Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они — граждане других стран

Правовое положение иностранных граждан обусловлено законами, изложенными в Конституции РФ. Если федеральные законы или международные соглашения не предусматривают какие-либо иные положения, то они имеют те же права и несут такую же ответственность, как и россияне.

Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

Конституция РФ

«Декларацией о правах человека», провозглашенной ООН в 1985 году, обеспечены основные права человека (предусмотренные в Международных договорах о правах человека), в том числе гарантированные не гражданам.

Пакты являются юридически обязательными документами, которые требуют от каждого государства, которое ратифицировало их для защиты определенных прав человека для всех лиц на своей территории и под ее юрисдикцией.

ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации можно скачать здесь.

Правовой статус иностранцев на территории РФ

Декларация служит руководством для государств, разрабатывающих и осуществляющих законы, направленные на защиту достоинств и свободы каждого отдельного человека.

Существуют определенные неотъемлемые права для всех людей, независимо от гражданства или национальности, изложенные во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Ключевую роль в оказании помощи и защиты не граждан во всем мире играют такие организации, как  комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации.

Что предусматривает легальный статус

В основополагающем государственном законе РФ строго обозначены и права и обязанности иностранных граждан.

Легальный статус предусматривает:

  1. Равное положение перед законом независимо от любых социальных, национальных, религиозных, профессиональных, экономических и тому подобных факторов.
  2. РФ вправе устанавливать определенные ограничение или дополнительные требования к гражданам из стран с аналогичными ограничениями и требованиями.
  3. Права и интересы россиян не должны ущемляться в угоду интересам и правам иностранцев, что проясняется соответствующим законом.
  4. Соблюдение законов РФ – необходимое условие. Соответственно выданным документам, определенным личными или деловыми мотивами, приезжающие в Россию, могут свободно передвигаться по стране, но исключая территории, для посещения которых потребуется особое разрешение.

Ряд исключений ограничивает действия мигрантов. Они не могут:

  • претендовать на государственные (муниципальные) посты;
  • иметь избирательного права;
  • призываться на государственную военную службу (есть возможность службы по контракту);Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран
  • состоять в экипаже корабля, работающего под государственным флагом, или другого судна, которое эксплуатируется в некоммерческом секторе;
  • служить на предприятиях или в учреждениях, обеспечивающих безопасность, связанных с секретной информацией, с радиоактивными и ядерными продуктами.

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся подданным принимающей страны (России), в которой оно временно проживает. Его личность удостоверяется национальным паспортом или другим документом, который признается РФ. Однако, точное определение зависит от контекста. Иностранцы дифференцируются на категории, зависящие от цели пребывания.

Виды иностранных граждан те, кто:

  • пребывает временно;
  • проживает временно;
  • проживает постоянно.

Эти статусы предоставляют неодинаковые возможности, в частности, разные периоды нахождения на территории РФ.

Лица, представляющие первую категорию, не могут подать заявку на получение вида на жительство или на получение гражданства.

Подробнее о правовом положении иностранцев в России можно узнать из видео, представленном ниже.

Миграционное законодательство связано со всеми правами: гражданским, трудовым, налоговым, административным, международным. А это значит, что иностранный гражданин имеет равные права с россиянами, но миграционные правила ограничивают РВП только регионом, где лицо зарегистрировано. Мигранты обязаны соблюдать условия своего статуса.

Особые категории

В РФ приезжают с определенной целью. Ради воссоединения с семьей или, например, для работы или учебы.

Причиной пребывания является цель прибытия, относительно которой мигрант получает статус временного проживания (по визе или безвизовый), разрешение фиксируется в виде отметки в паспорте, или постоянного проживания (не имеет ничего общего с гражданством, но предусматривает некоторые  условия, которые положены гражданам, включая социальные пособия и пенсии).

Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

Статус беженца

Специальные статусы, которыми могут обладать иностранные граждане:

  1. Дипломатический – форма юридического иммунитета, которая гарантирует уполномоченным лицам неприкосновенность имущества, освобождение от налогов, невосприимчивость к судебным искам или судебным преследованиям в соответствии с законами страны пребывания. Современный дипломатический иммунитет был кодифицирован как международное право в Венской конвенции о дипломатических отношениях в 1961.
  2. Высококвалифицированные специалисты, на которых не распространяется система квотирования и получение рабочей визы для них – простой и быстрый процесс. Она действует в течение трех лет и может быть продлена ещё на три года в течение 30 дней до истечения срока действия текущей визы.
  3. Статус беженца – лицо, вынужденное пересечь национальные границы, у которого нет возможности безопасно вернуться домой. Чтобы получить его, предъявитель должен подать заявление о предоставлении убежища. В период ожидания решения он находится в статусе просителя убежища. Как только перемещенный человек получает статус беженца, он пользуются определенными правами, согласованными в Конвенции о статусе беженцев 1951 года (не все страны подписали и ратифицировали эту конвенцию).

Визовая политика РФ имеет ряд требований. Предоставление виз основывается на двусторонних или многосторонних соглашениях. На сегодняшний день РФ связана соглашениями со многими странами, граждане которых освобождаются от визы или могут оформить её онлайн. В остальных случаях необходимо получить визу заранее в дипломатическом представительстве или визовом центре.

Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

Виза в Россию

В общей сложности, гражданам 48 стран не требуется получение визы, если их пребывание длится не более чем лимит отказа от визы. Однако «безвизовые» иностранцы обязаны иметь миграционную карту.

За исключением представителей Беларуси, связанной с Россией особыми отношениями, те, кто имеет право на безвизовый режим, не могут оставаться дольше, чем 90 дней (в течение любого 180-дневного периода).

  1. Статус временного пребывания относится к нахождению иностранца на территории страны (с визой или без неё) в течение 90 суток, без оформления РВП. По истечении срока действия статуса лицу придется покинуть страну, если не рассматриваются такие ситуации, как продление визы (или безвизовое проживание), ожидание получения РВП, трудоустройство как высококвалифицированного работника, учеба.
  2. Разрешение на временное проживание в виде отметки в национальном паспорте (или в форме самостоятельного документа), относится к статусу резидента в РФ, гражданином которой он не является. Оно выдается соответственно квотированию, определенному правительством, сроком на 3 года. Исключительным правом, вне системы квот, обладают граждане других стран в случаях, предусмотренных законом, как, например, высококвалифицированные специалисты.
    Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

    Пример РВП РФ

  3. Вид на жительство – документ (миграционная карточка), позволяющая лицу, не имеющему гражданства РФ, проживать в стране в течение фиксированного срока. Данное разрешение актуально в течение 5 лет, но впоследствии может продлеваться на аналогичный период много раз.

Установленным порогом требуется продление срока пребывания, который может быть промежуточным шагом к подаче заявления на постоянное проживание.

Статус пребывания предоставляется по ряду причин, и критерии принятия в качестве резидента могут со временем меняться.

Случается, что государственные органы отказывают при обращении за получением вида на жительство (или на временное проживание) на законных основаниях.

Это происходит в случае, если:

  • имеется непогашенный обвинительный приговор за тяжкое преступление;
  • представлена ложная информация или фальшивые документы;
  • лицо страдает (инфекционным) заболеванием, представляющим опасность для других людей.

Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

Образец вида на жительство в России

Получение ВНЖ

Чтобы получить вид на жительство, иностранцу необходимо предоставить статус временного жителя, который выдается в пределах квотирования, установленного российским правительством, учитывающего демографические и другие факторы, и распределенного между федеративными регионами. Некоторым лицам могут выдаваться такие разрешения за пределами квот: тем, кто инвестировал в экономическое развитие страны или заключил брачный союз с гражданином России.

В то же время он может быть аннулирован в ряде случаев, когда не соблюдается резидентство или другие налагаемые на статус обязательства.

