Новая форма отчетности для ломбардов

В целях исполнения Федерального закона №115 — ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в Бухгалтерии Ювелирного ломбарда реализованы основные программы выполнения законодательства:

  • Идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее — программа идентификации).
  • Выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — программа выявления операций).

Отчетность в Росфинмониторинг

В соответствии со статьей 7 п.1 п.

7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ломбард обязан не реже чем один раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В Бухгалтерии Ювелирного ломбарда предусмотрены проверки по перечням:

  • террористов
  • лиц с замороженными активами
  • лиц, причастных к ФРОМУ
  • “отказников”

Новая форма отчетности для ломбардов

Контроль по критериям необычных сделок

Кроме ежеквартального отчета, ломбард обязан предоставлять отчеты в Росфинмониторинг об операциях, попадающих под критерии обязательного контроля. Критерии операций подлежащих контролю устанавливаются N 115-ФЗ, сроки предоставления информации N 4937-У.

В программе, реализован обязательный контроль по операциям с денежными средствами на сумму равную и выше 600 000 рублей (по коду 5005) , и контроль необычных сделок с признаками 3701, 3702 и 3704. Помощник формирования документов по Финмониторингу запускается автоматически при достижении пороговых значений.

Новая форма отчетности для ломбардов

Групповая печать анкет

По запросу ЦБ, ломбард должен предоставить анкеты клиентов. Состав сведений, предоставляемых организацией, определяется Положением Банка России от 12 декабря 2014 г. N 444-П.

Отбор анкет можно ограничить филиалом (задается значение в поле Филиал), конкретными залогодателями (залогодатели, добавленные в табличную часть через Параметры поиска залогодателей).

Новая форма отчетности для ломбардов

Отчетность в ЦБ

Ломбард предоставляет в ЦБ следующие отчеты:

  1. Отчет о деятельности ломбарда (форма 3927-У). Отчет предоставляется ежеквартально.

  2. Отчет об операциях с денежными средствами (форма 4263-У). Отчет предоставляется ежемесячно.

  3. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (форма 3927-У, направляется в течение 30 календарных дней после окончания календарного года, либо внесения изменений).

Формирование отчетности в программе Бухгалтерия Ювелирного ломбарда реализовано через “помощников”. Большинство полей заполняются автоматически, на основе операций.

Новая форма отчетности для ломбардов

Банк России установил новую форму отчетности для ломбардов

В нормативном документе мегарегулятора определены форма, сроки и порядок предоставления ломбардами сведений  о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов.

Отчетность должна быть представлена в Банк России по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев, а также дважды — за календарный год.

Первый годовой отчет, который ломбарды направляют Банку России, включает в себя основные сведения о ломбарде (наименование, данные ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, адрес, телефон и сайт финансовой организации), сведения обо всех обособленных подразделениях ломбарда, счетах в кредитных организациях, а также об организациях, страхующих переданное в залог имущество заемщиков. Кроме того, в первом отчете ломбард должен сообщить регулятору средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов.

Второй отчет направляется не позднее 90 дней по окончании календарного года и включает в себя информацию о непосредственной деятельности ломбардов, в том числе сведения о задолженности по основному долгу, по процентам, а также о полученных средствах по предоставленным займам.

Там же содержатся сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, в том числе от физических лиц, являющихся его  учредителями, и о страховании рисков ломбарда, связанных с вещами, переданными под залог. К этому отчету прилагается годовая бухгалтерская отчетность ломбарда.

«Вводимая в действие новая форма отчетности ломбардов была доработана с учетом предложений участников ломбардного рынка и будет существенно проще в администрировании», — рассказала Ольга Гончарова, директор Департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций.

В новой форме отчетности также реализован принцип пропорциональности, в соответствии с которым к крупным участникам рынка предъявляется больше требований, чем к небольшим компаниям.

В Указании Банка России от 30.12.2015 № 3927-У, которое опубликовано в «Вестнике Банка России» № 20 от 02.03.2016, подробно описан порядок составления отчетности, в том числе о персональном составе руководства ломбардов.

Банк России, став мегарегулятором, получил полномочия по надзору и контролю за некредитными финансовыми организациями, в том числе ломбардами, в конце 2013 года.

