Возможности администрации школы по отношению к учителям

Учитель оказывает огромное влияние на детей. Они не только дают знания по своему предмету, но и воспитывают в ребенке эстетические нормы, формируют мировоззрение и способствуют развитию навыков социальной адаптации. Однако педагоги не всегда выполняют возложенные на них обязательства.

Личный конфликт или иные ситуации могут стать поводом для притеснения учеников. Родители, столкнувшиеся с подобным отношением к их отпрыску, имеют право составить жалобу на учителя школы. Чтобы документы рассмотрели и приняли соответствующие меры, он должен быть составлен правильно.

За что можно пожаловаться на учителя?

Возможности администрации школы по отношению к учителямЖалобу на учителя рассмотрят и примут соответствующие меры, если человек имеет веское основание для обращения. Предъявить претензию можно в следующих ситуациях:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-45-06 Москва; +7 (812) 467-35-49 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-10-92 Бесплатный звонок для всей России.

  •  учитель препятствует развитию ребенка в школе;
  •  преподаватель использует методы воспитания, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетнего гражданина;
  •  интересы ребенка и его личность ущемляются;
  •  учитель унижает ученика;
  •  преподаватель не выполняет прямые обязанности;
  •  учитель включает в материал урока информацию, которая не предусмотрена школьной программой;
  •  применяются неправомерные методы воспитания;
  •  используются физические наказания;
  •  осуществляется сбор денежных средств, согласование которого не было осуществлено с руководством в школы.

Обратиться в компетентные органы можно и в случае, если педагог выставляет оценки не на основании знаний, а с учетом уровня старания, поведения на уроке и иных причин.

Куда писать жалобу на учителя школы?

Сегодня существует несколько мест, в которые родитель может направить жалобы на учителя школы. Документ согласятся рассмотреть:

  •  директор образовательного учреждения;
  •  РОНО;
  •  прокуратура;
  •  суд.

Подбирать необходимую организацию нужно, опираясь на особенности сложившейся ситуации.

Если ребёнок начал получать неудовлетворительные оценки, однако родители уверены, что несовершеннолетний гражданин хорошо разбирается в предмете, в первую очередь нужно обратиться к директору образовательного учреждения.

Если преподаватель превысил имеющиеся полномочия, однако директор отказывается реагировать на жалобу, нужно направить претензию на учителя в отдел образования.

Учреждение специализируется на рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями прав учеников. Если в отношении ребенка было применено физическое или психологическое насилие, необходимо незамедлительно обратиться в правоохранительные органы или в прокуратуру.

Они фиксируют факт происшествия. Затем пострадавший сможет подать исковое заявление в суд и начать разбирательство. В процессе рассмотрения дела родители смогут не только восстановить справедливость, но и взыскать моральный и материальный ущерб с учителя школы.

Коллективная жалоба на преподавателя школы имеет больше эффекта, нежели индивидуальная.

Потому, если учитель превышает полномочия в отношении сразу нескольких детей, уместно будет объединиться с их законными представителями и составить общий документ, направив его в один из выше указанных органов. Жалобу стоит подавать, если имеются конкретные, подтвержденные доказательственные факты.

Иногда дети начинают жаловаться родителям на слишком требовательных учителей, а те, в свою очередь, не разбираясь в ситуации, подают соответствующие претензии во все имеющиеся инстанции.

При этом доказательств противоправных действий не имеется. Не стоит позволять ребенку манипулировать собой. Подобные жалобы способны испортить карьеру преподавателю.

Если ребёнок недоволен учителем школы, в первую очередь стоит поговорить с ним, а затем предпринимать дальнейшие действия.

Как написать жалобу на учителя директору школы?

Составляя жалобу на учителя школы, человек должен указать причины её написания и предложить выход из сложившейся ситуации. Документ не имеет законодательно установленной формы. Однако на практике выработалась стандартная структура, которой лучше придерживаться. Заполняя заявление, рекомендуется соблюдать следующие правила:

  1. В правом верхнем углу жалобы на учителя школы пишется обращение к директору учреждения с указанием его ФИО. Дополнительно необходимо зафиксировать в документе полное название учебного заведения.
  2. Заявитель должен указать данные о себе. На бумаге предстоит отразить ФИО, адрес проживания и дату рождения. Дополнительно необходимо указать данные преподавателя, на которого подается жалоба.
  3. В документе нужно коротко изложить суть обращения. Не стоит выражать эмоции и переходить на личности. Претензия к школьному учителю должна быть составлена в официально-деловом стиле. Заявитель должен написать, чем именно он недоволен, привести доказательства своей правоты, а также изложить требования и предложения по урегулированию сложившейся ситуации.
  4. Указать, какие действия будут предприняты, если решить вопрос не удастся. Наличие информации в документе является обязательным.
  5. Отразить дату составления бумаги и поставить подпись. Реквизиты указываются в конце документа.

