Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Подписаться Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Продавая недвижимость, субъект может столкнуться с технической или реестровой ошибкой. Представленный материал подскажет, как исправить ошибку расположения границ земельного участка на кадастровой карте, в каких случаях требуется ваше участие, а в каких нет. 

Манипуляции, проводимые с квадратными метрами и земельным участком, требуют подготовки сопроводительного пакета документов. В обязательном порядке собственник должен предъявить выписку из ЕГРН. В справке отображается информация о недвижимом имуществе, земельном участке, владельце, процедурах, проводимых с недвижимостью. 

Найти участок можно на кадастровой карте, но не всегда надел отображается, что приводит к ряду проблем. Причина кроется в кадастровой ошибке. 

Для того чтобы участок отображался на кадастровой карте, собственнику нужно пригласить специалиста по землеустройству, который проводит межевание, составляет технический план. На основании технического плана представители регистрационного органа ставят объект на кадастровый учет.

Если обнаружена кадастровая ошибка в местоположении границ земельного участка, на карте будут отображаться другие координаты. 

Выделяют несколько видов ошибок, делятся они на технические и реестровые. Каждый вид имеет свои подвиды. 

Среди основных кадастровых ошибок земельного участка нужно выделить: 

  1. Неправильность границ. Открыв тематическую карту, субъект может заметить, что его границы наложены на соседний участок. Перед тем, как исправлять отклонения от нормы, нужно получить согласие соседей, убедиться, что они не имеют претензий. Данный вид относится к реестровым ошибкам, допущенным инженером во время внесения данных. Для исправления проводится повторное межевание.
  2. Неправильность границ нескольких ЗУ. Один участок накладывается на соседний и смежный также отображается неправильно.  Исправление кадастровой ошибки земельного участка проводится при помощи повторного землемерия (при согласии всех участников/соседей).  
  3. Соседи не согласны с установленными границами. Не всегда при обнаружении неточностей удается получить добровольное согласие соседей на изменение данных. В этом случае владельцу нужно обращаться в судебные инстанции, представители суда отменят существующее решение ведения проведенного межевания. 
  4. Неправильную картинку дает спутник. Если кадастровая ошибка в местоположении границ связана со сдвигом спутниковых фотоснимков, все границы, не только одна конкретная будут отображаться неправильно (за пределами своих границ). Предпринимать какие-либо действия не нужно, координаты в документах указаны правильно.

Важно! Если на публичной карте все сведения отображаются корректно, но по факту надел больше, это классифицируется как незаконная легализация. Собственника за незаконные действия могут притянуть к административной ответственности. Его действия оцениваются как самозахват.  

Первый шаг к исправлению ошибки- это заказ выписки из ЕГРН, для определения точных границ и подтверждения права собственности. Вы можете заказать элеткронную справку на официальном сайте: rosrestr.com 

После проведения вышеуказанных манипуляций, документы с новыми внесенными данными направляются в регистрационный орган. На исправление ошибки уходит от трех до пяти рабочих дней, в зависимости от того, кто допустил неточности данных. 

Технические

К техническим ошибкам относят опечатки, допустимые сотрудниками Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии. Для исправления неточностей, нужно обратиться в регистрационный орган. К этому виду неточностей относят:

  1. Опечатки.
  2. Неправильное указание цифр.
  3. Недостающее количество цифр.
  4. Неправильно прописанные адресные данные.
  5. Отсутствует информация (неполнота сведений).

Сотрудники государственного органа запрашивают архивные данные, сравнивают их с имеющейся информацией, вносят изменения.

Реестровые

Реестровая ошибка – вина сотрудника землеустройства, составляющего технический план, проводимого межевание. К этому виду неточностей относят:

  1. Неправильные показатели в границах надела.
  2. Неправильные показатели площади надела.
  3. Ошибки, допущенные во время землемерия.

Инженер во время работы может допустить ошибку, что приведет к неточности отображения информации. 

Как исправить самостоятельно

Если решили лично заняться устранением неточностей, нужно понимать, как самостоятельно исправить ошибку расположения границ участка. 

Все действия в несколько шагов – оформление заявления, его подача в государственный орган.

Для того чтобы сведения были откорректированы, нужно обратиться с обращением в Федеральную Службу Государственной регистрации, кадастра и картографии. Также подать обращение может и сосед, которому нужно получить достоверные данные о смежном участке (перед этим нужно заказать выписку из ЕГРН). 

Заявление подается в письменной форме в установленном законом порядке. Эксперты рекомендуют внимательно отнестись к заполнению пункта 3.1.2, где прописывается, в каком месте была допущена ошибка. После подготовки обращения, заявление и пакет документов подается в регистрационный орган. 

