sergeysikharuli/Depositphotos
Это техническая ошибка, и она исправляется просто: Вы подаете заявление в Росреестр, получаете выписку из ЕГРН. Затем относите данную выписку в налоговую инспекцию вместе с заявлением об исправлении технической ошибки. При этом, как говорится в ч. 1 ст. 61 Закона о госрегистрации недвижимости, за исправлением такой ошибки может обратиться как сам собственник участка, так и любое заинтересованное в вопросе лицо.
Чем отличается садовый дом от дачного?
Как легализовать постройку на даче с 1 марта?
Отвечает руководитель отдела продаж «Истринской долины» Алексей Шаров:
Государственный технический учет объектов капитального строительства (ОКС), которым занимались в БТИ, не осуществляется уже пять лет – с 2013 года. Эта функция была передана в федеральную структуру – Кадастровую палату Росреестра – в форме кадастрового, а не технического учета зданий. Отличия принципиальные.
Если в БТИ были детальные фактические обмеры, а стоимость строения была инвентаризационной, но не было точного координатного описания расположения, то с введением кадастрового учета стоимость стала приближенной к рыночной (кадастровая стоимость), обмеры проводят кадастровые инженеры, здания получили точную привязку к земле.
Масштаб этих изменений колоссальный. Только представьте: сначала перенос данных из БТИ в Россреестр, потом объединение Реестра прав и Кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, а затем – передача сведений в ФНС. В такой сложной цепочке могли появиться ошибки и неточности.
И все-таки теперь основным источником правового статуса Вашей недвижимости является выписка из ЕГРН, которую можно заказать в МФЦ или Росреестре. Вы также можете обратиться в ФНС с просьбой уточнить данные о Вашей собственности у Росреестра – они это сделают без Вашего участия при помощи межведомственного взаимодействия.
Снес дачу, построил дом – как его регистрировать?
Должен ли я получать разрешение на пристройку к дому?
Отвечает управляющий партнер в агентстве недвижимости «Загородный стиль» Петр Манько:
Я думаю, в Вашей ситуации нужно разобраться только с корректностью обозначения наименования дома в сведениях налоговой инспекции. Сведения от БТИ сейчас имеют актуальность в очень ограниченном числе случаев.
Я бы рекомендовал заказать выписку ЕГРН и отправить ее в налоговую инспекцию с заявлением об исправлении сведений о наименовании принадлежащего Вам объекта недвижимости.
Для удобства налогоплательщиков такая функция есть в личном кабинете, соответственно, такое заявление можно подать и в онлайн-режиме.
Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:
Главенствующее юридическое значение носит информация, содержащаяся в кадастровом паспорте на дом – необходимо обратить внимание, какое назначение там прописано. Если там назначение указано как «жилое», то возможно переделать технический паспорт через кадастровых инженеров.
Что касается информации в налоговом органе, то здесь можно обратить внимание на разъяснение, данное им в письме от 17 ноября 2016 г. N БС-4-21/21769@, согласно которомужилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, следует относить к жилым домам.
- Таким образом, Вам нужно обратиться в налоговую с соответствующим заявлением для дальнейшего учета дома как «жилого».
- Текст подготовила Мария Гуреева
- Не пропустите:
- Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
- Почему участка нет в кадастровой карте, хотя его межевали?
- Может ли СНТ устанавливать тариф на электричество?
- Как сломать старый дом и построить новый легально?
Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.
Налоговая изменила назначение дома. правомерно ли это
Пример 2. Земляникин И.С. приобрел в 2014 году небольшую квартиру за 800 000 рублей. Обратившись в 2020 году в налоговую службу, он получил на свой банковский счет 104 000 рублей (800 000 * 0,13 = 104 000).
На следующий год Иван Семенович купил земельный участок за один миллион рублей и построил новый дом, который ему обошелся в общей сложности в 3 миллиона рублей.
Вся сумма затрат на приобретение участка и строительство дома составила 4 000 000 рублей (1 000 000 + 3 000 000).
При оформлении покупки документы на собственность выдаются на жилой дом и земельный участок отдельно. Законодателем не установлено, должна ли сделка купли-продажи оформляться отдельными договорами.
На практике в договоре указывают, что вместе с жилым домом покупается участок, на котором он расположен.
Поскольку получить налоговый вычет за покупку земельного участка без учета стоимости расположенного на нем жилого помещения не удастся, то в договоре указывается общая сумма сделки, с выделением суммы на участок.
Очень часто отделочные работы и расходы на приобретение материалов продолжают происходить еще порядочное время до получения выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков.
Следовательно, возникает вопрос, имеется ли возможность включения их в список затрат по возврату налога, а также, можно ли изменять сумму, требуемую к вычету, после того, как она уже будет один раз заявлена?
Федеральная налоговая служба России решила, что ответ на вопрос о включении данных средств в список будет положительным, кроме того, даже если вычет на момент их включения уже был предоставлен, сумму все еще можно изменить и получить остаток. При этом изменение суммы будет возможно лишь на величину текущих затрат.
Приведем пример. В 2014 году вы построили самостоятельно на земельном участке двухэтажный дом, и зарегистрировали его в качестве своей жилой собственности, при этом расходы на строительство составили полтора миллиона рублей.
В 2015 году вы предоставляете в органы декларацию за прошедший год и получаете возврат.
