Выбор управляющей компании

Выбор управляющей компании

Управляющая компания — это коммерческая организация, которую нанимают собственники многоквартирного дома и которая оказывает услуги по профессиональному управлению имуществом дома. 

К числу обязанностей компании относятся обеспечение пожарной безопасности, ремонт общего имущества (подъезды, лифты и систем электро- водоснабжения и отопления), устранение аварий и их последствий, уборка подъездов, уборка и благоустройство прилегающей территории, вывоз мусора, установка и эксплуатация счетчиков. Полный перечень услуг, которые оказывает управляющая компания, содержится в договоре с собственниками многоквартирного дома, а также в ежемесячных квитанциях.

Выбор управляющей компании

Если вы систематически обнаруживаете в своей квитанции услуги, которые не оказываются по факту, управляющая компания (УК) некачественно обслуживает дом или необоснованно завышает квартплату, следует обдумать возможность найма другой организации.

Для того, чтобы адекватно оценить необходимость замены УК, стоит выписать из договора с УК и квитанций все оказываемые услуги, и составить список претензий по каждой из услуг. По каждому из пунктов можно написать жалобы непосредственно в УК.

Если компания не реагирует, на следующем этапе можно самостоятельно или совместно с другими жильцами обратиться в надзорные органы (Роспотребнадзор, жилищную инспекцию или прокуратуру).

После того когда наберется значительное количество официальных свидетельств неудовлетворительной работы УК, можно начинать процедуру ее замены.

Но стоит подготовиться к тому, что этот процесс займет немало времени и потребует поддержки со стороны большинства собственников дома.

Существуют несколько видов управляющих компаний, в зависимости от способа которым они были наняты. От этого будет зависеть алгоритм действий для ее замены.

Выбор управляющей компании

Вариант 1. В большинстве случаев УК избирается на общем собрании собственников многоквартирного дома. Договор заключается на срок от 1 до 5 лет.

Вариант 2. Если жильцы не назначили УК в течение 20 дней со дня ввода дома в эксплуатацию, это сделает муниципалитет через открытый конкурс. О результатах муниципалитет сообщает собственникам, которые обязаны заключить договор с этой организацией.

Срок договора не может превышать 3 лет. В этом случае можно поменять УК через собрание собственников жилья.

Причем в отличие от предыдущего варианта, формальных оснований (таких как неудовлетворительная работа УК или нарушения) не требуется — достаточно решения большинства собственников.

Вариант 3. Еще одна разновидность организаций — это временные управляющие компании. Они могут быть назначены застройщиком после сдачи дома в эксплуатацию на срок не больше 3 месяцев. Временные УК оказывают коммунальные услуги до момента, когда собственники подпишут договор с постоянной УК.

Договор с управляющей компанией может быть расторгнут по следующим причинам:

  • Истекает срок действия договора

В большинстве случаев договорами предусмотрено автоматическое продление, если жильцы не заявят о своем намерении отказаться от услуг компании и не продлевать договор. Подобное решение может быть принято в ходе собрания собственников многоквартирного дома;

  • Условия договора дают возможность расторжения

Следует внимательно изучить текст договора с управляющей компанией на предмет дополнительных причины для расторжения;

  • УК не выполняет свои обязанности

Если УК не оказывает услуги в полном объеме или делает это некачественно, собственники имеют право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Для этого потребуется собрать свидетельства невыполнения УК своих обязательств (копии жалоб в прокуратуру, Роспотребнадзор и контролирующие органы);

  • Смена способа управления домом

В любой момент собственники могут поменять способ управления имуществом домом, например, на товарищество собственников жилья (ТСЖ). В этом случае договор со старой УК может быть расторгнут, а ТСЖ наймет новую организацию.

Выбор управляющей компании

В данном случае отказаться от услуг управляющей компании можно только после окончания срока договора. Досрочно расторгнуть договор удастся только по решению суда или по соглашению с представителями УК.

Как выбрать управляющую компанию в новостройке | Статьи о новостройках на Avaho.ru

Первый год после сдачи новостройки всегда сложный. Нужно принять квартиру, разобраться с ремонтом, познакомиться с соседями. В суматохе можно пропустить важный этап — выбор управляющей компании, которая будет обслуживать дом. И потом столкнуться с коммунальными проблемами или недобросовестностью УК.

Чтобы этого не произошло, разбираемся в нюансах — кто и когда выбирает управляющую компанию, какие могут возникнуть проблемы.

Управляющая компания от застройщика

Первая УК, которая обслуживает дом, нанимается застройщиком, причем без разрешения владельцев квартир. Это происходит из-за юридических особенностей процесса сдачи новостройки.

Когда дом построили, его сначала сдают в эксплуатацию. Дальше застройщик передает жильцам квартиры. Он не сделает это за один день — нужно подписывать акты, собственники будут проверять состояние квартир.

Дом в это время уже нужно обслуживать.

Поэтому закон дает застройщику пять дней после сдачи здания в эксплуатацию на поиск и заключение договора с временной управляющей компанией. Срок такого договора — не больше трех месяцев или до того момента, как будет выбрана основная компания.