Если на ваш участок был наложен смежный, устранить неточности можно самостоятельно. Если на ваш надел наложен смежный – либо обращение в регистрационный орган (если соседи не против внесения корректировок) либо через суд, если соседи отказываются от внесения корректировок. 

Как исправляется ошибка без вашего участия 

Для того чтобы понять, кто должен исправлять реестровую ошибку, нужно определить, в каком месте она была допущена. Без участия собственника неточности устраняются в таких ситуациях:

  1. Во время проведения комплексны кадастровых работ. 
  2. Если ошибка замечена представителями государственного органа. 

Орган может самостоятельно вносить корректировки, если есть нужный пакет документации. Специалисты ориентируются на данные, указанные в ЕГРН, расхождения со справкой могут составлять не больше 5%. 

Если государственный орган самостоятельно нашел неточности, он подает запрос собственнику, указывают, какие сведения есть недостоверными, предлагая их исправить. Делать это или нет, решает владелец надела. 

Как узнать, что ошибка исправлена

Исправление кадастровой ошибки – обязанность регистрационного органа. Инициатором может быть хозяин ЗУ, сосед, сам орган. Исправлению подлежат технические и реестровые ошибки. Если обращение подал собственник, либо решение было принято судебной инстанцией, на исправление технических неточностей дается 3 рабочих дня. 

  • Если инициатором выступает Федеральная Служба Государственной регистрации, кадастра и картографии, на устранение выделяется 5 рабочих дней. 
  • Если решение принял суд, любые манипуляции проводятся, если решение вступило в действие. 
  • Как узнать, что ошибка исправлена:
  1. Если обращение подал собственник ЗУ, информация об исправлении поступит в течение 3 дней.
  2. Если регистрационный орган сам устранял неточность данных, ответ поступит в течение 5 дней. 
  3. Купить выписку из ЕГРН 

Получить ответ субъект может несколькими способами. Первый – письмо на указанный адрес электронной почты. Второй – на почтовый адрес, по которому зарегистрирован земельный актив. 

Подпишись на новые статьи

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Об уголовной безответственности кадастрового инженера

Четыре года назад статьей 170.2 УК РФ была установлена уголовная ответственность такого, теперь уже специального субъекта уголовного права, как кадастрового инженера.

Уголовная ответственность предусмотрена за его незаконные действия по внесению заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены данные планы, акты или проекты, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству. 

Статья 170.2 была введена в Уголовный кодекс Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ по законодательной инициативе Правительства Российской Федерации.

Обращаясь к данным сайта Верховного Суда РФ, сайтов весьма полных правовых баз и других общедоступных источников, судебной практики привлечения кадастрового инженера к уголовной ответственности по статье 170.2 УК РФ, в течение уже более четырех лет ее действия, не обнаружено. Почему? 

Поскольку преступление, установленное ст. 170.2 УК РФ, в соответствии с ч. 2 ст. 15 УК РФ, относится к категории небольшой тяжести (санкция статьи 170.2 УК РФ лишение свободы кадастрового инженера не предусматривает), то срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 2 года с момента его совершения (п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ). 

Состав преступления, предусмотренный ст. 170.2 УК РФ, является материальным. В соответствии с ч. 1 ст. 29 УК РФ и диспозицией, содержащейся в ч. 1 ст. 170.

2 УК РФ, данное преступление, будет считаться оконченным с момента наступления общественно опасных (вредных) последствий в виде причинения действиями кадастрового инженера крупного (часть 1 статьи), либо особо крупного (часть 2 статьи 170.2 УК) ущерба гражданам, организациям или государству.

Таким образом, чтобы начать привлекать к уголовной ответственности кадастрового инженера по ст. 170.2 УК РФ посредством возбуждения в отношении него уголовного дела, необходимо установление факта причинения им соответствующего ущерба потерпевшему.

Реализовать же привлечение к уголовной ответственности за покушение на совершение данного преступления будет крайне затруднительно в связи с неясностью (с невозможностью компетентного установления, а значит недоказанностью) размера возможного ущерба от действий кадастрового инженера.

Теперь необходимо понять, а когда (с какого момента) действиями кадастрового инженера может быть причинен ущерб потерпевшему (гражданину, организации или государству) для его юридического установления. При этом необходимо исходить из уголовно-правовой презумпции прямой причинно-следственной связи между действиями лица и причиненным им кому-либо ущербом.

В пояснительной записке к законопроекту указывалось: «Последствия как обязательный признак объективной стороны характеризуются в законопроекте через понятие нанесенного в крупном размере ущерба, что, в свою очередь, подтверждает момент окончания преступления».

Однако при этом юридическим моментом нанесения ущерба потерпевшему действиями кадастрового инженера с учетом их прямой причинно-следственной связи является не момент причинения фактического ущерба какому-либо правообладателю недвижимости, а момент государственной регистрации или кадастрового учета документов, подготовленных на основании незаконных (подложных) кадастровых документов (планов, актов, проектов).