В 2015 году в связи с систематическим непредставлением отчетов о деятельности и персональном составе, а также неисполнением предписаний мегарегулятор инициировал процедуры ликвидации в отношении 784 ломбардов.

Одновременно на основании обращений Банка России рассматривается вопрос об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о 366 ломбардах, которые, по сути, не являются действующими. В отношении 1183 ломбардов проводятся контрольные мероприятия, в том числе по установлению их актуальных адресов (мест нахождения).

Всего в 2015 году Банком России приняты меры в отношении 85% ломбардов, систематически не представляющих в Банк России отчетность и не исполняющих требования предписаний мегарегулятора.

Согласно предварительным итогам контрольно-надзорных мероприятий доля ломбардов, сдающих обязательную отчетность, выросла по сравнению с I кварталом 2015 года с 39 до 52%.

Отчетность ломбарда в Центральный банк РФ

Из нашей статьи вы узнаете:

Ломбардам необходимо предоставлять отчётность в Центральный банк, Росфинмониторинг и ФНС. Если документы не предоставить вовремя, организацию оштрафуют.

В статье расскажем, какую отчётность, в какие государственные органы и в какой срок необходимо сдавать организациям, осуществляющим свою деятельность как ломбард.

Какие отчёты сдают ломбарды в Центральный банк России

Деятельность ломбардов контролирует Центральный банк (ЦБ) России.

Он принимает нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции, отправляет обязательные к исполнению предписания или проводит проверки на соответствие требованиям.

Ведомство вправе запрашивать документацию относительно какой-либо фирмы или заявлять в суд с просьбой о её ликвидации. Функции, регулирование и надзор ЦБ в отношении ломбардов устанавливает ст. 2.3 196-ФЗ.

Для получения данных о хозяйственных операциях ломбарда, ЦБ использует ЕГРЮЛ, Росстат и иные контролирующие органы. Полученная информация вносится в государственный реестр ломбардов.

Также, организации, осуществляющие свою деятельность как ломбард, самостоятельно передают сведения о своей деятельности в ЦБ. Сдача отчётности и срок её представления осуществляется в соответствии со ст. 2.4 196-ФЗ и Указанием Банка России №3927-У. Отправке подлежат следующие документы:

    В ней указывают общие сведения, основные и балансовые показатели, средневзвешенные значения стоимости потребительских займов и информацию о денежных операциях. Сдача осуществляется по форме 0420890. Отчётность отправляют в центральный банк:

    • за первый квартал, полугодие, 9 месяцев — не позднее 23 рабочих дней по окончании отчётного периода;
    • два раза по итогам года — не позднее 23 рабочих и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года.

    Помимо общих сведений о ломбарде, в документе указывают информацию о составе руководящих органов и данные об ответственных лицах. Бланк заполняют по форме 0420891 и сдают в центральный банк в конце календарного года или при смене состава в руководстве ломбарда. В обоих случаях отчёт необходимо сдать в течение 23 рабочих дней.

Вышеуказанную отчётность предоставляют через личный кабинет ЦБ. Если нарушить срок сдачи, то в соответствии со ст. 19.7.3 КоАП организация заплатит штраф в размере от 500 до 700 тысяч рублей.

Какие отчёты сдают ломбарды в Росфинмониторинг

Так как ломбарды осуществляют операции с денежными средствами, они попадают под действие 115-ФЗ. Данный закон описывает механизм пресечения финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путём.

Ст. 7 115-ФЗ обязывает каждый ломбард идентифицировать своих клиентов и информировать о них уполномоченный орган.

Ломбарды проверяют клиентов и партнёров на наличие нарушений и сдают в Росфинмониторинг следующую отчётность:

  • о денежных или имущественных операциях, подлежащих контролю;
  • о подозрительных операциях. В случае если у работника ломбарда есть основания предполагать, что данные действия выполняются для финансирования терроризма или легализации незаконных доходов;
  • о принятых мерах по замораживанию денежных средств;
  • о результатах проверки наличия нарушений среди клиентов с информацией о заморозке денежных операций;
  • о приостановленных операциях;
  • об отказе в проведении операции;
  • об отмене ранее принятого решения об отказе в проведении операции.

Сдача сведений происходит в течение трёх рабочих дней, после совершения денежной операции и раз в три месяца после проверки клиентов. Данные о приостановленных или подозрительных процедурах передаются в Росфинмониторинг незамедлительно.