Например, если иностранный гражданин находился в пределах принимающей стороны более установленного определенного срока; при неоднократном нарушении правил миграционной регистрации; представлял угрозу национальной безопасности, или в случае совершения серьезного преступления, тогда лицо становится объектом депортации.

В ряде случаев данный статус может быть обусловлен  определенным типом занятости или ведением бизнеса. Обладатели имеют те же обязательства, что и граждане РФ относительно налогов.

Регистрация резидентов обязательна в РФ.

Существуют отдельные регистры для иностранных граждан (или лиц без гражданства). Временное проживание регистрируется по заявлению работодателя или администратора отеля и так далее. Запрос также подается в течение 7 дней.

Трудовая сфера

Иностранцы, планирующие работать в России, обязаны иметь разрешение, которое выдается ГУВМ МВД . Оно приобретается до подачи заявления на получение рабочей визы.

Какими законами регулируются отношения с клиентами, если они - граждане других стран

Пример рабочей визы в РФ

Притом что для большинства иностранных граждан требуется полная рабочая виза, существуют исключения:

  1. Нет необходимости в разрешении для резидентов с ВНЖ.
  2. При работе на временной основе (для иностранного государства), в этом случае бизнес-виза позволяет находиться и работать в России сроком на 90 дней.
  3. Для лиц, работающих в дипломатических миссиях, консульствах и тому подобное, представляющих зарубежные страны.
  4. Представителям СМИ (соответственно имеющие аккредитацию в РФ).
  5. Студентам, обучающимся в учебных заведениях (по приглашению).

Процесс заявки на получение разрешения отличается для стран с визовой и безвизовой политикой.

В первом случае существуют два разрешения – стандартное, доступное для любого уровня зарплаты, и подтверждение для специалистов высокой квалификации.

Для второй категории выдача разрешения занимает меньше времени и действует в течение трех лет – специалисты сразу получают вид на жительство.

В России высокий спрос на иностранных экспертов, но он ограничен определенными секторами.

Как правило, для специалистов высокой квалификации изначально выдается бизнес (деловая) виза сроком на 30 дней, на письменный запрос работодателя для переговоров о дальнейшей работе. Если переговоры успешны, то выдается рабочая виза.

Период её действия согласован с промежутком времени трудового договора (однако, не более трех лет). Существует возможность продления на срок также не превышающий три года.

Иностранцы с РВП смогут работать лишь при наличии разрешения на работу в пределах того региона, где они получили таковое. Граждане с ВНЖ не имеют территориальных ограничений. Хотя закон позволяет соответствующим органам предусматривать исключения или учитывать случаи, когда иностранцам с другими статусами позволяется работать за пределами определенных регионов.

Оцените пост Загрузка…

Контрагенты из недружественных стран: как с ними работать

В перечень стран, совершающих в отношении России недружественные действия, вошли государства, которые ввели санкции против РФ или присоединились к ним. Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р. По состоянию на 20 марта 2022 года в него вошли:

  • Австралия;
  • Албания;
  • Андорра;
  • Великобритания и ее владения;
  • Страны Евросоюза;
  • Исландия;
  • Канада;
  • Лихтенштейн;
  • Микронезия;
  • Монако;
  • Новая Зеландия;
  • Норвегия;
  • Республика Корея;
  • Сан-Марино;
  • Северная Македония;
  • Сингапур;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Тайвань;
  • Украина;
  • Черногория;
  • Швейцария;
  • Япония.
Читайте также:  Земля под МКД

При работе с компаниями из вышеперечисленных стран соблюдайте требования законодательства, которые мы разберем в этой статье.

Правила выдачи разрешений на сделки с иностранными лицами утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 295 (далее — Правила). Данное Постановление разработано в соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 01.03.2022 года № 81.

Сделки, перечисленные в Правилах, можно разделить на две категории. Для первой разрешение понадобится в любом случае, а для второй оно нужно, только если стороной сделки является иностранное лицо, связанное с недружественными государствами.

