Независимая экспертиза автомобиля после ДТП – это ключ к эффективному и полному возмещению причиненного ущерба. В процедуре заинтересован владелец пострадавшего транспортного средства, в то время, как остальные стороны – виновник, страховая компания, скупщики – намерены занижать стоимость причиненного ущерба или аварийной машины.
Для чего нужна независимая оценка автомобиля после дтп?
Независимая оценка автомобиля после ДТП необходима для того, чтобы в случае существенного занижения суммы причиненного ущерба страховщиком можно было обратиться в суд.
В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) гражданское законодательство определяет, что причиненный ущерб возмещается полностью. Это касается не только восстановления средств передвижения, но и здоровья, душевного равновесия. Но в данном случае идет речь про транспортное средство.
С момента ДТП стороны действуют по следующему алгоритму:
- Устанавливают виновника аварии – на основании акта сотрудников ГИБДД;
- Страховой агент проводит оценку повреждений, выявляет их количество и степень причиненного ущерба, его характер;
- После получения заявления от пострадавшего выплачивается страховая сумма.
В этом алгоритме роль оценщика-эксперта выполняет сотрудник страховой компании или нанятое ею лицо. Специалист действует не в интересах пострадавшего, сумма оценки существенно занижается, нередко в 5-7 раз и более. При этом страховую сумму выплачивает компания, с которой у виновника ДТП заключен договор.
Ошибочно считается, что оценка ущерба автомобиля после ДТП должна проводится сразу на месте аварии или в течение какого-то ограниченного времени – нескольких часов или дней. Это не отвечает действительности. Непосредственно на месте ДТП нужно зафиксировать факт аварии, составить процессуальные документы. Этим занимается автодорожная полиция.
Представителя страховой компании также рекомендуется вызвать сразу вслед за полицией. Даже если это не предусмотрено прямо договором, такие действия предупреждают претензии со стороны компании, которая будет искать повод отказать в выплате страховой суммы.
После проведенной оценки страховщиком, если сумма причиненного ущерба чрезмерно занижена, нужна независимая оценка автомобиля после ДТП.
Предварительно рекомендуется проконсультироваться со специалистами станции техобслуживания. По описанию аварии и осмотру автомобиля они дадут предварительную реальную оценку.
На основе этих данных принимается решение о целесообразности проведения повторной экспертизы автомобиля после ДТП.
Важно знать! Если дело дойдет до суда, аргументом против выводов страховой компании о размере причиненного ущерба будет вывод другого эксперта. Отсутствие такого документа, несмотря на наличие каких-либо других подтверждающих фактов, приведет к отказу в исковых требованиях пострадавшего лица.
Чтобы заказать независимую экспертизу автомобиля после ДТП, необходимо:
- Изучить организации, которые предоставляют эту услугу;
- Подать заявку;
- Согласовать время и место проведения работ со страховой компанией;
- Провести осмотр и изучение характера повреждений;
- Получить вывод эксперта;
- Информировать страховую компанию об установленном размере ущерба, потребовать возместить его в полном объеме.
Все действия после подачи заявки можно поручить эксперту. В этом случае он сам информирует, согласовывает действия со страховщиком. Это дополнительно повысит стоимость его услуг, но предупредит ошибки со стороны владельца автомобиля.
Как выбрать специалиста по независимой оценке авто после ДТП?
Для выбора специалиста по независимой оценке авто после ДТП нужно изучить подробно его репутацию и отзывы о нем.
Чтобы определить организацию, которая выполнит независимую оценку авто после ДТП, нужно определить критерии, которым она должна соответствовать. Они условно делятся на объективные и субъективные. Первые предъявляются законом, к ним относятся:
- Компании является членом саморегулирующей организации (СРО) специалистов-оценщиков;
- В штате есть сотрудник, который значится в реестре экспертов-техников минюста РФ;
- Материальная ответственность застрахована;
- Услуги оказываются по договору с владельцем поврежденного автомобиля.
Несоблюдение этих условий приведет к тому, что экспертиза будет поставлена в суде под сомнение либо проигнорирована. Другие критерии относятся к субъективным, а именно:
- Репутация организации, негативные отзывы, включая подозрения на сговор/сотрудничество со страховщиками не в интересах пострадавших автовладельцев;
- Опыт работы – чем больше, тем лучше;
- Адекватная стоимость услуг.
Подозрения на сговор со страховщиком могут быть необъективными. Потерпевший или конкуренты могут умышленно клеветать на оценщика. Большой опыт работы позволит избежать ошибок, сделать оценку грамотно и с максимальной пользой для владельца машины.
Наконец, адекватная стоимость играет немаловажную роль. Затраты на эксперта можно возложить на ответчика, но это имеет смысл только в случае выигрыша дела. Если выводы независимого эксперта не приняты судом или исковые требования отклонены по каким-либо другим причинам, затраты на оценку повреждений компенсированы не будут.
Поэтому изначально рекомендуется учитывать такой возможный поворот событий, хотя и самые дешевые услуги рекомендуется не рассматривать.