За услуги временной УК нужно платить. Пока квартира не передана собственнику, траты на застройщике. Когда передаточный акт на квартиру подписан — платит владелец. Причем неважно, что вы не выбирали эту управляющую компанию, платить все равно придется.

Сколько конкретно платить и за какой период — зависит от региона и договора с застройщиком. Например:

  • Есть постановление правительства Москвы, в котором указано право выставлять собственникам квартир платеж авансом, за 4 месяца.
  • В Саратове есть практика постоплаты — владелец жилья платить разом за весь период с момента сдачи дома в эксплуатацию. Такая обязанность прописывалась в договоре с ЖСК.

Если кратко — платить за коммуналку нужно после того, как будет подписан передаточный акт. Дальше смотрите, что написано в договоре.

Управляющая компания минимум на первый год

Когда вы подписываете передаточный акт, домом занимается УК застройщика. Она временная, не больше трех месяцев. Поэтому за домом нужно закрепить основную. Есть два способа это сделать.

Общее собрание жильцов. Встречу обычно назначает застройщик, но вы можете познакомиться с соседями и организоваться самостоятельно. Чтобы решить, какая УК будет управлять домом, нужно согласие минимум 50% собственников.

На собрании застройщик предлагает заключить договор управления с его компанией — как правило той, которая уже занимается домом. Соглашайтесь только после изучения документов — в них прописываются тарифы на содержание жилья и список того, за что будет отвечать УК.

Проверьте отзывы жильцов других домов, которыми управляет эта организация — если проблемы есть, о них будут писать на форумах о недвижимости или в группах жилых комплексов в социальных сетях.

Если не успеваете разобраться в договоре на собрании, предложите жильцам взять паузу и покажите бумаги юристу.

Если не хотите продлить отношения с УК застройщика, найдите другую УК и заключите договор с ней — тогда первая УК доработает оговоренный с застройщиком срок, а потом начнет действовать ваша.

Определиться с выбором и заключить договор с основной УК нужно максимум за 20 дней с момента ввода дома в эксплуатацию. Если не успеете, то поиском УК будет заниматься администрация через конкурс.

Открытый конкурс. Если с момента ввода дома в эксплуатацию прошло 20 дней, а жильцы так и не решили, с какой УК заключить основной договор, орган местного самоуправления, например, администрация района, объявит конкурс на право управлять вашим домом.

Конкурс проводят в течение 40 дней после объявления. Через 10 дней после конкурса вас уведомят о результатах — обычно данные публикуются на сайте администрации и рассылаются письмами. Пока идет конкурс, дом обслуживает временная УК от застройщика. 

Если на конкурс никто не подаст заявку, его признают несостоявшимся, органы местного самоуправления назначат свою временную УК и объявят второй конкурс. И так пока не найдется основная управляющая компания или жильцы сами выберут УК.

Компания, которая выигрывает конкурс, обычно проводит общее собрание жильцов, на котором подписывается договор на управление многоквартирным домом. Или вы можете подписать свой договор в офисе УК.

Но обычно в этом нет смысла — если вы не сделаете это, то через два месяца он будет заключен автоматически, по результатам конкурса.

Дальше вы будете получать квитанции на оплату коммунальных услуг от УК-победителя.

Если вы считаете, что конкурс по отбору новой УК проведен с нарушениями, то можете обратиться с жалобами в прокуратуру и Госжилинспекцию на органы местного самоуправления.

Поменять компанию, которая выиграла конкурс, можно с помощью нового общего собрания. Но не раньше, чем через год.

Из-за особенностей законодательства и ограничений по сроку в 20 дней собственники квартиры, как правило, не могут повлиять на выбор первой управляющей компании. Чаще всего удается переизбрать УК только через год после сдачи дома в эксплуатацию — к этому времени большая часть жильцов уже получат ключи и подпишут передаточные акты.

Как выбрать УК и заключить договор

Необязательно компания, которая победит в конкурсе муниципалитета, будет плохой. Если же хотите сами влиять на происходящее, то найдите УК и предложите ей взять дом в работу.

Найти УК

Спросите у знакомых, живущих в том же микрорайоне и довольных коммунальными работами, какая УК у них. Еще можно посмотреть в поисковиках, например, в «Яндексе» — там тоже есть отзывы.

На государственном портале ГИС ЖКХ опубликован список всех УК. Посмотрите, какие работают в вашем районе, у кого больше домов. Проверьте, сколько домов отказались от услуг конкретной компании. Данные есть в карточке УК.

Выбор управляющей компании

У этой УК нет домов-отказников — хороший показатель

Когда найдете подходящие УК, пройдитесь по их домам и посмотрите все лично — если УК плохо исполняет свои обязанности, в подъездах грязно и неопрятно, всюду торчат провода, а жильцы жалуются на проблемы с водой и отоплением.

Проверьте компании

Наличие лицензии. Управляющая компания не может работать без лицензии — скан ищите в карточке УК в ГИС ЖКХ. Если у лицензии закончился срок действия, УК собирает платежи незаконно.

Процесс банкротства. Не работайте с УК, которая банкротится — это значит, что у компании не хватает денег на выполнение обязательств.

Поэтому ваши коммунальные платежи будут направляться на погашение долгов, а не на работы по дому.