Разрешение обязательно

Резидент должен получать разрешения на следующие сделки (пп. «в», «г», п. 1 Правил):

  • выдача займа в иностранной валюте нерезиденту РФ;
  • зачисление валюты на счета и вклады резидента, открытые в банках и организациях финансового рынка, расположенных за пределами РФ;
  • перевод денег с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.

Разрешение обязательно для сделок с недружественными государствами

К лицам, связанным с недружественными государствами, относятся организации, ИП и физлица, которые соответствуют условиям (пп. «а» п. 1 Правил):

  • Имеют гражданство недружественного государства, зарегистрированы, ведут деятельность или получают прибыль преимущественно на территории недружественного государства.
  • Находятся под контролем недружественных лиц, независимо от места регистрации или ведения деятельности. Признаки нахождения под контролем закреплены в ст. 5 ФЗ от 29.04.2008 № 57-ФЗ.

Резидент РФ обязан получить разрешение на следующие сделки с иностранными лицами, связанными с недружественными государствами (пп. «а», п. 1 Правил):

  • Предоставление кредитов и займов в рублях. С 18 марта отменено ограничение для резидентов РФ, которые находятся под контролем недружественного государства.
  • Приобретение ценных бумаг и недвижимости. При этом ценные бумаги у лиц, связанных с недружественными странами, можно покупать на организованных торгах при наличии разрешения, выданного ЦБ РФ по согласованию с Минфином РФ.

Физлицам-резидентам разрешили совершать сделки купли-продажи недвижимого имущества с нерезидентами (выписка Минфина от 21.03.2022 № 05-06-10/ВН-12886, информация Минфина от 22.03.2022).

Важно! Обойти ограничение по сделкам с недвижимостью и ценными бумагами через зарубежных посредников не получится. В правилах предусмотрено, что разрешение понадобится, если посредник приобрел бумаги и недвижимость у недружественных лиц после 22 февраля 2022 года (пп. «б» п. 1 Правил). Это работает, даже если сам посредник никак не связан с недружественными государствами.

Разрешения на сделки выдает Минфин России (п. 4 Правил). Чтобы его получить, резидент или иностранное лицо из недружественного государства подает в орган заявление о выдаче разрешения.

Заявление составляют в свободной форме и адресуют Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Однако правила требуют, чтобы в документе были отражены (пп. «а» п. 5 Правил):

  • цель, предмет и содержание сделки;
  • существенные условия;
  • планируемые сроки действия разрешения;

Определение судом применимого права к договору с иностранным элементом при отсутствии прямо выраженной воли сторон

  • Заключая внешнеэкономическую сделку стороны вправе оговорить как место разрешения споров, так и национальное законодательство, которое будет регулировать правоотношения сторон сделки.
  • Однако я в своей практике несколько раз сталкивался с ситуациями, когда контрагенты выбирают, например, российский арбитражный суд в качестве места разрешения споров, но при этом упускают из вида вопрос о применимом праве, оставляя его неурегулированным прямо.
  • В случае возникновения спора и при отсутствии волеизъявления сторон в отношении применимого к договору права, выбор применимого права будет осуществлять суд, компетентный рассматривать данный спор, в рассматриваемом примере – российский арбитражный суд.
  • Клиент в такой ситуации задает закономерный вопрос: право какой страны применит суд, разрешая спор?

С практической точки зрения ответ на этот вопрос не всегда будет однозначным. Попробуем выделить основные подходы к определению применимого права к договору с иностранным элементом, содержащиеся в российских коллизионных нормах и выработанные судами при применении этих норм.

Суду доступен ряд тестов, по результатам одного или нескольких таких тестов суд осуществляет выбор применимого права.

  1. Тест на решающее исполнение (формальный подход).

Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» (далее – Постановление № 24) судом при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяются положения статьи 1211 ГК РФ.

Пункт 1 данной статьи говорит о том, что при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве, к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора.

Неисчерпывающий перечень лиц, осуществляющих решающее исполнение по той или иной сделке, содержится в пункте 2 данной статьи. К примеру, в договоре купли-продажи лицом, осуществляющим решающее исполнение, является продавец, в договоре займа – займодавец (кредитор), в договоре подряда – подрядчик и т. д.

