Однако, коррупция, стремление устранить конкурента, личная неприязнь может заставить госслужащего попытаться воспрепятствовать законной предпринимательской или иной деятельности.
Подобные поступки недопустимы, противозаконны и расцениваются законотворцами, как экономическое преступление. К сожалению, в нашей стране нередки случаи давления чиновников на бизнес.
Препятствие предпринимательству — что это?
Государство обеспечивает паритет для всех в вопросах осуществления предпринимательской деятельности и гарантирует защиту всестороннюю интересов бизнесменов, предпринимателей.
Именно поэтому любое незаконное воспрепятствование коммерции является покушением на установленные Конституцией нормы.
Воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности считается отказ в госрегистрации юрлица, уклонение от регистрации, отказ в предоставлении лицензии на выполнение определенной деятельности, ущемление прав и интересов предпринимателя, ущемление самостоятельности либо вмешательство в работу предприятия (организации). Важный аспект — незаконность таких действий со стороны чиновника.
Дабы раскрыть сущность преступления, нужно разобрать его структурный состав, то есть ответить на вопросы:
- в отношении чего совершается правонарушение?
- посредством каких действий?
- кто может его совершить?
- какое наказание за совершение человека ждет?
Объект преступления
Чтобы правильно истолковать норму права, закрепленную в ст. 169 УК РФ, следует обратиться к иным законам, так как в диспозиции не разъяснены основные понятия. Такие нормы называются бланкетными — в них не содержится прямых отсылок к другим нормативным документам, но предполагается, что при анализе они будут использоваться.
Преступление осуществляется по отношению к предпринимательскому делу, именно оно предстает в качестве непосредственного объекта. В отечественном Уголовном кодексе определения предпринимательства нет, поэтому необходимо воспользоваться Гражданским (ч. 2).
Под таким делом подразумевается деятельность, в которой соблюдаются несколько условий:
- самостоятельность при её ведении;
- на свой собственный риск;
- основная цель — стабильное получение дохода (от лизинга, оказания услуг, проведения разнообразных работ, торговли и пр.);
- госрегистрация в статусе предпринимателя.
Все бизнесмены располагают паритетом относительно друг друга и доступа к ресурсам, они свободны в выборе направления деятельности собственного предприятия и имеют возможность вести дела так, как считают нужным. Не преступая закон. Не зарегистрировать предпринимателя по причине нецелесообразности общегосударственный орган не может.
В Российской Федерации бизнесом могут заниматься две крупные категории:
- индивидуальные предприниматели (граждане);
- юридические лица (организации).
Объективная сторона
Препятствие деятельности бизнеса происходит, когда госслужащий совершает одно или несколько из перечисленных ниже деяний:
- противозаконно отказать в оформлении ИП или юрлица;
- уклониться — не совершить действий по оформлению без отказа;
- противозаконно отказать в предоставлении специального разрешения на право работать по некоторым направлениям деятельности;
- уклониться от предоставления такого разрешения;
- ущемлять права и интересы участников коммерческой сферы, их самостоятельность;
- противозаконно вмешиваться в работу бизнеса другими способами.
Для того, чтобы заниматься бизнесом, необходимо пройти процедуру обязательной госрегистрации. Имеются специальные перечни, куда вносится информация о возникновении или закрытии юридических лиц и ИП.
Законодателем утвержден полный список требующейся документации, которая обязательно должна предоставляться при оформлении в статусе предпринимателя.
Зафиксированы причины невозможности оформления, коими могут быть:
- отсутствие требующейся документации;
- направление в неподходящий (к примеру, расположенный в другом городе) орган регистрации.
Есть несколько специфических направлений (производство лекарств, медтехники, работа с представляющими опасность грузами, деятельность ЧОП и другие), для которых потребуется специальное разрешение (лицензия).
Ввиду того, что поводы для отказа в оформлении или выдаче лицензии предельно конкретно отражены в специализированных нормативных документах, госслужащему запрещено, в нарушение общепринятой процедуры, необоснованно, следуя собственным неприязненным, корыстным или какими-то другим побуждениям, не регистрировать или не выдавать необходимую бизнесмену лицензию.
Вмешательство в бизнес, ущемление прав и интересов предпринимателей могут выражаться в сужении возможностей для занятия коммерцией, уменьшении её потенциала. Несоблюдение правил конкуренции, навязывание невыгодных условий сделок или сделок в целом, невозможность государственного кредитования, настойчивые требования принять на работу «своего человека» и т.д.
