Возмещение при ущербе багажа

Возмещение при ущербе багажа

  • Есть здесь сговор законодателей и коммерческих структур занимающихся авиаперевозками? 
  • Давайте разбираться!
  • При авиаперевозках пассажиры нередко сталкиваются с потерей, повреждением своего багажа. 
  • Разберем внутренние перевозки. 

Сначала вроде все написано красиво в законе…

Согласно российскому законодательству в соответствии со ст.ст.

118 и 119 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Также перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок (утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г.

№82), если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

А теперь ВНИМАНИЕ!!!

  1. Размер суммы, подлежащей возмещению, зависит от того, была ли объявлена пассажиром ценность багажа или нет.
  2. Согласно ст.119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
  3. при перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;
  4. при перевозке без объявления ценности, — в размере не более 600руб. за килограмм веса багажа или груза;

— за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Возмещение при ущербе багажа

  • За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.
  • За утрату/повреждение ручной клади при внутренних перевозках авиакомпания-перевозчик несет ответственность в размере, не превышающем 11 000 рублей.
  • В случае, если воздушная перевозка относится к международным, то в при определении границ ответственности авиакомпании за утерю багажа применяются нормы международного права.
  • Помимо стоимости утраченного, поврежденного багажа, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения морального вреда.

https://vc.videos.livejournal.com/index/player?player=new&record_id=1383363

На видео продемонстрировано типичное обращение с багажом пассажиров при разгрузке.

Согласно правилу перевозки багажа предусмотренному Аэрофлотом

Возмещение при ущербе багажа

при перевозке Эконом, пассажир бесплатно может перевезти максимум 23 кг, что в случае потери багажа, гарантирует ему согласно ст. 119  ВЗК РФ 23кг*600 рублей=13800 рублей. При сегодняшнем курсе, это примерно 200 долларов США. И это речь идет о чемодане с вещами весом в 23 килограмма.

Возмещение при ущербе багажа

 Законодатель наверное предполагает, что пассажир с собой возит исключительно 23 кг застиранного секондхенда. В этой сумме выплаты находится еще и стоимость самого чемодана. Вес которого в среднем 3-4 кг.

Возмещение при ущербе багажа

Как видим, в случае порчи чемодана, можно получить компенсацию максимум на 2400 рублей из расчета, что он весит 4 кг. Всё остальное наглухо прикрыто законом, так что обладателям более дорогих чемоданов можно только посочувствовать.

Вот типичный расчет  суда из реальной судебной практики:

Возмещение при ущербе багажа

Вы скажете как же, есть в Законе оговорка про багаж с объявленной стоимостью. Кто-нибудь пользовался в реале этой опцией? Я нет, так как предполагал, что в случае повреждения моих вещей мне возместят их стоимость согласно ст. 1064 ГК РФ. Но я заблуждался! 🙂

Я постарался найти в правилах эту опцию.

Согласно п.126 ФАП-82 пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа, при этом ценность зарегистрированного багажа объявляется для каждого места багажа в отдельности.

В данном случае существует особая проблема, связанная с тем, что в большинстве случаев представители перевозчика, занимающиеся регистрацией багажа, не обладают специальными познаниями в отношении определения, соответствует ли заявленная пассажиром ценность багажа его реальной ценности.

При этом, в соответствии с положениями ст.119 ВЗК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности.

Принимая во внимание фактическую невозможность для перевозчика в некоторых случаях проконтролировать сохранность и упредить повреждение (порчу) багажа, а особенно вещей, находящихся при пассажире, а также возникающие в связи с этим риски выплаты возмещения в размере объявленной ценности, которая заведомо может превышать реальную стоимость, понятно желание перевозчиков не допустить возможность злоупотребления пассажиром таким правом.

В частности, одним из способов избежать такого злоупотребления является предоставляемое указанным п.126 ФАП-82 право перевозчика на самостоятельное установление размера платы, взимаемой за перевозку багажа с объявленной ценностью. 

Используя свое право, перевозчик может установить заведомо неприемлемый для пассажира размер платы за перевозку багажа с объявленной ценностью. поскольку ФАП-82 не ограничивают перевозчика и не устанавливают предельного размера такой платы, перевозчик вправе установить ее размер, в несколько раз превышающий размер объявленной ценности багажа.

