- Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места нынешнего проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также гражданам, ранее работавшим в таких районах, независимо от места нынешнего проживания, предоставлено право на увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии.
- Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставляется:
- мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (возраст определяется с учетом переходных положений приложений 5 и 6 Закона № 400-ФЗ), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно.
- Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (65 лет – для мужчин (с учетом переходных положений приложений 5 и 6 к Закону № 400-ФЗ) и 60 лет – для женщин (с учетом переходных положений приложения 6 к Закону № 400-ФЗ)) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При этом гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (например, по Списку № 2) страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
- женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;
- мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим не менее 25 и 20 лет соответственно в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Как увеличивается фиксированная выплата к страховой пенсии «северян»
Фиксированная выплата к одному из видов страховой пенсии «северян»: по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерации на весь период проживания в этих районах (местностях) проживания.
Для непрерывного получения повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) в связи с фактическим проживанием на Крайнем Севере, его нужно подтверждать каждый год.
Для этого необходимо лично подать заявление (это может быть любое заявление, в котором гражданин указывает свое место жительства, к примеру, заявление об установлении пенсии, ее перерасчете, изменении способа ее доставки и др.
, либо отдельная форма заявления) в территориальный орган ПФР или МФЦ по месту регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания,фактического проживания на Крайнем Севере) Причем подать это заявление нужно до истечения 12 месяцев с месяца подачи предыдущего подтверждения места фактического проживании на Крайнем Севере.
Если пенсионер переезжает из района Крайнего Севера в местности с обычными климатическими условиями, размер фиксированной выплаты подлежат пересмотру и определяется без применения районного коэффициента.
Если пенсионер приезжает из района Крайнего Севера в другой северный регион, где к заработной плате установлен больший либо меньший районный коэффициент, размер фиксированной выплаты будет увеличен или уменьшен в зависимости от района нового места проживания.
Гражданам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства. При этом из них лишь тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, предоставляется право выбора: увеличение фиксированной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента либо установление повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии.
Как учитывается «северный» стаж при назначении пенсии?
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости «северный» стаж рассчитывается в календарном порядке, то есть без применения льготного исчисления. Такой же порядок исчисления «северного» стажа применялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством, включая пенсионное законодательство СССР.
Новый перечень северных регионов с 2022 года
С 2022 года утвержден новый перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для выплаты компенсаций и предоставления госгарантий жителям севера.
Новый Перечень районов Крайнего Севера применяется с 1 января 2022 года при предоставлении госгарантий и компенсаций работникам, которые трудятся в сложных климатических условиях. Этот перечень практически повторят действовавший ранее. В географическом плане перечень не изменился.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.
2021 № 1946 к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям отнесены отдельные города, городские округа, муниципальные округа и районы республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Тыва, Забайкальского, Красноярского, Хабаровского, Пермского, Приморского краёв, Амурской, Архангельской, Иркутской, Сахалинской, Томской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также вся территория Республики Саха (Якутия), Магаданской, Мурманской областей, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов и весь Камчатский край.
Гарантии работникам Крайнего Севера по ТК РФ
В Трудовом кодексе РФ закреплены гарантии работникам, которые трудятся в неблагоприятном климате северных регионов. Работники Севера имеют право на:
- Повышенную заработную плату, рассчитанную с применением районного коэффициента и процентной надбавки: статьи 315, 316 и 317 ТК РФ.
- Дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск: статья 321 ТК РФ.
- Компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отпуска и обратно: статья 325 ТК РФ.
- Другие гарантии и компенсации.
