Вопросы обременения земельного участка сервитутом решают собственник земли и тот, кто требует право ею пользоваться, а при спорах – суды. Узнайте, устанавливается ли сервитут автоматически при наличии общих пешеходных дорожек через двор МКД и может ли орган ГЖН или муниципалитет принимать решения по подобным вопросам.
Сервитут – ограниченное право пользования территорией МКД для прохода, проезда и проведения ремонта
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 274 ГК РФ). Оно передаётся другому лицу по праву обременения. Сервитут нужен, например, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими.
Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации, без которой он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется.
Сервитут может быть временным и постоянным; личным или публичным. Публичный сервитут призван обеспечивать интересы государства, местного самоуправления или местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Публичный сервитут может быть установлен для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
- проведения дренажных работ и других целей.
Разберём судебный спор об установлении сервитута на придомовой территории МКД, который дошёл до Верховного суда РФ (дело № А71 -4094/2020).
Может ли ОМС не формировать участок под МКД при отсутствии денег
Сервитут может быть установлен для прохода граждан через территорию МКД к общественным местам
Собственники помещений одного из многоквартирных домов в Ижевске на общем собрании приняли решение установить вокруг своего двора забор с воротами. Управляющая организация выполнила это решение, предварительно получив все необходимые согласования и разрешения в муниципалитете.
Но жители соседнего МКД пожаловались в орган ГЖН: забор перекрыл им пешеходную дорожку до остановки общественного транспорта. Ведомство провело проверку работы УО по содержанию общего имущества дома, вокруг которого установлен забор.
Орган Госжилнадзора пришёл к выводу, что территория, по которой проложена пешеходная дорожка для жителей окрестных МКД, обременена сервитутом. Собственники не могут запретить другим гражданам пользоваться пешеходной дорожкой, перегородив её. Следовательно, решение ОСС об установке забора принято с нарушением ч. 5 ст. 36 ЖК РФ.
УО получила предписание уведомить собственников помещений в спорном МКД о том, что забор нарушает законодательство, и обеспечить проход по придомовой территории МКД.
Компания обратилась в суд с иском, требуя признать предписание незаконным и неисполнимым.
Согласно ГК РФ и ЖК РФ, владельцы помещений в МКД вправе принять на ОСС решение по ограждению придомовой территории, которая входит в состав их общего имущества. Это исключительная компетенция общего собрания.
Решение принято с наличием необходимого кворума. При монтаже забора УО получила все необходимые разрешения. Согласовывать такие работы с жителями соседних домов компания не должна.
Орган Госжилнадзора настаивал на том, что ограждение создаёт препятствие для использования пешеходной дорожки. Лица, не являющиеся собственниками земельного участка, сохраняют право пользования объектами на нём, если они созданы до дня введения в действие ЖК РФ.
Земельный участок МКД: содержание и оценка его санитарного состояния
Собственники не могут оградить другим гражданам проход через свой двор при наличии публичного сервитута
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений в МКД имеют право принять на ОСС решение об установке ограждения на придомовой территории, входящей в состав их общего имущества (ч. 5 ст.
16 № 189-ФЗ, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
В том числе они вправе установить пределы использования земельного участка и ввести ограничения на его использование, заключить соглашение об установлении публичного сервитута.
В силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст.. 51 ГрК РФ, забор имеет вспомогательное назначение, не относится к объектам капитального строительства, поэтому специальных разрешений для его возведения не требуется.
Но при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременён правом ограниченного пользования.
Собственники не могут запретить другим лицам пользоваться таким правом и закрыть им доступ к объектам, существовавшим на участке до дня введения в действие ЖК РФ.
Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению сторон.
Суд первой инстанции сделал заключение, что владельцы помещений в спорном доме не могут создавать препятствия для жителей других домов в пользовании пешеходной дорожкой. Орган ГЖН правильно установил, что на этой территории действует публичный сервитут. Предписание ведомства осталось в силе, а иск УО суд отклонил.
Компания подала жалобу в апелляционный суд, указав, что у жителей соседнего дома есть возможность пользоваться пешеходной зоной: в заборе есть ворота и калитка. Но судья признал этот довод несостоятельным и поддержал решение коллег.
Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД
Сервитут во дворе МКД устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению с обязательной госрегистрацией
Управляющая организация обратилась в кассационный суд, настаивая на том, что жители соседнего МКД имеют беспрепятственный проход по двору спорного дома через ворота. Установленный забор не нарушает их прав.
Кассационный суд, принимая решение, сосредоточил внимание на вопросе, а есть ли на ограждённой придомовой территории публичный сервитут. О его наличии сказано в документах, составленных органом ГЖН по результатам проверки деятельности управляющей домом организации.
Но, как отметил судья, сервитут появляется по соглашению сторон и подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 3 ст. 274 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.
23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органа власти или муниципалитета в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
В силу ч. 5 ст. 36 ЖК РФ споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования разрешаются в судебном порядке. Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 274 ГК РФ.
Согласно кадастровой выписке на спорный земельный участок, никаких обременений для организации прохода в его границах не установлено. Наличие публичного сервитута, установленного в предусмотренном законом порядке, ничем не подтверждено.
Кассационный суд сделал вывод, что предыдущие инстанции не исследовали вопросы о том:
- обременён ли участок публичным сервитутом на законных основаниях;
- есть ли соглашение сторон об этом или судебный спор по условиям обременения;
- признано ли решение ОСС недействительным в судебном порядке.
Судья указал, что орган Госжилнадзора не может подменять судебные органы: признавать решение ОСС недействительным или разрешать споры об установлении сервитута земельного участка. Решения первой и апелляционной инстанции были отменены, иск УО удовлетворён: суд признал предписание незаконным. Верховный суд РФ согласился с такой точкой зрения и не нашёл оснований для пересмотра дела.
Орган ГЖН не вправе в одностороннем порядке устанавливать сервитут на земельном участке МКД
Итог судебного дела, закреплённый Верховным судом России, в очередной раз показал, что органы Госжилнадзора не могут выходить за рамки своих полномочий.
В законодательстве указано, что сервитут устанавливается сторонами вопроса: собственником земли и тем, кто хочет получить ограничительные права, либо же судом.
Ни надзорное ведомство, ни муниципальная власть не вправе в одностороннем порядке решить, что на придомовой территории установлен сервитут.
Также не могут этого утверждать жители домов, которым собственники помещений соседнего МКД перекрыли привычную тропинку к остановке через свой двор.
Ранее мы писали о судебном деле, в котором апелляционная инстанция указала на то, что если установленный вокруг МКД забор находится на придомовой территории и его монтаж согласован на ОСС и муниципальными властями, то ограждение не является незаконным.
Препятствием для установки забора не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина или одностороннее решение органа ГЖН о том, что территория МКД обременена сервитутом.
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.
Что такое сервитут?
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
Зачем нужен сервитут?
- для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;
- для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
- для обеспечения других нужд землевладельца.
Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Как заключить соглашение о сервитуте?
Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.
Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).
Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
- кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
- сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
- цели и основания установления сервитута;
- срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
- размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
- прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Регистрация сервитута
Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре.
Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен.
При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», – отметил заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.
Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Что такое сервитут? » Официальный портал мэрии города Черкесска
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
- Частный сервитут – когда проход и проезд к вашему участку возможен только через соседний участок.
- Зачем нужен частный сервитут?
- — для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок.
- — для обеспечения водоснабжения;
- — для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
- — для обеспечения других нужд землевладельца.
- Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
2) собственник (лицо, права которого ограничиваются).
Размер государственной пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций и 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.
- Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
- Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.
- По общему правилу, сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.
- © Пресс-служба Управления Росреестра по КЧР
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления частного сервитута | Последние новости
Представим: вы приобрели земельный участок, построили дом. Пришло время провести электричество и воду – и вдруг проблема. Коммуникации не подвести – мешает соседний участок. Проблему решит установление сервитута. Эксперты Федеральной кадастровой палаты рассказали, что это, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.
Что такое сервитут?
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
- Частный сервитут – когда проход и проезд к вашему участку возможен только через соседний участок.
- Зачем нужен частный сервитут?
- для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок.
- для обеспечения водоснабжения.