При объявлении пассажиром ценности сдаваемого к перевозке багажа перевозчик имеет право потребовать от пассажира предъявления к осмотру содержимого багажа и при явном несоответствии суммы объявленной ценности и содержимого багажа, установить действительную его стоимость, или отказать в приеме багажа к перевозке с объявленной ценностью.

Пассажир имеет право объявить ценность своего зарегистрированного багажа, как в пункте отправления, так и в промежуточном пункте посадки. Кроме того, пассажир может изменить размер ранее объявленной ценности зарегистрированного багажа.

Размер объявленной ценности не должен превышать суммы, установленной Правилами перевозчика, если сумма оценки багажа превышает данную сумму, то пассажир обязан предоставить первичные документы (чеки, копии чеков и т.д.) на оцениваемый багаж.

Перевозчик оставляет копию предоставленных документов в аэропорту отправления и разрешает перевозку багажа, если пассажир выполняет все условия оценки багажа.

В правилах воздушных перевозок ПАО Аэрофлот (представленных ниже) я не нашел детального описания как выглядит процедура сдачи багажа с объявленной стоимостью…

А вот как эта процедура описана у некоторых других перевозчиков:

Возмещение при ущербе багажа

NordStar

Возмещение при ущербе багажа

Как видим, все они ограничивают стоимость объявленной ценности багажа в 20000 рублей и просят дополнительную оплату за эту опцию.

Подводя итог, можно сделать вывод, что за свой чемодан с вещами на внутренних авиаперевозках, в случае утраты или порчи, нереально получить адекватную стоимость ущерба.

Почему законодатель не торопится навести порядок в этой области и не заставляет авиаперевозчиков выплачивать реальный ущерб? Почему они лишают меня возможности в приобретении дорогих новых вещей при пользовании их услугами? Я элементарно не могу сдать их в багаж без опасения, что их там выкрадут и мне в качестве подачки подкинут  гроши компенсации. И это всё при условии, что они нас «стригут» в аэропортах и самолетах  по полной программе. Нельзя пронести в здание аэропорта свою воду и тд. Они обязывают приобретать всё там, прикрываясь якобы заботой о нашей безопасности. Я в этой заботе вижу только исключительно жажду наживы! И никогда не поверю, что законодатели не участвуют в этой схеме!

  1. В сухом остатке получаем компенсации:
  2. —  на внутренних перелётах за испорченный или пропавший багаж  компенсация составит 600 рублей за кг. 
  3. — на международных перелётах, компенсация составит 20 долларов США за килограмм веса, но не более 1131 СПЗ  (пункт 2 статьи 22 Монреальской конвенции).

Закон РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в данной истории работает только в части ст.

15  —  моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Что делать, если сломали чемодан в аэропорту

Правила полетов Возмещение при ущербе багажа

После удачного приземления в аэропорту по месту прибытия у авиапутешественников преобладает хорошее настроение. Правда оно может очень скоро омрачиться при виде полученного багажа, заметно поврежденного в процессе перегрузки. Некоторым пассажирам приходилось получать чемодан с глубокими сколами на корпусе, поломанными ручками, колесами и другими неприятными дефектами.

Читайте также:  Зачем знать инн ип: можно ли проверить его по фамилии предпринимателя

Сегодня мы поговорим о том, что делать пассажиру, получившего по месту прибытия поврежденный багаж, и на какую компенсацию можно рассчитывать в такой ситуации.

Что делать, если чемодан повредили при перелете

Если пассажир выявил повреждение дорожной сумки или чемодана сразу после получения багажа, он может обратиться с претензией к дежурному агенту по обслуживанию пассажирского груза или к официальным представителям компании-перевозчика.

При выявлении повреждений уже после выезда из аэропорта можно решить эту проблему в телефонном режиме. Прозвоните в колл-центр авиаперевозчика и узнайте, куда можно отнести письменное заявление с требованием о выплате компенсации за испорченное имущество.

Претензия к авиакомпании за порчу багажа

Претензия к авиаперевозчику предъявляется в письменном виде. Пассажиру необходимо написать заявление от своего имени, указав в нем факты произошедшего, описать имеющиеся повреждения, а также внести личные данные для обратной связи. В качестве доказательной базы можно приложить к заявлению фотографию испорченного багажа, где будут отчетливо видны все имеющиеся повреждения.

