Одной из главных экологических проблем считается загрязнение окружающей среды отходами, которые создаются людьми ежедневно. Бытовой и строительный мусор, отходы производства, ненужные вещи часто выбрасывают где попало, что приводит к засорению городов, поселков, лесов, рек.
Свалки и полигоны твердых бытовых отходов
Санкционированная свалка – это полигон, предназначенный для размещения промышленных и бытовых отходов. Полигоны являются специальными сооружениями, используемыми для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов.
Полигоны, в отличие от свалок, обустроены в соответствии с санитарными правилами и нормами. Для строительства такого объекта необходимо получить положительное заключение государственной градостроительной экспертизы и внести его в генеральный план региона, который обслуживает полигон. Деятельность по сбору, хранению и утилизации ТБО подлежит лицензированию.
Статья по теме: Промышленные отходы
Что такое несанкционированная свалка
Несанкционированная свалка – это территория, не предназначенная для размещения отходов. Она создается без разрешения властей и заключения договора о передаче мусора на хранение и утилизацию.
Многие недобросовестные граждане и организации продолжают свозить мусор на полигоны, лицензия на эксплуатацию которых закончилась, и они были исключены из реестра. Это считается нарушением законодательства по охране природы.
За последние 5 лет стало известно о более 160 тысячах несанкционированных свалок. В России каждый год появляется больше 5 млрд. тонн потребительских и производственных отходов, большая часть которых размещается в несанкционированных местах. Свалки в 2 раза превышают количество легальных площадок.
Опасность мусорных свалок
Стихийные свалки могут возникать в любом месте: в лесопосадках, на обочинах дорог, рядом с мусорными баками в городе.
Размеры этих свалок увеличиваются огромными темпами, если мусор своевременно не убирается, куча растет как снежный ком.
Такие скопления отходов влияют на экологическое состояние окружающей среды, на здоровье людей, провоцируют опасные болезни аллергического характера, приводят к распространению инфекционных, и даже онкологических заболеваний.
Опасность мусорных свалок заключается в том, что отходы, разлагаясь, отравляют:
- воздух;
- воду;
- грунт;
- флору и фауну.
Земельные участки для сбора, хранения и утилизации различного мусора являются одними из главных источников загрязнения окружающей среды, если они не соответствуют требованиям экологического законодательства и санитарным нормам. После вывоза вещей в лесополосы, к рекам и на поля, в процессе их разложения образуется биологический газ, в состав которого входит метан (многие ученые считают его одной из причин усиления парникового эффекта).
Ветер разносит токсичный воздух. Ядовитые вещества, образующиеся в процессе разложения мусора отравляют подземные воды, расположенные близко к поверхности грунта. Из-за этого соседние водоемы становятся опасными для людей. Земля становится непригодной для использования на сотни лет.
Методы борьбы с незаконными свалками
Есть несколько способов борьбы с местами стихийного выброса мусора. Используя их, люди эффективно могут бороться с опасными незаконными объектами.
Кто должен убирать свалки
Законодательство РФ устанавливает требование к собственникам бытового мусора заключать договора на предоставление услуг по обращению с ТБО с оператором, осуществляющим такую деятельность в регионе их образования и накопления.
Статья по теме: ТБО – твёрдые бытовые и коммунальные отходы
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 оператор обязан предоставлять информацию владельцам земельных участков о несанкционированных выбросах мусора на их территории.
В течение 30 дней с момента получения извещения об обнаруженном мусоре, владелец участка, на котором он размещен, должен своими силами убрать мусор или подписать договор с региональным оператором.
Если реакции на извещение не последовало, оператор ликвидирует обнаруженный мусор без заключения договора, после чего использует свое право на взыскание с виновной стороны всех расходов, связанных с выполнением этой работы.
Обязанность регионального оператора – убирать незаконные свалки с предварительным выездом на место, фотографированием, составлением акта и определением координат.
Какая ответственность за незаконную свалку мусора
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Административный штраф в размере от 100 тыс. до 250 тыс. рублей накладывается на юридическое лицо, виновное в появлении несанкционированной свалки. Если из-за неправомерного обращения должностного лица с отходами был нанесен серьезный вред здоровью и жизни людей, суд может привлечь виновника к уголовной ответственности, включая лишение свободы до 2 лет.
