Какая предпринимательская деятельность требует лицензирования и ее осуществление

Лицензирование отдельных видов коммерческой деятельности — важный аспект хозяйственного права. Лицензированию подлежит не каждый вид бизнеса. В России почти 30 лет идёт процесс поэтапного формирования системы лицензирования.

Современное законодательство РФ даёт чёткое определение юридических аспектов лицензирования, определяет виды бизнеса, занятие которыми подлежит лицензированию, и правила оформления лицензии. Установлены также санкции за её отсутствие.

Что понимается под лицензией в предпринимательском праве

Конституция РФ, исходя из принципа свободы предпринимательства, гарантирует каждому возможность как применения своих способностей, так и использования имущества для ведения предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Для предпринимателя (ИП или организации) лицензия является документом, подтверждающим реальную способность этого предпринимателя достаточно качественно выполнять лицензируемую деятельность.

Правоотношение лицензирования изначально предполагает наличие некоторых ограничений и формальностей для конкретного бизнеса, включая дополнительный уровень государственного контроля.

Какая предпринимательская деятельность требует лицензирования и ее осуществление

Общие признаки правоотношения лицензирования позволяют однозначно идентифицировать виды деятельности, для которых оно необходимо

В постсоветской России правовые аспекты лицензионного права развивались поэтапно.

Началом первого этапа формирования такой системы в РФ можно считать появление в законодательстве самого понятия «лицензирование хозяйственной деятельности» в законе № 395–1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности».

Принятый в том же месяце закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» впервые конкретизировал для российских предпринимателей право чувствовать себя не субъектами запрещённой государством почти криминальной деятельности, а частью цивилизованного хозяйственного права. Уже в п. 4 ст. 21 этого закона устанавливалась необходимость лицензии для некоторых видов деятельности.

Виды деятельности, занятие которыми требует лицензирования, стало определять Правительство РФ. Их перечень изменялся и пополнялся довольно часто, что не способствовало стабильности развития нового российского бизнеса. Инструктивные материалы, относящиеся к лицензированию, издавались и общегосударственными, и региональными органами. Возникало множество аспектов правовой нечёткости.

Признаком начала второго этапа считается закон 158-ФЗ от 25.09.1998 «О лицензировании отдельных видов деятельности», где в ст. 17 впервые в законодательстве новой России появился перечень тех видов бизнеса, на которые обязательно требуется получать лицензию.

Впервые была сформулирована терминологическая основа данной системы:

  • лицензия;
  • лицензирование;
  • принципы лицензирования;
  • критерии лицензируемых видов деятельности.

Так была пройдена подготовительная стадия создания российского лицензионного права с единообразным для всех хозяйствующих субъектов правовым содержанием. Однако формирование российской системы лицензирования на этом этапе нельзя было считать завершённым, поскольку ещё имелось большое количество недоработок и проблем.

Какая предпринимательская деятельность требует лицензирования и ее осуществление

Чёткая формулировка основных понятий, связанных с лицензированием, позволила ввести данный процесс в правовое русло

Началом третьего этапа формирования системы лицензирования можно считать появление закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. Он внёс значимые изменения в сформировавшуюся концепцию лицензирования в отечественном бизнесе, облегчил процедуру оформления лицензии.

Лицензирование предпринимательской деятельности в РФ

Какая предпринимательская деятельность требует лицензирования и ее осуществление

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным Законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ), юридические лица и индивидуальные предприниматели могут заниматься только на основании специального разрешения — лицензии. Данный перечень является исчерпывающим, следовательно, те виды предпринимательской деятельности, которые в нем не указаны, лицензированию не подлежат. Каков порядок лицензирования предпринимательской деятельности рассмотрим подробнее в представленном материале.

Что такое лицензирование и зачем оно нужно

Согласно положений ч. 2 ст. 3 Закона № 99-ФЗ лицензией является специальное разрешение на право осуществления юрлицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

Лицензирование подразумевает деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий.

В законодательстве РФ  закреплены несколько принципов лицензирования, вне зависимости от вида лицензируемой деятельности:

  • разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории РФ вне зависимости от того, выдана она федеральным либо региональным органом исполнительной власти;

В случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

  • лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

Как правило лицензия выдается бессрочно, но в некоторых случаях нормативными актами может быть ограничен ее срок.