Они проводятся слабыми специалистами, которые только выходят на рынок подобных услуг, обходятся дешевле, но допускают непростительные ошибки.
Из-за этого пострадавший автовладелец или проигрывает суд, или выплаченная в соответствии с выводом эксперта страховая сумма не покрывает всех затрат на восстановительные работы.
Специалист, который непосредственно проводит работы по изучению повреждений автомобиля, должен подтвердить:
- Изучение курсов подготовки специалистов-экспертов;
- Прохождение комиссии Минтранспорта.
Найти и изучить отзывы о работе конкретной компании можно на форумах, посвященных ДТП, спорам автовладельцев со страховой, работе независимых экспертов.
Как проходит оценка авто после дтп?
Оценка причиненного ущерба авто после ДТП с помощью независимой экспертизы будет более адекватной, чем у страховой компании..
Рассчитывать на добровольную компенсацию восстановления поврежденного транспортного средства не приходится. Сотрудники страховщика применяют разные алгоритмы, которые существенно занижают возмещаемую сумму. Кроме этого есть и другая угроза для пострадавшего – это неправильное определение виновника ДТП. Выводы сотрудников ГИБДД, основанные на показаниях свидетелей, ошибки в расчетах – это и не только может сделать виновным (по документам) не того человека.
Важно знать! Основная задача независимой экспертизы автомобиля при ДТП – восстановление полной и достоверной картины аварии, на основе полученных объективных фактов сделать вывод о виновнике и размере повреждений.
Во время проведения экспертизы специалист:
- Изучает машину, ее техническое состояния;
- Проводит описание повреждений;
- Полученные данные сравнивает с фактами, указанными в актах сотрудников ГИБДД;
- На основе изучение, сопоставления и анализа всех данных делает вывод о виновнике происшествия, размере материального ущерба.
Дополнительно специалист может указать и рыночную цену автомобиля после ДТП. Рекомендуется сделать это заранее. Помогает объективно установить целесообразность ремонта и выгодно продать автомобиль выкупщикам битых транспортных средств.
Когда нужно обращаться к независимому эксперту?
Желательно заказать независимую экспертизу сразу после оформления ДТП сотрудниками ГИБДД не откладывая на длительное время.
Во время аварии от пострадавшего требуется выполнить необходимые действия: вызвать полицию и скорую помощь (если она требуется), оповестить страховую компанию. Этого достаточно, чтобы закрепить факт ДТП. При необходимости или для предупреждения негативных последствий можно вызвать аварийного адвоката. Он необходим, если потерпевшего пытаются сделать виновным. В этом случае всем процессом занимается именно он. Касается и заказа независимой экспертизы.
Ее заказывает пострадавшая сторона – непосредственно потерпевший или его представитель (адвокат, доверенное лицо). Делается это позже, а не непосредственно во время работы сотрудников ГИБДД
Срок для осмотра и изучения повреждений, выдачи выводов специалистом в правовых актах не установлен. В судах обращают внимание на разумность. В этом заинтересован и владелец авто: через большой промежуток времени результаты экспертизы будут менее объективны.
Важно знать! Главное требование – не проводить каких-либо ремонтных работ до проведения независимой оценки повреждений.
Ошибка автовладельцев в том, что они торопятся отремонтировать машину до окончательного разрешения спора со страховщиком. Устраненные дефекты не позволят провести повторную экспертизу. А она может быть назначена, если в суд подадут два заключения – от страховой компании и независимой экспертизы. На заседание вызовут обоих специалистов.
Алгоритм действий по оценке ущерба автомобиля после ДТП
После сбора полного пакета документов заключается договор с независимым экспертом, на основании которого производится осмотр и выдается заключение о стоимости причиненного ущерба.
Начинается процедура со сбора документов. Недостаточно подать заявку на проведение оценки. Если к ней не приложить необходимый пакет бумаг, в обращении откажут. Чтобы этого не произошло, нужно предоставить:
- Паспорт технического средства и его владельца, их копии;
- Процессуальные акты, составленные сотрудниками ГИБДД по факту аварии (протоколы, схемы, справки);
- Правоустанавливающий документ на транспортное средство;
- Другие документы, которые касаются аварии.
На основе рассмотренной заявки обсуждаются объемы работ. Например, дополнительно может определяться:
- Необходимость установления виновника аварии и рыночной стоимости поврежденного автомобиля;
- Оповещение заинтересованных лиц, их уведомление о результатах.
По результатам обсуждения заключается договор на проведение независимой экспертизы. Далее согласовывается ее время и место, составляется телеграмма-извещение виновнику и страховщику.
В назначенное время и место стороны пребывают для проведения оценочных работ. Если кто-либо из извещенных не явился, специалист удостоверяется, что они были извещены надлежащим образом, ожидает разумное время (по усмотрению – полчаса, час, не более) и приступает к проведению осмотра.