Важно отметить, что часть 1 рассматриваемой статьи для возникновения уголовной ответственности не нуждается в наступлении каких-то негативных последствий (например, в виде денежных убытков). Чиновнику достаточно противоправно отказать в оформлении юрлица, чтобы попасть под суд.
Субъект и субъективная сторона
Исключительно должностные лица могут быть фигурантами такого преступления. Противозаконное препятствие совершается умышленно — то есть чиновник отдает отчет о неправомерности своих поступков и хочет наступления негативных для предпринимателя последствий.
Неосторожность в этом составе тоже имеет место, ввиду некомпетентности либо халатности госслужащего. К сожалению, в настоящее время некомпетентность распространена не меньше, чем корысть.
Наказание
Если следственными органами (а подследственность статьи — следователи СК РФ) и судом будет определена вина госслужащего в совершении преступления, он может быть наказан:
- штрафом;
- лишением права занимать определенные должности;
- обязательными работами.
Квалифицирующим, отягчающим наказание признаком выступает препятствие деятельности в нарушение ранее вынесенного судебного акта либо повлекшее крупный ущерб (полтора и более миллиона рублей).
Судебная практика
Так или иначе, практика вынесения приговоров в отношении чиновников за препятствие предпринимательской деятельности в нашей стране — есть.
Так, Приговором Радищевского районного суда Ульяновской области по делу №22-1594/2014 подсудимый Бимеев Р.Х. был признан виновным по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за навязывание консультационных услуг, в которых предприятие не нуждалось.
Приговором Мирового судьи судебного участка №2 Первомайского судебного района г. Кирова по делу №10-11/2017 Кошкин П.В. осужден по ч. 1 ст. 169 УК РФ и приговорен к штрафу за вмешательство в работу предприятия.
Приговором Заинского городского суда Республики Татарстан по делу №1-76/2017 Галимова Г.М. осуждена по совокупности преступлений (включая ч. 1 ст. 169 УК РФ).
Заключение
Статья не только закрепляет ответственность за осуществление противоправных действий, но обладает сдерживающим, предупредительным эффектом.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Ст.169 УК РФ – воспрепятствование законной предпринимательской деятельности – открывает блок статей о преступлениях в сфере экономической деятельности.
Конституция РФ, в частности ст.8 гарантирует свободу экономической деятельности, важной разновидностью которой является предпринимательская деятельность. Ст. 34 Конституции РФ гарантирует каждому право на использование всех способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Согласно ст.2 ГК РФ все граждане и юридические лица, вне зависимости организационно-правовой формы, вправе заниматься предпринимательской деятельностью для систематического получения прибыли. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, путём государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Понятие, признаки
Руководствуясь ст.
169 УК РФ, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может выглядеть следующим образом: 1) неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от регистрации; 2) неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи;
3)ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от его организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности, либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния были совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности является видом злоупотребления должностным лицом своим служебным положением.
Субъектом данного преступления является должностное лицо. За отказ в регистрации, в выдаче лицензии, а так же за уклонение от совершения этих действий, ответственность несёт должностное лицо, уполномоченное на совершение этих действий.
Ответственность на незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации могут нести и другие должностные лица, в случае если данное деяние они совершили, злоупотребив своими полномочиями.
Объективная сторона:
А) фактическое недопущение вышеуказанной деятельности путём неправомерного отказа в регистрации предпринимателя или коммерческой организации либо в выдаче лицензии, а так же путём уклонения от перечисленных действий.
Б) ограничение прав и законных интересов предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от их организационно-правовых форм или форм собственности.
В) ограничение самостоятельности или иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, что посягает на конституционный принцип свободы экономической деятельности.
Предпринимательская деятельность, лицензия
Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Отдельными федеральными законами установлены перечни видов деятельности, для которой требуется получение лицензии.
Основным нормативным актов указывающий этот перечень, является постановление Правительства Российской Федерации «о лицензировании отдельных видов деятельности» от 24 декабря 1994 года.
В РФ отдельные виды деятельности осуществляются предприятиями, организациями и учреждениями независимо от организационно-правовой формы, а так же физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на основании лицензии.
Лицензия – это официальный документ, который даёт право на осуществление указанного в нём вида деятельности в течении установленного срока и осуществляет условия его осуществления.
Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации может иметь место в случае нарушения установленного законом порядка такой регистрации или несоответствия законным требованиям учредительных документов коммерческой организации.