В этом же году вы проводите дополнительные отделочные работы дома еще на полмиллиона, получается, что в 2016 году вы сможете подать в органы еще одну декларацию, уже за 2015 год, благодаря которой заявите к вычету полную сумму, в 2 миллиона и получите недостающие 13% от 200 тысяч рублей.
Заявлять о вычете при покупке можно в том году, когда произошла сделка, или на протяжении 3 лет с момента покупки. Но в последнем варианте за каждый год придется подавать декларацию. Налоговая рассчитывает вычет либо выдает уведомление для нанимателя (в зависимости от выбора заявителя).
Из подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ следует, что имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при приобретении им жилого дома, а не жилого строения. Поэтому оснований для применения имущественного налогового вычета при покупке (строительстве) жилого строения до момента признания строения жилым домом не имеется.
- Величина компенсации от государства, выдаваемой на возведение или доведение до ума жилого объекта на земельном участке, определяется по стандартной для имущественного вычета схеме, то есть так же, как и для других разновидностей имущества.
- Какой может быть величина компенсации
- Максимально можно вернуть не более 13% от общей суммы совершенных при возведении объекта затрат, при этом не дозволяется превышение суммы в 2 000 000 рублей.
Ежегодно вы имеете право на возвращение суммы, не превышающей отчисленных с ваших доходов в бюджет страны в это же время в совокупности средств.
Если за указанное время вы не получите деньги в полном размере, то оставшуюся часть перемещают к выплате на последующие 12 месяцев и так пока все деньги в полагающемся объеме не будут возвращены.
Приведем пример. В 2014 году вы возвели на участке дом для дальнейшей жизни в нем. Суммарно затраченные на процедуру возведения и отделочные работы средства составили 10 000 000 рублей.
Вы имеете право на возврат налога согласно покрытию затрат в размере не более 2 миллионов рублей от суммы.
Однако, поскольку вы замужем, ваш муж также может претендовать на возвращение средств в размере 13% от двух миллионов и получается, что от 10 миллионов будут компенсированы всего четыре.
Если же вы брали ипотеку и дом строили не в 2014, а в 2013 году, то погасить можете полностью все отданные проценты, без ограничений, так как такие ограничения вступили в силу лишь в 2014 году, с первого дня января месяца.
Если же, как в задачке выше, дом приобретен в 2014, то получить на покрытие процентов можно максимально 13% от 3 000 000 рублей, то есть 390 000 рублей.
Вы имеете право на получение компенсации кредитных процентов лишь в том случае, когда дом был оформлен, как жилье, с правом регистрации в нем. Помимо прочего, вы имеете право на подачу вычета также по произведенным при строительстве расходам, а не только на ипотечные проценты.
Чтобы оформить получение вычета по имуществу согласно требуемым законом правилам, необходимо представить в налоговую инспекцию следующие бумаги:
- Справка со сведениями о построенном жилище из Единого государственного реестра недвижимости.
- Декларационный бланк 3-НДФЛ, заполненный плательщиком самостоятельно.
- Ксерокопии платежных документов и других бумаг, свидетельствующих о возникновении затрат. Они могут существовать в виде:
- копий заключенных с физическими лицами договоров или расписок от них, с указанием паспортных данных и реквизитов;
- копии заключенных со строительными фирмами договоры, поручения по платежам и т.п.;
- товарные чеки по оплате материалов, использованных во время строительства и отделочных работ;
- заявление, написанное собственником жилья, в котором он требует предоставления вычета;
- справка от бухгалтерского отдела по месту работы 2-НДФЛ;
- ксерокопии всех страниц паспорта.
- Если гражданин получает вычет на покрытие процентов по целевому займу, взятому в кредитной организации на возведение жилого дома, необходимо предоставить:
- договор между банком и берущим займ;
- справка по уплате процентов банку.
Далее нужно составить заявление в налоговую инспекцию по местй прописки с просьбой о получении налогового вычета в соответствии с произведенными затратами по приобретению дома и земельного участка (бланк получите на месте).
Здесь же, в заявлении, указываются персональные данные налогоплательщика — ФИО, домашний адрес и адрес прописки, если они не совпадают, контактный телефон, ИНН.
Указывается также адрес дома и перечень документов, прилагаемых к заявлению.
С 01.01.2014 г. установлена сумма максимально допустимого вычета в 260 000 руб. Таким образом, покупатель может вернуть себе 13% от суммы до 2 млн рублей (ст. 220 НК п.3 пп. 1).
Возвращается имущественный вычет из суммы подоходного налога, удержанного работодателем из зарплаты работника (будете получать ежемесячную зарплату + 13%), либо суммой всех выплаченных налогов за предыдущий год сразу.
И участок, и дом являются объектами недвижимости. Если стоимость каждого объекта превышает 2 миллиона рублей, то их можно оформить отдельно на разных лиц, чтобы каждый мог получить вычет. Если же стоимость участка с домом укладывается в два миллиона, то в договоре купли-продажи дачи объект лучше прописать как «единый недвижимый комплекс» или «земельный участок с домом».
Вернуть 13 процентов от стоимости дачи (максимум – 260 тысяч рублей) может человек, официально трудоустроенный, за которого работодатель уплачивает подоходный налог. По сути, вычет является возвратом уплаченного подоходного налога. То есть если налог на доходы не платился, то и возвращать его не могут.