Во время работы специалист фиксирует все повреждения на фото, видео носители. По окончанию составляется акт, который выполняется на формализованном бланке. Дальнейшие работы связаны с определением стоимости причиненного ущерба. Учитывается стоимость восстановления машины, исходя из рыночных цен на комплектующие и услуги СТО.
Все результаты и выводы оформляются заключением. Оно предоставляется заказчику по акту приема-передачи. Как правило, с даты проведения экспертизы на месте и передачи выводов проходит не более трех дней.
В документе содержится следующая информация:
- Задачи или цели, которые ставились перед специалистом;
- Паспортные данные пострадавшего: фамилия, имя и отчество;
- Стоимость восстановительных работ;
- Какими законодательными актами руководствовался эксперт;
- Дата аварии;
- Регистрационные данные страховых полисов виновника и пострадавшего: когда и кем выданы, номер;
- Стоимость независимой экспертизы автомобиля после ДТП.
Заключение подписывается специалистом, который его проводил. Кроме того, документ обязательно утверждает руководитель организации, ставится печать. Количество экземпляров зависит от заинтересованных сторон. Один остается у СРО, сохраняется на протяжении трех лет.
Сколько стоит независимая экспертиза авто после ДТП?
Стоимость независимой экспертизы авто после ДТП зависит от степени повреждения автомобиля.
Стоимость зависит от характера причиненного ущерба, количества поврежденных деталей. При несильном уроне, когда восстановлению подлежат 3-5 деталей, цена услуги 3-3,5 т.р. Если их больше – от 10 до 20, цена услуги вырастет до 6-8 т.р.
В любом случае, документ имеет важное значение в спорах со страховщиками, виновниками ДТП, полицией, неправильно определившей причину аварии. Кроме того, стоимость восстановления, указанная в заключение, позволяет принять грамотное решение, что делать с машиной – продавать или ремонтировать.
Расчет ущерба по ОСАГО — единая методика, установленная Центробанком
Размеры страховых выплат по полису ОСАГО — предмет частых споров и конфликтов между владельцами автомобилей и страховыми компаниями.
Первые считают оценку повреждений причиненного ущерба неправильной и суммы компенсаций заниженными. Вторые утверждают, что выделенных денег для восстановительных расходов вполне достаточно.
С целью исключения споров разработана единая методика Центробанка по ОСАГО.
Методика расчета ущерба по ОСАГО — общие сведения
Впервые единая методика Центробанка по ОСАГО была представлена в 2014 году. Далее данную методику расчета корректировали, вносили важные изменения, чтобы упростить и сделать более прозрачным каждый этап, позволяющий точнее рассчитать ущерб и размеры выплат. Сегодня действует новая единая методика ОСАГО 2021, утвержденная Положением Центрального Банка РФ № 755‑П.
Методика применяется для наиболее точной оценки величины ущерба, определения размеров расходов на восстановительный ремонт и сумм компенсационных выплат по договору ОСАГО.
Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.
Структура документа
Методика ЦБ РФ ОСАГО 2021 года включает семь глав и десять приложений. Документ описывает методы определения стоимости восстановительного ремонта автомобиля. В главах изложена следующая информация:
- порядок идентификации транспортного средства и повреждений автомобиля;
- расчет стоимости запасных частей, материалов, ремонтных работ;
- определение степени износа деталей, запчастей, подлежащих замене;
- методика определения стоимости остатков, которые можно реализовать или использовать, если произошла полная гибель ТС;
- принцип создания справочников средней стоимости запчастей, ремонта ТС с учетом цен в данном регионе.
Приложения к методике ЦБ ОСАГО содержат справочные материалы и указания по ряду вопросов:
- принцип съёмки поврежденного авто — установка даты, времени, расстояние до авто, угол обзора, перечень деталей, подлежащих фотографированию, схемы;
- типовые характеристики повреждений;
- нормо-часы на проведение работ при кузовном ремонте в зависимости от категории сложности;
- коэффициенты износа для каждой марки с учетом пробега, периода эксплуатации;
- коэффициенты величины износа комплектующих с учетом индивидуальных факторов;
- перечень комплектующих, для которых не учитывается износ;
- данные о среднегодовых пробегах ТС;
- коэффициенты, влияющие на стоимость с учетом периода эксплуатации авто и спроса на его детали, оставшиеся целыми;
- коэффициенты, учитывающие степень повреждений;
- соотношение стоимости деталей, оставшихся целыми, к цене всего автомобиля.
Применяется единая методика для физических лиц только по страховке ОСАГО. После проведения экспертизы транспортных средств оформляется акт.
При привлечении независимых экспертов специалисты обязаны получить разрешение на проведение данных работ, быть членами СРО, иметь высшее образование, соответствующую квалификацию.
Формула расчета размера расходов на восстановительный ремонт
Страховые компании для расчетов размера суммы ущерба обычно используют следующую формулу:
ИС = СР + ЦМ + ЦЗ, где
- ИС — итоговая сумма величины компенсации;
- СР — стоимость ремонта ТС;
- ЦМ — цена расходных материалов;
- ЦЗ — цена запчастей и деталей, которые нужно заменить.