Неправомерным действием является отказ в регистрации или выдаче лицензии по основаниям не указанным в законе.
Ограничения предпринимательской деятельности могут устанавливаться только федеральным законом и только в той мере, в какой это не обходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, законности, прав и законных интересов других лиц, другими словами, гражданам в сфере предпринимательской деятельности разрешено всё, кроме того, что прямо запрещено законом.
Отказ в государственной регистрации и уклонение от неё могут быть обжалованы в суд. Отказ в государственной регистрации, а так же уклонение от неё, совершенные в нарушении вступившего в законную силу судебного акта, образуют квалифицированный вид вышеуказанного преступления, предусмотренный ч.2 ст.169 УК РФ.
Вопрос о размере причиненного ущерба решается судом исходя из обстоятельств дела. Ущерб, причиненный в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, складывается из прямого ущерба, убытков, понесённых предпринимателем и из упущенной выгоды.
Размер причиненного ущерба может считаться крупным, исходя из имущественного положения предпринимателя в соотношении с причинённым ему имуществом.
При определении размера ущерба могут быть так же учтены потери, понесенные потребителями товаров или услуг, юридическими или физическими лицами, удовлетворение потребностей которых стало невозможным из-за воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.
Данное преступление – это умышленное деяние, виновный осознаёт, что он использует своё служебное положение в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности или вмешательства в деятельность предпринимателя без законных оснований, и желает этого. По отношению к причинению крупного ущерба умысел может быть и косвенным.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
в уголовном праве РФ экономическое преступление, представляющее собой незаконный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности либо уклонение от ее выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения (ст. 169 У К РФ).
Источник: Большой юридический словарь
в уголовном праве РФ — экономическое преступление, заключающееся в неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации, неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи, ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения. Ответственность за совершение данного преступления предусмотрена ст. 169УКРФ.
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
преступление, предусмотренное ст.
169 УК РФ; состоит в: а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонении от их регистрации; б) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи; в) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; г) ограничении самостоятельности либо ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Если перечисленные действия совершены в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинили крупный ущерб, то наказанием может быть лишение свободы на срок до 2 лет.
Источник: Энциклопедия юриста
по УК РФ (ст. 169) — преступление, посягающее на свободу предпринимательской или иной разрешенной законом деятельности физического или юридического лица, заключающееся: 1) в неправомерном отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, т.е.
в официально заявленном нежелании зарегистрировать заявителя в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, когда представленные документы отвечают предъявляемым законом требованиям; 2) в уклонении от регистрации заявителя под надуманными, неосновательными предлогами; 3) в неправомерном отказе в выдаче лицензии на осуществление определенной деятельности; 4) в уклонении от выдачи лицензии, означающем завуалированную форму препятствования в выдаче лицензии посредством необоснованного нарушения установленных законом сроков, затребования дополнительных, не предусмотренных законом, документов; 5) в ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационной формы, выражающееся в предоставлении преимуществ или лишении льгот того или иного частного предпринимателя или юридического лица; 6) в незаконном ограничении самостоятельности или ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица путем создания не предусмотренных законом препятствий для занятия определенной деятельностью, регламентации ассортимента производимых заявителем товаров, продуктов и т.д.
Источник: Большой юридический словарь
преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст.
169 УК РФ и представляющее собой неправомерный, отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а равно ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности заключается в умышленном создании должностными лицами путем неправомерных действия или бездействия таких условий, при которых предприниматель (физическое или юридическое лицо) не может полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и в границах, установленных для него законом, т. е. лишается возможностей, предоставленных ему законом или подзаконным актом.
Объективная сторона преступления состоит из ряда альтернативно перечисленных в законе действий (бездействия). Осуществление каждого из таких деяний — достаточное основание для привлечения к уголовной ответственности.
