Противодействие легализации преступных доходов.

Расчетные счета используются ИП для безналичных операций: расчетов с партнерами, выплаты зарплат, компенсаций, получение платежей от клиентов. При блокировке расчетного счета индивидуальному предпринимателю становится невозможным вывести, снять наличные или перевести деньги. Это сказывается на работе ИП и ведет к финансовым потерям.

Причины блокировки могут быть разные — как серьезные нарушения, так и случайные ошибки предпринимателей. Например, вы ошиблись при оформлении документов, в платежке или просто не сообщили банку об изменении данных.

В соответствии с 115 -ФЗ, требованиями Росфинмониторинга, банк вправе приостановить операции на вашем расчетном счете при подозрении в незаконной деятельности, участие в сомнительных сделках, уходе от налогов и отмывании средств.

Как избежать подобных ситуаций расскажем в этой статье.

Банки контролируют доходы и денежные операции организаций, руководствуясь 115-ФЗ от 7 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Подробно о всех возможных причинах блокировки счетов описаны в методических рекомендациях (утв. Банком России 21.07.2017 N 18-МР).

Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные из них:

✔️ Налоги и прочие платежи в бюджет составляют меньше 0,5% — 1 % от оборота.

115 -ФЗ обязывает банки проверять суммы отчислений в бюджет. В методических рекомендациях №10-МР ЦБ РФ указано, что налоговые платежи должны быть не менее 0,5% от всех поступлений на ваши счета за год.

В некоторых банках этот лимит составляет до 1%. Возможно, ваш счет не заблокируют сразу и станут выяснять причину низких отчислений. Вам потребуется аргументировать данную ситуацию.

Возможно, несколько расчетных счетов в разных банках и др.

✔️ Перевод и снятие крупных сумм (более 600 000 рублей).

Банковская операция свыше 600 тысяч рублей подлежит обязательному контролю, сведения о ней передается в Росфинмониторинг. В соответствии со 6 ст.

115-ФЗ контролю также подлежат все сделки с недвижимостью стоимостью от 3 миллионов рублей и выше, вывод более 100 000 рублей с баланса мобильного телефона и некоторые другие операции.

Контроль предполагает рассмотрение правомерности проводимой банковской операции. В случае выявления фактов нелегальности или отмывания денег, счет заблокируют.

✔️ Отсутствие экономического смысла у банковской операции.

Если банк посчитает, что банковская операция лишена экономического смысла, то в соответствии с п.5.2 ст.7 №115-ФЗ банк заблокирует счет. Допустим, вы торгуете обувью, а с вашего счета перечисляются деньги, например, на покупку продуктов питания. Операция, не соответствующая вашему виду деятельности по ОКВЭД, может банком расцениваться как подозрительная сделка.

В этом случае банк вправе запросить в течение 3-х дней список документов для обоснования правомерности произведенного платежа.

✔️ Сомнительные операции.

Одна из причин заморозки расчетного счета — это разного рода сомнительные операции ( крупные валютные переводы, незаконные доходы, постоянные переводы на карты физ.лиц, легализация денежных средств, полученных преступным путем и др.). Федеральным законом 115 в п. 11 ст. 7 Закона определены признаки сомнительных операций, например:

  • Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее уставом;
  • Отказ в предоставлении запрошенных банком документов и информации, которые необходимы банку для выполнения требований законодательства в сфере действия Закона № 115-ФЗ и др.

✔️ Отсутствие уведомления при изменениях в учредительных документах.

При смене руководителя или любых других сведений в учредительных документах, в обязательном порядке подается уведомление. Иначе возникает основание для блокировки счета.

✔️ Недостоверные сведения в ЕГРЮЛ ( Единый Государственный Реестр Юридических Лиц).

К примеру, вы указали юридический адрес предприятия, по которому фирма номинально числится. Для проверки данных налоговой достаточно отправить на юридический адрес письмо и исключить компанию из ЕГРЮЛ, заблокировать расчетный счет без права восстановления в случае неполучения ответа в течение 6 месяцев.

