Плата за проезд по территории рынка к собственному магазину

Дикие времена давно прошли, и у покупателей на рынках почти такие же права, как в магазинах.

Овощи, фрукты, мясо, птица, рыба и другие продукты на рынках могут быть более свежими и вкусными, чем в крупных супермаркетах. Привлекают рынки и тех покупателей, которые стремятся поддерживать локальное производство своего региона. Но при всех плюсах на рынках нередко нарушают права покупателей. Рассказываем, как должно быть по закону!

Документы, которые регламентируют ваши права на рынке:

  1. Федеральный закон «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон о розничных рынках). Регламентирует специфические организационные и торговые особенности рынков, в том числе продуктовых.
  2. Закон «О защите прав потребителей» – основной документ, в котором перечисляются права потребителей. Его положения относятся не только к супермаркетам, но и к рынкам.

Рынок – имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.

Типы рынков:

  • Универсальный рынок – розничный рынок, на котором менее 80% торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.
  • Специализированный рынок – розничный рынок, на котором 80% и более торговых мест от их общего количества предназначено для осуществления продажи товаров одного класса.
  • Сельскохозяйственный рынок – специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции.

Современный рынок – не стихийно возникшее скопление продавцов. Оформлен и организован он должен быть в соответствии с правилами, которые указываются в Законе о розничных рынках.

Оформление фасада. При входе должна быть вывеска на русском языке (если требуется – на других языках) с указанием типа рынка, его наименования, режима работы, наименования управляющей компании (ст. 12, п. 3 Закона).

Плата за проезд по территории рынка к собственному магазину

2. Быть уверенным в безопасности продаваемых товаров.

Если на рынке продаются товары животного и растительного происхождения, в обязательном порядке на рынке должна быть лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы (ст. 12, п. 4 Закона). Продукция, которая попадает на рынок, проходит проверку и только после этого допускается к продаже.

Кроме того, каждый покупатель имеет право попросить продавца продемонстрировать сертификаты соответствия и безопасности на товары, которые он продает. В конкретном месте продажи у представителя производителя может не быть оригиналов документов, но они могут показать сканы или копии, а проверить самостоятельно детали можно в едином реестре в интернете.

Нельзя не учесть и вот этот пункт Закона: «Для нормального функционирования рынка должны быть обеспечены условия по энерго-, тепло- и водоснабжению, а также надлежащие условия для приемки, хранения, продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг)» (ст.

13. п. 4 Закона). Значит, у продавцов должны быть возможности организовать правильный температурный режим для хранения товаров – для тех продуктов, которые требуют специфических условий для хранения (мясо, замороженные продукты, фрукты, овощи и т. д.).

3. Совершать покупки в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям.

Обслуживанием рынка занимается управляющая компания (как вы помните, она должна быть указана на вывеске). На ее плечи ложатся обязанности по своевременной уборке помещения с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований.

Соответственно, покупатели имеют право рассчитывать на то, что они придут в чистое ухоженное помещение, в котором не опасно покупать пищевые продукты. Если вы видите нарушения в этой сфере, обращайтесь напрямую в управляющую компанию.

Если она не справляется со своими обязанностями, а руководство ваши обращения игнорирует, жалуйтесь в Роспотребнадзор.

Что касается оборудования рынка туалетами, в санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.3.6.

3668-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию» говорится, что «для работников торговых объектов должны быть предусмотрены туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей (при наличии) должны быть оборудованы отдельно от туалетов для работников торговых объектов». Обязательно ли наличие туалетов для посетителей, регионы зачастую решают самостоятельно. Так, например, в постановлении Об утверждении «Временных санитарных правил для продовольственных рынков» государственного санитарного врача по Оренбургской области указывается, что туалеты на стационарных рынках должны быть и для работников, и для посетителей.

4. Получить кассовый чек.

На рынке могут продать товар без чека. И это нарушение! При покупке покупателю обязательно должен быть выдан кассовый чек! А если рынок не снабжен электричеством или речь идет о временной ярмарке, вы вправе потребовать товарный чек.

Можно ли вернуть товар, купленный на рынке, если нет чека?

Отсутствие чека не должно становиться препятствием для возврата или обмена товара.

Продавец отказывается принимать товар и возвращать деньги? Косвенными доказательствами покупки у конкретного продавца могут быть записи с камер (если таковые установлены на рынке) или показания свидетелей, фото- и видеоматериалы. 