Факт порчи багажа можно зафиксировать возле специальной стойки Lost&Found в аэропорту по месту прибытия. Она работает в круглосуточном режиме. Специалист выдаст специальный бланк для заполнения, к которому также нужно приложить перечень некоторых документов.

Какие документы потребуются:

  • паспорт, удостоверяющий личность;
  • посадочный талон;
  • билет на авиалайнер (можно копию);
  • бирка с багажа;
  • при наличии чека на ранее купленный чемодан также предоставляйте и его – это позволит получить компенсацию в полном объеме.

На российских рейсах

Согласно правилам Воздушного кодекса России, пассажир может предъявить претензию к авиаперевозчику и потребовать компенсацию за причиненный ущерб в течение шести месяцев после происшествия.

Предлагаем также ознакомиться — пропажа багажа в аэропорту: как получить компенсацию.

Возмещение при ущербе багажа

На международных рейсах

Если багаж был поврежден на рейсе международного направления, путешественник может написать заявление с требованием на выплату компенсации в течение 14 дней со дня получения поврежденного багажа.

Полезные статьи на тему провоза багажа в самолете:

Как получить компенсацию за испорченный багаж

После подачи заявления компания-перевозчик рассматривает претензию и принимает решение о выплате денежных средств в определенном размере. По правилам авиаперевозчиков на рассмотрение акта о повреждении багажа предусмотрен срок от одного до 3-х месяцев при условии, что полет совершался без пересадок на одном самолете.

Если пассажир путешествовал на стыковочных рейсах, заявку могут рассматривать в течение полугода.

Компания оценивает степень повреждения багажа, учитывая срок эксплуатации дорожного аксессуара. При незначительных поломках определенных механизмов на чемоданах перевозчик может предложить оплату ремонтных работ. Если изделие не подлежит восстановлению, просчитывается компенсация. Сумма выплаты неоднозначна и зависит от многих факторов.

Перевозчик не несет ответственности за сохранность личных вещей пассажира в дорожном аксессуаре, если они были сданы в грузовой отсек лайнера без объявленной ценности. Так, например, если в сумке пассажира по причине повреждения самого аксессуара был испорчен бытовой прибор или другой предмет, представляющий определенную ценность, компания не будет выплачивать за него компенсацию.

Проще говоря, если путешественник переживает за сохранность дорогостоящих вещей в багажной сумке, ему необходимо заранее застраховать перевозимый груз и объявить ценность при сдаче багажа в аэропорту. За эти услуги придется немного заплатить. Взамен вы получаете гарантии на компенсацию в случае утери или повреждения перевозимых вещей.

Как получить компенсацию в случае задержки багажа в аэропорту можно прочитать тут.

Аэрофлот

Чтобы получить компенсацию за поврежденный багаж от авиаперевозчика Аэрофлот, пассажиру необходимо составить акт о порче имущества возле специальной стойки, после чего произвести регистрацию номера, указанного в составленном акте, на официальном сайте перевозчика. В разделе обратной связи есть вся информация по этому вопросу. Срок на регистрацию номера – 7 дней.

В течение нескольких недель компания рассматривает претензию и сообщает о своем решении заявителю по электронной почте, указанной в оформленном акте. При положительном ответе пассажир получает компенсацию на банковскую карту. Перевозчик может выплатить полную стоимость дорожного аксессуара или удержать определенный процент с учетом степени износа чемодана.

Если пассажир не согласен с заявленной перевозчиком суммой выплаты, он может решить спорный вопрос в судебном порядке.

Уральские авиалинии

Претензии от пассажиров внутренних рейсов принимаются в течение шести месяцев со дня получения поврежденного багажа в аэропорту. На международных авиалиниях срок приема заявлений ограничен 14 календарными днями.

В течение 30 дней перевозчик рассматривает претензию и выносит решение, что в обязательном порядке сообщается заявителю по телефону или электронной почте.

Пассажиру могут предложить ремонт чемодана за счет авиакомпании. Если дорожный аксессуар не подлежит восстановлению, необходимо предъявить заключение из сервисного центра, где указывается этот факт. В таком случае путешественник может рассчитывать на денежную компенсацию за причиненный ущерб.

