Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Изъятие земельного участка для государственных, муниципальных или других нужд является достаточно распространенным явлением в России, про которое, тем не менее, население знает постольку-поскольку.

«М16-Консалтинг» рассказывает, как происходит изъятие земельного участка у собственника, могут ли отобрать землю, если вы ей толком не пользуетесь и какие основания для изъятия земельного участка используются властями чаще всего.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Изъятие земель для государственных или муниципальных нужд

Изъятию в данном случае подлежат земли любых категорий, за исключением земель природных территорий, подлежащих особому охранению, которыми владеют федеральные госбюджетные организации, управляющие этими землями. Впрочем, даже здесь имеется лазейка, поскольку закон предусматривает случаи, когда и у таких организаций земли могут быть изъяты.

Отбирают земельный участок как у собственников земли, так и любых других владельцев – арендаторов, наследников и т. д.

Причинами для изъятия служат исключительные ситуации, которые продиктованы нуждами государства или муниципалитета:

  • Выполнение международных договоров РФ;
  • Возведение либо работы по реконструкции объектов государственного или же местного значения. К ним, например, относятся дороги, системы тепло- водоснабжения, объекты энергетических систем и т. д.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Основанием станет судебное решение об изъятии земельных участков, если с собственником договориться не удалось, и изымать землю будут принудительно.

В остальных случаях уполномоченный орган заключает соглашение с владельцем спорного участка и на его основании выдает решение об изъятии.

В законе также прописаны условия, при наличии которых происходит ускоренное изъятие земельных участков, для которого даже не нужно судебное решение.

Стоит внести ясность: землю не отбирают просто так, собственник получает достаточную компенсацию. В частности, если владелец дает свое согласие, вместо изымаемого участка ему во владение могут предоставить другой. Кроме того, владелец земли может попросить компенсацию в виде недвижимости либо выплат, соответствующих рыночной стоимости земли.

Что касается сроков, то земли изымаются на постоянной основе без возможности дальнейшего возврата хозяину. К сожалению, законных способов избежать изъятия земли, которую государство планирует использовать для собственных нужд, не существует.

Изъятие земельного участка в случае ненадлежащего использования

Если говорить о категориях земель, которые изымаются по вышеуказанной причине, то тут в зоне риска находятся сельскохозяйственные земли и участки для строительства, хотя в целом закон распространяется на участок из любой категории.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Попрощаться с землей также может любой гражданин, вне зависимости от того, какое отношение он имеет к участку – является ли он собственником или только арендатором и т. д.

В качестве причин для изъятия органы могут воспользоваться следующими характерными чертами нецелевого применения земель:

  • Неиспользование или использование не по назначению земель, предназначенных для застройки или организации сельского хозяйства;
  • Эксплуатация участка сопряжена с нарушением правил рационального использования;
  • Действия владельца провоцируют порчу земли;
  • Владелец получил землю на основании обязательств по восстановлению земельных ресурсов, то есть на условиях рекультивации, однако данные обязательства не исполнил;
  • Гражданин завладел землей в обмен на приведение участка в состояние, которое позволит в дальнейшем использовать его по целевому назначению, однако свои обязательства не исполнил.

Стоит отметить, что землю в таких случаях отнимают не сразу. При обнаружении факторов ненадлежащего использования владельца приговаривают к административному наказанию и дают время на устранение факторов, которые и послужили причиной для наказания.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Если же в выделенный срок владелец так и не привел в порядок землю, уполномоченный орган инициирует процедуру изъятия. А землю передадут более добросовестному хозяину.

Основанием может служить добровольное согласие нынешнего владельца либо же судебное решение, если владелец не соглашается на изъятие.

В качестве компенсации владелец получит средства, вырученные с продажи участка на публичных торгах. Если новый претендент на земли не обнаружится, покупателем выступит сам муниципалитет или государство. Однако из вырученной суммы вычтут расходы, потраченные на организацию и проведение публичных торгов.

Хорошая новость заключается в том, что вы можете избежать изъятия земли, если поводом стало ненадлежащее использование. Для этого достаточно, в частности, уплатить административный штраф, который вам назначили после выявления факта ненадлежащего использования, а также устранить причины, которые послужили поводом для административного наказания.

Случаи изъятия земельного участка в связи с реквизицией

Начнем с того, что реквизиция земли возможна только в случаях чрезвычайного характера: это эпидемии, стихийные бедствия, аварии и т. д.

Как и в первом случае, при реквизиции государство вправе изымать землю любой категории.

Решение о реквизиции земли принимает соответствующий исполнительный орган госвласти. Что касается срока, то обычно владельцы лишаются своих земель на период, пока не будет устранена причина, послужившая основанием для изъятия. Если же в силу разных обстоятельств причина не может быть устранена, землю изымают навсегда.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Если говорить о целях изъятия, то это защита жизненно важных интересов населения или государства от возникших на фоне чрезвычайной ситуации угроз.

Собственник получает полноценную компенсацию за потерю своей земли.

Он сам может выбрать: либо государство выплатит ему сумму, равную рыночной стоимости участка, либо ему предложат равнозначный по параметрам и масштабам участок земли.

Однако компенсация возможна только в том случае, если участок изымается навсегда. Если же у изъятия имеется конкретный срок, собственнику ничего не компенсируют.

Законных способов избежать возможного изъятия в данном случае нет.

Конфискация земельного участка

Остаться без участка земли может только собственник, при этом на изъятие никак не повлияет категория земли – закон распространяется на все виды участков.

В данном случае причиной для изъятия станет соответствующая санкция за допущенное собственником правонарушение. Как правило, это касается тех владельцев, которые получили свою землю по причине совершения преступления либо на вырученные за преступление деньги приобрели участок.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Порядок изъятия земельного участка назначается судом и прописан в соответствующем судебном решении. Участок изымается на постоянной основе. В этом случае участок изымается по двум причинам: во-первых, государство возмещает ущерб, нанесенный правонарушителем, во-вторых, конфискация земли является дополнительной мерой наказания.

Участок земли у собственника отнимают принудительно, при этом ни о какой компенсации речи идти не может – преступник лишается земли на безвозмездной основе. Избежать изъятия по закону невозможно.

Что делать, если ваш участок изымают?

Важно понимать: если процесс изъятия уже запущен, остановить его практически невозможно. Особенно если государство или муниципалитет забирают ваш участок для собственных нужд или по причине реквизиции.

Главное, что нужно собственнику в этом случае – убедиться в том, что его права не нарушаются и что он не несет в связи с этим убытки. Поэтому лучше контактировать с исполнительными органами через своего представителя – юриста.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Специалисты «М16-Консалтинг» готовы взять на себя переговоры с исполнительными органами и проследить за тем, чтобы вы получили компенсацию в достаточном объеме. Часто население сталкивается с тем, что уполномоченные лица минимизируют муниципальные или государственные затраты за счет самого собственника – ему выплачивается сумма, которая не соответствует рыночной стоимости участка.

Кроме того, наши юристы детально изучат ваш случай и проработают, если это возможно, стратегию сохранения участка земли в вашей собственности. В любом случае, специалисты «М16-Консалтинг» готовы оказать юридическую помощь по земельным вопросам.

(2

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

https://www.youtube.com/watch?v=cfgaOjkM8hA\u0026t=206s

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
    • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
    • атомной энергии;
    • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
    • связанные с космической деятельностью;
    • энерго-/газо-/теплоснабжения;
    • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Читайте также:  Компенсация за задержку выдачи трудовой книжки

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Процедура изъятия участка

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным.

В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета.

Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).
  • Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).
  • Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.
  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
    • передача права владения;
    • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
    • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
    • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
    • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
    • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
    • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Документальное оформление изъятия

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
    • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
    • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
    • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  4. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

А вы знаете?  Дом в собственности, а земля нет — что делать и как оформить?

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Понятие резервирования земель муниципальными службами

Изъятие земельного участка для государственных нужд.

  • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
  • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

  • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
  • создана и утверждена схема надела;
  • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

  • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
  • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

  • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
  • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
  • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

Читайте также:  Оформление лицензии таксиста для самозанятого гражданина на своем авто

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/izyatie-zemelnogo-uchastka-dlya-municipalnyx-nuzhd.html

Изъятие земельного участка — нововведения в 2022 году

Юридическая база знаний › Земельное право

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Масликова, Д. С. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд / Д. С. Масликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81974/ (дата обращения: 18.07.2022).



В статье автор рассматривает основные цели для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Предпринимает попытки раскрытия содержания понятия «государственные и муниципальные нужды». Раскрываются проблемы, связанные с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Ключевые слова: земельный участок, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, польза государства.

Охрана и защита права собственности — одна из задач, стоящих перед правовой системой любого государства.

Остро вопрос правовой регламентации встает, когда речь идет о прекращении права собственности на недвижимое имущество ввиду особой социальной значимости таких объектов гражданских прав, как земельные участки.