✔️ Взыскание долга по исполнительному листу.

К примеру, у вас образовались долги перед поставщиками. Если ваши партнеры подали в суд, высока вероятность, что судебное решение будет о взыскании долга путем ареста счетов и банк их заблокирует.

✔️ Подозрение в отмывании денег.

Если на ваш расчетный счет поступают большие суммы в иностранной валюте, или со счета часто переводятся деньги частным лицам и предприятиям. Например, вы работаете один без сотрудников, нет оборудования, арендной платы. При этом через счет организации проходят миллионы рублей в месяц, активно что-то закупается, продаются товары или услуги.

✔️ Связь с экстремистскими организациями.

Это касается перевода средств на счета лиц, деятельность которых признана экстремистской или террористической. Банк блокирует счет на двое суток с целью финансового аудита.

Сотрудники банка, как правило, ознакомлены с перечнем стран, компаний и лиц, которые подозреваются в отмывании денег, полученных преступным путем или в содействии терроризму.

Они находятся на особом контроле и если вы оказываете им финансовые услуги, это чревато в лучшем случае расторжением договора банковского обслуживания и закрытием счета.

Если банк ошибся и вы ничего не нарушали, но счет так и не разморозили, вы можете составить жалобу в Национальный банк или иск в суд.

Так или иначе, всегда есть смысл проверять контрагентов, с кем совершаете сделку. Если они находятся на особом контроле, то судебная практика показывает, что решение будет не в пользу вас и станет причиной отказа вашего прошения.

Можно ли забрать средства с арестованного р/с?

При блокировке карты или счета , денежные средства перевести или вывести не получится. Только при устранении нарушений банк разблокирует счет и вы сможете распорядиться деньгами. Иногда это может затянуться, если кроме самого банка задействованы другие службы — например, налоговая, судебные органы.

Как разблокировать расчетный счет?

Каждый случай рассматривается индивидуально:

  • Если вы не согласовали изменения в учредительных документах, предоставьте бумаги, которые подтвердят внесенные изменения.
  • Если директора вашей организации подозревают в номинальном управлении, оспорьте это мнение, предоставив соответствующие доказательства.
  • Если счет заблокировали из-за недействительного юридического адреса, предоставьте документ, где указан ваш действительный юридический адрес.
  • Если у вас задолженность перед налоговой инспекцией, либо погасите задолженность, либо предоставьте документы о неправомерности взыскания долга.

Так или иначе, при блокировке расчетного счета незамедлительно обращайтесь в банк и выясняйте причины ареста. Банк предоставит сведения и на их основании предпринимайте дальнейшие действия.

Немало случаев, когда блокировка счета происходит по ошибке банка, налоговой инспекции. Если с вашей стороны нарушений нет, следует обратиться в суд, и дождаться его положительного решения.

Рекомендации, как взаимодействовать с банками, чтобы минимизировать случаи блокировки счета

Итак, попасть в черный список банка, может любой предприниматель.

Для минимизации риска блокировки счета:

  1. Будьте готовы в любой момент предоставить документы, подтверждающие легальность денежных переводов.

  2. Платите налоги с того же расчетного счета, который вы используете в бизнесе, в том числе, для перевода денег на свои пластиковые карточки. Храните налоговые декларации для предоставления банку в случае блокировки счета.

  3. Не используйте персональную банковскую карту для оплаты за услуги в бизнесе. На практике не исключено, что множество услуг приходится оплачивать наличными. Однако, это чревато блокировкой счета.

    К примеру, бизнесмен каждый день обналичивает деньги на свою пластиковую карточку, а потом их перечисляет физическим лицам, за оказанные ими услуги.

    Это чревато не просто временной блокировкой счета, но и попаданием в черный список банка и прекращением расчетно — кассового обслуживания.

  4. Будьте в тесном контакте с банковскими работниками. Спрашивайте при любом возможном случае, как правильно провести банковскую операцию. Для лояльного отношения к вам, поздравляйте с праздниками сотрудников. Приглашайте к себе в офис, чтобы сотрудники убедились, что вы не имеете отношение к терроризму и экстремизму.