Или это может быть одним из вариантов мошенничества — компания собирает деньги за отопление, газ или воду, а ресурсоснабжающим организациям не платит — по сути, просто копит деньги, выводит их и потом банкротится.

Проверить, банкротится ли УК, можно на специальном портале.

Выбор управляющей компании

Искать лучше по ИНН — у организаций часто встречаются тезки

Пообщайтесь с представителями УК

Когда выбрали и проверили компании, встретьтесь с их представителями. Приходите с данными по дому — сколько соседей поддерживает и тоже хочет эту УК, сколько квартир в доме.

Читайте также:  Когда нужно перейти на онлайн-кассу

На переговорах выслушайте предложение компании. Перечень основных работ по обслуживанию дома перечислен в законе, любая УК обязана их выполнять. Вот минимум:

  • Ремонтирует и обслуживает общее имущество дома — подъезды, чердаки, лестницы, подсобные помещения;
  • Отвечает за наличие и состояние водопровода, отопления и электричества в квартирах;
  • Убирает подъезды и двор, соблюдает нормативы по вывозу мусора.

Спросите, как в УК устроены эти работы. Например, есть ли у них в штате уборщицы, дворники, сантехники. Какой график их работ. Есть ли в наличии техника, или заключены договора на вывоз снега? Чем конкретнее и охотнее отвечает представитель УК, тем лучше.

Тарифы за обслуживание дома не регулируются государством, поэтому можно попытаться торговаться.

Изучите договор

Договор управления многоквартирным домом составляет УК. Возьмите у представителя УК образец и внимательно изучите. Ищите перечень общего имущества, который обслуживает УК и перечень работ. Проверьте, прописан ли порядок изменений перечня — если УК может менять договор без решения собственников, не соглашайтесь.

Еще в договоре должны быть указаны тарифы и способ их смены или индексации. Проверьте, как управляющая компания обещает отчитываться о работе — раз в полгода на общем собрании, через доски объявлений или через интернет.

Проведите общее собрание

Чем занимается управляющая компания: критерии выбора и обязанности | Роскачество

Для управления многоквартирным домом жильцы могут выбрать управляющую компанию. Она будет отвечать за текущий и срочный ремонт, обслуживание общедомового имущества. Чтобы выбрать УК, нужно обратить внимание на наличие лицензии, отсутствие банкротства и отзывы жильцов домов, которые она уже обслуживает.

От работы управляющей компании зависит комфорт, а зачастую и безопасность всех жильцов многоквартирного дома. Чем занимается управляющая компания и как ее можно выбрать? Рассказывают наши эксперты.

Какие обязанности несет управляющая компания

Чем занимается управляющая компания? Управляющая компания (УК) отвечает за функционирование всех коммуникаций в доме.

Водопровод, электричество, вывоз мусора, сохранность всего общего имущества (и в том числе самого дома), работа лифтов – все это входит в обязанности управляющей компании.

Если управляющая компания хорошо справляется со своими обязанностями, все неисправности быстро устраняются, а аварии предупреждаются или ликвидируются благодаря быстрому ремонту.

Предполагается, что у управляющей компании есть перечень ежедневных, ежемесячных, сезонных работ, а также график запланированного ремонта.

С управляющей компанией заключается договор, в котором должны быть прописаны ее обязанности.

Какие вообще есть варианты управления домом и чем УК лучше?

В Жилищном кодексе указываются три способа управления многоквартирным домом:

  • Непосредственное управление собственниками жилья (подходит только в том случае, если квартир не больше тридцати).
  • Управление товариществом собственников, жилищным или иным кооперативом.
  • При помощи управляющей компании.

Управление при помощи специализированной компании имеет свои плюсы: сами собственники могут не тратить время и силы на решение текущих и срочных вопросов, им не нужно вникать в специфику работы обслуживающих организаций и вдаваться в юридические тонкости. При этом собственники жилья могут сами принимать решение относительно того, какой именно компании доверить свой дом.

Критерии выбора управляющей компании

Как выбрать управляющую компанию? Самое главное – потенциальная управляющая компания должна иметь соответствующую лицензию. Перед тем как заключать любые договоры, обязательно нужно проверить ее наличие и убедиться, что лицензия действующая.

Отыскать подходящие компании, работающие в том или ином районе, можно на порталах ЖКХ, в электронном справочнике (2ГИС, «Яндекс», «Гугл карты» и так далее), на порталах районов или округов (если таковые есть).

Таким образом можно отобрать УК, которые обслуживают дома в районе, а также сразу посмотреть, сколько многоэтажек уже находится на их попечении (если есть свободное время, можно даже попытаться получить отзывы от жильцов этих домов, чтобы оценить работу УК).

При выборе управляющей компании стоит обратить внимание на то, за какие дома она уже отвечала и в течение какого времени. Управляющие компании могут предоставлять список своих услуг и прайс на их выполнение с указанием повышающих коэффициентов.

Лучше выбирать, конечно, ту, которая готова оказывать весь комплекс услуг, в противном случае придется заключать дополнительные договоры или искать сторонних исполнителей. У некоторых управляющих компаний есть своя материально-техническая база, а также собственный персонал.

Все нюансы об этом нужно узнавать заранее, также поинтересуйтесь квалификацией сотрудников.