5. Проверить, верно ли взвесили товар.

Если на рынке используются измерительные приборы для продажи весового товара, в доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные приборы, выполняющие аналогичные функции.

Каждый покупатель может сразу проверить, верно ли взвесили его товар.

Часто покупатели переживают за то, что продавцы на рынках стремятся обмануть тем или иным образом. Обвес – один из самых распространенных способов обмана.

С помощью контрольных приборов можно проверить честность продавца.

А если вы не доверяете и этому оборудованию, можно носить с собой безмен или небольшие весы – никто не вправе запретить вам взвесить продукты после покупки и предъявить претензии в случае обнаружения обвеса.

6. Быть уверенным в легальности продавцов.

Перед заключением договора с продавцами администрация рынка должна получить исчерпывающую информацию о них. В частности:

  • Для организации: полное и сокращенное наименование организации; местонахождение юридического лица; государственный регистрационный номер записи о создании юрлица.
  • Для ИП: Ф.И.О. индивидуального предпринимателя (когда речь идет об ИП); место его жительства; данные документа, подтверждающего личность; государственный регистрационный номер.
  • Для граждан: Ф.И.О.; место жительства; данные документа, подтверждающего личность; реквизиты документа, подтверждающего осуществление крестьянской (сельскохозяйственной) деятельности.
  • Для всех продавцов обязательно предоставление идентификационного номера налогоплательщика.

Соответственно, администрация рынка должна следить за тем, чтобы за прилавками стояли только представители продавцов, официально занимающихся своей деятельностью и зарегистрированных как ИП, организации или частные работники в сельскохозяйственной сфере.

7. Получать достоверную информацию о продукции.

В законе «О защите прав потребителей» прямо говорится, что продавец обязан предоставить клиенту исчерпывающую и корректную информацию о предлагаемых товарах и услугах (ст. 10).

Если он не предоставил информацию, это может быть поводом для расторжения договора оферты. Поэтому покупатели могут свободно спрашивать о товарах.

А если их невольно или специально обманули (например, назвали не тот сорт яблок, который покупатель искал), это может быть поводом для того, чтобы вернуть покупку и потребовать назад деньги.

8. Вернуть товар ненадлежащего качества.

Продукты питания могут быть возвращены продавцу только в том случае, если они испорчены (битые, мятые, с истекшим сроком годности и т. д.).

Но если мы говорим именно об этом случае, вы имеете полное право вернуть продавцу товары и потребовать назад деньги.

Если вы неоднократно сталкивались с некачественной продукцией у продавца, можно пожаловаться в администрацию рынка или Роспотребнадзор. 

9. Попросить взвесить ровно столько, сколько вам нужно.

Продавцы на рынках могут не обманывать напрямую, но при этом все равно провоцировать покупателей тратить больше. Чаще всего это происходит при «легальном перевесе»: продавец говорит, что «получилось больше». Могут быть и прямые уговоры, мол, настолько хороши яблочки или огурцы, что не грех взять и на килограмм больше.

Многие стесняются возразить или просить взвесить совсем чуть-чуть. Но закон в данном случае на вашей стороне! Если вы покупаете товар на развес, можете просить именно столько, сколько вам нужно, но не меньше минимальной единицы измерения (одного фрукта или, скажем, грамма).

Что делать, если продавец фасует товары заранее и продает упаковками?

Если на упакованном товаре нет этикетки с маркировкой, а фасовка слишком большая и вам нужна лишь часть, вы можете попросить продавца взвесить вам часть фасованного товара. Продавец должен пойти навстречу.

  • Товар может не иметь маркировки, если его фасуют в присутствии потребителя.
  • Если товар расфасован продавцом заранее, снабжен этикеткой, продавец вправе отказаться продавать вам этот товар по частям. На этикетке должна присутствовать следующая информация:
  • наименование;
  • наименование изготовителя (с указанием адреса);
  • дата изготовления;
  • срок годности и необходимые условия хранения;
  • сведения о составе и пищевой ценности;
  • информация о присутствии аллергенов.
Читайте также:  Написание заявления для снятия ип с учета в фнс: куда и когда подавать заявление

10. Покупать овощи и фрукты только целыми, не порезанными на половины или четверти.

Продавцы имеют право разрезать овощи и фрукты только для дегустации и демонстрации их спелости или иных качеств. Продавать, например, разрезанный на части арбуз они не имеют права! Если вам предлагают не цельный товар, вы вправе отказаться от такой покупки. Важно! Это касается только фруктов и овощей, другие виды товаров – сыры, колбасы, мясо – могут продаваться в нарезке.