Момент наступления ущерба от действий кадастрового инженера фиксируется актом государственной регистрации или кадастрового учета органом регистрации прав (ст. 3 Закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Впоследствии (после государственного кадастрового учета недвижимого имущества или государственной регистрации прав на него) возможно только обнаружение причиненного ущерба, поскольку право собственности правообладателя от незаконных действий кадастрового инженера было уже нарушено, и ущерб от его действий (в прямой причинно-следственной связи) состоялся. 

Таким образом, преступление, предусмотренное ст. 170.2 УК РФ, будет оконченным с момента вынесения уполномоченным законом органом соответствующих актов по государственному кадастровому учету недвижимого имущества или государственной регистрации прав на него, подготовленных на основании заведомо ложных (или подложных) документов (планов, актов, проектов) кадастрового инженера. 

В связи с тем, что нет доступных данных о привлечении кадастровых инженеров к уголовной ответственности по ст. 170.2 УК РФ, то соответственно и нет данных о сроках обнаружения данного преступления с момента его окончания.

Можно только предполагать, что это сроки не коротки (однозначно, месяцы и даже годы), поскольку вряд ли профессиональный специалист, кадастровый инженер, совершал незаконные действия с планами, актами или проектами, предполагая, что это может быть установлено в момент государственной регистрации соответствующих документов или сразу же после нее. 

Тем не менее, вполне можно допустить, что в течение двух лет (срок давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 170.2 УК РФ) после вынесения государственных актов по кадастровому учету или регистрации прав данное преступление будет обнаружено (выявлено). 

Читайте также:  Можно ли оспорить завещание, сделанное психичеки больным человеком

Теперь для возбуждения уголовного дела (для начала уголовного преследования кадастрового инженера) необходимо провести соответствующую экспертизу, поскольку должностное лицо правоохранительного органа не обладает специальными познаниями в области кадастровой инженерии.

Подобная экспертиза, с учетом ее объема и сложности, а также очередности в экспертных учреждениях занимает несколько месяцев. Но после проведения экспертизы и возбуждения уголовного дела, аналогичную экспертизу, скорее всего, придется проводить вновь по ходатайству стороны защиты в соответствии ч. 1.2 ст.

144 УПК РФ («Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты… будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению»). 

Здесь возникает вопрос о правильности установления данным законопроектом (от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ) предварительного расследования по ст. 170.2 УК РФ в форме дознания. Ведь в соответствии с ч. 4 ст. 223 УПК РФ максимальный срок проведения дознания по данным преступлениям не может превышать 6 месяцев (и должен еще при этом ежемесячно продлеваться надзирающим прокурором). 

  • Дальше в течение двухгодичного срока давности с момента государственной регистрации или кадастрового учета незаконно выполненных кадастровым инженером или подложных им документов необходимо:
  • — провести и надлежаще окончить предварительное расследование;
  • — ознакомить стороны с материалами дела; составить и утвердить обвинительный акт (обвинительное заключение);
  • — передать материалы уголовного дела на рассмотрение в суд первой инстанции;
  • — рассмотреть в суде дело по существу;
  • — в случае подачи стороной по делу апелляционной жалобы, рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции.

Таким образом, думается, что до вступления обвинительного приговора суда по статье 170.2 УК РФ в законную силу срок давности привлечения к уголовной ответственности кадастрового инженера в соответствии со ст. 78 УК РФ истечет «на 99 %». 

В заключение можно отметить, что не малые сроки давности привлечения к уголовной ответственности, содержащиеся в уголовном законе России, делают крайне слабодейственной статью 170.2 УК РФ, а недостаточно обоснованное (криминологически, уголовно и уголовно-процессуально) установление данной статьи в уголовный закон.

Так, в заключении профильного комитета ГД ФС РФ на законопроект по введению в УК РФ статьи 170.

2 в обоснование положительной рекомендации указывается лишь, что кадастровый инженер не является должностным лицом, потому он не может являться субъектом преступлений, предусмотренных для должностных лиц (ссылки на ст. 170 и ст. 285 УК РФ).

В связи с чем «Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять…».   

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Как проверить кадастрового инженера

Можно ли лишить кадастровую организацию лицензии

Если необходимо выполнить кадастровые работы с постановкой на государственный учет земельного надела или объекта недвижимости (это может быть гараж, жилое или хозяйственное здание, баня, туалет и т.д.), то в таком случае без услуг кадастрового инженера не обойтись. Это узкопрофильный специалист, качество работ которого напрямую определяет правовую корректность в оформлении всей необходимой кадастровой документации на участок (акт обследования, технический и межевой план). Поэтому необходимо ответственно подойти к выбору кадастрового инженера.

