Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
- характером правонарушения;
- формой собственности предприятия;
- правовым статусом виновного лица.
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
- вынесение предупреждения;
- штраф;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискация продукции;
- лишение специального права заниматься определенным видом деятельности;
- ограничение, приостановление, прекращение деятельности или эксплуатации объекта;
- исправительные работы;
- арест.
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды | Штрафы (руб.) | Статья КоАП РФ | |||
Для граждан | Для должностных лиц | Для индивидуальных предпринимателей | Для юридических лиц | ||
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства | 1 000– 2 000 |
2 000– 5 000 |
2 000– 5 000 |
20 000–100 000 | 8.1 |
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение | 1 000–2 000 | 10 000– 30 000 |
30 000–50 000 | 100 000– 250 000 |
8.2 |
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение | 2 000–3 000 | 30 000– 40 000 |
50 000–70 000 | 250 000– 400 000 |
8.2 |
– при размещении отходов | 3 000–7 000 | 20 000– 60 000 |
40 000– 70 000 |
300 000– 700 000 |
8.2 |
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации | – | 20 000– 40 000 |
40 000–60 000 | 200 000– 350 000 |
8.2 |
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой | 1 000–3 500 | 10 000– 50 000 |
30 000–70 000 | 100 000– 400 000 |
8.2–1 |
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами | 5 000– 20 000 |
30 000– 70 000 |
7 000–140 000 | 100 000– 400 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.2–2 |
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства | 2 000–5 000 | 30 000– 60 000 |
50 000–90 000 | 250 000– 600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.2–3 |
– при размещении отходов животноводства | 5 000–9 000 | 40 000– 80 000 |
60 000–100 000 | 500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток | 8.2-3 |
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами | 1 000–2 000 | 2 000–5 000 | 2 000–5 000 | 10 000– 100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток |
8.3 |
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы | 1 000–2 500 | 10 000– 20 000 |
– | 100 000– 250 000 |
8.4 |
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия | 500–1 000 | 3 000–6 000 | – | 20 000–80 000 | 8.5 |
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами | 3 000–5 000 | 10 000– 30 000 |
20 000–40 000 | 40 000– 80 000 |
8.6 |
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов | 500–1 000 | 20 000– 30 000 |
— | 80 000– 100 000 |
8.13 |
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов | 1 500–2 000 | 50 000– 80 000 |
– | 150 000– 300 000 |
8.13 |
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах | 2 000–2 500 | 50 000– 80 000 |
– | 150 000– 300 000 |
8.13 |
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты | 500–1 000 | 10 000– 20 000 |
20 000–30 000 | 80 000– 100 000 |
8.14 |
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения | 2 000–2 500 | 40 000– 50 000 |
30 000–50 000 | 180 000– 250 000 |
8.21 |
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух | 1 500–2 000 | 1 000–20 000 | 30 000–50 000 | 80 000– 100 000 рублей |
8.21 |
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу | – | 1 000–2 000 | 1 000–2 000 | 10 000– 20 000 |
8.21 |
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения | – | 4 000–10 000 | 50 000–100 000 | 50 000– 100 000 |
8.47 |
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений | – | 5 000–20 000 | – | 30 000– 100 000 |
8.46 |
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду | – | 3 000– 6 000 |
– | 4 000–10 000 | 8.41 |
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
- Дисциплинарная – применяется в отношении должностных лиц за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
- Материальная – имущественная ответственность должностных лиц и иных работников, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью граждан, народному хозяйству.
- Уголовная – применяется в отношении общественно опасных деяний, повлекших за собой:
- причинение существенного вреда здоровью людей, животному и растительному миру, рыбным запасам, лесному и сельскому хозяйству;
- смерть человека, массовую гибель животных, отравление атмосферы или водных ресурсов.
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов.
Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды.
Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования.
Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии.
Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.
Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2022 году
- Доброго времени суток!
- Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
- Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Штрафы за нарушение экологического законодательства
- Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
- Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
- Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.
Увеличение размера штрафов
Считаю своим долгом сообщить, что
22 ноября 2018 г.
состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).
Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:
- в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
- в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)
- А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
- Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
- Напомню содержание статей:
- Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления - Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Давность привлечения к административной ответственности
Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.
При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).
Таблица штрафов
Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.
А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Ст.8.2 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей. |
Ст.8.5 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей. |
ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования | Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 50 000 до 80 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей. |
ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах | Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 50 000 до 80 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 150 000 до 300 000 рублей. |
ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух | Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду | Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей |
ст. 8.41 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей. |
ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми
Ответственность за правонарушения в природоохранной сфере
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.
Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.
Административная ответственность установлена за совершение правонарушений, посягающих на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20 КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.
32 КоАП РФ), животный мир и водные биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ), атмосферный воздух (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.
