Закажите бесплатную консультацию
И мы поможем вам в решении вашего вопроса
Подать заявку
- Что потребуется от заказчика
- Что потребуется от победителя
Все итоги проведения электронного аукциона указываются в общем протоколе его осуществления. Когда произойдет внесение сведений в данный документ и наступает момент, когда можно заключать и подписывать контракт.
Пошаговая инструкция по принятию участия в электронном аукционе расписана в данной статье. Согласно законодательству у заказчика имеется 5 дней для того, чтобы разместить на сайте ЕИС проект контракта.
От него требуется размещать уже оформленный документ, в состав которого будет входить цена контракта и общие сведения о товаре, вне зависимости будет ли это его спецификация или же техническое задание.
Данный порядок предусмотрен на уровне законодательства, но существуют ситуации, когда победителю электронного аукциона направляется пустой контракт, чтобы победитель мог самостоятельно указать свои реквизиты и сведения о товаре.
От победителя закупки потребуется выполнить следующие действия: Он обязан в течение 5 дней после того как будет получен проект контракта подписать документ. Но если победитель заметит какие-либо недочеты в данном документе, тогда он должен будет оформить и направить заказчику протокол разногласий.
Когда заказчик получит от победителя аукциона данный документ, то у него будет иметься 3 дня, чтобы его переделать и направить уже исправленный документ, чтобы его подписал победитель.
Если же победитель в течение 13 дней после того как будут подведены итоги аукциона, заказчик сможет дополнительно разместить документ, который будет отмечать протокол разногласий и отметить все имеющиеся претензии.
Чтобы подписать электронный контракт при проведенном аукциона в электронной форме потребуется в начале опубликовать его на сайте ЕИС. Данный контракт обязательно должен быть подписан лицом, который будет действовать в роли заказчика и у которого будет иметься ЭЦП. Наш «Центр» помогает в оформлении электронной цифровой подписив Удостоверяющем центре. Разместить данный контракт и подписать его потребуется в сроки, которые составляют 3 дня, то есть после того как произошло опубликование проекта контракта. Данный документ должен быть подписан лицом выступающим в роли победителя закупки и у которого будет иметься ЭЦП.
Кроме проекта контракта от участника одержавшего победу в аукционе потребуется предоставить обеспечение контракта на электронный аукцион, об этом отмечено в ч 7 ст 70 44 ФЗ.
Нужно не забывать о том, что на основании законодательства, победителем аукциона в электронной форме будет признан тот участник, который предложит самую низкую НМЦК, она указывается в извещении об осуществлении этой закупки.
Принять участие в данной процедуре имеют возможность те участники, у которых будет иметься регистрация на ЭТП, данным местом осуществления будет выступать ЭТП. Мы предоставляем помощь в прохождении регистрации на электронных торговых площадкахв самые короткие сроки.
В срок, который приходится на 3 дня от победителя потребуется поставить свою электронную подпись на проекте контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта на электронный аукцион. Данные требования установлены на уровне законодательства.
В обязанности заказчика также входит в течение 3 дней, когда произойдет подписание победителем проверить размер обеспечение исполнения контракта и если его будет все устраивать подписать проект контракта.
Если будут соблюдены все этапы прохождения аукциона, контракт должен быть подписан со стороны заказчика не ранее 10 дней с начала публикации протокола осуществления итогов аукциона Согласно ст 448 ГК РФ, контракт может быть подписан двумя сторонами не позже прохождения 20 дней со дня публикации протокола.
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства.
Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера.
Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Обратно к списку
Подписание контракта по итогам аукциона
- Содержание страницы
- Подписание контракта по 44 ФЗ с победителем закупки по итогам аукциона – это финальный этап размещения государственного и муниципального заказа.
- Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Условие о цене контракта определяется в соответствии с поданной участником закупки заявкой. Указанная в заявке (окончательном предложении) участника закупки цена контракта не может превышать определенную заказчиком начальную (максимальную) цену контракта.
Подтверждение добросовестности участника закупки
В целях противодействия недобросовестным участникам, Закон № 44-ФЗ обязывает участников закупки, предложивших цену контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, предоставить заказчику подтверждение своей добросовестности (антидемпинговые меры).
К способам подтверждения добросовестности участника закупки Закон о контрактной системе относит:
- увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта относительно размера, указанного в документации о закупке;
- предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность.