Единая методика ОСАГО помогает определить стоимость запчастей на момент ДТП в регионе, где будет производиться ремонт, цену работ, материалов и расходников, которые необходимы. Итоговые расчеты производятся с учетом износа по методике Центробанка.
Введение единой методики расчета ущерба по ОСАГО в 2022 году позволяет рассчитать сумму компенсационных выплат быстро и точно. Процедуры расчета стали типовыми и более прозрачными.
Что влияет на итоговую сумму
Главный документ для расчета ущерба — акт экспертного осмотра автомобиля после ДТП. При дальнейшей работе возможно проведение дополнительных экспертиз и обнаружение повреждений, которые были скрыты. Все изменения вносятся в акт и влияют на размер компенсации.
При расчете убытков на итоговую сумму дополнительно влияют следующие критерии:
- марка автомобиля;
- год выпуска и начала эксплуатации;
- дополнительная комплектация;
- регион регистрации ТС,
- место, где произошло ДТП;
- состояние машины до ДТП.
Формулы расчета компенсаций используют средние показатели стоимости работ, материалов и запчастей. Данные берутся по справочнику РСА, размещенному в открытом доступе. Базы РСА регулярно обновляются. Для того чтобы рассчитать стоимость на сайте РСА, необходимо сформировать запрос, заполнив электронную форму.
Если после расчетов стоимость ремонта оказывается больше, чем новый автомобиль, страховщик выплачивает сумму, достаточную для его приобретения. Но размер выплат уменьшают на цену запчастей, оставшихся от старого авто, которые владелец сможет продать.
Методика расчета ОСАГО содержит коэффициенты для определения их стоимости.
Как проверить правильность расчета самостоятельно
Для того чтобы самостоятельно рассчитать стоимость ущерба, рекомендуем воспользоваться сайтом Российского союза автостраховщиков:
- Откройте сайт РСА.
- Перейдите в раздел ОСАГО.
- Откройте раздел «Выплаты по ОСАГО».
- Кликните по строчке «Проверка средней стоимости запасных частей».
- Заполните электронную форму калькулятора РСА. В ней указываются даты ДТП, название субъекта РФ, марка ТС, номер запчасти, тип ТС или название материала.
- Нажмите на кнопку «Отправить запрос».
- Получите расчет величины компенсации.
Полученная информация является справочной. Точный расчет величины компенсации будет осуществлен страховой компанией на основании акта экспертного осмотра машины.
Кроме РСА, есть множество сайтов, предлагающих рассчитать размер страховых выплат. Их расчеты могут быть некорректными. Пользуйтесь только официальными ресурсами.
Что делать, если страховая занижает размер выплаты
Если вы уверены, что при расчете величины страховой выплаты допущена ошибка, можно обжаловать действия СК. Для этого выполняются следующие действия:
- Оценка ущерба. Владельцы транспортных средств, не согласные с размером компенсации, имеют право заказать проведение независимой экспертизы. При этом необходимо предупредить СК о начале процедуры минимум за три дня. Страховщику владельцы полиса сообщают дату и место, где пройдет новая экспертиза.
- Отправка досудебной претензии. Страховщику направляется заявление, к которому прикладывается акт независимой экспертизы. В документе указываются размер ущерба согласно новому акту и требование выплаты компенсаций на основании новых данных.
- Подача иска в суд. Если компания, с которой заключен договор обязательного страхования ОСАГО, отказывается признать новый размер ущерба, владелец полиса направляет иск в суд и копию страховщику. Вместе с иском подается пакет документов. Обязательным приложением является акт независимой экспертизы, ответ страховщика с отказом в выплате страховки по досудебной претензии.
- Получение решения суда. Отслеживать этапы прохождения судебного дела можно на сайте суда, куда подан иск. После рассмотрения дела заявителю направляется решение, где указывается, будет выплачена увеличенная компенсация или нет. Если заявитель не согласен с решением, подается апелляция.
- Получение денег. Деньги выплачиваются по исполнительному листу. Получить его можно в судебной канцелярии, если суд решил дело в пользу истца. Исполнительный лист передается в СК, где и производятся расчеты. Обычно деньги зачисляются на счет застрахованного лица в течение нескольких дней.
Кроме суммы на ремонт автомобиля, можно включить в иск и компенсацию морального вреда. Зачастую суд принимает решение произвести все выплаты согласно иску.
Действия в случае банкротства СК
Владелец полиса ОСАГО, чья страховая компания объявлена банкротом, имеет право обратиться в РСА. Союз направит эксперта, чтобы оценить ущерб и рассчитать цену ремонта. Приглашение для выполнения процедуры расчета направляется почтой или о ДТП сообщается по телефону. При оценке используется единая методика ОСАГО с учетом износа.
После проведения работ составляется акт. В течение десяти дней после экспертизы пострадавший получает расчет компенсации. Деньги выплачиваются в течение четырнадцати дней из специального гарантийного фонда.
Пострадавшая сторона имеет право обращаться за выплатами не в свою СК, которая лишена лицензии, а к страховщику виновника аварии или в РСА.