Если рассматриваются несколько компаний, можно попросить их сделать предложение, в котором будет наглядно видно, какой именно комплекс услуг оказывается и за какие деньги. Если вам предлагается типовой договор, его требуется заранее изучить и, возможно, показать юристу для оценки.

Помните, что вы можете со своей стороны вносить предложения по изменению договора. В договоре должны быть следующие пункты: перечисление общедомового имущества, перечень работ и услуг, а также система дополнения этого перечня, список коммунальных услуг, размер, порядок и сроки оплаты услуг УК, формат отчета УК перед жителями.

Естественно, с учетом конкретных обстоятельств можно добавлять пункты, которые актуальны для конкретного дома.

Лучше, если переговоры будет проводить совет управления дома, в этом случае меньше вероятность того, что один человек упустит какие-то важные нюансы.

Предполагаемую компанию обязательно нужно проверить на банкротство. В этом поможет Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Если УК имеет большие долги, она не сможет выполнять свою работу – дом останется без должного внимания, а выплаченные деньги, по сути, не принесут никакой пользы жильцам.

Какая управляющая компания лучше: частная или государственная

Зависит от конкретной ситуации. Частная компания может за дополнительную плату оказывать дополнительные услуги, которые необходимы конкретному дому.

Но качество работы конкретной компании зависит от ее руководства и возможностей.

Поэтому есть смысл рассматривать и государственные, и частные компании, а выбирать по другим критериям: набор услуг, типовой договор, отзывы жильцов домов, которые она обслуживает.

Рекомендуемый алгоритм по выбору УК

Как жильцам выбрать способ управления домом?

В домах, где все помещения находятся в государственной или муниципальной собственности, стало обязательным проведение открытого конкурса для выбора управляющей организации.

Но если в доме большая часть помещений находится в частной собственности, жильцы могут сами выбрать способ управления.

Как понять, какой из них окажется подходящим и повлияет ли он на размер платы за жилищно-коммунальные услуги?

В январе 2020 г. был изменен порядок выбора управляющей организации для многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в государственной или муниципальной собственности1. Теперь для ее избрания стало обязательным проведение открытого конкурса.

Ранее для «полностью государственных» домов подобное требование отсутствовало. Проведение конкурса было обязательным лишь для домов, в которых только часть площади помещений, но при этом более 50%, находилась в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем затронутые изменениями ситуации сейчас редки. Обычно в многоквартирных домах большая часть помещений находится в частной собственности. Поэтому жильцы могут выбрать способ управления домом на общем собрании собственников помещений.

Управление осуществляется в отношении любого дома – как дачного, так и городского многоэтажного со сложнейшими инженерными коммуникациями. Управление многоквартирным домом строго регламентировано и должно обеспечивать бесперебойное снабжение жильцов коммунальными ресурсами, надлежащее и своевременное проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту.

Жилищный кодекс предусматривает три способа управления многоквартирным домом:

  • непосредственное управление собственниками помещений в доме;
  • управление товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
  • управление управляющей организацией.

Для городского многоквартирного дома этот способ управления экзотичен. Закон позволяет выбрать его лишь для тех домов, в которых количество квартир не превышает тридцати. Но и в домах, состоящих из десятка квартир, непосредственное управление может оказаться затруднительным.

Собственники квартир и нежилых помещений должны или совместно на общем собрании решать текущие вопросы, связанные с эксплуатацией дома (а они могут возникать ежедневно и требовать срочного решения), или выдать доверенность одному из собственников, уполномочив его действовать от имени всех.

Все же такой способ управления больше применим для домов, состоящих из нескольких квартир. Причем жильцы должны доверять друг другу и уметь бесконфликтно распределять административную нагрузку и деньги на общие нужды.

Данный способ управления распространен и подробно регламентирован законом. Товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный кооператив – это юридические лица, предназначенные для содержания домов.

Структура этих организаций включает три звена:

  • общее собрание – собирается не реже одного раза в год, задает основные стратегические направления эксплуатации дома, определяет бюджет, избирает персональный состав правления;
  • правление – призвано решать текущие вопросы управления домом и контролировать деятельность председателя; членами правления могут стать лишь собственники помещений в доме;
  • председатель правления – исполняет решения общего собрания и правления, распоряжается денежными средствами организации, заключает сделки, контролирует эксплуатационные работы и руководит работниками.
  • Товарищество и кооператив могут сами нанимать обслуживающий дом технический персонал или привлечь для этих целей стороннюю организацию (такие организации условно именуются «эксплуатирующими»). Также товарищество и кооператив могут передать основную часть своих функций управляющей организации. В этом случае получается некий симбиоз двух способов управления домом. При таком решении значение товарищества (кооператива) уменьшается, но не нивелируется. Его органы вправе контролировать деятельность управляющей организации и при наличии оснований могут расторгнуть с ней договор или изменить его. Данный способ управления домом предполагает высокую степень самоорганизации собственников помещений. Они сами должны избрать лиц, ответственных за расходование собранных денежных средств и надлежащее содержание дома, и контролировать исполнение ими своих обязанностей.

Такой способ управления наиболее распространен. Обязанности по управлению домом исполняет специализированная организация, имеющая лицензию на этот вид деятельности. Она может быть избрана собственниками помещений на общем собрании на срок до пяти лет.