Большое значение имеет решение вопросов прекращения права собственности на них в публичных интересах, в частности при выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Подобные случаи требуют специальной правовой регламентации, чтобы баланс частных и публичных интересов не был нарушен.

Институт принудительного прекращения права собственности в пользу государства в гражданском законодательстве именуется как «изъятие» земельного участка для государственных или муниципальных нужд — это закреплено в ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако понятие «государственные или муниципальные нужды» не раскрывается.

Обращаясь к теоретическим источникам, можно отметить, что Е. А.

Конюх под государственными или муниципальными нуждами предлагает понимать «определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов» и которые реализуются в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями [9;c.33].

Иное определение предлагает В. А. Евсегнеев. Так, под государственными или муниципальными нуждами он понимает «публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования или региона» [8; c.69–79]. Схожее определение можно увидеть в разъяснении к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» «Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений».

Однако не все ученые-теоретики согласны с использованием в гражданском законодательстве термина «изъятие». Так, О. И. Крассов при процессе изъятия земельных участков в пользу государства, считает необходимым использовать термин «общественное использование» [10].

Выделяются следующие цели изъятия земельных участков в пользу государства:

  1. Изъятие земельных участков для удовлетворения государственных или муниципальных нужд путем выкупа;
  2. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, связанное с выполнением международных обязательств;
  3. Изъятие земельных участков для муниципальных нужд в рамках развития застроенных территорий;
  4. Изъятие земельных участков для обеспечения обороны и безопасности, общегосударственной инфраструктуры, коммуникаций;
  5. Иные основания для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, например, Федеральными законами от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
  • Так, изъятие может происходить в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального и местного значения, объектов использования атомной энергии, объектов обороны страны и безопасности государства.
  • Можно сделать вывод, что сущность сложного процесса изъятия земельного участка заключается в обеспечении интересов общества и государства, заключающегося в принудительном изъятии земельного участка и прекращении прав на него.
  • В связи с тем, что в большинстве случаев необходимые для изъятия земельные участки находятся в частной собственности граждан или же на балансе компаний, при изъятии участка необходимо совершить следующие действия:
  • 1) установить конкретное необходимое расположение земельного участка, который подлежит изъятию;
  • 2) определить цели и сроки изъятия, а также установить действительно ли есть причины, обосновывающие изъятие земельного участка;
  • 3) установить лицо, у которого изымается территория.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд сопровождается понимаем объективной потребности субъекта, в отношении которого изымается земля.

Это необходимо для обеспечения социально важных интересов и требований общества как государственные или муниципальные потребности в целом.

Следовательно, в основе изъятия земельного участка должны лежать критерии «социальной потребности» или «общественной необходимости».

Существует множество проблем, связанных с изъятием земельного участка в государственные или муниципальные нужды. Как, например, собственники часто сталкиваются с проблемой правомерности изъятия в целях, закрепленных частью 2 статьи 49 Земельного кодекса РФ. А именно в определении значимости объекта, который планируется возводить.

Следующей проблемой, возникающей у собственников, является оценка самого земельного участка и его компенсация (денежная или недвижимая). Оценка включает в себя три составляющих:

  1. Убытки, понесенные в связи с изъятием земельного участка включая такие убытки, которые возникают у правообладателя в связи с невозможностью исполнения обязательств перед третьими лицами, в том числе вытекающие из договоров, таких как аренда, и упущенная выгод;
  2. Рыночная стоимость земельного участка;
  3. Рыночная стоимость расположенных на земельном участке объекта/ов недвижимого имущества.

Оценка объектов проводится в любом случае, даже если собственник земельного участка и государственный орган определили и договорились о цене самостоятельно. При изъятии земель, собственнику должно быть предоставлено равноценное возмещение, которое сможет определить только оценщик.

При нарушении условия равноценности процедура изъятия приобретает характер национализации.

Не понимание гражданами способа определения стоимости выкупного имущества, а также несоблюдение процедурного порядка вызывает у них чувство бессилия из-­за несоблюдения гарантированных государством прав.

Однако проблемы возникают не только у собственников. Так, существует распространенный вопрос выбора земельного участка для строительства.

Исходя из смысла статьи 49 Земельного кодекса РФ «Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях».

Строительство перечисленных в статье объектов должно осуществляться при отсутствии иных вариантов для строительства. Но несмотря на это существует злоупотребление полномочиями. [7; с.

270] Для решения данного вопроса следует ввести особый процессуальный механизм, обязав государственный орган представлять доказательства невозможности размещения строительного объекта на другом земельном участке, а также подтверждение исключительной необходимости объекта строительства на изымаемом участке в интересах местного населения.