11. Пожаловаться на недобросовестного продавца.

Если действия продавца ущемляют ваши права, вы можете пожаловаться на него.

Обратитесь к администрации рынка. Напишите жалобу или претензию, составьте ее в двух экземплярах. Один отдайте администрации, второй экземпляр оставьте себе. На вашем экземпляре представитель администрации должен поставить дату и подпись.

Если таким образом добиться справедливости не удается, обращайтесь в Роспотребнадзор. Он проведет проверку, выявит и пресечет нарушения, если таковые есть. Если и это не помогло, обращайтесь в суд. В суд можно обратиться и параллельно с Роспотребнадзором, таким образом можно и пресечь неправомерные действия продавцов, и вернуть потраченные деньги.

12. Вернуть товар даже в том случае, если продавец больше не торгует на конкретном рынке.

Если вы обнаружили, что товар некачественный, или просто передумали им пользоваться, а когда пришли на рынок, обнаружили, что продавец больше не занимает прежнее место, все равно есть шансы вернуть товар.

Если при покупке вам дали кассовый чек, на нем должен быть указан ИНН продавца. По нему в налоговой инспекции можно узнать, куда переехал продавец. Вы можете также обратиться к изготовителю товара и даже поставщику (если речь не о продуктах, а об одежде или электронике, эти данные вы найдете на этикетках или в инструкции) и предъявить им претензии по поводу некачественного товара.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Торговый сбор: кто платит в 2022 году

Плата за проезд по территории рынка к собственному магазину

Торговый сбор – это платёж, который относится к местным налогам и сборам. Впервые ТС установили в Москве несколько лет назад, поэтому порядок его взимания уже хорошо проработан на практике.

Кроме того, Налоговый кодекс предоставляет возможность вводить торговый сбор на территории других городов федерального значения (Санкт-Петербург и Севастополь), но муниципальные власти своим правом пока не воспользовались.

В других регионах России торговый сбор может быть введён только после соответствующего федерального закона, который за эти годы не был принят. Таким образом, в 2022 году торговый сбор действует только на территории Москвы.

В этой статье мы разберём практические вопросы по торговому сбору – кто должен его платить, по какой ставке, как встать на учёт, в какие сроки перечислять платежи. Кроме того, уплате сбора посвящена глава 33 НК РФ и закон г. Москвы от 17.12.2014 № 62. При необходимости рекомендуем обращаться к этим первоисточникам или на бесплатную консультацию.

Что облагается торговым сбором

Начнём с вопроса о том, что облагается торговым сбором? Особенность ТС в том, что он взимается не от выручки, а с самого торгового объекта. При этом не имеет значения объём продаж, ассортимент и количество проданных товаров, а также право собственности на объект.

Более того, сумма сбора практически не зависит от регулярности торговли. В статье 412 НК РФ указано, что ТС за квартал взимается в полном размере, даже если торговля за этот период велась всего один раз.

Какого-либо перерасчёта в соответствии с реально отработанными днями кодекс не предусматривает. От уплаты сбора может быть освобожден только полный квартал, в течение которого торговля не велась ни разу.

Что касается площади торговой точки, то принцип взимания сбора тоже нельзя назвать полностью справедливым. Объекты до 50 кв. м платят одинаковые суммы, независимо от реальной площади. Расчёт ТС по квадратным метрам предусмотрен только для торговых точек площадью свыше 50 кв. метров.

Кроме того, есть дифференциация по районам Москвы – самые высокие ставки сбора установлены для Центрального административного округа. Конкретные суммы ТС вы можете узнать из таблицы ниже.

Итак, торговым сбором облагаются объекты:

  • стационарной торговой сети с торговыми залами;
  • стационарной торговой сети без торговых залов (кроме автозаправок);
  • нестационарной торговой сети.

Незаконная уличная торговля | Уличная торговля: разрешение, организация, документы

В России запрещена стихийная торговля. Нельзя просто так выйти на проходную улицу, поставить табуретку и продавать товар. Хотя в своём городе вы наверняка видели и такое. В этой статье расскажем, как оформить точку в городской администрации и не нарваться на штрафы.

???? К сожалению, получить желаемое место на улице непросто, а иногда совсем невозможно. Это настоящий квест для упорных. Когда мы готовили материал, сами удивились, как много административных барьеров и сколько грозит штрафов. Но благодаря жёсткому закону на улицах порядок.