Перечень районов Крайнего Севера с 2022 года. Таблица
Районы Крайнего Севера | |
Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей | |
Республика Карелия | Костомукшский городской округ;муниципальные районы: Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухский |
Республика Коми | городские округа: Воркута, Инта, Усинск;муниципальные районы: Усть-Цилемский, Ижемский, Печора |
Республика Саха (Якутия) | вся республика |
Республика Тыва | муниципальные районы: Монгун-Тайгинский, Тоджинский;сельское поселение сумон Шынаанский Тере-Хольского района |
Камчатский край | весь край |
Красноярский край | городской округ Норильск;муниципальные районы: Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский, Северо-Енисейский, Туруханский |
Хабаровский край | муниципальные районы: Аяно-Майский, Охотский |
Архангельская область | городской округ Северодвинск;муниципальные районы: Мезенский, Лешуконский, Пинежский |
Иркутская область | Катангский муниципальный район |
Магаданская область | вся область |
Мурманская область | вся область |
Сахалинская область | городские округа: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский, Южно-Курильский |
Ненецкий автономный округ | весь округ |
Чукотский автономный округ | весь округ |
Ямало-Ненецкий автономный округ | весь округ |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | муниципальные районы: Белоярский, Березовский |
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера | |
Республика Алтай | муниципальные районы: Кош-Агачский, Улаганский |
Республика Бурятия | городской округ город Северобайкальск;муниципальные районы: Баунтовский эвенкийский, Баргузинский, Курумканский, Окинский, Муйский, Северо-Байкальский |
Республика Карелия |
|
Республика Коми | городские округа: Сыктывкар, Ухта, Вуктыл;муниципальные районы: Княжпогостский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сосногорск, Сысольский, Троицко-Печорский, Удорский, Усть-Вымский, Усть-Куломский |
Республика Тыва | города: Кызыл, Ак-Довурак;муниципальные районы: Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Каа-Хемский, Кызылский, Овюрский, Пий-Хемский, Сут-Хольский, Тандинский, Тес-Хемский, Чаа-Хольский, Чеди-Хольский, Улуг-Хемский, Эрзинский, Тере-Хольский (за исключением Шынаанского сумона) |
Забайкальский край | муниципальные районы: Тунгиро-Олекминский, Тунгокоченский; Каларский муниципальный округ |
Красноярский край | городские округа: Енисейск, Лесосибирск;муниципальные районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский |
Пермский край | муниципальные округа: Гайнский, Косинский, Кочевский |
Приморский край |
|
Хабаровский край |
|
Амурская область |
|
Архангельская область |
|
Иркутская область | городские округа: Усть-Илимск, Братск;муниципальные районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский, Усть-Кутский |
Сахалинская область | городские округа: Александровск-Сахалинский, Анивский, Долинский, Корсаковский, Макаровский, Невельский, Поронайский, Смирныховский, Томаринский, Тымовский, Углегорский, Холмский, город Южно-Сахалинск |
Томская область | городские округа: город Стрежевой, город Кедровый;муниципальные районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский, Чаинский, Тегульдетский |
Тюменская область | Уватский муниципальный район |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | городские округа: Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск;муниципальные районы: Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский |
электронное издание100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Получить издание
Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
Закончила Юридический институт (Санкт-Петербург), в 2001 году поступила в аспирантуру Института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2006 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Работала в органах местного самоуправления муниципального образования город Мурманск, органах исполнительной власти Мурманской области. Преподавательская деятельность с 2003 года в Мурманском институте экономики и права, Мурманском филиале НОУ «Юридический институт (Санкт-Петербург)», Филиале ФГОУ ВПО «Северо-Западная Академия государственной службы»
Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.
Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом — районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.
Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.
На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.
Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана — два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.
Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы
В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.
Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.
Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.
В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.
96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.
Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.
97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…
оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».
Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.
В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.
Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.
Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.
Концепция Правительства Российской Федерации была основана на пересмотре и существенном изменением системы поддержки регионов Крайнего Севера. В 1997 году было принято Постановление от 31.12.97 № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера», где отмечалась необходимость поэтапного реформирования системы государственной поддержки районов Севера. При этом среди приоритетных направлений выделялись следующие:
— усиление роли государства в развитии экономики районов Севера;
— пересмотр существующей системы гарантий и компенсаций для северян по мере формирования системы дифференцированных по регионам общегосударственных социальных стандартов;
— повышение ответственности работодателей в решении социальных проблем районов Севера;
— совершенствование межбюджетных отношений
Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.
2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.
Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…
архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.
Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.
2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ).
Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
Закон Российской Федерации от 19.02.
93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.
При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
1.
Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, — законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, — муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».
Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.
Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.
2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.
До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Прокурор разъясняет — Прокуратура Хабаровского края
Предоставление работникам отдельных гарантий и компенсаций законодательство связывает с наличием у них стажа работы определенной продолжительности в северных районах.
Труд работников в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Для этих целей, согласно статье 315 Трудового Кодекса Российской Федерации, применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате.
Районный коэффициент применяется к месячной заработной плате всех работников и является показателем относительного увеличения заработной платы работников, работающих в суровых природно-климатических условиях.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 19.02.
1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» предусматривалось, что работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате. Размер и порядок выплаты процентной надбавки устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
В настоящее время Федеральным законом от 22.08.
2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в статью 11 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Согласно которым, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, процентные надбавки начисляются на заработок в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждый последующий год работы. Предельный размер надбавки для данной группы районов составляет 50% заработка.
Работникам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, но только по достижению предельного размера надбавки — 50 процентов.