  • На аналогичных условиях работают и другие российские перевозчики, осуществляющие авиаперелеты по внутренним и международным направлениям.
  • Чтобы повысить вероятность получения компенсации, рекомендуем писать заявление о повреждении личных вещей сразу после получения в аэропорту, предъявляя официальным представителям авиакомпании реальные доказательства.
  • Качественно упаковывайте личные вещи в чемодан, оборачивайте его целлофановой пленкой и оформляйте страхование, если перевозите в дорожном аксессуаре дорогостоящие предметы.

Возмещение при ущербе багажа

Авиакомпания повредила багаж по маршруту «Инсбрук — Москва — Краснодар». Я составил претензию, отправил полный пакет документов почтой, так как электронно они отказываются принимать заявления. Пакет документов собрал в течение месяца, отправил, получил письменный отказ: я не уведомил авиакомпанию в течение девяти дней согласно законодательству РФ при международной перевозке.

При этом багаж я получил в Краснодаре, и неизвестно, где мне его повредили — при внутренней или международной перевозке. При звонках и письмах в авиакомпанию никто не сказал про девять дней, речь шла о шести месяцах, как при внутренней перевозке. При этом я потратил 6 тыс. руб. на ремонт чемодана, билеты в Москву и обратно плюс транспорт.

Сказали, что готовы рассмотреть повторно, если я подтвержу документом, что не мог подать документы в течение девяти дней. И что я могу им предоставить? Что у меня были зарубежные поездки в течение этого срока или справку из больницы?

  • Компания ввела в заблуждение и теперь отказывается платить.
  • Юрий Пустовит
    Консультаций: 8
  • Судя по содержанию вопроса, вашей задачей является возмещение вреда, причиненного чемодану, а также иных связанных с этим убытков (расходы на проезд).

В данном случае место повреждения юридического значения не имеет. Поскольку багаж был отправлен из зарубежного города, то вся перевозка является международной, в том числе, если она производилась через промежуточный пункт назначения в России.

Срок для предъявления претензии, предусмотренный ст. 127 Воздушного кодекса РФ, вами действительно пропущен. Вместе с тем это не лишает вас права требовать возмещения ущерба в судебном порядке.

Вы направили претензию и получили на нее ответ. Независимо от содержания ответа, в том числе, если он состоит в отказе рассматривать претензию по существу, вы имеет право предъявить иск к авиакомпании в суд, в том числе по месту вашего жительства.

Ваше требование вытекает из факта причинения убытков, понесенных в связи с несвоевременной доставкой багажа, и регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (ст. 15, 793, 1064), соответственно, к вашим требованиям должен применяться общий трехлетний срок исковой давности.

Что предпринять при повреждении (порче) багажа.

???? Решение:

Багаж поврежден (испорчен) при авиаперевозках на территории РФ

В случае повреждения багажа авиакомпания в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ несет ответственность в следующих размерах:

  • за повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности — в размере объявленной ценности;
  • за повреждение (порчу) багажа, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности — в размере его стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа;
  • за повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.

Стоимость багажа определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором багаж подлежит выдаче.

Указанные размеры ответственности за багаж, не распространяются на случай повреждения (порчи) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. За повреждение (порчу) указанных средств перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств (п. 4 ст.

119 ВК РФ).

Багаж поврежден при международных авиаперевозках

В случае повреждении багажа согласно ст.

22 Конвенции «ответственность перевозчика ограничивается суммой в 250 франков с килограмма, за исключением случаев, когда пассажир или отправитель в момент передачи места перевозчику делают специальное заявление о заинтересованности в доставке к месту назначения и уплачивают, если это требуется, дополнительный сбор. В этом случае перевозчик обязан уплатить сумму, не превышающую объявленной суммы, если только он не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира или отправителя в доставке к месту назначения». Указанная сумма равняется примерно 20 долл.

Читайте также:  Ответственность по долгам индивидуального предпринимателя

США.

В то же время немало государств (большинство стран Европы, США, Китай, Бразилия) ратифицировали более современную Монреальскую конвенцию (от 28.05.1999), предусматривающую компенсацию за потерю багажа в более крупном размере — порядка 1500 долл. за кг.

веса (в Конвенции этот размер устанавливается в так называемых специальных правах заимствования, которые пересчитываются в национальные валюты государств).