Штрафы за нарушения сдачи отчётности в Росфинмониторинг устанавливает ст. 15.27 КоАП РФ.

Сдача отчётности о проверках или подозрительных операциях в неустановленный срок грозит ломбарду предупреждением или наложением административного штрафа в размере:

  • от 10 тысяч до 30 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 50 тысяч до 100 тысяч рублей — для юрлиц.

Подача ложной информации или непредставление сведений об операциях в уполномоченный орган влечёт наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 тысяч до 50 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 60 суток — для юрлиц.

Непредставление в Росфинмониторинг сведений об отказах по проведению операций является административным правонарушением и грозит штрафом:

  • от 30 тысяч до 40 тысяч рублей — с должностных лиц;
  • от 300 тысяч до 500 тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток — для юрлиц.

За непредставление в Росфинмониторинг данных о движении средств по счетам клиентов по запросу ведомства, влечёт наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 тысяч до 50 тысяч рублей — на должностных лиц;
  • от 300 тысяч до 500 тысяч рублей — на юридических лиц.
Читайте также:  В каких случаях не требуется письменное согласие работника на использование его персональных данных

За административные правонарушения ИП несут ответственность как юрлица.

Сдача отчётности осуществляется через личный кабинет Службы финансового мониторинга: portal.fedsfm.ru.

Отчёты в налоговую инспекцию

Ломбард предоставляет в налоговый орган различные сведения лично или через операторов ЭДО. Рассмотрим каждый вид отчётности отдельно.

Бухгалтерская отчётность

С 2019 года ломбарды освобождены от представления годовой бухгалтерской отчётности в ФНС и органы государственной статистики. Изменения регулирует письмо Минфина России № ИС-учёт-12 от 13.12.2018 года. Сведения отправляют в электронном виде за каждый календарный год в ЦБ, не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода.

Сведения о среднесписочной численности работников

Данный отчёт представляют ежегодно. Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год отправляют до 20 января текущего года. Вновь созданный ломбард отправляет данные в срок до 20 числа месяца, после образования компании.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за каждый несданный документ организация заплатит штраф в размере 200 рублей.

НДС

Налог на добавленную стоимость предоставляют в электронном виде каждый квартал, до 25 числа месяца, следующего за отчётным периодом. За непредставление отчётности в установленный срок с компании взыщут 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей. Взыскание штрафа регулирует п. 1 ст. 119 НК РФ.

Налог на прибыль для организаций, исчисляющих авансовые платежи

Налоговая декларация предоставляется:

  • ежеквартально — до 28 числа месяца, следующего за отчётным;
  • ежегодно — до 28 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Налог на имущество

Расчёты налога на имущество предоставляются ежеквартально и по окончании года. Квартальную декларацию подают в течение 30 календарных дней после окончания отчётного периода. Итоговую декларацию сдают до 30 марта года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

6-НДФЛ

Форму 6-НДФЛ сдают ежеквартально и по итогам года. Квартальный отчёт предоставляют до последнего числа месяца, следующего за отчётным. Годовой — до 1 апреля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Расчёт по страховым взносам

Ломбарды сдают расчёт по страховым взносам ежеквартально и по окончании налогового периода. Отчётность представляют до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, за непредставление отчётов за налоговый период с компании взыщут 5% от суммы неуплаченного налога, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тысячи рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление сведений за отчётный период с компании взыщут 200 рублей за каждый несданный документ.

Выводы

Чтобы избежать штрафов, необходимо передавать сведения в ЦБ и другие контролирующие органы в установленный срок.

Для отправки отчётности в государственные органы рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволяет формировать и сдавать электронные документы с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.

Все отчеты ломбарда в 2021 году

На этой странице мы собрали все отчеты, которые ломбарды должны сдавать в 2021 году. Материал подготовлен при сотрудничестве с Павлом Смысловым, экспертом в области ПОД/ФТ.

