Время чтения: ~6 минут Елена Павлова 1505
Воинский учет – система регистрации военнообязанных граждан из числа мобилизационного резерва и ресурса и лиц допризывного и призывного возраста, подлежащих призыву на срочную службу в ряды ВС (Вооруженных Сил).
Учетная документация ведется в органах военного управления – военных комиссариатах. Процедура постановки на учет и снятия с учета в военкомате относится к воинской обязанности гражданина, установленной Основным Законом РФ. Сняться с учета в военкомате можно только на основании, закрепленном законодательно.
Учетная документация
Документы общего воинского учета включают сведения:
- медицинского освидетельствования c присвоенной категории годности;
- шестизначный номер ВУС (военно-учетной специальности);
- прохождение срочной или контрактной службы в ВС (включая выслугу в званиях офицера и прапорщика);
- прохождение военно-учебных сборов (для военнообязанных из числа запаса).
На спецучете состоят граждане из числа мобилизационного резерва, подлежащие бронированию на период военного положения. Иностранцы, приобретшие гражданство РФ, ставятся на учет и снимаются с регистрации на тех же основаниях, что и россияне.
Основания для снятия с учета
Приписка к тому или иному органу военного управления осуществляется в соответствии с пропиской гражданина. Прекращение отношений с военкоматом для военнообязанных допускаются только на законных основаниях:
- отъезд на ПМЖ за пределы Российской Федерации;
- переход в возрастную категорию лиц, не подлежащих мобилизации;
- медицинские показания;
- переселение в другой населенный пункт на постоянное или временное (более месяца) место жительства с изменением адреса регистрации.
Автоматически снимают с учета военнослужащих, убывающих на срочную или контрактную службу. Не приписываются к военкомату офицеры и прапорщики, находящиеся на действительной военной службе. На учет в военный комиссариат не ставят:
- преступников и правонарушителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
- женщин (девушек), не имеющих ВУС;
- молодых людей с подтвержденной категорией здоровья «Д» (негоден).
Д-категория означает пожизненное освобождение от службы в рядах ВС и получение документа с соответствующей отметкой (в просторечии «белого билета»).
Отъезд за пределы Российской Федерации
При выезде за границу на ПМЖ или на временной период, превышающий полгода, гражданин призывного возраста обязан лично известить сотрудников военного комиссариата. Чтобы сняться с учета, необходимо написать заявление с объяснением причины отъезда и указанием страны, в которую юноша выезжает.
Далее нужно сдать воинский документ (приписное удостоверение призывника, военный билет). Личное дело молодого человека направляют в архив учреждения. Призывнику выписывают справку соответствующего образца. Если юноша возвращается в РФ до достижения двадцатисемилетнего (призывного) возраста, ему следует восстановиться в регистрационных списках военкомата.
Лично прийти в комиссариат, подать заявление, встать на учет и получить документ военнообязанного на основании ранее выданной справки и штампа в паспорте о прописке. В случае когда 27 молодому человеку исполняется во время его пребывания за рубежом, воинский документ и личное дело подлежат утилизации.
Справка! Вопрос об освобождении (временном или постоянном) от воинской обязанности при выезде призывника за пределы РФ решает лично военный комиссар.
Переезд на новое место жительства со сменой регистрации (прописки) сопровождается снятием с военного учета в военном комиссариате, к которому был приписан гражданин, и постановкой на учет в военкомате по новому адресу.
Факт изменения прописки должен быть подтвержден документом. Сотрудники учреждения вправе потребовать от военнообязанного гражданина указать в заявлении на снятие с учета причину переселения. Следующим шагом будет обращение в военкомат по новому месту прописки.
В трехдневный срок после подачи заявления о постановке на учет личное дело гражданина перенаправляют в приписной военкомат. Оповещения о военно-учетных сборах (иные уведомления из военного учреждения) будут доставляться по новому адресу.
Медкомиссия в военкомате
Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки надлежит также:
- лицам, освободившимся из тюрьмы;
- иностранцам, получившим паспорт гражданина РФ;
- военнослужащим по призыву или контракту (в том числе кадровым военным), уволенным в ряды запаса;
- женщинам (девушкам), получившим ВУС.
Для регистрации в органах военного управления по новому месту прописки гражданам отводится две недели. При неявке в установленный законом срок военнообязанный, не вставший на учет, наказывается штрафом до 1 тыс. руб.
При убывании из воинской части в отпуск военнослужащий обязан встать на временный учет по месту проведения отпуска и сняться с регистрации при отъезде к действующему месту службы. Правило касается кадровых военных (офицеров и прапорщиков), военнослужащих сержантского и рядового состава, проходящих срочную службу и службу на контрактной основе.