Как получить лицензию

Для получения лицензии необходимо соблюсти определенную процедуру, которая включает в себя, прежде всего, предоставление в соответствующий лицензирующий орган необходимых документов.

Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ от 21.11.

2011 № 957 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а так же в нормативно-правовых актах, которые регламентируют получение лицензий для осуществления конкретных видов деятельности.

Заявление о предоставлении лицензии должно содержать:

  • для юрлиц: полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовую форму юридического лица, место его нахождение, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юрлица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ;
  • для ИП: Ф.И.О., место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, паспорт, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации ИП и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об ИП в ЕГРИП;
  • ИНН и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы:

  • копии нотариально заверенных учредительных документов – для юрлиц;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Иногда для некоторых видов деятельности устанавливаются более короткие сроки принятия данного решения.

Что подлежит лицензированию

Лицензированию подлежат многие виды деятельности, которые перечислены в ст. 12 Закона № 99-ФЗ:

  • разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники;
  • переработка нефти и газа и продуктов их переработки;
  • фармацевтическая деятельность;
  • космическая деятельность и др.

Но на практике для предпринимательства наибольший интерес представляют:

  • образовательная деятельность;
  • медицинская деятельность;
  • деятельность по перевозкам пассажиров;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • частная охранная деятельность;
  • оказание услуг связи и др. востребованные в жизненной сфере виды деятельности.

Получение лицензии для некоторых видов предпринимательской деятельности является иногда сложным и длительным процессом, поскольку некоторые виды деятельности имеют специфические признаки и требуют предоставления дополнительных документов.

Стоит учитывать и тот факт, что существуют и множество подзаконных актов, конкретизирующие и детализирующие закон о лицензировании.

В каком бы регионе страны вы не проживали, Москве или на периферии, наши  онлайн-консультанты помогут разобраться в вопросах лицензирования вашей деятельности в краткие сроки.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец заявления о предоставлении лицензии (.docx)

Лицензирование предпринимательской деятельности — Студопедия

Лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской, осуществляется на основании федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с многочисленными последующими изменениями (от 13. 03. 2002г.; от 21.03. 2002 г.

; от 09. 12. 2002 г.; 10. 01. 2003г.; от 27. 02. 2003 г.; от 11. 03. 2003г.; от 26. 03. 2003 г.; от 23.12. 2003 г.; от 02.11. 2004 г.), в связи с чем пользоваться этим законом при изучении данной темы следует по ЭПС КонсультантПлюс или Гарант.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, именуется лицензиатами.

Лицензия включает в себя перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, лицензионные требования к работникам юридического лица, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в которых или при помощи которого осуществляется такой вид деятельности. Эти требования связаны, прежде всего, с потенциальной возможностью нанесения вреда законным интересам, нравственности и здоровью граждан, интересам общества и государства в случае, если подобная деятельность будет производиться неквалифицированно или малоквалифицированно.

Лицензирование является видом государственного контроля. Выдачу лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляют лицензирующие органы, т.е. ораны федеральной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством о лицензировании (например, лицензионные палаты субъектов РФ).

Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и Перечень видев деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

На федеральном уровне лицензирующими органами являются министерства — транспорта, сельского хозяйства, культуры, внутренних дел, и некоторые государственные комитеты — каждый в рамках своей компетенции.

Органами исполнительной власти субъектов РФ лицензируются такие виды деятельности, как производство дезинфекционных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (предусмотренных заранее в федеральном законе!) принимаются на уровне Правительства РФ, а по некоторым видам деятельности — на уровне министерств федерального уровня.

Законом о лицензировании установлен единый перечень лицензируемых видов деятельности (в п. 17 Закона их перечислено более ста видов).

Кроме того, некоторые иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, дополнительно к перечню, данному в ст.

Читайте также:  Оформление патента на перевозку пассажиров на такси для ип: как подать заявление

17 Закона о лицензировании, могут устанавливаться на уровне иных федеральных законов — это касается банковской, страховой и ряда иных видов деятельности.

Если тот или иной вид деятельности в силу федерального закона не подлежит лицензированию, никакие другие органы, в том числе на региональном уровне, не могут предусмотреть лицензирование этой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В частности, подлежит лицензированию деятельность, связанная с туризмом, перевозками, оружием и военной техникой, медицинскими, ветеринарными услугами, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность и другое.

Перечень видов деятельности, требующей получения лицензии на её осуществление, содержится в ст. закона о лицензировании. Кроме того, отдельные виды деятельности, подлежащей лицензированию, указываются в иных федеральных законах.