Человек может самостоятельно составить претензию или использовать готовый образец, скачать который можно здесь.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Коллективная жалоба на учителя директору школы

Коллективное обращение директору школы способно дать больший эффект, нежели индивидуальное. Подобное возможно, если притесняют за интересы сразу нескольких детей. Коллективную претензию на учителя удастся написать, если согласятся объединиться минимум 3 родителя.

Документ составляется по стандартным правилам, однако отличия от стандартной бумаги всё же существуют. Заполняя коллективную жалобу на учителя, нужно излагать сложившуюся ситуацию и предъявляемые требования не от себя лично, а от всего коллектива. Также в документе нужно указать имена всех родителей, согласившихся подписать письмо. Скачать готовый образец коллективной жалобы можно здесь.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Жалоба в РОНО на учителя школы

РОНО занимается непосредственным управлением школьных заведений. Получив жалобу, сотрудники проведут проверку в учреждении, которое фигурирует в документе. Итогом рассмотрения жалобы в РОНО на учителя школы может стать:

  •  разъяснительная беседа с учителем, допустившим нарушение;
  •  выговор преподавателю;
  •  дисциплинарное взыскание.

В крайних случаях возможно увольнение сотрудника. Жалоба составляется по классическому образцу. Она пишется на листе формата А4. Документ может быть заполнен от руки или распечатан на компьютере. В претензии предстоит указать:

  • название учебного заведения;
  • сведения о лице, подающем документы;
  • суть жалобы;
  • имя преподавателя, допустившего нарушение;
  • предъявляемые требования и ссылки на нормативно-правовые акты, подтверждающие правоту заявителя;
  • дата написания заявки и подпись.

Скачать готовый образец жалобы можно здесь.

Жалоба на учителя в департамент образования

Обращаться в департамент образования необходимо в ситуации, если учитель выставляет оценки, не соответствующие знаниям ребёнка, и использует неправильные методы воспитания. Получив бумагу, сотрудники департамента образования изучат её, а затем проведут проверку в школе.

Жалоба, направляемая в государственный орган, не имеет существенных отличий от аналогичной бумаги, направляемой в само учебное заведение. Разница будет заключаться только в адресе претензии. Порядок и структура документа остаются прежними. Скачать готовый образец претензии можно здесь.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Жалоба на учителя начальных классов

Обосновать претензию к учителю начальных классов значительно сложнее. Получив документ, сотрудники уполномоченных органов принимают во внимание тот факт, что дети в юном возрасте склонны к фантазиям. Иногда бывает обратная ситуация. Ученик начальных классов может бояться рассказать родителям о нарушениях со стороны педагогов.

Чтобы уменьшить вероятность отклонения претензии, рекомендуется обратиться к психологу. Специалист пообщается с ребёнком и выяснит реальное положение вещей. По итогу работы он предоставит заключение в письменном виде. Бумагу нужно приложить к жалобе. Документ, дополненный заключением специалиста, способен дать больший эффект, нежели стандартная претензия.

Жалоба на учителя начальных классов оформляется точно так же, как и во всех иных случаях. Скачать готовый образец документа можно здесь.

Претензия за предвзятое отношение

Предвзятое отношение к ребёнку также способно стать поводом для подачи жалобы на учителя. Обратиться в уполномоченные органы можно, если преподаватель придирается к ребенку или занижает оценки.

Однако родители должны быть четко уверены в том, что факт наличия предвзятого отношения действительно присутствует. Изначально стоит самостоятельно побеседовать с преподавателем, а затем подать жалобу к директору. Если обращение пользы не принесло, документы нужно отправить в РОНО.

Жалоба оформляется в соответствии с классическими правилами. Загрузить образец документа можно здесь.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Жалоба на учителя за оскорбление

В соответствии со статьей 34 Об образовании в РФ, ученик имеет право на то, чтобы окружающие уважали его достоинство. Закон защищает несовершеннолетнего гражданина от оскорблений и психического насилия.