Получить штраф от 3 до 25 тысяч рублей может человек, который выбрасывает мусор в общественных местах. Самый большой штраф предусмотрен за загрязнение лесополос, парков и зон отдыха. Если бы не было таких штрафов, то зоны отдыха стали бы одной большой свалкой.
Несанкционированные свалки мусора – куда жаловаться
Скорость уборки несанкционированных свалок в основном зависит от того, на какой территории ее обнаружили, и уровня ответственности местной администрации. Часто люди не знают, куда обратиться с такой проблемой.
Основные инстанции, куда можно обращаться при обнаружении незаконной свалки:
- местная администрация;
- Государственная жилищная инспекция;
- РЭО «Радар»;
- полиция;
- прокуратура.
Сначала следует пожаловаться в местную администрацию. Делать это лучше не одному, а группой людей. Когда жалоба исходит от большого коллектива, администрация не сможет долго игнорировать проблему.
В случае появления мусора возле многоэтажек, проблемой должна заняться Государственная жилищная инспекция. Эта инстанция несет ответственность за определенную территорию, и обязуется заняться проблемой в кратчайший срок. Если помойка образовалась возле частного сектора, то нужно обращаться в полицию или администрацию населенного пункта.
Куда обратиться для устранения незаконной свалки, при бездействии администрации
Не всегда жалобы и обращения в администрацию помогают решить проблему с незаконной свалкой. Для ликвидации отходов власти неохотно выделяют средства.
Работы по зачистке местности – это не только уборка территории и вывоз отходов на полигон, но и рекультивация земли. Чтобы выделить финансы на эти мероприятия власть должна заложить необходимые средства в муниципальный бюджет.
Если администрация не намерена действовать, нужно подать заявление о нарушении прав граждан в прокуратуру или полицию. Прокуратура должна осуществить проверку на законность действий или бездействий определенного органа, принять соответствующие меры.
Еще можно самим заняться уборкой территории, если ее объемы под силу гражданам населенного пункта или обратиться в РЭО «Радар».
РЭО «Радар» — публично-правовая компания «Российский экологический оператор», созданная по приказу Президента РФ для решения проблем по обращению с ТКО. Для устранения свалки можно позвонить по телефону горячей линии экологического оператора или отправить обращение через форму на сайте.
Ликвидация несанкционированных свалок — кто должен заниматься?
Ликвидация несанкционированных свалок — чьи полномочия и обязанности? В общем — кто должен ликвидировать несанкционированные свалки…
Несанкционированные свалки все таки в большей мере представлены отходами группы ТКО.
Как написать жалобу на организацию несанкционированной свалки читаем здесь.
Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка
Абсолютно все собственники земельных участков должны знать, что они несут ответственность за содержание своих земельных участков.
Это установлено:
- статьей 210 ГК РФ согласно которой:
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
- статьей 13 Земельного кодекса:
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
- Кто может привлечь к ответственности собственника земельного участка?
- В рамках осуществления государственного земельного надзора за несоблюдение требований земельного законодательства — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор).
- Ответственность предусмотрена за:
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
статья 71 Земельного Кодекса РФ
- В рамках осуществления муниципального земельного контроля — органы местного самоуправления.
- В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
- Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
- Таким образом, организация сбора, накопления и вывоза ТКО на территории муниципальных образований — это прямая обязанность органов местного самоуправления, как и осуществление муниципального земельного контроля.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ
Предусмотрена ответственность:
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ
Таким образом, если на вашем земельном участке будет обнаружено несанкционированное место размещение отходов, то вас (ЮЛ, ИП, ФЛ) могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и заставить ликвидировать свалку.
В случае обнаружения несанкционированного места размещения отходов на вашем земельном участке региональным оператором — региональный оператор имеет право и возможность заставить убрать ТКО с участка собственника земельного участка. Об этом ниже.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»
Ликвидация свалок региональным оператором
Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором заключается в:
- В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
- а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
- б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»
Таким образом, региональный оператор имеет право принудить собственника земельного участка ликвидировать места складирования ТКО на своих земельный участках — самостоятельно или силами рег.оператора с оплатой рег. оператору понесенных им расходов.