Название отчета Краткое описание Штрафы за отчет Полезные ссылки
Отчет о деятельности ломбарда Представляется за 1й квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, и два отчета по итогам года. От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда Годовая или на нерегулярной основе (при изменении сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 23 рабочих дней после окончания календарного года или даты изменения сведений) От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru
Отчет об операциях с денежными средствами Ежемесячная, представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным. От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru/

Отчеты в Росфинмониторинг

Название отчета Сроки сдачи Штрафы за отчет Полезные ссылки
Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю Нарушение сроков влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. Несдача отчетности или подача недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru
об операциях, в отношении которых у работников ломбарда на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций. нарушение сроков: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей несдача отчетности: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru
о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона Незамедлительно. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 300000 до 500000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru
о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона Не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок. предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru
об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона Незамедлительно. штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей
о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru
об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми ранее ломбардом были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган Не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru

Отчеты в налоговую инспекцию

Название отчета Краткое описание Штрафы за отчет Куда сдается отчет
Бухгалтерская отчетность Отчетный период – календарный год. Годовая бухгалтерская отчетность за 2020 г. представляется в Банк России (Информационное сообщение Минфина России от 3.12.2018 N ИС-учет-12 «Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности»). Ломбарды освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики. Ломбарды обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в ЦБ РФ.
Сведения о среднесписочной численности работников
  • Отчетный период – календарный год.
  • Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год представляются не позднее 20 января текущего года.
  • Срок сдачи среднесписочной численности вновь созданной организации установлен на 20 число в месяце, который идет за месяцем образования компании.
За непредставление в ИФНС – 200 руб. Сдача отчетов лично в ИФНС или через операторов ЭДО
НДС Налоговый период – квартал. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Читайте также:  Есть ли окпо у ип и для чего он необходим предпринимателю, где его узнать

Как правильно вести учет в ломбардах

Еще не так давно ломбарды воспринимались как экзотические предприятия и встречались редко.

Увы, финансовое неблагополучие наших сограждан привело к широкому распространению этого бизнеса и ни одно оживленное место в столице сегодня без ломбарда не осталось.

А посему возник и спрос на бухгалтеров, знающих специфику учета в этой отрасли. Но счетных работников с конкретным опытом пока немного. Наша статья поможет вам расширить профессиональный кругозор.  

Большинство ломбардов предпочитает получать в залог ювелирные изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни. Обязанности бухгалтера такого ломбарда окажутся весьма специфичными.

Ломбард как бизнес

Ведение учета и исчисление налогов невозможно без понимания правовых основ деятельности компании. Поэтому обратимся к Федеральному закону от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах». Но предупреждаем сразу – бизнес это не простой.

Ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. Но разовые сделки по продаже основных средств и излишков материально-производственных запасов ломбард совершать может.

Ломбардом может быть только юридическое лицо. Индивидуальный предприниматель осуществлять эту деятельность не вправе. Ломбарды работают на общем режиме налогообложения. Применять «упрощенку» они не могут (пп. 7 п. 3 ст. 346.12 НК РФ), а в связи с оказанием бытовых услуг населению ЕНВД им не грозит (абз. 7 ст. 346.27 НК РФ).

Ломбард выдает займы физическим лицам исключительно под залог имущества (п. 1 ст. 7 Закона № 196-ФЗ).

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Доходом от этой деятельности являются проценты по займу.

Ломбард, хотя и ведет наличные расчеты с заемщиками, ККМ при этом не применяет. Он использует бланки строгой отчетности.

Необходимая статья расходов ломбарда – страхование принятых в залог вещей в полной сумме их оценки (п. 3 ст. 358 ГК РФ).

Вещи, переданные в залог, в собственность ломбарда не переходят. Если заемщик не выполнит своих обязательств по договору займа, то ломбард вправе обратить взыскание на заложенную (невостребованную) вещь. Проще говоря – ее продать.

После продажи такой вещи требования ломбарда к заемщику погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации, недостаточна для их полного удовлетворения. Но может случиться, что сумма выручки окажется выше суммы обязательств заемщика или суммы оценки вещи.

В этом случае ломбард обязан возвратить гражданину часть денег.

Ломбарды относятся к организациям, операции с которыми попадают в сферу действия Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

По этой причине они подлежат постановке на учет в Росфинмониторинге и обязаны взаимодействовать с ним в установленном порядке. В частности, ломбард должен разработать соответствующие правила внутреннего контроля.