Получение налогового вычета имеет некоторые особенности:
- если заявитель – неработающий пенсионер или безработный гражданин, то компенсацию можно получить за предшествующий строительству налоговый период;
- возмещение расходов при постройке дома в кредит возможно только в том случае, если займ был целевым – на строительство;
- если затраты покрывались частично за счет работодателя или субсидий, то НВ рассчитывается только с суммы расходов из собственных средств;
- получить возврат при строительстве дачного или садового дома нельзя, однако, его можно перевести в жилой фонд, обратившись в местную администрацию.
Получение НВ при строительстве это право каждого гражданина, однако, оно осуществляется только при соблюдении законодательства и выполнении определенных условий. Любая попытка мошенничества при оформлении компенсации может привести к негативным последствиям.
В соответствии с законодательством, все виды предоставляемых гражданам земельных участков делятся на садовые, огородные и дачные, в зависимости от целей использования таких участков. При этом построить жилой дом можно только на дачном участке.
На садовом и огородном законодатель допускает возведение жилого строения, но не дома (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).
Однако жилое строение можно перевести в разряд жилого дома, если оно будет отвечать определенным параметрам.
В частности, жилой дом должен быть отдельным зданием, состоящим из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в нем (п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Переводом дачного строения в жилой дом занимаются муниципальные власти. Им необходимо предоставить заявление о переводе помещения, правоустанавливающие документы на него и технический план помещения (ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса РФ).
Получив уведомление от органа муниципальной власти о разрешении перевода жилого строения в жилой дом, необходимо в БТИ переоформить техпаспорт на дом и перерегистрировать его уже как жилой дом (ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г.
N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Замкнутый круг // Можно ли изменить разрешенное использование участка на соответствующее назначению здания, но не предусмотренное ПЗЗ?
- Нередко текущий вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка, в том числе установленный органами власти еще до принятия Правил землепользования и застройки (ПЗЗ), не учитывает назначение изначально расположенных на участке зданий, а подходящий для здания вариант использования не предусмотрен действующими ПЗЗ.
- Или под возведенным ранее зданием формируется участок, но ВРИ, предусматривающий возможность использования участка в соответствии с фактическим назначением здания, в градостроительном регламенте ПЗЗ отсутствует.
- В результате у собственника законно возведенного здания возникают проблемы с оформлением земельных отношений, эксплуатацией здания, применением штрафных санкций за нецелевое использование, исчислением земельных и имущественных платежей в бюджет.
Можно ли изменить текущий ВРИ участка на вид, соответствующий назначению правомерно возведенных на нем объектов недвижимости, но не предусмотренный ПЗЗ? Можно ли установить такой ВРИ вновь сформированному под зданием участку? Об этом я расскажу в данном материале, исходя из имеющегося практического опыта Правового центра «Два М» и анализа позиций судов.
1. Если текущий ВРИ участка не учитывает назначение правомерно возведенных на участке объектов недвижимости
Из п. 4 ст. 85 ЗК, п. п. 8 — 10 ст.
36 ГрК следует, что здания, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов ПЗЗ, а также участки, на которых они расположены, ВРИ которых не соответствуют градрегламенту, могут использоваться по прежнему фактическому ВРИ (за исключением случаев, если использование таких участков и зданий представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия).
Соответственно, режим земельного участка должен обеспечивать возможность использовать расположенные на нем здания по их фактическому разрешенному использованию неограниченно долго.
Данный вывод соответствует правовой позиции ВС.[1]
В то же время, ВС неоднократно указывал, что установление разрешенного использования участка не может носить произвольный характер и должно определяться фактическим использованием данного участка, т. е., применительно к застроенным участкам – функциональным назначением расположенных на них ОКС.[2]
В случае, если на участке расположены здания, такому участку не может быть установлен ВРИ, не допускающий капитального строительства.[3]
Однако на практике при определении ВРИ земельных участков органами власти нередко игнорируется информация о нахождении на участке ОКС. В результате – ВРИ присваивается участку без учета назначения расположенных на нем зданий (сооружений), что с большой вероятностью будет иметь для правообладателя недвижимости вышеприведенные неприятные последствия.
- Судебная практика подтверждает: если ВРИ участка не учитывает назначение правомерно возведенных на нем (до установления ВРИ в текущем виде) объектов недвижимости, правообладатель вправе изменить ВРИ такого участка, независимо от предусмотренного ПЗЗ градрегламента.
- В определении по делу № А43-47603/2017[4] ВС обратил внимание на то, что законодательство о кадастровом учете и регистрации прав не содержит запрета на внесение в ЕГРН сведений о фактическом разрешенном использовании участка, соответствующем назначению законно возведенных на нем ОКС, но не предусмотренном градостроительным регламентом, установленным в отношении территориальной зоны.
- В рамках дела № А40-150572/2021 суды пришли к выводу: если текущий ВРИ участка не отражает назначения расположенного на нем здания, такому участку в любом случае должен быть установлен новый ВРИ, соответствующий его фактическому использованию, даже если такой ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ.[5]
- Кроме того, нарушение порядка установления ВРИ исходного земельного участка является основанием для признания неправомерно установленными и, соответственно, для изменения ВРИ тех участков, которые были образованы из исходного участка в результате его раздела.
- Данный вывод содержится в правовой позиции ВАС[6] и воспринят более поздней судебной практикой.
- В деле № А40-320178/2019, сопровождаемом юристами «Два М», удалось обосновать правомерность изменения ВРИ участка путем установления вида разрешенного использования, соответствующего назначению законно возведенного еще до формирования участка объекта (офисно-гостиничного комплекса), при том, что данный ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ и не соответствует ВРИ, установленному для исходного участка («для благоустройства и строительства детских и спортивных площадок»).[7]
В рамках дела № А40-35569/2019 судами признан незаконным отказ ДГИ Москвы в изменении ВРИ земельного участка путем его приведения в соответствие с фактическим использованием (для производственных целей).