Дело в том, что у региональных операторов нет особого желания связываться с собственниками земельных участков….
Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ
Если установлен собственник отходов, то несанкционированную свалку должен убирать он.
Что делать если собственника отходов невозможно установить?
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено:
собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
По вопросу: ликвидация несанкционированных свалок есть судебное решение: Апелляционное определение Омского областного суда от 13.03.2019 по делу N 33-1402/2019.
Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
Подборка наиболее важных документов по запросу Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: К вопросу о деятельности органов местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения(Усманова Р.М.)
(«Государственная власть и местное самоуправление», 2019, N 8)
У органов местного самоуправления имеются полномочия в области обращения с отходами. Так, Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в ст.
8 закрепляются полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами, а именно участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований. А в ст.
13 указано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. На практике нередко данная норма закона понимается буквально и на муниципальные образования решением суда накладывается обязанность ликвидировать и несанкционированные свалки.
Однако ликвидировать несанкционированные свалки они обязаны только в случае, если свалки имеют место на землях населенных пунктов. По этому поводу имеется позиция Конституционного Суда РФ, выраженная им в Постановлении от 13 октября 2015 г.
N 26-П: «Обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», не может быть возложена на администрации поселений безусловно… Обязанность по уборке несанкционированных свалок бытовых отходов, расположенных вне земель населенных пунктов, должна быть возложена на собственников земельных участков в случае, если данная обязанность не передавалась третьим лицам по договору».
Нормативные акты: Ликвидировать свалку твердых бытовых отходов
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Решение Тюменского УФАС России от 21.04.2022 по делу N 072/06/44/48/2022Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком применен ненадлежащий метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, при определении стоимости захоронения отходов Заказчик неправильно применил индексы изменения стоимости к базовому уровню цен, коэффициент перевода метров кубических в тонны, из-за чего начальная (максимальная) цена контракта оказалась занижена.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
Отнесение Федеральным классификационным каталогом отходов строительного мусора к IV и к V классу опасности, не свидетельствует однозначно о нахождении отходов IV класса (подлежащих лицензированию) на указанной свалке, учитывая, что установление данных отходов возможно не иначе как путем обследования свалки отходов, что Комиссия Тюменского УФАС в силу своих полномочий делать не вправе. Следовательно, отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств опровергающих сведения, изложенные в акте обследования свалки ТБО, подлежащей ликвидации N б/н от 07.08.2019, не позволяет Комиссии Тюменского УФАС сделать однозначный вывод о нахождении строительного мусора IV класса опасности на свалке отходов, и как следствие, необходимость для заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование, о наличии у участника действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Решение Тюменского УФАС России от 21.04.2022 по делу N 072/06/44/49/2022Обстоятельства: По мнению Заявителя, Заказчиком применен ненадлежащий метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Кроме того, при определении стоимости захоронения отходов Заказчик неправильно применил индексы изменения стоимости к базовому уровню цен, коэффициент перевода метров кубических в тонны, из-за чего начальная (максимальная) цена контракта оказалась занижена.
Решение: Признать жалобу необоснованной.
Отнесение Федеральным классификационным каталогом отходов строительного мусора к IV и к V классу опасности, не свидетельствует однозначно о нахождении отходов IV класса (подлежащих лицензированию) на указанной свалке, учитывая, что установление данных отходов возможно не иначе как путем обследования свалки отходов, что Комиссия Тюменского УФАС в силу своих полномочий делать не вправе. Следовательно, отсутствие в материалах дела каких-либо доказательств опровергающих сведения, изложенные в акте обследования свалки ТБО, подлежащей ликвидации N б/н от 26.04.2021, не позволяет Комиссии Тюменского УФАС сделать однозначный вывод о нахождении строительного мусора IV класса опасности на свалке отходов, и как следствие, необходимость для заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование, о наличии у участника действующей лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
Как свалки ТБО влияют на экологию и методы борьбы с ними
Распространено мнение, что свалка ТБО – просто огромное количество мусора, гниющего, отравляющего среду. Однако это сложное сооружение, где обеззараживаются, складируются, безопасно утилизируются и перерабатываются отходы разных видов. Несанкционированные свалки представляют угрозу экологии и караются крупными штрафами.