Так, специальным федеральным законодательством регулируется лицензирование деятельности кредитных организаций. деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции, деятельности в области связи, таможенного дела, внешнеэкономических операций и другой деятельности, указанной в п. 2 ст. 2 Закона о лицензировании.

Количество видов лицензируемой деятельности действующим законодательством значительно сокращено, что само по себе направлено на развитие предпринимательства, ограничение произвола чиновников, но в то же время нельзя не отметить, что на некоторые виды деятельности лицензирование отменено явно преждевременно (например, это касается риэлторской деятельности или деятельности арбитражных управляющих).

На каждый вид деятельности, предусмотренный законом, предоставляется отдельная лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории России.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срок действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

  • Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:
  • — заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения — для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
  • — копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом), а для индивидуального предпринимателя — копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • — копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);
  • — документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • — сведения о квалификации работников соискателя лицензии или о квалификации самого индивидуального предпринимателя.
  • Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.
  • Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании и иными федеральными законами.
  • Все документы принимаются лицензирующим органом от соискателя по описи с выдачей её копии соискателю.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами.

Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в тот же 60-дневный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об обоснованном отказе в предоставлении лицензии — в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии (если решение положительное). Таким образом, при положительном решении пошлину платить придется дважды — за рассмотрение лицензии и за выдачу лицензии.

  1. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором обязательно указывается лицензиат, его местонахождение (местожительство), ИНН и срок действия лицензии.
  2. Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на те виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.
  3. Основанием для отказа в предоставлении лицензии являются:
  4. — наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  5. — несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии во всех случаях имеет право обжаловать в суд отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель — обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина.

Лицензирующие органы вправе (и обязаны) осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах компетенции, предоставленной им Законом о лицензировании.

Эти органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения (оценочная категория!) лицензиатом лицензионных требований и условий на срок до шести месяцев.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган вправе (и обязан) обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Аннулировать лицензию может только суд, но есть исключение: лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Суд может аннулировать лицензию на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации или если лицензиат не устранил нарушений после приостановления действия лицензии Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо в случае прекращения (по любым основаниям!) действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также в силу вступившего в силу решения суда об аннулировании лицензии.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Эта информация в виде выписок из реестра о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам по их заявлениям в трехдневный срок, причем на платной основе.

Ответственность за правонарушения в области государственной регистрации и лицензирования

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о лицензировании при осуществлении предпринимательской деятельности в установленных законом случаях влечет административную и уголовную ответственность виновных лиц за незаконное предпринимательство.

Так, частью 2 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно.

Наказание предусмотрено в виде штрафа, размер которого установлен для каждого из указанных субъектов отдельно. Возможна также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

При буквальном толковании данной формулировки из этого как будто бы следует, что конфискация может быть применена только к субъектам, изготовившим продукцию для продажи без лицензии на изготовление и продажу.

Представляется, что к торговым предприятиям в данном случае конфискация также может быть применена, если продавец реализует продукцию без необходимой лицензии.

Частью 3 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц в виде штрафов различных размеров, налагаемых за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

За те же правонарушения (деятельность без лицензии, когда она необходима, или с нарушением условий лицензирования) предусмотрена и уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ.

Статья содержит три самостоятельных состава преступлений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: занятие такой деятельностью без государственной регистрации юридического или физического лица; без получения ими в необходимых случаях лицензии; с нарушением условий лицензирования.

Совершение соответствующих правонарушений может повлечь уголовную ответственность лишь в том случае, если они повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо полученный в результате этих действий доход является крупным. Наказание за такие преступления установлено в виде штрафов различного размера, обязательных работ, ареста либо лишения свободы на срок до трех лет.

Читайте также:  Нужно ли ип на патентной системе использовать онлайн-кассу - сроки установки

Лицензирование предпринимательской деятельности

Конституция Республики Беларусь предусматривает равное для всех право осуществления хозяйственной деятельности, если она не запрещена законом.

При отсутствии в законодательных актах запрета на занятие определенным видом деятельности субъекты хозяйственной деятельности вправе осуществлять в соответствии с целями и предметом деятельности, указанными в учредительных документах юридического лица, либо в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. В соответствии с п.29.1 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в учредительных документах субъектов хозяйственной деятельности должны содержаться только те виды деятельности, которыми он вправе (обязан) заниматься. Однако, для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, кроме государственной регистрации в качестве субъекта хозяйственной деятельности, необходимо получить разрешение (лицензию).