Так что если Вы летите зарубежными авиакомпаниями, то уточняйте, ратифицирована ли государством, где зарегистрирован авиаперевозчик, Монреальская конвенция.

По общему правилу в Монреальской конвенции, так же как и в Воздушный кодекс РФ, ответственность воздушного перевозчика презюмируется, однако:

а) в отношении вреда, причиненного зарегистрированному багажу, также установлена вмененная вина перевозчика, за исключением случая, если вред явился результатом присущего багажу дефекта, качества или порока (п. 2 ст. 17 Конвенции);

в) в отношении вреда, причиненного незарегистрированному багажу (вещам, находящимся при пассажире), предусмотрена только виновная ответственность (п. 2 ст. 17 Конвенции): в отношении незарегистрированного багажа, включая личные вещи, перевозчик несет ответственность, если вред причинен по его вине или по вине его служащих или агентов.

Монреальской конвенцией предусматриваются иные размеры ответственности перевозчика за вред, причиненный багажу:

— при перевозке груза без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае его уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 19 СПЗ (около 950 руб.) за 1 кг (п. 3 ст. 22 Монреальской конвенции);

— при перевозке багажа (в т.ч. незарегистрированного, т.е. вещей, находящихся при пассажире) без объявленной ценности ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери или повреждения ограничивается суммой 1131 СПЗ (около 56,5 тысяч рублей) в отношении каждого пассажира (п. 2 ст. 22 Монреальской конвенции).

(СПЗ – специальные права заимствования; перевод этих сумм в национальные валюты в случае судебных разбирательств производится в соответствии со стоимостью таких валют в специальных правах заимствования на дату судебного решения (ст. 23 Монреальской конвенции)).

Кроме того, пассажир имеет право требовать компенсации морального вреда, причиненного ему авиакомпанией ненадлежащей услугой.

Порядок действий:

Шаг 1. Подача заявления о повреждении (порчи) багажа.

При обнаружении повреждении чемодана и (или) вещей в нем прямо в аэропорту отправляйтесь в представительство вашей компании в аэропорту и потребуйте составить коммерческий акт о повреждении (порчи) багажа (статья 124 Воздушного кодекса РФ).

Шаг 2. Составление коммерческого акта.

Такой акт, как правило, составляется на бланке авиаперевозчика. В акте нужно будет описать все повреждения багажа. Также понадобится предъявить отрывной талон багажной бирки (обычно он приклеивается при регистрации к авиабилету).

Акт составляется в двух экземплярах, один Вы оставляете у себя.

Примечание! По закону отсутствие коммерческого акта ни в коем случае не лишает пассажира права на предъявление претензии или иска (п. 5 ст.

124 Воздушного кодекса РФ).

Шаг 3. Подача претензии о возмещении ущерба, причиненного повреждением багажа

С помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле) необходимо подготовить претензию и заявить в ней требование о возмещении ущерба, причиненного повреждением багажа, а также компенсации морального вреда. Либо можно скачать соответствующий образец претензии и заполнить его самостоятельно:

  1. 2. Претензия о возмещении ущерба, причиненного повреждением багажа, без объявления ценности (при авиаперевозке на территории РФ);
  2. 4. Претензия о возмещении ущерба, причиненного повреждением багажа, без объявления ценности (при международной авиаперевозке);
  3. Имейте в виду, что размер ущерба придется подтвердить — например, чеками со стоимостью испорченных вещей, а если сломан ваш чемодан, то квитанцией об оплате услуг мастерской.

Также не стоит забывать, что в любом случае ответственность авиакомпании за повреждение багажа носит ограниченный характер (кроме перевозки багажа с объявлением ценности): не более 600 руб. за кг веса на внутренних рейсах и максимум 20 долл. за кг при международных (кроме зарубежных авиакомпаний из стран, ратифицировавших Монреальскую конвенцию — см. выше).

Сроки предъявления претензии:

  • при перелете на территории РФ – в течении 6 месяцев (п. 1 ст. 126 ВК РФ)
  • при международном – в течении 7 дней со дня получения багажа (п. 1 ст. 127 ВК РФ)
  • а если ваши чемоданы сначала потеряли, потом искали и привезли поврежденными (т.е. доставили с просрочкой), то на предъявление претензии отводится 21 день с даты фактической доставки багажа (ст. 127 ВК РФ).