Если в доме способ управления не избран, например в новостройке собственники не приняли такое решение или прежняя управляющая организация прекратила деятельность, орган местного самоуправления должен организовать открытый конкурс для выбора управляющей организации.

Преимущества данного способа управления домом в том, что эту деятельность организация осуществляет на профессиональной основе (что, впрочем, не всегда синонимично понятию «управлять качественно»). Недостатки – в ограниченных возможностях жильцов контролировать деятельность управляющей организации.

Как правильно выбрать управляющую компанию

 Вечерняя МоскваВечерняя Москва

— Это когда трубы не текут, отопление в норме и все прочие системы многоквартирного дома работают бесперебойно, — рассказывает исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина.

Кроме того, от управляющей компании зависит, будет ли чистым ваш подъезд и как благоустроен двор.

— Именно поэтому собственники квартир должны решить, какого именно результата они ждут от УК, — рассказывает исполнительный директор крупной управляющей компании Сергей Звонарев. — Для этого активистам — а они есть в каждом доме — имеет смысл составить перечень ежедневных, ежемесячных и сезонных работ по дому.

Затем — наметить более масштабные дела, например ремонт крыши, покраску стен в подъезде и так далее. Для этого нужно провести аудит эксплуатации здания, который делают соответствующие фирмы. Да, это стоит денег — обычно 30–40 тысяч рублей, но тогда есть четкое понимание, в каком состоянии дом и в каком ремонте он нуждается.

На аудит наверняка придется скидываться, но затраты себя окупят.

Выбирать управляющую компанию следует на общем собрании жильцов. Эксперты советуют назначить встречу жителей вечером буднего дня, в промежутке времени с 19 до 20 часов, когда люди уже вернулись с работы.

— Но предупредить о встрече надо заранее, разместить на подъездах объявления, а в идеале пройтись по квартирам и пригласить лично каждого, — советует Звонарев. — Плюс — к собранию нужно подготовиться.

Список управляющих компаний можно получить в управе.

— Я бы также советовал пообщаться с жильцами домов, которые управляются этими УК: довольны ли они работой своих коммунальщиков, — говорит Сергей Звонарев.

В портфолио УК вас должно интересовать, когда создана компания, сколько домов находилось в управлении с момента ее основания и до сих пор, список услуг, их стоимость, есть ли у компании собственная материально-техническая база для проведения работ по дому — сантехнический, внутренний ремонт и т.д.

— После этого вам нужно выбрать две-три компании и попросить каждую из них составить предложения по улучшению обслуживания дома, — поясняет Звонарев. — Возьмите в каждой организации типовой договор управления и покажите его юристу.

Итак, на собрании жильцы вживую пообщались с представителями управляющей компании.

— Обратите внимание, как они себя ведут, как разговаривают, — советует эксперт. — Хорошие коммунальщики вежливы и всегда четко отвечают на поставленные вопросы, не юлят. Плюс они всегда могут четко обосновать свои тарифы.

Последнее особенно важно, ведь жильцы должны четко понимать, за что именно и сколько они платят. Когда этого понимания нет, между собственниками и УК возникают трения. Если всех все устраивает, нужно составить протокол собрания жильцов и заключить договор с управляющей компанией.

Обычно срок договора — не менее года и не более пяти лет.

На портале открытых данных — data.mos.ru — можно увидеть список всех управляющих компаний Москвы. В нем почти три тысячи УК, ТСЖ — товариществ собственников жилья и ЖСК — жилищно-строительных кооперативов. Вы можете сами, не обращаясь в управу, поискать управляющую компанию, которая находится ближе к вашему дому.

Названы способы сэкономить на оплате ЖКУ

Выбираем управляющую компанию

Многие граждане недовольны тем, как обслуживают их дома. Но немногие знают, что поручить управление своим имуществом можно другой организации.

Право на выбор новой управляющей компании закреплено в Жилищном кодексе РФ от 29 декабря 2004г. № 188-ФЗ (далее — ЖК РФ). Этому вопросу посвящен раздел 8 ЖК РФ — «Управление многоквартирными домами». В разделе установлены не только правила выбора способа управления домом, но и условия и основания смены одной управляющей компании (далее – УК) на другую.

Самый удобный момент воспользоваться возможностью выбора новой УК или сменить способ управления домом – истечение срока действия договора с прежней компанией. Узнать этот срок можно в самой УК.

Такой до­говор считается автоматически продленным на прежний срок действия, если по истечении срока его действия ни одна из сторон не заявила о его прекращении.

Следовательно, за месяц до истече­ния срока договора с УК собственники помещений должны направить ей уведомление о том, что они не хотят продлевать договор на прежних условиях или отказываются от ее услуг вообще.

Однако направлять такое извещение в инди­видуальном порядке жители не вправе. Дело в том, что по закону в каждом доме может быть не более одной УК. Следовательно, собственники квартир и нежилых помещений должны предварительно до­говориться о том, когда и как они совместно будут избавляться от старой управляющей компании.