5 КоАП РФ).
Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей), административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.
Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Экологическими преступлениями являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.
248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст.
254 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст.
258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.
1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
- За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.
- Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.
- Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения природоохранного законодательства.
-
Прямая ссылка на материал
Поделиться
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является одной из наиболее актуальных проблем современности, решение которой достигается, в том числе, путем неукоснительного соблюдения требований законодательства в природоохранной сфере.
Виды ответственности за нарушения в природоохранной сфере регламентированы Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому лица, виновные в совершении природоохранных правонарушений, несут административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность.
Административная ответственность наступает за совершение административного экологического правонарушения, причинившего вред человеку, собственнику, природопользователю, окружающей среде в целом или создающего реальную угрозу причинения такого вреда. При этом указанная ответственность возникает только за те правонарушения, которые предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и специальными нормами отраслевого законодательства.
Административная ответственность установлена за совершение правонарушений, посягающих на следующие природные ресурсы: землю (ст. 8.6 – 8.8, 8.12 КоАП РФ), недра (ст. 8.9 – 8.11 КоАП РФ), воды (ст. 8.12.1 – 8.20 КоАП РФ), леса (ст. 8.12, 8.24 – 8.28.1, 8.30 – 8.
32 КоАП РФ), животный мир и водные биологические ресурсы (ст. 8.29 – 8.30, 8.33 – 8.39 КоАП РФ), атмосферный воздух (8.21 – 8.23, 8.40 – 8.46 КоАП РФ), правила пользования которыми установлены в рамках экологического законодательства (ст. 7.3 – 7.11, 8.1– 8.
5 КоАП РФ).
Наиболее распространенными видами наказания в рамках административной ответственности являются предупреждения, штрафы (от 500 до 1 млн. рублей), административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, конфискация орудий административного правонарушения.
Уголовная ответственность устанавливается за совершение преступлений в сфере охраны окружающей среды и предусматривается нормами Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).
Экологическими преступлениями являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст.
248 УК РФ), нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), загрязнение вод, атмосферы, морской среды (ст. 250-251 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253 УК РФ), порча земли (ст.
254 УК РФ), нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255 УК РФ); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов или их незаконная добыча (вылов) (ст. 256, 257 УК РФ); незаконная охота (ст.
258 УК РФ), незаконная охота, добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации (ст. 258, 258.
1 УК РФ), уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259 УК РФ), незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 260, 261 УК РФ), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ).
- За совершение экологических преступлений предусмотрены более суровые наказания в сравнении с наказаниями за другие виды экологических правонарушений: штраф, исправительные работы, обязательные работы, принудительные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, лишение свободы.
- Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами за невыполнение требований природоохранительного законодательства, вытекающих из их трудовой функции или должностного положения.
- Гражданско-правовая ответственность является механизмом охраны окружающей среды и заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне моральный или имущественный вред, причиненный в результате нарушения природоохранного законодательства.
-
Ответственность за нарушение природоохранного законодательства
Уважаемые граждане и юридические лица, Управление природно-ресурсного регулирования Администрации Пуровского района просит Вас не нарушать требования природоохранного законодательства Российской Федерации и обращает ваше внимание на то, что статьей 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.
2002 № 7-ФЗ определён порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей.
Данной статьей установлено, что иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
- Кроме того, в Уголовном Кодексе Российской Федерации в главе 26 – «Экологические преступления» содержится 18 статей, посвященных вышеуказанным преступлениям.
- Уголовная ответственность наступает, в частности, за:
- — нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);
- — нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);
- — нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);
- — загрязнение вод (ст. 250);
- — загрязнение атмосферы (ст. 251);
- — загрязнение морской среды (ст. 252);
- — порчу земли (ст. 254);
- — нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);
- — нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
- — незаконную охоту (ст. 258);
- — уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);
- — другие преступления.
- Наказание, предусмотренное за совершение экологических преступлений, может быть в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных или исправительных работ, а также в виде ограничения свободы или ареста либо лишение свободы на определенный срок.
Штраф предусмотрен почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа — 40 тыс. рублей, максимальный — 500 тыс. рублей.
Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).
Помимо уголовной, существуют и экологические правонарушения. Административные наказания носят более мягкий характер, чем наказания за преступления.
Административное наказание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного правонарушения. Так, в КоАП РФ (гл.
8) предусмотрено 40 составов административных правонарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды, посвященных использованию и охране земли, недр, вод, лесов, объектов животного и растительного мира.
- За совершение административного правонарушения предусмотрены следующие наказания:
- — предупреждение;
- — административный штраф;
- — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- — лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- — административный арест;
- — административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
- — дисквалификация.