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации в смысле данной статьи имеет место, если при поступлении надлежаще оформленного материала, порождающего обязанность должностного лица осуществить регистрацию, было принято влекущее юридические последствия неправомерное решение об отказе в регистрации и это решение сообщено обратившемуся лицу. Неправомерным является любой отказ независимо от аргументов и мотивов принятия решения, если лицом, претендующим на регистрацию, соблюден порядок образования коммерческой организации как юридического лица, учредительные документы соответствуют закону, соблюдены условия получения статуса предпринимателя и выполнены иные требования нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Общие положения о регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц содержатся в ст. 2, 51, 52 ГК РФ. Предусматривается введение в действие закона о регистрации юридических лиц. В соответствии со ст. 2 ГК РФ все лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Юридические лица подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Отказ в регистрации по мотивам нецелесообразности создания юридического лица не допускается. Уклонение от регистрации при наличии правовых и фактических оснований для этого представляет собой 1) бездействие должностного лица, состоящее в неисполнении им обязанностей по регистрации данного заявителя (нерассмотрение поступивших материалов, непринятие необходимого решения и т. п.) либо 2) действия должностного лица, направленные на неисполнение им данных обязанностей (неправомерная передача материалов некомпетентному лицу, запрос ненужной документации и др.). Уклонение имеет место, если должностное лицо не исполняет соответствующие обязанности в течение длительного времени после истечения срока, установленного законом для принятия решения о регистрации. Неправомерный отказ в выдаче спе-циального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности имеет место, если надлежащий, т. е. прошедший государственную регистрацию, заявитель представил в орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, необходимые документы, а данный орган вынес решение об отказе и п
Источник: Словарь-справочник уголовного права
Что бывает за создание препятствий в предпринимательской деятельности? | «Гарант-Сервис Самара»
Уголовным законом Российской Федерации предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности — ст. 169 УК РФ.
По диспозиции ст. 169 УК РФ под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности понимается незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения.
Данное преступление является посягательством на свободу предпринимательства, грубым нарушением установленных ст. ст. 8, 34 Конституции Российской Федерации гарантий предпринимательской деятельности.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может заключаться в различного рода действиях или в бездействие должностных лиц как-то: неправомерный отказ в регистрации, выдаче лицензии, уклонение от регистрации, от выдачи лицензии, ограничение самостоятельности, иное незаконное вмешательство в их деятельность.
- Незаконное вмешательство в деятельность предпринимателя может совершаться любыми должностными лицами государственных органов, органами местного самоуправления, сотрудниками правоохранительных органов с использованием служебного положения и связано с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.
- Ограничение прав предпринимателей может происходить только на основе федерального законодательства, которое в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц предусматривает ограничение для предпринимателей теми или иными или иными видами предпринимательской деятельности.
- Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность субъектов предпринимательства правомерно лишь в связи с реализацией установленных законами полномочий по ограничению монополистической деятельности и пресечению недобросовестной конкуренции, осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов.
В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и приказа МВД России № 249 от 30.03.
2010 «Об утверждении инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскной мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее — Инструкция) решение о проведении гласного оперативного мероприятия обследование помещений принимает начальник органа внутренних дел, либо его заместитель, путем вынесения соответствующего распоряжения установленной формы. До принятия решения о назначении проведения обследования помещений, начальник органа внутренних дел, либо его заместитель изучает рапорт сотрудника оперативного подразделения, в котором изложены:
- конкретные данные, указывающие на наличие признаков подготавливаемого или совершенного преступления;
- сведения о событиях, создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации;
- принятые меры по получению информации, подтверждающей достоверность имеющихся сведений, и их результаты, предшествовавшие выводу сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения обследования помещений;
- дата, время, место и планируемая длительность проведения обследования помещений.
- Распоряжение регистрируется в специальном журнале, с присвоением ему индивидуального номера.
- В распоряжении о проведении обследования помещений должно быть указано:
- — номер постановления;
- — основания для проведения ОРМ;
- — наименование юридического лица, в котором планируется провести обследование и адрес, по которому оно располагается;
- — ФИО и должности оперативных сотрудников, которым поручается проведение обследования;
- — перечень полномочий указанных оперативных сотрудников.
- Копия распоряжения обязательно должна быть вручена под роспись представителю компании, в которой проводится обследование.
При проведении обследования сотрудник полиции вправе изымать документы (либо их копии), предметы. Изъятие документов должно производится с обязательным составлением протокола, который должен отвечать требованиям уголовно-процессуального законодательства. Протокол должен составлять в 2х экземплярах, один из которых передается физическому лицу либо представителю юридического лица.
В протоколе описываются действия в том порядке, в каком они производились, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в изъятии.
Для удостоверения ходе проведения и изъятия документов, предметов приглашаются не менее двух дееспособных граждан, не заинтересованных в исходе изъятия.
При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе.
В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение 5 дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
Изъятию подлежат документы, предметы, материалы, имеющие непосредственное отношение к проводимому обследованию, либо предметы, изъятые из гражданского оборота (наркотики, оружие и т.п.).
- В случае если по истечении 5 дней после изъятия документов, заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение 3 дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.