Временной регистрации в военном учреждении подлежат студенты вузов, поступившие на учебу в другом населенном пункте. При этом сниматься с учета по прежней прописке не нужно.
Медицинские показания
Автоматически исключаются из списков военнообязанных допризывники и призывники в возрасте от 18 до 27 лет, получившие Д-категорию годности к службе в армии по результатам медицинского освидетельствования на призывной комиссии.
Врачи в военкомате определяют годность к воинской службе
Граждане мобилизационного резерва и ресурса ВС снимаются с военного учета по медицинским показаниям в результате:
- получения инвалидности;
- приобретения и подтверждения хронического заболевания, соответствующего категории «Д» в «Расписании болезней» (документ, регламентирующий присвоение категории).
На практике изменение состояние здоровья военнообязанных запаса выясняется только при необходимости призыва на военно-учебные сборы.
В случае получения уведомления о призыве на сборы, в военный комиссариат следует представить медицинские документы и пройти официальное освидетельствование.
Если гражданин запаса не известил сотрудников военкомата и не снялся с учета в связи с ухудшением здоровья нарушением закона это не является.
Возрастной предел
Исключение из списков мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса по возрасту производится сотрудниками военкомата. Личные дела военнообязанных, достигших возрастного предела, направляются в архив учреждения.
Воинский документ при этом не изымается. Сроки пребывания в мобилизационных списках зависят не только от возраста, но и от воинского звания и категории запаса. Для офицеров и прапорщиков (на флоте мичманов) вывод из мобрезерва означает выход в отставку.
Справка! Прекращение отношений с военным комиссариатом при достижении возрастного предела идентично для резервистов всех видов войск: сухопутных, военно-морского флота (ВМФ), военно-воздушных Сил (ВВС).
По достижении определенного возраста резервисты 1 категории, то есть, призывающиеся в первую очередь при возникновении военного положения в стране, переходят во 2 категорию, далее в 3 категорию и снимаются с регистрации:
- В 50 лет – резервисты рядового и сержантского состава, мичманы и прапорщики.
- В 55 лет – резервисты младшего офицерского корпуса ВС РФ (капитаны и капитан-лейтенанты ВМФ, лейтенанты, мл. и ст. лейтенанты).
- В 60 лет – майоры и капитаны 3-ого ранга ВМФ, подполковники капитаны 2-ого ранга ВМФ.
Без перехода в 3 категорию снимаются с учета (выходят в отставку):
- капитаны 1-ого ранга ВМФ, полковники сухопутных войск и ВВС по достижении 65 лет;
- офицеры высшего руководства ВС РФ – по достижении 70 лет.
Военнообязанные граждане, не служившие в ВС, но подлежащие мобилизации, при введении военного положения (мобилизационный людской ресурс) снимаются с воинского учета в 50 лет. Женщины-военнослужащие демобилизуются в 45 лет, женский офицерский состав – в 50 лет.
Необходимые документы
Для исключения из мобилизационных списков по месту прописки гражданину необходимо лично прибыть в военный комиссариат и написать заявление с указанием конкретной причины. При себе иметь пакет документов, включающий:
- паспорт;
- военный билет;
- основание для снятия с учета в военкомате: справка о прописке по новому адресу (штамп в паспорте), медицинские документы о неспособности нести службу в рядах ВС, выписка из приказа командира воинской части и литер – перевозочный документ (при убытии из отпуска).
В большинстве случаев, процедура аннулирования регистрации не занимает более четверти часа.
Дополнительно
Кроме снятия с учета, в обязанности граждан запаса входит:
- своевременная постановка на учет в военном комиссариате, расположенном согласно прописке;
- явка в военкомат при получении уведомления (повестки);
- предоставление сведений об изменении семейного положения, смены места работы (должности), получении дополнительного образования;
- бережное отношение к воинскому документу (приписному удостоверению призывника, военному билету).
Информацию об изменении данных, заявление об утрате документов необходимо предоставить в двухнедельный срок.
Итоги
Основаниями для снятия с воинского учета в приписном военкомате являются:
- предельный возраст пребывания в мобрезерве (мобресурсе) страны;
- состояние здоровья, не позволяющего нести воинскую службу;
- отъезд за рубеж на ПМЖ (либо на срок, превышающий полгода);
- смена прописки.