Законодательством определены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащим лицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которые могут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.

Основными нормативно-правовыми актами регулирующими лицензирование являются: Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г.

№17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Декрет о лицензировании)[64]; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003г.

№1390 «О дополнительных мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17» [100] и другие.

Лицензирование специальных видов деятельности, например, деятельность банков и небанковских финансово-кредитных организаций осуществляется в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь [23], страховая деятельность – Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993г. «О страховании» [42], аудиторская деятельность – Законом Республики Беларусь от 8 ноября 1994г. «Об аудиторской деятельности» [46].

  • Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условиях, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату.
  • Лицензирование – это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
  • Лицензирующими органами являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, уполномоченные осуществлять лицензирование.
  • Виды лицензируемой деятельности условно можно подразделить на три основные группы: в первую входят виды деятельности, которые не ограничены количественными и качественными показателями, которые имеют длительный характер (например, деятельность, связанная со строительством объектов); второй вид деятельности – деятельность, исчерпывающаяся однократным действием и имеющая количественные критерии (например, перевод валютных ценностей за рубеж); третий вид – объединяет в себе первый и второй виды деятельности (например, внешнеторговая деятельность).

В Перечень лицензируемых видов деятельности входят 49 видов лицензируемой деятельности, однако в каждом виде имеются большое количество подвидов.

Законодательством могут быть установлены особенности лицензирования смежных видов деятельности.

Так, выдача лицензии на адвокатскую деятельность, не требует, для оказания юридических услуг субъектам хозяйствования, получения лицензии на оказание юридических услуг.

Для осуществления отдельных видов деятельности, законодательством могут быть предусмотрены требования к организационно-правовой форме субъекта хозяйствования. Так, например, в соответствие со ст.70 Банковского кодекса Республики Беларусь, банки могут создаваться в форме акционерного общества или унитарного предприятия.

Страховые общества должны быть созданы в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ст.6 Закона Республики Беларусь «О страховании» от 3 июня 1993г.).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что осуществление определенных видов лицензируемой деятельности исключает возможность заниматься другими видами предпринимательской деятельности.

Так, например товарная биржа не имеет права заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме деятельности связанной с организацией и проведением биржевых торгов (ст.

3 Закона Республики Беларусь «О товарных биржах» от 13 марта 1992г.)[35].

Необходимо заметить, что осуществлять предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, необходимо также на основе полученного разрешения (лицензии) для тех видов деятельности, на которые ее получение обязательно.

Следовательно, если гражданин имеет лицензию на конкретный вид деятельности, то он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если эта деятельность предполагает регистрацию.

Однако следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности подлежат лицензированию, но для осуществления их законодательство не обязывает гражданина регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Так, например, образовательная деятельность и другие.

С целью осуществления государственного контроля за деятельностью субъектов хозяйствования, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности, государственными органами, выдающими лицензии создаются реестры лицензиатов. В них отражаются данные о субъекте, которому выдана лицензия, срок ее действия, была ли она приостановлена, прекращена и другая информация.

  1. Порядок и условия получения лицензии установлены Декретом о лицензировании.
  2. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
  3. Для получения лицензии субъект хозяйствования должен представить в лицензирующий орган следующие документы:
  4. заявление о выдаче лицензии с указанием: для юридического лица – наименования и места его нахождения; для физического лица – фамилии, имени, отчества, паспортных данных; лицензируемого вида деятельности (работ, услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять; копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица или свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика; документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления; выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица); другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.
  5. При этом необходимо иметь в виду, что органы, выдающие лицензии могут устанавливать свои требования к порядку выдачи лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней с момента подачи всех необходимых документов.

Данный срок может быть продлен на период проведения проверки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Срок проведения проверки и (или) экспертизы не должен превышать 15 дней. Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии или лицензирующим органом в равных долях.

  • При положительном решении о выдаче лицензии, соискатель должен представить для ее получения:
  • документ об уплате лицензионного сбора за выдачу лицензии; удостоверение руководителя юридического лица; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
  • При выдаче лицензии соискатель должен быть ознакомлен с условиями осуществления вида деятельности, о чем делается в лицензии соответствующая отметка.