Применение страховщиками единой методики сократило количество спорных ситуаций, сделав расчеты более прозрачными. Калькулятор РСА даёт возможность самостоятельно оценить ущерб и сравнить с размером компенсации. Такой метод позволяет избежать ситуаций, когда пострадавший заказывает независимую экспертизу необоснованно, теряя деньги и время.
Популярные вопросы
Какие показатели используются для характеристики повреждений деталей кузова?Единая методика ОСАГО 2021 № 755 П Банка России обязывает использовать следующие показатели:
- площадь повреждений и/или их глубина;
- вид деформации;
- конструктивные особенности в поврежденной зоне;
- место повреждения, определяющее возможность ремонта.
Как рассчитать ущерб при ДТП? Расчет ущерба при аварии
У пострадавших в ДТП водителей часто возникают споры со страховой компанией о сумме возмещения ущерба. Несколько лет назад суды были завалены исками о занижении оценки ущерба страховщиками. И вот в 2014 году была принята единая методика расчета — ЕМРУ.
Поскольку цифры, рассчитанные страховой компанией (СК) и полученные водителем при самостоятельном подсчете ущерба всегда будут разными, советуем прибегнуть к помощи независимого эксперта. Он поможет рассчитать наиболее точную цену ремонта авто или замены запчастей.
Хотите разобраться, но нет времени читать статью? Юристы помогут
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажете
Решить вопрос >
Структура ЕМРУ
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая.
Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля.
Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Специалисты, привлекаемые к экспертизам, должны иметь специальные разрешения, аттестацию и стаж работы. На сайте РСА выложены актуальные списки аттестованных автоэкспертов. Эти перечни периодически обновляются.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки.
Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений.
К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
На основании исследования эксперт выносит решение о возможности восстановительного ремонта или полной замены отдельных частей ТС. Пользуясь методикой, он рассчитывает стоимость ремонтных работ и размер денежной компенсации ущерба после транспортного происшествия. Акт заполняется в сроки от 3 до 10 дней после осмотра машины.
Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку.
Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Помимо компенсации имущественного ущерба после ДТП, может быть произведена компенсация причиненного аварией вреда для жизни и здоровья. Правительством утверждены правила расчета страховых сумм и определены нормативы расчета суммы компенсации в Постановлении от 15 ноября 2012 г. N 1164.
Что делать, если выплата по договору ОСАГО от СК невозможна?
Если СК объявлена банкротом или у нее отозвана лицензия, участник ДТП может обратиться в РСА и пригласить эксперта рассчитать ущерб. Приглашение отправляют заказным письмом по почте. После проведения экспертизы составляют акт.
Расчет компенсации на основании экспертного заключения пострадавший получает через 10 дней. Далее нужно подать исковое заявление в суд. Если решение будет положительным, его следует направить в РСА.
Выплата компенсации осуществляется в течение двух недель.
Несмотря на запутанность и сложность расчетов, утверждение ЕМРУ уменьшило количество недовольных выплатами потерпевших. Расчеты стали более прозрачными, участник ДТП может проверить их самостоятельно или привлечь независимых экспертов.
- Источники:
- Проверка средней стоимости запасных частей, нормочасов и материалов
- Сведения о средней стоимости запчастей ТС
- О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства
Верховный суд РФ разъяснил, как правильно оценить ущерб от ДТП — Российская газета
Ведь, как правило, наибольшее количество споров вызывает именно оценка такого ущерба. Автовладельцы хотят получить как можно больше, а страховщики заплатить как можно меньше.
Причем до того момента, как появилась единая методика оценки стоимости восстановительного ремонта, возникновение споров логично объяснялось. Один эксперт считает по одной методике, другой — по второй, а судебный по-третьей.
Но, несмотря на то, что теперь порядок оценки прописан в законах и других нормативных актах практически досконально, вопросы по-прежнему возникают. Причем, как оказалось, сумму выплаты пострадавшему занижают сами судьи.
Аргументы для этого они представляют довольно неожиданные.
Определение стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, незаконно
Разбираться со столь сложными спорами приходится Верховному суду. А пострадавшему приходится дожидаться компенсации несколько лет.
Итак история эта началась с того, что некто Володин в конце апреля 2015 года, двигаясь на своем мотоцикле, попал под колеса автомобиля, которым управлял некто Фомичев. В ГИБДД установили, что виновником ДТП является Фомичев.
В результате аварии больше всего пострадал мотоцикл, который восстановлению не подлежал. При этом куплен он был буквально за три дня до аварии.
Надо сказать, что Фомичев был застрахован по ОСАГО с расширенным покрытием до миллиона рублей. Пострадавший Володин сначала обратился в свою страховую компанию за прямым возмещением ущерба. Однако страховщик отказался выплатить на том основании, что якобы водитель не представил документов о том, что он собственник мотоцикла.
При этом непонятно, что страховщик имел в виду: договор купли-продажи мотоцикла, а также свидетельство о его регистрации были предъявлены.