Юристы рекомендуют, в первую очередь, проверить несколько моментов, касающихся потенциального специалиста, который будет проводить кадастровые работы.

  1. Кадастровый инженер должен быть аккредитован и иметь соответствующий действующий аттестат.
  2. Инженер обязательно должен быть участником СРО.

В случае, если один из этих пунктов нарушен, необходимо отказаться от услуг такого специалиста, т.к. без этих данных сдать межевой или технический план в Росреестр не получится.

Как проверить кадастрового инженера самостоятельно?

  • Для верификации качества профессиональной деятельности кадастрового инженера не нужно тратить время и посещать государственные ведомства, так как для этих целей на сайте Росреестра предусмотрен специальный портал, на котором можно легко и просто найти всю необходимую информацию о конкретном специалисте по ссылке.
  • В качестве поискового запроса можно использовать ФИО или порядковый номер квалификационного аттестата.
  • В результате любой гражданин может получить исчерпывающую информацию о деятельности нанимаемого специалиста по кадастру: количество завершенных проектов по кадастровому учету, а также число отказов в реализации регистрации прав на надел или объект недвижимости.

Помните, что сотрудничество с кадастровым инженером должно осуществляться исключительно на прозрачной основе с заключением контракта, в котором должен быть отображен согласованный список реализуемых специалистом услуг, смета затрат, а также техническое задание. Доверяйте работу проверенным временем профессионалам!

Проверить статистику кадастровых инженеров «Сервис Гео» в Росреестре

Проверить статистику о выполненных работах наших специалистов вы можете, уточнив номер квалификационного аттестата кадастрового инженера по телефону или ввести его самостоятельно, для примера номер одного из наших специалистов 21-14-46.

В кадастровой палате рассказали о правовой ответственности кадастровых инженеров | последние новости

В результате выполнения кадастровых работ кадастровый инженер оформляет документы, которые необходимы для учета недвижимости: межевой или технический планы, акт обследования. Эти документы являются основой для внесения сведений об объектах в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Исходя из этого, кадастровый инженер наделен значительными полномочиями, что предполагает высокую степень его ответственности. Начальник юридического отдела Кадастровой палаты по Тамбовской области Наталия Харланова рассказала о правовой ответственности кадастровых инженеров.

Кадастровым инженером признается физическое лицо, которое является членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО).

В соответствии с законодательством кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

В том числе кадастровый инженер несет ответственность за недостоверность сведений межевого и технического планов, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых сведения об объектах недвижимости вносятся в ЕГРН.

В зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий кадастрового инженера могут привлечь к административной, уголовной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности.

К административной и уголовной ответственности кадастровый инженер может привлекаться за умышленные нарушения, такие как внесение заведомо ложных сведений в межевой или технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории. Также подлог документов, на основании которых были подготовлены перечисленные документы, считается умышленным нарушением.

Ответственность зависит от суммы ущерба, который возникнет в результате действий инженера.

Если ущерб составляет не более 2 250 000 руб., ответственность будет административной. Причиненный третьим лицам ущерб в размере свыше 2 250 000 руб. повлечет для кадастрового инженера уголовную ответственность. Ущерб более 9 000 000 руб. является особо крупным.

  • Гражданско-правовая ответственность для кадастрового инженера может наступить в виде: 
  • -обязанности возместить причиненные убытки заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам. Гражданская ответственность кадастрового инженера в этой части должна быть застрахована, соответственно оплата производится за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования;
  • -мер, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ (например, в виде обязанности уплатить неустойку).
  • Также к кадастровому инженеру могут применяться меры дисциплинарного воздействия в виде предписания об устранении нарушений в определенный срок, предупреждения, штрафа, исключения из СРО, иных мер ответственности, которые установлены внутренними документами указанной организации.

Исключенный из СРО инженер не сможет вступить в другую аналогичную организацию в течение определенного срока. Исключить инженера из СРО могут, например, если он часто допускает ошибки при составлении документов, в результате чего орган регистрации прав вынужден исправлять реестровые ошибки или отказывать в кадастровом учете.

Минюст предложил дополнить перечень видов экспертиз, проводимых исключительно госорганизациями

Минюст России представил для общественного обсуждения проект постановления Правительства РФ об установлении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.

Согласно пояснительной записке проект направлен во исполнение указания Президента РФ Владимира Путина от 23 ноября 2019 г. № Пр-2393.

Поправками предлагается включить судебную строительно-техническую и судебную землеустроительную экспертизы по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства с целью совершенствования порядка установления рыночной стоимости объектов недвижимости в части проведения судебной экспертизы при оспаривании кадастровой стоимости.