ВЫБИРАЕМ  УПРАВЛЯЮЩУЮ КОМПАНИЮ, С КОТОРОЙ  ПРЕДПОЛАГАЕМ СОТРУДНИЧАТЬ

Первое, что необходимо сделать при смене УК: организовать инициатив­ную группу собственников.  Ведь прежняя компа­ния, как показывает практика, просто так дом не передаст, любыми путями стараясь оставить его под своим управлением. И здесь важнейшую роль играет сплоченность и активность собственников, отстаивающих свои законные интересы.

Рассмотрим перечень данных, которые собственникам стоило бы выяснить при выборе новой УК:

  1. Организационная состоятельность: сроки су­ществования УК, объем уставного фонда, сведения о финансово-экономическом состоянии, штатный состав.
  2. Опыт деятельности по управлению домами: длительность работы УК на рынке жилищно-ком­мунальных услуг, отзывы о ее деятельности.
  3. Жилищный фонд в УК: число домов в управлении, их адреса, полнота информации о домах, экономический анализ ситу­ации в домах; четкое представление о проблемах вашего дома, способах их решения; система взаи­модействия с поставщиками ресурсов; конкретные предложения по начальному этапу управления ва­шим домом; сведения о размерах будущих плате­жей собственников (тарифная политика).
  4. Уровень документальной готовности к управлению домом: типовой договор с собственниками, наличие перечня обязательных и дополнительных работ и услуг.
  5. Кадровый состав компании: опыт и квалификационные возможности персонала УК, наличие и численность технического персонала.
  6. Материальные ресурсы УК: материальная база, в том числе спецтехника, возможность ведения аварийных работ.
  7. Открытость и прозрачность компании: готовность дать сведения о других домах в управлении УК, о финансовом положении УК, учредителях и учредительных документах, о размере планируемого вознаграждения УК, о степени документального подтверждения предоставляемых сведений.
  8. Доступность для жителей: предварительный контакт с собственниками, с инициативной группой; степень удаленности вашего дома от офиса УК, наличие диспетчера.
  9. Качество реагирования на запросы собственников: готовность к переговорам по совершенствованию договора и приложений к нему, готовность заключить договоры индивидуально с каждым собственником.
  10. Видение перспектив развития дома: предложения по использованию общедолевой собственности, в том числе придомовой территории; предложения по экономии энергоресурсов.

У каждой компании достаточно аргументов в свою пользу. Главные из них и самые очевидные — чистые и ухоженные дворы, отремонтированные фасады и подъезды.

Но помимо видимых глазу услуг, управляющие организации осуществляют большой комплекс скрытых от глаз клиента работ на домах.

Поэтому прежде, чем принять решение, помимо осмотра доступных мест — дворов, подъездов, мусоропроводов, лифтов, — необходимо получить объективную информацию путем опроса собственников дома, который обслуживает компания-претендент.

Если УК нечего скрывать, они сами обеспечат вам доступ и дадут возможность осмотреть и оценить состояние крыши, подвала, инженерных коммуникаций и ознакомят вас с перечнем, характеристиками и стоимостью услуг. Подобная «экскурсия» поможет вам реально оценить возможности организации и ее отношение к своим обязательствам.

Созвонитесь с несколькими приглянувшимися вам УК, обсудите возможность заключения договора обслуживания. Пригласите представителя компании на собрание собственников.

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ЖИЛЬЦОВ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ

В каждом многоквартирном доме в соответствии с ЖК РФ есть свой «парламент» — высший орган самоуправления дома в виде общего собрания собственников жилых и нежилых помещений. Только общее собрание вправе принимать решение о выборе управляющей компании.

Участие в общем собрании — право, но не обязанность собственников. Отказаться от участия в нем вправе любой из соседей. Но собственники, не принимавшие участия в общем собрании, должны знать:они обязаны будут исполнять решение собрания, принятое без их участия и против их воли!

Инициатором проведения общего собрания может быть любой собственник помещения в многоквартирном доме. Изменять повестку дня, обозначенную инициатором собрания, запрещено. Даже сами инициаторы вправе внести изменения в повестку не позднее 10 дней до даты собрания и лишь известив собственников в установленном ЖК порядке.

Собрание может быть проведено в двух формах — очной и заочной.

Особое внимание при организации собрания надо уделить вопросам извещения соседей. Каждому собственнику вручите уведомление под роспись (или пришлите по почте заказным письмом с уведомлением). Также наклейте в каждом подъезде объявление с датой, местом и временем проведения собрания.

Должно быть указано, кто это собрание инициирует (Иванов Иван Иванович, квартира №1), а также повестка, которая может состоять из двух пунктов: расторжение договора с прежней управляющей компанией и заключение договора с новой.

Помните, что эти объявления нужно расклеить как минимум за 10 дней до даты собрания.

ПРОВОДИМ СОБРАНИЕ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ

Прежде чем начать собрание, необходимо выяснить, собрался ли кворум. Кворум считается достигнутым при наличии 50% + 1 голос.

Фас в сми: фас о выборе управляющих компаний для многоквартирных домов

Интервью с заместителем руководителя Оренбургского УФАС России Людмилой Полубояровой

— Какие существуют способы управления многоквартирными домами?

— Законодательством четко установлено три способа: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом; управление управляющей организацией. Выбор способа управления осуществляют непосредственно собственники. В 76% случаев осуществляется выбор в пользу управляющих компаний.