Претензию следует составить в двух экземплярах.

Один экземпляр необходимо вручить перевозчику, а на другом адресат должен сделает отметку, включающую дату получения, должность лица, получившего претензию и его подпись о получении.

Пример: «Претензию получил 05.09.2013 г. Старший менеджер Иванов.И.И. Подпись.»

Экземпляр с отметкой заберите себе и храните вплоть до разрешения ситуации.

Если перевозчик отказывается принять претензию, то отправьте ее по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.

Как альтернативный вариант, Вы можете в присутствии двух свидетелей оставить претензию любому работнику перевозчика.

Тогда на втором экземпляре необходимо сделать запись о том, что претензия вручена тогда-то в присутствии свидетелей с их подписями и указанием паспортных данных.

При этом надо учитывать, что эти свидетели могут быть впоследствии вызваны в суд для подтверждения факта передачи претензии.

Пример записи на претензии: «Претензия вручена 05.09.2013г. в присутствии свидетелей, однако перевозчик от получения претензии отказался. Свидетели: 1. Ф.И.О. паспортные данные, подпись; 2. Ф.И.О. паспортные данные, подпись».

Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить Вас об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Важно! Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения Вам ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа — через сорок пять дней после получения претензии (ст. 128 Воздушного кодекса РФ).

Шаг 4. Подача искового заявления о взыскании ущерба, причиненного повреждением багажа, возмещении морального вреда.

В случае отказа перевозчика в удовлетворении претензии Вам необходимо подготовить и предъявить исковое заявление, в котором заявить следующие требования:

  • о взыскании ущерба, причиненного повреждением багажа
  • и компенсации морального вреда.

Подготовка искового заявления осуществляется с помощью сервиса подготовки документов нашего сайта (см. правое поле).

4.1. Определение суда, в который будем подавать иск.

Определение подсудности по данному делу будет зависеть от вида авиаперевозки: международной или только на территории России.

Если авиаперелет планировался только на территории России:

В данном случае Закон о защите прав потребителей по данной категории дел предоставляет выбор, и Вы вправе им воспользоваться. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей, п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ исковое заявление можно подать в суд:

  • по Вашему месту жительства или пребывания, либо
  • по месту заключения или исполнения договора воздушной перевозки, либо
  • по месту нахождения организации (ее филиала или представительства), или

Самым удобным, конечно, является возможность подать иск по месту своего жительства. И это вдвойне удобно, если билет приобретался не в том населенном пункте, в котором Вы проживаете.

Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса РФ (неподсудность дела данному суду), так как в силу ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу, то есть Вам.

Что же касается определения подсудности суда в зависимости от цены иска и предъявляемых требований (в мировой или районный суд), то при подготовке искового заявления система определит ее самостоятельно.

При международных воздушных перевозках:

В соответствии со ст. 2 Закона о защите прав потребителей, если международным договором РФ установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом, применяются правила международного договора. Это условие также соответствует п. 4 ст.

15 Конституции РФ.

Верховный Суд – о правах пассажиров

Суд разъяснил применение законодательства о договоре перевозки пассажиров и багажа

В июне Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции». Постановление адресовано в первую очередь перевозчикам, однако при этом затрагивает значительно более широкий круг лиц, поскольку усиливает защиту прав граждан.

Договор перевозки – это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а также доставить багаж и выдать его управомоченному лицу; пассажир обязуется уплатить за проезд, а при сдаче багажа – за его провоз1.

Договор перевозки пассажира и багажа нужен, чтобы закрепить условия сотрудничества между заказчиком и транспортной компанией. В договоре прописываются возможные спорные ситуации и пути их решения.

1 Пункт 1 ст. 786 ГК РФ.

  • Ряд транспортных предприятий при оформлении проездного билета, кроме стоимости перевозки, включают в тариф вознаграждение за оформление проездного документа.
  • Поскольку по договору перевозки физическое лицо оплачивает доставку пассажира и багажа в пункт назначения, а не проездной билет и багажную квитанцию, требования перевозчика о взимании дополнительной платы, например вознаграждения за оформление проездного документа, являются неправомерными1.
  • Вместе с тем при заключении договора перевозки пассажира и багажа через агента последний вправе взимать плату за свои услуги2.

1 Статья 786 ГК РФ, ст. 20 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Устав), п. 42, 49 и 50 Правил перевозок пассажиров.

