в установленном порядке решения о продаже на аукционе Объекта, Продавец заключает с Организатором аукциона договор поручения на организацию и проведение аукциона по продаже Объекта.

Продавец:

  • заключает с Организатором аукциона договор поручения на организацию и проведение аукциона, который должен содержать реквизиты сторон, предмет договора, права и обязанности Организатора аукциона и Продавца, в том числе по обеспечению Организатора аукциона необходимыми документами и информацией о реализуемом Объекте, порядок взаиморасчетов и ответственность сторон, иные условия в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • определяет вид аукциона (открытый, закрытый);
  • устанавливает начальную цену Объекта;
  • устанавливает размер задатка для участия в аукционе;
  • устанавливает шаг аукциона;
  • назначает представителей в Комиссию по проведению аукциона (далее — комиссия);
  • обеспечивает возможность ознакомления заинтересованных лиц с Объектом;
  • имеет право снять Объект с аукциона в срок, предусмотренный в извещении либо в действующем законодательстве Республики Беларусь;
  • заключает с Победителем аукциона (Претендентом на покупку) договор купли-продажи Объекта;

Организатор аукциона:

  • организует публикацию извещения о проведении аукциона;
  • организует поиск потенциальных покупателей;
  • обеспечивает рекламу предстоящего аукциона;
  • проводит информационную работу с потенциальными покупателями и организовывает их ознакомление с имеющимися документами на Объект;
  • создает комиссию;
  • принимает заявления на участие в аукционе с прилагаемыми документами;
  • подписывает с Участниками соглашение о правах и обязанностях сторон в процессе подготовки и проведения аукциона;
  • проводит аукцион и оформляет его результаты;
  • разрешает спорные вопросы, возникающие в ходе проведения аукциона по согласованию с комиссией;
  • осуществляет денежные расчеты с Участниками аукциона (Претендентами на покупку), за исключением расчетов по договору купли-продажи Объекта;

Организатор аукциона своим приказом создает комиссию по организации и проведению аукциона (далее – Комиссия).

Комиссия может создаваться для организации и проведения одного аукциона или на определенный период времени.

Статья 448 ГК РФ. Организация и порядок проведения торгов

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.2.

Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.3.

Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.4.

Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.

В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.

5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.

Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.

6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.

Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.

Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.

7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.(п. 7 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:1) по основаниям, установленным законом;2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.(п. 8 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]