При этом при заключении договора с мотоциклистом и получении от него премии документов страховщику хватало. А для выплаты их недостаточно.
Также страховщик не назначил проведения технической экспертизы. Володин решил тогда провести независимую экспертизу за свой счет. Но на независимую экспертизу страховщик ни разу не направил своего эксперта, хотя его дважды приглашали телеграммой.
Между тем экспертиза установила, что повреждения мотоцикла таковы, что он не подлежит восстановлению. При этом эксперты указали, что стоимость этого транспортного средства на момент оценки составляет 1 миллион 156 тысяч рублей. А стоимость годных остатков — почти 149 тысяч.
Вычитаем одно из другого — получаем стоимость ущерба. То есть 1 миллион 7 тысяч рублей. Именно столько мотоциклист должен был получить в качестве компенсации за уничтоженную технику.
Однако по ОСАГО со своей страховой он мог рассчитывать на сумму не более 400 тысяч рублей. Но у виновника аварии ОСАГО было с расширением до миллиона рублей.
Поэтому Володин обратился в страховую компанию виновника аварии за выплатой по расширенному лимиту. И тоже получил отказ. Якобы отсутствуют документы о стоимости восстановительного ремонта транспортного средства.
То есть представленные результаты независимой экспертизы страховщика почему-то не устроили.
Володин обратился в суд. При этом потребовав уплаты неустойки и штрафа. Но Озерский городской суд Московской области решил, что мотоцикл, купленный по договору купли-продажи за 650 тысяч рублей, не может стоить дороже после трех дней его эксплуатации. А поэтому ущерб, штраф и неустойку высчитывал именно из этой суммы. С этим согласилась и апелляционная инстанция Московского областного суда.
Однако с таким решением не согласился Верховный суд.
Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке.
То есть определение судом стоимости на основе цены, указанной в договоре купли-продажи, нельзя признать правильным и соответствующим положениям закона, установил ВС.
Определение действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая или размера расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая, требует специальных познаний. Суд должен был назначить экспертизу. Но ни один из нижестоящих судов этим не озаботился.
На этом основании ВС отменил решение нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Действительно, сумма, указанная в договоре купли-продажи, может быть ниже рыночной. Например, продавцу срочно нужны деньги, и он продает свой мотоцикл по дешевке.
Но это не означает, что покупатель купил дешевку. За те же деньги он не сможет приобрести точно такой же продукт, который достался ему с большой скидкой.
А закон при гибели имущества требует компенсации в размере действительной его стоимости.
Автомобили после ДТП
Без специальных знаний и навыков оценить состояние автомобиля после ДТП достаточно сложно. Даже при незначительных повреждениях лакокрасочного покрытия автомобиль может иметь серьёзные повреждения.
- Независимая оценка автомобиля после ДТП
- Стоимость автомобиля после ДТП
- Ущерб автомобиля после ДТП
- Стоимость экспертизы автомобиля после ДТП
Независимая оценка автомобиля после ДТП
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП проводится с целью оценки ущерба, причинённого собственнику, вследствие ДТП и, при необходимости, оценки технического состояния после аварии. Чаще всего такая оценка автомобиля проводится для получения доказательств размера ущерба в споре со страховыми компаниями.
Последние обычно проводят свою экспертизу, занижая размер ущерба и, соответственно, сумму страховой выплаты. Проведение независимой экспертизы также полезно для взыскания с виновника ДТП сумм ущерба, которые может не покрывать страховка. К примеру, сумма франшизы по страховке или ущерб от утери товарной стоимости.
Экспертиза оценки ущерба включает в себя:
- определение стоимости автомобиля до ДТП;
- определение стоимости восстановительного ремонта (запасных частей и работ);
- расчёт размера утери товарной стоимости;
- другие данные.
При проведении расчётов и оценок независимый эксперт берёт во внимание государственные нормативы и объективные показатели стоимости, что делает такую оценку весомым аргументом в суде при обосновании суммы размера ущерба от ДТП. Независимая экспертиза должна проводиться экспертом, имеющим необходимые разрешительные документы (квалификационное свидетельство, свидетельство о нахождении в реестре оценщиков и другие).
Стоимость автомобиля после ДТП – это разница между стоимостью машины до ДТП и полной стоимостью восстановительного ремонта. Если новый автомобиль (возрастом до 5-ти лет) попал в ДТП первый раз, из этой суммы следует вычесть ещё и утерю товарной стоимости, которая определяется экспертом.
Когда в этой формуле оценочная стоимость автомобиля до ДТП ниже стоимости восстановительного ремонта, автомобиль считается таким, что не подлежит восстановлению. Определение стоимости машины после ДТП включается в экспертизу оценки ущерба при ДТП.
Этот показатель также имеет значение при принятии решения о целесообразности ремонта автомобиля.
Ущерб автомобиля после ДТП
Для определения ущерба автомобиля после ДТП необходим сам автомобиль и материалы ДТП (протокол, при возможности, фотоснимки). Материалы ДТП нужны эксперту для того, чтобы понимать подробности аварии и какие из повреждений могут быть следствием ДТП.