Таким образом, подводя итог, можно заметить, что в связи с тем, что земельные участки и недвижимость для большинства граждан является самой большой материальной ценностью, непонимание граждан сложной процедуры изъятия данных объектов в пользу государственных или муниципальных нужд сопровождается негодованием, а в некоторых случаях и протестами. В частности, несоблюдение процедурного характера также негативно влияет на общественное восприятие данного института. Для упрощения процесса изъятия считается необходимым вести особый процессуальный механизм, обязав государственный орган представлять доказательства невозможности размещения строительного объекта на другом земельном участке, а также подтверждение исключительной необходимости объекта строительства на изымаемом участке в интересах местного населения.

Литература:

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Ст. 279 ГК РФ устанавливает, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Однако, уже в ст.

282 ГК РФ вводится уточнение: «Если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд».

При этом за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (ст. 281 ГК РФ). Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд установлен Гл. VII.1 ЗК РФ.

Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

  1. уполномоченный федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе в связи с осуществлением недропользования (за исключением недр местного значения);
  2. уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ — для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения, а также для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
  3. органы местного самоуправления — в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Читайте также:  Использование жилого помещения под магазин

Изъятие земельных участков осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, которые принимаются:

1.

    • по их собственной инициативе;
    • на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (естественные монополии; недропользователи; уполномоченные на это договорами или имеющие лицензии).

С ходатайством об изъятии земельного участка вправе обратиться:

  1. организации, имеющие право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд (см. Постановление Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»);
  2. орган государственной власти в случаях изъятия земельного участка:
    • изъятия земельного участка для выполнения международного договора;
    • для строительства, реконструкции объекта федерального значения или объекта регионального значения (за счет бюджетных средств — полностью или частично);
  3. государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального значения или объекта регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой.

Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Ходатайство об изъятии земельного участка:

  1. может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков;
  2. должно содержать цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  3. может быть подано или направлено заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заказать ✍️ написание учебной работы

Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд: порядок, судебная практика

В некоторых случаях государство может провести изъятие земельного участка у собственника. Сделать это можно только по основаниям, предусмотренным ст. 49 ЗК РФ. Сама процедура регламентируется нормами Гражданского и Земельного кодексов РФ.

Уполномоченный орган по принятию решения об изъятии

Забрать землю у собственника можно только по распоряжению органа государственной власти, который уполномочен принимать данные решения в отношении земель. Какой именно госорган уполномочен решать изымать землю у граждан или нет, зависит от того, для каких нужд забирается надел:

  • для федеральных нужд – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
  • для нужд субъектов РФ – региональные власти;
  • для муниципальных нужд – местная администрация.

Решение может быть принято уполномоченным госорганом самостоятельно или по ходатайству иных организаций, перечень которых утвержден п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ. К ним относятся:

  • субъекты естественных монополий;
  • недропользователи;
  • учреждения, с которыми заключены договора комплексного освоения территории;
  • прочие организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, для которой требуется изъятие земельного надела.

Решение об изымании земли из оборота граждан должно быть принято в течение 6 лет, с даты подписания проекта планирования территории. Государство не может изъять участки, являющиеся выморочным имуществом или находящиеся в государственной/муниципальной собственности.

Срок действия принятого решения – 3 года, при этом оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев с момента надлежащего уведомления собственника надела.

Основания для изъятия

В Земельном кодексе предусмотрены следующие основания изъятия наделов:

  • выполнение международных договоров;
  • строительство и реконструкция объектов федерального, регионального или местного значения, в случае отсутствия возможности возведения или реконструкции таких объектов без изъятия участков;
  • иные основания.

К объектам, для постройки или реконструкции требуется изъять частные территории, относятся:

  • энергетические системы;
  • транспортные узлы и узлы связи;
  • системы электро-, газо- и теплоснабжения, а также водоснабжения и водоотведения;
  • объекты, обеспечивающие оборону, безопасность и космическую деятельность государства.

Примером изъятия земель для государственных и муниципальных нужд является комплексная застройка территории во время зимней Олимпиады в Сочи.

Последовательность действий

Порядок действий при изымании наделов регламентируется главой VII.1 ЗК РФ. Процедура изъятия участка включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка генплана территории.
  2. Принятие решение об изъятии.
  3. Выявление владельцев наделов.
  4. Проведение кадастровых работ.
  5. Определение размера возмещения.
  6. Заключение соглашения.
  7. Регистрация перехода прав.