Отказ о предоставлении сведений о перемене прописки и личных данных (игнорирование учетного снятия-постановки) квалифицируется, как нарушение закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие, находящиеся в отпуске, ставятся на учет по адресу проведения отпуска и снимают при убытии к действительному месту службы.
Поиск решений судов общей юрисдикции
- Дело № 2-1258/2018
- Р Е Ш Е Н И Е
- Именем Российской Федерации
- г. Владикавказ 22 мая 2018 года
Ленинский районный суд г.
Владикавказа в составе председательствующего Туаевой И.А., при секретаре Дзиовой С.Ф.
, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к Оганисяну ФИО1 о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Оганисяну ФИО1. о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании отдела по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование иска указано следующее:
53 военной прокуратурой (гарнизона) проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 3727 законодательства, регулирующего порядок регистрации и снятия военнослужащих с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по адресам воинских частей, в ходе которой установлено что жилой фонд и все недвижимое имущество войсковой части, расположенные по адресу: 191186, , являются собственностью Российской Федерации и закреплено за войсковой частью на праве оперативного управления.
Проверкой также установлено, что согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ по адресу войсковой части 3727 (191186, Санкт-Петербург, , д.ЗЗ, в/ч 3727) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован Оганисян ФИО1. Основанием регистрации Оганисяна ФИО1.
по месту жительства по адресу войсковой части 3727 явилось зачисление его в списки личного состава на военную службу по контракту. Согласно приказу командира войсковой части 3727 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч Оганисян ФИО1. зачислен в списки личного состава войсковой части и поставлен на все виды довольствия с ДД.ММ.ГГГГ.
Далее установлено, что приказом командира войсковой части 3727 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч с ДД.ММ.ГГГГ Оганисян ФИО1.
исключен из списков личного состава войсковой части 3727 и снят со всех видов довольствия и уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по подпункту «з» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также подпункту «з» пункта 3 статьи 34 положения о порядке прохождения военной службы (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течении определенного срока). Таким образом, поскольку Оганисян ФИО1. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, исключен из списков личного состава войсковой части 3727 и снят со всех видов довольствия, он утратил связь с войсковой частью 3727, фактически по её адресу дислокации (191186, /ч 3727) не проживает, следовательно, законных оснований находиться на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части Оганисян ФИО1. не имеет, в связи чем подлежит снятию с регистрационного учета по адресу войсковой части 3727 по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Кроме этого, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с пунктом 23 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации военнослужащие, ступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 16 положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, днем прекращения военной службы увольняемого военнослужащего считается день исключения его из списков личного состава части и снятия его со всех видов довольствия.
По смыслу закона, устанавливающего военнослужащему по контракту, поступившего на военную службу до получения им жилого помещения право регистрироваться по месту жительства по адресу воинской части, где этот военнослужащий проходит службу, указанное право дано лишь лицу, проходящему военную службу по контракту в указанной воинской части и лишь до момента получения им жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Необходимо констатировать, что с момента обеспечения жилым помещением либо утерей связи с воинской частью или военной службой в целом, лицо теряет право быть зарегистрированным по месту жительства по адресу воинской части.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года производится органами регистрационного учета изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявлении о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или форме электронного документа). Этот же нормативный акт в пункте 16 устанавливает обязанность граждан, фактически изменивших место жительства, встать на регистрацию по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, обратившись к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Таким образом, необходимо констатировать, что Оганисян ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ утратил право находиться на регистрационном учете по месту жительства на территории войсковой части 3727, с момента исключения Оганисяна ФИО1. из списков личного состава войсковой части, в связи с чем Оганисян ФИО1.
подлежит снятию с регистрационного учета по адресу войсковой части 3727. Сославшись на нормы законодательства, истец просит признать ответчика утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.
ГГГГ, обязать отдел по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять ФИО4 с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебное заседание Военный прокурор 53 военной прокуратуры (гарнизона), надлежаще извещенный о слушании дела, не явился.
В судебном заседании представитель войсковой части 3727 ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Оганисян ФИО1., надлежаще извещенный о слушании дела, также не явился.
Однако, представил суду письменное заявление, в котором требования Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к нему о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета по указанному адресу признал в полном объеме.
В судебное заседание третье лицо отдел по УВМ ГУ МВД России по и , надлежаще извещенное о слушании дела, своего представителя не направило.
Настоящее гражданское дело рассмотрено с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, с учетом мнения ответчика о признании заявленных требований, суд полагает исковое заявление Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Признание иска ответчика принято судом, так как не нарушает права и законные интересы граждан.
В соответствии с ч. 4 ст.
