СНиП — строительные нормы и правила — это набор нормативных актов, касающихся строительства, зданий, коммуникаций, водного транспорта, дорог и мостов. Эти акты являются своего рода руководством для строительных организаций, они подробно описывают требования к строительным расчетам и работам.
Зачем нужны нормы и правила
СНиП нужны, чтобы обеспечить безопасность людей и окружающей среды. Для этого в них прописаны все требования к строительству объектов и к их итоговому состоянию. На основании этих нормативных актов осуществляются все формы строительных работ.
Структура СНиП
СНиП включает в себя 5 разделов, содержание которых регулирует разные сферы:
- Правила по организации и управлению работ. Здесь даны положения, касающиеся экономического фактора. Перечислены требования, относящиеся к главному инженеру, архитектору. Прописано, кто будет ответственен за ход строительных работ.
- Нормы проектирования. Раздел касается требований к безопасности и к различным формам конструкций (бетонные, металлические), кровлям, гидротехническим конструкциям.
- Порядок организации. Касается организации хода работ и особенностей приемки строительного объекта.
- Сметные нормы. Указываются существенные нормы.
- Прочая информация. Здесь содержатся данные, на основании которых определяется количество материалов для строительства объекта. Приведены нормы затрат рабочей силы и расхода инструмента.
Разновидности СНиП
Закон предусматривает следующие виды технических норм:
- Технические регламенты. Подготавливаются и принимаются в виде закона РФ, указа Президента РФ, постановления Правительства РФ или федерального органа исполнительной власти в сфере технического регулирования.
- Стандарты и своды правил. Большинство из них носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе. К таким документам относят и ГОСТ.
Какие СНиП обязательны и где они указаны
Любые работы мастера в обязательном порядке попадают под действие технических норм и стандартов, если его деятельность затрагивает безопасность зданий и сооружений. Тогда применяются все технические регламенты, некоторые стандарты и своды правил.
В частности, есть часть 4 статьи 6 ФЗ №384 «Технический регламент» от 30 декабря 2009 года. Кроме самого регламента, в ней указано, что принятые СНиП обязательны для исполнения, если они входят в Перечень. Этот Перечень утвержден Постановлением Правительства №1521 и насчитывает 76 пунктов: от надежности строительных конструкций и оснований до их антитеррористической защищенности.
В остальных случаях стороны вправе применять СНиП только на добровольной основе. Это может быть закреплено соответствующей оговоркой. Например, «Качество работ по настоящему договору определяется в соответствии с ГОСТ Р 52059-2003».
Ростехрегулирование публикует и Перечень сводов правил и стандартов для соблюдения технического регламента на добровольной основе. Действующий Приказ от 17 апреля 2019 года №831 содержит 485 ГОСТ-ов и сводов правил: от систем различной проектной документации и строительства в сейсмических районах до методов определения параметров грунта и правил проектирования зданий различных назначений.
Но несмотря на многообразие законов, касающихся СНиП, их статус все равно остается неоднозначным. Иногда бывает сложно понять, какой стандарт нужно исполнять обязательно.
Преимущества применения СНиП
Обязательность применения строительных правил зависит от того, входит ли конкретный СНиП в Перечень обязательных стандартов. Но применять их все-таки рекомендуется. Использование СНиП позволяет сделать постройку надежной, прочной и долговечной, а клиента довольным.
Применение норм поможет предотвратить такие недочеты:
- Неудобство при эксплуатации конструкций.
- Риск падения людей.
- Появление неисправностей в области отопительных и водопроводных систем.
- Образование трещин в стенах.
- Повышение пожароопасности.
- Обрушение потолка, крыши и прочих конструкций.
Значения, приведенные в СНиП — это усредненные показатели. Они сформированы путем сложных и длительных вычислений со множеством переменных. В таких расчетах используются большие объемы статистических данных и огромный опыт строительства.
По итогам устанавливается наилучшее расположение стен, оптимальное расстояние между окнами, безопасная высота ступеней. Также строительные нормы могут определять оптимальную плотность бетона.
Если строители будут опираться на СНиП, качество работ можно будет предсказать.
Не забывайте, что для капитального строительства нужно не только соблюдать обязательные нормы, но и получить разрешение. Где Материал рассказал, кому нужна лицензия на строительно-монтажные работы и как ее получить.
Стандартизация и классификация строительных материалов
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
Строительные материалы и изделия — природные и искусственные материалы и изделия, используемые для строительства и ремонта зданий и сооружений.
По назначению
- общего — цемент, бетон;
- специального — гидроизоляционные и звукоизоляционные.
По степени готовности
- материалы — песок, гравий;
- изделия — фундаментные блоки, плиты перекрытия.
По внешнему виду
- стекло;
- бетон;
- древесина.
По способу получения
- природные;
- искусственные.
Качество строительных материалов
Качество — совокупность свойств материалов и изделий, определяющих их пригодность для использования по назначению.
Различают три вида контроля качества:
- Входной контроль — проверка качества поступающих исходных материалов из которых будут выполнены строительные материалы и/или изделия.
- Технологический контроль (пооперационный) — проверка соответствия установленным требованиям температуры, влажности и других условий приготовления материалов и изделий.