- Перед изъятием документов, находящихся на электронных носителях, сотрудники полиции, проводящие обследование, также обязаны предоставить возможность изготовить копии таких документов.
- Подготовлено управлением по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Самарской области
29.Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст.169)
Непосредственным
объектом являются
отношения в сфере законной предпринимательской
и иной экономической деятельности.
Объективная
сторона
состава заключается в воспрепятствовании
законной предпринимательской деятельности.
Диспозиция статьи бланкетная, для ее
уяснения необходимо обращение к различным
нормативным документам.
Понятие
предпринимательской деятельности
дано в ст.
2 ГК РФ: «Предпринимательской
является самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение прибыли
от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в
этом качестве в установленном законом
порядке».
Предпринимательское
(корпоративное) право на основании этого
определения выводит несколько признаков
предпринимательской деятельности. Они
сводятся к следующим: 1) предпринимательство
представляет собой самостоятельную
инициативную деятельность.
Она
осуществляется субъектом от своего
имени, на свой риск, под свою имущественную
ответственность; 2) предпринимательская
деятельность направлена на получение
прибыли, которая выступает целью
хозяйственной деятельности;
3) предпринимательство осуществляется
на постоянной (профессиональной)
основе.
Предпринимательской
деятельностью могут заниматься граждане
и юридические лица. Деятельность
юридических лиц может иметь коммерческий
и некоммерческий характер. Коммерческие
организации преследуют в качестве
основной цели своей деятельности
извлечение прибыли.
Они создаются в
форме хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов,
государственных и муниципальных
унитарных предприятий. Некоммерческие
организации – потребительские
кооперативы, общественные или религиозные
организации (объединения) и другие –
не преследуют извлечение прибыли как
основную цель и не распределяют ее между
участниками (ст. 50 ГК РФ).
Юридическое
лицо подлежит государственной регистрации
в органах юстиции и считается созданным
с момента его государственной регистрации
(ст. 51 ГК РФ).
Уголовным
законодательством от воспрепятствования
охраняется лишь законная предпринимательская
деятельность, т.е. осуществляемая на
основании и в соответствии с
законодательством РФ.
Общее понятие
воспрепятствования традиционно для
уголовного права; оно означает создание
условий и обстоятельств, которые или
вообще не позволяют заниматься
предпринимательской деятельностью
законно, или существенно ее затрудняют,
ограничивают.
Формы
преступного воспрепятствования названы
в законе:
1) неправомерный отказ в регистрации
индивидуального предпринимателя или
коммерческой организации; 2) уклонение
от их регистрации; 3) неправомерный
отказ в выдаче специального разрешения
(лицензии) на осуществление определенной
деятельности; 4) уклонение от его
выдачи; 5) ограничение прав и законных
интересов индивидуального предпринимателя
или коммерческой организации в зависимости
от организационно-правовой формы или
формы собственности; 6) ограничение
самостоятельности либо иное незаконное
вмешательство в деятельность
индивидуального предпринимателя или
коммерческой организации. Формы
альтернативны и самостоятельны; для
оконченного преступления достаточно
совершения действий, подпадающих хотя
бы под одну из названных выше форм.
Неправомерный
отказ в регистрации индивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации.
Общий порядок государственной
регистрации предпринимательской
деятельности выглядит следующим образом:
предприниматель представляет в
регистрирующие органы лично или высылает
по почте с уведомлением, описью вложения,
конвертом с обратным адресом и знаками
оплаты почтового перевода заявление,
составленное по установленной форме,
и документ об уплате регистрационного
сбора. Государственная регистрация
осуществляется в день представления
документов либо в 3-дневный срок с момента
получения их по почте.
Для
государственной регистрации предприятия
в регистрирующий орган учредителю
необходимо представить лично или
направить ценным почтовым отправлением
с уведомлением и описью вложения
учредительные документы: заявление о
регистрации предприятия, утвержденный
учредителем устав предприятия, решение
о создании предприятия или договор
учредителей, документы, подтверждающие
оплату не менее 50% уставного капитала
(фонда) предприятия, указанного в решении
о создании предприятия или договоре
учредителей, свидетельство об уплате
государственной пошлины. Регистрация
предприятий осуществляется регистрирующим
органом не позднее трех дней с даты
представления необходимых документов
либо в течение 30 календарных дней с даты
почтового отправления. Если регистрирующий
орган в процессе регистрации обнаружил
в представленных документах ошибки,
пробелы, недоработки, он обязан сообщить
об этом лицам, подавшим документы на
регистрацию, письменно в течение 30 дней
и предоставить недельный срок для
исправления указанных недостатков.