В отдельных случаях устанавливаются специальные антидемпинговые меры:
- обоснование предлагаемой цены контракта;
- ограничение величины значимости оценки ценового предложения для ряда сфер.
Финансовое подтверждение добросовестности участника закупки может быть предоставлено ее участником в виде банковской гарантии либо путем внесения денежных средств на счет заказчика до подписания контракта по 44 ФЗ с заказчиком.
Согласно Закону № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов и подтверждающая исполнение участником закупки.
Порядок и этапы подписания контракта по итогам проведения закупки
- Порядок подписания контракта по 44 ФЗ имеет свои особенности в зависимости от формы размещения заказа.
- В соответствии с порядком подписания контракта при электронном аукционе проект контракта без подписи заказчика с включенной в него ценой контракта, предложенной победителем такого аукциона, размещается в единой информационной системе в течение 5 дней с даты размещения в указанной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
- В свою очередь, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной сети (ЕИС) проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, либо направляет заказчику протокол разногласий с указанием пунктов договора, которые не соответствуют информации, содержащейся в извещении о проведении закупки.
- Порядок подписания контракта по 44 ФЗ в случае, если стороны не имеют разногласий, состоит из нескольких простых этапов:
- Заказчик осуществляет составление контракта, после чего он передает оператору ЭП. Сделать это заказчик должен в течение 5 дней после окончания электронного аукциона;
- Также не более чем через 5 дней победитель закупки первым ставит подпись на контракте, затем отправляет его оператору ЭП, приложив к документу предоставление обеспечения контракта;
- Оператор ЭП возвращает подписанный участником контракт и обеспечение заказчику. Это должно произойти не более чем через 10 дней после окончания аукциона;
- Выполняется проверка и подпись контракта заказчиком, после этого документ снова направляется оператору ЭП. Данное действие должно быть совершено не более чем в течение 3 дней;
- Оператор ЭП передает подписанный по 44 ФЗ контракт участнику размещения заказа. Именно этот этап и считается временем заключения договора.
- Необходимо помнить о том, что подписание контракта по 44 ФЗ должно быть выполнено только спустя 10 дней после того, как будет размещен протокол открытого электронного аукциона.
- При этом участник объявляется уклонившимся от заключения сделки в том случае, если он в положенный срок не представил оператору ресурса проект контракта (и его обоснование исполнения в случае необходимости).
- С момента размещения в ЕИС подписанного участником электронного аукциона проекта контракта такой контракт считается заключенным.
Важные особенности подписания контракта:
Подписание контракта по результатам электронного аукциона отличается некоторыми характерными нюансами, без знания которых можно совершить множество ошибок.
- Подписание контракта по 44 ФЗ сторонами происходит при помощи электронной цифровой подписи;
- Победитель аукциона вовсе не обязан подписывать предоставленный заказчиком контракт в письменном виде;
- Приложения к договору в виде актов приема-передачи, счетов и другой документации, необходимо оформлять и подписывать исключительно в письменной форме, поскольку законодательство не регламентирует и не предусматривает подписание их на электронных носителях;
- Порядок подписания контракта по 44 ФЗ не обязывает заказчика хранить бумажные версии оформленных в электронном виде документов;
- Достоверность бумажной копии может быть заверена официальным представителем заказчика.
Признание победителя уклонившимся от заключения контракта
Победитель закупки обязан направить заказчику с его стороны подписанный по 44 ФЗ контракт вместе с документами, подтверждающими добросовестность такого участника закупки, в установленные Законом № 44-ФЗ сроки, в противном случае такой участник признается уклонившимся от заключения контракта.
В качестве последствий признания участника-победителя закупки уклонившимся от заключения контракта Закон № 44-ФЗ предусматривает:
- обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта;
- включение сведений об участнике, признанном уклонившимся от заключения аукциона, в Реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с вышесказанным признание участника закупки победителем такой закупки не является безусловной гарантией того, что с данным лицом будет подписан по 44 ФЗ контракт.
Ошибки могут быть допущены и на этапе заключения контракта.
Кроме того, признание победителя уклонившимся от заключения контракта может использоваться недобросовестным заказчиком в качестве инструмента, предоставляющего возможность оказывать влияние на итоги закупок.