- Приемочный — проверка соответствия конечного продукта установленным требованиям СНиП и ГОСТ.
Понятие о стандартизации
Стандарт — нормативно-технологический документ, устанавливающий комплекс норм, требований и правил и утвержденный компетентными документами.
Стандарт — это документ, обозначающий регламентом главные свойства разнообразных видов продукции или процессов производства, ее транспортировки, продажи, хранение или утилизацию.
Стандарт обозначается для множественного использования и определяет различные требования в применении символики, вида упаковки. Под стандартом понимают образец, или эталон; он принимается как исходное для сравнения с ним каких-то других похожих объектов.
В России стандарты находятся в ведении таких органов стандартизации, как Росстандарта, а также Росстроя.
Категории стандартов: ГОСТ, СТБ, ОСТ, СТП.
Виды стандартов
- международный (ИСО);
- межрегиональный;
- национальный (ГОСТ);
- отраслевые (ОСТы);
- предприятий (СТП) и т.д.
В стандартах приводятся сведения о сортности материала, области применения, условий хранения и транспортировки.
Также стандарты могут разделяться по темам (к примеру, стандарт по экологии, образованию и пр.)
Ту (технические условия)
Регламентируют качество продукции.
В СНиПах содержатся номенклатура материалов, требования по качеству, условия применения и др.
Стандартизация — сумма всевозможных мероприятий, чья конечная цель — это применение стандартов, что обращает внимание на определение свойств, норм и правил для производства товаров или объектов производства, подходящих к нормам по безопасности, также услуг, работ, экономии различных видов ресурсов. Главнейшая задача стандартизации — это достижение необходимой степени соответствия порядку в различных областях для общедоступного и множественного применения.
Цели стандартизации
- организация и оказание помощи в использовании технических регламентов, непохожих видов работ по унификации;
- создание классификаторов и каталогов разнообразного вида информации, а также работ и их качества;
- обеспечение необходимого качества продукции для увеличения ее конкурентной способности;
- повышение уровня безопасности жизни людей, равно как и животных и растений, различного вида имущества;
Производство работ и проектирование в области строительства определяются СНиПом — Строительными Нормами и Правилами. Требования по разным свойствам материалов выражаются как их марки.
Марка — это средняя величина по испытаниям трех и большего количества образцов.
Есть марки по огнеупорности, прочности, также плотности и морозостойкости, однако этот показатель достаточно условен, так как устанавливается по наиболее главным характеристикам эксплуатации, не учитывая нюансы.
Также часто стали использовать класс — это характеристика определенного свойства различных материалов, выраженная в числах, которые учитывают разброс по значениям этого свойства.
Все поступающие материалы для строительной области первоначально подвергаются проверкам в лабораториях для определения степени их соответствия различным стандартам, предъявляемым к продукции.
Комплексное применение разных правил для установления определенных размеров изделий, контролирующих их взаимную заменяемость, а также оборудования, различных элементов сооружений на базе модуля (100 мм или 1М) — определяет Модульная координация размеров в строительстве.
Модули укрупненные либо дробные получают умножением модуля на целые или дробные коэффициенты соответственно.
Дата публикации статьи: 25 мая 2015 в 11:02
Последнее обновление: 28 марта 2021 в 14:13
Типа такого: в России хотят ввести ГОСТ для частных домов
В России хотят ввести ГОСТ для строительства частных домов и территорий малоэтажных поселков. Это следует из проекта резолюции совещания Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) при участии представителей Минстроя и Минпромторга (есть у «Известий»). Документ направят в правительство РФ.
Мера поможет в развитии ипотеки на такие дома, пояснили эксперты. Без системного подхода цены на загородное жилье растут, а ГОСТ поможет стабилизировать ситуацию, говорят специалисты.
В Росстандарте сообщили, что работа над правилами относительно строительства частных домов уже идет и ориентировочная дата утверждения документов — III квартал 2023 года.
По правилам
В России предлагают разработать и ввести ГОСТ проектирования индивидуального жилья и общественных территорий малоэтажных поселков. Это следует из проекта резолюции совещания Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) при участии представителей Минстроя и Минпромторга (есть у «Известий»). Документ направят в правительство РФ.
Также в проекте есть предложение использовать инфраструктурные облигации на строительство таких комплексов девелоперами и другие меры поддержки. Инфраструктурными называются облигации, которые выпускают бизнес или госструктуры для строительства инфраструктурного объекта, например дороги или вокзала.
Как правило, этот способ позволяет финансировать работы на льготных условиях.
В пресс-службе кабмина перенаправили вопросы «Известий» в Минстрой. Редакция направила запрос в это ведомство.
Как сообщили «Известиям» в Росстандарте, Минстрой совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает ГОСТ «Индустриальное малоэтажное строительство. Термины и определения».
Документ должен закрепить понятия «домокомплект», «индустриальное ИЖС», «степень заводской готовности домокомплекта» (домокомплект представляет собой набор строительных материалов, из которых, подобно конструктору, можно собрать дом согласно прилагающейся проектной документации).
Также в ведомстве сообщили о разработке ГОСТа, где стандартизированы подходы к реестру стройматериалов и технологиям их производства. Ориентировочная дата утверждения стандартов — III квартал 2023 года, добавили там.