По общему правилу процентная надбавка к заработной плате выплачивается ежемесячно при наличии у работника соответствующего стажа работы в указанных районах и местностях.
Трудовой стаж, дающий право на получение процентной надбавки к заработной плате, исчисляется со дня начала работы по трудовому договору и суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.
До 1 января 2005 г. лицам в возрасте до 30 лет, впервые заключившим трудовой договор, процентная надбавка к заработной плате выплачивалась с первого дня работы в указанных районах и местностях, при условии, что они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет непосредственно перед трудоустройством. После 1 января 2005 г. указанная компенсация для данной категории лиц отменена.
В настоящее время работникам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в размере 10% за каждые шесть месяцев работы, но только по достижению предельного размера надбавки — 50 процентов.
Какие Льготы И Доплаты Дает «Северный» Стаж Пенсионеру
Kdpconsulting.ruKdpconsulting.ru
1. Досрочная пенсия К сожалению, пенсионная реформа не обошла стороной «северян», и возраст выхода на пенсию им повысили — хотя все же и не так, как основной массе населения.
https://www.youtube.com/watch?v=uqCWlbPpBa0\u0026t=1s
Начиная с 2028 года те, кто выработали требуемый стаж (15 лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных местностях), будут выходить на пенсию по старости на 5 лет позже — т. е. мужчины с 60 лет, а женщины с 55 лет.
Частичное снижение пенсионного возраста допускается при минимальном стаже от 7,5 лет на Крайнем Севере (при этом 1 год работы в местности, приравненной к Крайнему Северу, учитывается в стаж как 9 месяцев на Крайнем Севере).
Прежний возраст выхода на пенсию (50 лет) сохранили лишь для женщин, которые родили не менее 2-х детей при стаже 12 лет в районах Крайнего Севера или 17 лет в приравненных местностях (причем страхового стажа должно быть не менее 20 лет).
Но у них нет возможности для частичного снижения пенсионного возраста: если северного стажа окажется меньше хотя бы на один день, то досрочная пенсия не предоставляется.
2. Повышенный коэффициент по зарплате для расчета пенсии
В расчете пенсии за периоды стажа до 2002 года учитывается коэффициент соотношения заработков пенсионера.
Максимальное его значение по закону составляет 1,2. Но для северян в этом плане сделано исключение — они получают право на повышенный коэффициент, если:
— проживали по состоянию на начало 2002 года в северном регионе (независимо от стажа),
— или полностью выработали северный стаж (15 лет на Крайнем Севере или 20 лет на приравненных территориях).
В этих случаях коэффициент по заработку может быть увеличен от 1,2 до 1,9 (в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе проживания пенсионера).
Но обратите внимание, что районный коэффициент при этом учитывается для зарплаты рабочих и служащих непроизводственных отраслей — т. е. наименьший из тех, что утверждены для северного региона.
Важно, что право на повышенное соотношение заработков для расчета пенсии сохраняется у пенсионера, даже если он уезжает с Севера.
3. Доплата к пенсии за «северный» стаж
Действующий Закон «О страховых пенсиях» (статья 17) предусматривает, что пенсионеры с северным стажем имеют право на доплату к пенсии:
— это повышение фиксированной выплаты к пенсии на коэффициент 1,5 (50%) за 15 лет стажа в районах Крайнего Севера или на 1,3 (30%) за 20 лет стажа в приравненных к Северу местностях.
С учетом текущего размера фиксированной выплаты 5 686 рублей 25 копеек величина таких доплат составляет в 2020 году 2 843,13 рублей (для Крайнего Севера) и 1 705,88 рублей (для приравненных местностей).
Право на такую доплату сохраняется за пенсионером независимо от места проживания, в т.ч. при переезде в «не северный» регион.
А если пенсионер живет в северном регионе, он может воспользоваться другой доплатой: фиксированная выплата повышается на районный коэффициент, который утвержден для территории его проживания.
В том случае, когда пенсионер проживает на Севере и при этом стаж позволяет ему получать упомянутую надбавку на 1,5 (или 1,3) к фиксированной выплате, он может выбрать только одну из этих возможных доплат (либо районный коэффициент, либо 1,5 или 1,3 к фиксированной выплате за стаж).
Но после переезда с Севера у него гарантированно остается только повышенная фиксированная выплата за стаж (1,5 или 1,3) — районный коэффициент в «не северных» регионах не выплачивается.
4. Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно
Один раз в два года Пенсионный фонд РФ выплачивает неработающим пенсионерам, которые живут на Севере, компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно.
При этом в закон до сих пор не внесены поправки, но судебная практика уже давно сложилась таким образом, что взыскивают компенсацию с ПФР, даже если пенсионер ездил на отдых за границу.