На примере договора займа применение теста на решающее исполнение можно проиллюстрировать постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.07.2018 № Ф05-10552/2018 по делу № А40-239807/17:

Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается сторона, являющаяся, в частности заимодавцем (кредитором) — в договоре займа (кредитном договоре).

В данном случае займодавцем выступил резидент Республики Украина… Однако, как усматривается из решения третейского суда, третейский суд применил к спорным правоотношениям сторон право Российской Федерации, тем самым нарушил соглашение сторон о праве, подлежащем применению.

При этом нельзя не отметить формальность данного подхода, поскольку данный подход не учитывает всей совокупности обстоятельств из взаимоотношений сторон. Вместе с тем в российских судах (в особенности первой инстанции) преобладает именно такой формальный подход.

Тем не менее коллизионная норма о решающем исполнении не является безусловной к применению, поскольку закон позволяет применять иные способы определения права, исходя из конкретных обстоятельств дела.

  1. Тест на тесную связь с правом конкретной юрисдикции.

Из смысла пункта 9 статьи 1211 ГК РФ следует, что если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны, чем та, где находится сторона, осуществляющая решающее исполнение, то к договору подлежит применению право той страны, с которой договор более тесно связан.

В пункте 36 Постановления № 24 также указано, что в исключительных случаях суд не применяет коллизионные нормы о решающем исполнении.

Там же Верховный суд разъясняет, что суду следует указать причины, по которым он считает договор явным образом более тесню связанным с правом иной страны.

Учитывая необходимость обеспечения предсказуемости и определенности договорного статута, суду при оценке совокупности обстоятельств дела, по общему правилу, следует принимать во внимание только те обстоятельства, которые сложились на момент заключения договора, а не появились позднее.

Проанализировав судебную практику, я выявил следующие обстоятельства, которые могут свидетельствовать суду о более тесной связи договора с правом конкретной юрисдикции.

  • место заключения и исполнения договора

Договор более тесно связан с правом той юрисдикции, на территории которой он заключен и исполнялся, постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.02.2019 № Ф05-455/2019 по делу № А41-24493/2018:

поскольку во внешнеэкономических контрактах сторонами не определено применимое право, контракты заключены на территории Российской Федерации, равно как и спорные договоры цессии, исполнение договоров происходило на территории Российской Федерации, из совокупности обстоятельств дела следует, что спор подлежит рассмотрению по законодательству Российской Федерации на основании п. 9 ст. 1211 ГК РФ.

Язык, приоритетный для договора, может свидетельствовать о более тесной связи договора с правом соответствующей юрисдикции, постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.12.2017 № Ф05-17821/2017 по делу № А40-255169/16:

содержание договоров займа свидетельствует о тесной связи с [правом] Российской Федерации, так как … [в том числе] установлен приоритет русского текста договора над английским

  • место нарушения обязательства

Информация об отношениях, регулируемых и не регулируемых законодательством РФ о защите прав потребителей

  • Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с одной стороны, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, — с другой стороны.
  • Учитывая это, законодательство о защите прав потребителей не применяется при разрешении споров, вытекающих из отношений между гражданами, вступающими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также из отношений, возникающих в связи с приобретением гражданином-предпринимателем товаров, выполнением для него работ или предоставлением услуг не для личных, семейных, домашних и иных нужд, а для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций.
  • В то же время является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые, семейные, домашние). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых, домашних (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Под «потребителем» понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором или является зрителем в театре.

Между тем в отдельных случаях законодательством предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы или услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем.

Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае является потребителем.

При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения — продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия.