Имущество в залоге

Безубыточность ломбарда обеспечивается свойствами заложенного имущества. Оно должно быть высоколиквидным. С учетом рыночных реалий оперативный сбыт находят главным образом ювелирные изделия из драгоценных металлов – золота и серебра. Невыкупленные украшения могут быть оптом реализованы предприятиям-заготовителям, направляющим лом драгоценных металлов на дальнейшую переработку.

Однако оборот драгметаллов создает дополнительные проблемы. Его вправе осуществлять лишь ломбард, состоящий на специальном учете в государственной инспекции пробирного надзора.

В этой сфере нужно дополнительно руководствоваться нормами Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Порядок обращения, учета и хранения изделий, содержащих драгоценные металлы, жемчуг или драгоценные камни, жестко регламентируется государством. Его несоблюдение влечет административную ответственность по ст.

19.14 КоАП РФ и уголовную ответственность по ст. 191 УК РФ.

А бухгалтеру «ювелирного» ломбарда предстоит работать с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 29.08.2001 № 68н. Она предписывает, в частности:

  • вести учет драгоценных металлов и драгоценных камней в составе предметов залога по массе, качеству и в стоимостном выражении (п. 6) Инструкции);
  • два раза в год (по состоянию на 1 января и на 1 июля) проводить инвентаризации драгоценных металлов и драгоценных камней (п. 16).

Нелишне знать, что взвешивание ювелирных и других бытовых изделий производится с точностью: из золота – до 0,01 г, из серебра – до 0,1 г.

Содержание драгоценного металла в изделии нужно пересчитать исходя из его пробы в пересчете на наивысшую пробу. Для золота она составляет 999,99.

Пример 1. Масса золотой цепочки – 50,02 г, а ее проба – 585. При этом чистого золота в ней — 29,26 г (50,02 г х 585 / 999,99).

Но сдавать в Гохран специальную статистическую отчетность – по форме 2-дм или др. в соответствии с п. 6.24 Инструкции – бухгалтеру ломбарда не придется.

Дело в том, что ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными изделиями (п. 5 ст. 2 Закона № 196-ФЗ). Поэтому постановление Росстата от 14.11.2007 № 88 на него не распространяется.

Этот вывод следует из порядка заполнения названных форм.

А вот при реализации драгоценностей юридическим лицам будьте бдительны! Покупатель должен иметь и предъявить вам свидетельство о постановке на специальный учет, разрешающее ему такие операции. В противном случае ваша сделка окажется незаконной – со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. С гражданско-правовой точки зрения она будет ничтожной (ст. 168 ГК РФ).

Еще один популярный вид специализированных ломбардов – автоломбарды. Но для хранения машин потребуется автостоянка. Между тем аренда площадей обойдется недешево, а продать подержанное авто сегодня проблематично.

Где брать оборотные средства?

По сути, ломбард торгует наличными деньгами. А вот откуда он их берет?

Естественно предположить, что ломбард будет прибегать к займам и кредитам. Тогда он будет «выживать» за счет того, что размещает денежные средства под более высокий процент, чем привлекает. Грубо говоря, деньги покупаются «оптом», а продаются «в розницу».

Однако реализация столь бесхитростной схемы порождает банковские операции. Это следует из взаимосвязи подпунктов 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Решающим условием такой классификации будет именно процентный характер заимствований (п. 1 ст. 834, абз. 3 п. 3 ст. 835 ГК РФ).

Между тем осуществление банковских операций без банковской лицензии грозит большими неприятностями.

Прежде всего, в федеральный бюджет будет взыскана вся сумма, полученная в результате данных операций, а сверх того – штраф в двукратном размере этой суммы (ст. 13 Закона № 395-1).

Кроме того, деятельность без лицензии образует состав административного правонарушения по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Наконец, незаконная банковская деятельность – это ст. 172 УК РФ.

Что изменится в деятельности ломбардов в 2021 году — Юридическая консультация

Изменения Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ  «О ломбардах» вступают в силу в три этапа. Большая часть из них уже действует – с 12 октября 2020 г.

Например, увеличилось время, в течение которого ломбард может принимать вещи в залог. Если раньше это можно было сделать с 08:00 до 20:00, то теперь – до 23:00.

Изменения коснулись и размера займа – он ограничен суммой оценки закладываемой вещи, согласовать ее должны обе стороны – ломбард и заемщик.

Установлен прямой запрет на привлечение ломбардами средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение сделано только для акционеров и участников ломбарда.