Вышеуказанный нормативно-правовой акт обязывает педагога соблюдать требования профессиональной этики, уважать честь и достоинство учащихся. Это значит, что учителя не имеют права оскорблять и публично унижать детей.

Если ребенок нарушал дисциплину, педагог обязан действовать в соответствии с уставом школы.

Если ребёнка оскорбили, его родитель не должен оставлять без внимания сложившуюся ситуацию. Можно попытаться решить проблему мирным путем, посетив педагога и попытавшись поговорить с ним. Если разговор не дал результатов, потребуется написать заявление на имя директора.

Бумага может быть составлена в индивидуальном порядке или коллективно. Если мера не дала результата, потребуется подать претензию в РОНО. Крайней мерой является обращение с жалобой на учителя школы с исковым заявлением в суд, прокуратуру или правоохранительные органы.

Во всех ситуациях образец жалобы стандартный. Меняется только адресат заявления.

Анонимная жалоба на учителя

Переживая за благополучие ребёнка и его дальнейшие отношения с учителем, родители стремятся написать анонимную жалобу. Однако такие претензии обычно не рассматриваются. Это связано с тем, что ответ на поступивший документ должен отправляться на определенный адрес. Если он отсутствует, работники уполномоченных органов не смогут сообщить о принятых мерах.

Из правила бывают исключения. Если в документе сообщается информация о серьезных нарушениях со стороны учителей, проверка всё же может быть проведена.

К таким ситуациям относятся:

  •  угрозы совершения террористических актов;
  •  преступление против жизни ученика;
  •  преступление против здоровья учащихся.

Анонимная жалоба составляется по стандартному образцу, однако личные данные заявителя не указываются.

Претензия к учителю физкультуры

Пожаловаться можно и на учителя физкультуры. Процесс осуществляется в соответствии со стандартными правилами.

К чему приводит жалоба на учителя школы?

Обычно жалоба родителей на учителя школы приводит к проверке со стороны компетентных органов. Она может привести к следующим результатам:

  • нарушение не выявят и мер в отношении учителя принимать не станут;
  • несерьезное нарушение станет поводом для профилактической беседы;
  • ряд провинностей приведет к дисциплинарному взысканию;
  • серьезное нарушение станет поводом для увольнения с работы или привлечения к административной ответственности;
  • угроза жизни и здоровью ребенка может повлечь за собой уголовную ответственность.

Иногда беспочвенное обвинение со стороны родителей способно испортить карьеру педагога. Потому стоит удостовериться в имеющейся информации прежде, чем незамедлительно обращаться в компетентные органы.

Каким должен быть ответ на жалобу?

Получив жалобу на учителя школы, сотрудники уполномоченного органа обязаны рассмотреть её и дать соответствующий ответ. Он должен содержать результаты анализа бумаги и принятые меры.

Документ оформляется в свободной форме. Обычно он составляется на бланке образовательного учреждения. Точный срок рассмотрения документа действующее законодательство не регламентирует.

Обычно результат рассмотрения жалобы удастся узнать в течение месяца.

Читайте также:  Система налогообложения усн "доходы" для ип: ведение бухгалтерского учета

Объяснительная учителя на жалобу родителей

Если получена претензия от родителей ребёнка, учитель имеет право написать объяснительную записку в свою защиту. Унифицированная форма документа отсутствует. Однако руководство школы имеет право утвердить её.

Объяснительная учителя на жалобу родителей оформляется в единственном экземпляре. Для её составления используется чистый лист формата А4. Бумага должна содержать объяснение ситуации. Документ может быть составлен от руки или распечатан на компьютере. В бумаге должны присутствовать имена участников ситуации, дата составления бумаги и подпись учителя.

Нюансы

Перед написанием заявления родители могут позвонить на горячую линию и получить консультацию по поводу сложившейся ситуации. Телефонные номера могут различаться в зависимости от региона проживания.

Горячая линия создается по инициативе Департамента образования. Воспользовавшись ей, человек сможет связаться со специалистом и получить компетентный ответ.

Обращение на горячую линию способно предотвратить дальнейшее развитие конкретной конфликтной ситуации.

Если ребенок начал жаловаться на учителя школы, рекомендуется уделить повышенное внимание происходящему, однако не писать заявление по первому слову несовершеннолетнего. Случаи недопустимого поведения со стороны преподавателей в российских школах действительно не редкость, однако и дети не всегда говорят правду. Родитель обязан разобраться в происходящем прежде, чем действовать.