- для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередач (связи), трубопроводов, автомобильных дорог и других линейных объектов;
- для обеспечения других нужд землевладельца.
- Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
- Как заключить соглашение о частном сервитуте?
Как правило, частный сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.
Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и она не стоит на кадастровом учете как часть земельного участка, то необходимо выполнить кадастровые работы (межевание) по образованию такой части.
Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
- Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
- Если собственник земельного участка согласен установить частный сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
- кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
- сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
- цели и основания установления сервитута;
- срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
- размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
- прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею и восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Важно! Размер платы за частный сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – то вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Регистрация частного сервитута
Частный сервитут нужно зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в МФЦ с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Когда государственный регистратор примет положительное решение, заявителю будет выдана выписка из ЕГРН, содержащая обременения, наложенные на данную территорию.
Важно! Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Сервитут
Сервитут – это получение возможности на ограниченное пользование недвижимостью, вещью или землей, которые находятся в чужой собственности.
Сервитут используется в земельных, вещных и иных отношениях. В рамках правоприменительной практики под сервитутом понимаются обстоятельства, согласно которым одна из сторон в рамках допустимой по закону договоренности, получает от другой стороны разрешение и допуск на использование своих объектов или территорий, находящихся в собственности.
Отметим, что большая часть прочих обстоятельств, связанных с сервитутом, относится к категории земельного права, когда речь идет о различных аспектах применения права ограниченно употреблять себе на пользу территорию чужого земельного владения.
Виды сервитута
Земельный кодекс различает два варианта сервитута: частный и публичный.
Разница здесь заключается в том, кто становится обладателем ограниченного права пользования.
Первая ситуация относится к частным лицам и организациям, которые урегулируют свои правоотношения в процессе эксплуатации соседних участков. Публичный сервитут устанавливается в случаях, когда речь идет об интересах государства в целом, отдельных его органов или местного населения.
Частный сервитут
- Согласно Статьям 274-277 ГК РФ:
- Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (частного сервитута).
- Частный сервитут может устанавливаться для:
- обеспечения водоснабжения и мелиорации;
- прокладки и эксплуатации линии электропередач, связи и трубопроводов;
- обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок;
- также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Основанием установления частного сервитута выступает соглашение между лицом, которое требует установить сервитут, и собственником соседнего участка.
В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спор разрешается судом по иску лица, которое требует установить частный сервитут.
Публичный сервитут
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Публичный сервитут устанавливается в публичных интересах, то есть если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления, местного населения. Публичный сервитут может устанавливаться для достижения следующих целей:
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- использования земельного участка;
- прохода или проезда через земельный участок;
- выпаса сельскохозяйственных животных;
- прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
- сенокошения;
- временного пользования земельным участком в целях проведения исследовательских работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе;
- использования земельного участка в целях охоты и рыболовства.
Классификация сервитута
По своим особенностям сервитуты могут быть классифицированы следующим образом:
- платные – с установлением компенсационных отчислений в пользу лица, обременяющего свое имущество сервитутом;
- бесплатные – по закону или на основе взаимной договоренности предоставляемыми безвозмездно;
- срочные – с установлением фиксированного, продляемого или всегда четко завершаемого срока действия;
- бессрочные – не имеющие определенного срока существования.
Процедура оформления сервитута
- При этом обеспечение процедуры происходит по следующим правилам
- 1.Стороны (собственники) приходят к выводу о необходимости применения сервитута;
- 2.Участники соглашения заключают договор, в котором отмечают:
- сферу, на которую распространяется действие сервитута;
- платную или бесплатную форму взаимодействия в рамках сервитута;
- сроки;
- другие необходимые условия.
3.Если стороны приходят к соглашению, они переходят к процедуре государственной регистрации сервитута в Росреестре;
4. После рассмотрения и подтверждения сделки будет выдана соответствующая выписка из ЕГРП, в которой будут отмечены обременения, наложенные на соответствующую территорию. После регистрации сервитут будет считаться имеющим законную силу.
Регистрация сервитута
Сервитут является обременением и вещным правом, поэтому он подлежит государственной регистрации.