К примеру, царапина на переднем крыле не может быть отнесена к повреждениям от ДТП, если единственный удар в ДТП пришёлся на задний бампер. Автомобиль нужен для выявления характера фактических повреждений.
При проведении экспертизы ведётся фото- и, иногда видеосъёмка.
Если ДТП было не слишком серьёзным и повреждено только лакокрасочное покрытие и/или элементы кузова, осмотр автомобиля может быть проведён в любом месте.
При тяжёлых повреждениях осмотр проводится на стенде в автосервисе, чтобы иметь возможность частично разобрать автомобиль и выявить скрытые повреждения.
Стоит понимать, что скрытые повреждения могут быть и при несущественных видимых дефектах, поэтому не стоит пренебрегать детальным осмотром. После сбора информации эксперт проводит оценку стоимости. Этот процесс частично автоматизирован и производится в специальной компьютерной программе, содержащей все государственные нормативы.
Стоимость экспертной оценки автомобиля определяется оценочными компаниями (независимыми оценщиками) самостоятельно, на конкурентной основе. Т.е. у разных экспертов цены на проведение экспертизы одного и того же автомобиля могут отличаться.
Кроме того, на цену влияет степень повреждений (соответственно, объём работ), удалённость автосервиса, на котором будет проводиться осмотр автомобиля от офиса эксперта, уровень цен на аналогичные услуги в регионе и другие факторы.
При успешном решении дела расходы, связанные с проведением экспертизы могут быть взысканы с ответчика (страховой компании или виновника ДТП).
Совет от Сравни.ру: стоит заранее уточнить у эксперта, сможет ли он присутствовать в суде, – его пояснения могут существенно помочь вам при доказывании размера ущерба.
Оценка ущерба автомобиля после ДТП: как она проходит, сколько стоит и кто за нее платит?
Проведением оценки может заниматься страховая компания или независимая фирма. От того, как будут оценены полученные в результате ДТП повреждения, будет зависеть размер компенсации. Многие автовладельцы придерживаются мнения, что следует отдавать предпочтение независимой экспертизе, чтобы оценкой ущерба занималась незаинтересованная в результате сторона дела.
Что такое процедура оценки ущерба автомобиля, какая используется методика
Главная задача проведения процедуры оценки ущерба транспортного средства (ТС) — это определение полученных автомобилем при аварии повреждений с целью расчета размера компенсации, которая подлежит возмещению владельцу пострадавшего автомобиля.
В результате проведения оценочных работ эксперт составляет акт, в котором указывается полная сумма, необходимая для проведения восстановительного ремонта. Для ее определения эксперты руководствуются положением ЦБ РФ от 19.09.2014 №432-П, в котором описана единая методика определения размера расходов для проведения ремонта пострадавшего ТС.
Для осуществления расчетов за основу берутся основные положения, указанные в методике:
- Один из самых важных факторов, который учитывается при выполнении оценочных работ, является возраст ТС. Процент износа зависит от даты начала эксплуатации авто, а не от даты его выпуска на заводе.
- В зависимости от индивидуального износа деталей автомобиля начисляются различные оценочные коэффициенты. Размер суммы в полной мере связан со степенью изношенности.
- При проведении оценки не учитывается степень износа деталей машины, от которых зависит безопасность водителя.
Цену деталей, необходимых для проведения ремонта, эксперты берут из справочника. Если позиция отсутствует в списке, то расчет производится экспертом вручную.
Из каких этапов состоит
Оценка ущерба включает в себя целый комплекс различных работ, направленных на определение общего объема повреждений и стоимости их восстановления. Процедура состоит из следующих этапов:
- Визуальный осмотр поврежденного ТС. Этот этап является первоначальным. Эксперт составляет схему авто и отмечает места, где имеются повреждения. Также дефекты могут быть зафиксированы с помощью фото- или видеосъемки. Данная схема будет выступать ориентиром для дальнейших этапов работы.
- Расчет стоимости необходимого для восстановления ТС ремонта. На этом этапе изучаются все поврежденные детали. Авто при необходимости может быть разобрано, чтобы эксперт не смог пропустить что-либо. В результате суммируется общая стоимость всех деталей. В отчете, который получит автовладелец, эксперт указывает об этом подробную информацию.
- Корректировка суммы ущерба с учетом износа. Полученная на предыдущем этапе сумма возмещения уменьшается в зависимости от степени износа деталей.
- Оценка состояния ТС до происшествия и его стоимость на тот момент. В этом может возникнуть необходимость, если автомобиль после ДТП уже не подлежит восстановлению. При этом может быть учтена стоимость годных остатков ТС.
По окончании всех этапов эксперт составляет заключение, в котором ставят подписи все участники проделанной работы. В нем указывается следующая информация:
- цель проведения оценки ущерба;
- ФИО автовладельца;
- сумма, необходимая для проведения восстановительного ремонта;
- перечень нормативных актов, на которые ссылается эксперт при проведении проверки;
- дата ДТП;
- данные страховых полисов участников ДТП;
- стоимость проведенной экспертизы;
- подписи экспертов, участвовавших в проверке, и руководителя организации;
- печать экспертной компании.