Штрафы за нарушение экологического законодательства — ЭКОБЕЗОПАСНОСТЬ
Нарушение действующего экологического законодательства чаще всего карается штрафами, а в некоторых случаях может грозить виновным уголовной ответственностью. Регламентируются наказания в области экологической сферы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным Кодексом РФ.
Если совершено экологическое преступление, нанесшее непоправимый вред окружающей среде или повлекшее за собой вред здоровью людей, виновный понесет уголовную ответственность. Нарушения экологического законодательства, выявленные на предприятии в ходе проверки надзорных органов, предусматривают административные наказания, в виде штрафов различного размера.
Размеры штрафов за нарушения природоохранного законодательства
Административный кодекс содержит Главу №8, определяющую ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Наказание определяется характером правонарушения, формой собственности предприятия и правовым статусом виновного лица.
В случае экологических правонарушений административное законодательство предусматривает следующие меры воздействия:
- предупреждение;
- штрафы;
- изъятие орудий и средств совершения правонарушения;
- конфискацию незаконно выпущенной продукции;
- лишение права на занятие определенной деятельностью.
Рассмотрим отдельные статьи Административного кодекса и штрафы, предусмотренные в рамках действующего законодательства.
Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Административная ответственность предусмотрена при несоблюдении экологических требований в процессе планировки территории и разработки проектной документации.
Также наказание предусмотрено в случае несоблюдения положений утвержденного проекта в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. В соответствии со статьей 8.1.
Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении нарушителей предусмотрены штрафы в следующих размерах:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 2 до 5 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами
Нарушения в сфере организации и согласования сбора, хранения, размещения, транспортировки и утилизации отходов различного класса опасности, предусматривают такие штрафы в отношении виновных лиц:
- для физических лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 30 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 100 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.4. часть 1 Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы
Если государственная экспертиза не проведена вовсе, нарушителям грозят материальная ответственность в таких размерах:
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.4. часть 2 Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы
Если природопользователь провел экологическую экспертизу, получил положительное заключение от государственных органов, но на практике осуществляет деятельность не согласованную в рамках этой экспертизы, в отношении него будут наложены следующие штрафы:
- для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 5 до 10 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 150 тысяч рублей.
Важно также отметить, что если природопользователь подает заявление в государственные органы на проведение общественной экологической экспертизы и получает незаконных отказ, для должностных лиц также предусмотрена административная ответственность. Должностному лицу, нарушившему закон, грозит штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Статья 8.5. Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной экологической информации
Некоторые недобросовестные природопользователи, чтобы получить разрешение на ведение хозяйственной деятельности, искажают или вовсе не предоставляют в государственные органы информацию о текущем состоянии окружающей среды (атмосферный воздух, водные и земельные ресурсы). Также искажение нередко касается информации о загрязняющих факторах на предприятии. За такое преступление предусмотрены следующие штрафы:
- для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Статья 8.13. часть 1 Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
- для физических лиц – от 0,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей.
Статья 8.13. часть 2 Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования
- для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 2 до 3 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 2 до 3 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.13 часть 3 Незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов
- для физических лиц – от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 2 до 3 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 20 до 30 тысяч рублей.
Статья 8.13 часть 4 Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц и ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 30 до 40 тысяч рублей.
Статья 8.14 Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
При получении разрешение на водопользование определенным водным объектом, находящимся в государственной собственности, разрабатывается ряд правил, регламентирующих возможности природопользователя. Если надзорными органами будет установлено нарушение этих правил или превышение объема сброса сточных вод, размер штрафов определяется в таких пределах:
- для физических лиц – от ,5 до 1 тысячи рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.21. часть 1 Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения
Одни из самых строгих наказаний Административным кодексом предусмотрены за нарушения в области вредного воздействия на атмосферный воздух. Связано это с высокими рисками для жизни и здоровья людей, работающих на предприятии и проживающих в регионе. Штрафы лежат в таком диапазоне:
- для физических лиц – от 2 до 2,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 40 до 50 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.21. часть 2 Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него
- для физических лиц – от 1,5 до 2 тысяч рублей;
- для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 80 до 100 тысяч рублей.
Статья 8.21. часть 3 Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры
- для должностных лиц – от 1 до 2 тысяч рублей;
- для индивидуальных предпринимателей – от 1 до 2 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- для юридических лиц – от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
Каждый природопользователь, деятельность которого сопровождается негативными воздействиями на окружающую среду, обязан своевременно (в соответствии с графиком) вносить в бюджет экологические платежи. Если в установленные сроки оплата не производится, в отношении нарушителя предусматриваются следующие штрафы:
- для должностных лиц – от 3 до 6 тысяч рублей;
- для юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.
Экологические законодательство – законный инструмент защиты окружающей среды от негативного воздействия деятельности человека. Каждый, кто не соблюдает природоохранные законы, будет нести ответственность в соответствии с нанесенным экологии ущербом.