Случаи кода сервитут не подлежит регистрации
Регистрационные действия необходимо осуществлять во всех случаях кроме двух исключений:
- территория с обременением отходит в собственность наследника. В этой ситуации и ограниченное право пользования передается по наследству вместе с землей. Обременение здесь неотделимо от земли, поэтому оно никак не меняется при смене собственников;
- условия введения исчезли до того, как соседи пришли к подписанию договора.
Стадии регистрации сервитутного права
Сам процесс регистрации состоит из четырех этапов.
-
Подача необходимых документов. Здесь проверяется правильность составления бумаг, после чего ответственный работник принимает их с выдачей подтверждения о получении документации и ее перечне.
-
Юридическая проверка представленных документов. Переданные заявителем бумаги направляются на юридическую экспертизу, в ходе которой документы проверяются на следующие моменты: соответствие действующему законодательству; подлинность и действительность; полное соответствие той задаче, которая планируется быть разрешенной.
-
Внесение необходимой информации в Единый государственный реестр.
-
Выдача заявителю документа, который подтверждает регистрацию. В этой бумаге отражается факт установления данного сервитутного права и указывается продолжительность действия сервитута.
Документы для регистрации сервитутного права
Для оформления необходимо подавать следующие документы:
- соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;
- заявление на выполнение регистрации;
- паспорт лица, подающего данное заявление;
- кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;
- бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;
- если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;
- при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.
Сервитут — что это такое?
Сервитуты традиционно делят на личные и предиальные.
Сервитут личный
Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя.
Предиальный сервитут
Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом.
Наиболее распространенным видом предиального сервитута является право пользования чужим земельным участком — так называемый земельный сервитут.
Это, например, право проложить водопроводные трубы через чужой земельный участок, прорыть канавы для спуска воды, проезжать и прогонять скот через него.
Сервитуты могут быть срочными и бессрочными, платными и бесплатными. Исчерпывающего перечня сервитутов законодательство, как правило, не вмещает, позволяя устанавливать любые сервитуты, которые отвечают признакам сервитутного права и не противоречат нормам закона.
Способами установления сервитута в законодательстве разных стран признается обычай, договор, решение суда, завещание и некоторые другие. Отличительной характеристикой сервитута как права на чужую вещь является невозможность или затрудненность осуществления прав без установления сервитута.
В российском праве основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274—277, 613 и 694) и Земельном кодексе РФ (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.), а также в Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
При переходе права собственности на землю, обремененную сервитутом, сервитут сохраняется (ст. 275 ГК РФ). Важным является момент прекращения действия сервитута: законодателем не установлен точный срок прекращения действия, есть только отсылка на обстоятельства, в связи с которыми он прекращает действовать:
- 1) по требованию собственника земельного участка,
- 2) отпали основания, в связи с которыми был установлен,
- 3) земельный участок не может использоваться по назначению.
- Сервитут не может быть самостоятельным предметом договоров купли-продажи, залога и не может передаваться подобными способами.
Земельный сервитут — узнать все об этом термине и понятии
Сервитут: что это, виды
В процессе хозяйственной деятельности нередко возникает необходимость использования недвижимого имущества других лиц, будь то доступ к вспомогательным помещениям здания, или возможность прохода/проезда. Для установления права ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом и применяется сервитут. Разберемся, что представляет из себя сервитут и каких видов он бывает.
Сервитут, с одной стороны, относится к вещным правам лиц (право ограниченного пользования), не являющихся собственниками имущества (подп. 4 п. 1 ст. 217 ГК), с другой стороны, относится к разновидности ограничений (обременений) прав собственника недвижимого имущества.
Сервитут устанавливается в отношении недвижимого имущества. Наиболее распространенным является сервитут в отношении земельных участков (ст. 19 КоЗ).
Обременение сервитутом возможно в отношении участков, находящихся как в частной собственности, так и в пожизненном наследуемом владении, постоянном или временном пользовании, аренде, субаренде (ч. 1 п.
13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).
Возникновение или прекращение сервитута подлежит обязательной государственной регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (п. 3 ст. 268 ГК, подп. 2.10 п. 2 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимого имущества).
По способу установления сервитута, его можно разделить на договорной и судебный.