В отдельных случаях отобрать управляющую компанию может орган местного самоуправления путем проведения конкурса. Это особо актуально для новых многоквартирных домов, так как по истечении 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию нового многоквартирного дома орган местного самоуправления объявляет о проведении открытого конкурса.

Однако это не лишает собственников права выбора управляющей организации, и, если они решат провести общее собрание и выбрать управляющую компанию сами, до момента подведения итогов конкурса, то конкурс отменят.

Конкурс по выбору управляющей компании проводится органом местного самоуправления и в том случае, если доля муниципальной собственности превышает 50%, а также если решение о выборе способа управления собственниками еще не принято или не реализовано.

Информация о проведении конкурса размещается на официальном сайте torgi.gov.ru, а сам конкурс проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 75 от 06.02.2006г. «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

— Как УФАС осуществляет контроль по проведению конкурса по выбору управляющих компаний?

— Антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о прекращении нарушения законодательства и проведении конкурса.

И если органом местного самоуправления предупреждение не исполнено в добровольном порядке и конкурс не проведен, то возбуждается дело о нарушении антимонопольного законодательства.

По итогам рассмотрения дела может быть выдано предписание, которое подлежит исполнению в обязательном порядке.

Непроведение открытого конкурса по выбору управляющей организации может привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами, следовательно, такое бездействие свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Так, в прошлом году органам местного самоуправления выдано 5 предупреждений о необходимости провести конкурс по отбору управляющих организаций. Из них 2 исполнены в добровольном порядке, по трем возбуждены дела и в конечном итоге выданы предписания.

В текущем году выдано также 5 предупреждений, одно из них исполнено в добровольном порядке, еще одно находится в стадии исполнения, по трём остальным возбуждены и рассмотрены дела о нарушении антимонопольного законодательства. В двух случаях торги проведены, по третьему — выдано предписание об обязательном проведении конкурса.

  • — Откуда в антимонопольный орган поступает информация о том, что орган местного самоуправления не исполняет обязанность по проведению конкурса?
  • — Информация поступает в первую очередь из обращений и жалоб, из средств массовой информации, также сведения передают органы прокуратуры, областная жилищная инспекция.
  • — Какой совет можете дать собственникам квартир?

— Хотелось бы обратить внимание, что законодатель, предоставляя гражданам свободу выбора подразумевал, что это будет свободная, осознанная, ответственная деятельность, а не бездействие. Поэтому необходимо посещать собрание собственников и обращать внимание на информацию, представленную на информационных стендах в подъездах.

Новый порядок управления многоквартирными домами (Часть 2)

ЖК РФ устанавливает, что управляющей организа­цией (управляющим) может быть юридическое лицо не­зависимо от организационно-правовой формы или ин­дивидуальный предприниматель.

При этом законода­тель стремится создать условия, чтобы сделать рынок управления жильем открытым.

Управление жильем в условиях конкуренции является предпосылкой для улучшения качества жилищно-коммунального обслужи­вания граждан.

Ранее в том виде, в каком он предусматривался За­коном о ТСЖ, аналогичный способ управления приме­нялся крайне редко. В соответствии с Законом о ТСЖ (ст.

21) способ управления «кондоминиумом уполномо­ченной государством или органами местного самоуправления службой заказчика на жилищно-коммуналь­ные услуги» должен был избираться на общем собра­нии домовладельцев.

Но на практике жилыми домами чаще всего управляют Службы заказчика, уполномо­ченные ОМС без проведения каких-либо собраний. Закон о ТСЖ не предписывал определять в качестве Служб заказчика именно МУПы и муниципальные учреждения.

Несмотря на это, за редким исключением, именно за ними закреплялся муниципальный жилищ­ный фонд на праве хозяйственного ведения и опера­тивного управления.

Система перечисления бюджет­ных средств (ассигнований «на разницу в тарифах», суб­сидий на оплату жилья и коммунальных услуг, компен­саций расходов на предоставление льгот) также складывалась с обязательным участием в качестве получателей муниципальных организаций[1]. Тем самым на этот рынок не допускались организации иных форм собственности и индивидуальные предприниматели. Конкуренция между потенциальными управляющими практически отсутствует.

Если по публично или кулуарно принятому решению какой-то многоквартирный дом (группа домов) выбы­вает из управления муниципальной Службы заказчи­ка, то это практически не сказывается на объемах ее работы. Поэтому муниципальные управляющие зачас­тую не стремятся повысить качество, снизить цены. Они заинтересованы не в минимизации стоимости ра­бот и услуг, а в ее увеличении.

В соответствии с положениями ЖК РФ собственни­ки помещений не должны ограничиться выбором спо­соба управления. Помимо этого они обязаны выбрать конкретную управляющую организацию, которая и бу­дет управлять многоквартирным домом, сформулиро­вать на общем собрании условия договора с ней и под­писать договор управления.

По мнению автора, хотя закон и не ограничивает виды организационно-правовых форм управляющих организаций, тем не менее такая форма, как государ­ственное или муниципальное учреждение, для роли уп­равляющего явно не подходит.

Во-первых, учреждение имеет ограниченную право­способность и может осуществлять только те виды де­ятельности, которые разрешит учредитель.