Суды указали, что текущий ВРИ участка был установлен без учета назначения расположенных на участке зданий и нарушает права землепользователя, на которого не могут быть возложены негативные последствия принятия решения о присвоении участку непроизводственного ВРИ.
В частности, неправомерным будет являться возложение на него обязанности по уплате повышенной арендной платы за период до изменения ВРИ участка[8].
- Таким образом, в случае, когда текущий ВРИ участка установлен без учета правомерно возведенных на таком участке объектов недвижимости, его правообладатель вправе изменить ВРИ участка, даже если «нужный» ВРИ не предусмотрен действующими ПЗЗ.
- Указанный вывод в полной мере относится и к земельным участкам, расположенным в так называемой зоне сохраняемого землепользования («Ф») в Москве, которой посвящена отдельная статья в моем блоге.
- 2. Если земельный участок формируется под правомерно возведенным объектом недвижимости
- В некоторых случаях год постройки здания существенно предшествует формированию земельного участка для его эксплуатации.
На практике уполномоченный орган, предоставляя вновь сформированный участок под зданием в аренду, устанавливает ВРИ такому участку, исходя из градостроительного регламента по ПЗЗ. Функциональное назначение здания при этом не всегда учитывается.
В итоге между ВРИ участка и назначением здания возникает противоречие: эксплуатация здания в соответствии с установленным ВРИ невозможна, тогда как менять что-либо в конструктиве здания для того, чтобы привести его в соответствие с установленным ВРИ – нецелесообразно и экономически невыгодно для собственника здания.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 ГрК и вышеприведенными позициями ВС, правовой режим земельного участка должен устанавливаться с учетом фактического использования участка и ОКС.
Судебная практика подтверждает: если земельный участок формируется под зданием, такому участку должен быть установлен ВРИ, соответствующий функциональному назначению расположенного на нем здания, независимо от предусмотренного ПЗЗ градрегламента.
В рамках дела № А40-134186/2020 суды, удовлетворяя требование собственника здания об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды публичного участка, пришли к выводу: разрешенное использование вновь сформированного участка должно соответствовать фактическому назначению здания, расположенного на нем. В противном случае, существенно нарушаются права собственника здания в части возможности использования здания по его фактическому назначению. Судом принято во внимание, что не соответствующий назначению здания ВРИ повлечет заведомо нецелевое использование участка с рисками применения к арендатору штрафных санкций. Такая ситуация противоречит основным началам гражданского и законодательства — принципу свободы договора, добросовестности действий сторон, разумности и справедливости условий договора (ст. ст. 1, 10, 307, 421 ГК РФ).[9]
Кроме того, ВРИ участка, установленный не в соответствии с назначением расположенного на нем здания, может привести к необоснованному завышению кадастровой стоимости участка и зависящих от нее земельных и имущественных платежей в бюджет. В случае, если такому участку будет присвоен ВРИ, включающий размещение офисов, объектов торговли, общепита и (или) бытовых услуг, здание будет включено в перечень облагаемых налогом на имущество по кадастровой стоимости (Перечень).
- В вышеприведенном случае здание, фактически используемое для складских целей, было исключено из Перечня в рамках дела № 66а-430/2022 на основании судебного акта об урегулировании разногласий по договору аренды в части ВРИ участка.[10]
- Таким образом, в случае если земельный участок формируется под правомерно возведенным зданием, такому участку должен быть установлен ВРИ, соответствующий функциональному назначению здания, даже если такой ВРИ для участка не предусмотрен ПЗЗ.
- Заключение
- Правообладатель участка не должен нести негативные последствия из-за навязанного ему разрешенного использования земли, которое установлено представителями органов власти без учета назначения законно возведенных на участке зданий или включает неактуальные и затратные (с точки зрения влияния на кадастровую стоимость и платежи за землю и недвижимость) виды использования.
- Собственник правомерно возведенного на участке объекта недвижимости не может быть лишен возможности эксплуатировать такой объект в соответствии с его функциональным назначением.
- Практический опыт и анализ релевантной судебной практики по данному вопросу позволяют констатировать, что чиновники продолжают «страдать» формализмом, тогда как суды в большинстве случаев встают на сторону собственников недвижимости.
Налоговый юрист рассказал, какие проблемы испытывают компании при смене инспекции
Смена адреса компании и следующая за этим процедура миграции компании из одной налоговой инспекции в другую могут внезапно вызвать сложности.
Чем продиктован отказ ревизоров принять предприятие, почему иногда требуется несколько раз направить комплект документов в регистрирующий орган и зачем директора могут пригласить на встречу в новую инспекцию, в интервью журналу «Расчет» рассказала Александрина Гин, партнер юридической фирмы «Гин и партнеры».
Расчетливая подписка! Сейчас подписку на журнал «Расчёт» можно получить бесплатно вместе с бератором «Практическая энциклопедия бухгалтера». Предложение ограничено, торопитесь! Подключить бератор с «Расчётом»
— Расскажите, пожалуйста, какие сложности возникают у бизнеса при смене юридического адреса?
Проблема смены юридического адреса возникает у бизнеса, когда он пытается поменять налоговую инспекцию. 70% успеха зависит от того, сколько правильных действий совершит предприятие и насколько оно будет усердно в своих стараниях.
Дело в том, что порядок смены налоговой инспекции нигде не регламентирован, поэтому коммерсанты не знают точно, какие условия им нужно соблюсти, чтобы гарантировать себе успех при смене инспекции.
Точный алгоритм успешной миграции можно получить только из собственного опыта, правильнее даже сказать, большого количества негативного опыта.
Которого у большинства предпринимателей, конечно же, нет, потому что смена юридического адреса, а вслед за ним и инспекции – процедура не очень частая.
Поэтому проблема миграции предприятия из одного территориального отделения ФНС в другое была и остается актуальной.
Сложности переезда
— Почему возникают сложности?
Миграция бизнеса, даже внутри субъекта Российской Федерации, между налоговыми инспекциями воспринимается ревизорами негативно. Априори налогоплательщику вменяется смена юридического адреса только с целью ухода от уплаты налогов или же чтобы попытаться сбежать от некоторых проблем, которые начали преследовать компанию в данном территориальном налоговом органе.
Исходя из этой презумпции вины компании рождаются внутренние методические рекомендации и для налоговиков, и для регистрирующих смену юрадреса органов. Цель таких рекомендаций – максимально препятствовать осуществлению смены налоговой инспекции как внутри одного субъекта, так и между регионами.
Замечу, что перевестись в Москву или, наоборот, переехать из столицы в другой субъект Федерации очень сложно.
У предприятия в этом случае должны быть абсолютно реальная аренда помещения, причем полностью пригодного для того вида деятельности, которым занимается бизнес, а также реальная причина переезда.
Только при этих двух условиях компанию «отпустят» из текущей инспекции и «примут» в новой.
— Почему инспекции, как вы говорите, не «отпускают» или не «принимают» бизнес?
Справедливости ради, действительно нужно признать, что в 80% случаев смены инспекции обусловлены не фактической сменой адреса предприятия, а стремлением решить налоговые проблемы, попытаться уйти от слишком строгой и придирчивой инспекции. Так было раньше, так есть и сейчас.
Другой вопрос в том, что цифровизация ФНС не дает того положительного эффекта, на которой изначально рассчитывают многие компании.
— Вы говорите, что предприятия меняют адреса и инспекции, чтобы решить свои налоговые проблемы. Что это за проблемы?
Все крутится вокруг претензий налогового органа к финансово-хозяйственной деятельности организации.
Очевидно, что переход внутри одного и того же субъекта Федерации, например внутри Москвы, практически бесполезен, все налоговые органы, подчиненные одному Управлению ФНС, работают в одной информационной системе и действуют одинаково. Поэтому все глобальные неприятности для бизнеса в виде тематических и выездных налоговых проверок неизбежны, если инспекторы уже занимаются разработкой компании.
Это с одной стороны, а с другой – не нужно забывать, что есть проблемы локального характера, они несущественны в контексте взаимодействия с Управлением, но достаточно значимы для самого налогоплательщика и могут решаться на уровне обычной территориальной инспекции.
— А почему сами инспекции не хотят принимать бизнес-мигрантов?
Потому что инспекторы хорошо понимают, что такие компании приходят к ним с проблемой. С чем сегодня инспекторы ведут борьбу? С разрывами по НДС.
Из этого следует, что если в инспекцию приходит организация-мигрант, то очень большая вероятность, что она – «разрывник». То есть такой бизнес несет проблемы, это значит, что разрывы будут портить статистику самой инспекции, поэтому налоговые органы не стремятся получить такого налогоплательщика.
Более того, такие компании нередко создают сложности в работе инспекции на многие месяцы, если не годы вперед, ревизорам придется отрабатывать выявленные расхождения, тратить на это свои ресурсы.
Тут уместно напомнить, что любой налоговый орган ведет свою статистику.
У инспекции есть, условно говоря, свой внутренний рейтинг, баллы, большое количество компаний-мигрантов – это отрицательный показатель работы территориального налогового органа.
— Но налогоплательщик имеет право поменять инспекцию в соответствии с законом.
Да, безусловно, более того, если компания меняет фактический адрес, то в силу Закона о государственной регистрации она обязана изменить адрес на соответствующий действительному: допустим, мы снимаем новый офис в бизнес-центре, тогда мы приходим в инспекцию и говорим, что хотим зарегистрировать компанию в этой инспекции. Но нам могут отказать.
У территориального налогового органа есть лимит, он устанавливается раз в квартал. Когда он исчерпывается, то регистрация приостанавливается. Конечно, инспекция принимает компанию, если она настойчиво продолжает отправлять документы на регистрацию.
Данными о лимитах делятся сами регистраторы компаний, ведь это они общаются с ревизорами и собственниками зданий, понятно, что последние напрямую заинтересованы в возможности регистрации бизнеса в той инспекции, в ведении которой находится их собственность.
У меня есть опыт, когда я боролась на стороне собственника здания, которому было сказано, что целый квартал в налоговой инспекции не будут приниматься новые юридические лица.
Он мог сдавать помещения без предоставления адреса. Но наша позиция была принципиальной, дело в том, что в здание собиралась заехать организация, которая арендовала 400 квадратных метров.
Это большая и серьезная сделка.
Очевидно, что ситуация, когда несколько месяцев предприятие сидело бы в офисе без достоверного юридического адреса, была недопустимой. Потому что, кроме прочего, это еще и высокие налоговые риски.
— Вернемся к глобальным и локальным проблемам организации. Как компания может их решить?
Допустим, если у компании есть разрывы, то в одном налоговом органе даже при желании бизнеса доплатить, но не сразу, а через предоставление организации рассрочки, ревизоры могут не пойти навстречу коммерсантам, но в другой инспекции компания может выстроить здравый диалог, найти приемлемый и для бизнеса, и для государства вариант решения налоговых проблем.
Есть инспекции, в которых просто не применяют административный ресурс, иногда и этого достаточно бизнесу. Это не про «обмануть бюджет», это про то, чтобы бизнес вышел из кризисной ситуации и выполнил свои фискальные обязательства, иногда для этого требуется немного времени.
— А как бизнес узнает, в какую инспекцию можно перевестись, нужно поговорить с ревизорами?
Нет, так делать категорически нельзя! Как правило, руководители предприятий интересуются друг у друга, кто и как работает, эта информация не является секретной.
Коммерсанты охотно делятся такими сведениями, когда можно прийти в налоговый орган и сказать, что если сегодня предприятие заплатит всю недоимку, то компания завтра закроется. Есть инспекции, где бизнес слышат и пытаются совместно решить проблему.
Внутренняя миграция
— Вы сказали, что из столицы сложно перевестись в другой субъект Федерации – почему?
Там все то же самое, если московская компания мигрирует в другой субъект, то это может произойти только по одной причине – она хочет решить некие стратегические задачи по налогам, когда компания понимает, что либо сейчас бизнесу придет конец, либо нужно искать альтернативные варианты, часто таким бывает смена субъекта.
Компании стараются переезжать из Москвы в мегаполисы, где фирма с очень большим оборотом не будет выглядеть инородно. Миграции в регионы по другим основаниям, как правило, не существует.
Редко, но все же бывает, что бизнес переезжает потому, что нашел нового заказчика и хочет быть к нему ближе. Но это исключительные случаи, наверное, речь идет об 1% компаний. Как правило, компании получают отказ в регистрации.
— Проще ли компаниям мигрировать между регионами?
Все зависит от масштаба предприятия: чем оно крупнее, чем больше оборот, тем очевиднее неповоротливость бизнеса, переезд становится сложным процессом. А следовательно, сразу возникает вопрос: реально ли предприятие будет переезжать?
Давайте подумаем, может ли компания, где работает более 100 человек, без потери штата переехать из Иркутска в Краснодар? Сколько человек реально захотят изменить место жительства? Это объективно очень сложная задача; так реален ли переезд бизнеса?
Такой же вопрос возникает и в инспекции. Ведь это ее зона ответственности, это ей потом отвечать в вышестоящем управлении, почему налогоплательщик мигрировал, почему при ряде негативных характеристик, которые были известны до того, как компания переехала, это предприятие было принято.
Порядок действий
— Как происходит смена инспекции, какие действия должна выполнить компания?
Компания предоставляет пакет документов в регистрирующий орган, после чего он, как правило, выносит решение о приостановлении регистрации на 30 дней и направляет соответствующий запрос о проверке компании в территориальную налоговую инспекцию, куда планируется переезд. Перевестись в другой регион без приостановки невозможно. Что происходит дальше?
Инспекция, в которую переводится компания, смотрит дело этой организации. Так инспекторы узнают характеристики компании-мигранта, знакомятся с потенциальными проблемами, видят сумму потенциальных доначислений по налогам, размер недоимок, этих данных достаточно, чтобы сформировать представление о том, с какой целью происходит миграция.
В 90% случаев ревизоры направляют генеральному директору компании, которая намерена перевестись в эту инспекцию, вызов. Директор приезжает, встречается с начальником территориальной налоговой службы и рассказывает о своей деятельности, финансовых показателях. Это очень важный момент, многие компании просто игнорируют такие приглашения.
Беседа, надо сказать, официальная, под протокол. На такой встрече директор может рассказать, какие у компании есть проблемы, как он планирует их решать, объясняет, почему компания хочет переехать, какие выгоды она получает от смены адреса местонахождения. Только по итогам такой встречи принимается решение о переводе налогоплательщика.
Если это действительно крупная компания, которая терпит временный кризис, безусловно, ее возьмут, потому что это перспективный налогоплательщик.
— У компании есть шанс перевестись в другую инспекцию с первого раза?
Все зависит от конкретной ситуации. Часто это происходит не с первого раза, у нас был случай в практике, когда нашему клиенту отказывали несколько раз, а вся процедура заняла около шести месяцев. Мы получали отказы скорее по формальным основаниям.
— Как бизнесу можно узнать причину отказа?
При отказе ревизоры пишут общую фразу. Можно попробовать связаться с инспектором, чтобы узнать, в чем истинная причина. Повторюсь, иногда нужно несколько раз подать документы, перед тем как инспекция примет компанию.
Можно рекомендовать компаниям, которые намерены изменить адрес, не игнорировать приглашение на встречу в инспекции: доверительная, честная беседа с руководителем территориальной налоговой службы может положительно повлиять на решение о приеме компании.
Будьте готовы, что сам процесс может растянуться на несколько месяцев, поэтому, если вы задумались о смене адреса, планируйте эту процедуру с учетом иногда существенных временных затрат.
Налоговая вызывает директора и бухгалтера компании на «разговор»: что необходимо знать | Rusbase
Выездных проверок в отношении компаний стало меньше, что заставляет налоговиков использовать новые способы воздействия на бизнес для достижения целевых показателей собираемости. Если раньше вызов в налоговую инспекцию на «разговор» означал вызов на допрос в рамках выездной налоговой проверки, теперь это обыденное событие для налоговиков.
- Чтобы вызвать налогоплательщика на беседу в отношении него необязательно нужно назначать выездную проверку, достаточно просто пригласить его для дачи пояснений по интересующему проверяющего инспектора вопросу.
- Какие возможности есть у налоговых органов, если нужно получить устные пояснения у ключевых лиц компании — директора и бухгалтера.
- Два способа для получения налоговым органом необходимой информации о бизнес-модели и о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании при вызове ключевых лиц компаний на «беседу»:
- Допрос свидетеля (на основании статьи 90 Налогового кодекса РФ);
- Вызов для дачи пояснений (на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ).
Что делать и что необходимо знать?
Налоговый орган вправе вызывать свидетеля (например, директора или бухгалтера) на допрос при проведении в отношении вашей компании следующих контрольных мероприятий:
- камеральная проверка;
- выездная проверка;
- вне рамок налоговой проверки.
На допрос вызывают тогда, когда налоговым органом в рамках предпроверочного анализа деятельности вашей компании установлены факты, свидетельствующие об искусственном занижении размера налогов, которые вы на самом деле должны были уплатить в бюджет. Допрос — в данном случае один способов «цементирования» проверяющим налоговым инспектором доказательственной базы.
Вызывать могут и по иным причинам. Выбор должностным лицом применяемого в отношении компании конкретного контрольного полномочия не всегда может быть основан на правильном понимании принципов работы закона.
Иногда такой выбор может быть продиктован личными корыстными интересами «нечистых на руку» должностных лиц налогового органа. Сбор в отношении бизнеса так называемого «компромата» — стандартная практика проверяющих налоговых инспекторов.
Что такое допрос свидетеля и чем он регламентирован
Допрос — это одно из самых строго регламентированных мероприятий налогового контроля. Речь о том, что при проведении допроса налоговые инспекторы должны четко следовать порядку, установленному Налоговым кодексом, нарушение которого впоследствии может привести к признанию недопустимыми доказательствами, показания опрошенных лиц, связанных с компанией (проверяемым налогоплательщиком).
Важно знать, что на допрос в налоговый орган вызывают только конкретных физических лиц и только по повестке. Крайне необходимо знать права свидетеля при допросе в налоговом органе и последствия неявки на допрос или отказа от дачи показаний, чтобы правильно выбрать тактику поведения при общении с налоговым инспектором.
Основной правовой инструментарий налогового инспектора при допросе свидетеля предусмотрен ст. 90 Налогового кодекса. Разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 и актуальная арбитражная практика подскажет, правильно ли налоговым инспектором применяются положения.
Идти или не идти на допрос, последствия отказа от дачи показаний или неявки
Выбор идти или не идти на допрос в налоговую или в итоге прийти и отказаться от дачи показаний есть всегда. Здесь важно понимать последствия того или иного решения.
От дачи показаний в налоговом органе освобождены только лица, указанные в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса.
Остальным остается выбор, явиться для дачи показаний или отказаться от нее, неся риск наступления негативных последствий в виде привлечения к ответственности по статье 128 Налогового кодекса за неправомерный отказ от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний или за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин.
- Уважительную причину неявки на допрос не рассматриваем — она не отменяет допрос, а лишь отодвигает дату его проведения.
- В последнее время проверяющие налоговые инспекторы очень часто стали путать и смешивать между собой положения уголовно-процессуального и налогового законодательства и подменять последнее нормами первого.
- Мы держим в уме один немаловажный момент, если при допросе в налоговом органе присутствует сотрудник полиции, вы вправе отказаться от дачи объяснений в его присутствии на основании пункта 3 части 1 статьи 13 Закона о полиции либо на основании статьи 51 Конституции.
- Важно об этом помнить и дать понять проверяющему налоговому инспектору о том, что вы в курсе, как правильно применяется закон и что возлагать свои полномочия на сотрудников полиции путем дачи им отдельного поручения об осуществлении мер налогового контроля (в рассматриваемом случае — допроса) по Налоговому кодексу РФ является недопустимым.
Для справки: Свидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или за отказ от дачи показаний в рамках налоговой проверки. Об этом говорится в статьях 307 и 308 Уголовного кодекса РФ. Указанные статьи применяется только в случаях, когда свидетель дает показания в суде или в ходе производства по уголовному делу о налоговом преступлении.
Сама ФНС подтверждает это в своем Письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019): «Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены».
Еще одно исключение, которое имеем в виду — недопустимость вызова свидетеля на допрос после завершения налоговой проверки. Так как суд с большей долей вероятности признает протокол такого допроса недопустимым доказательством, привлечение к ответственности за неявку или отказ от дачи показаний можно будет оспорить.
Рекомендации
Если вызова на допрос в налоговую избежать не удастся, лучше подготовиться к нему так, чтобы не оставить проверяющему налоговому инспектору простора для возможных злоупотреблений. Ни в коем случае не рекомендуется недооценивать сотрудников налогового органа.
Необходимо заранее быть готовым к возможному противодействию возможным психологическим манипуляциям, давлению и ухищрениям со стороны проверяющих в отношении допрашиваемых лиц. И не так важно, кого вызывают на допрос в налоговый орган, директора и бухгалтера компании или ее обычных работников.
Если не уверены, что справитесь сами, лучше воспользоваться помощью квалифицированного специалиста, имеющего профессиональный опыт общения с сотрудниками налоговых органов. И держим важные выводы из арбитражной практики в уме, чтобы адекватно оценивать возможные негативные последствия выбора соответствующей тактики поведения при общении с проверяющим.
Вызывают для дачи показаний
Итак, вы бухгалтер небольшой компании, ваше утро начинается с прочтения новостей, чая, ну и, конечно, просмотра сообщений в личном кабинете программной среды, которую используете для отправления отчетности и других сообщений и уведомлений в адрес налогового органа.
В одно утро вы видите уведомление от налогового органа со следующим содержанием:
«Инспекция ФНС № 00 по г. Москве в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ вызывает на основании настоящего уведомления в налоговый орган, находящийся по адресу:…».
«В связи с проведением мероприятий налогового контроля в отношении выявленных расхождений типа разрыв в декларациях НДС за такой-то квартал такого-то года, необходимо явиться Генеральному директору и Главному бухгалтеру ООО „БОЛЬШОЙ БОЛТ“ …».
Вы хватаетесь за голову и бежите к директору со словами: «Шеф, все пропало, все пропало! НДС и расходы снимут! Уголовной ответственностью будут грозить».
Если вы полностью уверены в своей правоте и не совершали ничего плохого, на разговор в налоговый орган для дачи пояснений необходимо обязательно идти.
Что такое вызов для дачи пояснений
Вызов для дачи пояснений — это разговор «по душам», цель которого — заставить вашу компанию заплатить в бюджет больше, чем она на самом деле должна.
Основная причина вызова директора и бухгалтера компании на разговор в налоговую одна — чаще всего контрагент вашей компании не заплатил налог на добавленную стоимость.
Иногда бывают вопросы, связанные с размерами официальных зарплат работников либо спрашивают о финансовом результате.
В последнее время вызов для дачи пояснений на практике выглядит самым обычным побуждением компании к добровольной уплате налогов через вызов для дачи пояснений.
Важно знать, что при вызове для дачи пояснений вызывают налогоплательщика — то есть уполномоченного представителя компании, а не конкретных физических лиц, как при допросе свидетеля по статье 90 Налогового кодекса.
Это важное отличие вызова для дачи пояснений от допроса. Права и обязанности налогоплательщика при вызове для дачи пояснений отличаются.
Право налогового органа на вызов налогоплательщика предусмотрено на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса.
Как правило, под предлогом дачи пояснений компанию будут вежливо просить заплатить в бюджет то, что не заплатил контрагент. Комиссии по легализации (хотя формально ФНС отказалась от использование этого термина в 2020 году) или «вежливое» побуждение на сегодняшний день является действенным инструментом запугивания компаний со стороны налоговых органов.
Рекомендации и правовые последствия неявки в налоговый орган для дачи пояснений
Рекомендации при общении с налоговым инспектором при вызове для дачи пояснений будут отличаться от тех, которые можно было рекомендовать для использования при вызове свидетеля на допрос. Также и последствия неявки для дачи пояснений будут иные, нежели чем при неявке на допрос или отказ от дачи показаний.
В случае отказа от явки в налоговый орган для дачи пояснений предусмотрена административная ответственность (статьей 19.4 Кодекса об административных правонарушениях). Есть конечно и «параналоговые» риски при отказе от явки для дачи пояснений, связанные с последствиями возможного назначения тематической или выездной проверки.
Но если компания действовала добросовестно, не ставила целью получение необоснованной налоговой выгоды и все названное может подтвердить, общаться с проверяющими или нет — на усмотрение лиц, принимающих решения в компании.
О практике побуждений можно говорить много, но остановимся на общих рекомендациях, которые можно дать директорам и бухгалтерам компаний при вызове в налоговый орган для дачи пояснений.
Налоговые инспекторы при вызове директора и бухгалтера компании для дачи пояснений будут применять различные манипуляции и играть на их страхе привлечения к уголовной или субсидиарной ответственности. Никакой «самодеятельности» — явка в налоговую для дачи пояснений только с юристом или адвокатом.
Адвокат — только особый статус, позволяющий участвовать в уголовном производстве. В обычных налоговых правоотношениях статус значения не имеет. Главное — квалификация лица, оказывающего вам правовую помощь при общении с налоговыми инспекторами.
Важно четко понимать, каков потенциальный размер недоимки, которую вам могут вменить и держать в уме основную мысль, что если размер предполагаемого ущерба составляет 15 миллионов рублей и выше, необходимо учитывать риски привлечения к уголовной ответственности по статье 199 УК.
Директору и бухгалтеру также необходимо понимать основания для возможного последующего привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам компании. Обстоятельства, предшествующие возникновению оснований для привлечения директора компании, будут оцениваться судом.
Усмотрит или не усмотрит суд такие основания — вопрос доказывания.
Бухгалтеру в отличие от директора немного проще, на этапе допроса или дачи пояснений от лица компании он может прибегнуть к части 3 статьи 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», напомнив проверяющему налоговому инспектору, что на бухгалтера возложено ведение бухгалтерского учета и он не несет «ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».
Вывод
Адекватная оценка последствий неявки на беседу или отказа от дачи пояснений в последующем поможет избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.
Любые преждевременно принятые решения могут оказаться ошибочными. Как известно, ошибочными являются решения, принятые в условиях неосведомленности или неполной осведомленности, либо ошибочности предположений о возможном варианте развития событий.
Natee Meepian / Shutterstock