- Росстандарт готов рассмотреть дополнительные предложения по разработке стандартов в сфере ИЖС, отметили в агентстве.
- В Минпромторге сказали «Известиям», что введение ГОСТа позволит упростить экспертизу строящихся и построенных домов, а, следовательно, снизить банковские риски, что приведет к появлению более привлекательных кредитных продуктов.
- В Госдуме поддержали инициативу.
— Необходимо, чтобы в стране было качественное жилье и был определенный стандарт, благодаря которому люди будут понимать, что именно они приобретают. Это будет понятный продукт и ликвидный предмет залога для банков, что, безусловно, поможет привлечь ипотечное кредитование, — сказал член комитета ГД по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Это шаг навстречу банкам, согласен председатель комиссии по индивидуальному жилищному строительству (ИЖС) общественного совета при Минстрое Олег Бетин. Стандарт приблизит частные дома к многоквартирным — банкам будет гораздо удобнее кредитовать в том числе ИЖС по одной и той же методике, не меняя алгоритма, добавил эксперт.
В ГОСТ должны войти правила проектирования, материалы, вопросы пожарной безопасности и стандарты инженерных систем, полагает он. Стоит и прописать критерии, которые в первую очередь определяют качество возводимых домов — самой конструкции зданий, подчеркнул Александр Якубовский.
По мнению владельца строительной компании «Дом Лазовского» Максима Лазовского, в ГОСТ должны войти требования к проектной документации и их четкая систематизация, регламент взаимоотношения подрядчика и заказчика. Сейчас всё это регулируется в большей степени только Гражданским кодексом РФ, поэтому нет четкой системы, пояснил он.
Также следует прописать типовые проекты домов и перечень допустимых изменений в них, отметил он. Например, выбрать другой цвет или тип кровли можно, но изменить конструктив — нет.
При этом стандарты должны быть созданы для разных регионов с учетом географических поясов, считает Максим Лазовский.
Условно, стандарт ИЖС для дальневосточного Якутска не может быть тем же, что и для Сочи в субтропиках, добавил девелопер.
Высокий спрос
Спрос на загородные дома растет с начала пандемии COVID-19, напомнил руководитель центра загородной недвижимости федеральной компании «Этажи» Антон Сауков. Теперь он еще больше набирает обороты, поскольку многие россияне стали инвестировать свои сбережения в недвижимость. По сравнению с прошлым годом интерес к таким объектам в России вырос на 33%, добавил эксперт.
— При этом рынок малоэтажного жилья в стране практически не развит и не организован. Кроме того, этот сегмент слабо защищен в плане появления долгостроев и недостроев, обмана покупателей и прочего, — подчеркнул директор департамента проектного консалтинга Est-a-Tet Роман Родионцев.
По его мнению, разработка ГОСТов на ИЖС может помочь взять этот сегмент под контроль.
Вместе со стандартом, вероятно, появятся механизмы проектного финансирования застройщиков, новых программ ипотеки на них, в том числе субсидированной, и это будет способствовать развитию рынка, считает эксперт. Также в оборот будет вовлечен существенный объем земельных активов, которые сейчас никак не осваиваются, уверен он.
Сегодня градостроительное проектирование никак не учитывает особенности создания малоэтажных комплексов, отметил председатель комитета Российского союза строителей (РСС) по малоэтажному строительству, управляющий партнер ГК «Омакульма» Константин Пороцкий.
— Нет требований к общественным зонам, сетям, дорогам, к архитектурному облику, общему долевому имуществу. И без этих нормативов проектирования просто невозможно создавать комфортное качественное жилье, — сказал он.
Стоит разработать реестр типовых проектов, сегодня власти уже работают над этим, сказал Константин Пороцкий.
Однако заставить соблюдать требования стандартов всех граждан невозможно — вероятно, некоторые захотят построить дом самостоятельно и иначе, подчеркнул девелопер.
Поэтому нужно уточнить требования к ГОСТу по разработке проектной документации для индивидуального жилого дома. Требования можно и упростить, но они обязательно должны быть, уверен он.
Также на рынке не хватает крупных игроков, при этом большинство ипотечных программ направлено как раз на покупку домов от юрлиц или строительство дома с привлечением подрядной организации, отметил Антон Сауков. Ограниченность предложения ведет к низкой конкуренции и росту цен — только за последний год средняя стоимость загородных домов по стране выросла на 23%, сказал эксперт.
Единые правила помогут в выдаче проектного финансирования для девелоперов, что сможет привлечь на рынок новых игроков, заключил Константин Пороцкий.
Нормативная документация в строительстве: реестр, перечень
Нормативная документация в строительстве — комплекс взаимосвязанных между собой норм, регламентов, стандартов и правил, которые действуют в строительной отрасли. Задача по утверждению таких документов возлагается на руководящие и исполнительные органы страны. Цель нормативной документации заключается в оказании помощи строительным компаниям в процессе возведения (реконструкции) объектов.
Действующая информационная система регулярно дополняется информацией. В ней собраны актуальные данные, без которых не получится реализовать ни один из этапов строительства или изготовления строительного оборудования. Задача документов заключается в защите потребителей — общества, компаний или государства в целом.