Услуги КГ ЭТАЛОН по сопровождению электронных аукционов, стоимость услуг
Юристы компании имеют многолетний опыт сопровождения участия клиентов в электронных аукционах, подписания контракта по 44 ФЗ, включая сбор и оформление документов, подача жалоб в контрольные органы, защита интересов заказчика в суде. Предварительный анализ документов производится бесплатно, и только после его проведения формируется цена заказа, которая не меняется в процессе выполнения работ.
Подписание контракта по 44 ФЗ лучше доверить профессионалам, ведь стоимость выигранного заказа зачастую многократно перекрывает стоимость услуг юристов компании.
Консультация юриста по закупкам
от 5 000 руб.
Экспертиза закупочной документации
от 5 000 руб.
от 24 000 руб.
Сопровождение участия в закупке
от 26 000 руб.
Позвоните нам по телефону горячей линии +7 (495) 509-41-19
Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию в нижней части экрана
Юристы практики
Овчаров Виталий Сергеевич
Ведущий юрист, Старший Партнер
Нащёкина Мария Михайловна
Ведущий юрист, Партнер
Соловьева Евгения Витальевна
Юрист
Полный перечень сроков по 44-ФЗ по состоянию на 1 июля 2020
БКС-Тендер / Статьи / Полный перечень сроков по 44-ФЗ по состоянию на 1 июля 2020
В очередной раз, с 1 июля вступили в силу масштабные изменения, внесенные в Закон №44-ФЗ О контрактной системе. В числе прочего изменились и сроки проведения отдельных этапов закупочных процедур.
Назрела потребность собрать всю информацию по срокам, которые устанавливаются 44-ФЗ в связи с тем, что в закон регулярно вносятся изменения, которые меняют одни и те же нормы.
В памяти одна информация наслаивается на другую.
Наши специалисты провели работу по приведению всей разрозненной информации по срокам в одну таблицу.
Для удобства пользования таблица разделена по способам закупок, содержит ссылки на статьи закона №44-ФЗ и будет полезна, как участникам закупок, так и заказчикам.
Электронный аукцион
№ | Стадия закупки | Срок | Ссылка на норму 44-ФЗ |
1 | Размещение извещения и документации об электронном аукционе | Не менее, чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе при — НМЦК не более 300 млн. рублей; — НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. | Ч. 2, 3 ст. 63 |
2 | Срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации | Не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок | Ч. 4 ст. 65 |
3 | Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений аукционной документации | В течение 2 дней с даты поступления запроса | Ч. 4 ст. 65 |
4 | Внесение изменений в аукционную документацию | Принятие решения о внесении изменений – не позднее чем за 2 дня до окончания срока подачи заявок Публикация решения о внесении изменений – в течение 1 дня с даты принятия данного решения | Ч. 6 ст. 63 |
5 | Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в аукционную документацию |
— НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
Ч. 6 ст. 63 |
6 | Срок рассмотрения первых частей заявок | Не более 1 рабочего дней с даты окончания срока подачи заявок при — НМЦК не более 300 млн. рублей; — НМЦК не более 2 млрд. рублей для аукционов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Не более 3 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок во всех других случаях. | Ч. 2 ст. 67 |
7 | Отмена аукциона | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения. | Ч. 1 ст. 36 |
8 | Размещение в ЕИС протокола рассмотрения первых частей заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок | Ч. 7 ст. 67 |
9 | Проведение аукциона | — Следующий рабочий день после даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок; — В случае включения в документацию о закупке проектной документации проводится через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе | Ч. 3 ст. 68 |
10 | Рассмотрение вторых частей заявок и подведение итогов | Не более 3 рабочих дней после даты публикации протокола проведения электронного аукциона | Ч. 5 ст. 69 |
11 | Размещение в ЕИС протокола подведения итогов | Не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола подведения итогов | Ч. 8 ст. 69 |
12 | Разъяснение итогов электронного аукциона | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона | Ч. 21 ст. 68 |
13 | Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов; | Ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нем указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке); | Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | ||
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем; | Ч. 5 ст. 83.2 | ||
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта; | Ч. 6 ст. 83.2 | ||
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 7 ст. 83.2 | ||
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | Ч. 9 ст. 83.2 |
Открытый конкурс в электронной форме
№ | Стадия закупки | Срок | Ссылка на норму 44-ФЗ |