Требования к устройству свалок ТБО
СНиП, СанПиН и ряд других законов выдвигают строгие требования к полигонам ТБО:
- Размещение вдали от жилых застроек.
- Наличие санитарно-защитной зоны.
- Отсутствие поблизости рекреационных зон, ЛПУ.
- Обнесение территории ограждением высотой минимум 1,8 м.
- Разбивание площади хранения ТБО на участки, каждый может эксплуатироваться максимум 7 лет.
- Расположение на въезде зоны для дезинфекции колес мусоровозов.
- Наличие системы пожаротушения – возгорание ТБО наносит вред экологии, а потушить его бывает крайне сложно.
Еще необходимо получить лицензию Росприроднадзора, иначе свалка будет незаконной.
https://youtu.be/N5DA69Y3Nh4
Как устроен полигон для хранения ТБО?
Полигон занимает 50-300 га земли, где размещаются:
- Площадки складирования ТБО.
- Хозяйственная зона.
- Инженерные сооружения, включая ЛЭП, подъездные пути.
Часто организуются линии сортировки, переработки мусора, лаборатории для экспресс-анализов. Они необязательные, но дают зарабатывать на утилизации ТБО, предотвращать пагубное воздействие на среду.
Фильтрат полигонов ТБО
При долгом хранении мусора неизбежно образуется фильтрат. Проходя сквозь толщу ТБО, снег, дождь, град «обогащаются» разными веществами, начинают дурно пахнуть. Такая жидкость вредна.
Если она попадет в грунтовые воды, естественные водоемы, будет отравлено все живое в радиусе многих километров.
Поэтому смета на рекультивацию и содержание объекта обязательно включает работы по сбору, обезвреживанию фильтрата.
Есть разные способы очистки дренажных вод:
- механическая фильтрация;
- отстаивание;
- выпаривание;
- электродиализ;
- биохимическая очистка и т. д.
Стабилизация полигонов
Процесс предполагает комплекс мер для упрочения грунта. Есть 4 способа:
- Создание газонов путем насаждения долгоживущих трав. Стабилизация занимает 1-3 года.
- Посадка отходов мелких кустарников – 2-3 года.
- Насаждение крупных деревьев – 2-3 года.
- Создание садов – 10-15 лет.
Рекультивация свалок
Рекультивация полигонов ТБО позволяет снова отдать землю под хозяйственное пользование. Еще так улучшается экологическая обстановка, снижается ущерб природе.
Проект рекультивации обязателен для получения лицензии на полигон. Ведь любую свалку приходится закрывать. Эта процедура предполагает обезвреживание мусора и оздоровление земель.
Этапы рекультивации
Вначале полностью прекращается завоз мусора. Затем рекультивируют полигоны ТБО в 2 этапа: первый – технический, второй – биологический, каждый предполагает целый комплекс работ.
Технический этап рекультивации полигона ТБО
Первый этап рекультивации – технический. Выполняется экранирование чаши для защиты, организуется сбор и утилизация биогаза, фильтрата, стоков.
Основные работы:
- Стабилизация мусора, проектирование чаши полигона.
- Монтаж дегазаторов.
- Установка оборудования, собирающего фильтрат, стоки.
- Организация рекультивационной защиты.
Биологический этап рекультивации свалки бытовых отходов
Для оздоровления земель проводятся агротехнические и фитомелиоративные мероприятия:
- Подготовка почвы.
- Выбор растений.
- Посев.
Выбор проектных решений делается после выполнения инженерных изысканий.
На этом этапе проводятся 3 вида работ:
- Сбор свалочного газа.
- Очистка.
- Обогащение метаном.
Эти мероприятия обязательны. Свалочный газ опасен для экологии, спровоцирует пожары, взрывы, иные проблемы.
Сбор свалочного газа сингаза
При компостировании ТБО происходит естественное разложение биологических веществ. Выделяется свалочный газ (сингаз), а еще много водяного пара. Это влажная газовая смесь, главные компоненты которой – метан и двуокись углерода.