  • По мнению разработчиков проекта, обеспечение производства указанных судебных экспертиз исключительно государственными судебно-экспертными организациями позволит решить проблему недобросовестности негосударственных судебных экспертов.
  • Кроме того, для получения достоверных доказательств при рассмотрении уголовных дел, ‎при проведении проверок сообщений о преступлении в перечень видов экспертиз предлагается включить судебные экспертизы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих ‎и ядовитых веществ, а также судебные баллистические, взрывотехнические, психологические и психиатрические экспертизы.
  • Также предлагается дополнить перечень судебными пожарно-техническими экспертизами по уголовным делам, при проверке сообщений о преступлении, связанных с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в отношении действий по спасению людей и имущества от опасных факторов пожара и ликвидации пожара.
  • Комментируя проект постановления, старший юрист, руководитель практики Land Law Firm Ксения Ульянова отметила, что он разработан поспешно, поскольку формулировки относительно экспертизы по делам об оспаривании кадастровой стоимости некорректны и нуждаются в доработке.

По мнению эксперта, идея отнести проведение экспертизы по делам об оспаривании кадастровой стоимости к исключительной компетенции государственных экспертов представляется нерациональной по ряду причин.

«Во-первых, для правообладателей объектов недвижимости складывается в некотором роде “замкнутый круг”: определение кадастровой стоимости – прерогатива государственных бюджетных учреждений, подотчетных Росреестру (государству)», – пояснила Ксения Ульянова. Она добавила, что с 1 января 2023 г.

Читайте также:  Налог на продажу результата интеллектуальной деятельности

(а в ряде регионов уже сейчас) установление кадастровой стоимости равной рыночной также входит в круг полномочий указанных государственных бюджетных учреждений. Соответственно, судебные экспертизы также будут проводиться государственными судебно-экспертными организациями.

В случае передачи государственным экспертам исключительных полномочий по проведению судебных экспертиз в рамках дел об оспаривании кадастровой стоимости фактически будет установлена «монополия» государственных структур на все процедуры, связанные с определением и пересмотром кадастровой стоимости, полагает Ксения Ульянова.

Во-вторых, продолжила она, такое нововведение существенно ограничивает принцип состязательности процесса.

По мнению Ксении Ульяновой, действующие в настоящее время в РФ немногочисленные государственные судебно-экспертные организации проводят в основном специфические экспертизы преимущественно в рамках уголовных дел (медицинские, психиатрические, баллистические и пр.) и не обладают достаточной квалификацией в области оценки стоимости недвижимости.

Эксперт подчеркнула, что на данный момент наиболее подходящей государственной экспертной организацией, оказывающей услуги по проведению строительных и технических оценочных экспертиз, является Российский Федеральный Центр судебной экспертизы при Минюсте.

«С учетом количества заявлений об оспаривании кадастровой стоимости существуют серьезные опасения, что государственные судебные эксперты просто не справятся с объемом работ.

Таким образом, в случае принятия соответствующего постановления лица, заинтересованные в установлении кадастровой стоимости равной рыночной, не будут иметь возможности предложить суду альтернативную независимую экспертную организацию для разрешения спора», – заключила Ксения Ульянова.

Руководитель проектов коллегии адвокатов г. Москвы «Фрейтак и сыновья», к.ю.н. Виктор Спесивов, ссылаясь на собственный опыт, отметил, что в ряде случаев практика свидетельствует о некомпетентности и недобросовестности государственных экспертных учреждений.

По его мнению, проведение судебных экспертиз по уголовным делам и при проверке сообщений о преступлениях только государственными экспертами не вызывает сомнений.

«В то же время “отдача на откуп” государству строительно-технической и землеустроительной экспертиз по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства, вызывает вопросы – прежде всего, какие конкретно экспертизы имеются в виду, о чем, каков их предмет?» – добавил Виктор Спесивов.

Эксперт пояснил, что землеустроительная экспертиза – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, а также изучения правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок. В связи с этим неясно, в каких случаях по делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости, нужна именно землеустроительная или строительно-техническая экспертиза, а в пояснительной записке это не разъяснено. «Пока меня терзают сомнения, что под землеустроительной и строительно-технической экспертизами применительно к делам, связанным с оспариванием кадастровой стоимости, скрываются экспертизы по установлению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества», – заметил Виктор Спесивов.

По его мнению, «государственная монополия» на указанные виды экспертиз устранит «остатки» института независимости судей при рассмотрении дел об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной. «В таком случае оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости в смысле установления их равными рыночным стоимостям можно будет закрывать за ненадобностью», – резюмировал он.

Руководитель направления практики недвижимости и строительства Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Максим Попов также негативно оценил проект.

Он отметил, что кадастровая стоимость определяется в отношении объектов недвижимости (ст.