Любое место на улице кому-то принадлежит: самому городу или коммерческой организации — магазину, торговому центру, рынку, хостелу.

У коммерческих организаций место под точку берут в субаренду. Как правило, это небольшой участок рядом с крыльцом. Например, у входа в хостел размещают прокат велосипедов. Для этого договариваются с владельцем об оплате и подписывают договор. Тут дело договорённости двух предпринимателей. То же самое делают, чтобы получить место на рынке.

Но большинство привлекательных мест на улице принадлежит муниципалитету. Это набережные, центральные улицы и парки. Свободная торговля в таких местах запрещена. К примеру, для Москвы это прописано в ст. 4 Закона от 09.12.1998 № 29.

Чтобы законно торговать на улице, договариваются с местной администрацией. Вариантов два по ст. 10 и 11 381-ФЗ: 

— Арендовать место под нестационарный торговый объект в специально отведённом месте. Так можно поставить палатку или лоток на длительный срок; 

— Выкупить место на ярмарке. Это формат торговли от случая к случаю, потому что ярмарки работают непостоянно и тоже в строго отведённых местах.

Городские власти борются со стихийной торговлей. Полиция и чиновники из администрации устраивают рейды и проверяют точки по жалобам людей. Если поймают, выпишут штраф — размер прописан в местном законе об административных правонарушениях. В Москве штраф за торговлю в неположенном месте — от 2500 до 500 000 ₽ по ст. 11.13 КоАП Москвы. Вот реальные примеры:

Предприниматель оказывал услуги мобильного шиномонтажа из своего автомобиля. Об этом узнали чиновники из районной управы и оштрафовали на 2500 ₽ — дело № А40-95352/2019.

Предприниматель продавал кофе из машины. К нему пришли полицейские и выписали штраф 2500 ₽ — дело № 7-1533/2018.

Женщина торговала одеждой в подземном переходе метро. Её поймал полицейский патруль и оштрафовал на 5000 ₽ — дело № 7-14728/2019.

Чтобы торговать на улице, надо зарегистрировать бизнес. Онлайн-касса нужна не всем

До обращения в администрацию надо легализоваться.

Зарегистрировать бизнес

Торговля приносит доход, с которого надо платить налог. Поэтому до начала работы надо зарегистрироваться в налоговой. Варианты следующие:

  1. Открыть ИП. Вариант с ИП подойдёт, если перепродавать товары, заниматься прокатом вещей или оказывать услуги. Ещё, если в планах, — нанять продавца. ИП платит налоги по упрощенной системе налогообложения или покупает патент. Плюс к этому платит за себя и сотрудников взносы в Пенсионный фонд.

  2. Открыть ООО. Обычно ООО открывают для ведения бизнеса с партнёрами, а полученные доходы делят. Компании работают на общей или упрощённой системе налогообложения, платят взносы за сотрудников и ведут бухучёт.

  3. Зарегистрироваться как самозанятый через мобильное приложение «Мой налог». Это самый простой и быстрый способ легализовать бизнес. Самозанятые платят 4-6% от выручки, не ведут бухгалтерию и не сдают отчеты. Подходит, только если продавать товары собственного производства и не нанимать сотрудников.

За предпринимательство без регистрации штрафуют на сумму от 500 до 2000 ₽ по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ. Если всё вскроется, этот штраф добавят к штрафу за стихийную торговлю.

!

Иногда торговать на уличной ярмарке можно без оформления бизнеса, просто как физлицо. Этот момент надо уточнять у организаторов.

Уведомить Роспотребнадзор, если нужно

Если планируете торговать в розницу, готовить еду или ваша деятельность на улице связана со спортом, нужно отправить уведомление в Роспотребнадзор о начале деятельности. Так сказано в Постановлении Правительства от 16.07.2009г. № 584.

Уведомление относят лично в территориальный отдел своего города, направляют почтой или подают через МФЦ. 

Если не подать уведомление, оштрафуют на сумму до 20 000 ₽ по ст. 19.7.5-1 КоАП РФ.