  5. Не обналичивайте больше 80% денег на счету, это сразу приведет к блокировке счета, согласно Письма Банка России от 26 декабря 2005 года №161-Т.

  6. Будьте аккуратнее с перечислением денег взаимозависимым лицам. Банк вправе заблокировать доступ к программе «Клиент-банк», если компания перечисляет деньги компании-учредителю, директору, между фирмами холдинга группы компаний.

    Чтобы этого избежать, заранее готовьте письменные объяснения и уведомляйте банки. Более того, согласуйте со специалистами банками, как правильно подготовить такую форму — обоснование, чтобы Росфинмониторинг не выявил причин для блокировки счета.

  7. Не делайте транзитных операций, как только деньги поступили на ваш счет. При периодических транзитах денежных средств, в соответствии с Письмом Банка России от 31 декабря 2014 года №236-Т, высока вероятность блокировки счета.

    Конечно, если вы предоставите доказательства правомерности ваших переводов, вас разблокируют. Но вы потратите много времени для предоставления доказательств: счет-фактур и других документов по каждой операции.

    Проще после поступления денег на счет, подождать двое или трое суток, прежде чем сделать перевод.

  8. Обязательно подробно опишите назначение платежа. Если банкиры считают, что в той или иной транзакции, операции нет никакого экономического смысла, то они имеют право заблокировать счет на основании п.5.2 ст.7 №115-ФЗ.

    Для обоснования экономического смысла, в платежных поручениях, в назначении платежа пишите всю информацию максимально подробно.

    Наименование товара, работ, услуг, номера, даты договоров, любую другую информацию, которая может убедить банк в правомерности данной операции.

  9. Не меняйте часто юридический и фактический адрес организации. Блокировка неизбежна на основании Письма Банка России от 7 июня 2016 года №014-12-1/4406.

Читайте также:  Расчет пенсии для ип: как самому посчитать на упрощенке и енвд без работников

Знаете ли вы, что можете экономить на эквайринге?

Чтобы принимать оплату картами, кроме эквайринга, можно использовать СБП (систему быстрых платежей). Для СБП не нужен терминал эквайринга, достаточно онлайн-кассы, которая поддерживает такой способ приема оплаты.

Так, на любой МТС Кассе кассир в один клик выведет на экран QR-код или добавит его в чек. Покупатель через приложение своего банка, установленного на смартфоне, считает код и переведет деньги за покупку.

Использование СБП помогает экономить не только на терминале, но и на комиссиях. Так, за СБП банки в среднем берут 0,4 ─ 0,7%, а за эквайринг 1,9 ─ 2,5%.

Противодействие легализации преступных доходов. Узнать подробнее

Резюмируем

С принятием 115 — ФЗ участились случаи блокировки расчетного счета банком, который имеет для этого имеет все полномочия. Арест счета останавливает финансовые операции и создает сложности в бизнесе.

Для снижения вероятности блокировки счета, следуйте рекомендациям и ведите грамотный документооборот.

В случае блокировки незамедлительно обращайтесь в банк, выясняйте причины блокировки и принимайте меры по снятию блокировки.

19.03.2021

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется подозрительными операциями.

  • Для государства борьба с подозрительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с подозрительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем подозрительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как подозрительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление подозрительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки таких операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

С 1 июля 2022 года начала работать платформа для банков «Знай своего клиента» — система, которая предоставляет необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций потенциальных и существующих клиентов. Платформа позволит сократить издержки банков и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 06.07.2022

Отмывание денег, денежных средств, грязных денег, борьба с отмыванием денег, противодействие отмыванию денег

Противодействие отмыванию денежных средств – комплекс мероприятий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и пресечение финансовых потоков, предназначенных для террористической деятельности.

В России действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ.