В договорном (внесудебном) порядке сервитуты устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником недвижимого имущества. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута во внесудебном порядке, сервитут может быть установлен решением суда.
В этом случае лицо, которое требует установление сервитута, должно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением (п. 3 ст. 268 ГК).
При обращении в суд с исковым заявлением необходимо указать: какой вид сервитута устанавливается (постоянный, срочный), в отношении какого недвижимого имущества, границы сервитута, цели его установления.
При этом следует иметь в виду, что поскольку сервитут фактически является ограничением прав владельца недвижимого имущества, такой способ защиты права возможен только в случае, если иным способом невозможно обеспечить соблюдение прав лица, обратившегося в суд с иском об установлении сервитута.
Так, при рассмотрении споров об установлении, прекращении земельных сервитутов судам следует проверять, соответствуют ли требования об установлении (сохранении) сервитута его целям (обеспечение прохода, проезда, прокладка и эксплуатация линий электропередачи, связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения, а также иных хозяйственных нужд), выяснять у землепользователя земельного участка, в отношении которого заявлены требования об установлении земельного сервитута, требует ли он оплату за сервитут и возмещение убытков. Если по делу будет установлено, что интересы истца могут быть обеспечены иным способом и объективной необходимости для установления земельного сервитута не имеется, суд отказывает в иске (ч. 3, 4 п. 13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).
Также следует учесть, что собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, может обратиться с требованием о прекращении сервитута, если отпали основания, по которым сервитут был установлен, либо если в результате обременения сервитутом недвижимое имущество не может использоваться в соответствии с назначением (ст. 270 ГК).
По времени действия сервитут может быть постоянным или временным (срочным).
При установлении сервитута следует указать его вид в соглашении или в просительной части искового заявления. Если сервитут является временным, следует указать срок его действия.
Вместе с тем если в устанавливающем сервитут документе (соглашении, договоре, судебном постановлении) не указан его вид, в силу ч. 2 ст. 45 КоЗ земельный сервитут считается постоянным. Следуя аналогии, такой же подход должен сохраняться и в отношении сервитута на иное недвижимое имущество.
По критерию возмездности сервитут может быть платным или бесплатным.
Собственник недвижимого имущества, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование недвижимым имуществом (п. 4 ст. 268 ГК). Аналогичная норма содержится в КоЗ (ч. 3 ст. 19).
Размер такой платы определяется по соглашению сторон (в случае добровольного урегулирования вопроса) или решением суда. При этом, в случае судебного спора по установлению сервитута, у судов отсутствует четко установленный алгоритм по определению размера платы.
В законодательстве и судебной практике есть только общее указание на то, что размер платы за пользование земельным сервитутом устанавливается судом в зависимости от вещного права на недвижимое имущество, обременяемое сервитутом, срока действия сервитута и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч. 5 п.
13 постановления Пленума ВС от 22.12.2011 N 9).
Как правило, при определении судом размера платы за сервитут, учитывались следующие обстоятельства:
— расходы по земельному налогу (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 18.06.2019 (дело N 202-8/2018/331А/674К));
В чем разница между арендой земли и сервитутом на землю?
Пожалуйста расскажите — чем отличается сервитут от аренды на землю. Нам нужно оформить права под линейными коммуникациями (водопроводом, канализацией и линиями электропередачи). Можем ли мы оформить соглашение о сервитуте? И если да, то как долго длится оформление и какой будет плата за сервитут?
Принципиальная разница между договором аренды на землю и соглашением о сервитуте на землю заключается в том, что из трех правомочий включенных в состав права собственности – владение, пользование и распоряжение в праве аренды содержатся правомочия владения и пользования, а при соглашении о сервитуте передается лишь право пользования (ограниченного пользования) (Таблица №1).
Таблица №1: Правомочия в составе различных видов прав
Вид права | Владение | Пользование | Распоряжение |
Собственность | Да | Да | Да |
Аренда | Да | Да | Нет |
Сервитут | Нет | Да | Нет |
Статья 39.23 Земельного кодекса РФ определяет, что соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях:
- размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;
- проведение изыскательских работ;
- ведение работ, связанных с пользованием недрами.