1 | Размещение извещения и конкурсной документации | не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе | Ч. 1 ст. 54.2 |
2 | Срок подачи запросов на разъяснение положений конкурсной документации | не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок | Ч. 8 ст. 54.3 |
3 | Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений конкурсной документации | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса | Ч. 8 ст. 54.3 |
4 | Внесение изменений в конкурсную документацию | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе Публикация решения о внесении изменений – в течение 1 дня с даты принятия данного решения | Ч. 6 ст. 54.3 |
5 | Изменение сроков подачи заявок в случае внесения изменений в конкурсную документацию | Срок подачи заявок с даты размещения изменений: не менее чем десять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе | Ч. 6 ст. 54.3 |
6 | Отмена конкурса | Не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок Решение размещается в ЕИС в день принятия решения | Ч. 1 ст. 36 |
7 | Получение заказчиком первой части заявки на участие в конкурсе | Не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе | Ч. 13 ст. 54.4 |
8 | Рассмотрение и оценка первых частей заявок на участие в конкурсе |
|
Ч. 1 ст. 54.5 |
9 | Публикация протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок | Не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок | Ч. 7 ст. 54.5 |
10 | Подача участниками окончательных предложений по цене контракта | Подача проводится в рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме Продолжительность приема окончательных предложений о цене контракта составляет три часа | Ч. 3 ст. 54.6 Ч. 2 ст. 54.6 |
11 | Рассмотрение и оценка вторых частей заявок |
|
Ч. 2 ст. 54.7 |
12 | Срок рассмотрения и оценки заявок и подведения итогов конкурса | не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, который направляется площадкой автоматически в течение 1 часа после публикации протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок | Ч.11 ст. 54.7 |
13 | Размещение в ЕИС протокола подведения итогов конкурса | Размещается в ЕИС в день подписания | Ч. 13 ст. 54.7 |
14 | Разъяснение итогов проведения конкурса | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона | Ч. 16 ст. 54.7 |
15 | Заключение контракта | 1) Заказчик направляет победителю заполненный проект контракта на подписание в течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов; | Ч. 2 ст. 83.2 |
2) Победитель в течение 5 дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нем указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке); | Ч. 3, ч. 4 ст. 83.2 | ||
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 3 рабочих дней с даты размещения такого протокола победителем; | Ч. 5 ст. 83.2 | ||
4) Подписание контракта победителем, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 3 рабочих дней с даты размещения заказчиком проекта контракта; | Ч. 6 ст. 83.2 | ||
5) Заказчик подписывает контракт в течение 3 рабочих дней с даты подписания контракта победителем и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование); | Ч. 7 ст. 83.2 | ||
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | Ч. 9 ст. 83.2 |
Вс разъяснил, как разрешать споры об отказе организатора торгов заключать дкп с их победителем
Верховный Суд опубликовал Определение № 308-ЭС21-751от 31 августа по делу № А53-42913/2019, в котором рассмотрел спор между победителем торгов и его организатором, уклонившимся от заключения ДКП.
В августе 2019 г. на официальном сайте ПАО «Россети Юг» было размещено извещение о проведении аукциона по продаже трех земельных участков. В извещении в том числе было указано, что договор купли-продажи имущества между продавцом и победителем аукциона, неотъемлемой частью которого является протокол об итогах аукциона, оформляется в срок не позднее 20 дней после подписания протокола.
ИП Андрей Аксаментов подал заявку на участие в аукционе. 1 октября 2019 г.
между обществом и предпринимателем был заключен договор о задатке для участия в аукционе по продаже указанных земельных участков, через два дня Андрей Аксаментов по платежному поручению перечислил 230 тыс. руб. В п. 3.
5 договора стороны предусмотрели, что, если победитель не заключит договор купли-продажи в течение 20 дней после подписания протокола об итогах аукциона, задаток возврату не подлежит.
11 октября того же года Андрей Аксаментов был признан победителем торгов как заявивший наибольшую цену (около 1,3 млн руб.), между обществом и предпринимателем был подписан протокол об итогах аукциона.
31 октября предприниматель обратился к обществу с требованием о направлении ему договора купли-продажи для осуществления государственной регистрации перехода права собственности, указав, что срок для его заключения истекает. Однако письмом от 14 ноября 2019 г.
общество уведомило покупателя об отказе от заключения договора ввиду принятия решения об отмене процедуры реализации имущества.