Формаль­но собственники помещений могут столкнуться с ситу­ацией, когда управляющий (учреждение) не вправе выполнять все, что ему заказывают, или теряет право осуществлять какой-либо вид деятельности, если пос­ле заключения договора учредитель вносит изменения в устав учреждения.

Во-вторых, бюджетное учреждение (а ими являют­ся все муниципальные или государственные учрежде­ния) финансируется по смете. В ГК РФ они так и назы­ваются — «финансируемые собственником учрежде­ния».

Их доходы учитываются в составе доходов соот­ветствующего бюджета (как доходы от использования соответствующего имущества).

А если в смете расхо­дов не будут заложены средства на выплату неустоек или другие необходимые или возможные затраты?

В-третьих, руководитель учреждения назначается органами власти. При смене администрации, например после очередных выборов, могут поменять и руково­дителя учреждения. Учреждения — организации неком­мерческие, а договоры управления являются возмезд­ными.

Да, учреждению можно осуществлять с разре­шения собственника приносящую доходы деятель­ность. Но такая деятельность по определению не может быть единственным или преобладающим по объему источником финансирования учреждения*.

Иначе «уч­реждение» становится просто ширмой фактически ком­мерческой организации.

В-четвертых, в соответствии с новыми требованиями Кодекса управляющая организация обязана предостав­лять собственникам помещений коммунальные услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, газоснабжения и отопления (теплоснабжения).

Она должна продавать собственникам помещений воду, газ, электрическую и тепловую энергию, приобретаемые у производителей или продавцов данных ресурсов. При этом управляющая организация сама приобретает статус энергоснабжающей организации. Это вытекает из ст. 1 Федерального закона от 14.04.

95 № 41-ФЗ «О госу­дарственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»: «…энергоснабжающая организация — коммерческая органи­зация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии».

Следовательно, функционирование управляющей орга­низации в форме учреждения как некоммерческой орга­низации не будет соответствовать этому Закону.

Не многим лучше вариант МУП (ГУП) с возможно­стью получения собственником предприятия части прибыли, определения целей, предмета и видов деятель­ности, порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности, назначения руководителя, ликвидации по решению публичного образования и т. п.

Частные управляющие организации не могут позво­лить себе иметь раздутый управленческий аппарат, содержать специалистов и технические средства, ко­торые задействованы лишь эпизодически. Их не свя­зывает штат организации, согласованный с ОМС (по сложившейся практике ценообразования — чем больше штат, тем выше цены на содержание и ремонт жилья).

Частных управляющих, выбранных непосред­ственно собственниками помещений, сложнее заста­вить в административном порядке бесплатно выпол­нять работы, затраты на проведение которых будут ком­пенсироваться фактически за счет платежей собствен­ников.

Такие организации должны более мобильно реагировать на запросы рынка и предоставлять по от­дельным договорам имеющие спрос дополнительные услуги.

Следует отметить, что продекларированное ранее в ряде программных документов о реформировании ЖКХ разделение функций заказчика и подрядчика в соответствии с Кодексом не является обязательным.

Выбранная управляющая организация вправе как са­мостоятельно (своими силами) оказывать услуги по содержанию и ремонту многоквартирного дома, так и привлекать для этих целей любые иные подряд­ные организации по своему выбору.

Решение вопро­са: привлекать или не привлекать подрядчиков для вы­полнения (оказания) конкретных работ (услуг), — пре­рогатива самой управляющей организации. Ведь от­ветственность перед собственниками остается у управляющего.

Управляющие должны иметь возможность самосто­ятельно решать: какими силами и как организовать ра­боту диспетчерского пункта, иметь свое аварийное подразделение или заключить договор на аварийное обслуживание со сторонней организацией, какую вы­брать организацию по обслуживанию лифтов и вывозу бытовых отходов, иметь в своем составе управляющих на каждый дом или осуществлять управление центра­лизованно, нанимать дворников или приобрести убороч­ную технику, сколько иметь уборщиц, сантехников и электриков и т. п. При этом они должны ориентироваться на запросы своих заказчиков — собственников помещений в конкретном доме, которые будут оцени­вать результат и оплачивать цену договора управления.

  • Договор управления
  • Предусмотренный ЖК РФ договор управления мно­гоквартирным домом — новый вид гражданско-право­вого договора.
  • В соответствии со ст. 162 Кодекса одной стороной договора управления является управляющая органи­зация, другой могут быть:
  • собственники помещений в многоквартирном доме (если управляющая организация выбирается на об­щем собрании собственников помещений в много­квартирном доме);
  • органы управления ТСЖ, жилищного кооператива или специализированного потребительского коопе­ратива, предусмотренного федеральным законом. Это возможно, если управляющая организация вы­бирается органами управления этих некоммерче­ских организаций. При этом факт заключения до­говора управления не означает изменения спосо­ба управления многоквартирным домом;
  • ОМС в установленных ЖК РФ случаях. Кодекс до­пускает заключение договора управления много­квартирным домом в случае, если все помещения в таком доме находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципаль­ного образования (ст. 163).

Договор управления многоквартирным домом зак­лючается в простой письменной форме. При этом каж­дый собственник помещения заключает его на усло­виях, указанных в решении общего собрания.

Ссылка на основную публикацию