Пункт 4 статьи 39.
25 Земельного кодекса РФ определяет, что в случае заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до трех лет допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается данный сервитут, без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
Приказом Минэкономразвития РФ от 27.11.2014 г. №762 определена форма и требования к оформлению схемы земельного участка (ЗУ) на кадастровом плане территории (КПТ).
Процесс оформления соглашения о сервитуте
Статья 39.26 Земельного кодекса РФ определяет порядок заключения соглашения о сервитуте в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности:
№ п/п | Задача | Результат | Срок |
1 | Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории | Поданное заявление | 1 рабочий день |
2 | Рассмотрение уполномоченным органом заявления о заключении соглашения об установлении сервитута |
|
21 рабочий день (30 календарных дней) |
3 | Проведение кадастровых работ для осуществления государственного кадастрового учета сведений о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут (за исключением случая когда сервитут устанавливается на весь земельный участок, а также когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) | Кадастровый паспорт с внесенными сведениями о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут | 15 рабочих дней (21 рабочий день) |
4 | Заключение соглашения о сервитуте между заявителем и уполномоченным органом | Заключенное соглашение о сервитуте | 1 рабочий день |
5 | Государственная регистрация обременения (сервитута) (за исключением случая, когда срок соглашения о сервитуте менее 3 лет) | Зарегистрированное в органах Росреестра соглашение о сервитуте | 10 рабочих дней (14 календарных дней) |
Итого (при сроке сервитута менее 3 лет) | 23 рабочих дня (33 календарных дня) | ||
Итого (при сроке сервитута более 3 лет) | 48 рабочих дней (68 календарных дней) |
Процесс оформления договора аренды
№ п/п | Задача | Результат | Срок |
1 | Обращение в уполномоченный орган с заявлением о заключении договора аренды земельного участка | Поданное заявление | 1 рабочий день |
2 | Формирование и направление межведомственных запросов | Получение из органов государственной власти запрашиваемых документов | 23 рабочих дня |
3 | Рассмотрение поступившего заявления и проверка документов, подготовка проектов решений (договоров) | Проект решения должностного лица уполномоченного органа | 20 рабочих дней |
4 | Подписание проекта договора аренды | Договор аренды, подписанный должностным лицом уполномоченного органа | 2 рабочих дня |
5 | Предоставление подписанного договора аренды заявителю | Полученный договор аренды, подписанный с обоих сторон | 3 рабочих дня |
6 | Государственная регистрация договора аренды | Договор аренды, зарегистрированный в органах Росреестра | 10 рабочих дней |
Итого | 59 рабочих дней (83 календарных дня) |
Размер арендной платы по договору аренды
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582 определяется одним из следующих способов:
- на основании кадастровой стоимости земельных участков;
- по результатам торгов, проводимых в форме аукциона;
- в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Минэкономразвития РФ;
- на основании рыночной стоимости земельных участков.
В случае, если земельный участок предоставляется в аренду для целей указанных в п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 г. №582, для размещения:
- линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений;
- трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
- объектов Единой системы газоснабжения, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
арендная плата рассчитывается по формуле – 2% от кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 4 постановления Правительства Оренбургской области от 24.02.2015 г. №109-п определен размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Оренбургской области:
- земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения объектов Единой системы газоснабжения, газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, – в размере 0,11 рубля за 1 кв. метр;
- земельного участка, предоставленного для строительства или размещения линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), пунктов контроля загрязнения воздуха, объектов электросетевого и жилищно-коммунального хозяйства, организаций, оказывающих услуги по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, а именно: линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а также котельных заводского изготовления (расположенных на отдельно сформированных земельных участках), центральных тепловых пунктов, насосных станций различных модификаций и назначений, газорегуляторных пунктов, станции катодной защиты – в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка;
- земельного участка, предоставленного (занятого) для размещения трубопроводов и иных объектов государственного или муниципального значения, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод – в размере 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка.
Размер арендной платы по соглашению о сервитуте
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2014 г. №1461 определен размер платы по соглашениям о сервитуте в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления размер платы составляет 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год действия сервитута.