Каждый этап регулируется отдельной статьей Земельного кодекса, а также нормами ГК РФ.

Подготовка генплана

Генеральный план территории готовится в соответствии со ст. 56.3 ЗК РФ и ст. 9 ГрК РФ. Утвержденный план подлежит официальному опубликованию в СМИ. Владелец земли может узнать о том, что его участок планируется к изъятию еще на первоначальном этапе, путем мониторинга общедоступной информации о генплане.

В генеральном плане содержится информация об объектах, которые планируется разместить на изымаемой территории. Генплан подкрепляется иными нормативно-правовыми актами:

  • решением об изменении границ или создании особо охраняемых земель;
  • международными соглашениями;
  • выданной лицензией на использование недр;
  • актом о признании МКД непригодным для проживания и подлежащим сносу.

Государство не может запланировать изъятие участков, если они переданы для нужд федеральным государственным бюджетным учреждениям, которые уполномочены осуществлять деятельность по управлению особо охраняемыми территориями.

Принятие решения об изъятии

Порядок принятия решения об изымании территорий из частного землевладения регламентируется ст. 56.6 ЗК РФ и ст. 279 ГК РФ. Согласно п. 10. ст. 56.6 ЗК орган, принявший данное решение обязан в течение 10 дней:

  • разместить утвержденный документ на своем официальном сайте;
  • опубликовать решение в местных СМИ;
  • направить копию документа владельцу надела и в орган регистрации прав.

Если решение было принято на основании ходатайства сторонней организации, то в ее адрес также направляется копия документа, а также информация о правообладателях земель и объектах на них расположенных.

Владелец надела считается уведомленным надлежащим образом с момента получения копии решения или со дня возврата заказного письма. Если информация о почтовом адресе собственника отсутствует, то допускается уведомление путем направления электронной копии документа на адрес электронной почты. В данном случае датой уведомления считается день отправления электронного письма.

Владелец надела может обжаловать принятое решение в суде по следующим основаниям:

  • несоответствие утвержденного документа принятому генплану;
  • наличие возможности размещение объекта государственного значения без изъятия земли;
  • нарушение формальных требований к оформлению и содержанию документации.

С момента получения уведомления и до окончания процедуры изъятия владелец территории вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Данная норма закреплена в ст. 280 ГК РФ.

Выявление владельцев

Орган, уполномоченный на принятие решения, должен выявить лиц, которые являются владельцами или арендаторами участков, предполагаемых к изъятию. В первую очередь информация берется из федеральной базы Росреестра.

Если сведения в ГКУ отсутствуют, то уполномоченный орган направляет запросы на выявление сведений в государственный архив, местную администрацию или иную организацию, в которой могут храниться сведения о правообладателях земель.

Помимо этого уполномоченный орган обязан обеспечить размещение информации о планируемом изъятии в интернете и местных СМИ. Сообщение в СМИ и глобальной сети должно содержать сведения, предусмотренные п. 5 ст. 56.5 ЗК РФ:

  • цель изъятия земли;
  • перечень кадастровых номеров участков;
  • границы размещения объектов;
  • адрес организации, в которую заинтересованные лица могут направить заявления об учете их прав на изымаемую территорию;
  • срок, в течение которого ведется прием заявлений;
  • время приема граждан для ознакомления с проектом межевания;
  • официальные сайты, на которых размещается информацию об изымаемых наделах;
  • наименование уполномоченного органа, ответственного за выявление заинтересованных лиц.

Мероприятия должны быть проведены не позднее, чем за 60 дней до даты принятия решения.

Если гражданин пользуется участком, но его права не зарегистрированы в Росреестре, то в течение 60 дней он должен подать заявление с приложенной копией правоустанавливающего документа в уполномоченный орган.

Проведение кадастровых работ

На основании ст. 56.7 ЗК РФ уполномоченный орган или организация, ходатайствующая об изъятии земель, обязаны за свой счет:

  • провести кадастровые работы в отношении территорий, планируемых к изыманию;
  • оценить изымаемые наделы и расположенные на них объекты недвижимости;
  • определить с правообладателями участков условия перехода прав;
  • подготовить соглашение об изъятии и направить его владельцу территории.

Владельцы земель обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к территории кадастровым инженерам и специалистам-оценщикам. Наличие судебных споров между соседями в отношении установления границ не является препятствием для заключения соглашения об изъятии надела. При наличии таких споров границы определяются в соответствии с п. 10 ст. 22 Федерального закона № 218 от 13.07.2015 г.

Определение размера возмещения

Ссылка на основную публикацию