Согласно этому закону, о любой операции организации или частного лица на сумму свыше 600 тыс. рублей и о каждой сделке с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей сотрудники компании или банка обязаны доложить в специализированный государственный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Кроме этого, закон запрещает банкам открывать счета на предъявителя, а также переводить денежные средства на сумму более 30 тыс. рублей и менять валюту на сумму более 15 тыс. рублей без предъявления паспорта.

Отслеживанием движения денежных средств занимаются не только банки. Существует перечень компаний, которые также должны докладывать о трансакциях своих клиентов. К таковым относятся инвестиционные, страховые компании, предприятия, специализирующиеся на купле-продаже ювелирных изделий, агентства недвижимости и другие.

Отмывание денежных средств в России считается уголовным преступлением и подпадает под статью 174 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание по которой составляет 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей.

При этом подобные жесткие меры применяются не только в России, но практически во всех развитых странах. Так, в Великобритании невозможно открыть банковский счет за один день. Примерно неделю банк будет проверять своего клиента.

В Великобритании действует закон об отмывании денег, называемый Proceeds of Crime Act 2002, согласно которому за это преступление полагаются срок до 14 лет тюрьмы и неограниченный штраф, то есть по усмотрению судьи.

Банковский служащий или сотрудник инвестиционной компании обязан докладывать обо всех подозрительных операциях. Если он этого не сделает, то для него предусмотрено наказание в виде 7 лет заключения и неограниченного штрафа.

Более того, если директор компании не организовал процедуру отслеживания сомнительных сделок, то ему могут присудить 2 года тюрьмы и штраф.

Как правило, законодательство о противодействии отмыванию денежных средств нацелено прежде всего на пресечение финансовых потоков террористов и наркодилеров и никак не затрагивает операции законопослушных граждан. Однако следует понимать, что информация обо всех сделках, превышающих определенную сумму, становится известна соответствующим органам.

Материалы по теме:

Читайте также:  Подача нулевой декларации ип: как и когда сдавать отчетность в налоговую

Всероссийская перепись отмывания

Закон 115-ФЗ о противодействии легализации доходов — основные положения — Сбербанк

  3 МИН

15 заповедей 115-ФЗ

Как посланник Росфинмониторинга, банк несёт в массы предписания о том, как вести бизнес легально. Следуйте этим принципам во имя прозрачности операций по счёту — и будет вам рай на земле доверие банков и налоговой.

Не проводите транзитные операции, не свойственные бизнесу и не ведущие к поставкам и предоставлению услуг.

Докажите банку, что ведёте реальную деятельность: оплачиваете аренду и жилищно-коммунальные услуги, перечисляете зарплаты сотрудникам. Узнайте, какие документы помогут это подтвердить.

Не снимайте наличные «на прочие цели» часто, используйте преимущественно безналичные расчёты.

Перечисляйте налоги напрямую с расчётного счёта. Сразу после оплаты налогов запрашивайте справку, чтобы предоставить её в срок, если банк пришлёт запрос на подтверждение операций.

Не снимайте деньги с расчётного счёта в день, когда они поступили. По возможности подождите 1—2 дня.

Не открывайте краткосрочные вклады для снятия наличных.

Не переводите деньги в другие банки без видимых оснований на невыгодных условиях.

Не рассчитывайтесь с подрядчиками наличными, если общая сумма платежа превышает 100 тысяч рублей в рамках периода действия договора.

Не снимайте с банковской карты более 100 тысяч рублей в сутки.

Заполняйте назначения платежей подробно и без ошибок.

Актуализируйте выбранные коды ОКВЭД. Все платежи должны им соответствовать.

Проверяйте достоверность сведений в единых реестрах (ЕГРЮЛ или ЕГРИП).

Проверяйте контрагентов на сайте налоговой, в сервисе СберБизнеса, «Моё дело-бюро», «Спарк», «Контур-фокус».

Храните первичные документы, которые подтверждают законность операций: договоры, соглашения, спецификации, накладные и т.д.

Получив запрос от банка, оперативно выходите на связь и предоставляйте запрашиваемые документы в срок.

