Нарушение норм экологической безопасности

Нарушение норм экологической безопасности

Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:

  • характером правонарушения;
  • формой собственности предприятия;
  • правовым статусом виновного лица.

За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

  • вынесение предупреждения;
  • штраф;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискация продукции;
  • лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
  • ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
  • исправительные работы;
  • арест.

Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.

Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды Штрафы (руб.) Статья КоАП РФ
Для граждан Для должностных лиц Для индивидуальных предпринимателей Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства 1 000–
2 000
2 000–
5 000
2 000–
5 000
20 000–100 000 8.1
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение 1 000–2 000 10 000–
30 000
30 000–50 000 100 000–
250 000
8.2
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение 2 000–3 000 30 000–
40 000
50 000–70 000 250 000–
400 000
8.2
– при размещении отходов 3 000–7 000 20 000–
60 000
40 000–
70 000
300 000–
700 000
8.2
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации 20 000–
40 000
40 000–60 000 200 000–
350 000
8.2
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой 1 000–3 500 10 000–
50 000
30 000–70 000 100 000–
400 000
8.2–1
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами 5 000–
20 000
30 000–
70 000
7 000–140 000 100 000–
400 000
+ приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–2
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства 2 000–5 000 30 000–
60 000
50 000–90 000 250 000–
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.2–3
– при размещении отходов животноводства 5 000–9 000 40 000–
80 000
60 000–100 000 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток 8.2-3
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами 1 000–2 000 2 000–5 000 2 000–5 000 10 000–
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
8.3
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы 1 000–2 500 10 000–
20 000
100 000–
250 000
8.4
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения  или иного вредного воздействия 500–1 000 3 000–6 000 20 000–80 000 8.5
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами 3 000–5 000 10 000–
30 000
20 000–40 000 40 000–
80 000
8.6
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов 500–1 000 20 000–
30 000
80 000–
100 000
8.13
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов 1 500–2 000 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах 2 000–2 500 50 000–
80 000
150 000–
300 000
8.13
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты 500–1 000 10 000–
20 000
20 000–30 000 80 000–
100 000
8.14
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения 2 000–2 500 40 000–
50 000
30 000–50 000 180 000–
250 000
8.21
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух 1 500–2 000 1 000–20 000 30 000–50 000 80 000–
100 000 рублей
8.21
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу 1 000–2 000 1 000–2 000 10 000–
20 000
8.21
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения 4 000–10 000 50 000–100 000 50 000–
100 000
8.47
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений 5 000–20 000 30 000–
100 000
8.46
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду 3 000–
6 000
4 000–10 000 8.41

За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:

  • Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
  • Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
  • Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
  • причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
  • смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.

Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов.

Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды.

Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.

Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования.

Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии.

Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.

Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.

Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2022 году

  • Доброго времени суток!
  • Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
  • Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

  1. Основная глава КоАП РФ  за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
  3. Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г.

состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)
  • А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
  • Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
  • Напомню содержание статей:
  • Статья 8.13 часть 1
    Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
  • Статья 8.14 часть 1
    Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Читайте также:  Взыскание неустойки с застройщика при переносе срока сдачи дома

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение
Ответственность
Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  20 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  20 000 до 30 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  50 000 до 80 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  50 000 до 80 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 150 000 до 300 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  10 000 до 20 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей  или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от  40 000 до 50 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от  1 000 до 2 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от  3 000 до 6 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от  8 000 до 12 000 рублей.
Для  юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми

Ответственность за правонарушения в природоохранной сфере

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.

Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Феде­ральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.

Административная ответственность установлена за совершение правонарушений,  посягающих  на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20  КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.

32 КоАП РФ),  животный  мир  и  водные  биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ),  атмосферный  воздух  (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.

5 КоАП РФ).

Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей),  административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Экологическими преступлениями являются:  нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.

248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли    (ст.

254 УК РФ),  нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст.

258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.

1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

  • За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.
  • Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.
  • Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения  природоохранного законодательства.
  • ​​​​​​​
Читайте также:  Планировка обустройства остановок общественного транспорта

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.

Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Феде­ральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.

Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.

Административная ответственность установлена за совершение правонарушений,  посягающих  на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20  КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.

32 КоАП РФ),  животный  мир  и  водные  биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ),  атмосферный  воздух  (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.

5 КоАП РФ).

Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей),  административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.

Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Экологическими преступлениями являются:  нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.

248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли    (ст.

254 УК РФ),  нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст.

258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.

1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).

  1. За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.
  2. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.
  3. Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения  природоохранного законодательства.
  4. ​​​​​​​

Ответственность за нарушение природоохранного законодательства

Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.

2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей.

Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

  • Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.
  • Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
  • — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
  • — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
  • — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
  • — загрязнение вод (ст. 250);
  • — загрязнение атмосферы (ст. 251);
  • — загрязнение морской среды (ст. 252);
  • — порчу земли (ст. 254);
  • — нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
  • — нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  • — незаконную охоту (ст. 258);
  • — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
  • — другие преступления.
  • Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.

Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.

Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления.

Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл.

8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.

  1. За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
  2. — предупреждение;
  3. — административный штраф;
  4. — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  5. — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  6. — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  7. — административный арест;
  8. — административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  9. — дисквалификация.

Штрафы за нарушение экологического законодательства — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ

Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.

Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.    

Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства

Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.

Читайте также:  Как получить информацию по счетам умершего родственника

В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:

  • предупреждение;
  • штрафы;
  • изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
  • конфискацию незаконно выпущенной продукции;
  • лишение права на занятие определенной деятельностью.

Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Административная ответственность  предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.

Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.

Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:   

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:

  • для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы

Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы

Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.

Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.

Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации    

Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

  • для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.

Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов

  • для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.

Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.

Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:

  • для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения

Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:  

  • для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. часть 2  Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него

  • для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры

  • для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду  

Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:

  • для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.  

Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.

Ссылка на основную публикацию