В составе сингаза имеются опасные компоненты, его важно собрать и обработать. Поэтому устанавливают газоотводы, по которым свалочный газ переходит на участок очистки и хранения.
Очистка свалочного газа
Сингаз содержит много опасных примесей, водяного пара. Требуется его очистка, чтобы применять вместо топлива. Для этого предназначены скрубберы. Газ промывается жидкостью, чаще водой из-за дешевизны. Так удаляются микрочастички аэрозолей, пыли.
Очищенный от вредных веществ, газ может использоваться двумя способами:
- сжигаться в факелах, производя тепловую энергию;
- применяться как топливо для двигателей, турбин, выделяя тепло и электричество.
Обогащение метана
Благодаря метану свалочный газ – подходящее топливо для городских газовых сетей. Только из-за повышенной концентрации СО2 его предварительно нужно обогатить. Поэтому уровень метана в сингазе доводят до 94-95%, что соответствует природному газу. Для этого используются специальные установки.
Опасность свалочного газа
Проводя мониторинг свалок, специалисты устанавливают наличие сингаза. Его выброс грозит:
- рисками пожара, взрыва;
- затруднением рекультивации;
- распространением дурного запаха;
- высвобождением токсинов;
- ухудшением климата.
Поэтому свалочный газ обязательно собирать, затем утилизировать.
Ликвидация свалок ТБО
На свалки бесконтрольно сбрасываются отходы. Они бывают открытыми, когда мусор остается незасыпанным, горящими – при их поджигании для уменьшения объема. Это опасно для здоровья, провоцирует загрязнение воды, воздуха.
Если выявляется незаконная свалка, Россельхоз обязан принять меры. Согласно ст. 8.2 КоАП РФ, виновное физлицо карается штрафом в 1-2 тыс. руб., должностное лицо – в 30 000 руб., юрлицо – до 250 тыс. руб.
Есть 2 пути борьбы со свалками. Первый – их превращение в санитарную земляную засыпку, второй – развитие эффективных методов переработки мусора.
Однако перед этим обязательна ликвидация свалок твердых отходов. Вначале составляется план, где приводится список мероприятий, условия финансирования.
Необходимо информирование промышленных предприятий и коммунальщиков о работах, причинах, способах удаления отходов.
Ликвидация свалки предполагает:
- Уничтожение грызунов.
- Тушение возгораний.
- Засыпку землей.
Процесс длится от 3 недель до месяцев, если свалка огромная. Ликвидация крыс принципиальна, если мусор содержит пищу для них. Неуничтоженные, но оставшиеся без еды, они переберутся в другие районы.
Бороться с возгораниями тушением – трудно и дорого. Часто требуется раскопать тлеющие ТБО, разбросать так, чтобы они выгорели либо тлеющих остатков достигла вода.
Заключительная стадия – засыпка утрамбованной землей толщиной минимум 0,6 м. Поверхность обязательно выравнивается для предотвращения подтопления поверхностными водами. Если местность болотистая либо загрязняется вода, отходы удаляют, чтобы участок не размыло вместе с ними.
Свалка ТБО и ее воздействие на экологию
Фильтрат – ядовитая жидкость, вобравшая в себя отравляющие вещества, продукты разложения отходов. Он проникает в почву, воду, заражая вредными соединениями, болезнетворными микроорганизмами.
Негативное воздействие на окружающую среду обусловлено еще тем, что свалочный газ формирует пожаро- и взрывоопасные условия. Происходят самовозгорания ТБО, когда высвобождаются токсины. Случаются отравления при обслуживании инженерных сооружений вблизи полигонов, даже с летальным исходом. Еще сингаз вызывает гибель растений.
Санитарная опасность свалок ТБО обусловлена благоприятными условиями для размножения болезнетворных микроорганизмов. Растет риск распространения туберкулеза, дизентерии, брюшного тифа. Размножаются паразиты, переносчики инфекций – мухи, грызуны. Даже при хранении ТБО на подготовленных свалках окружающая среда продолжает отравляться мусором веками.
Незаконная свалка: способы борьбы, ответственность, кому жаловаться
В Кодексе об административных правонарушениях указан перечень объектов, на которых запрещена свалка мусора: автомобильные и железные дороги, водные пути, леса и заповедники, контейнеры в случае использования для размещения строительного или крупногабаритного мусора. Для выбрасывания отработанного сырья должны использоваться следующие емкости: мусорные баки, контейнеры, урны.
Размещение мусора за пределами организованных площадок считается незаконным. Несанкционированная свалка образуется при размещении отходов в неустановленных местах при достижении некоторых условий:
- размер – от 50 кв. м.;
- объем – от 30 куб. м.
При незаконном размещении отходов требуется произвести ликвидацию образовавшегося скопления мусора, способного нанести вред здоровью жителей близлежащих домов, а также окружающей среде. Выбор, куда обращаться гражданам в случае обнаружения незаконной свалки мусора, включает местные государственные органы, специализированные ведомства, силовые структуры.
Нормативное регулирование
На законодательном уровне процесс регулирования обращения с отходами в России отображен во многих документах:
- Конституция. Верховный закон закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, информированность о ее состоянии, компенсирование расходов при уроне здоровья, связанного с небезопасной экологической обстановкой. На Конституции основаны положения нормативно-правовых актов, действующих в стране.
- Федеральные законы. Федеральный закон № 7-ФЗ направлен на регулирование вопросов защиты окружающей среды: сохранение природы, профилактические меры, улучшение экологии. Отдельно отмечено разделения сфер ответственности между федеральными и местными органами власти. Несанкционированные свалки возникают в бессистемном порядке, поэтому их ликвидация осуществляется на основании точечных обращений, порядок которых определяет федеральный закон № 59-ФЗ. Федеральный закон, регламентирующий расположение и организацию работы мусорных полигонов, – № 89-ФЗ. Например, в документе определены места, в которых запрещены свалки: населенные пункты, зоны отдыха, парки, лечебно-оздоровительные площадки, водосборы, места добычи полезных ископаемых.
- Кодекс об административных правонарушениях. В статьях 8.1-8.6 КоАП указаны конкретные штрафы за нарушения, связанные с экологической безопасностью.
Жалоба при обнаружении незаконной свалки
На практике несанкционированная свалка мусора возникает по многим причинам. Отсутствие полигона или системы работы с отходами, нежелание жителей оформлять вывоз мусора, банкротство мусорных операторов, например. Список органов, куда жаловаться в случае обнаружения незаконного полигона:
- местная администрация;
- Росприроднадзор;
- Роспотребнадзор;
- департамент ЖКХ;
- жилищно-коммунальная инспекция;
- отделы экологического контроля;
- прокуратура или полиция.
Некоторые органы могут проявлять безучастность к возникшей экологической проблеме, поэтому при отсутствии ответа или действия необходимо обращаться на вышестоящие уровни.
Администрация муниципального образования
Первый адресат, куда необходимо сообщить о несанкционированной свалке, – администрация муниципального образования. Это связано с тем, что местные органы власти отвечают за муниципальную территорию и в дальнейшем проконтролируют ликвидацию свалки. Для повышения вероятности решения вопроса заявление оформляется должным образом с указанием необходимой информации:
- координаты места скопления отходов;
- подтверждающие фотографии;
- адресат обращения (орган, должностное лицо);
- автор с контактными данными для ответа.
Пример заявления в администрацию.
Росприроднадзор
Государственный орган, в ведении которого находится контроль состояния окружающей среды, – Росприроднадзор. В случае бездействия местной администрации необходимо обратиться на данный орган. Заявления принимаются в двух формах:
- письменная;
- электронная (на сайте https://rpn.gov.ru/).
Ведомство подготовило для граждан список информации, которая должна содержаться в заявлении, независимо от органа, куда оно подается:
- местоположение (координаты или схема);
- фотографии с различных ракурсов для оценки масштаба;
- описание проблемы;
- адресаты обращения;
- контакты заявителя;
- дата, подпись (при письменном обращении).
Полномочия Росприроднадзора позволяют проводить проверку предприятий, если источник загрязнения находится на их территории. Все случаи незаконного выброса мусора находятся в ведении сотрудников Росприроднадзора.