3 Закона о государственной кадастровой оценке), в то время как в проекте речь идет об «оспаривании кадастровой стоимости строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, а также объектов землеустройства».

«Понятие “строительные объекты” в современном законодательстве не используется, а под объектами землеустройства понимаются только территории субъектов РФ, муниципальных образований, а также части таких территорий (ст. 1 Закона о землеустройстве), т.е. то, в отношении чего кадастровая стоимость в принципе не определяется», – пояснил эксперт.

По мнению Максима Попова, непонятно, какое отношение строительно-техническая и землеустроительная экспертизы имеют к спорам о результатах определения кадастровой стоимости – на практике основное значение имеет проверка отчета оценщика на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Эксперт обратил внимание, что в пояснительной записке не приводится каких-либо доказательств наличия «проблемы, связанной с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов при производстве судебных экспертиз по делам, связанным с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и земельных участков». «Какова статистика? Сколько возбуждено уголовных дел и в какова их доля в общем числе экспертиз? Есть ли вообще проблема?» – задался вопросами Максим Попов.

Директор ООО «Рязанский научно-исследовательский центр судебной экспертизы» Павел Милюхин полагает, что проект, устанавливая ограничения для проведения ряда видов судебных экспертиз по уголовным и гражданским делам, приведет к монополизации данного вида деятельности и, соответственно, – к возможным коррупционным проявлениям. «Дело в том, что судебные эксперты в государственных судебно-экспертных учреждениях и медицинских организациях работают на ставке, денежное выражение которой явно не соответствует современному уровню квалификации», – пояснил он.

По мнению эксперта, наличие института негосударственной судебной экспертизы, где количество экспертов в десятки раз превышает штатную численность государственных экспертов и является востребованным, как раз создает баланс, когда имеется возможность проверить недобросовестную экспертизу.

«Наличие государственного или негосударственного статуса судебного эксперта не влияет на его квалификацию.

У негосударственного эксперта, который выполняет свою работу за оплаченную судебную экспертизу, есть мотивация как можно качественнее выполнить работу, чтобы правоохранительные органы и другие заинтересованные лица и далее обращались в эту организацию», – считает Павел Милюхин.

Он добавил, что принятие постановления в предложенной редакции автоматически повлечет не только внесение изменений в УПК, ГПК и АПК РФ, а также в Закон о государственной судебно-экспертной деятельности, но и необходимость разработки массы ведомственных нормативных документов, связанных с осуществлением государственной судебно-экспертной деятельности, поэтому проект требует существенной доработки и обсуждения в судебно-экспертной отрасли.

Часто задаваемые вопросы | Кадастровая компания

Что такое межевание и зачем оно нужно?
Межевание – это определение координат характерных точек границ земельного участка и внесение этих сведений в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

  • ЕГРН – это единая база, которая содержит сведения обо все объектах недвижимости и их правообладателях.
  • Проведение процедуры межевания позволяет узаконить фактическую площади земельного участка, избежать захвата земли со стороны соседей, а также облегчает проведение сделок с земельным участком.
  • Если вы хотите разделить Ваш участок, объединить его с соседним, перераспределить, то без предварительного межевания Вам не обойтись.

Нужно ли мне делать межевание?
Бывают случаи, когда собственник не знает, проводилось ли межевание его земельного участка или нет.

Например, участок был куплен недавно, и данный вопрос не обсуждался при купле-продаже. Также многие ошибочно принимают выезд землеустроителя из местной администрации за межевание.

  1. Чтобы точно узнать, соответствуют ли границы Вашего участка требования законодательства, необходимо получить сведения из единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
  2. Это можно сделать в органе регистрации и кадастрового учета (Кадастровой палате) либо в МФЦ.

  3. Также Вы можете воспользоваться сервисом Росреестра – Публичная кадастровая карта.

Однако, нужно учесть, что земельные участки, границы которых установлены с недостаточной точностью (т.н. “декларированный участок”), также отображаются на публичной кадастровой карте. Данные участки также требуют уточнения!

Вы в любое время можете обратиться к нам за получением бесплатной консультации.

Могу ли я разделить участок с неуточненными границами?
Нет. Раздел, объединение, перераспределение земельных участков возможны только при уточненных границах.

  • Первый этап – межевание исходного земельного участка.
  • Второй этап – раздел.
  • В этом случае подготавливается два межевых плана.

Стоит ли покупать участок без межевания?
Законодательно это не запрещено. Но всё же мы рекомендуем приобретать участки с закрепленными границами, чтобы обезопасить себя от споров с соседями и других возможных проблем. На практике приходится сталкиваться с самыми разнообразными ситуациями: Ваш участок могут предоставить другому лицу, построить на нем дом, либо Вам может просто не хватить земли, если соседи уже сделали межевание. Земельные споры рассматриваются судом и обычно длятся довольно долго.