При проведении торгов не имеет значения, кто вносит задаток за потенциального их участникаКак указал ВС, отсутствие непосредственно у участника торгов денежных средств, необходимых для уплаты задатка, на момент проведения торгов не может служить основанием для вывода о его недобросовестности
Андрей Аксаментов, ссылаясь на положения ст. 448 ГК, обратился в суд с иском, в котором просил признать договор купли-продажи объектов недвижимости от 31 октября 2019 г. между ним и обществом заключенным с этой даты в соответствии с аукционной документацией, он просил обязать общество произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки.
17 июня 2020 г. Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил исковые требования. Суд исходил из того, что из положений ст. 445, 448 ГК РФ следует, что заключение договора с победителем торгов является для организатора торгов обязательным. «В силу п. 4 ст.
445 ГК, если сторона, для которой в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения», – указал суд.
Первая инстанция отметила, что ГК не предусматривает оснований отказа организатора торгов от заключения ДКП с лицом, выигравшим торги.
В данном случае суд не установил оснований для отказа от заключения договора и квалифицировал отказ общества как злоупотребление правом (п. 1 ст. 10 ГК).
Таким образом, суд обязал ПАО «Россети Юг» заключить с истцом договор в силу добровольно принятого на себя обязательства, указав, что ДКП считается заключенным с момента изготовления решения суда в полном объеме.
Апелляционный суд отменил решение первой инстанции и принял по делу новый судебный акт, которым отказал в иске. Сославшись на п.
13 Методических рекомендаций по выявлению и реализации непрофильных активов, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 894-р, п. 2.
6 Порядка организации продажи непрофильных активов данного общества, суд установил, что ПАО «Россети Юг» осуществляет продажу имущества не только путем проведения торгов, но и путем публичного предложения.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция пришла к выводу, что, поскольку ни гражданским законодательством, ни иным нормативным правовым актом не предусмотрена обязательная продажа спорного имущества посредством проведения торгов, предприниматель ссылок на специальный закон, как того требует п. 6 ст. 448 ГК, не привел, соответственно, он не вправе требовать понуждения к заключению ДКП в судебном порядке, заключил суд. Окружной суд оставил данное постановление без изменения.
Предприниматель, ссылаясь на существенные нарушения судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального права, обратился в Верховный Суд РФ и просил отменить в кассационном порядке их судебные акты и оставить в силе решение первой инстанции.
Представители ПАО «Россети Юг» в судебном заседании указали, что считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными. Они пояснили, что договор, заключенный на торгах, является предварительным и что они квалифицируют его в качестве ничтожной сделки, в том числе по причине расположения на одном из спорных участков многоквартирного жилого дома, что не было оценено судами.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала, что суды трех инстанций при рассмотрении настоящего дела допустили ошибки в применении норм материального права и не учли некоторые моменты.
Экономколлегия указала, что, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
Верховный Суд подчеркнул, что в рассматриваемом случае стороны подписали протокол о результатах торгов, в котором было указано, что предметом аукциона являлось право на заключение ДКП трех земельных участков, он был подписан в соответствии с абз. 1 п. 6 ст. 448 ГК.
В силу данной нормы протокол о результатах торгов имеет силу договора, добавил ВС. Он обратил внимание, что абз. 3 п. 6 ст.
448 ГК применяется к случаям, когда организатор торгов уклоняется от подписания протокола, поэтому необоснованно применен судами апелляционной и кассационной инстанций к спорным правоотношениям.
Верховный Суд указал, что в зависимости от формы торгов (как способа заключения договора или как способа определения контрагента) по результатам торгов стороны заключают либо основной договор, либо предварительный договор (с учетом требований ст. 429 ГК).
«В целях правильного рассмотрения спора суду необходимо оценить представленные в материалы дела доказательства в соответствии с процессуальными правилами доказывания, протолковать условия аукционной документации и заключенного договора и определить, какой договор был заключен сторонами настоящего спора путем подписания протокола о результатах торгов – основной или предварительный», – отмечено в определении.
Данное обстоятельство имеет значение, поскольку в зависимости от этого суду надлежит рассмотреть спор с применением надлежащего способа защиты права, пояснил ВС.
Суд отметил, что, если между сторонами заключен предварительный договор, отказ организатора торгов от заключения основного договора может быть признан правомерным, если он заявлен по истечении срока, установленного на заключение основного договора, и при этом другая сторона также не предпринимала действий, направленных на заключение основного договора, до истечения этого срока.