198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к Оганисяну ФИО1 о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Оганисяна ФИО1 утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать отдел по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять Оганисяна ФИО1 с регистрационного учета по адресу: 191186, , в/ч 3727.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца.
Судья И.А. Туаева
Решение вступило в законную силу «______»________________20 г.
Судья И.А. Туаева
Исковые требования о снятии с регистрационного учета по адресу дислокации войсковой части удовлетворены правомерно, так как строение, расположенное по месту регистрации ответчика, является нежилым административным зданием, ответчик утратил статус военнослужащего, по месту регистрации не проживает, на момент увольнения с военной службы на учете военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, не состоял
Судья: Ченцова Л.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.
судей: Мариной С.В., Алферовой Г.П.
при секретаре: Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе М. на решение Центрального районного суда города Калининграда от 07.10.2013 года, которым постановлено:
Снять М. с регистрационного учета по адресу: .
Заслушав доклад судьи Мариной С.В., объяснения представителя войсковой части 78455 Л., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной и просившего об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
установила:
Войсковая часть 78455 обратилась в суд с иском к М.
о снятии с регистрационного учета по адресу дислокации войсковой части, указав в его обоснование, что в период прохождения военной службы в войсковой части 78455, в 2010 году, ответчик был зарегистрирован по адресу войсковой части: , при этом его регистрация носила формальный характер и не была связана с проживанием по указанному адресу.
После увольнения с военной службы и исключения его из списка личного состава части ответчик, несмотря на обращение истца к нему с таким предложением, с регистрационного учета в добровольном порядке не снялся, тогда как утратив статус военнослужащего, он утратил и право быть зарегистрированным по месту дислокации воинской части.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе М. просит отменить решение суда и вынести новое — об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, ссылаясь на то, что судом необоснованно не было принято во внимание то обстоятельство, что пунктом 3 ст.
15 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрен особый порядок регистрации военнослужащих по адресам дислокации войсковых частей до получения жилых помещений.
В соответствии с положениями названной правовой нормы 25 ноября 2010 года он был зарегистрирован по месту дислокации войсковой части и до настоящего времени жилое помещение им получено не было. Нового места жительства он не имеет.
С учетом изложенного, считает несостоятельными положенные в основу решения доводы суда об отсутствии по адресу его регистрации жилых помещений, поскольку целью такой регистрации являлось обеспечение условий, необходимых для реализации его прав и свобод при отсутствии у него жилого помещения.
Также заявитель обращает внимание на то, что действующим законодательством не предусмотрено такое основание для снятия с регистрационного учета по месту жительства как увольнение с военной службы.
Иных предусмотренных законом оснований для снятия его с регистрационного учета по месту жительства, также не имеется, в установленном законом порядке заявление о снятии с регистрационного учета им не подавалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель войсковой части 78455 Л., полагал решение суда законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу просил оставить без удовлетворения.
Ответчик М.
, будучи надлежаще извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении разбирательства дела не заявлял, сведений о наличии уважительных причин, препятствующих явке в судебное заседание, в судебную коллегию не представил, в связи с чем, суд апелляционной инстанции в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 3 Закона РФ от 25.06.
1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
На основании п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.
1995 N 713, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток).
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
В соответствии с п. 3 ст.
15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
При регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства, адресных листках прибытия и в пункте 8 листка статистического учета прибытия по форме N 12П (приложение N 12 к Регламенту) указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование) (п. 70 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713).
Регистрация граждан, уволенных с военной службы, по месту жительства осуществляется на общих основаниях.
Из материалов дела следует, что 23 ноября 2010 года в период прохождения военной службы в войсковой части 78455, ответчик М. был зарегистрирован по месту дислокации войсковой части — по адресу: .
Удовлетворяя исковые требования истца о снятии ответчика М.
с регистрационного учета по месту дислокации войсковой части, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что строение, расположенное по месту регистрации ответчика по месту жительства, по адресу: является нежилым административным зданием, согласно выписке из приказа ФСБ России по Калининградской области N от 11 июня 2013 года, М.
уволен с военной службы по состоянию здоровья и приказом ВрИО начальника Управления ФСБ России по Калининградской области от 8 июля 2013 года исключен из списков личного состава части с 10 июля 2013 года, соответственно с указанного времени он утратил статус военнослужащего.
Также из материалов дела видно, что по месту регистрации — по адресу войсковой части ответчик не проживает, служебное жилое помещение для временного проживания или общежитие ему не предоставлялось.
На момент его увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава ответчик М. на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, не состоял.