Пример заявления в Росприроднадзор.
Отделы экологического контроля
На территориях муниципальных образований действуют отделы экологического контроля, работающие под руководством Росприроднадзора. При возникновении незаконных полигонов на контролируемой территории специалисты инициируют проверку на основании поступивших жалоб. По результатам проверки принимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки мусора.
С 2019 года в России на основании постановления Правительства № 396 действует публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО). Организация занимается обращение твердых бытовых отходов на территории страны, контролируя региональные органы власти. На сайте компании действует форма обратной связи по нарушениям в сфере экологической защиты:
- несанкционированный полигон;
- нарушения порядка работы с отходами;
- неприятный запах от мусора;
- другие нарушения.
Форма обращения настроена на заполнение наиболее полных данных по обращению.
Роспотребнадзор
Случаи, когда незаконный полигон отходов образуется в результате деятельности юридических лиц, могут быть рассмотрены Роспотребнадзором.
Среди отходов выделяются производственные, строительные, бытовые, образуемые в результате работы магазинов, заводов и других учреждений. Срок рассмотрения заявления – 30 дней.
Предварительно рекомендуется пожаловаться на свалку напрямую в юридическое лицо путем написания жалобы с последующим приложением копии при обращении в Роспотребнадзор.
Государственный орган проводит экспертизу с выездом на объект, по результатам которой готовится предписание об устранении свалки. Ведомство влияет на те объекты, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, водные и земельные участки.
Пример заявления в Роспотребнадзор.
Департамент или инспекция жилищно-коммунального хозяйства
При обнаружении несанкционированной свалки на территории населенного пункта необходимо обращаться в местный департамент жилищно-коммунального хозяйства. Среди адресатов, куда пожаловаться на незаконное размещение отходов, орган ЖКХ выделяется тем, что отвечает за чистоту территории населенного пункта.
Департаменты ЖКХ в некоторых городах имеют специальные электронные формы для приема обращений граждан: в Москве, например. Кроме этого, заявления принимаются в бумажном виде.
Пример заявления в жилищно-коммунальную инспекцию.
Прокуратура или полиция
В случае, если местные административные или экологические органы не оказали воздействия на несанкционированную свалку мусора, необходимо оформить заявлению в прокуратуру или полицию.
Помимо стандартного набора информации непосредственно о свалке, необходимо приложить копии обращений в соответствующие органы и полученные ответы, если они были получены.
Дополнительно к заявлению прилагается копия паспорта заявителя.
Срок ответа при обращении в прокуратуру – до 30 дней. Для рассмотрения заявления по существу, оно должно быть подкреплено доказательствами несанкционированного характера свалки. Для этого проводится анализ ответов, полученных из профильных инстанций на предмет правоверности.
Штрафы за несанкционированную свалку
Размер и порядок присуждения штрафов за правонарушения, связанные с незаконной свалкой мусора, определены в главе 8 Кодекса об административных правонарушениях. За несанкционированную свалку несут ответственность физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица и организации. Размер штрафов определен в статьях 8.1-8.6, а размер наказания составляет:
- от 1 до 2 тыс. руб. – физлица;
- 10-50 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – индивидуальные предприниматели;
- 10-30 тыс. руб. – должностные лица организаций;
- от 100 тыс. руб. (или приостановка деятельности на 3 месяца) – юрлица.
Ответственность за несанкционированную свалку несет владелец территории, а также лица, выбрасывающие мусор в данном месте.
Ответственные за ликвидацию
Выбор органов, в которые обращаются граждане с жалобами на незаконную свалку многообразен: предприятия, местные и федеральные государственные органы.
До недавнего времени выбор тех, кто должен заниматься ликвидацией несанкционированной свалки, был однозначен – владельцы территории.
На частных землях предприятий полномочия по уборке ложились на Роспотребнадзор, на муниципальных землях – на местную администрацию.
С 2019 года ответственность за уборку территории и вывоз мусора ложится на региональных операторов – компании, оказывающие услуги по обращению с отходами на определенной территории. Например, Московская область разделена на 7 кластеров, в каждом из которых действует свой региональный оператор.