В то же время перечень услуг, которые может оказывать ломбард, расширен.

Читайте также:  Сроки заключения кредитного договора и договора страхования

Теперь ломбард может сдавать в аренду или субаренду недвижимое имущество, находящееся у него в собственности или в пользовании на правах аренды или субаренды.

Также ломбард теперь сможет выполнять функции банковского платежного агента, т.е. по договору с банком выполнять ограниченный круг операций, например, принимать деньги для расчета с поставщиками товаров и услуг.

Уточнено, в течение какого периода на сумму займа, взятого в ломбарде, начисляются проценты. Это период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом включительно. Исключения составляют случаи погашения займа в день его выдачи или продажи ломбардом заложенной вещи.

И если раньше ломбард должен был реализовать невостребованную вещь через публичные торги, если сумма ее оценки превышала 30 тыс. руб., то теперь планка поднята до 300 тыс. При этом термин «публичные торги» заменен на «открытые торги».

Отныне ломбарды обязаны предоставлять в Банк России не только отчетность, но и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.

С начала 2021 года изменится порядок допуска организаций на ломбардный рынок. Сегодня, чтобы попасть в реестр ломбардов, достаточно выполнения двух условий: наличия слова «ломбард» в названии компании и обозначение соответствующего вида экономической деятельности (ОКВЭД) (указанные сведения имеются в ФНС России).

С первого рабочего дня нового года для получения статуса ломбарда и вхождения в государственный реестр необходимо будет пройти специальную процедуру, установленную Банком России. В частности, организации, претендующие на включение в государственный реестр, обязаны будут представить определенный пакет документов.

Регулятор будет вправе исключить ломбард из реестра, если в течение года тот неоднократно нарушал законодательство или фактически не вел деятельность: не заключал договоры займа или хранения, а также в иных случаях (поступление в Банк России заявления ломбарда об исключении сведений о нем из реестра; внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ломбарда или прекращении деятельности ломбарда в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования).

Как ломбарду пройти проверку Банка России?

Ломбарды будут обязаны информировать Банк России об изменениях данных, содержащихся в реестре.

Действующие ломбарды, которые не перерегистрируются в течение полугода после вступления в силу поправок, не будут иметь права выдавать новые займы и продлевать сроки договоров с клиентами, пока не войдут в новый реестр.

Через девять месяцев после вступления в силу поправок такие ломбарды будут исключены из реестра и в течение месяца обязаны будут сменить название.

Третья часть изменений вступит в силу в середине 2021 года. Они коснутся документов, которые выдаются заемщику. Сегодня клиент получает на руки два документа – залоговый билет и индивидуальные условия договора потребительского займа.

В будущем останется только залоговый билет, где будут отражены все необходимые условия. При этом форма залогового билета утрачивает статус бланка строгой отчетности. Его форма будет устанавливаться нормативным актом Банка России.

При этом залоговый билет должен будет соответствовать Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

ВНИМАНИЕ! ОПУБЛИКОВАНО УКАЗАНИЕ 3927-У (новая форма отчетности для ломбардов)

3927-У вступает в силу с момента опубликования через 10 дней, т.е. с 12 марта. Со дня вступления в силу данного Указания признано утратившим силу Указание Банка России от 05.08.2014 N 3355-У, регулирующее аналогичные правоотношения.

http://cbr.ru/Press/?PrtId=event&id=197&PrintVersion=Y

3927-У http://www.cbr.ru/other/3927-u.pdf

Таким образом, второй годовой отчет о деятельности ломбарда будет сдаваться с изменениями.

П.2. 3927-У

При составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I — II, IV — V.

Ранее изменение отчетности (3355-У) рассмотрены в материале

http://www.regial.ru/category/articles/proekt-ukazaniya-ob-otchetnosti-l…

Изменения и нововведения составления отчетности по форме 0420890.

Срок сдачи отчета о перс. составе увеличат с 15 рабочих до 30 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.

П.3. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений.

П.5. В случае обнаружения ломбардом ошибок в ранее представленной в Банк России отчетности исправленная отчетность должна быть направлена в течение 10 рабочих дней со дня выявления ошибок.