Урегулирование споров между родителями и педагогами

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой.

Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса»,  у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов.

 И именно вопросы,  связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?  — Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?  — Как защитить свои права?  — Какие права есть у родителей  и что они имеют право требовать? — Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?

— Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Проблемы оценивания

Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы. 

Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся. 

Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться. 

И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся. 

И поэтому у родителей нет прав и полномочий на  оценку работы учителя. 

Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки. 

Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку? 

Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения  жалоб от родителей.

В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

Информирование родителей об оценках ребенка

Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться.

Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно.

Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору. 

Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога. 

Работа с жалобами родителей

Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать.

Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими. 

Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай.

Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы.

И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

Участие родителей в управлении школой

Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации. 

С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

Сбор денег на нужды школы 

Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет. 

Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?»  У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями. 

«Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи  в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи». 

Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся.

Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то.

Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли  возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств». 

Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми.  В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество. 

Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

Важно донести до каждого родителя  тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

Проблема рабочих тетрадей

С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов. 

Читайте также:  Установка кассового аппарата: обязательно ли это, сколько стоит ккт, когда нужен

К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами. 

Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет. 

В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их:  «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя.

Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы.

Можно для таких семей специально предусматривать  фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия. 

Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать.

Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций.

Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты. 

Поведение учителя в конфликтной ситуации

Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем,  что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно. 

Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов. 

Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д. 

Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например,  к администрации школы.

Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести.

Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее. 

Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает). 

В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая.

Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров.

Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным. 

Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность. 

Статья . Управленческая поддержка профессионального роста учителя или какова РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,                                                         чтобы зажечь другого, надо самому гореть.                                                                                                      Ж.Сименон «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога — творчески развитые ученики». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.   Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы. Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы  МБОУ ООШ № 9 (где педагогический коллектив составляет 16 человек разного уровня профессиональной  компетентности), мы  заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам.  Т.е.,  когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.     В 2019-2020 учебном году произошла смена коллектива на 30 %(часть учителей ушли на заслуженный отдых, часть уволилась, т.к. работали по совместительству). Средний возраст учителей помолодел, у многих вновь пришедших нет опыта работы.

 Поэтому задачей администрации школы стало желание найтитехнологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога. 

 На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.

Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто.

Работу в этом направлении в нашей школе начали с выявления личных  мотивов и ценностей педагогов. Результаты анкетирования показали, что стимулом к работе у половины педагогов является то, что администрация школы постоянно замечает результаты их работы, для 25 % учителей важным является желание  и заинтересованность школьников изучать их предмет, для 15 % педагогов немаловажное значение имеет материальная часть их труда. Но есть и такие педагоги, для которых стимулом к работе является фраза «А я разве хуже умею это сделать». Исходя из таких результатов,  мы пришли к выводу, что для успешного творческого роста педагогов школы администрации необходимо решить следующие задачи: -Научиться управлять творчеством педагога; -Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю; -Разработать систему стимулирования  творчески работающих педагогов. -Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на  создание успешности педагога.  В  школе была разработана и действует программа методической работы «Создание ситуации успеха для педагога – основа успешности образовательного процесса», которая  обучение творчеству педагогов связывает с созданием условий для самореализации всех категорий педагогов. Что не возможно без

  • 1.    развития методической службы  в школе:
  • 2.    повышения уровня квалификации педагогов: 
  • 3.    развития материально-технической базы школы 

    — работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;    — проведение практических семинаров практикумов по различным темам;    — материальное стимулирование педагогов.    — курсовую переподготовку;    — участие в конкурсах профессионального мастерства;    — участие в семинарах, фестивалях различных уровней;    — открытые уроки ;    (создание условий для нормальной работы);

4.    формирования психологического климата в коллективе.