Можно ли увеличить участок при межевании?
Да, можно узаконить большую площадь, чем по документу, но не более, чем на предельный минимальный размер для соответствующего разрешенного использования либо на 10%.

Это возможно, если границы земельного участка сложились более 15 лет назад.

За получением более конкретной информации можете обратиться к нам за бесплатной консультацией..

Кто должен сдавать межевой план в росреестр?
Согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, заявление о кадастровом учете подает собственник земельного участка.

Наша организация оказывает услуги по представительству в Росреестре и других государственных органах и организациях.

Как мне получить кадастровый паспорт?
С 1 января 2017 года кадастровый паспорт больше не выдается. Вы можете получить выписку из ЕГРН, она объединяет в себе кадастровый паспорт на объект недвижимости и данные о зарегистрированных правах.

Нужно ли мне менять свидетельство о государственной регистрации после проведения межевания?

Законом больше не предусмотрена выдача свидетельства о праве собственности. Теперь право на объект недвижимости удостоверяется выпиской из ЕГН, которая содержит также все сведения из государственного кадастра недвижимости. Таким образом, дополнительных обращений в Росреестр не требуется.

В каких случаях необходимо согласовывать границы с соседями?
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности”, местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с правообладателями смежных земельных участков.

Согласование с землями общего пользования (например, проезды) не требуется.

Также, если Ваши соседи уже провели межевание и согласовали с Вами свои границы, повторно согласовывать границы не нужно.

Реестровая модель лицензирования

С 01.01.2021 стартовала реестровая модель лицензирования отдельных видов деятельности, но мало кто знает об этом, хотя соответствующие изменения были приняты больше года назад[1].

Читайте также:  Какие предусмотрены штрафы при работе без ип: как обезопасить себя от этого

Реестровая модель отменила выдачу лицензий на привычном бумажном носителе, установив юридическую значимость записи в реестре лицензий: теперь неважно, есть ли у компании лицензия с приложениями к ней, — значение имеет только наличие записи о предоставлении этой компании права на осуществление лицензируемого вида деятельности.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности также требует наличия лицензии, поэтому изменения, запущенные Федеральным законом № 478-ФЗ, не могут не затронуть отрасль обращения с отходами. Но как отразится на отрасли отмена выдачи новых лицензий на бумажном носителе и переход к реестровой модели? Понадобится ли лицензиатам переоформлять ранее выданные лицензии или вносить сведения о них в реестр? Попробуем разобраться.

Реестровая модель госуслуги по лицензированию

Во-первых, реестровая модель изменила подход к результату лицензирования: с 01.01.2021 лицензии не выдаются, а предоставляются. Что за чепуха, подумаете вы, и будете неправы.

Так, предоставление лицензии предполагает предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности, в то время как выдача лицензии — лишь получение документа на бумажном или электронном носителе.

Если раньше процесс лицензирования заканчивался выдачей лицензии, то сегодня юридическую значимость имеет факт предоставления права (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности: теперь неважно, есть ли у вас лицензия или нет, значение имеет, есть ли у вас право на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию.

Во-вторых, предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности будет подтверждаться только записью в реестре лицензий, а не бланком лицензии.

Это означает, что для подтверждения наличия права на ту или иную деятельность достаточно самого факта наличия записи в реестре лицензий.

Предоставление лицензии на бумажном носителе не подтверждает права на осуществление лицензируемого вида деятельности, поскольку бумажный носитель не может предоставить ту информацию, которая есть в реестре (например, о том, что лицензия приостановлена или аннулирована).

Любое заинтересованное лицо, в т.ч. сам лицензиат, сможет по запросу получить выписку из реестра лицензий[2]:

• в форме бумажного документа — за плату;

• в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица лицензирующего органа, — бесплатно.

Плата за предоставление выписки из реестра на бумажном носителе составляет 3000 руб.[3] Размер платы весьма внушителен, учитывая, что за предоставление самой лицензии пошлина составляет 7500 руб., но, вероятно, по мнению регулятора, именно бесплатная альтернатива должна стать наиболее востребованной услугой.

Обратите внимание

Компаниям, получившим лицензии на бумажных носителях до 01.01.

2021, не потребуется предпринимать какие-либо действия по включению данных в реестр: сведения о ранее выданных лицензиях и о лицензиатах автоматически будут включены в реестр лицензий без проведения в отношении лицензиатов проверок их соответствия лицензионным требованиям или иных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в реестр.

В-третьих, поменялся и сам порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию. Так, заявления будут подаваться в лицензирующий орган напрямую или через МФЦ (многофункциональные центры) в электронном виде, т.е. без бумажных носителей.