Бланк уведомления

Разобраться с онлайн-кассой

В большинстве случаев уличные торговцы освобождены от онлайн-касс по ст. 2 54-ФЗ. Можно работать без кассы, когда:

  • — торгуете с лотков, тележек или в вагонах пассажирских поездов;
  • — торгуете на рынках вне крытых помещений непродовольственными товарами, кроме товаров из этого перечня — там есть одежда, изделия из резины и пластмассы и спортивные товары;
  • — торгуете мороженым или напитками через киоск без торгового зала;
  • — ремонтируете обувь или делаете ключи;
  • — зарегистрированы как самозанятый.
  • При продаже товаров собственного производства (и оказании услуг) для ИП без сотрудников действовала отсрочка до 1 июля 2021 года. 
Читайте также:  Надо ли оформлять договор при покупке-продажи квартиры между братом и сестрой

Подключить и зарегистрировать кассу поможет Контур.ОФД — сервис для передачи чеков в налоговую.

За работу без кассы можно получить штраф, который посчитают от неучтенной выручки по п. 2. ст. 14.5 КоАП РФ.

????

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Попробовать бесплатно

Как заключить договор с администрацией на размещение уличной торговой точки 

Уличная точка на языке закона называется «нестационарный торговый объект» или НТО. Это те самые киоски, тележки, палатки, лотки, прицепы, автомагазины и прилавки. 

В каждом городе местные власти утверждают схему размещения нестационарных торговых объектов.

Схему разрабатывают так, чтобы торговые точки распределялись по городу равномерно, не мешали транспорту и пешеходам и не портили облик города. Не менее 60 % точек должны отдавать малому и среднему бизнесу.

Схему выкладывают в общий доступ в интернете. Например, так выглядит схема НТО Центрального округа Москвы.

Чтобы получить место в схеме НТО, предприниматель участвует в аукционе в электронной форме. Узнать, какие места в городе свободны и выставлены на аукцион можно в местной администрации.

Отдел, который занимается НТО, в каждом городе называется по-разному. Например, в Москве это Департамент по конкурентной политике. В Перми — Департамент экономики и промышленной политики.

Еще список НТО, выставленных на аукцион, публикуют на сайтах администрации. 

Для участия в аукционе предприниматель подаёт заявку, платит задаток и отправляет в администрацию документы. Форму заявки и точный список нужно узнавать у них же.

Если предприниматель выиграл конкурс, с ним заключают договор на размещение нестационарного торгового объекта и выдают свидетельство о размещении нестационарного торгового объекта. Свидетельство — это тот самый документ, который подтверждает законность торговли на уличной точке. Его в случае проблем показывают полиции. 

Если желаемого места нет в городской схеме, предприниматель подаёт заявление о включении в неё нового места для НТО. Администрация его рассматривает. Если новая точка безопасна и не нарушает градостроительные нормы, ее включат в схему. А с предпринимателем заключат договор. Но такое получается не всегда.

На какой срок разрешат разместить точку, зависит от вида товара или услуги, которые продаёт предприниматель. Обычно предельный срок — 5 лет, но для мелкой розницы он часто меньше.

Если это сезонный товар, договор заключают на соответствующие месяцы. Например, в Москве точку под овощи, фрукты и мороженое дадут на период с 1 мая по 1 октября. На новогодние ёлки — с 20 по 31 декабря. Для остальных товаров — на год.

Так сказано в п. 6 Постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 № 26-ПП. 

Как заключить договор на участие в ярмарке

Чтобы упорядочить мелкорозничную торговлю, городские власти проводят ярмарки. Они бывают платные и бесплатные. Часто организаторы разрешают торговать на ярмарках даже физическим лицам без регистрации бизнеса.

План ярмарок на год публикуют на сайте администрации. Предприниматель заранее подаёт заявку и получает место. Организатор заключает договор на участие в ярмарке. Скорее всего, от участника попросят сертификаты качества на товар, а если планируется торговля едой — медкнижки. 

В Москве ярмарки организует ГБУ «Московские ярмарки». Конечно, во время пандемии их работу прекратили, но планируют возобновить. На этом сайте должно появиться расписание. 

Найти план ярмарок своего города можно в поисковике по запросу «план ярмарок на 2021 год» + город.

Статья актуальна на  26.01.2022

Как рассчитывается стоимость грузоперевозки автомобильным транспортом?

Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом — ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…

Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…

Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России, — это то, что они не регулируются государством.

Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п.

, то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.

Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.