Суды считают, что должна оплачиваться стоимость проезда по территории России, до места пересечения границы (например, решение мирового судьи Ленинского района г. Мурманска, судебный участок № 2 по делу № 2-764/2015).
Северная надбавка: что это такое, кому положена, как начисляется, размер выплат по регионам
Читатель Виктор спрашивает: «Я ИП-разработчик. Нанял удаленного работника из Якутска. Подскажите, нужно ли начислять удаленному сотруднику северную надбавку и сколько нужно доплачивать?»
Северную надбавку нужно платить даже сотрудникам на удаленке
У тех, кто работает на Крайнем Севере, зарплата умножается на северную надбавку и районный коэффициент. Размер северной надбавки растет со стажем, а коэффициент всегда одинаковый.
Чтобы получать надбавку, работник должен находиться на территории, где она действует, даже если его компания в другом городе. Например, московский ИП должен начислять надбавку своему удаленному сотруднику из Якутска.
Начисляют северную надбавку и вахтовикам, учитывая также время на дорогу до вахты и обратно.
А временно откомандированным на Север работникам и сотрудникам на ГПХ надбавка не положена.
Что увеличивает северная надбавка
Надбавка увеличивает оклад и премии работника до вычета НДФЛ и не влияет напрямую на отпускные, декретные и больничные выплаты. Их рассчитывают на основании среднего заработка за предыдущие месяцы, в который уже заложена надбавка.
Если в трудовом договоре предусмотрены годовые или квартальные премии, то северную надбавку к ним считают по месяцам. То есть часть премии, которая соответствует одному месяцу, умножается на текущую надбавку.
В трудовом договоре Николая прописаны квартальные премии — 30 000 ₽, его надбавка — 20%. Каждая часть квартальной премии, которая соответствует одному месяцу работы, — 10 000 ₽ — увеличится на 20%. Он получит: (10 000 ₽ + 20%) × 3 месяца = 36 000 ₽.
Если надбавка растет, то премия за следующий месяц внутри периода, за который платят премию, будет увеличиваться на более высокую надбавку.
С февраля северная надбавка Николая не 20, а 30%. Поэтому январь нужно считать со старой надбавкой, оставшиеся две трети квартальной премии увеличатся уже на 30%. Общая сумма начислений Николая: (10 000 ₽ + 20%) + (10 000 ₽ + 30%) × 2 месяца = 38 000 ₽.
Если у работодателя возникает простой по внешней причине, сотруднику полагается две трети оклада. Эта величина умножается на надбавку. Если в простое виноват работодатель, работнику полагается две трети среднего заработка, в котором уже заложена надбавка, поэтому дополнительной не будет.
Как рассчитать северную надбавку
Размер надбавки зависит от четырех параметров:
- стажа работы на Севере;
- длительности проживания человека на Севере;
- возраста работника;
- территории, на которой работает человек, — региона или его части.
Районы с особенно суровым климатом. К ним относятся Чукотский АО, Северо-Эвенский район Магаданской области, Корякский округ и Алеутский район Камчатского края, острова Северного Ледовитого океана и его морей, кроме островов Белого моря.
Надбавка рассчитывается так. Если сотрудник только устроился, ему платят оклад и премии без надбавок. С седьмого месяца зарплата увеличивается на 10%.
Марина из Чукотского АО устроилась на дистанционку 1 декабря 2021 года. Первые шесть месяцев ее оклад был 40 000 ₽ в месяц. С июня 2022 года к окладу начинают платить надбавку 10%, и общая сумма выплаты вырастает до 44 000 ₽.
Через каждые полгода работы в местности с особо суровым климатом надбавка увеличивается еще на 10%. То есть с 13-го месяца работы надбавка — 20%, с 19-го — 30% и так далее до 100%.
Марина проработала на Чукотке год. С декабря 2022 года ее надбавка к окладу в 40 000 ₽ — 20%, общая сумма начислений — 48 000 ₽. После пяти лет работы надбавка Марины будет 100%, а зарплата — 80 000 ₽. Больше надбавка начисляться не будет.
Районы Крайнего Севера. Это все остальные районы из списка правительства. Поначалу здесь схема такая же: первые полгода работы надбавки нет. С седьмого месяца к окладу положена надбавка 10%, которая увеличивается на 10 процентных пунктов раз в полгода, пока не достигнет 60%.
Руслан работает барменом в Ханты-Мансийске с 1 августа 2021 года с окладом 40 000 ₽. С февраля 2022 года его надбавка к окладу — 10%, а общая сумма начислений — 44 000 ₽. Через три года — к 1 августа 2024 года его надбавка будет 60%, а зарплата — 64 000 ₽.