Если стороны по результатам торгов заключили основной договор, то надлежащим способом защиты лица, выигравшего торги, является предъявление требования об исполнении соглашения, в данном случае, учитывая отчуждение объектов недвижимости, – обращение в суд с требованием о понуждении к регистрации перехода права собственности в соответствии с п. 3 ст. 551 ГК, разъяснил Верховный Суд.
Обращаясь к п. 61 совместного Постановления Пленумов ВС и ВАС № 10/22 от 29 апреля 2010 г., Суд напомнил, что иск покупателя о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства продавца по передаче имущества.
ВС: Незарегистрированные ДКП и переход права собственности не могут быть основаниями для виндикацииТакже Суд указал, что одного только факта наличия родственных отношений между продавцом и покупателем недостаточно для признания сделки между ними мнимой
ВС указал, что, согласно абз. 2 п. 1 ст. 556 ГК, в случае если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Суд также добавил, что, в случае если обязательство продавца передать недвижимость не исполнено, покупатель вправе в исковом заявлении соединить требования об исполнении продавцом обязанности по передаче и о регистрации перехода права собственности. При этом Верховный Суд подчеркнул, что требование о регистрации перехода права собственности не может быть удовлетворено, если суд откажет в удовлетворении требования об исполнении обязанности продавца передать недвижимость.
Если же договором продажи недвижимости предусмотрено, что переход права собственности не зависит от исполнения обязанности продавца передать соответствующий объект, то сохранение продавцом владения этим имуществом не является препятствием для удовлетворения иска покупателя о государственной регистрации перехода права. Таким образом, Судебная коллегия, посчитав, что суды не полностью исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора, пришла к выводу об отмене решений всех трех инстанций, а дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Юрист BRYAN CAVE LEIGHTON PAISNER (Russia) Сергей Блинов указал, что определение ВС вносит ясность по вопросу о праве лица, выигравшего торги, требовать от организатора торгов заключения договора.
По мнению эксперта, поставленная правовая проблема актуальна для формирования единообразной судебной практики, поскольку суды допускают ошибки. Верховный Суд целесообразно сформулировал позицию, что положения абз. 3 п. 6 ст.
448 ГК неприменимы к случаям, когда протокол об итогах торгов уже был подписан, считает Сергей Блинов.
«Сформулированная правовая позиция ВС РФ является совершенно правильной и отвечает буквальному толкованию абз. 1 п. 6 ст. 448 ГК, в соответствии с которым протокол об итогах торгов имеет силу договора. Иная трактовка указанной нормы противоречила бы ее буквальному содержанию», – заключил эксперт.
Руководитель практики разрешения споров юридической фирмы SAVINA LEGAL Артем Баринов указал, что в силу п. 6 ст. 448 ГК протокол о результатах торгов имеет силу договора.
Однако в рассматриваемом деле суды отказали покупателю в защите права по причине того, что само проведение торгов для продажи имущества не являлось для продавца обязательным, а значит, по логике судов, не применяются и нормы ГК, регулирующие заключение договора по результатам торгов, полагает эксперт. «Допустим, это так, хотя с этим и сложно согласиться.
Но дело в том, что наличие или отсутствие обязанности соблюдения продавцом каких-либо процедур для распоряжения имуществом в данном случае вообще не играет никакой роли», – выразил свое мнение Артем Баринов.
По мнению эксперта, присутствуют очевидно выраженные оферта и акцепт – для гражданского права это достаточное основание констатировать наличие договора между равноправными субъектами. Вопрос только – какого: предварительного или основного.
«Суды почему-то договора не увидели. А поскольку они его не увидели, то и не попытались его истолковать», – считает Артем Баринов.
Он также заметил, что суды не увидели и очевидной недобросовестности в поведении продавца, выразившейся в непоследовательном поведении (нарушен принцип эстоппеля).
Между тем эксперт подчеркнул, что ВС ясно дал понять, что договор есть, а судам надлежало лишь должным образом его истолковать в части того, основной ли это договор или предварительный, от этого будут зависеть последствия для продавца от уклонения от его исполнения.
«Данное определение, безусловно, правильное, однако нельзя сказать, что Верховный Суд сформировал какой-то принципиально новаторский подход.
К сожалению, это очередная ситуация, когда ВС вынужден исправлять достаточно очевидные ошибки нижестоящих судов», – резюмировал Артем Баринов.