  1. Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении педагогу помощи в нужный для него период. 
  2. 1 этап информирования о проблемах педагога:
  3. 2 этап понимания проблем педагога:
  4. 3 поисково-формирующий этап:
  5. 4 — деятельностный этап:
  6. 5 рефлексивно – прогностический этап:

В нашей школе сложились следующие  этапы психолого-педагогической  и методической поддержки педагогов: -знакомство с методикой работы педагога, -сбор сведений о нем; -сопереживание ему. -понимание проблем в работе педагога; -интерпретация проблем с позиции значимости их  для педагога. -поиск причин возникновения проблем; -осмысление возможностей деятельности в решении проблем; -обсуждение с педагогом путей решения проблем; -выбор адекватных внешних воздействий. -осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем; -активное проявление методической помощи, проявление  понимания, содействие педагогу; -координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи. -осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений; -обсуждение успехов и неудач; -корректировка взаимодействия заинтересованных лиц; -планирование дальнейших действий по решению проблемы. Предоставление такой поддержки  позволит администрации: · выделить наиболее значимую  методическую или психологическую проблему учителя; · перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа; · согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя; · осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков.

Наиболее эффективными в совершенствовании профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя  выступают посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня, посещение по большой теме (тематическое посещение)

Конечно, самое главное в развитии творческой активности педагога   — личная заинтересованность его в самосовершенствовании, хотя в современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой,  постоянно растущим отчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально.

Было принято решение в рамках методической работы в школе организовать педагогический марафон,   который  стал бы важной частью профессиональной жизни педагогов нашей школы.  Эта форма работы  должна повлиять на уровень профессионализма учителей, станет действенной мерой повышения квалификации. Девизом марафона взяли слова Яна Амоса Коменского –

«Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя». В рамках пед.марафона предложено запланировать участие: — в конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный»;

— провести обучающие семинары- практикумы для педагогов школы по  работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности,  для классных руководителей по разработке социальных проектов и др.  

 В течение месяца педагоги школы  дают открытые уроки, внеклассные мероприятия, защищают темы самообразования, знакомятся с новыми педагогическими технологиями и участвуют в различных мероприятиях по повышению профессионального мастерства. Вся информация о работе учителей за истекший год будет представлена на суд своим коллегам. На каждого педагога во время марафона собирается методический материал для «портфолио», который содержит: итоги контроля (анализ посещенных уроков; качество обучения; выполнение программы; повышение квалификации и педагогического мастерства; результативность работы, достижения учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты учителя; справки и т.п. ) Частично материал «портфолио» – открытый, он собирается администрацией, руководителями МО, обсуждается совместно, частично – закрытый, т.е. доступный только самому учителю. Сначала такое «досье» учителя сочли ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии времени администрации удалось убедить в его полезности. Материал не будет использоваться во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.  Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу, в том числе оказывая помощь при подготовке материала к аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать.  Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке аттестационного материала.

Читайте также:  Блокировка карт по инициативе банка

 Результаты такой работы( за короткий период: с сентября по март)  позволили уже  нам достичь следующих результатов: 

   2 педагога занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в городском научном обществе учащихся два призовых места (2,3 места)

  • Победы в муниципальном этапе Всероссийских и областных олимпиад 4 человекастали победителями и призерами

Победы во внеклассных мероприятиях: Муниципальный этап международного литературного конкурса чтецов «Джалиловские чтения» ( 1 победитель, 3 призера), Муниципальный этап областного фестиваля художественного творчества « Зеленая Волна» (1 победитель), победитель муниципального этапа областной конференции исследовательских работ обучающихся 2Отечество», два победителя и три призера в «Президентских состязаниях», победители и призеры ГТО и т.д. …и это не считая участников данных мероприятий. Выступление по обмену опытом на городских методических объединениях…..         Администрация школы ориентирует педколлектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться.     Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у  педагога мотивацию к достижению успеха n  повысить самооценку,  n  снизить уровень тревожности; n   развить творческие способности учителя.  Основная задача  администрации — всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.  n  Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать. n   Чаще всего педагоги  обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.

n  Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора — весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями.  

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и обучащихся.

Взаимодействие учителя с администрацией

— Как возможно было бы развитие взаимодействия директора и учителя? В этой связи интересен опыт изучения взаимодействия психоло- — га и директора (табл. 3.4)1.