Когда требуется проведение оценки
Как правило, обращается к экспертам для определения стоимости ущерба, полученного автомобилем после ДТП, пострадавший в нем водитель, но не всегда. Процедура требуется в следующих случаях:
- автовладелец обращается за оценкой ущерба для получения компенсации по страховому случаю ОСАГО или КАСКО;
- пострадавший водитель не согласен с расчетом стоимости ущерба и обращается к экспертам для проведения независимой оценки;
- виновник аварии является инициатором экспертизы, так как считает расходы на ремонт, которые определила пострадавшая сторона, завышенными;
- для рассмотрения спора о возмещении ущерба в судебном порядке.
Порядок действий для получения оценки ущерба авто
Оценка ущерба автомобиля после аварии происходит следующим образом:
- Заказчик обращается в экспертную компанию (по договоренности со страховщиком или выбирает самостоятельно) и заключает договор об оказании услуг по оценке.
- Стороны договариваются о месте осмотра транспортного средства (автомобиль может быть осмотрен как на территории оценщика, так и при выезде эксперта к владельцу авто), дате и времени.
- Направляется уведомление второму участнику ДТП, которым он приглашается на место проведения осмотра, а также информируется страховщик о предстоящей процедуре.
- После проведения осмотра автомобиля эксперты составляют акт, прилагают к нему фото- и видеоматериалы, подтверждающие те или иные дефекты.
- Рассчитывается по установленной законодательством методике размер ущерба.
- Эксперты выдают отчет об оценке заказчику. Отчет является самым важным документом, который при рассмотрении спорной ситуации в судебном порядке может выступать весомым аргументом для получения требуемого размера компенсации.
Автовладельцу для оценки ущерба автомобиля после ДТП потребуется предоставить экспертам следующие документы:
- паспорт владельца ТС;
- свидетельство о регистрации ТС или паспорт ТС;
- доверенность, если заказчик не является собственником автомобиля;
- справка из ГИБДД, где указаны повреждения, полученные ТС вследствие происшествия;
- другие документы, которые могут потребоваться для проведения оценки ущерба.
Если оценку проводит страховая компания, то автовладелец договаривается с ее представителем о предстоящей оценке ущерба. Если после ее проведения автовладелец не согласен с результатами, то он вправе обратиться к независимому эксперту.
Онлайн-сервисы для расчета размера ущерба
Автовладелец может самостоятельно рассчитать размер ущерба, полученного при ДТП, с помощью онлайн-сервисов. Так, зная, какие повреждения получило ТС в результате аварии, можно узнать среднюю стоимость запчастей подлежащих замене, например, на официальном сайте РСА. Кроме этого, здесь имеется информация о стоимости нормочаса работ и материалов.
Узнать сумму выплат также можно, воспользовавшись калькулятором на сайте «ДТП помощь». После заполнения в калькуляторе данных об автомобиле и имеющихся повреждениях сервис автоматически рассчитает сумму ущерба. Такая оценка производится бесплатно.
Отправить запрос на проведение онлайн-оценки можно на сайте exp-ress.ru. Автовладелец, как и в предыдущем случае, должен заполнить предложенные в калькуляторе строки (регион, марка авто, год выпуска) и указать имеющиеся на машине повреждения, поставив галочки в соответствующих полях. Оценка на этом интернет-ресурсе платная. Стоимость отправки запроса составляет 30 руб.
Вышеперечисленные и другие сервисы по онлайн-оценке ущерба позволяют рассчитать только примерную сумму компенсации. Точный результат может предоставить только эксперт-оценщик.
Сколько стоит проведение процедуры, и кто платит
Как правило, расходы на проведение процедуры по оценке ущерба авто после ДТП берет на себя страховая компания, куда обращается автовладелец после аварии.
Если осмотр авто не был проведен в срок, или результаты не устраивают автовладельца, то он вправе самостоятельно обратиться к независимому эксперту. В этом случае все расходы он оплачивает самостоятельно, но в дальнейшем имеет право потребовать возмещения со страховой компании. Для этого заказчику необходимо сохранить все платежные документы.
Стоимость оценки в каждом конкретном случае будет отличаться, так как зависит от ряда факторов. Стоимость услуг экспертов по оценке ущерба будет зависеть:
- от характера повреждений (при наличии скрытых повреждений оценочные работы будут более сложными, соответственно, их стоимость будет выше);
- от обстоятельств аварии (находился после ДТП автомобиль на ходу или нет);
- от срока эксплуатации авто (чем больше машине лет, тем сложнее определить состояние, в котором она находилась до аварии);
- от срочности выполнения работы.
В некоторых случаях заказчик может сэкономить, если оценочная компания предоставляет скидки льготным категориям граждан, или если в момент обращения действует акционное предложение.