Стоимость грузоперевозки автомобильным (равно как и любым другим) транспортом рассчитывается в соответствии с установленным тарифом — ценой за единицу транспортной работы. При этом транспортной работой может считаться и то расстояние, которое прошел автомобиль, и вес, который он перевез, и время, которое потратил на весь рейс, и количество поездок, которое совершил…

Кроме того, помимо движенческих тарифов (тех, что непосредственно касаются перемещения груза), в стоимость грузоперевозки входят и другие затраты: ставка за заказ, время нахождения под погрузкой/разгрузкой, нулевой (от парка до пункта погрузки) и холостой (без груза между пунктами разгрузки и погрузки) пробег…

Однако первое, что нужно знать о тарифах на грузоперевозки автомобильным транспортом по территории России, — это то, что они не регулируются государством.

Если во времена существования СССР Государственный комитет цен утверждал прейскурант (№13-01-01) с жестко фиксированной стоимостью каждого километра пути (в зависимости, что так же четко указывалось, от массы перевозимого груза), каждого часа использования автомобиля определенной грузоподъемности и т.п.

, то с распадом социалистического государства и внедрением рыночной экономики сектору автомобильных грузоперевозок предоставили полную свободу.

Теперь как индивидуальные перевозчики, так и транспортные компании вольны проводить собственную политику ценообразования и устанавливать свою тарифную сетку.

Каким образом перевозчики определяют стоимость своих услуг?

На самом деле, распространено несколько вариантов тарифной политики.

1. Подстраивание под рынок: перевозчики не высчитывают тарифы самостоятельно, а всего лишь отслеживают средний уровень цен на те или иные транспортные услуги и предлагают такие же.

И хотя такое поведение свойственно индивидуальным предпринимателям и мелким транспортным компаниям, подстраиваться под средний уровень цен приходится абсолютно всем.

Самый яркий пример — ситуация в секторе автомобильных грузоперевозок в России после обмена санкциями со странами Запада.

В условиях кризиса, падения российского рубля, инфляции и возросшей конкуренции на внутреннем рынке перевозчики, дабы не потерять клиентов, не могли позволить себе поднять тарифы и продолжали работать в убыток по средним (что примечательно — низким) ставкам.

Что еще интересно: нередко на транспортных биржах можно натолкнуться на т.н. «пустые грузы» — грузы, которых не существует и которые уж тем более никуда перевозить не требуется.

Такие заявки обычно размещают транспортные и экспедиционные компании для того, чтобы «пробить» рынок и выяснить, насколько адекватен их «ценник» и способны ли они с ним «пройти по ставкам» — то есть обойти конкурентов в борьбе за определенный вид грузоперевозки.

2. Подход «от платежеспособности», или ориентация на конкретного клиента и на конкретную ситуацию на рынке. Основной принцип расчета стоимости услуг в таком случае — определение максимально возможного уровня платежеспособности заказчика и назначение той цены, которую он в состоянии выдержать (или той цены, «которую в состоянии выдержать рынок»).

В идеале, такой подход способен приносить транспортной компании максимальную прибыль, однако постоянно применять его на практике крайне затруднительно и ресурсозатратно: необходимо анализировать не ситуацию на рынке вообще, а положение каждого конкретного клиента. Кроме того, увлекшись, можно вообще растерять клиентов.

Поэтому обычно такой вариант используется разово: когда появляется выгодный платежеспособный заказчик, оказавшийся в таких условиях, что «за ценой не постоит», или открывается новая ниша для грузоперевозок, пока еще не освоенная конкурентами.

Впрочем, индивидуальная ориентация на конкретного заказчика предполагает и обратный подход — систему скидок и преференций, которая должна «отбить» выгодного клиента, осуществляющего регулярные крупные грузоперевозки, у конкурентов и привлечь его к постоянному сотрудничеству.

3. Расчет стоимости с учетом желаемого уровня прибыли.

В этом случае перевозчик устанавливает такие тарифы на свои услуги, которые за определенный промежуток времени должны обеспечить ему именно тот доход, который он хочет получить.

При этом для расчета необходимо сопоставлять возможные полные издержки и возможный суммарный доход при различных значениях цены и объема предоставляемых услуг, что достаточно сложно.

Поэтому чаще всего такой вариант применяется тогда, когда транспортная компания только выходит на рынок, осваивает его новый сектор или новый вид грузоперевозок.

4. Подход «себестоимость + прибыль». В принципе, является довольно распространенным и самым справедливым, так как цена берется не «с потолка», а учитываются непосредственные издержки на осуществление грузоперевозки.

Читайте также:  Охрана труда

В теории такой способ формирования тарифной политики не предполагает изучение спроса и средней цены на рынке, однако на практике транспортным компаниям все равно приходится ориентироваться на сложившуюся ситуацию в сфере грузоперевозок и корректировать в зависимости от нее стоимость своих услуг.