Форма лицензии утверждена Советом Министров Республики Беларусь. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок действия лицензии исчисляется с даты принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

В случае отказа в выдаче лицензии, должен быть дан мотивированный ответ в письменной форме. Этот отказ субъект хозяйствования может обжаловать в суд. Не допускается отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности данного вида деятельности.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии или продлении  ее срока действия взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 10 евро.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро.

За внесение изменений и дополнений в лицензию, за исключением случаев изменения законодательства, продление срока действия лицензии, выдачу ее дубликата – 50 процентов платы за выдачу лицензии.

Действие лицензии, в случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, нарушений лицензиатом либо его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, лицензирующий орган дает лицензиату предписание об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения, который не может превышать шести месяцев.

Действие лицензии также может быть приостановлено или прекращено. Приостанавливается действие лицензии лицензирующим органом, в случае, если лицензиатом не устранены нарушения указанные в предписании, при этом срок приостановления составляет один месяц.

Об устранении нарушений лицензиат должен уведомить лицензирующий орган в письменной форме, с приложением письменного подтверждения их устранения. Проверка устранения нарушений лицензиатом осуществляется лицензирующим органом в течение 10 дней после получения им предписания об устранении нарушений.

На время приостановления действия лицензии срок ее действия не продлевается, за исключением случаев установленных законодательством.

  1. В случае выявления в течение календарного года лицензирующим или другим государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами лицензирующих видов деятельности, грубого нарушения лицензиатом, его обособленными подразделениями законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о ее аннулировании.
  2. По общим основаниям действие лицензии прекращается:
  3. по истечении срока, на который она была выдана; по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с законодательством; в случае ликвидации (прекращении деятельности) лицензиата; при реорганизации юридического лица; в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; по решению суда: об аннулировании лицензии; в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.
  4. После лишения субъекта хозяйствования права пользования лицензией, она должна быть возвращена органу, выдавшему ее, в 5-дневный срок.
  5. Законодательство предусматривает ряд мер ответственности в случае осуществления лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии):

ликвидации субъекта хозяйствования. Это осуществляется по решению органа, осуществляющего регистрацию или суда; признание сделок совершенных субъектом хозяйствования, недействительными.

Законом Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» предусмотрена финансовая ответственность субъекта хозяйствования, за осуществление деятельности без лицензии, которая устанавливает, что полученные от занятия такой деятельностью доходы и штраф в размере полученного дохода подлежат внесению в бюджет [33].

Читайте также:  Ип на енвд без сотрудников: уменьшение страховых взносов, какая отчетность

Кроме того, Кодекс об административных нарушениях Республики Беларусь предусматривает административную ответственность за нарушение связанные с осуществление предпринимательской деятельности, в частности за осуществление лицензируемого вида деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), на что указывает ст.154 [27].

Ответственность предусмотрена в виде наложения штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушений, либо без конфискации.

Ст.233 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном и особо крупном размере [26].

Записи по теме

Регистрация и лицензирование предпринимательской деятельности

К субъектам предпринимательской деятельности законодательством РФ отнесены юридические лица и предприниматели.

Возможность осуществлять основные и дополнительные виды деятельности наступает только с момента государственной регистрации указанных субъектов в налоговом органе, а отдельные направления предпринимательства в РФ требуют оформления разрешительной документации. Как происходит регистрация и лицензирование данного вида деятельности рассмотрим подробнее в представленном материале.

Порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности

Для регистрации индивидуального предпринимателя в налоговые органы представляются только паспорт гражданина РФ, бланк заявления с указанием видов деятельности предпринимателя, свидетельство ИНН и квитанция об оплате госпошлины. Для юридического лица список документов намного шире:

  • заявление о государственной регистрации по установленной форме, которая отличается для разных видов предприятий;
  • учредительные документы;
  • решение о назначении руководителя или органа управления юридического лица;
  • сведения о формировании уставного капитала;
  • платежный документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Предприниматель подает документы по месту жительства, юридические лица — в налоговый орган на территории предполагаемой деятельности. После проверки документов предприниматель и юридические лица получают свидетельство о государственной регистрации и получают право осуществлять указанную деятельность.

Срок действия государственной регистрации не ограничен, а налоговые органы РФ не имеют право в произвольном порядке прекратить деятельность организации или предпринимателя. Тем не менее, по заявлению налогового органа в судебном порядке регистрация может быть отменена в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством РФ.