После трех лет стажа надбавка увеличивается на 10 процентных пунктов в год — до максимальных 80%.
Еще через полгода, в феврале 2025 года надбавка Руслана больше не изменится — она достигла лимита в 60%. Зато с 1 августа 2025 года она увеличится на 10%, потому что прошло три года стажа, — зарплата будет уже 68 000 ₽. Еще через год, 1 августа 2027 года надбавка станет максимальной — 80%, а зарплата — 72 000 ₽.
У работников до 30 лет, если они живут в районе более года, надбавка растет в два раза быстрее. У молодежи во всех районах Крайнего Севера с седьмого месяца надбавка 20%, с 13-го — 40%, а с 19-го — 60%. Затем надбавка растет на 20 процентных пунктов в год, но не выше максимального уровня в районе.
Районы, которые приравнены к Крайнему Северу. Сюда входят даже территории с тяжелым климатом на юге страны, на границе с Монголией. Надбавка растет на 10% с 13-го месяца работы. Через каждые 12 месяцев работы она увеличивается на 10 процентных пунктов, пока не достигнет 50%.
Владимир работает в Сыктывкаре с 1 марта 2022 года с окладом 40 000 ₽. С марта 2023 года ему будут начислять надбавку 10% — зарплата увеличится до 44 000 ₽. Начиная с шестого года работы — с марта 2027 года — надбавка Владимира достигнет лимита в 50%, а зарплата — 60 000 ₽.
В приравненных к Крайнему Северу местностях у работников до 30 лет надбавка растет быстрее. Чтобы правило работало, нужно прожить в местности больше года. Надбавка в 10% назначается после полугода стажа и увеличивается на 10% каждые шесть месяцев, пока не достигнет 50%.
26-летний Сергей работает поваром в Архангельске с 1 июня 2021 года, в городе он живет уже год. Его оклад 40 000 ₽. Через год, 1 июня 2022 года Сергей получил 20% надбавки, и его зарплата увеличилась до 48 000 ₽. Через два с половиной года с начала работы — с декабря 2023 года — надбавка достигнет 50%, а зарплата — 60 000 ₽.
Отпуска и время болезни входят в трудовой стаж для начисления северной надбавки. Это же касается курсов повышения квалификации сроком до шести месяцев, даже если занятия проходят в местности, где нет надбавки. Стаж растет и у студентов, которые проходят оплачиваемую практику в компаниях.
А время работы индивидуальным предпринимателем в стаж для надбавки не входит.
Что такое районный коэффициент и как его учитывать
Районный коэффициент действует по всей России, увеличивает те же самые выплаты, что и северная надбавка, и призван помочь жителям в регионах с непростым климатом. Например, в Барнауле, Екатеринбурге и Челябинске коэффициент 1,15. Коэффициент варьируется от 1,1 до 2.
Самые высокие коэффициенты там же, где и высокая северная надбавка: в Якутии, на Камчатке, Чукотке и Сахалине.
Районный коэффициент действует с начала работы и не меняется, пока человек не трудоустроится в другой местности, где коэффициент выше, ниже или его нет вовсе.
Районный коэффициент умножают на оклад или премию до вычета НДФЛ. Северная надбавка в расчете не участвует.
В Салехарде Ольга два года и три месяца работает в цветочной лавке. Это обычный район Крайнего Севера. Ее оклад до НДФЛ 40 000 ₽. Во всем Ямало-Ненецком автономном округе районный коэффициент 1,5. Северная надбавка за два года — 40%. Оклад с районным коэффициентом: 40 000 ₽ × 1,5 = 60 000 ₽. Северная надбавка: 40 000 ₽ × 40% = 16 000 ₽. Общая сумма начислений: 60 000 ₽ + 16 000 ₽ = 76 000 ₽.
Это не сумма к выплате на руки — из нее удержат 13% НДФЛ.
Зарплата до надбавки или коэффициента ниже МРОТ
Минимальный оклад в районах Крайнего Севера без надбавки и районного коэффициента не может быть меньше федерального или регионального минимального размера оплаты труда — МРОТ. Такое решение в 2017 году вынес Конституционный суд.
До решения Конституционного суда многие суды решали иначе — зарплата должна была быть выше МРОТ уже после применения надбавки и коэффициента. С 2017 года так считать нельзя: Конституционный суд указал, что это несправедливо.
В разделе «Вопрос-ответ» эксперты Тинькофф разбирают популярные вопросы читателей по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Вы можете отправить свой вопрос на почту [email protected].