Исходя
из изложенного выше, неправомерный
отказ в регистрации индивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации как форма воспрепятствования
законной предпринимательской деятельности
есть, например, в следующих случаях:
1) при отказе в регистрации по личным
мотивам (из-за мести, личной неприязни,
ненависти и т.д.
); 2) при отказе в
регистрации без объяснения, хотя были
представлены все необходимые документы;
3) при отказе в связи с отсутствием
документов, предоставление которых не
требуется законодателем (например,
гарантийных писем, подтверждающих
местонахождение предприятия, указанное
в учредительных документах); 4) при
отказе в связи с тем, что предприятий
подобного профиля в регионе достаточное
количество; 5) при отказе, обоснованном
необходимостью соответствия учредительных
документов требованиям, не предусмотренным
законом (например, в связи с неуказанием
в учредительных документах предмета и
определенных целей деятельности, когда
по закону это необязательно); 6) при
отказе из-за неявки заявителя на
регистрацию и т.д.
Уклонение
от регистрациииндивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации как форма воспрепятствования
законной предпринимательской деятельности
представляет собой ни что иное, как
завуалированный отказ в государственной
регистрации предпринимательской
деятельности. Деяние может совершаться
путем чистого или смешанного бездействия.
Оно заключается, например, в неоднократном
отказе должностного лица принять
документы на регистрацию под предлогами
недостатков документов, несоответствия
их формы предъявляемым требованиям,
загруженности работой, отсутствия
компетентных должностных лиц и т.п., в
незаконном и неоднократном продлении
сроков регистрации; в умышленной утрате
учредительных документов, полученных
по почте или лично; в затягивании процесса
регистрации путем систематического
истребования новых документов и т.п.
Неправомерный
отказ в выдаче специального разрешения
(лицензии) на
осуществление определенной деятельности.
Согласно ст.
49 ГК РФ отдельными видами
деятельности, перечень которых
определяется законом, юридическое лицо,
а равно предприниматель без образования
юридического лица могут заниматься
только на основании специального
разрешения (лицензии).
Право на
осуществление такой деятельности
возникает с момента получения лицензии
или в указанный в ней срок и прекращается
по истечении срока ее действия, если
иное не установлено законом или иными
правовыми актами. Лицензирование
осуществляется на основании Федерального
закона от 25 сентября 1998 г.
«О
лицензировании отдельных видов
деятельности», за исключением деятельности
внешнеторговой, таможенной, по охране
окружающей среды и связанной с
использованием природных ресурсов или
результатов интеллектуальной деятельности.
Перечисленные виды деятельности
лицензируются на основании соответствующих
законов.
Лицензия
представляет собой специальное разрешение
лицензирующих органов на осуществление
лицензируемого вида деятельности при
обязательном соблюдении лицензионных
требований и условий. Это официальный
документ, который разрешает осуществление
указанного в нем вида деятельности в
течение установленного срока, а также
определяет условия ее осуществления.
Лицензионный порядок предпринимательской
деятельности существует по таким видам
деятельности, осуществление которых
может повлечь за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, нравственности
и здоровью граждан, обороне страны и
безопасности государства и регулирование
которых не может осуществляться иными,
кроме лицензирования, методами (ст.
4
указанного закона).
Для
получения лицензии заявитель представляет
в лицензирующий орган заявление, копии
учредительных документов, копию
свидетельства о государственной
регистрации, документ, подтверждающий
оплату рассмотрения заявления, и справку
со штампом налогового органа о постановке
лицензиата на учет.
По отдельным видам
деятельности в соответствии со
специальными законами и положениями о
лицензировании может быть предусмотрено
представление и иных документов.
Обращение к таким нормативным актам
при расследовании уголовных дел по
ст. 169 и некоторым другим статьям УК
безусловно обязательно.
Все
документы, представленные для получения
лицензии, принимаются по описи, копия
которой направляется заявителю.
Решение
принимается лицензирующим органом в
течение 30 дней со дня получения заявления
со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан в течение
3 дней с момента принятия решения о
выдаче лицензии уведомить письменно
соискателя лицензии с указанием
реквизитов банковского счета и срока
оплаты лицензионного сбора.
В
течение трех дней после представления
документа о его оплате соискателю
выдается документ, подтверждающий
наличие лицензии. Лицензия может быть
аннулирована, если лицензионный сбор
не уплачен в течение 3 месяцев.