Общий порядок лицензирования предпринимательской деятельности субъектов регламентирован ст.ст. 13-21 Федерального закона РФ  от 04.05.

2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Для каждого вида деятельности законом предусмотрен как стандартный, так и специальный набор документов, который будет рассматривать лицензирующий орган. В состав обязательных документов входят:

  • бланк заявления о выдаче лицензии;
  • учредительные документы;
  • свидетельство о регистрации предпринимателя или юридического лица;
  • свидетельство ИНН и ОГРН;
  • сведения об органах управления юрлица;
  • выписки ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • документы, подтверждающие наличие у лицензиата специального оборудования или техники, а также нежилых помещений для осуществления лицензируемой деятельности;
  • платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Для отдельных видов предпринимательской деятельности нужно представить дополнительный набор документов. Рассмотрение заявления на выдачу лицензии может сопровождаться выездной проверкой предпринимателей или предприятий, если данное действие предусмотрено законом. На стадии выездной проверки устанавливаются условия деятельности соискателя лицензии в соответствии с требованиями закона.

Государственный порядок лицензирования предпринимательской деятельности предусматривает, что сведения о выданной лицензии вносятся в единый федеральный реестр, который ведется уполномоченным органом исполнительной власти. Данный реестр необходим для проверки субъекта в ходе текущей деятельности.

Лицензии являются одним из видов разрешительных документов, дающих право на осуществление отдельных направлений деятельности, находящихся под особым контролем государственных органов.

Лицензии выдаются на основании специальной процедуры, которую субъекты могут пройти только после регистрации в ФНС. Для выдачи разрешительного документа необходимо учитывать следующие принципы и правила:

  • лицензии выдаются в соответствие с федеральным законодательством, имеют определенный срок действия, могут применяться как на территории одного субъекта РФ, так и в пределах всей страны;
  • лицензии выдаются уполномоченными органами исполнительной власти или специальными службами и ведомствами РФ;
  • передача лицензии другим субъектам не допускается, так как при ее выдаче происходит проверка документов и условий осуществления работы конкретного юридического лица или предпринимателя.

Документ выдается только в отношении видов деятельности, которые зафиксированы законом на федеральном уровне. Тем не менее, порядок и условия лицензирования могут предусматривать нормативные правовые акты субъекта РФ.

Виды лицензирования предпринимательской деятельности

Возможные виды лицензирование предпринимательской деятельности определяются в соответствие с Законом № 99-ФЗ (ст. 12). Органы исполнительной власти субъектов РФ и уполномоченные федеральные службы не могут произвольно расширять указанный перечень.

Лицензирование отдельных видов осуществляется в соответствии с Административными регламентами, которыми руководствуются уполномоченные органы власти, службы и ведомства. Лицензия выдается на официальном бланке уполномоченного органа, в котором указан срок действия и перечень разрешенных видов деятельности.

Проблемы лицензирования предпринимательской деятельности

Несмотря на то, что лицензия оформляется строго в соответствии с нормами Закона № 99-ФЗ, государственная процедура лицензирования имеет свои сложности. Можно выделить следующие проблемы, с которыми сталкиваются соискатели лицензий:

  • уполномоченным органом неправомерно устанавливаются дополнительные требования к составу документов, не предусмотренных законодательством РФ;
  • срок проверки документов лицензирующим органом систематически нарушается;
  • контрольные и надзорные органы предъявляют необоснованные требования при проверке условий лицензирования (например, пожарные службы МЧС РФ).

Также государственная процедура лицензирования постоянно изменяется при изменении федеральных нормативных актов или законодательства субъектов РФ. Это создает правовую неопределенность для субъектов предпринимательской деятельности.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Скачать образец заявления о предоставлении лицензии (.docx)

Лицензирование предпринимательской деятельности

  • Лицензирование
    предпринимательской деятельности.
  • Лицензирование
    представляет собой вид гос-го контроля,
    направленного на обеспечение защиты
    прав, законных интересов, нравственности
    и здоровья граждан, обеспечение обороны
    страны и безопасности гос-ва.
  • Лицензирование –
    мероприятия, связанные с предоставлением
    лицензий, приостановлением и возобновлением
    действия лицензий, аннулированием
    лицензий и контролем лицензирующих
    органов за соблюдением лицензиатами
    при осуществлении лицензируемых видов
    деятельности соответствующих лицензионных
    требований и условий.