Читайте также:  Получение электронной подписи для ип: где их делают и сколько это стоит

Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли-продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

В соответствии со статьями 129, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли-продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли-продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

В соответствии со статьями 702, 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом РФ «О защите прав потребителей» под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

С учетом положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона РФ «О защите прав потребителей» под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров розничной купли-продажи (в том числе недвижимости, энергоснабжения); аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи — почтовых, телефонных, телеграфных, медицинских и образовательных услуг, ветеринарных, гостиничных, туристических и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Кроме того, с 20 декабря 1999 года (времени опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 17 ноября 1999 года) отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исходя из смысла статьи 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона РФ «О защите прав потребителей», регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона РФ «О защите прав потребителей», а Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, и относятся договор банковского вклада, а также договор страхования.

Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором.

Это возмездный договор, содержание которого — оказание банком услуги вкладчику.

Следовательно, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Вместе с тем отношения банка и его клиентов (вкладчиков) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются главой 44 «Банковский вклад» Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательством. С учетом изложенного и положений статьи 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила Закона РФ «О защите прав потребителей» о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины. Правовые же последствия нарушений условий таких договоров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным банковским законодательством.

По договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

Если страховой случай не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом, несмотря на то, что страховое возмещение не выплачивалось.

Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и, соответственно, по своему характеру договор страхования является договором на оказание услуг.

Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений статьи 39 названного Закона Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным законодательством о страховании.

  1. Так как, исходя из Закона РФ «О защите прав потребителей», законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие только из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются (например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (статья 924 Гражданского кодекса Российской Федерации)).
  2. Не регулируются законодательством о защите прав потребителей также отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  3. К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения заимодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со статьей 817 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации.

Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств.

Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона РФ «О защите прав потребителей».

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях.

Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг.

Так, например, если уставом ЖСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно-распорядительные полномочия, в частности:

— отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия (так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме);

— отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий (так как в соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не является услугой в гражданско-правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно-властного характера (консультации, печатные работы и др.);

— отношения, основанные на оспаривании решений, действий или бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц по вопросам несоблюдения тех или иных законных прав и свобод граждан, в том числе отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно-распорядительных и властных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог, осуществлению мер социальной защиты населения, в том числе обеспечение инвалидов, ветеранов и иных определенных законодательством групп населения соответствующими льготами, и др.).

При этом, поскольку ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления по определению не являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей», отмена или признание недействительными (оспаривание) изданных ими правовых актов, не соответствующих потребительскому законодательству, может и должно осуществляться по общим правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ

Идентификация клиента в банке — 115-ФЗ предусматривает несколько вариантов процедуры — одно из действий, предусмотренных законодательной борьбой с финансированием терроризма и отмыванием преступных доходов. Применение этой нормы закона рассмотрим в ответах на часто задаваемые вопросы граждан и организаций.

Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.

В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.

Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.

Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:

  • установление и описание контрольных процедур в отношении финансовых транзакций, признаваемых сомнительными (по определенным критериям);
  • наложение на организации, осуществляющие денежные транзакции и операции с имуществом, обязанности выполнять установленные законом контрольные процедуры (и введение ответственности за их невыполнение);
  • ограничение на информирование клиентуры о принимаемых мерах по противодействию сомнительным операциям (всю информацию следует передавать в уполномоченный орган — Федеральную службу по финансовому мониторингу, а клиентам следует сообщать только о блокировке счетов, приостановлении транзакций и т. п.).
Читайте также:  Перерасчет пенсии госслужащего в 2022 году

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:

  • но и участники рынка ценных бумаг;
  • страховщики;
  • поставщики почтовых услуг;
  • ломбарды;
  • букмекеры
  • и тому подобные, профессионально участвующие в процессе оборота денег, финансовых активов и иного имущества.

Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».

Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции

Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента.

Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание.

Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:

  • у физических лиц — граждан РФ уточняют Ф. И. О, гражданство, дату рождения, данные документа, удостоверяющего личность, а также берут биометрические сведения;
  • у физлиц-иностранцев запрашивают сведения, аналогичные тем, что и у граждан РФ, и дополнительно данные миграционной карты и подтверждения легального пребывания в РФ;
  • у российских юрлиц требуют представить название, правовую форму, ИНН, ОГРН, юридический адрес;
  • у иностранных юрлиц, помимо наименования, запросят данные о регистрации в РФ (код и адрес), а также место и адрес регистрации в том иностранном государстве, к которому юрлицо относится;
  • у иностранной структуры без образования юрлица (например, траста) потребуют указать наименование, сведения о стране инкорпорации, коды регистрации в качестве налогоплательщика, данные о месте ведения основной деятельности, а также об имуществе в управлении и об учредителях и управляющих (Ф. И. О. и постоянный адрес).

Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:

  • получать информацию о том, какие цели преследует данное юрлицо (структура), собираясь совершать финансовые либо имущественные операции через данный банк (организацию);
  • выяснять источники происхождения денег и имущества, с которыми выполняются транзакции;
  • выяснять, кто является бенефициарными (конечными) владельцами клиента;
  • фиксировать и накапливать полученные сведения и предоставлять их в уполномоченный орган по финансовому мониторингу;
  • периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) сверять списки своих клиентов со списками неблагонадежных лиц, публикуемыми органом финмониторинга и проводить в отношении таких лиц мероприятия по блокировке счетов и операций, а также информировать об этом уполномоченные структуры.

О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».

Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к м чиновника. 

Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки

Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:

  • представителей (доверенных лиц) клиента;

Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.

  • выгодоприобретателей по проводимым клиентом операциям (сделкам);
  • бенефициарных владельцев юридических лиц.

Об оформлении документа, в котором представляются сведения о бенефициарных владельцах, читайте в статье «Справка о бенефициарах — образец заполнения».

Что такое полная и упрощенная идентификация

Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.

Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации.

Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента.

А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.

Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:

  • выполняемая клиентом транзакция не подлежит особому контролю (по критериям, установленным в законе № 115-ФЗ);
  • клиент не вызывает подозрений у работников банка (или приравненной организации);
  • транзакция не является необычной, с сомнительным экономическим смыслом и не дает оснований предположить, что ее целью является избежание клиентом процедур полной проверки.

О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».

Какие операции не требуют идентификации

Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:

  • Денежные переводы без открытия счета на суммы в пределах 15 000 руб. (или в эквиваленте не более чем 15 000 руб.). Перечень исключений — товаров и услуг, на операции с которыми не распространяется освобождение от идентификации устанавливается Правительством РФ.
  • Покупка физлицом валюты на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб.
  • Покупка физлицом изделий из драгметаллов и драгкамней в розницу на сумму (эквивалент) не более 40 000 руб. То же самое, но с применением физлицом электронных средств расчетов — на сумму (эквивалент) до 100 000 руб.

При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.

Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.

Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации

Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.

Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.

Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.

Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:

  • Банку нужно работать с банковскими распорядительными документами и с той информацией, что в них содержится (например, данные контрагента в платежном поручении), и с информацией, что была получена от клиента при его идентификации. Документы и сведения сверх этого банк может у клиента только попросить. При этом за клиентом остается право вежливо отказать.
  • Банк не может ограничивать клиенту распоряжение его счетом только на том основании, что клиент отказал в предоставлении документов, не относящихся к необходимым банку для совершения транзакции (а необходимы поручения, распоряжения, требования).
  • Закон № 115-ФЗ не обязывает клиента предъявлять банку любые документы по требованию банка (например, договора или паспортные данные бенефициаров). То есть исполнять требования закона № 115-ФЗ в части сбора сведений о происхождении средств, бенефициарах, выгодоприобретателях и т. п. банк должен самостоятельно, своими силами;
  • все возникшие у банка вопросы и подозрения банк должен направлять в орган финансового мониторинга, т. к. только этот орган имеет право принимать законные решения (в том числе об ограничении управления счетами) и осуществлять дополнительные проверочные мероприятия.

Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.

О позиции банков в отношении «сомнительных» клиентов читайте: «Банк вправе разорвать все отношения с подозрительным клиентом».

Итоги

Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру.

Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов.

В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.

Источники:

  • Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
  • Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Ссылка на основную публикацию