Читайте также:  Нужно ли сдавать 3-ндфл для ип на усн без работников: образец заполнения справки

2 Статья 1005 ГК РФ.

В процессе перевозки пассажиров и грузов возникают вопросы ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам, порчу или утрату багажа.

Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции1.

Когда встает вопрос о возмещении пассажирам вреда, перевозчик может попытаться минимизировать расходы, ссылаясь в том числе на отсутствие либо неправильное оформление билетов или багажных квитанций.

Однако отсутствие или неправильность билета либо квитанции сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки пассажира и багажа незаключенным или недействительным. Неправильное оформление или утрата билета не является поводом для отказа в возмещении вреда.

В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами. Например, факт проезда часто зафиксирован и другими способами: показания других пассажиров, записи медработников, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим, и прочее2.

1 Пункт 2 ст. 786 ГК РФ.

2 Статья 55 ГПК РФ.

В случае прекращения поездки из-за неисправности транспортного средства, аварии или по другим причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретенным билетом для проезда в другом транспортном средстве, соответствующем условиям договора перевозки и предоставленном перевозчиком1.

Если транспортное средство не предоставлено в срок, пассажир вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в полном объеме, а также возмещения иных убытков2.

При невозможности продолжения перевозки пассажира по не зависящим от перевозчика причинам пассажир вправе получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию3.

1 Пункт 53 Правил перевозок пассажиров.

2 Статьи 328, 393 и 405 ГК РФ.

3 Пункт 3 ч. 1 ст. 23 Устава.

Если перевозчик не исполнил свои обязательства, он несет ответственность, которая установлена Гражданским кодексом, Уставом и соглашением сторон1. При этом условия договора перевозки об ограничении или устранении ответственности перевозчика являются ничтожными, если иное не следует из положений Устава2.

1 Пункт 1 ст. 793 ГК РФ.

2 Пункт 2 ст. 168 ГК РФ.

Перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные1. Например, перевозчик отвечает за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу пассажира, независимо от того, осуществлялась ли перевозка с использованием принадлежащего ему транспортного средства или находящегося в его владении по договору аренды.

1 Статья 403 ГК РФ.

В этом случае перевозчик уплачивает получателю багажа неустойку в виде штрафа в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере провозной платы1. При этом уплата штрафа2 не освобождает перевозчика от возмещения убытков, причиненных пассажиру, в полном объеме сверх суммы такой неустойки.

1 Часть 12 ст. 34 Устава.

2 Часть 12 ст. 34 Устава.

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, в случае дорожно-транспортного происшествия по вине третьих лиц, хищения и т.п.)1. Перевозчик может быть освобожден от обязанности по возмещению ущерба в таких случаях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств.

1 Пункт 1 ст. 796, п. 3 ст. 401 ГК РФ.

В таком случае необходимо составить коммерческий акт. Это делает перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку1.

1 Пункты 77, 130–135 Правил перевозок пассажиров.

При утрате или недостаче багажа ущерб возмещается перевозчиком в размере его стоимости; в случае повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а если восстановить его невозможно – в размере его стоимости; при утрате багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости1.

Под действительной (документальной) стоимостью понимается цена товара, указанная в договоре или счете продавца товара, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан, на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения.

Если пассажир не объявил ценность багажа при передаче перевозчику и отсутствует возможность точно доказать его стоимость, суд не вправе отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков, причиненных утратой или недостачей багажа, только на том основании, что достоверный размер убытков не может быть2. В этом случае размер убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела.

1 Пункт 2 ст. 796 ГК РФ.

2 Пункт 5 ст. 393ГК РФ.

Пассажир обязан подготовить багаж таким образом, чтобы обеспечить его сохранность. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение багажа, произошедшие ввиду его ненадлежащей упаковки пассажиром1.

Перевозчик несет ответственность, если принял на себя обязанность упаковать багаж либо недостатки упаковки были явными или известны ему исходя из информации, предоставленной пассажиром, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в провозных документах2.

1 Пункты 63 и 74 Правил перевозок пассажиров, п. 2 ч. 2 ст. 22 Устава.

2 Пункт 3 ст. 307 ГК РФ.