Как рассчитывается себестоимость грузоперевозки?

Первым делом необходимо учесть все непосредственные расходы, в которые «выливается» организация и осуществление грузоперевозки. 

В их число входят затраты на:

  • топливо: определяются исходя из линейных норм расхода на 100 километров пробега, утвержденных для определенной марки грузового автомобиля; для груженых автомобилей норма расхода увеличивается и при расчете принимается во внимание не только километраж пробега, но и объем выполненной транспортной работы (масса груза, умноженная на длину пути);
  • смазочные и иные эксплуатационные материалы: сумма издержек зависит от количества израсходованного топлива и вычисляется в соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»;
  • ремонт и замену автомобильных шин: определяются исходя из стоимости шин, количества колес, пробега автомобиля по нормам износа, утвержденным Правилами эксплуатации автомобильных шин (эти нормы могут устанавливаться каждым предприятием отдельно);
  • ремонт и техническое обслуживание подвижного состава: высчитываются в соответствии с Нормами расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей;
  • амортизацию основных средств: определяются исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы; зная амортизируемую (фактическую) стоимость и срок службы транспортного средства, можно вычислить сумму годовой амортизации, из нее — сумму амортизации за один рабочий день, а затем — за один рейс;
  • заработную плату: сюда входит заработная плата водителей, специалистов и служащих, руководителей, а также ремонтных и вспомогательных рабочих; определяется в соответствии с тарифной сеткой, положениями об оплате труда, структурой и штатным расписанием.

Кроме того, в себестоимость грузоперевозки включаются налоги и платежи (например, по лизингу), отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды, накладные расходы, командировочные водителям, оплата стоянок, дорожные сборы и т.п.

Добавляем к полученной сумме процент желаемой прибыли — и получаем стоимость конкретной грузоперевозки. Правда, на практике эту стоимость обычно умножают на два: принимают во внимание холостое возвращение автомобиля из пункта разгрузки в «родные пенаты» — в парк или на стоянку.

Впрочем, обычно рассчитывают не конкретную, а приблизительную стоимость гипотетической грузоперевозки, учитывая возможные затраты, направление доставки, вес груза и т.д., а затем на ее основе определяют тариф.

Различают несколько видов тарифов:

  • за километр;
  • за тонно-километр;
  • за тонну;
  • за один рейс (ездку);
  • за час работы;
  • за автомобиле-день (смену).

На то, какой именно тариф будет выбран при расчете стоимости грузоперевозки, влияет специфика оказываемых транспортных услуг.

Так, при доставке сборных грузов за основу берется тариф за тонну/килограмм.

Если оценить объемы грузоперевозок сложно и процесс транспортировки предполагает несколько «ходок», лучше использовать повременные расчеты (за один день или за час работы).

При перегоне транспортных средств и спецтехники предпочтительнее брать за основу километр пути. А тариф за тонно-километр хорошо подходит при осуществлении автомобильной грузоперевозки на большие расстояния.

Особенности расчета стоимости комплектной грузоперевозки

Хотя при организации комплектной грузоперевозки транспортные компании, в первую очередь, учитывают расстояние, которое предстоит пройти автомобилю: выставляют тариф за километр или, что касается наиболее популярных направлений (доставки груза в крупные российские города), указывают уже полную стоимость пути, — вес перевозимого груза все равно не остается без внимания.

Ведь изначально цена за километр рассчитывается отдельно для каждого вида автомобиля: для 3,5-тонника это одна сумма, для 20-тонной фуры — раза в два больше.

Кроме того, учитывается класс груза — то, насколько при его перевозке используется грузоподъемность транспортного средства.

Выделяют четыре класса, каждому из которых соответствует свой средний коэффициент использования грузоподъемности автомобиля, корректирующий конечную стоимость перевозки.

Точно так же на стоимость влияет тип кузова транспортного средства (например, рефрижератор обойдется дороже тента) и регион доставки: разные районы России имеют разные климатические, рельефные и т.п. условия, которые предполагает свои особенности транспортировки и влияют на сумму издержек.

Особенности расчета стоимости сборной грузоперевозки

В отличие от комплектной, в этом случае основное внимание уделяется массе перевозимого груза. Однако это не значит, что расчет стоимости перевозки проводится именно по фактическому количеству содержащихся в нем килограммов. Очень даже вероятно, что расчетный вес будет превышать настоящий: все зависит от объема груза и того, сколько мест он занимает в кузове.