  • Материал подготовлен совместно с образовательной платформой «Деловая среда», где можно скачать ещё 25 чек-листов для развития бизнеса.
  • Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис «Риск блокировки», а проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев — «Комплаенс-помощник».
  • Статью актуализировали 10 марта 2022.

Современная система мер противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов в России

Традиционно в теории криминологии предупреждение преступности рассматривается на общесоциальном, специальном и индивидуальном уровнях[1].

Применительно к теме нашего исследования будет рассмотрено предупреждение легализации преступных доходов на первых двух уровнях.

Рассмотрение на индивидуальном уровне в данном случае не будет иметь большого значения исходя из того, что стоит задача выявить проблемы предупреждения легализации на уровне целого, а не частного (отдельного преступления).

Под общим предупреждением преступности (общесоциальным) понимается вся совокупность мер и мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества в различных сферах (экономической, духовной, политической и т.д.).

Под специальным (криминологическим) предупреждением преступности понимается комплекс мер, направленных на борьбу с преступностью, который осуществляется органами, имеющими среди нормативно определенных функций связанные с борьбой с преступностью[2].

Глубинными причинами преступности в целом, в том числе и легализации преступных доходов, являются отношения в экономической сфере. Следовательно, позитивное воздействие на экономические отношения в той или иной мере предупреждает преступность в целом.

При этом большое значение имеет проводимая государством экономическая политика, прежде всего, экономические реформы.

Проведение правильной экономической политики является одной из важнейших функций современного государства и включает в себя деятельность по стабилизации экономических процессов общества, в том числе правовыми средствами.

Соответственно, проблема противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов напрямую связана в позитивными тенденциями в экономике.

В настоящий момент в условиях экономического кризиса повышается число традиционных предикатных преступлений к легализации (отмыванию) преступных доходов, таких как коррупционные преступления, преступления против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности, преступления в сфере незаконного оборота наркотиков и т.д. Следует заметить, что повышение числа предикатных преступлений является естественным процессом, который обусловлен кризисными явлениями в экономической сфере. Такая корреляция уровня преступности и уровня развития экономических отношений характерна для практически любого государства. Легализация (отмывание) преступных доходов является вторичной преступной деятельностью. Соответственно, повышение числа потенциальных предикатных преступлений ведет к росту отмываемых преступных доходов. При этом причины роста числа отдельных предикатных преступлений различные, но в той или иной мере связаны с экономическими процессами. В этой связи только выход из экономического кризиса и переход к постепенному и плавному экономическому росту будет способствовать сокращению числа предикатных преступлений. Разумеется, для каждой из групп предикатных преступлений необходимы также специфические (специальные) меры предупреждения. Следовательно, сокращение числа предикатных преступлений к легализации (отмыванию) преступных доходов автоматически повлечет за собой «снижение спроса» непосредственно на легализацию преступных доходов.

Таким образом, ввиду того что легализация (отмывание) преступных доходов является вторичной преступной деятельностью, проблема ее предупреждения на общесоциальном уровне напрямую связана с предупреждением традиционных предикатных преступлений к легализации (отмыванию) преступных доходов. Следовательно, устранение глубинных причин предикатных преступлений позволит снизить «запрос» на легализацию (отмывание) преступных доходов.

С другой стороны, борьба с легализацией (отмыванием) преступных доходов как вторичной преступной деятельностью позволяет более эффективно противодействовать уже предикатным преступлениям, так как если виновный в совершении предикатного преступления будет лишен возможности свободного распоряжения преступными доходами (а для таких преступлений, как коррупционные преступления, преступления против собственности и т.д., это является обязательным условием), то совершение предикатного преступления теряет смысл.

Поэтому противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов следует рассматривать в цепочке «предикатное преступление — легализация (отмывание) преступных доходов». Соответственно, в этой взаимосвязи противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов является одновременно борьбой с предикатным преступлением.

Однако такая цепочка может быть увеличена за счет последующего преступления, т.е. случаев полного криминального цикла, состоящего из предикатного преступления, легализации (отмывания) преступных доходов и последующего преступления.

В таком случае борьба с легализацией (отмыванием) преступных доходов становится одновременно противодействием последующему преступлению. При этом такое преступление может быть весьма опасным.

В современной мировой практике широко известны случаи, когда доходы от торговли наркотиками затем легализовались, направлялись в европейские страны и там использовались для финансирования террористической деятельности.

В связи с этим с точки зрения всей криминальной цепочки от предикатного преступления к последующему преступлению выделяются специальные меры противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, включающие в себя следующие основные группы мер:

а) меры нормативно-правового регулирования.

Новая версия «антиотмывочного» закона: каким клиентам банки откажут в совершении операций

В «антиотмывочный» закон внесены поправки, согласно которым банки обязаны распределить своих клиентов по степени риска совершения подозрительных операций. Тем, кто попадет в группу высокого риска, не разрешат снимать наличные и делать переводы. Кроме того, их могут исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. О том, как не попасть под санкции, читайте в нашей статье.

Новшества утверждены Федеральным законом от 21.12.21 № 423-ФЗ. Основной блок изменений внесен в Федеральный закон от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Главное новшество заключается в том, что банковских клиентов распределят по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций:

  • низкая степень;
  • средняя степень;
  • высокая степень.

Узнать ОКВЭДы, систему налогообложения и доходы вашего контрагента

Подозрительные операции — это операции с деньгами и иным имуществом, предположительно совершаемые с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и с целью финансирования терроризма. Соответствующее определение появится в статье 3 Закона № 115-ФЗ.

Определять группу риска будут дважды. Первый раз это сделает банк, который обслуживает клиента. Такая обязанность появилась у кредитных организаций с марта 2022 года. Второй раз — Центробанк (с июля 2022 года).

Как банк оценит степень риска

Начиная с марта 2022 года, кредитные организации оценивают степень риска совершения подозрительных операций при приеме клиентов на обслуживание, а также в процессе обслуживания.

Как банки определяют степень риска? Четких критериев в законе не прописано. Известно лишь, что банкиры должны проводить оценку клиентов «…в том числе с учетом результатов национальной оценки рисков, характера и видов их деятельности, характера используемых ими продуктов (услуг)…». Об этом сказано в новом подпункте 3.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Распределять клиентов по группам, исходя из степени риска совершения подозрительных операций, будут не только кредитные организации. В марте 2022 года аналогичная обязанность появилась, в частности, у нотариусов и адвокатов. А также у лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

Им предписано определять степень риска, если они по поручению или от имени клиента совершают определенные сделки. Например, покупают или продают недвижимость, управляют ценными бумагами, банковскими счетами и проч.

Добавим, что обслуживающие бухгалтерии, аудиторские, страховые компании и ряд других организаций обязаны регулярно проверять своих клиентов и отказывать в обслуживании тем, кто попал в «черные» списки ЦБ РФ или Росфинмониторинга.

Читайте также:  Как доказать факт гражданства РФ

Проверить потенциального или действующего контрагента можно с помощью сервиса «Контур.Призма». Подробнее см. ««Антиотмывочный» закон: о чем спрашивают бухгалтеры».

Получить демодоступ к сервису Контур.Призма

Как ЦБ оценит степень риска

С июля 2022 года кредитные организации будут обязаны передавать в Центральный банк сведения о клиентах — организациях и предпринимателях с указанием их ИНН. В свою очередь Центробанк проведет собственную оценку степени риска этих лиц и определит одну из трех групп (новая ст. 7.6 Закона № 115-ФЗ).

При оценке риска ЦБ учтет, в частности, сведения: о видах и характере деятельности клиентов; операциях по их счетам; их учредителях, участниках и руководителях; аффилированности с другими компаниями или ИП, которые проводят подозрительные операции; количестве счетов, вкладов или депозитов и др. Это следует из новой статьи 9.1 Федерального закона от 10.07.

02 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (внесена Законом № 423-ФЗ).

Каждая кредитная организация вправе решить, использовать или нет информацию о группах риска, назначенных Центробанком для ее клиентов — юрлиц и ИП. Принятое решение необходимо отразить в правилах внутреннего контроля банка.

Что ожидает клиентов с низкой степенью риска

С марта 2022 года банки не могут отказывать юрлицам и ИП с низкой степенью риска (присвоенной кредитной организацией):

  • в заключении договора банковского счета или вклада. Данное правило должно выполняться, даже если компанию (ИП) заподозрят в том, что счет (вклад) нужен для отмывания доходов и финансирования терроризма. Ранее запрещалось отказывать в заключении договора только клиентам-физлицам.
  • в расторжении договора банковского счета (вклада), даже если в течение года банк два раза и более отказывал в совершении подозрительной операции. Ранее такой запрет действовал только в отношении физлиц.

Соответствующие изменения внесены в пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

С июля 2022 года кредитные организации в общем случае станут обновлять информацию о клиентах с низкой степенью риска (их представителях, бенефициарах, выгодоприобретателях) один раз в три года. Сейчас подобные сведения обновляются чаще, а именно один раз в год.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

С июля 2022 года начнет действовать правило, согласно которому банки в общем случае не смогут отказывать клиентам с низкой степенью риска в осуществлении некоторых переводов (см. табл.).

Нарушить данное правило и отказать в переводе разрешено только при наличии подозрений в отмывании денег или финансировании терроризма. Тогда не позднее следующего рабочего дня банк должен повысить клиенту степень риска (п.

 2 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Таблица

Переводы, в осуществлении которых банк не вправе отказать клиенту (в общем случае)

ОтправительПолучатель
Юрлицо или ИП с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации) Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в этом же банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке кредитной организации).
Юрлицо или ИП, открывшее счет, вклад или депозит в другом банке на территории РФ и отнесенное к группе с низкой степенью риска (по оценке ЦБ).

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Что ожидает клиентов со средней и высокой степенью риска

Если кредитная организация присвоила компании или ИП средний, либо высокий уровень риска, с июля 2022 года банк вправе (но не обязан):

  • отказать в заключении договора банковского счета (вклада);
  • отказать в совершении подозрительной операции;
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада), если в течение календарного года клиенту два раза и более было отказано в совершении подозрительных операций (п. 3 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ).

Более жесткие правила установлены для тех, кого и кредитная организация и Центробанк отнесли к группе высокого риска. В отношении таких юрлиц и ИП банк обязательно примет следующие меры.

  1. Не станет: списывать деньги со счета (вклада, депозита); выдавать наличные; уменьшать остаток электронных денежных средств; делать переводы с использованием сервиса быстрых платежей; совершать операции с иным имуществом.
  2. При расторжении договора банковского счета (вклада, депозита) в общем случае не отдаст остаток денег со счета и не переведет его на другой счет клиента, либо иного лица.
  3. Лишит клиента возможности пользоваться электронным средством платежа.

Но предусмотрены исключения. Даже если корпоративный клиент причислен к группе высокого риска (по оценке кредитной организации и ЦБ), некоторые операции ему все же позволят совершать. Например, перечислять налоги, страховые взносы и иные обязательные платежи в бюджет.

Также он сможет переводить работникам зарплату в определенных пределах, погашать расходы на ликвидацию и проч. Предпринимателю разрешат совершать операции для обеспечения себя и членов своей семьи без самостоятельного источника дохода — из расчета 30 тыс. руб. в месяц на каждого.

Но эти и другие операции будут возможны только в том случае, если они не вызовут у банка подозрения. Данные новшества прописаны в пунктах 5 и 6 новой статьи 7.7 Закона № 115-ФЗ.

Рассчитывайте зарплату с учетом повышения МРОТ с 1 июня Рассчитать бесплатно

Что может предпринять клиент с высокой степенью риска

Организации и ИП с высокой степенью риска могут обратиться с заявлением об отсутствии оснований для применения перечисленных выше ограничительных мер (отказа выдать наличные, списать деньги со счета и проч.). На это отводится 6 месяцев с момента, когда клиент узнал о присвоении ему высокой степени риска.

Заявление нужно направить в специальную межведомственную комиссию. По результатам рассмотрения заявления может быть вынесено решение об отсутствии оснований для применения ограничительных мер. В этом случае банк обязан отменить такие меры и понизить клиенту степень риска.

Если комиссия оставит ограничительные меры в силе, у организации или ИП останется еще одна возможность отстоять свои права — обратиться в суд. Направить иск в суд, минуя процедуру подачи заявления в межведомственную комиссию, нельзя (п. 1 — 3 новой ст. 7.8 Закона № 115-ФЗ).

Заказать электронную подпись для дистанционной подачи документов в суд Получить через час

Кого исключат из реестра юрлиц и ИП

Клиентов с высокой степенью риска могут принудительно исключить из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Это произойдет в случае, если компания (или предприниматель):

  • пропустит срок для обращения в межведомственную комиссию;
  • получит отрицательное решение межведомственной комиссии и не обжалует его в суде;
  • обжалует отрицательное решение, но суд оставит его в силе.

В каждом из перечисленных случаев Центробанк направит в ФНС сведения, необходимые для исключения организации или ИП из соответствующего госреестра. Данная норма новой статьи 7.8 Закона № 115-ФЗ будет применяться с октября 2022 года.

Что такое отмывание денег. Объясняем простыми словами

Представим, что у торговца оружием или наркотиками или просто расхитителя госсобственности скопилась дома куча наличных денег. Положить её в банк нельзя: налоговая заинтересуется.

Купить частный самолёт или даже какую-нибудь небольшую яхту — тоже. Деньги есть, уже и класть их некуда, а пользоваться ими нельзя.

Приходится организовать себе какой-нибудь выигрыш в лотерею или хитро вложить в легальный бизнес, чтобы их следы там затерялись.

«Более трети москвичей (37% опрошенных) назвали основной целью программы реновации в столице отмывание денег строительными компаниями. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведённого ВЦИОМом».

(Из новости 2017 года.)

Выражение появилось в 1920-е в США: считается, что американская мафия в то время открывала прачечные, чтобы легализовать незаконные доходы. Никаких достоверных свидетельств этому нет, но термин стал широко использоваться.

Способы отмывания денег весьма разнообразны, фантазии и креатива преступникам не занимать. Например, для легализации грязных денег можно использовать кино: так, известный фильм «Волк с Уолл-стрит» засветился в подобном скандале. Этот способ активно применялся и в России: в девяностые ОПГ тесно взаимодействовали с независимыми киностудиями.

Для отмывания денег также используют видеоигры: преступники покупают игровую валюту, используя украденные данные чужих банковских карт, а потом продают её игрокам за реальные деньги.

«Панамское досье» (утечка конфиденциальных документов панамской юридической компании Mossack Fonseca в 2015 году) вызвало большую волну разоблачений.

Выяснилось, что владение акциями офшоров лично или через трасты и фонды тоже может скрывать преступные доходы. Поэтому банки и брокеры ужесточили проверку клиентов. Их задача — определить конечных бенефициаров офшоров и источник их дохода.

Если подтвердить происхождение имущества не представляется возможным, такому клиенту отказывают в совершении операции.

Для борьбы с такой практикой в России действует специальный «антиотмывочный закон» (115-ФЗ). Согласно ему, под колпаком финансовых властей оказываются все банковские сделки бизнеса с наличными на сумму от 600 000 рублей. Если финмониторинг заподозрит неладное, он заблокирует предпринимателю счёт. Закон постоянно ужесточают.

Помимо этого, Центробанк анонсировал для банков платформу, на которой будет оценивать благонадёжность компаний и распределять заёмщиков по трём зонам: зелёной, жёлтой и красной. Фирмы, которые попадут в последнюю, отрежут от обслуживания.

Ссылка на основную публикацию