Срок
действия лицензии устанавливается в
зависимости от специфики вида деятельности,
но не может быть менее трех лет. По
некоторым видам деятельности лицензия
может быть бессрочной. Лицензия выдается
отдельно на каждый вид деятельности.
Неправомерный
отказ в выдаче лицензии на осуществление
определенной деятельности выражается,
например, в отказе выдать лицензию без
обоснования, несмотря на предоставление
всех необходимых документов и положительное
экспертное заключение; в отказе в связи
с фальсифицированным отрицательным
экспертным заключением или в связи с
необходимостью проведения экспертизы
и отсутствием средств или необходимых
специалистов либо загруженностью
последних; в отказе в связи с тем, что
подобной деятельностью занимается в
регионе достаточное количество
предпринимателей; в отказе в связи с
отсутствием (непредоставлением)
документов, представление которых не
требуется; и т.п.
Уклонение
от выдачи лицензии
имеет место, когда у заявителя без
оснований не принимают документы на
лицензирование; необоснованно затягивают
срок принятия решения о выдаче лицензии;
требуют предоставления документов, не
предусмотренных законом; при умышленной
утрате представленных документов и
т.п.
Ограничение
прав и законных интересов индивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации в зависимости от
организационно-правовой формы или формы
собственности представляет собой
незаконное уменьшение правоспособности
лиц и организаций, занимающихся
предпринимательской деятельностью;
создание препятствий для осуществления
отдельных прав одних хозяйствующих
субъектов за счет создания преимуществ
другим хозяйствующим субъектам.
Конкретных форм проявления этого
преступления на практике может быть
неограниченно много: к примеру, отказ
государственных банков выдавать льготные
кредиты предпринимателям без образования
юридического лица или кредитовать
унитарные предприятия; назначение
частых аудиторских проверок владельцам
частных фирм; аннулирование лицензий
на ведение определенных форм деятельности
всем формам предпринимательской
деятельности, кроме акционерных обществ;
ограничение деятельности производственных
кооперативов территориально или по
времени; навязывание ущемляющих законные
интересы общественных организаций
условий договоров и т.п.
Ограничение
самостоятельности либо
иное незаконное вмешательство в
деятельность индивидуального
предпринимателя или коммерческой
организации проявляется, например, в
незаконном принудительном разделении
хозяйствующего субъекта, незаконном
расторжении договоров, как якобы не
соответствующих требованиям антимонопольных
органов, в установлении ограничений
объемов производства или сбыта продукции,
в навязывании невыгодных условий
страхования, в незаконном применении
льготного налогообложения, в незаконном
изъятии у хозяйствующего субъекта
земельного участка, в незаконном и
безосновательном изъятии работниками
правоохранительных органов документов
и материальных ценностей предпринимателей,
в наложении запретов на осуществление
какой-либо деятельности или на поддержание
коммерческих отношений с каким-либо
хозяйствующим субъектом и т.п.
Состав
формальный: воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности во
всех указанных формах окончено с момента
совершения действия или с момента
наказуемого бездействия (уклонения от
государственной регистрации, например).
Субъективная
сторона
характеризуется только прямым умыслом.
Лицо осознает, что препятствует законной
предпринимательской деятельности, и
желает этого. Мотивы и цели не относятся
к числу обязательных признаков
субъективной стороны, они могут быть
любыми (месть, ненависть, зависть, корысть
и др.).
Субъектом
воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности
согласно диспозиции ст. 169 УК выступает
должностное лицо, если оно использует
при этом свое служебное положение.
Субъектами
разных форм воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности могут
быть разные должностные лица.
Обязательный
признак для привлечения должностного
лица к ответственности – использование
им своего служебного положения.
Он
означает, что воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности
совершено должностным лицом благодаря
занимаемому им положению и полномочиям,
которые предоставлены ему законом в
связи с занятием должности.
Квалифицирующими
признаками воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности,
указанными в
ч. 2 ст. 169 УК,
выступают: совершение преступления в
нарушение вступившего в законную силу
судебного акта и причинение крупного
ущерба в результате деяния, описанного
в ч. 1 ст. 169 УК.
В первом случае речь
идет, по сути, о совершении одного и того
же деяния во второй раз.
Однако обязательным
здесь является обращение потерпевшего
от воспрепятствования законной
предпринимательской деятельности
(индивидуального предпринимателя или
коммерческой организации) за защитой
от произвола должностного лица в судебные
органы, которые, в свою очередь, должны
признать действия должностного лица
неправомерными.