Риск утраты, недостачи или повреждения ручной клади лежит на пассажире1. Ответственность может быть возложена на перевозчика в случае, если ущерб возник по его вине.

1 Часть 10 ст. 34 Устава.

Гражданин предъявлять претензию не обязан, но может это сделать. Закон обязывает перевозчика такую претензию принять, рассмотреть и уведомить заявителя о результатах рассмотрения в письменном виде в течение 30 дней1.

1 Часть 1 ст. 40 Устава.

Таких ограничений нет. Однако если с момента возникновения права на возмещение вреда прошло три года, требования удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска1.

1 Статья 208 ГК РФ.

При удовлетворении судом требований пассажира в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке перевозчиком, суд должен рассмотреть вопрос о взыскании с перевозчика в пользу пассажира штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование1.

Размер штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, составляет 50% от суммы возмещения убытков, суммы штрафа за просрочку доставки багажа и денежной компенсации морального вреда и не носит зачетного характера по отношению к этим суммам.

1 Пункт 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.

Срок, в течение которого перевозчик вправе обратиться к пассажиру с иском о возмещении ущерба, составляет один год1. В случае если истец пропустил этот срок без уважительных причин, но все же обратился в суд, может быть подано ходатайство о пропуске срока исковой давности. В этом случае суд вправе отказать в удовлетворении исковых требований.

1 Статья 42 Устава.

Адвокаты программы «Человек и Закон» – консультации юристов

Согласно статистике, каждый четвёртый пассажир воздушного транспорта сталкивался с порчей или утерей своего багажа.

Многочисленные ролики, размещённые в социальных сетях, на которых грузчики швыряют чемоданы и сумки, не особо церемонясь с их содержимым, появляются в Интернете почти каждый день.

Последний случай произошел в одном из аэропортов Москвы: путешественники стали свидетелями того, как содержимое багажного отсека самолёта кидают в кузов грузовика с приличной высоты. Скорость разгрузки сказалась на её качестве: большая часть поклажи покрылась трещинами и сколами.

«Как только пассажир поставил свой багаж на ленту у стойки регистрации, за его сохранность начинает отвечать аэропорт и авиакомпания. Увы, эти обязанности, возложенные на грузчиков, квалификация которых далеко не всегда на высоте, зачастую, не выполняются должным образом»,— говорит адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов

С оторванными ручками, колёсами, сколами и трещинами на чемоданах сталкивался, пожалуй, каждый. Но доказать, что это произошло именно из-за небрежности работников авиакомпании или аэропорта, очень сложно.

  Пассажиры предпочитают защищать своё имущество самостоятельно: оборачивать драгоценный груз в плёнку в самой воздушной гавани или дома, используя подручные материалы: пищевую плёнку и скотч.

От трещин или повреждения содержимого, эта мера спасёт вряд ли, а вот от мелких царапин, вполне.

«Чтобы доказать, что имущество было целым до попадания на багажную ленту, а повреждения стали результатом небрежного отношения, необходимо зафиксировать состояние сумки или чемодана до полёта.

С этим могут помочь свидетели или камера мобильного телефона.

Любые претензии необходимо направлять в адрес перевозчика, а если их урегулировать не удалось, следует обращаться в суд»,— советует адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов

На мелочи, вроде трещин или царапин, большинство пассажиров не обращают внимания. Их больше волнует сохранность самого имущества, ведь ни для кого не секрет, что за ценностями, лежащими в багаже, ведут настоящую охоту.

Многие слышали от знакомых, или сами попадали в ситуацию, когда после окончания полёта из сумки или чемодана пропадали планшеты, ноутбуки или кошельки.

Ещё хуже, когда в пункте назначения выясняется, что груз потерялся по дороге.

«Розыском пропажи занимаются специальные службы, стойка которых есть в каждом аэропорту. Если имущество найти не удастся, то авиакомпания выплатит компенсацию, исходя из веса багажа. Рассчитывать, что она покроет ущерб, не приходится.

Для международных рейсов стоимость составляет всего 20 долларов за килограмм, по нынешнему курсу это чуть более тысячи рублей. Чтобы обезопасить себя, необходимо отправлять багаж с объявленной стоимостью.

Это услуга обойдётся дороже, зато убережёт от возможного ущерба»,— считает адвокат по гражданским делам Дмитрий Панфилов 

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]