— убран в разделе I (3355-У) подраздел 4: Сведения о работниках, осуществляющих оценку вещей

— в раздел II Подраздел 1. Сведения о займах

1.1. Задолженность по основному долгу по предоставленным займам
Добавлена графа (33) «Сумма займов, выданных за отчетный период»

Из предыдущей формы отчетности (с разъяснением – в том числе):

графа (34) Сумма задолженности по основному долгу по предоставленным займам на конец отчетного периода, в том числе:

графа (34.1.) Сумма задолженности по основному долгу по предоставленным займам, не погашенным в установленный срок

в подразделе 1.2. Задолженность по процентам по предоставленным займам

графа (36) Сумма задолженности по процентам по предоставленным займам на конец отчетного периода, в том числе:

графа (36.1) Сумма задолженности по процентам по предоставленным займам, не погашенным в установленный срок

— подраздел 1.4. Действующие договоры займа переименован в «1.4. Информация о договорах займа» и внесены изменения в порядок заполнения:

добавлена графа (41) : Количество договоров займа, по которым на конец отчетного периода не погашены обязательства или заложенные вещи не проданы, в том числе:

графа (41.1): Количество договоров займа, обязательства по которым не погашены в установленный сроки находящихся на льготном месячном сроке на конец отчетного периода (шт) — (ранее существовала в 3355-У)

добавлена графа (41.2.) : Количество договоров займа, по которым истек льготный месячный срок, но обязательства по ним не погашены или заложенное имущество еще не продано на конец отчетного периода (шт.)

графа 41 = 41.1 +41.2

  • существующая графа «Количество действующих договоров займа на конец отчетного периода» убрана
  • оставлены существующие графы:
  • (42) Количество заемщиков на конец отчетного периода (чел)
  • (43) Количество договоров займа, заключенных за отчетный период (шт)

— 1.5. Иные сведения по договорам займа

  1. добавлена графа (46) Сумма денежных средств, подлежащая получению ломбардом в результате реализации невостребованных вещей, на конец отчетного периода
  2. В соответствии с Порядком составления отёчности по форме 0420890
  3. Указывается сумма денежных средств, которая подлежит получению ломбардом в том случае, если невостребованные вещи реализованы, но оплата по данной реализации не поступила и (или) поступила частично на отчетную дату.
  4. В указанную графу включается только информация о денежных средствах, которые будут получены ломбардом в счет оплаты реализованных невостребованных вещей, для погашения задолженности по основному долгу по предоставленным займам на конец отчетного периода.
  5. — Подраздел 2. Сведения о средствах, привлеченных ломбардом

изменен и переименован 2.2. Сведения о средствах, привлеченных от физических лиц, являющихся учредителями (членами, участниками)

убраны графы о средствах, привлеченные от не учредителей физ. лиц

— добавлен 2.3. Общие сведения о средствах, привлеченных ломбардом

— подраздел 3 Информация о страховании рисков ломбарда, связанных с вещами, принятыми в залог

добавлена графа (65) Страховая сумма, на которую застрахованы вещи, принятые в залог на конец отчетного периода, тыс. руб.

  • — Подраздел 4 Справочная информация переименован «Иная информация»
    графы остаются прежние
  • в Раздел III добавлена графа (75) «Количество договоров потребительского займа заключенных за квартал, шт.»
  • — графы Раздел IV. Балансовые показатели тоже претерпели изменения

Убран 1.4. незавершенное строительство
Добавлен 1.6. Прочие активы
Добавлен 2.5. Прочие составляющие капитала
Дифференцирован и изменен 3. Обязательства, в том числе: (3.1+3.2+3.3.)
3.1. заемные средства, в том числе:
3.1.1. проценты, начисленные по заемным средствам
3.2. кредиторская задолженность ломбарда

3.3. Прочие обязательства

— добавлен Раздел V. Информация об операциях с денежными средствами

Данные показатели представляют собой ежеквартальное движение денежных средств по кассе и расчетному счету и будут сопоставляться с ежемесячной отчетностью об операциях с денежными средствами!!! по Указанию 3719-У

  1. Следовательно, в скором времени будет размещена на сайте Банка России обновленная сборка Программы-анкеты для составления уже отчетности по ломбардам.
  2. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда также изменился
  3. Раздел I. Общие сведения о ломбарде сокращен ввиду того что данные повторяются в ежеквартальном отчете
  4. Остальные разделы остаются в прежнем виде и существующие требования по заполнению.
Ссылка на основную публикацию