Решением жилищной комиссии УФСБ России по Калининградской области от 30 апреля 2013 года N, утвержденным начальником управления, М., включенный в феврале 2011 года в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании п. 6 ст.
56 ЖК РФ был снят с жилищного учета, поскольку при его постановке на учет жилищной комиссией были допущены неправомерные действия по признанию ответчика нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Будучи не согласным с указанным решением жилищной комиссии и начальника УФСБ РФ по Калининградской области ответчик оспорил их действия в Калининградском военном суде и вступившим в законную силу решением этого суда от 30 мая 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 16 июля 2013 года, действия жилищной комиссии и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по снятию М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признаны законными и обоснованными, М. отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании этих действий.
14 мая 2013 года М. был подан рапорт на имя начальника УФСБ РФ по Калининградской области о принятии его в связи с предстоящим увольнением на учет нуждающихся в получении жилья в избранном им месте постоянном месте жительства в г. И. Однако решением жилищной комиссии от 09.07.
2013 года заявителю было отказано в удовлетворении данного рапорта на основании п. п. 1, 2 ч. 1 ст.
54 ЖК РФ, то есть в связи с непредставлением документов, предусмотренных главой третьей Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» и по причине неистечения предусмотренного ст. 53 ЖК РФ пятилетнего срока с момента намеренного ухудшения заявителем своих жилищных условий.
Не согласившись с таким решением жилищного органа и начальника УФСБ РФ по Калининградской области и полагая также незаконными действия директора ФСБ России и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по увольнению его с военной службы и исключению из списков личного состава без обеспечения его жильем, заявитель также обжаловал и эти действия в Калининградский гарнизонный военный суд, который своим решением от 11 сентября 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением Балтийского флотского военного суда от 05 ноября 2013 года, подтвердил законность решения жилищной комиссии от 09.07.2013 года об отказе М. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства и действий начальника УФСБ РФ по Калининградской области по утверждению указанного решения, а также действий директора ФСБ России и начальника УФСБ РФ по Калининградской области по увольнению М. с военной службы и исключению его из списков личного состава.
Таким образом, каких-либо обязательств по обеспечению ответчика жилым помещением, с исполнением которых ответчик связывает возможность снятия его с регистрационного учета по месту дислокации войсковой части, и свое право состоять на учете до этого момента у истца, а также ФСБ России, перед ответчиком не имеется, что подтверждено вступившими в законную силу судебными актами.
При таком положении, принимая во внимание отсутствие у ответчика права быть зарегистрированным по месту дислокации войсковой части, поскольку он не относится к числу граждан, проходящих военную службу и имеющим право на получение жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые по их просьбе до получения жилых помещений по нормам, могут быть зарегистрированы по месту жительства, по адресам воинских частей и его регистрация не была связана с возникновением жилищных правоотношений и занятием на законном основании какого-либо жилого помещения по месту регистрации, не свидетельствуют о нарушении охраняемых законом прав и интересов ответчика и не могут быть признаны состоятельными и следовательно не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы М. об отсутствии предусмотренных законом оснований для снятия его с регистрационного учета по месту жительства по адресу дислокации войсковой части. Разрешая заявленный спор, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных войсковой частью 78455 требований, удовлетворив их, поскольку достаточные правовые основания для снятия ответчика с регистрационного учета имеются.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции, влияли на его обоснованность и законность, поэтому не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы. Решение суда соответствует требованиям ст.
198 ГПК РФ. Нормы материального права применены судом правильно, в соответствии с возникшими правоотношениями.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда города Калининграда от 07 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Почему военный, проживавший у родственников, может потерять право на служебку
Тема регистрации военнослужащих у родственников и проживания в их жилом помещении, а также последствий этого при признании нуждающимся не теряет своей актуальности.
Судебная практика по данному вопросу во многом очень спорная и неоднозначная, поэтому каждый нюанс может сыграть огромную роль и зачастую не в пользу военнослужащего.
Сегодня разберем позицию высших судебных инстанций по проживанию военных у родственников и реально ли будет при выезде от них признаться в служебном жилом помещении.
Кстати, не так давно мы выпускали блог про регистрацию у родственников и о том, как не потерять право на обеспечение основным жильем. Ссылка приведем ниже, советуем посмотреть.
Начнем с истории, которая и легла в основу обзора суда.
Военнослужащий проходил военную службу по контракту. До поступления на военную службу и после начала её прохождения был зарегистрирован в том же населённом пункте в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его матери. Далее он женился и по адресу указанного жилья зарегистрировал и свою супругу.