Выделяют несколько методов определения стоимости перевозки сборного груза.

По плотности груза. Плотность груза — это отношение его массы к объему. Считается, что 1 м3 вмещает в себя 250 кг.

Следовательно, если плотность груза больше 250, то груз тяжелый и расчет проводится по его массе (фактический вес совпадает с расчетным).

Если же плотность меньше 250, груз относится к объемному, а потому именно по объему будет рассчитываться стоимость перевозки. Чтобы получить значение объемного (в данном случае — расчетного) веса, необходимо объем груза умножить на 250.

По погрузочным метрам (ldm). Погрузочный метр — это гипотетический прямоугольник со сторонами 1 м и 2,4 м (по ширине кузова обычной фуры) и площадью, соответственно, 2,4 м2.

Чтобы узнать, сколько погрузочных метров занимает груз, необходимо значение его длины умножить на значение ширины (то бишь вычислить его площадь), а затем полученное произведение разделить на площадь погрузочного метра (2,4 м2).

После чего определяют расчетный вес груза: количество содержащихся в нем погрузочных метров умножают на 1 544. Откуда взялось 1 544? Полезный вес загруженного грузовика, 21 000 кг, разделили на длину погрузочного пространства, 13,6 м, и получили значение веса, приходящегося на один погрузочный метр.

Для примера обычно приводят расчет оплачиваемого веса для европаллеты (размер 1,2 м х 0,8 м). Делим значение ее площади (1,2 х 0,8 = 0,96) на площадь погрузочного метра (2,4) и получаем площадь европаллеты в погрузочных метрах — 0,4 ldm. Затем, умножив 0,4 ldm на 1 544, — оплачиваемый вес, равный 617 кг.

Однако расчет стоимости грузоперевозки всегда проводится по большему значению, поэтому если фактический вес груза превышает оплачиваемый, то при вычислениях учитывается именно он.

Когда чаще всего используется расчет в погрузочных метрах?

Когда в составе «сборки» необходимо перевезти длинные грузы, грузы, которые занимают в кузове нестандартное место, грузы, которые нельзя штабелировать (то есть ставить на них другой груз), тогда в первую очередь учитывается не их масса или объем, а то, сколько погрузочных метров они в себя вмещают.

По паллетам. Используется, конечно же, тогда, когда перевозится груз, упакованный на паллеты. Так, в стандартную фуру становится 33 европаллеты, отсюда легко узнать, сколько стоит одно грузовое место.

Что еще, помимо веса груза и расстояния транспортировки, учитывается при расчете стоимости грузоперевозки?

В первую очередь — вид груза: перевозка грузов, которые требуют особых условий доставки (опасные, крупногабаритные и тяжеловесные, скоропортящиеся), обойдется дороже.

Физико-химические характеристики груза: он может не относиться к опасным, иметь стандартные габариты, не требовать поддержания определенной температуры и т.п., но быть, например, хрупким. Чтобы его в целости и сохранности доставить в пункт назначения, водителю необходимо быть куда как осторожнее и осмотрительнее, а это, естественно, имеет свою цену.

Стоимость груза: чем дороже груз, тем большей опасности подвергается водитель (в России, к сожалению, не редки кражи груза), тем осмотрительнее и аккуратнее он должен быть и тем большую сумму перевозчик обязан будет выплатить клиенту в случае утери или повреждения груза. А значит, потраченные нервные клетки тоже необходимо монетизировать.

Срочность доставки: если организовать и осуществить грузоперевозку необходимо в считанные дни, перевозчик обязательно учтет этот факт при расчете конечной стоимости.

Простой автомобиля под погрузкой/разгрузкой: сумма определяется в соответствии с почасовым тарифом — в зависимости от того, сколько времени ушло на загрузку/разгрузку машины.

Дополнительные работы и услуги: к ним относятся погрузочно-разгрузочные работы, если они выполняются либо водителем, либо персоналом транспортной компании, упаковка груза, подготовка и оформление сопроводительных документов.

Платежи и сборы: плата за проезд по автомобильным дорогам (система «Платон»), получение сезонных разрешений (во время «весенней просушки» дорог) или разрешений на въезд в город (Москва, Санкт-Петербург) и т.п.

https://www.lobanov-logist.ru/library/352/64079/

https://ekspertov.ru/

Ссылка на основную публикацию