Это решение должно
носить форму судебного решения (акта).
В качестве судебных органов могут
выступать не только районные, но и
арбитражные суды. Обязательным элементом
субъективной стороны здесь является
осознание виновным факта вступившего
в законную силу судебного акта.
Субъектами
двух анализируемых фактов деяния могут
выступать разные должностные лица, в
том числе должностные лица различных
ведомств. Это не влияет на квалификацию.
Согласно
примечанию к ст. 169 УК крупным размером,
крупным ущербом, доходом либо задолженностью
в крупном размере признаются стоимость,
ущерб, доход либо задолженность в сумме,
превышающей двести пятьдесят тысяч
рублей.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности — Студопедия
Гражданское законодательство РФ гарантирует свободу экономической деятельности, в том числе предпринимательской (Конституция РФ ст. 34).
В соответствии с Гражданским кодексом все граждане и юридические лица вправе заниматься предпринимательской деятельностью в избранной ими сфере. Однако право заниматься данной деятельностью возникает только с момента регистрации.
А на отдельные виды деятельности необходимо получить специальное разрешение – лицензию (например, на осуществление кредитных операций, оказание страховых услуг и пр.).
На стадии создания своего дела — в процессе осуществления государственной регистрации, а также в процессе своей деятельности, у предпринимателей возникают отношения с должностными лицами. Последние могут препятствовать государственной регистрации предпринимателей или коммерческих организаций.
В данном случае возникает угроза того, что предприниматель вообще не сможет заниматься избранным видом деятельности, хотя и соблюдал все требования законодательства (например, Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482).
Должностное лицо – это лицо, которое постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (например, сотрудники регистрационной палаты). Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности со стороны должностных лиц может включать следующие действия.
Во-первых, неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации – когда должностное лицо выражает открытое нежелание произвести регистрацию, несмотря на соблюдение заявителем установленного законом порядка.
Отказ в регистрации может быть только в случае несоответствия представленных заявителем документов, либо несоблюдения установленного законом порядка.
Если же в регистрации отказано по мотивам нецелесообразности создания юридического лица, либо отсутствия каких-то дополнительных документов, не предусмотренных законом, то такой отказ является неправомерным.
Во-вторых — умышленное уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
В этом случае может происходить затягивание регистрации без предъявления каких-либо требований (открытая форма уклонения), либо предъявляются незаконные требования, например, представление документов, подтверждающих место нахождения предприятия, указанных в учредительных документах (завуалированное уклонение).
В-третьих, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Для получения лицензии заявитель должен представить в соответствующие органы документы, указанные в Положении о лицензировании соответствующего вида деятельности.
Требовать от заявителя дополнительные документы запрещено.
Отказ в регистрации может быть лишь при наличии в документах недостоверной или искаженной информации, либо отрицательное экспертное заключение, установившее какое-либо несоответствие условиям, необходимым для осуществления данного вида деятельности.
В-четвертых, уклонение от выдачи лицензии, то есть невыполнение должностным лицом этой обязанности без предъявления каких-либо претензий (открытое уклонение), либо предъявление неправомерных требований (завуалированное уклонение).
Решение о выдаче лицензии или отказе принимаются в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми документами.
Если необходимо – проводится дополнительная экспертиза и решение принимается в течение 15 дней после получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления(6).
В-пятых, ограничение прав и законных интересов предпринимателей в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности, а также ограничение их самостоятельности.
Оно может происходить в форме необоснованной экономико-правовой поддержки отдельных предпринимателей или коммерческих организаций, нарушения прав равного доступа всех субъектов предпринимательства к финансовым, материальны, трудовым, информационным ресурсам, создание дискриминационных условий для отдельных предпринимателей, нарушение свободы выбора сферы деятельности и пр. Каждый предприниматель самостоятельно выбирает сферу деятельности, производственную программу, источники финансирования, поставщиков и потребителей. Ограничения предпринимательской деятельности могут устанавливаться только федеральным законом, но не должностными лицами.
Ущерб нанесенный предпринимателю может быть выражен в виде реального материального ущерба (затраты на закупку оборудования, материалов, наем работников), либо в виде упущенной выгоды (доход который мог быть получен в будущем, но не получен в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности).
Отказ от государственной регистрации или уклонение от нее предприниматель вправе обжаловать в суд, который может признать это действие (бездействие) незаконным.