Там они проживали на основании договора найма жилого помещения. Договор прекратил свое действие и вскоре они вдвоём осуществили регистрацию по адресу воинской части. И соответственно подали документы о признании нуждающимся в служебном жилом помещении.
Однако, решением жилищного органа военному было отказано во включении в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, поскольку за ним сохранялось право пользования жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения военной службы.
При этом снятие с регистрационного учета и отказ от права пользования данным жилым помещением были расценены жилорганом как недобросовестное осуществление прав, т.е. попросту злоупотребление правом в соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Военнослужащий не согласился с этим и обратился в суд за защитой своих прав. Прошел три инстанции по судебному спору.
- Давайте посмотрим, что сказал в итоге суд по данной ситуации.
- Подробнее в 99-м выпуске нашего военно-правового видео блога:
- Гарантированное статьёй 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение служебными жилыми помещениями подлежит реализации при отсутствии к этому препятствий, установленных иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одно из таких препятствий установлено частью 2 статьи 99 ЖК РФ, согласно которой специализированные жилые помещения, включая служебное жильё, предоставляются по установленным в названном Кодексе основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно руководствовались нормами статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», положениями статей 31, 92 и 99 ЖК РФ, и разъяснениями, содержащимися в пунктах 11 и 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.
2009 № 14, анализ которых в их системной взаимосвязи позволил судам прийти к обоснованному выводу о том, что прекращение военнослужащего права пользования жилым помещением в том же населённом пункте, где он проходит службу, и снятие с регистрационного учёта по адресу данного жилья, принадлежащего на праве собственности его матери, не влечёт возникновения у военного ведомства автоматически обязанности предоставить служебное жилое помещение при том, что согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Далее особо хотим обратить ваше внимание на ключевой вывод суда, который сейчас процитирую.
Вопреки доводам кассационной жалобы, не влияет на правильность выводов судебных инстанций указание административного истца на то, что он был вселён в приобретённое матерью жилое помещение и зарегистрирован по его адресу как наниматель жилья, поскольку военнослужащий, проживая со своей матерью в принадлежащей ей на праве собственности квартире, приобрёл право пользования этим жилым помещением как член семьи собственника в силу родственных отношений!
Я уже не однократно говорила, что сейчас вопрос судебной оценки договора найма с родственниками приобретает негативный окрас. И вот наглядное подтверждение в виде решения суда.
То есть ранее в практике было совсем наоборот — достаточно было иметь с родственниками договор найма, чтобы жилорганы не имели никаких претензий, поскольку такой договор доказывал отдельное ведение совместного хозяйства.
А сейчас все больше и больше появляется выводов высших судов о наличии права пользования именно в силу родственных отношений. Хотя особо подчеркну, что законом при такой трактовке даже не определен этот круг родственников.
Соответственно в обзоре и сделан следующий вывод: прекращение военнослужащим права пользования жилым помещением в населённом пункте по месту прохождения им военной службы не влечёт возникновения у военного ведомства автоматически обязанности включить его в список на предоставление служебного жилья.
То есть, суд в данном примере, применил статью 10 ГК РФ — злоупотребление правом.
А это означает, что если вы добровольно снялись с регистрации и выехали в связи с прекращением договора (это к слову сказать частая ошибка военных), то признать вас нуждающимся в служебном жилом помещении в данном случае смогут только через 5 лет.
Кстати уточню, что такой же подход сейчас справедлив и при признании нуждающимся в постоянном жилом помещении.
Поэтому на основании всего вышесказанного, чтобы свести к минимуму возможность возникновения проблем с жилобеспечением рекомендуем прекращать такие договора именно через суд. Советуем поступать именно так, чтобы в дальнейшем вам не приписали факт злоупотребления правом и был шанс нормально решить данный вопрос.
Хотя не устаем повторять в судебной практике бывают разные случаи. Это состязательный процесс и тут многое зависит от вашего юриста, его практического опыта и насколько грамотно он сумеет подготовить подобный суд.
На этом на сегодня все, повышайте правовую грамотность вместе с Начфин.инфо, ну а если у Вас случились непредвиденное, можете смело обращаться в наше юридическое бюро «Начфин.инфо-39».
- Регистрация военнослужащего у родственников — ошибка ценою в квартиру >>>
- Обсуждение темы у кого можно снимать жилье военным ведется здесь >>>
- Отзывы о работе юридического бюро Начфин.инфо-39 >>>
- Юридическое бюро «Начфин.инфо-39»