И тут жизнь сыграла на опережение Федерального закона № 478-ФЗ, поскольку пандемия коронавируса сократила личные контакты лицензирующих органов.

Заявители освоили инструменты, используемые при подаче налоговой отчетности, а именно систему идентификации и аутентификации, чтобы лицензирующий орган мог «распознать» заявителя, увидеть данные о нем и соотнести их с теми сведениями, которые заявитель подает для получения государственной услуги.

Уведомление о решении, принятом лицензирующим органом, может предоставляться любым выбранным заявителем способом — в электронном виде или на бумажном носителе почтой.

Решение, принятое лицензирующим органом по факту рассмотрения заявления, будет предоставлено в форме выписки из реестра лицензий, если решение лицензирующего органа было положительным, либо отказа в предоставлении лицензии — если решение отрицательное.

Аналогичным образом осуществляется и переоформление лицензий.

Реестр лицензий

До вступления в законную силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 478-ФЗ, запись о выданных лицензиях на бланках строгой отчетности также вносилась в реестр лицензий, ведение которого было отнесено к компетенции лицензирующего органа. Казалось бы, что же тогда изменилось и изменилось ли вовсе?

Изменения действительно незаметны и скорее связаны с основным акцентом всей реестровой модели лицензирования — юридической значимостью записи в реестре.

Если ранее выданная лицензия на бланке строгой отчетности была главным документом лицензиата, подтверждающим его право на осуществление деятельности, то сейчас, благодаря реестру лицензий, любое заинтересованное лицо может узнать о лицензиате гораздо больше информации в режиме реального времени (а не только те сведения, которые указаны на бланке лицензии и актуальны на дату выдачи). К такой информации можно отнести сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии.

Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами в электронном виде путем внесения в них записей.

При этом лицензирующий орган вправе вести реестр только в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

Следовательно, реестр лицензий на право обращения с отходами ведется Росприроднадзором и его территориальными органами.

Правовое регулирование

Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее — Правила) и типовая форма выписки из реестра лицензий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.

В соответствии с Правилами при принятии решения о предоставлении заявителю лицензии в реестр лицензий вносится запись, которой присваивается номер — регистрационный номер лицензии.

Указанный номер является уникальным: он не может повторять регистрационный номер лицензии, предоставленной иному лицензиату.

Все дальнейшие записи в отношении конкретного хозяйствующего субъекта не могут изменять регистрационный номер лицензии.

  • В реестре лицензий указываются следующие сведения:
  • • регистрационный номер лицензии и дата предоставления лицензии;
  • • наименование лицензирующего органа;

• полное и, если имеется, сокращенное наименование, в т.ч.

фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата — юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты юридического лица;

  1. • фамилия, имя и, если имеется, отчество лицензиата — индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
  2. • идентификационный номер налогоплательщика;
  3. • лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  4. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;
  5. • срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
  6. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;
  7. • информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
  8. • основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;
  9. • номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, основание и дата прекращения действия лицензии;
  10. • основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
  11. • основания и даты проведения проверок лицензиатов, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
  12. • реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
  13. • сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;
  14. • даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;
  15. • дата вынесения решения суда об отмене вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
  16. • информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр лицензий;
  17. • даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;
  18. • иные сведения, установленные нормативными правовыми актами РФ.

Структура регистрационного номера лицензии устанавливается лицензирующим органом. При этом номера и даты регистрации лицензий, предоставленных лицензирующими органами до 01.01.2021, могут вноситься в реестры лицензий в качестве регистрационных номеров лицензий и дат предоставления лицензий.

К сведению

Технические ошибки в сведениях, внесенных в реестр лицензий, исправляются по решению уполномоченного должностного лица лицензирующего органа в течение не более 5 рабочих дней со дня их обнаружения: в реестр лицензий вносится новая запись со ссылкой на запись, содержащую сведения с технической ошибкой.

Еще до введения в действие реестровой модели лицензиаты неоднократно сталкивались с техническими ошибками, которые, будучи допущенными лицензирующими органами при ведении реестров лицензий, автоматически переносились в ЕГРЮЛ[4] или ЕГРИП[5], вызывая претензии к лицензиатам со стороны как контрагентов, так и контролирующих органов. Именно поэтому крайне важным было установить порядок исправления технических ошибок, порядок их обнаружения и исправления.

С 01.07.2021 сведения о предоставленных лицензиях будут доступны в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в т.ч. в форме открытых данных.

Вывод

Реестровая модель становится новым удобным инструментом не только для лицензиата, но и для любого заинтересованного лица. В условиях развития отрасли обращения с отходами это крайне необходимо для выстраивания взаимодействия между операторами и потребителями их услуг.

 

[1] См. Федеральный закон от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон № 478-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию