Главная » Финансы и имущество » Пособия и льготы
Повальная приватизация и изменение социальной политики в 90-х годах прошлого века навсегда закрыли возможность получить гражданам бесплатное жилье.
В списке «счастливчиков» остались незащищенные слои населения, в том числе дети-сироты и, как ни странно, депутаты, приезжающие в столицу РФ и претендующие на квартиры.
Большинству граждан быть признанными нуждающимися в жилье не светит, им остается уповать только на ипотеку или наследство.
Все лица, которые имеют право на бесплатное жилое помещение на территории России, упомянуты в ст. 51 ЖК РФ. К ним относят военных, сирот, многодетных и депутатов. Остальные, даже дети, имеющие часть от родительской квартиры в качестве участника приватизации, навсегда лишились возможности получить от государства бесплатное жилье.
Признать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может только специальная комиссия, но даже ее заключение не всегда решающее. Все зависит от того, есть ли квартиры на балансе административного округа или нет.
По Жилищному кодексу право на получение бесплатных квадратных метров имеют:
- те, у кого нет никакой недвижимости в собственности, им негде жить, у них нет близких родственников, имеющих жилье;
- наниматели по условиям соцнайма — это самая большая группа людей, которая проживает на площади меньше нормативной. Иными словами – те, у кого на 1 члена семьи приходится менее 12 кв.м., включая не только комнаты, но и подсобные помещения. Если по бумагам площадь хотя бы на 0.5 м2 больше, то ратовать за новую квартиру бесполезно;
- люди, проживающие в домах, не отвечающих санитарным нормам — ветхое, аварийное, с отсутствием минимума коммунальных удобств и пр.;
- больные опасными заболеваниями, с тяжелыми формами физических и психических недугов, несущих угрозу для других членов семьи или создающие невыносимые условия совместного проживания.
Анализируя список, можно твердо сказать, что 95% населения РФ остаются «за бортом».
Любая молодая семья, здоровая и имеющая родителей с жильем, никогда не будет признана нуждающейся, и вынуждена будет либо жить на съемной квартире, либо впрягаться в долговую яму в виде ипотеки.
Хотя по логике вещей – именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в том, чтобы создавались ячейки общества, повышалась демографическая ситуация.
Несмотря на имеющееся законодательство есть ряд нюансов, обойти которые практически невозможно. Читая закон – вроде бы человек нуждающийся, применяя поправки – нет. Итак, существенные мелочи:
- для каждого региона РФ есть свои нормы квадратных метров на человека. По ФЗ – это 12 м2 , на такой минимум должны опираться региональные власти как на базовый;
- если гражданин не может купить квартиру даже при помощи различных государственных субсидирований, то ему могут предложить жилье из муниципального фонда и возможностью дальнейшей приватизации;
- если площадь меньше установленного норматива, то власти проходят по каждому жильцу, вдруг среди них тот, у кого нет прописки или на стороне есть жилье;
- когда человек проживает в условиях, которые включают в себя несколько критериев отбора (маленькое жилье, ветхое, аварийное и т.п.), то субсидия дается только по 1 пункту;
- статус нуждающегося нужно подтверждать ежегодно, если вдруг у претендента в новом году стала больше зарплата или он получил в наследство жилье, то его снимают с очередников.
При выделении нового жилья, претендентов рассматривают не только с точки зрения нуждаемости, но и по возрасту, полу, приобретенным болезням, инвалидности. Так, мать и сын-подросток, а равно как мать и брат с сестрой (старше 9 лет) не могут проживать в одной комнате. Им положены разные помещения.
Своя комната должна быть и у пожилого человека, а две семьи с детьми, ранее проживающие в одной малогабаритной квартире, могут рассчитывать на отдельное жилье.
Военные по п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» имеют особое положение. Так лица, которые имеют выслугу более 20 лет, либо от 10 и уволенные из рядов ВС по возрасту, сокращению или инвалидности, могут быть признаны нуждающимися в жилье и получить квартиру бесплатно.
Военнослужащим, которые отвечают нужным критериям, а также членам их семей, могут выдать квартиру на основании ст. 51 ЖК РФ.
Мало пожелать иметь квартиру, отвечающую санитарным нормам или имеющую нужное количество квадратных метров. Важно убедить в этом чиновников, пройти массу бюрократических препонов и встать на очередь по улучшению жилищных условий.
Кто имеет право на бесплатные метры по ст. 51 ЖК РФ:
- малоимущий с доходом на одного члена семьи менее прожиточного минимума по региону;
- человек, проживающий на площади менее 12 м2 на одного;
- семья, у которой есть родной человек, имеющий опасное для общества заболевание (психическое, туберкулез в открытой форме и пр.), не дающее нормально сосуществовать всем рядом. Перечень их можно посмотреть в приказе Минздрава России от 30.11.2012 г. № 991н.
Важно первично встать на учет и обозначить себя нуждающимся и принадлежащим к определенной категории. Под них строится жилье, расписываются квартиры, но в очень ограниченном количестве.
Необходимо написать заявление в администрацию региона, бланк дается бесплатно в секретариате, в котором указывается, где заявитель постоянно проживает и прописан. Далее по данному адресу выезжает комиссия и проводит осмотр жилого помещения.
Если комиссия «дает добро», нужно собрать папку документов:
- паспорта всех членов семей (на детей свидетельства);
- справку о составе семьи;
- брачное свидетельство или копию о разводе;
- выписку из Росреестра, что за заявителем и членами его семьи не числится недвижимости;
- копии счетов в банке (если есть);
- справка 2-НДФЛ (о зарплате);
- санпаспорт помещения, если оно признано негодным к проживанию.
Иногда требуют отчет о долгах по коммунальным платежам, выписки из истории болезни, декларацию из налоговой (если заявитель ИП). В каждом регионе могут затребовать свой набор документов исходя из ситуации заявителя.
После сбора документов, подшивки решения комиссии, обследующей жилье и заключения, что человек признан нуждающимся, выдается справка. В ней пишут категорию, критерии, под которые проходит заявитель и ему присваивается номер очереди.
Получить статус нуждающегося — не значит дождаться квартиры. Чаще просителю предлагают оформить льготную субсидию или иную форму выкупа нового жилья.
В любом случае заявитель ждет годами, десятилетиями, а если за это время у него жизненная ситуация улучшается, то его с очереди снимают.
Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г
1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.
2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё
При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.
Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.
Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:
Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.
К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).
На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.
При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.
Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.
Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника
При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.
Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.
Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.
Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.
Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).
4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.
Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.
Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.
Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи (определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).
Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.
Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к.
оно предусмотрено другим пунктом статьи — пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п.
3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)
5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним
По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).
В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.
Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.
Суды признали отказ законным.
Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).
6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.
7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников
При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).
ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.
Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.
- В частности:
- — у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3);
- — прописанная, но совместно не проживающая сестра нанимателя является отдельной семьёй (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10);
- — прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
- — не должно учитываться жильё совместно прописанной двоюродной сестры и её мужа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3);
— жильё прописанного, но проживающего отдельно брата, не учитывается в площади жилья сестры (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме
Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.
Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).
Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).
В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.
Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).
9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).
10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает
Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.
- Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
- Суды согласились с законностью отказа.
- Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.
- Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.
Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст.
83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г.
№ 14-КАД20-9–К1.
МОО «Правозащитная организация «Восход»
23 марта 2021 г.
Нуждающиеся в улучшении жилищных условий: статус и порядок 2022
Люди, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получают от страны возможность оформить льготы, пособия, субсидии и участвовать в ряде программ соцподдержки. Факт нуждаемости устанавливается официальным решением муниципальной власти. Сегодня рассмотрим, кто вправе получить этот статус, как его оформить и что делать дальше.
С чего начать
Признание человека нуждающимся в помощи по жилищному вопросу – это определенная юридическая процедура. Ее проводят муниципальные власти: администрация/правительство на уровне города, городского района или деревни, поселка, села. Статус «нуждающихся в улучшении жилищных условий» может быть присвоен как отдельному гражданину, так и целой семье одновременно. Ключевое значение имеет, одиноко проживает человек или с семейством. Учитывается не только факт проживания людей в одном жилье, но и ведение ими общего хозяйства.
Внимание! Подавать заявку на получение статуса нуждающегося может как собственник, так и съемщик жилья. Для улучшения жилищных условий важно, имеются ли обстоятельства, перечисленные ниже, а не сам факт наличия помещений в собственности.
Статус человека, нуждающегося в улучшении жилищных условий, необходим для:
- бесплатного жилища (по договору соцнайма);
- денежной помощи на покупку.
Возможностей достаточно много. Более вероятный вариант – получить денежную субсидию на приобретение своего жилья по сертификату, так как готового социального жилья в стране меньше, чем желающих его получить.
Какие нормативные документы регулируют порядок признания россиян нуждающимися в улучшении жилищных условий:
- Жилищный кодекс РФ, глава 7 – здесь имеются базовые основания и критерии нуждаемости;
- для последующего участия в госпрограмме улучшения жилья нужно ознакомиться с соответствующими федеральными актами – например, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» урегулирована Постановлением Правительства от 25 августа 2015 г. № 889;
- региональные власти разрабатывают собственные административные регламенты, которые конкретизируют общие положения законов – например, в Новосибирске действует региональная соцпрограмма по Постановлению местного Правительства от 15.09.2014 № 352-п.
Хоть нормативно-юридическая база по регионам достаточно широка, общие моменты присвоения семье статуса нуждающейся в улучшении жилищных условий везде одинаковые:
- Заявитель должен принадлежать к определенной категории граждан. Это малоимущие, молодые семейства, педагоги, спасатели, инвалиды, ветераны и другие. Подробнее состав этих граждан мы разберем ниже.
- Условия жизни заявителя не должны соответствовать закону. Например, у жилья небольшой метраж, оно признано аварийным или в нем не соблюдаются строительные или санитарно-гигиенические нормы.
Если эти два основания присутствуют, гражданин или его семейство имеют право на улучшение жилищных условий – а значит, должны быть признаны нуждающимися.
Кто может оформить нуждаемость
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
5 основных причин отказа военным в признании членов их семьи для получения жилсубсидии
Одна из проблем, существующая в обеспечении военнослужащих постоянным жилым помещением, либо субсидией, — это отказы жилорганов в признании членов семьи нуждающимися совместно с самим военным. А это, естественно, всегда означает для последних потерю больших денег и невозможность в дальнейшем обеспечить семью по положенным жилищным нормам. По сути, отказ по одному члену семьи, это грубо говоря, выходит минус полтора миллиона жилищных денег. Поэтому, считаю, тема крайне важная и поэтому сегодня остановимся на ней подробнее.
Итак, отказы в признании нуждающимся по членам семьи имеют под собой разнообразные основания. Рассмотрим самые актуальные.
Первая ситуация. Отказ, если у члена семьи имеется в собственности жилое помещение. Здесь, все конечно элементарно. Просто еще раз подчеркну, что ни у военнослужащего, ни у члена семьи не должно быть ничего в собственности.
Иначе эти квадратные метры либо вычтут из общих метров, либо это может грозить военнослужащему отказом в признании нуждающимся. Подробно на данном пункте останавливаться не будем, ссылка на общий порядок признания нуждающимся будет ниже.
Совет здесь такой: если имеется собственность и вы хотите получить свое от военного ведомства по максимуму — избавляйтесь от квадратных метров. Но имейте ввиду, избавление от метров — это 5 лет намеренного ухудшения.
Вторая ситуация. Если член семьи не участвовал в приватизации, но на момент самой приватизации был зарегистрирован в жилом помещении. До сих пор встречаются отказы в признании по причине того, что сохранилось право бессрочного пользования жилым помещением.
Чтобы не допустить такого отказа, нужно в судебном порядке прекратить это право бессрочного пользования.Обо всех нюансах я подробно рассказывала в прошлом блоге, ссылка также будет ниже.
Третья ситуация. Когда отказ в признании происходит ввиду того, что не подтвержден факт совместного проживания.
В этом случае такой отказ обжалуется в суде и там доказывается, что на самом деле имеет место факт совместного проживания.
Не забывайте, что признание нуждающимися происходит исключительно по факту совместного проживания.
Если на момент признания член семьи уехал, то в судебном порядке доказывается факт вынужденности отсутствия.
Подчеркну, что подобные дела очень сложные и лучше до такого не доводить.
Четвертая ситуация. Это когда жилорган отказывает признать нуждающимся пасынка, либо падчерицу. Пятая ситуация связана с отказом в признании внуков.
И как раз на последних двух ситуациях я и хочу более подробно остановиться, поскольку по данным основаниям в производстве судов находятся сотни дел.
Для большей ясности начнем с того, чем руководствуются жилорганы.
Они обычно мотивируют все ссылкой на пункт 5 ст.
2 ФЗ «О статусе военнослужащего» и указывают, что к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; Дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
И далее соответственно в отказе делают вывод, что так как член семьи не находится на иждивении, то и оснований обеспечить его жильем нет.
Как правило, военнослужащие пугаются такого отказа, бегут признавать члена семьи находящимся на иждивении, получают в большинстве случаев отказ в суде и на этом все, деньги оказываются потеряны. Т.к.
этот путь очень часто ведет в никуда, поскольку суды неохотно сейчас признают иждивение.
- Поэтому данный вопрос необходимо решать иным способом через обжалование отказа, доказывания факта совместного проживания.
- Для большей наглядности приведу выдержку из нашего решения Балтийского гарнизонного военного суда по делу которое мы выиграли:
- Смотрите подробнее в 105-м выпуске военно-правового видео блога:
«Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке».Установленные обстоятельства по делу безусловно свидетельствуют о том, что совместно проживающие с административным истцом её дочь и внуки в силу ст.69 ЖК РФ являются членами семьи административного истца и имеют все законные основания на обеспечение жильём от военного ведомства в качестве членов семьи военнослужащей.
В рассматриваемом случае мы признали внука военнослужащей, на которого они также получат субсидию. У нас в производстве достаточно много таких дел по признанию членов семьи военнослужащего.
Но подчеркну, что несомненно, для решения подобных вопросов нужна хорошая доказательная база, владение нюансами всей ситуации, а также большой опыт юриста. Поэтому, если вы столкнулись с отказом, не паникуйте, а сразу звоните нам для решения вопроса.
На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо! И обратите внимание полезные ссылки которые мы приводим далее:
- Нормы жилья при признании военного нуждающимся в жилом помещении >>>
- Приватизация и субсидия для военных как не остаться без жилья >>>
- Обсуждение темы признания нуждающимся в получении постоянного жилья смотрим на форуме здесь >>>
- Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>
- Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»
Могу ли я признаться нуждающимся в жилье?
Полникова Марина Николаевна (20.11.2019 в 09:12:55)
Здравствуйте!
В Вашем регионе действует ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 7 декабря 1998 года N 499 «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОДЛЕЖАЩИХ УВОЛЬНЕНИЮ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЗАПАС ИЛИ ОТСТАВКУ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЛИ УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ», в котором указано:
3. Для признания нуждающимся в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, установить предел социальной нормы в размере 7 квадратных метров жилой площади благоустроенного жилья на одного человека.
Военнослужащие и совместно проживающие с ними члены семьи имеют право на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, подлежит реализации в порядке очередности.
При этом, учитывается норма площади на каждого члена семьи, которые проживают вместе с военнослужащим.
Если Вы проживаете на территории тещи, то членами семьи Вашей тещи и Вашей жены, соответственно, площадь которых будет подсчитываться при определении Вашего права на улучшение жилищных условий, являются Ваша жена, если она проживает в данном жилье и зарегистрирована в нем, а также внуки тещи, то есть Ваши дети, если они также зарегистрированы в данном жилом помещении.
То есть определяется общая площадь и делится на тещу, тестя (если есть), Вашу жену и на Ваших детей (если есть). Если при делении получается меньше 7 кв. м, тогда Вы вправе стать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
- ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30 сентября 2010 года N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
- 1. Для признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее именуются — военнослужащие), они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее именуется — структурное подразделение уполномоченного органа), к которому прикладываются следующие документы:
- и) сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, по рекомендуемому образцу согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции (подпункт дополнительно включен с 14 июня 2011 года.
То есть Вам с Вашей семье необходимо зарегистрироваться в том жилом помещении, где собственниками являются ни Ваши близкие родственники, ни близкие родственники Вашей жены.
Близкими родстевенниками являются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры (ст. 14 СК РФ).
Статья 51 Жилищного кодекса РФ
«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)»; утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016 года (извлечение):
2. Наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Апелляционным определением Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г. отменено решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г. об отказе П.
в удовлетворении заявления, в котором она просила признать незаконным утвержденное командиром решение жилищной комиссии воинской части от 20 августа 2014 г.
о снятии заявителя с учета нуждающихся в жилых помещениях.
По делу принято новое решение, которым признаны незаконными действия командира и председателя жилищной комиссии воинской части, связанные со снятием П. с жилищного учета, на указанных лиц возложена обязанность по рассмотрению вопроса о восстановлении заявителя на учете с составом семьи из 4 человек (она, муж, сын П.А. и невестка П.Е.).
Рассмотрев материалы дела по кассационной жалобе командира воинской части, Судебная коллегия по делам военнослужащих нашла, что судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что П., проживающая по месту военной службы в г. Иркутске вместе с мужем и двумя сыновьями в квартире общей площадью жилого помещения 42 кв. м и жилой площадью 27,5 кв. м на основании решения жилищной комиссии с 1 апреля 1988 г.
признана нуждающейся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жильем ниже учетной нормы, установленной решением исполкома областного Совета народных депутатов Иркутской области от 1 апреля 1990 г. N 180 (менее 12 кв. м жилой площади на одного члена семьи).
Впоследствии, в июне 2010 года, квартира была передана им в общую долевую собственность, с долей каждого в праве 1/4.
Решением Думы г. Иркутска от 5 июля 2005 г. учетная норма жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, установлена в размере 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В январе 2007 года один из сыновей П., П.А., приобрел в том же населенном пункте в собственность по договору купли-продажи квартиру общей площадью жилого помещения 61,2 кв. м, жилой площадью 44,7 кв. м.
В марте 2011 года П.А. распорядился приобретенной в собственность квартирой. В том же месяце в квартире, занимаемой заявителем, была зарегистрирована супруга ее второго сына, которая впоследствии, 6 марта 2012 г., на основании судебного решения была признана членом семьи собственника жилого помещения.
После поступления в воинскую часть информации о нахождении у сына заявителя в собственности в период с января 2007 года по март 2011 года жилого помещения решением жилищной комиссии от 20 августа 2014 г. П. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, и умышленным ухудшением жилищных условий.
Признавая названное решение законным, суд первой инстанции исходил из того, что после приобретения сыном заявителя квартиры П. подлежала исключению из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи, исходя из суммарной площади двух квартир, приходилось более учетной нормы как жилой, так и общей площади жилого помещения.
Отменяя решение и принимая новое — о признании решения жилищной комиссии незаконным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие у сына заявителя в собственности жилого помещения не могло явиться основанием для снятия П. с жилищного учета, а могло повлиять лишь на количество членов семьи, состоящих на данном учете совместно с заявителем.
Такой вывод окружного военного суда основан на неправильном толковании закона.
В суде установлено, что сын заявителя П.А.
, являющийся членом семьи нанимателя жилого помещения и признанный вместе с ней нуждающимся в улучшении жилищных условий, в январе 2007 года приобрел в собственность жилое помещение, не поставив об этом в известность жилищный орган и сохранив тем самым за собой вместе с П. и другими членами семьи право состоять на жилищном учете. В марте 2011 года он распорядился приобретенной в собственность квартирой, также не поставив об этом в известность жилищный орган.
Эти обстоятельства имеют существенное значение для дела.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
При этом согласно п. 2 ч. 1 ст.
51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
В связи с этим заявление П.
в жилищную комиссию о неосведомленности приобретения своим сыном в собственность жилого помещения не могло явиться основанием для исключения этого жилого помещения при определении уровня обеспеченности ее общей площадью жилого помещения. К тому же суд первой инстанции проверил указанное заявление в судебном заседании и обоснованно отверг его с приведением мотивов.
Из изложенного следует, что приобретенная в собственность П.А. квартира подлежала учету.
Поскольку суммарная общая площадь двух указанных жилых помещений составила 103,2 кв. м (42 кв. м + 61,2 кв. м), т.е. более учетной нормы в размере 15 кв.
м, приходящейся на заявителя, ее супруга и двух сыновей, и не позволяла П.
с января 2007 года находиться на жилищном учете, то вывод жилищного органа об утрате ею оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, является правильным.
Данное обстоятельство в силу п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия заявителя с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.
Последующее распоряжение в марте 2011 года сыном заявителя находящейся у него в собственности квартирой с сохранением намерения состоять на жилищном учете для получения жилого помещения за счет МВД России правомерно было расценено жилищным органом как намеренное ухудшение жилищных условий, которое в силу ст. 53 ЖК РФ не позволяет П. с членами ее семьи быть принятой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до марта 2016 года.
При таких данных решение жилищной комиссии, утвержденное командиром воинской части, о снятии П. с жилищного учета основано на законе.
Тот факт, что П. принята на учет до 1 марта 2005 г.
, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не влияет на правильность принятого жилищной комиссией решения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, обеспеченность заявителя жилой площадью на одного члена семьи после приобретения ее сыном в собственность квартиры также стала составлять более учетной нормы, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» является основанием для снятия ее с жилищного учета.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о признании решения жилищной комиссии воинской части является законным, а утверждение суда апелляционной инстанции об обратном — ошибочным.
На основании изложенного Судебная коллегия по делам военнослужащих отменила апелляционное определение Восточно-Сибирского окружного военного суда от 11 декабря 2014 г., оставила в силе решение Иркутского гарнизонного военного суда от 23 сентября 2014 г.