Таблица 3.4

Система деловых отношений педагога и администратора

Уровень Педагог Взаимодействие Директор
1-й уровень Профессиональные возможности и интересы Направление и содержание деятельности педагога в школе Государственный и общественный заказ на образовательные услуги
2-й уровень Функционал педагога Стратегическое сотрудничество в рамках плана Виды необходимой административной поддержки
3-й уровень Текущие профессиональные ситуации Тактическое сотрудничество Обеспечение ситуаций необходимыми управленческими решениями

Этот тип взаимодействия можно рассматривать в двух планах:

  • — приоритетное направление деятельности педагога;
  • — необходимая административная поддержка данных направлений. Однако это идеальная схема взаимодействия.На практике неизбежны

различные нарушения взаимодействия в диаде «учитель — администрация». Возможны следующие психологические аспекты отношений между учителем и администрацией[1] [2]:

  • 1) неадекватное отношение к мнениям, оценкам и методам работы;
  • 2) провокация, затруднение во взаимодействии и как следствие — формирование аффективных реакций и психологических барьеров;
  • 3) затруднение во взаимодействии, непонимание сложности работы другой стороны, т.е. учитель может недооценивать управленческую деятельность, в то время как администратор — педагогическую;
  • 4) затруднения во взаимодействии и внутренняя напряженность каждой из его сторон. Напряженность часто возникает из внутренней противоречивости самой профессиональной позиции. Например, если директор — и руководитель, и лидер, и эксперт, и арбитр, и воспитатель и т.д., то учитель — и подчиненный, и руководитель, и режиссер, и технолог, и оператор;
  • 5) затруднения во взаимодействии и личностные особенности обеих сторон. Например, эффективность, тревожность, эгоцентризм и самоуверенность, надменность, авторитарность считаются качествами, недопустимыми в педагогической деятельности.

Наблюдения за взаимодействием учителей и администраторов показывают, что повышение общей профессиональной культуры директора — необходимое условие для эффективного взаимодействия с педагогами.

Связано это прежде всего с тем, что управляющая система должна быть сложнее управляемой. Считается, что директор должен быть более анали- тичным, имеющим более сложные эмоции, должен обладать личностной рефлексией.

Но самое главное — у директора должны быть более выражены, чем у подчиненных, конструктивные, коммуникативные и организаторские установки и умения.

Многие аспекты взаимодействия в диаде «учитель — администрация» определяются в целом организационной культурой образовательного учреждения(см. гл. 4).

Отметим такой важный аспект в отношениях учителей и администрации, как отсутствие четких границ между отношениями межличностными и профессиональными.

Смешение межличностных и профессиональных отношений мешает и личным отношениям, и профессиональным. Отсутствие личностных отношений в пространстве образовательной организации практически невозможно и даже вредно.

Необходимо разграничение личного и профессионального (по поговорке «дружба дружбой, а служба службой»).

5 инстанций для жалобы на школьного учителя

В своей деятельности педагог руководствуется Законом «Об образовании», профессиональным стандартом, нормативной документацией Министерства просвещения, внутренними локальными актами школы и должностной инструкцией.

Обязанности всех учителей

В обязанности учителя входит:

  • ведение педагогической деятельности на высоком профессиональном уровне, обеспечение выполнения образовательных программ;
  • соблюдение профессиональной этики, уважение чести, достоинства всех участников образовательного процесса (детей, коллег, родителей);
  • соблюдение норм права и морали;
  • применение методов и форм воспитания и обучения, обеспечивающих высокий уровень качества работы;
  • учет индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;
  • регулярное повышение профессиональной компетентности;
  • аттестация на соответствие занимаемой должности;
  • при поступлении на работу и ежегодно проходить медосмотр;
  • соблюдение Устава, Правил внутреннего распорядка, Положения о школе.

Такой круг обязанностей устанавливает ст. 48 ФЗ «Об образовании» и он не может быть расширен по воле администрации школы или региональных ведомств.

Должностная инструкция учителя начальных классов. Права и обязанности педагогаОтветственность педагога дополнительного образования в школе. Должностная инструкция

Обязанности классных руководителей

Руководство классным коллективом – отдельное направление деятельности учителя. Эта должность налагает на педагога следующие обязанности:

  • обеспечивать связи школы с семьей;
  • оказывать помощь родителям в воспитании детей;
  • взаимодействовать с учителями-предметниками;
  • организовывать образовательный процесс в классе с целью развития потенциала личности каждого ребенка;
  • проведение воспитательной работы через классные часы и внеклассные мероприятия;
  • поощрение детей к получению дополнительного образования;
  • ведение классной документации (план воспитательной работы, личные дела обучающихся, классный журнал);
  • регулирование взаимоотношений между детьми класса, между детьми и учителями;
  • формировать положительный психологический климат в классе;
  • изучать индивидуальные особенности и способности детей в динамике;
  • определять перспективы развития коллектива класса;
  • контролировать успеваемость и посещаемость детьми уроков и внеклассных мероприятий.

Классный руководитель – это помощник семьи и школы в вопросах воспитания детей. От его умения и чуткости зависит гармоничное развитие психологических и нравственных качеств детей.

Что учитель не имеет права делать

Закон «Об образовании» вводит ответственность педагога:

  • за предоставление платных образовательных услуг в своей школе;
  • проведение политической агитации в процессе образовательной деятельности;
  • принуждение детей к принятию каких-либо убеждений (религиозных, политических) или отказу от них;
  • разжигание расовой, национальной, социальной, религиозной розни, нетерпимого отношения к людям с иными убеждениями, других национальностей или отклонениями в развитии;
  • побуждение детей к действиям, нарушающим Конституцию РФ.

Ответственность учителей за противоправные действия

Педагог может быть привлечен к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности:

  • за повторное в течение года грубое нарушение Устава школы;
  • однократное применение насилия (физического или психологического) по отношению к ребенку;
  • появление на работе в состоянии наркотического или алкогольного опьянения;
  • совершение аморального поступка, не совместимого с деятельностью учителя;
  • нарушение прав и свобод детей.

Трудовой кодекс предусматривает наказание в виде замечания, выговора или увольнения. За жестокое обращение с ребенком учителю грозит уголовное наказание до 2 лет лишения свободы. Безответственное отношение к воспитанию детей приводит к административной ответственности в виде штрафа или запрета заниматься педагогической деятельностью до 3 лет.

Куда жаловаться на учителя

Если педагог не справляется со своими обязанностями или выполняет их не в полном объеме, нарушает права детей или применяет по отношению к ним недопустимые методы воспитания, родители имеют право подать жалобу.

Первая инстанция – директор школы. Руководитель образовательного учреждения обязан провести проверку по жалобе, предупредить учителя о недопустимости поведения, вызвавшего возмущение родителей, если такие факты подтвердились. Издать приказ о наложении дисциплинарного наказания.

В случае, когда родители пожаловались на жестокое обращение, директор должен привлечь к рассмотрению дела конфликтную комиссию и профсоюз. Если на школьном уровне проблема решена, хорошо. Если же директор не принял адекватных мер, вы можете обратиться:

Большинство конфликтных ситуаций не выходят за рамки департаментов образования. Их задача – мирное урегулирование отношений между участниками образовательного процесса. Если учитель будет признан виновным в жестоком обращении, его уволят. Но и тогда у родителей остается право на обращение в правоохранительные органы.

Необходимые документы:

  1. Заявление на имя директора школы или руководителя ведомства (министерства, департамента, полиции, прокуратуры).
  2. Медицинское заключение, если был причинен вред физическому или психическому здоровью.
  3. Свидетельские показания (если есть).
  4. Аудио и видеозаписи (при наличии).

В полиции и прокуратуре потребуется предъявить паспорт и свидетельство о рождении ребенка.

Заявление можно передать лично, отправить по почте с уведомлением о вручении, по электронной почте, с помощью интерактивной формы жалобы, если такая есть на сайте ведомства.

Как защитить ребенка, если над ним издеваются в школеУголовная ответственность за оставление несовершеннолетнего в опасности

Директор

Руководителю школы достаточно заявления и доказательств при их наличии (аудио или видеозаписей).

Отдел или департамент образования

Здесь хватит тех же документов, что и для директора школы. Но если вы уже обращались к руководству образовательной организации и получили ответ, приложите к заявлению его копию.

Министерство образования

Принимает жалобы в специальной форме на сайте, посредством e-mail, лично и по телефонам горячей линии. К жалобе заявитель может приложить любые документы и доказательства, подтверждающие указанные в заявлении факты.

Рособрнадзор

Не принимает жалобы на действия или бездействие учителей и классных руководителей. Только на нарушения в сфере организации итоговой государственной аттестации или на низкое качество образования в школе.

Прокуратура

Надзорное ведомство принимает жалобы в случае ущемления прав детей или применения по отношению к ним недопустимых методов воспитания.

Учитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей в период нахождения обучающихся в стенах школы. Он обязан учить и воспитывать на высоком профессиональном уровне и в уважении к личности ребенка. В случае нарушения педагогом обязанностей или нарушения прав детей, родители имеют право жаловаться и требовать беспристрастного разбирательства.

Ссылка на основную публикацию