Действующие документы, правила и нормы в строительстве, которые регулируют вопросы безопасности объектов (сооружений и зданий), объединены в реестр.
Появился механизм, позволяющий согласовать и упорядочить используемые в процессе возведения объектов документы.
Одновременно с этим увеличивается уровень безопасности сооружений и зданий с учетом требований технических регламентов.
Ниже рассмотрим, какие документы входят в перечень строительной документации, за что отвечают такие бумаги, какие функции несут, и на какие стандарты ориентируются.
Список нормативной документации в строительстве
Если исходить из СНиП РФ от 10.01.1994 года, нормативные документы в строительстве условно делятся на три группы.
Государственные
В эту категорию входят следующие документы:
- СНиП — один из наиболее старых стандартизированных документов, который утвержден Госстроем еще в период СССР и применяется сегодня. Более того, именно эта нормативная документация используется при организации строительства, считается базой строительных правил и норм. СНиП отличается весьма жесткими требованиями, но не ограничивает свободу архитектурных или инженерных работ.
В состав нормативных документов входят:
- Общие положения СНиП. В них указываются задачи и цели, которые преследовались при создании документации, правовые и технические нормы. Здесь же прописываются обязательства и права ответственных лиц.
- Нормы проектирования — главная составляющая СНиП. В ней определяются федеральные правила и стандарты, действующие в строительном секторе. При разработке упомянутых норм берутся во внимание особенности конкретного региона.
- Правила, характерные для вопросов приемки и сдачи работ, а также для выполнения производственного процесса.
- Нормы дополнительных трат на работы по строительству. Они зависят от сезона и касаются всех типов объектов (постоянных и временных).
Одной из функций СНиП также является установка строительных стандартов, которые устойчивы к землетрясению зданий.
- ГОСТ Р — государственные стандарты, которые действуют в строительном секторе. Здесь указываются положения, имеющие различный характер (рекомендательный и обязательный). Действующие правила устанавливают конкретные характеристики и параметры для строительных объектов или продукции, менять которые запрещено.
- СП — набор правил, которые действуют при составлении проектной документации и строительстве. Особенность документации в том, что она дает рекомендации и не обязательна к применению. В состав СП входят таблицы, справочные данные, расчеты и прочая информация, которая ранее включалась в СНиП и была обязательной.
- РДС. В эту категорию входят руководящие документы системы, а именно информация о правилах оформления, утверждения и дальнейшего применения нормативных документов.
Субъектов федерации
На нижнем уровне применяется СНиП государственных субъектов. К этой категории относятся территориальные (местные) строительные нормы, которые характерны для определенного региона. Они обязательны к применению исключительно для регионов, которые утвердили и применяют нормативную документацию.
Производственно-отраслевые документы
Сюда входят производственные стандарты, в состав которых включены положения в отношении организации и технологии процесса. Он должны выполняться конкретной организацией или компанией.
Кроме того, в перечень нормативной документации входит:
- Группа стандартов (о них пойдет речь в последнем разделе статьи).
- Технические условия (ТУ) на изделия, стройматериалы, конструкции и прочую продукцию, которую выпускают промышленные компании.
В нормативную документацию включены положения, определяющие нюансы эксплуатации построенных объектов, в том числе применяемых материалов и определенных конструкций. Иными словами, такие документы устанавливают эксплуатационные характеристики, которые должны быть соблюдены в процессе разработки проекта и возведении сооружения.
За что отвечает нормативная документация в строительстве?
Система нормативной документации отвечает за соблюдение правил и норм в строительстве, защиту прав и интересов потребителей продукции строительного сектора, государства и общества. Она устанавливает:
- Типы нормативной документации.
- Требования к ее наполнению.
- Опции нормирования в строительном секторе.
- Порядок внесения изменений, ответственность за создание и следование требованиям.
Функции
Нормативная документация в строительном секторе выполняет следующие функции:
- Создание безопасных условий для жизни и работы в создаваемых строительных объектах.
- Обеспечение высокого качества продукции в строительном секторе, снижение ее стоимости.
- Защита людей и строительных объектов от появления чрезвычайных ситуаций.
- Повышение ликвидности капиталовложений (инвестиций) в строительный сектор.
- Правильное применение трудовых и денежных ресурсов.
- Выполнение действующих требований в сфере экологии, обеспечение долговечности и надежности возведенных строительных конструкций.
- Обеспечение единой технической политики в сфере капстроительства.
- Оптимизация процесса создания проектов и продукции в строительном секторе.
- Создание общей технической политики в секторе капстроительства.
- Внедрение новых технологий в строительный сектор, применение опыта других стран при создании строительной продукции.
- Усовершенствование сотрудничества между различными странами.
- Совмещение различных видов норм (строительных и технологических) для определенных сфер нормирования.
Виды требований
Ключевой момент — выполнение в строительном секторе различных видов требований:
- Планирования и постройки объектов (сооружений, зданий), а также инженерного оборудования и различных конструкций.
- Организационно-методических. Целью выполнения таких требований является обеспечение необходимого качества строительной продукции.
- Общие технические — требования, которые входят в категорию строительных и проектных процессов, в том числе инженерных изысканий.
В нормативных актах, которые применяются в строительном секторе, не включены требования в отношении технических процессов возведения объектов.
Также в них отсутствуют положения, составление которых относится к полномочиям исполнительных структур иных отраслей.
В различных случаях строительная документация может содержать ссылки на определенные требования в санитарной или экологической сфере.
Стандарты
Составляющей нормативной документации являются стандарты. В эту категорию входят следующие документы:
- ГОСТ Р (национальные стандарты).
- Стандарты, которые утверждаются национальным органом РФ по стандартизации. В эти документы включаются характеристики строительных продуктов, характеристики, правила выполнения, особенности процессов проектирования, монтажа, наладки, хранения и прочие нюансы.
- Межгосударственные стандарты, которые вводятся в действие и работают на территории РФ.
- Отраслевые стандарты, которые действуют применительно к конкретным секторам строительной сферы.
- Стандарты организаций (СТО) и предприятий (СТП). Эту документацию принимают общественные объединения и компании в отношении технологии и организации производственного сектора, а также обеспечения качества строительной продукции.
Другими словами, стандарты делятся на несколько категорий:
- Государственного значения.
- Утвержденные органами зарубежных стран и действующие на территории РФ.
- Документы, признанные региональными организациями.
- Местные стандарты (для предприятий, компаний).
Главным назначением стандартов является обозначение концепции, структуры и принципов системы, а также требований, которые предъявляются к оформлению и структурированию. От их выполнения зависит утверждение и применение строительных документов.
Одним из главных международных стандартов считается ISO, который разработан Международной организацией по стандартизации. В структуре органа работают различные комитеты, занимающиеся разработкой норм для тех или иных отраслей. В состав упомянутых комитетов входят подкомитеты. Россия вошла в совет ISO в 2005 году.
Сфера ISO касается всех областей, кроме электроники и электротехники. Последние сектора относятся к МЭК (международной электротехнической комиссии). Некоторые виды работ выполняются совместно.
В задачи ИСО входит не только стандартизация, но и решение вопросов сертификации. Официальные языки — французский, английский и русский.
Сегодня в состав организации входит 163 страны, имеющие национальные организации по стандартизации.
На территории России с 2004 по 2010 года действовало Ростехрегулирование — федеральное агентство, занимающееся вопросами метрологии и регулирования. С 2010 года оно преобразовалось в Росстандарт. Это государственный орган, которые оказывает услуги в секторе метрологии и технического регулирования. Он находится под управлением. Минпромторга РФ.
ISO для строительства: какой стандарт вы еще не пробовали?
Когда речь заходит о стандартах ISO (Международной организации по стандартизации), у большинства представителей отечественной строительной отрасли первым стандартом, который приходит в голову, будет ISO 9001. Ведь сертификат ISO 9001 является условием членства в СРО. Однако спектр стандартов ISO, применимых в строительстве, существенно шире.
Исчерпывающий список стандартов ISO, полезных в строительстве, можно найти в открытом классификаторе стандартов Международной организации по стандартизации — ICS.
Из более чем 23’000 документов, выпущенных ISO:
- Более 1100 посвящены строительству, зданиям и сооружениям.
- Более 100 по тематике связаны с сырьем, которое используется в отрасли: лесоматериалами, бетоном, цементом, стеклом. Одни стандарты освещают свойства самих материалов, в других можно найти общепринятую терминологию, критерии безопасности, а также процедуры испытаний.
- 500 документов затрагивают всевозможные строительные изделия: двери, окна, древесные плиты, покрытия для пола, керамическую плитку, пластиковые трубы и фитинги. Среди этой группы строительных стандартов ISO есть документы, устанавливающие правильные размеры товаров, качественные характеристики, методы испытаний и оценки, способность выдерживать механические и химические воздействия.
От лифтов до эскалаторов и жизненного цикла услуг
Выделим несколько крупных тем, связанных со строительством, и назовем некоторые интересные, на наш взгляд, документы, которые могут быть интересны участникам строительной индустрии:
- энергоэффективность: ISO 52000 «Энергоэффективность зданий. Комплексная оценка. Часть 1. Общая структура и методики» и ISO 21930, включающий методики и критерии определения углеродных выбросов;
- пожарная безопасность и пожаротушение: ISO 7240 «Системы обнаружения огня и системы тревожной сигнализации». В этом документе можно найти не только требования к системам обнаружения возгорания и предупреждающим системам, но и методики тестирования подобных систем;
- информационный менеджмент в строительстве: наиболее важными стандартами ISO в данной области являются ISO 16757-1 и ISO/TS 12911 по BIM;
- лифты и эскалаторы: здесь ключевым является стандарт ISO/TS 18870 «Лифты (подъемники). Требования к лифтам, использующиеся для оценки оборудования с точки зрения эвакуации из зданий»;
- планирования жизненного цикла услуг, проектирования; сроки эксплуатации: наиболее значимый документ ISO по срокам эксплуатации зданий — ISO 15686-5 «Здания и сооружения. Планирование срока службы. Часть 5. Оценка стоимости жизненного цикла»;
- строительство и поддержка дорог: ISO 22242 описывает комплекс техники и оборудования, необходимых для строительства и поддержания в рабочем состоянии высокоскоростных и обычных дорог;
- подготовка архитектурно-строительных чертежей: предоставляет полезные требования к единицам измерения, размерам, допускам в строительстве;
- менеджмент в строительной отрасли: хорошо известная тройка стандартов ISO: ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению», ISO 45001 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению» применимы и в строительстве.
Не обязательно, значит, не нужно?
Как правило, стандарты ISO являются добровольными к применению. Зачем же их тогда применять?
Цель стандартов ISO — обобщить опыт самых разных компаний, из разных стран, и сжато представить лучшие практики, которыми может воспользоваться любая организация, стремящаяся к развитию и повышению эффективности.
Британские аналитики провели масштабное исследование, охватывающее период с 1921 по 2013 годы, с целью подсчитать финансовую отдачу от применения стандартов и пришли к такому любопытному выводу: стандарты обеспечивали 37,4% годового роста производительности, что в 2013 году принесло дополнительно 8,2 млрд фунтов стерлингов ВВП. При этом строительная отрасль — четвертая по величине в экономике страны, а стандарты ISO внедрены у подавляющего большинства участников рынка.
Для тех компаний, которые ищут способы внутренней оптимизации и дополнительные источники конкурентоспособности, стандарты ISO могут сослужить хорошую службу. В наших следующих статьях мы более подробно осветим некоторые из вышеназванных стандартов.
ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ? ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ О РИСКАХ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И О ТОМ, КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ? ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ «СТРОЙКА ПОД КОНТРОЛЕМ».
О КОМПАНИИ SGS
Группа SGS является мировым лидером в области независимой экспертизы, контроля, испытаний и сертификации. Основанная в 1878 году, сегодня SGS признана эталоном качества и деловой этики. В состав SGS входят свыше 2 600 офисов и лабораторий по всему миру, в которых работает 89 000 сотрудников.
Российские строительные стандарты: прошлое, настоящее и будущее
Метрология и стандартизация развивались параллельно с научно-техническим прогрессом многие столетия. Но в современном мире, в зависимости от подхода, стандартизация может выступать в качестве драйвера или, наоборот, тормозить развитие экономики. Чтобы понять, какое влияние оказывает существующая система нормативной документации на строительную индустрию современной России, вспомним, как эволюционировала в нашей стране система стандартизации в последние сто лет.
Советская стандартизация
Различные источники расходятся во мнении, что считать первым стандартом в России – попытки пушкарей унифицировать характеристики своего товара в XIV веке или документы, определяющие размеры серий судов, выпущенные при Петре I.
Однако особую роль стандартизация начала играть с развитием промышленности, когда встал вопрос об унификации и взаимозаменяемости выпускаемой продукции. А вот событием, с которого началось формирование современной российской системы нормативов, стало принятие сразу после революции 1917 года декрета «О введении международной метрической системы мер и весов».
Это положило конец разночтениям в метриках, применяемых на территории страны, а значит, сделало возможным введение общих эталонов и требований.
За годы существования Советского Союза система стандартизации и принципы применения входящих в неё нормативных документов несколько раз претерпевали серьёзные изменения. Сразу после революции инициатива стандартизации имела общесоюзные масштабы, но на тот момент регламенты, спускаемые «сверху», плохо сочетались с практикой «на местах».
Позже, в 1930-х годах, процесс был децентрализован – инициатива по формированию нормативной базы была передана в самостоятельные наркоматы. Это позволило приблизить процесс создания стандартов к конечным предприятиям и организациям, что, безусловно, дало новый толчок развитию системы.
Однако децентрализованная модель имела собственные недостатки, в частности, отличалась плохой координацией действий между отдельными отраслями и направлениями. Поэтому с 1940 года процесс снова был централизован путём создания Всесоюзного комитета по стандартизации при Совете Народных Комиссаров СССР.
Кстати, именно на этом этапе появились хорошо знакомые нам государственные стандарты (ГОСТы). Тогда же была введена и ответственность за выпуск продукции, не соответствующей параметрам ГОСТ.
С 1954 года стандартизацией ведает Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который впоследствии эволюционировал в Госстандарт СССР (затем – Госстандарт РФ; сейчас – Агентство по техническому регулированию и метрологии).
Именно эта структура в 1955 году ввела в обиход СНиПы, впервые обеспечившие единый подход к проектированию и строительству на всей территории Советского Союза.
А в 1965 году в недрах Комитета была разработана Государственная система стандартизации, в определённой степени работающая до сих пор.
К 80-м годам прошлого века из недр этой системы вышло порядка 22 тыс. документов.
К строительной сфере, помимо ГОСТов и СНиПов, относились СП (своды правил по проектированию и строительству), РДС (руководящие документы в строительстве), ТСН (территориальные строительные нормы), СТП (стандарты предприятий строительного комплекса) и СТО (стандарты общественных объединений).
Во времена расцвета плановой экономики вся система стандартизации была своеобразным инструментом управления экономической деятельностью на уровне государства как единственного заказчика всех проектов. Стандарты были обязательны к применению, а их несоблюдение каралось по всей строгости закона.
Главным заинтересованным лицом в работе со стандартами такого рода было само государство, целиком и полностью финансировавшее процесс. И, как показало время, такой подход в строительстве был оправдан: даже в экстремальных условиях Крайнего Севера постройки советской эпохи эксплуатируются до сих пор.
Однако в 1990-х годах, с приходом в экономику рыночных отношений, столь жёсткое регулирование стало препятствовать внедрению и развитию новых технологий строительства.
От стандартов требовалось, чтобы они всегда шли на шаг впереди эволюционирующей отрасли, а вместо этого они сковывали строителей и производителей материалов «по рукам и ногам» чрезмерным нормированием и контролем.
Но главная проблема заключалась даже не в этом, а в постоянном устаревании нормативов.
Уже в 50-х годах прошлого века система стандартизации не успевала за развитием народного хозяйства. Слишком большой объём документации требовал регулярного пересмотра. Система, построенная вокруг общесоюзного центра (как бы он ни назывался), из-за своей бюрократизированности не справлялась с объёмами работы.
Потенциально проблему могла бы решить децентрализованная система, но все попытки организовать взаимодействие с предприятиями и комиссиями на местах упирались в плохую координацию их работы.
И, несмотря на то, что с 1960-х годов в разработке стандартов принимали участие не только отдельные профильные комитеты и производственные базы, но и целая сеть научно-исследовательских институтов и вузовских кафедр, отставание от требований времени уже тогда было «слабым звеном» системы государственных стандартов. Таким образом, к 1980-м годам большая часть разработанной документации, как и принципы её создания, требовали обновления.
Стандартизация в условиях рыночной экономики
Чтобы реформировать систему стандартизации в соответствии с требованиями времени, в 1990 году было принято постановление «О совершенствовании работ по стандартизации в СССР», согласно которому требования стандартов разделялись на обязательные и рекомендуемые.
А спустя три года был принят Федеральный закон «О стандартизации», конкретизировавший, какие именно нормы можно отдать «на откуп» бизнесу.
Строительной сферой, согласно новому закону, заведовал Госстрой РФ (Государственный комитет Российской Федерации по делам строительства и архитектуры).
Одновременно, с начала 1990-х годов, советская (а впоследствии и российская) система стандартизации начала свою интеграцию в мировую экономику.
На территории нашей страны разрешалось применение некоторых зарубежных стандартов, а собственные стандарты проходили проверку на совместимость с международными аналогами.
Кроме того, с формирования Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации началась работа по разработке общих стандартов с партнёрами из стран СНГ.
90-е годы прошлого века можно назвать переходными для системы стандартизации, которая трансформировалась из средства управления в плановой экономике в инструмент согласования интересов строителя, заказчика и государства в экономике рыночной.
Некоторые преобразования уже немного адаптировали систему к новым условиям, но произведённых изменений было явно недостаточно.
К примеру, процесс подтверждения соответствия стандарту оброс официальными и неофициальными платежами, усложнявшими жизнь бизнесу и плодившими фальсификации.
Стандартизация по международному образцу
В начале нового тысячелетия была проведена масштабная реформа системы стандартизации, необходимость которой определило новое положение страны на международном рынке, в частности, интеграция в систему международной торговли (вступление в ВТО) и развитие совместных проектов с зарубежными партнёрами. Вместо закона «О стандартизации» в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании».
Госстандарт был преобразован в Ростехрегулирование, но реформа не ограничилась административными преобразованиями.
Главной её задачей было привести внутрироссийскую систему стандартизации в соответствие с международной практикой, в частности, с требованиями ВТО.
Одним из серьёзных шагов на этом пути стал перевод оставшихся «обязательных» требований стандартов в разряд рекомендуемых, по европейскому образцу. Обязательными остались лишь технические регламенты, содержащие минимальный закрытый список требований.
Один из регламентов напрямую касается строительной сферы – «О безопасной эксплуатации зданий и сооружений». Стоит отметить, что именно в строительстве целый ряд стандартов и правил остался в числе обязательных, перекочевав в технический регламент из старых нормативных документов.
Кроме того, была несколько сокращена иерархия стандартов: поэтапно были упразднены существовавшие ранее отраслевые стандарты, введена практика декларирования (вместо сертификации) и т.п.
Строители и производители стройматериалов получили возможность в добровольном порядке использовать международные стандарты, если те не противоречат положениям технических регламентов.
Новый вариант системы стандартизации стоит рассматривать в основном как инструмент защиты прав потребителей. Соответствие стандарту не легализует продукт перед законом, а демонстрирует покупателю, что соблюдён определённый уровень качества. В ряде отраслей такой подход действительно работает.
Кроме того, для производителей соответствие стандарту – это способ конкурентной борьбы, в том числе с импортируемой продукцией. Это особенно ценно, поскольку сами производители получили право голоса при обсуждении стандартов.
Они же обеспечивают порядка 61% финансирования работ по созданию нормативных документов.
Но не во всех отраслях бизнесу дарована полная свобода. После длительных дебатов, для строительства в 2007 г. и 2011 г.
были приняты новая редакция закона о техническом регулировании и «Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 г.
», соответственно, вернувшие значимость ГОСТов и СНиПов и инициировавшие новый этап работы над ними.
Несмотря на то, что существующая система стандартизации гораздо лучше соответствует требованиям времени, нежели советский вариант, целого ряда важнейших документов рынку не хватает. А многие существующие стандарты не в полной мере приведены в соответствие с международной практикой. В современном мире значительно сократились сроки ввода в обиход новых решений взамен старых.
Появилось много технологий и материалов, не предусмотренных существующей нормативной документацией. Одно время шёл даже разговор о внедрении европейских строительных стандартов (еврокодов) в неизменном виде, чтобы быстро устранить это отставание. Но после детального изучения ситуации от такого шага отказались в пользу адаптации международных документов и развития собственных.
Таким образом, российским строителям и производителям материалов в вопросе развития нормативной документации не на кого рассчитывать, кроме как на самих себя. Однако пока ещё активность участников рынка у нас крайне низка, что затрудняет как разработку отдельных документов, так и планирование работ по стандартизации, поскольку неизвестен спрос на обновление.
Проблема актуализации нормативных документов существует во всех секторах экономики. Но специфичной для строительной отрасли является ещё и неопределённость направления реформ и противоречивость нормативной базы.
Одни законы отменяют стандарты и правила, другие вводят снова; одни декларируют необходимость зарубежных стандартов, другие запрещают их использовать без адаптации. Да и в самой отрасли нет единого мнения о том, в каком направлении должна развиваться стандартизация, кто в этом процессе должен играть ведущую роль: государство или сами строители.
С одной стороны, хочется, чтобы отрасль развивалась по рыночным законам, а с другой – от качества строительства порой зависят жизни людей, и государство за них в ответе.
Цель – золотая середина
Очевидно, что возвращение к зарегулированной советской системе строительной стандартизации уже невозможно. Однако определённый уровень контроля отрасли всё же необходим. Хороший пример того, как этот контроль можно обеспечить при помощи правильно составленных стандартов — рынок трёхслойных сэндвич-панелей (ТСП).
Широко применяться ТСП начали в конце прошлого века, но советская система стандартизации и доставшиеся в наследство от неё документы их никак не регламентировали. Это создавало сразу несколько проблем.
Во-первых, в строительных проектах, где главным условием было строгое соблюдение стандартов, ТСП использоваться не могли, что существенно ограничивало сферу применения нового перспективного материала.
Во-вторых, отсутствие стандартов превратило рынок ТСП в настоящий хаос.
Десятки производителей предлагали продукцию принципиально различного качества, руководствуясь каждый своим собственным подходом не только к производству, но и к методикам оценки параметров продукции.
Необходимость создания соответствующего стандарта обсуждалась на встречах ведущих российских производителей ТСП довольно длительное время.
Однако Министерство регионального развития не планировало создавать подобный документ, поэтому за дело взялись сами промышленники — инициативная группа, созданная усилиями специалистов Компании Металл Профиль. В качестве независимого разработчика стандарта был привлечён ЦНИИПСК им.
Мельникова, а бизнес (в первую очередь, Компании Металл Профиль, «Руукки Рус» и др.) со своей стороны обеспечил информационную поддержку и финансирование.
Межгосударственный ГОСТ на трехслойные сэндвич панели (ГОСТ 32603-2012) был принят и опубликован в 2014 году.
Работа над ним заняла почти 3 года, поскольку требовала поиска консенсуса между интересами производителей, в частности, по методике расчёта несущей способности ТСП.
Помимо основных нормируемых параметров трёхслойных сэндвич-панелей, в стандарт вошла специально разработанная методика их испытаний на прочность.
Она проходила «обкатку» на примере разработанных и запущенных к этому времени ТСП специального назначения серий Agrarium, Industrium и Sterilium производства Компании Металл Профиль, предназначенных для использования в сельскохозяйственном и промышленном строительстве, а также в строительстве особо чистых объектов фармацевтической, химической, пищевой и микроэлектронной индустрии.
«Новый ГОСТ регламентирует качество продукции, производимой только на автоматизированных линиях последних поколений.
В первую очередь он был необходим для того, чтобы выделить в отдельный, находящийся вне современного рынка сегмент продукцию тех производителей, кто до сих пор применяет устаревшие технологии ручного и полуавтоматического производства, а значит, не может обеспечить требуемых эксплуатационных характеристик панелей.
В ту же категорию попала продукция производителей, использовавших некачественное сырьё.
Таким образом, если раньше ТСП с самыми разными характеристиками конкурировали между собой только по цене (причём покупка дорогой продукции не гарантировала её долговечности и прочности), то сейчас ГОСТ разделил рынок на две части, обеспечив минимальный уровень качества продукции, которая ему соответствует. Так что у потребителя появился выбор, за что и сколько платить», – подводит итог Андрей Некрашевич (Компания Металл Профиль).
Существующую систему строительной стандартизации нельзя назвать совершенной. Её предстоит дорабатывать и развивать. Но практика показывает, что оптимальный подход, позволяющий одновременно и быстро адаптировать новые технологии и контролировать строительство, лежит где-то между полностью добровольным и обязательно-принудительным подходами к стандартизации.