Правовой основой
лицензирования предпр-ой деятельности
в настоящее время является ст.49 ГК РФ,
Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. №
158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности», акты субъектов РФ,
определяющие порядок лицензирования.
Кроме того, порядок лицензирования
конкретных видов деятельности определяется
соотв.

положениями, которые утверждаются
Правительством РФ. 8 августа 2001 г.
Президентом РФ подписан новый ФЗ №128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов
деятельности». Лицензирование может
осуществляться федеральными органами
гос-ой власти, а также органами гос-ой
власти субъектов РФ в соотв. с Конституцией
РФ и федеральными законами. Постановлением
Правительства РФ от 11 апреля 2000 г.

№ 326
«О лицензировании отдельных видов
деятельности» утвержден перечень
федеральных органов исполнительной
власти, осуществляющих лицензирование.
В Москве эту деятельности осуществляет
специально создания Московская
лицензионная палата.

Лицензирующим
органам закон предоставляет весьма
широкие права, связанные с их деятельностью.

Так, в рамках контроля за соблюдением
лицензиатом лицензионных требований
и условий, лицензирующие органы имеют
право проводить проверки деятельности
лицензиата; запрашивать и получать
необходимые объяснения и справки;
составлять на основании результатов
проверок акты с указанием конкретных
нарушений; выносить решения, обязывающие
лицензиата устранить выявленные
нарушения, устанавливать сроки устранения
таких нарушений; выносить предупреждение
лицензиату. Новым законом о лицензировании
вводится принцип установления единого
перечня лицензируемых видов деятельности.
В силу данного принципа перечень
лицензируемых видов деятельности может
определяться только ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности». Введение
лицензирования иных видов деятельности
возможно только путем внесения
соответствующих дополнений в данный
Закон.

Для того, чтобы
стать лицензиатом, то есть лицом, имеющим
лицензию на осуществление конкретного
вида деятельности, соискатель лицензии
представляет в соответствующий
лицензирующий орган следующие документы:
1) Заявление о выдаче лицензии. 2) Копия
учредительных документов и свидетельства
о гос-ой регистрации в качестве юр.

лица
или соответственно копия свидетельства
о гос-ой регистрации гражданина в
качестве индивидуального предпринимателя.
3) Копия свидетельства о постановке на
учет в налоговом органе; 4) Документ,
подтверждающий уплату лицензионного
сбора за рассмотрение лицензирующим
органом заявления.

Новый Закон предусмотрел
твердый размер лицензионного сбора за
рассмотрение заявления – 300 рублей.

Основанием для
отказа в выдаче лицензии м.б.

: а) наличие
в документах, представленных соискателем
лицензии, недостоверной или искаженной
информации; б) несоответствие соискателя
лицензии, принадлежащих ему или
используемых им объектов лицензионным
требованиям и условиям.

Отказ в выдаче
лицензии м.б. обжалован соискателем.
Основанием переоформления документа,
подтверждающего наличие лицензии, для
юридического лица является его
преобразование либо изменение наименования
или местонахождения.

Для индивидуальных
предпринимателей основанием переоформления
является изменение имени или места
жительства. Кроме того, основанием для
переоформления является утрата
подтверждающего лицензию документа.

Лицензирующие органы наделены правом
приостанавливать действие лицензии в
случае выявления ими неоднократных
нарушений или грубого нарушения
лицензиатом лицензионных требований
и условий. Лицензия теряет юр. силу: –
в случае ликвидации юр.

лица или
прекращения действия свидетельства о
гос-ой регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя; – в
случае реорганизации юр. лица, за
исключением преобразования. Законом о
лицензировании также предусмотрены
основания для аннулирования лицензии.

Можно выделить две
группы таких оснований и соответствующие
два порядка аннулирования лицензии. 1)
В административном порядке, то есть
самим лицензирующим органом без обращения
в суд, лицензия может быть аннулирована
в случае неуплаты лицензиатом лицензионного
сбора за предоставление лицензии в
течение трех месяцев; 2.

В судебном
порядке на основании заявления
лицензирующего органа лицензия
аннулируется: – если нарушение лицензиатом
лицензионных требований и условий
повлекло за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, здоровью
граждан, а также обороне и безопасности
гос-тв, культурному наследию народов
РФ; – в случае неустранения лицензиатом
неоднократных или грубого нарушения
лицензионных требований и условий после
приостановления действия лицензии.

Ссылка на основную публикацию